История создания
Первые идеи по разработке вертолёта КА-62 (точнее, Камов-62) приходятся ещё на середину 1980-х годов. В 1990 году проект был заморожен. Это было начало экономически и политически сложного периода для нашей страны. Чтобы превратиться в законченную модель КА-62 понадобилось гораздо больше времени, чем можно предположить. В 90-х годах прошлого века многочисленные презентации макета вертолёта в целях найти инвесторов или организовать совместное предприятие заканчивались неудачами. Возобновились работы только в 2011 году. Первый тестовый полёт состоялся 28 апреля 2016 года в Приморском крае. Воздушное судно справилось с испытаниями на «отлично». Лётное тестирование заключалось в отрыве от земли, зависании и рыскании. Это позволило проверить функционирование всех бортовых систем и надёжность электроснабжения.
Напомним, что ранее планировалось полностью запустить КА-62 в эксплуатацию в 2013 году, затем в 2015. Однако модель в ходе испытаний требовала ряда доработок. Это связано с необходимостью соблюсти все международные нормы надёжности, качества и техобслуживания. Сегодня интерес к КА-62 проявляют многие зарубежные покупатели. Это не только Европа, но и страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Российское Министерство обороны также рассчитывает принять этот вертолёт на вооружение.
Основные характеристики Ми-8
Максимальная взлетная масса вертолета составляет 12000 (13000) кг. Максимальная скорость 250 км/ч. Практический потолок 4500 м. Практическая дальность 480 км. Нагрузка может состоять из 4000 кг в грузовой кабине или 3000 кг на внешней подвеске. Пассажирский вариант рассчитан на перевозку 24 пассажиров. В различных десантно-транспортных модификациях вертолет может вместить около 30-ти солдат или 12 раненых на носилках с сопровождающими.
Полный список характеристик вертолета и модификаций.
Военный вариант:
Экипаж — 3 человека.
Максимальная взлетная масса — 13 000 кг.
Двигатель ГТД Климов ТВ3‑117 — 2.
Мощность — 2 на 1620 кВт.
Длина — 18,424/25,352 м.
Высота — 4,756/5,552 м.
Максимальная скорость — 250 км/ч.
Практическая дальность полета — 950 км.
Практический потолок — 5000 м.
Полезная нагрузка — до 24 солдат или 12 носилок с сопровождающими или 4000 кг груза.
Ми-8 видео
Вертолет Ми-8. Галерея.
История создания
Перспективный Российский вертолёт Ка-62 позиционируется как гражданский вариант военной машины Ка-60 в классе 6,5 тонн. Работы по этому проекту начались в тяжёлое для России время — в 90-е годы. Гражданская модификация сохранила все особенности конструктивной разработки военной модели, вплоть до силовой установки из двух двигателей РД-600.
После демонстрации на МАКС-1995 макета вертолёта в натуральную величину, из-за тяжёлого финансового положения в стране дальнейшая разработка проекта прекратилась. Только лишь спустя полтора десятка лет с начала разработки, новая конструкция машины в макетированном виде была показана на авиационной выставке HeliRussia 2012.
Turbomeca Ardiden 3G
Основная компоновочная схема вертолёта осталась незатронутой, изменения внесли в конструкцию шасси и отсека силовой установки, где были установлены вместо отечественных РД-600 французские двигатели Turbomeca Ardiden 3G с трансмиссией из Австрии фирмы Zoerkler. Испытания 2013 года показали необходимость доработок модели, военная модификация вертолёта в 2014 году должна была проходить пробные полёты.
Гражданская версия машины первый установочный полёт произвела 28 апреля 2016 года. Вечером этого дня вертолёт оторвался от земли и был опробован в режиме висения с изменениями профиля полёта по курсу и тангажу, после чего благополучно приземлился и зарулил на стоянку. Строительство новых машин Ка-62 будет развёрнуто на базе холдинга «Прогресс», где собирают саму конструкцию и устанавливают двигатели, а несущие и рулевые винты производят в ОАО «КумАПП».
Лётно-технические характеристики
Три проекции первого лётного прототипа Ка-60.
Источник данных: «Ассоциация вертолётной индустрии».
- Технические характеристики
- Экипаж: 1—2 человека
- Пассажировместимость: 14 десантников или 6 раненых на носилках
- Грузоподъёмность
на внешней подвеске: 2500 кг
: 2000 кг
- Длина: 13,25 м (фюзеляжа)
- Диаметр несущего винта: 13,50 м
- Диаметр рулевого винта: 1,40 м
- Высота: 4,10 м (фюзеляжа)
- Максимальная взлётная масса: 6500 кг
- Силовая установка: 2 × ТВаД РД-600
- Мощность двигателей: 2 × 1300 л. с.
(2 × 956 кВт)
- Вспомогательная силовая установка: 1 × ГТД АИ-9
- Габариты грузовой кабины: 3,30 × 1,75 × 1,30 м
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 300 км/ч
- Крейсерская скорость: 265 км/ч
- Практическая дальность: 700 км
- Статический потолок: 2100 м
- Динамический потолок: 5150 м
- Вооружение
- Точки подвески: 3
- 1 подфюзеляжный узел подвески системы транспортировки грузов
- 2 узла на боковых держателях, устанавливаемых по обеим сторонам фюзеляжа
История
Вертолет В-8 первоначально создавался специалистами опытно-конструкторского бюро (ОКБ) Государственного авиационного завода №329 (ныне – ОКБ Московского вертолетного завода им. М. Л. Миля) в рамках проекта модернизации многоцелевого вертолета Ми-4, разработанного в начале 1950-х годов. Усовершенствованную машину планировалось оснастить газотурбинным двигателем вместо поршневого, улучшить эргономику и повысить грузоподъемность. Однако объем изменений, вносившихся коллективом разработчиков под руководством Михаила Миля, оказался весьма обширен. Вскоре стало ясно, что необходимо полностью переработать конструкцию Ми-4, которая повторяла компоновку уже устаревшего на тот момент американского вертолета Sikorsky S-55 Chickasaw.
Получившийся прототип В-8 принципиально отличался от “модернизируемой” машины: силовая установка была перенесена из носовой части в пространство над салоном, кабина пилотов оснащена панорамным остеклением, вместо четырехопорного установлено трехопорное шасси. 9 июля 1961 года в воздух поднялся первый опытный экземпляр В-8 с одним турбовинтовым двигателем АИ-24В и четырехлопастным винтом. 2 августа 1962 года прототип В-8А с двумя двигателями ТВ2-117 и пятилопастным винтом впервые оторвал от земли летчик испытатель Николай Лёшин, а 17 сентября того же года машина совершила первый полноценный полет. Серийное производство Ми-8 стартовало в марте 1965 года на авиазаводе №387 в Казани, в 1970 года к выпуску вертолета приступил завод в Улан-Удэ.
Из военных в гражданские
История Ка-62 начинается в 1980-е годы, когда стало понятно, что сверхуспешный Ми-8 с его грузоподъемностью в 4 тонны нерентабельно использовать при перевозке меньших грузов. До этого с подобными задачами справлялся Ми-4, который к концу 1980-х годов устарел, и после его повсеместного списания ниша грузоперевозок массой около 2 тонн оставалась пустой. Тогда ОКБ Камова приступает к разработке нового армейского вертолета под маркировкой В-60.
Военные поставили задачу широко: кроме транспортировки грузов и людей новая машина должна быть адаптируема под нужды разведки, а также выполнять боевые функции. Первый макет будущего вертолета был создан в 1989 году. Для увеличения скорости полета ОКБ Камова впервые отказалось от традиционной для них соосной схемы. Рулевой винт был выполнен в закрытом виде типа «финестрон». Машина получила название Ка-60. Разведывательная модификация была одобрена военными под названием Ка-60Р, также разрабатывалась палубная версия Ка-60К.
Ка-60 на авиасалоне МАКС-2001
Однако с приходом 1990-х финансирование проекта прекратилось, и разработки пришлось остановить. Часть разведывательно-боевых функций Ка-60 конструкторы отдают новой модели − ударному разведчику Ка-52. Чтобы охватить более широкий спектр рынка, принимается решение на основе военной модели сделать многоцелевой гражданский вертолет Ка-62. Его полноразмерный макет был показан на одном из первых авиакосмических салонов в Москве, но денег на дальнейшее развитие проекта не хватило.
Конструкция Ка-62
Вертолет одновинтовой, с двумя ГТД и наличием трёхпарного шасси. Отличается массовым применением КМ (50% массы всей конструкции). Фюзеляж вертолета характеризируется отличным аэродинамическим профилем. Каркас металлический с продольными балками и шпангоутами. Обшивка состоит из слоистых панелей из КМ и углепластика. В свою очередь, фюзеляж включает в себя четыре секции: кабину экипажа, грузопассажирский отсек, хвостовую балку с вертикальным и горизонтальным оперениями. Для экипажа специально удобно остеклили кабину и вмонтировали силовой фонарный набор из КМ. Двери открываются наружу. Сидение пилота расположено по правую сторону кабины для исключения возможности дублирования органов управления.
Размеры грузопассажирской кабины составляют 3,3 х 1,75 х 1,3 м с наличием больших дверей. Хвостовая балка имеет эллипсовидное сечение, благодаря которому установлен стабилизатор неуправляемого типа. Его размах – 3 метра. В балке установлено вертикальное оперение с профильным каналом для винта. Над ним вмонтирован киль с асимметричным профилем.
Трехопорное шасси убирается, имеется самоориентирующаяся хвостовая опора со сдвоенными колесами. Убирается в хвостовую балку. Опоры работают по типу рычага с азотно-масляными амортизаторами, которые убираются в бок и в перед фюзеляжа. В некоторых модификациях возможна установка баллонетов.
Главный винт четырёхлопастный, крепление лопастей упругое. Корпус втулки создан из стеклоуглепластика. Он разъёмный, а сама втулка состоит из самосмазывающихся подшипников вертикальных шарниров, торсионов из стальных пластин и упругих элементов из стеклопластика. Цельно-композиционные лопасти формируют прямоугольник со стреловидной законцовкой. Лонжерон двухконтурный представлен в форме носка профиля, вдоль которого лежит резиновое покрытие (противообледенительная система). Хорд лопасти – 0,53 м.
В состав силовой установки входят два ГТД РД-600 (взлетная мощность – 955 кВт, крейсерская мощность – 735 кВт). Продуман также чрезвычайный режим мощности. Двигатели находятся в общем обтекателе, воздухозаборники расположены над обтекателем. Они также оборудованы противообледенительной воздушной системой. За регулировку и полное резервирование каналов двигателя отвечает цифровая электронная система. Четырехступенчатый компрессор, кольцевую камеру сгорания и турбину привода объединяет модуль генератора. Свободная и приводная турбины двухступенчатые. Запуск осуществляется при помощи вспомогательной установки АИ-9.
Емкость топливной системы – 1100 л, распределена на четыре мягких бака. Они находятся на дне кабины с подключенными подкачивающими насосами. Трансмиссия состоит из двухступенчатого главного редуктора и хвостового одноступенчатого. Гидравлический рулевой привод системы управления вместе с жёсткими тягами объединён в общий блок и включает загрузочные механизмы. В состав гидросистемы входят две автономные подсистемы. Первая отвечает за подпитку рулевых приводов, а вторая регулирует систему уборки колес.
Описание
В отличие от других «камовских» машин Ка-62 имеет аэродинамическую схему с одним несущим четырёхлопастным винтом и двенадцатилопастным рулевым винтом, помещённым в кольцевой канал на хвостовом оперении вертолёта. Размещение таким образом рулевого винта значительно повышает эффективность его использования и увеличивает экономичность силовой установки.
ka-62 — схема
Интегральная схема фюзеляжа с обводами, уменьшающими сопротивление, также позволяет экономить топливо и большую роль в этом играют композитные материалы, составляющие 60% корпуса, что значительно улучшает весовые характеристики вертолёта.
Недавно подписанный контракт с французской фирмой Turbomeca позволяет оснащать Ка-62 высокоэкономичными двигателями Ardiden 3G с цифровой аппаратурой FADEC, снижающей пилотам практически всю нагрузку по слежению за работой двигателей. Кроме FADEC, экипажу помогают следить за воздушной обстановкой системы GPS и ГЛОНАСС (совместимых с европейской Galileo), входящих в бортовой комплекс навигации.
Конструкция фюзеляжа делится на следующие отсеки: пилотская кабина, отсек для пассажиров и груза, отдел хвостового оперения и хвостовая балка. Стеклянная кабина пилотов защищена органическим птицестойким триплексом и имеет два рабочих места, причём командир может размещаться как на левом сидении, так и на правом, компоновка авионики позволяет осуществлять управление с любого места.
В грузопассажирском отсеке возможно разместить до 14 кресел, посадка и высадка пассажиров осуществляется через широкие боковые двери с обеих сторон, которые сдвигаются в сторону хвостового оперения. Общая нагрузка Ка-62 составляет 2,7 тонны груза, размещение которого возможно внутри грузопассажирской кабины, также и на внешней подвеске.
пассажирский отсек
Оптимальная грузоподъёмность и просторная пассажирская кабина дают потенциальную возможность использования вертолёта в целях воздушного наблюдения и поиска, успешного проведения спасательных операций, применять машину как «воздушный кран» и т.п.
Небольшая грузоподъёмность Ка-62 выбрана не случайно, исследования показали, что Ми-8 мог брать груза 4 тонны, а на 80% выполнял перевозки с загрузкой не более 2,1 тонны и это отрицательно сказывалось на экономической эксплуатации вертолёта.
Машину оснастили современным шасси, разработка такого узла выполнена по принципу комбинированных агрегатов, что значительно облегчает их дальнейшее обслуживание. Шасси Ка-62 позволяет выдерживать посадку с большой вертикальной скоростью и предоставляет возможность выполнять полёты с корабельной палубы.
Внутри Ка-25
Похожее
Ми-28Н Ночной охотник Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История
Вертолет Ми-24 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Ка-52 Аллигатор Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История
Вертолет Ми-8 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета
Вертолет AH-64 Апач Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Ка-50 Чёрная акула Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История
Вертолет Ми-26 Двигатели. Размеры. Грузоподъемность. История. Дальность полета
Вертолет CH-47 Чинук Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ми-2 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ми-6 Грузоподъемность. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Белл UH-1 Ирокез Вооружение. Скорость. Размеры. Двигатель
Вертолет Ми-12 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность
Вертолет Ка-27 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ка-62 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета
Вертолет Ми-4 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета
Вертолет Ка-26 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета
Вертолет Ка-226 Двигатели. Размеры. История. Вес. Дальность полета
Вертолет Ми-38 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета
Вертолет Ми-34 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета
Вертолет Ми-14 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Як-24 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность
Вертолет Ка-29 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ми-1 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета
Вертолет Ка-60 Касатка Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ми-10 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность
Вертолет В-7 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет AH-1 Кобра Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ка-25 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ка-118 Двигатель. Размеры. История. Грузоподъемность
Вертолет Ка-10 Двигатель. Размеры. История. Вес. Дальность полета
Вертолет Ка-8 Иркутянин Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ка-15 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Статический потолок
Вертолет Ка-22 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета
Вертолет Ка-126 Двигатель. Размеры. История. Грузоподъемность
Вертолет Ка-37 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ка-31 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Статический потолок
Вертолет Ка-18 Двигатель. Размеры. История. Вес. Дальность полета
You have no rights to post comments
Винтокрылый трансформер
При создании Ка-26, предшественника Ка-226Т, перед коллективом Николая Ильича Камова ставилась задача разработать многофункциональный вертолет. Основной областью его применения должно было стать сельское хозяйство, где вертолет особенно удобен ввиду частого отсутствия аэродромов и сложного рельефа. При этом аппарат должен быть многоцелевым, чтобы не простаивать между сезонами. Ка-26 работал по принципу «летающего шасси»: за кабиной пилотов могла размещаться различная подвеска – пассажирский блок, баки, лебедка или другое оборудование.
Эта же идея сохранилась и в Ка-226Т. Вертолет построен по модульной схеме, которая предполагает использование различных сменных модулей. Заменить модуль несколько человек могут в течение примерно двух часов.
В транспортном варианте Ка-226Т может перевозить тонну груза внутри фюзеляжа или на внешней подвеске. Для перевозки негабаритных грузов вместо транспортной кабины устанавливается грузовая платформа.
Пассажирский модуль оборудован двумя аварийными выходами и позволяет перевозить с комфортом до 7 человек. Также предусматривается выпуск корпоративной пассажирской версии.
Для медиков ОКБ Камова разработало два варианта модуля: эвакуационный и реанимационный. Первый может перевозить двух пострадавших на носилках и оснащен всем необходимым набором медоборудования, в том числе кислородными баллонами. Для персонала предусмотрены откидные сиденья. В реанимационной версии размещается один пострадавший и два медика, которые могут оказывать помощь прямо во время полета.
Полицейская модификация помогает стражам правопорядка вести патрулирование с воздуха, обнаруживать и преследовать преступников, а также регулировать дорожно-транспортную систему. В этой версии на борту могут находиться до 6 человек.
Отдельно стоит отметить широкие возможности Ка-226Т в работе поисково-спасательных служб
Благодаря своим уникальным характеристикам вертолет может выполнять стабильное висение, что очень важно для безопасного подъема пострадавших на борт. Малые габариты Ка-226Т и его прекрасная маневренность и управляемость делают его незаменимым при спасательных операциях в горной местности.
Версия Ка-226Т для корабельного базирования имеет возможность складывания лопастей несущих винтов, а также его системы и компоненты адаптированы для использования в агрессивной морской среде.
Назначение
Военная авиация и народное хозяйство очень нуждались в перевозке целостных грузов с общей массой свыше 20 т с применением вертикального типа взлета и посадки. Таким аппаратом должен был стать, по идее, Ми-12. Учитывалось предназначение вертолета в перевозке крылатых и баллистических ракет, самоходных артиллерийских установок (таких как Су-100), танков ПТ-76 и Т-54, бронетранспортеров. В общей сложности этот универсальный вертолет мог переправить до 80 видов различной техники и вооружения.
В условиях холодной войны строились системы противовоздушной обороны в стратегических точках СССР. И возникла острая потребность в создании тяжелого грузоподъемного самолета и вертолета, которые могли бы в короткие сроки перевезти цельные тяжелые ракеты. В-12 разрабатывался в тандеме с самолетом Ан-22. В задачу самолета входила переброска военной техники на аэродром, а В-12 – на ближайшую позицию. Поэтому размеры грузовой кабины этих двух летательных аппаратов проектировались как одинаковые.
Испытания В-12 прошли достаточно успешно. Было совершено 122 вылета и 77 висений, которые продемонстрировали высокую эффективность работы всех систем вертолета.
Хронология создания
Проектирование сверхтяжелого вертолета В-12 (Ми-12) началось в 1959 г.
1961 г. – правительством СССР было дано задание сконструировать вертолет с подъемной массой от 20 до 25 т.
3.05.1962 – на заседании Совета Министров Советского Союза принято постановление о создании вертолета В-12, который имел бы грузовую кабину, как у самолета Ан-22.
Апрель 1965 г. – вышло постановление о построении первого тестового экземпляра В-12.
Летом 1967 г. первый образец В-12 был передан на государственные летные испытания. Первый полет состоялся в Панках 27.06.1967, за штурвалом в этот день находился летчик-испытатель В.П. Колошенко. В этом полете были впервые получены автоколебания типа «система управления − конструкция». Устранить негативное аэродинамическое явление удалось путем ужесточения системы управления. Концы стабилизатора зафиксировали дополнительными вертикальными шайбами.
Начиная с декабря 1967 г., В-12 поднимали в воздух систематично, и спустя месяц программа госиспытаний была успешно завершена.
В 1970 г. Государственная комиссия дала зеленый свет серийному производству Ми-12.
Летом 1971 года вертолет принимал участие на авиавыставке в Ле-Бурже (Франция), где получил премию им. Сикорского. После выставки сделал несколько показательных полетов над Парижем, Копенгагеном и Берлином.
Второй экземпляр Ми-12 был собран на МВЗ лишь в 1973 году. От первого экземпляра его отличали более жесткие элементы управления и усиленные хвостовые опоры. Нынче эта машина находится в музее ВВС в Монино, а первый В-12 передан на вечное хранение в ОКБ им. Миля.
История создания боевого вертолета Ка-52
Поскольку вертолет Ка-52 является модификацией машины типа Ка-50, то первый прототип поднялся в воздух только летом 1997 года. После испытаний и доработок вертолет поступил в серийное производство, первая серийная машина оторвалась от взлетной площадки летом 2008 года на Арсеньевском аэродроме. Изготовлением вертолета занимался авиазавод «Прогресс» с осени 2008 года. Промышленная мощность данного предприятия позволяет изготовлять по два Ка-52 каждый месяц. Все государственные испытания вертолета были закончены в начале 2011 года. Первая машина поступила на вооружение весной 2011 года на 575 авиационную базу.
Что касается производства, то тут следует отметить следующие факты истории. Кроме созданных в 2008 г. двух опытных аппаратов, через год были изготовлены уже три предсерийные машины, которые использовались для испытаний и доработок. Только к концу 2010 года были готовы четыре полноценных вертолета модели Ка-52. Летом конструкторское бюро Камова получило заказ на изготовление «Аллигаторов», которыми можно было бы оснастить корабли типа «Мистраль», которые закупаются во Франции.
Главный конструктор ОКБ Камова сообщил, что они приступят к разработке и изготовлению партии палубных модификаций вертолета Ка-52. Начало производства корабельного вертолета началось в конце лета 2012 и получило обозначение Ка-52К. Основным отличием вертолета Ка-52К от базовой версии является то, что он имеет возможность складывать лопасти и оснащен усиленным шасси. Кроме того, корпус машины обработан антикоррозийными средствами для противостояния агрессивной среде. По неофициальным данным, модификация имеет дополнительное название «Катран».
Катастрофы, боевая эксплуатация и потери
За время эксплуатации Ми-8 с вертолетами этого типа произошло несколько сотен инцидентов, приведших к гибели людей.
Машины этого типа стоят на вооружении в нескольких десятках стран мира, в том числе в России. До настоящего времени в ходе эксплуатации этих вертолетов в Вооруженных силах РФ, МВД и других российских силовых ведомствах в зонах боевых действий от огня противника было потеряно 46 единиц Ми-8 разных модификаций, из них в ходе первой чеченской кампании (1994-1996) – 17 единиц, в ходе второй чеченской кампании (1999-2009) – 27 единиц. В результате инцидентов погибли не менее 109 военнослужащих или находившихся на борту гражданских лиц. Во время операции по “принуждению к миру” Грузии в 2008 году боевых потерь Ми-8 не было. Один Ми-8АМТШ был потерян 24 ноября 2015 года в ходе операции ВС РФ в Сирии, еще одна машина этой модификации была сбита в сирийской провинции Идлиб 1 августа 2016 года.
Перспектива
Ка-62 разработан на производственных мощностях ОАО «Камов», конструкторского бюро и холдинга «Вертолёты России». Это первый в линейке производителя гражданский вертолёт, выполненный по одновинтовой схеме. Рулевой винт заключён в кольцевой канал, имеющий вертикальное оперение.
На более чем 20-летнюю разработку машины было потрачено свыше 3 млрд руб. Сумма достаточно приличная, поэтому рыночная стоимость вертолёта также не будет низкой: предположительно около 10 млн. $. Известно, что выпуск новинки в значительной степени будет ориентирован на международный рынок.
За серийный выпуск модели КА-62 будет отвечать Арсеньевская авиационная компания «Прогресс». Военная версия ожидается спустя год после запуска полноценного производства. В силу высокой технологичности и широкого применения инновационных решений вертолёт КА-62 пройдёт сертификацию только в 2017 году. Пока же эту модель ждут дальнейшие тесты и испытания, которые позволят улучшить качество и надёжность летательного аппарата, исключив возможные риски и создав действительно легендарный и неповторимый вертолёт во всём мировом авиастроении.
Конструкция
В состав силовой установки входит 2 двигателя Ал-34, производства НПО «Люлька-Сатурн» (г. Рыбинск). Каждый двигатель имеет мощность около 1000 л.с. На вертолет можно установить также канадские двигатели фирмы Pratt-Whitney или турбовинтовые форсированные ТВ-0-100.
Компоновка вертолета Ми-54 создана по классической одновинтовой схеме, имеющей четырехлопастный несущий винт диаметром 13,5 м и четырехлопастный рулевой винт диаметром 2,6 м. Носовую часть фюзеляжа занимают двухместная кабина пилотов с боковой дверью и отсек оборудования. Ближе к центру фюзеляжа размещается грузовая кабина, в которой может разместиться до 12 человек. На бортах кабины располагаются габаритные грузовые люки, которые закрываются сдвижными дверями, топливные баки находятся в полу. За грузовой кабиной в стороне хвоста выделен еще один топливный бак, отсек оборудования, а за ним – багажный отсек.
К особенностям технического облика Ми-54 стоит отнести:
- широкие двери с грузовыми створками, которые создают удобство в погрузочно-разгрузочных операциях и перевозке длинномерного груза;
- сочетание в материале конструкции классических сплавов и композитных материалов;
- совершенную аэродинамическую компоновку рулевого и несущего винтов;
- втулки винтов не требуют смазки;
- наличие системы, поглощающей шум;
- герметичность топливной системы во время аварийной посадки;
- наличие дополнительных энергопоглощающих камер в стойках шасси;
- дополнительную амортизацию кресел пилотов и пассажиров;
- систему кондиционирования воздуха.
Материал фюзеляжа сделан в основном из традиционных алюминиевых сплавов. Композитные материалы применяются в конструкциях несиловых элементов вертолета. Шасси Ми-54 неубирающееся, трехопорное, имеющее опору на переднюю стойку. Лопасти винтов выполнены из стеклопластика. Втулка несущего винта сделана из титана и окружена эластомерными подшипниками. В целом, низкий уровень шума обеспечивает небольшая окружная скорость на концах винтов. Ми-54 имеет гидромеханическую систему управления.
Базовая модель должна быть оснащена следующими системами оборудования:
- пылезащитные устройства двигателей;
- противообледенительная система;
- система обогрева кабин;
- система двойного управления;
- пилотажно-навигационный комплекс для осуществления полетов в условиях ограниченной видимости;
- спутниковая антенна;
- автопилот повышенной функциональности.
Взлетная масса винтокрыла составляла 4-4,5 т, статический потолок для этого аппарата – 2200 м, максимально развиваемая скорость во время полета – 280 км/час. Исходя из летно-технических характеристик, надежности, безопасности и топливной экономичности, Ми-54 превосходит все серийные вертолеты.
Заказы
31.08.2011 между Оборонпромом и компанией «Вертолеты России» был подписан контракт о производстве и поставке 140 единиц вертолетов Ка-52, общей стоимостью 120 млрд руб. до 2020 года. В контракте не указано, какие именно модификации вертолетов будут выпущены для Минобороны России.
8.04.2014 Министерством обороны РФ был подписан контракт на покупку 32 палубных вертолетов Ка-52. Их планировалось установить на двух кораблях-вертолетоносцах «Мистраль», которые по предварительному заказу производились во Франции для России. В связи с событиями последнего года обострение отношений между РФ и Францией может помешать выполнению договоренностей.
Исходя из слов заместителя министра обороны России Юрия Борисова, до 2020 года имеется заказ на поставку 146 ударных вертолетов Ка-52 «Аллигатор», 32 из которых – палубной версии.
Для разных целей и разных рынков
Ка-62 предназначен для перевозки пассажиров, офшорных работ, экстренной медицинской помощи, воздушных работ и наблюдения, транспортировки грузов внутри кабины и на внешней подвеске, патрулирования и экологического мониторинга. Благодаря большой высоте практического потолка и высокой тяговооруженности двигателей Ка-62 также может осуществлять поисково-спасательные и эвакуационные работы в горных районах.
Конструкция Ка-62 рассчитана на применение в большом диапазоне климатических и географических условий при температурах от -50 до +45 °С. Таким образом, ему уже открывается широкая дорога для экспорта по всему миру. Вертолет может эксплуатироваться на нефтяных вышках и неподготовленных грунтовых площадках. Еще одним преимуществом является возможность хранения вертолета вне ангара.
Ка-62 на МАКС-2019. Фото: Александр Уткин
Активная стадия реализации проекта началась в 2012 году с презентации макета вертолета обновленной конструкции на международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia. До 2017 года, когда летный образец Ка-62 первый раз поднялся в небо, вертолет проходил испытания и доработки.
Серийное производство Ка-62, которое должно начаться в 2020 году, готовится на предприятии «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина в дальневосточном Арсеньеве. На данный момент здесь построено три опытных машины, которые предназначены для прохождения цикла летных испытаний. В планах – выпуск корпоративной модификации, рассчитанной на 9 пассажиров, а также полицейской, спасательной и офшорной версий.