Устройство
Авиационная ракета Р-77 оснащена цилиндрическим корпусом с коническим обтекателем в головной части. Параметры:
- Общая длина – 3710 мм.
- Корпус в диаметре – 200 мм.
- Размах трапециевидных крыльев – 420 мм.
- Особенности – в хвосте предусмотрены решетчатые элементы размером 680 миллиметров.
- На нижней части имеется небольшое утолщение, служащее для улучшения аэродинамики ракеты.
- Начальная масса изделия – около 190 кг.
В головной части ракеты Р-77 предусмотрена самонаводящаяся боевая головка и датчики аппаратуры пилота-оператора. Сзади указанной конструкции монтируется взрыватель и боевая основа боеприпаса. Хвостовой отсек представляет собой мощный и относительно крупный силовой агрегат с решетчатым рулевым приводом, работающий на твердом топливе. Рассматриваемая боевая головка оснащается комбинированной системой наведения, которая гарантирует последующее нахождение и ликвидацию цели. Полет снаряда осуществляется посредством инерциальной навигационной схемы. После попадания в заданный отсек боеголовка ищет цель путем использования активного радиолокационного самонаводящегося бойка типа 9Б-1103М.
Указанное изделие разработано МНИИ «Агат», представляет собой многорежимный допплеровский комплект. Начальная версия данного агрегата была разработана в середине 90-х, массово презентована в 1998 году. После этого изделие прошло несколько этапов модернизации и реорганизации, с учетом последних разработок в соответствующей сфере.
Строительство
Руководство
РЛС Р-77.
Р-77 оснащен автономной системой наведения. Как и его основные конкуренты, включая AIM-120 AMRAAM , он был обстрелян в направлении цели, освещенной радаром самолета-наводчика. После выстрела он продолжает свою траекторию в инерциальной навигации с обновлением радара пусковой установки, затем, оказавшись в зоне действия, активирует свой собственный радар и движется к своей цели. Система будет очень устойчива к помехам, однако в случае помех она переключается в пассивный режим и ориентируется на источник излучения. Версия с инфракрасным управлением также находится в разработке.
Контроль
Его система наведения отказывается от классических оперений своего аналога AIM-120 AMRAAM и вместо этого использует 4 фиксированных оперения в середине фюзеляжа и складные и ориентируемые «решетки» вместо задних оперений. Маневренность, полученная благодаря соединению этих решеток и векторного сопла его двигателя, очень затрудняет уклонение. Однако у этой системы есть недостаток. Сетки – очень хорошие отражатели для радара , и это будет легко заметить. В версиях R-77M1 и R-77E в средней части фюзеляжа киля заменены на 4 воздухозаборника для питания ПВРД .
Военный заряд
Военный заряд R-77, состоит из 30 кг от фрагментации взрывчатого вещества . Эта высокая нагрузка делает его очень эффективным против крупных целей (транспортные самолеты, дозаправка, ДРЛО …), но также очень опасным из-за создаваемого взрыва против небольших устройств, таких как вертолеты. Стрельба ведется с помощью ракеты с лазерным обнаружением приближения .
Движение
Привод базовой версии Р-77 возложен на ракетный двигатель на обычном топливе. В версии R-77M1 этот ракетный двигатель заменен на ПВРД, что обеспечивает ему гораздо большую дальность полета. Будущая версия R-77E будет сочетать эти два режима движения, чтобы пойти еще дальше.
Р-77
Р-77
Ракета прошла в ГосМКБ «Вымпел» цикл создания в 1982 — 1989 гг. Одним из основных требований к ней была компактность, позволяющая размещать ракеты на внутренней подвеске перспективных боевых самолетов с целью повышения аэродинамических качеств и снижения заметности. Крыло Р-77 было редуцировано до узких пластин тонкого профиля, а рули могут складываться и имеют решетчатую конструкцию, имеющую малое сопротивление и стабильный шарнирный момент во всем диапазоне скоростей, высот и углов атаки с бес-срывным обтеканием. Складывающиеся рули позволили сделать ракету компактной, «укладывая» ее в квадрат со стороной 300 мм (что даже меньше, чем у Р-60). Силовые приводы — электрические. Твердотопливный двигатель Р-77 позволяет ей развивать скорость до М = 4.
Р-77 имеет комбинированное наведение: инерциальное с радиокоррекцией с переходом на активное радиолокационное по сигналу бортового вычислителя, определяющего дистанцию захвата цели собственной ГСН типа 9Б1348Э. На случай срыва захвата продолжается формирование «математической модели» цели с помощью самолета-носителя, позволяя осуществить траекторный захват цели или перенацелить ракету на другую цель. В условиях помех ГСН может осуществить пассивное самонаведение на их источник, совмещенный с целью и поразить обороняющегося по его же сигналам.
БЧ ракеты стержневого типа, снаряженная микрокумулятивными элементами, поражающими цель не только за счет механических повреждений, но и подрывом. Взрыватель лазерный, его настройка адаптируется к размеру цели для поражения наибольшим числом элементов БЧ. Для подвески служат пусковые АПУ-170 и катапультные АКУ-170, обеспечивающие запуск из внутренних отсеков носителя. Р-77 обеспечивает выполнение атаки в разных режимах: в инерциальном с переходом на активное самонаведение, по специальным траекториям при воздействии помех или без использования командно-инерциального этапа, если бой идет на минимальных дальностях — в этом случае сразу включается активная головка. Лазерный взрыватель дополнен контактным на случай прямого попадания или падения на землю для самоликвидации. Разрабатывались также варианты с комбинированным ракетно-прямоточным двигателем, позволяющим увеличить дальность, для поражения самолетов ДРЛО на дистанциях до 150 км, и в комплектации с ТГСН. На вооружение Р-77 принята в феврале 1994 года.
Р-77 в составе вооружения перехватчика МиГ-31 М
Боевое применение
Строевые части ВВС России получают РВВ-СД начиная с 2016 г.: первые кадры с ракетами под крыльями истребителей Су-30 и Су-35 были получены с базы Хмеймим в Сирии, где эти самолеты были размещены после инцидента, в ходе которого российский бомбардировщик Су-24 был сбит турецким истребителем F-16. После этого самолеты ВВС Турции, Израиля и США при появлении российских истребителей уходили из зоны, в связи с чем боевых пусков ракет не было[источник не указан 236 дней].
Индийские истребители Су-30, нёсшие ракеты Р-77 (экспортные РВВ-АЕ), участвовали в воздушном бою с пакистанскими самолётами в феврале 2019 года. Как сообщила индийская телекомпания NDTV со ссылкой на источники в ВВС Индии, заявленная дальность пуска ракет Р-77 не подтвердилась, и они не могли быть использованы против целей на расстоянии более чем 80 км, в то время как пакистанцы атаковали индийские самолёты ракетами AIM-120 на дальности около 100 км. Как отметил индийский военный аналитик Ракеш Кришнан Симха, в результате индийские Су-30 не могли атаковать F-16 и были вынуждены действовать оборонительно.
Использовалась российской стороной в ходе вторжения России на Украину.
ТТХ РВВ-АЕ
Параметр | Показатель | Доп.информ. |
---|---|---|
Диаметр: | 200 мм | Диаметр без крыльев. |
Длина | 3600 мм | – |
Размах крыла | 400 мм | – |
Размах решётчатого стабилизатора: | 700 мм | – |
Вес: | 175 кг | При стандартном разрывном заряде. |
Дальность пуска макс. в переднюю полусферу: | 80 км | Полностью выгорает топливо, теряется управление. |
Дальность пуска мин. в заднюю полусферу: | 300 метров | Более близкий пуск опасен для запускающего. |
Дальность поражения низколетящей цели | 20-25 км | – |
Скорость полёта поражаемой цели: | 3600 км/ч (1 км/с) | На более скоростных целях испытаний не велось. |
Скорость полёта: | 4250 км/ч (3,5 М) | – |
Масса боевой части:(разрывного заряда) | 22 кг | Без учёта поражающих элементов. |
Управление
В период полета ракеты высокой дальности «воздух-воздух» управление осуществляется посредством нескольких пар рулей решетчатого типа, смонтированных в хвостовом отсеке. К особенностям рассматриваемого оружия относят изменение конструкции указанных элементов. Они получили новое крепление, иные механизмы привода и стойки. Благодаря усовершенствованиям размах рулевых приспособлений удалось снизить на 70 миллиметров, наряду с повышением аэродинамических показателей. Средняя часть ракеты РВВ-СД оснащена боевой кумулятивной частью, вес которой составляет 22,5 килограмма.
Описание конструкции
Искатель Начальник Вымпел Р-77 на 2009 г. МАКС Авиашоу
Новая аэродинамика, сочетающая рудиментарный крестообразный крылья с решетчатые плавники используется как хвост поверхности управления (аналогичные устройства используются на ОТР-23 Ока, а USAF использует их на МОАБ ). Каждая поверхность состоит из металлического каркаса, содержащего решетчатую сборку в виде лезвия, которая объединяет большую площадь управления и, следовательно, подъемная сила, с уменьшенным весом и габаритами. На разработку этой концепции управления потребовалось три года теоретической работы и тестирования. Эти поверхности требуют менее мощных приводов, чем обычные ребра.[нужна цитата ] Разделение потока, которое происходит при больших углах атаки, увеличивает ее поворотную способность, обеспечивая максимальную скорость поворота ракеты до 150 ° в секунду. Однако обновленные варианты Р-77, такие как изделия 180, предназначенный для Су-57, будет использовать обычные стабилизаторы.
Ракета использует многофункциональный доплер -моноимпульс активная радиолокационная ГСН разработки ОАО «Агат». РЛС имеет два режима работы, на малых дистанциях ракета будет запускаться в активном режиме.выстрелил и забыл “режим. На больших расстояниях ракета управляется инерционное наведение автопилот со случайным кодированием обновления канала передачи данных от РЛС самолета-носителя при изменении пространственного положения или G цели. Когда ракета приближается к цели на расстояние 20 км (12 миль), она переключается в активный режим радара. Основная радиолокационная система поддерживает расчетную информацию о цели в случае, если цель нарушает захват ракеты.[нужна цитата ]
Совместимость
Носители
Ракетой Р-77 могут быть оснащены модернизированные истребители семейства Су-27 и МиГ-29. В начале 1990-х годов она успешно прошла государственные испытания и в 1994 году была принята на вооружение российских ВВС. Серийный выпуск ракеты Р-77 для ВВС Советского Союза налаживался в Киеве на ГАХК «Артем» и после развала СССР был прекращён после выпуска опытных партий. Серийное производство Р-77 для российских ВВС не велось, а на экспорт ракеты РВВ-АЕ изготавливались опытным производством ГосМКБ «Вымпел». Дальнейшее развитие Р-77 — РВВ-СД — на 2009 год проходила государственные испытания, после чего должна начаться закупка ракет данной модификации для ВВС России. Ракета закупалась небольшими партиями для прошедших модернизацию строевых Су-27СМ (основная опция модернизации — возможность применять ракеты семейства Р-77), а также для новых Су-27СМ3, Су-30М2 и МиГ-29СМТ, недавно поставленных ВВС РФ. В настоящее время РВВ-СД (Р-77-1) серийно производится ГосМКБ “Вымпел”.
Варианты
Варианты Р-77:Р-77 (РВВ-АЕ), Р-77ПД (РВВ-ПД),РВВ-ЗРК,К-77М (изделия 180),К-77МЭ (изделие 180-БД)
- R-77 (изделия 170) – Стандартная модель
- RVV-AE (изделия 190) – Экспортная модель Р-77
- Р-77П / РВВ-ПЭ – Модель пассивного самонаведения
- Р-77Т / РВВ-ТЕ – Инфракрасная модель самонаведения
- Р-77-1 (изделия 170-1) – российский вариант с обтекаемой носовой частью 9Б-1248 (Изделие-50-1) активная головка ГСН РЛС и новые стабилизаторы
- РВВ-СД – Экспортная модель Р-77-1
- Р-77-СРК – Корабль-воздух вариант
- Р-77-ЗРК / РВВ-АЕ-ЗРК – РВВ-ЗРК Земля-воздух вариант
- R-77-PD / RVV-AE-PD – Модель Ramjet
- Р-77-ПД ЗРК / РВВ-АЕ-ЗРК – РВВ- (ПД-) ЗРК Земля-воздух вариант
- К-77М (изделия 180) – Версия в стадии разработки для Сухой Су-57 с AESA искатель обычные плавники и двухимпульсный двигатель
- К-77МЕ (изделия 180-BD) – ПВРД модель К-77М
Историческая справка
Первый детально проработанный проект ракеты «воздух—воздух» был создан в Великобритании в 1943 году. «Артемида» имела полуактивное радиолокационное наведение с необычным коническим сканированием вращающейся головкой самонаведения. По экономическим причинам, и ввиду очевидной деградации наступательных способностей Люфтваффе во второй половине войны, проект не был реализован.
Первая ракета «воздух—воздух» Ruhrstahl X-4 с управлением по проводам
Интенсивные опыты по наведению авиационной ракеты на самолёт были предприняты в Германии во время Второй мировой войны. Во время массированных налётов союзников люфтваффе столкнулось с недостаточной эффективностью поражения тяжёлых бомбардировщиков применяемым пушечным авиационным вооружением, в результате чего стали разрабатывать очередное «чудо-оружие», способное уничтожить бомбардировщик с безопасного для самолёта-истребителя расстояния. Вначале на самолётах ПВО Германии для ударов по плотным построениям бомбардировщиков союзников применялись неуправляемые реактивные снаряды (НУРС) R4M. Далее усилия немецких конструкторов привели к созданию опытных образцов специализированных ракет «воздух—воздух», таких как Ruhrstahl X-4.
США также занимались разработками УРВВ в годы Второй Мировой, создав ракеты Hughes JB-3 Tiamat и Martin Gorgon как способ борьбы с германскими реактивными бомбардировщиками. Обе ракеты были сочтены морально устаревшими вскоре после войны и так и не приняты на вооружение. Сразу же после войны (в 1946 году) ВВС США начали разработку новой ракеты, AAM-A-1 Firebird, но хотя ракета успешно прошла испытания в 1947—1949 годах, её характеристики были также сочтены недостаточными на фоне стремительно совершенствующейся реактивной авиации.
Сравнительные характеристики проектов УРВВ Второй Мировой:
Параметр | Ruhrstahl X-4 | Artemis | Hughes JB-3 Tiamat | Martin Gorgon IIA |
---|---|---|---|---|
Страна: | Нацистская Германия | Великобритания | США | США |
Снаряжённая масса: | 60 кг | 37 кг | 281 кг | 440 кг |
Дальность: | 3200 м | 2800 м | 10—15 км | 16—20 км |
Наведение: | Радиокомандное ручное, визуальное отслеживание ракеты | Автоматическое, полуактивное радиолокационное | Автоматическое, «осёдланный луч» | Радиокомандное ручное, телевизионное, |
Статус на 09.05.1945: | В производстве | Рабочие чертежи | Подготовка к испытаниям | Испытания |
Послевоенные исследования привели к созданию ракеты «воздух—воздух» Fairey Fireflash, принятой на вооружение ВВС Великобритании в 1955 году. Однако, её использование оказалось малоэффективным. ВВС и ВМС США приняли на вооружение ракеты «воздух—воздух» в 1956 году. Первой ракетой ВВС США стала AIM-4 Falcon; ВМС США получили сразу две ракеты — AIM-7 Sparrow и AIM-9 Sidewinder, модификации которой стоят на вооружении до сих пор. Первую ракету «воздух—воздух» РС-1У (К-5/Р-5) ВВС СССР приняли на вооружение в 1956 году.
24 сентября 1958 года истребитель ВВС Тайваня F-86 атаковал МиГ-15 ВВС Китая ракетой AIM-9B Sidewinder и сбил его. Эта победа считается первой, одержанной с помощью ракеты «воздух—воздух». К середине 1950-х годов возобладало мнение, что будущий воздушный бой сведётся лишь к обмену ракетными ударами между самолётами противоборствующих сторон на дальностях, превышающей видимость цели, поэтому созданные в начале 1960-х годов истребители (такие, как F-4) получили на вооружение только ракеты. Однако успешное применение устаревших истребителей с пушечным вооружением против новейших самолётов во время войны во Вьетнаме заставили пересмотреть взгляды на воздушный бой и вернуть в состав вооружения истребителей пушку. Но ракета «воздух—воздух» так и осталась основным оружием воздушного боя.
Первые ракеты с инфракрасными ГСН могли захватить цель на автосопровождение только в задней полусфере, там, где тепловое излучение двигателей было наиболее сильным. Но уже в Фолклендской войне дозвуковые британские «Харриеры» при помощи всеракурсных ракет с инфракрасной ГСН AIM-9L, полученных из США перед началом конфликта, одержали ряд побед над сверхзвуковыми истребителями «Мираж» III и «Даггер» аргентинских ВВС. Современные ракеты «воздух—воздух» являются всеракурсными независимо от используемой ГСН.
Background
Russia’s aerospace industry has
displayed enormous creativity in missile design over the last 25 years,
spanning the turbulent last decade of the Cold War, and the post Cold
War era. During this period we have seen the incremental evolution of
weapons established in service in the last years of the Cold War, the
deployment of projects started during the Cold War, and a good number
of entirely new projects which emerged during the 1990s period.
The operators of Russian fighters can now access a remarkably diverse
range of weapons, available more than often with a range of different
seekers sharing common airframes, or common seeker designs integrated
into different airframes.
The result of this diversity in airframe performance and seeker
capabilities is a veritable nightmare for Western planners as well as
designers of electronic and infrar-red countermeasures suites. An
inbound BVR missile could be equipped with one of several different
semi-active radar homing, active radar homing, infrared-homing or
passive X-band anti-radiation homing seekers. The missile might be
using one of several possible airframes or derivatives, with diverse
kinematic performance.
Операторы
Карта с операторами Р-77 синим цветом
Текущие операторы
- Алжир – для самолета Су-30МКА
- Египет – для самолетов МИГ-29М / М2 и Су-35[нужна цитата ]
- Китайская Народная Республика – для самолетов Су-30МКК и Су-30МК2
- ВВС Народно-освободительной армии
- Народно-освободительная армия военно-воздушные силы
- Индия – для Су-30МКИ и МиГ-29УПГ получили 500 ракет в 2014-15 гг., заказали еще 400 в 2019 г.
Индийская военно-морская авиация
- Индонезия – для самолетов Су-30МК2 и Су-27СКМ
- Казахстан – для самолетов Су-30СМ
- Малайзия – поставлено 150 ракет на Сухой Су-30МКМ самолет
- Перу – поставлено 12-30 ракет для самолетов МиГ-29СЭ и МиГ-29СМП.
- Россия – базовый вариант, официально не выпускавшийся в серию, самолеты Су-30СМ и Су-35С были замечены с Р-77-1 при отправке в Сирию. Сообщается, что в 2015 году подписано 2 контракта на 13 млрд рублей, в 2020 году – на модернизированные и импортозамещенные ракеты на 65 млрд рублей.
- Сербия – Сербия заказала 100 ракет Р-77-1 для модернизированного самолета МиГ-29СМТ.
- Судан – для самолетов МиГ-29СЭ
- Сирия
- Уганда
- Венесуэла – заказано 100 ракет для самолетов Су-30МК2.
- Вьетнам – для самолетов Су-30МК2В
- Йемен – 100 ракет поставлено к 2005 году для самолетов МиГ-29СМТ.
References
- ОАО МНИИ “АГАТ”,
Joint stock company Moscow research institute «Agat». Российская
Федерация, 140182, г. Жуковский Московской области, ул. Туполева д. 2а. - “Центральное
конструкторское бюро автоматики”, Central Design Bureau Avtomatika,
Адрес: 644027, г. Омск-27, Космический проспект, 24А - Государственное
предприятие завод “Арсенал”, Government Factory “Arsenal”, 8,
Moskovska str., Kiev, 01010, Ukraine - Irkut
SPC (JSC),
125315, 68, Bldg. 1, Leningradsky prospekt, Moscow, 125315, Russia - KnAAPO
(JSC), ul. Sovetskaya, 1, Komsomolsk-on-Amur,
681018, Russia - Фотогалерея
первого построенного на КнААПО Су-35 (Imagery of first Su-35) - Буклет
Су-35, архив с
буклетом в формате Adobe Reader.(Booklet Su-35) - Презентационное видео о Су-35.(Su-35 presentation)
- Основные
характеристики Су-35. Видео (Su-35 features – video) - Sukhoi
Company (JSC), 23B, Polikarpov str.,Moscow, 125284,
Russia, p/b 604 - РЛСУ
“Ирбис-Э” – радар нового поколения – “Аэрокосмическое обозрение”, №1,
2006, стр.20-22 - “Ирбис”
готовиться к прыжку – “Авиасалоны
мира”, №5, 2006,
стр.22-25 - Владимир Ильин – Рождение АФАР
– “Аэрокосмическое обозрение”,
№4,
2005, стр.108-111 - С.Д.Бодрунов, Ю.И.Белый, В.А.Таганцев, Ю.И.Зеленюк – «Панда» займет
нишу многофункциональных БРЛС на период разработки радиолокационных
систем пятого поколения” – “Мир
авионики”, №3, 2003, стр.19-20 - Синани
А.И., Белый Ю.И. – “Электронное
сканирование в системах управления вооружением истребителей”- “Мир
авионики”, №1, 2002, стр.23-28 - Su-35.
Multirole Super-Maneuverable Fighter. The Booklet. KNAAPO/Sukhoi
brochure (Zipped PDF 16 MB) - Australian
Aviation –
August 2003 -Asia’s
Advanced Flankers (Su-27/30) - Australian Aviation –
September 2003 – Su-30
vs RAAF
Alternatives (Su-27/30) - The International Assessment and
Strategy Center – May 3rd, 2006 – The
Flanker Fleet -The PLA’s ‘Big Stick’
(Images Rosoboronexport,
KnAAPO,
Vympel, RuMoD,
NNIIRT, US DoD, Other, Author)
Эксплуатация
Активация происходит за счет взрывателя, взаимодействующего с неконтактным индикатором мишени. Механизм находится сзади блока автоматики управления. Размещение прибора определяется по комплекту прозрачных округлых окошек на боковине остова. За остеклением предусмотрен лазерный датчик цели.
В хвостовике имеется одноступенчатый твердотопливный «движок», гарантирующий полет боеголовки на расстояние до 110 километров. Крейсерская скорость при этом достигает порядка 4,5 тысячи км/ч. Такие показатели в паре с доработками рулей существенно улучшают общие характеристики оружия.
История создания
Разработка ракеты Р-77 началась в 2003 году по заданию Минобороны РФ. На конец 2005 года завершились основные работы по изготовлению опытных образцов указанного вооружения. Первые полевые пуски снарядов проводились уже в 2006 году, однако дальнейшая перспектива оставила желать лучшего. Во многом сыграло роль отсутствие подходящих самолетов-носителей.
Ракета Р-77 «воздух-воздух» причисляется к модернизированной версии аналога под индексом РВВ-АЕ. Это обусловило внешнюю схожесть боекомплектов и их основное предназначение. Стоит отметить, что в новом проекте были практически идентичные компоненты, узлы и агрегаты. Среди особенностей нового изделия отмечают уникальную конструкцию и компоновку внутренней начинки. Повышение боевых характеристик во многом связано с особенностями устройства обновленного заряда, по сравнению со стандартными аналогами.
Самонаведение
Самонаводящаяся головка ракеты Р-77 отличается от предшественников улучшенными тактико-техническими параметрами, а также увеличенной чувствительностью передатчиков и приемников, отвечающих за корректировку прицельности и ликвидацию возможных помех. Такая система дает возможность самостоятельно обнаруживать цели по принципу «выстрелил и забыл». При этом не требуется подсвечивание или другое обозначения мишени до момента ее поражения. Исследовательский институт «Агат» в 2014 году представил две модернизированные версии рассматриваемых ракет. Головка типа 9Б-1103М-200ПА оснащена добавочным полуактивным каналом. Аналог под индексом 9Б-1103М-200ПС оборудован пассивным механизмом, который дублирует основную систему. Модернизированные экземпляры позволяют расширить возможности достижения и поражения цели за счет усовершенствованных способов поиска.
3. Сравнение
Ракета | Дальность полета, км | Максимальная скорость полета, М | Высоты, м | Максимальная скорость цели, км/ч | Масса, кг | Система наведения | Типы поражаемых целей |
---|---|---|---|---|---|---|---|
РВВ-АЕ/РВВ-СД | 80-110 | 4 | 20-25000 | 3600 | 175-190 | ИНС/активное/пассивное наведение на помеху/радиокоррекция | самолеты (в т. ч. постановщики помех), вертолеты, крылатые ракеты, ракеты в-в/в-п |
Р-27П/Р-27ЭП | 72-110 | 4,5 | 20-27000 | 3500 | 250-350 | ИНС/пассивное наведение на помеху/радиокоррекция | самолеты постановщики помех |
Р-27Р/Р-27ЭР | 75-110 | 4,5 | 20-27000 | 3500 | 250-350 | ИНС/полуактивное наведение/радиокоррекция | самолеты |
Р-27Т/Р-27ЭТ | 65-80 | 4,5 | 20-27000 | 3500 | 250-350 | ИНС/пассивное самонаведение(ТГСН)/радиокоррекция | самолеты, вертолеты |
Р-33 | 120 | 4,5 | 20-28000 | 3700 | 500 | ИНС/полуактивное наведение | самолеты, крылатые ракеты |
Носители
Эксплуатация новой управляемой ракеты в комплекте вооружения истребителей осуществляется при помощи авиационного катапультного приспособления типа АКУ-170Е. В устройстве используется поршневая механика с гидравлическим приводом. Основным источником энергии служит пиропатрон модификации ЭПК-28Т-2. Рассматриваемая катапульта отличается несколькими особенностями, среди которых возможность удержания боеголовки в заданном положении до момента отделения от носителя. Такая конфигурация дает возможность избежать разворотов ракеты по курсу и крену. Также допускается транспортировка оружия на протяжении 30 дней без снятия и дополнительных проверок.
В качестве носителей для ракеты Р-77 могут использоваться отечественные военные летательные аппараты различных типов. Основным из таких самолетов является многофункциональный истребитель Су-35С. Предположительно именно из-за задержки по созданию полноценного авиационного комплекса затянулись испытания рассматриваемого оружия.