К-37 – Р-37 – РВВ-БД – AA-13 ARROW

Управление

В период полета ракеты высокой дальности «воздух-воздух» управление осуществляется посредством нескольких пар рулей решетчатого типа, смонтированных в хвостовом отсеке. К особенностям рассматриваемого оружия относят изменение конструкции указанных элементов. Они получили новое крепление, иные механизмы привода и стойки. Благодаря усовершенствованиям размах рулевых приспособлений удалось снизить на 70 миллиметров, наряду с повышением аэродинамических показателей. Средняя часть ракеты РВВ-СД оснащена боевой кумулятивной частью, вес которой составляет 22,5 килограмма.

Боевое применение

Крылатые ракеты серии «Калибр» часто применялись во время российской военной операции в Сирии. Вдобавок это их первое боевое применение.

Дата Ракета Количество Носитель Цель
07.10.2015 3М14Т 26 РК «Дагестан» МРК «Град Свияжск» МРК «Углич» МРК «Великий Устюг» 11 целей в Сирии на расстояние свыше 1500 км
20.11.2015 3М14Т 18 корабли Каспийской флотилии По 7 целям позиций террористов в сирийских провинциях Ракка, Идлиб и Алеппо.
08.12.2015 3М14К 4 ДЭПЛ «Ростов-на-Дону» Удар по двум крупным пунктам террористов «Исламского государства» на территории Ракки в Сирии
19.08.2016 3М14Т 3 МРК «Зеленый Дол» МРК «Серпухов» По целям террористической группировки «Джебхат ан-Нусра» на территории Сирии.
15.11.2016 3М14Т 3 фрегат «Адмирал Григорович» По террористам в сирийских провинциях Идлиб и Хомс.
31.05.2017 3М14Т/К 4 СКР «Адмирал Эссен» ДЭПЛ «Краснодар» По позициям боевиков, находящихся восточнее Пальмиры.
23.06.2017 3М14Т/К 6 фрегат «Адмирал Эссен» фрегат «Адмирал Григорович» ДЭПЛ «Краснодар» Удар по объектам «Исламского государства» (ИГ) в Сирии.
05.09.2017 3М14Т 6 фрегат «Адмирал Эссен» По объектам ИГ в Сирии в районе Дейр-эз-Зора.
14.09.2017 3М14К 7 ДЭПЛ «Великий Новгород» ДЭПЛ «Колпино» По объектам группировки ИГ в Сирии. Дальность удара составила от 500 до 670 км.
22.09.2017 3М14К 3 ДЭПЛ «Великий Новгород» По объектам террористической группировки «Джебхат-ан-Нусра» в провинции Идлиб. Дальность до целей составила около 300 км.
05.10.2017 3М14К 10 ДЭПЛ «Великий Новгород» ДЭПЛ «Колпино» По террористам запрещенной в России группировки ИГИЛ в Сирии крылатыми ракетами «Калибр».
31.10.2017 3М14К 3 ДЭПЛ «Великий Новгород» По объектам боевиков ИГИЛ в провинции Дейр-эз-Зор в районе Аль-Букемаль.

03.11.2017

3М14К 6 ДЭПЛ «Колпино» По объектам боевиков ИГИЛ в провинции Дейр-эз-Зор в районе Аль-Букемаль.

Устройство

Авиационная ракета Р-77 оснащена цилиндрическим корпусом с коническим обтекателем в головной части. Параметры:

  • Общая длина – 3710 мм.
  • Корпус в диаметре – 200 мм.
  • Размах трапециевидных крыльев – 420 мм.
  • Особенности – в хвосте предусмотрены решетчатые элементы размером 680 миллиметров.
  • На нижней части имеется небольшое утолщение, служащее для улучшения аэродинамики ракеты.
  • Начальная масса изделия – около 190 кг.

В головной части ракеты Р-77 предусмотрена самонаводящаяся боевая головка и датчики аппаратуры пилота-оператора. Сзади указанной конструкции монтируется взрыватель и боевая основа боеприпаса. Хвостовой отсек представляет собой мощный и относительно крупный силовой агрегат с решетчатым рулевым приводом, работающий на твердом топливе. Рассматриваемая боевая головка оснащается комбинированной системой наведения, которая гарантирует последующее нахождение и ликвидацию цели. Полет снаряда осуществляется посредством инерциальной навигационной схемы. После попадания в заданный отсек боеголовка ищет цель путем использования активного радиолокационного самонаводящегося бойка типа 9Б-1103М.

Указанное изделие разработано МНИИ «Агат», представляет собой многорежимный допплеровский комплект. Начальная версия данного агрегата была разработана в середине 90-х, массово презентована в 1998 году. После этого изделие прошло несколько этапов модернизации и реорганизации, с учетом последних разработок в соответствующей сфере.

Р-37

Р-37

Подобную схему наведения (инерциальное + активное радиолокационное) используют и Р-37 (первоначально именовалась Р-ЗЗС), предназначенные для дальних перехватчиков

МиГ-31М, оснащенных РЛС «Заслон-М» с дальностью обнаружения до 400 км и возможностью наведения одновременно до шести ракет. Комплекс позволяет поражать цели, летящие на высотах до 40 км со скоростью до М = 6 на дальностях до 300 км.

Основными направлениями дальнейшего развития УР «воздух — воздух» являются повышение автономности ракет, автоматизации их применения, снятие ограничений при пуске, рост надежности, простоты и безопасности в эксплуатации. Новые решения в конструкции УР приближают их к идеальному оружию, способному самостоятельно обнаружить цель, опознать ее, произвести пуск в наиболее выгодный момент и гарантированно поразить противника.

Р-37 на подфюзеляжной подвеске истребителя МиГ-31 М

Опытный истребитель МиГ-23 с ракетами Р-23Р

Р-23Р и Р-60 на подвеске истребителя МиГ-23М

Учебный вариант Р-27Р, предназначенный для «тактических» ракетных атак

Южноафриканский истребитель «Мираж» F. 1, доработанный под вооружение ракетами Р-73

Учебная Р-40ТД под крылом перехватчика МиГ-31

Р-37 и Р-77 на подвеске истребителя МиГ-31

Послевоенное развитие авиационной техники, сопровождавшееся стремительным возрастанием скорости боевых самолетов, преодолением звукового барьера и освоением больших высот полета, существенно изменило требования к авиационному вооружению. Неудовлетворительность прежних средств поражения была ощутимой прежде всего для истребителей, вступивших в реактивную эпоху с вооружением из авиационных пушек.

Надежный перехват воздушных целей могло обеспечить только создание качественно нового оружия, способного поразить цель на большом расстояния с высокой точность» и надежностью. Таким оружием стали принятые на вооружение в пятидесятых годах управляемые ракеты. Появление их стало возможным в результате бурного развития в первое послевоенное десятилетие электроники и радиолокации, создания новых материалов и технологии, теории управления и. конечно, самой ракетной техники.

До настоящего времени создано четыре поколения авиационных ранет класса «воздух-воздух», продолжается дальнейшая модернизация уже существующих образцов, разрабатываются новые управляемые ракеты этого класса.

Основными направлениями дальнейшего развития УР воздух — воздух являются повышение автономности ракет, автоматизации их применения, снятие ограничений при пуске, рост надежности, простоты и безопасности в эксплуатации. Новые решения в конструкции УР приближают их к идеальному оружию, способному самостоятельна обнаружить цепь, опознать ее, произвести пуск в наиболее выгодный момент и гарантированно поразить противника.

Авиационная ракета большой дальности Р-37 (РВВ-БД)

Управляемая авиационная ракета большой дальности Р-37 (К-37,РВВ-БД) предназначена для поражения воздушных целей (истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, самолетов военно-транспортной авиации, вертолетов, крылатых ракет) в любое время суток, на всех ракурсах, в условиях радиоэлектронного противодействия, на фоне земной и водной поверхности, в т.ч. с многоканальным обстрелом по принципу «пустил-забыл».

Разработка ракеты К-37 (изделие 610) для вооружения перехватчика МиГ-31М на базе ракеты К-33 была начата ГосМКБ «Вымпел» по Постановлению Совмина СССР от 8 апреля 1983 г. Эскизный проект ракеты был защищен в 1983 г. Первый полет прототипа МиГ-31М (серийный №05-01-01) состоялся 21 декабря 1985 г. Испытания К-37 начаты в 1988 г. автономными баллистическими пусками ракет без системы управления (10 пусков). В 1989 г. в испытаниях участвовали программные ракеты без системы наведения (4 пуска) — совершающие полет под управлением автопилота по программе.

В том же 1989 г. начаты испытания ракет с системой наведения (2 пуска). В апреле 1994 г. была успешно поражена воздушная цель на рекордной дальности — 304 км. Испытания ракеты продолжались до 1997г. После 1997 г. в связи с нарушением кооперации с предприятиями Украины, которые были задействованы в создании систем наведения ракеты, принято решение о разработке системы наведения с использованием только российских компонентов. МиГ-31М с ракетой К-37 был представлен на международном авиакосмическом салоне МАКС-1997 (см.

,

,

,

,

,

,

,

), на вооружение ВВС России не принимался.

Полученный задел использовался для создания авиационного комплекса перехвата для истребителя-перехватчика МиГ-31БМ. Доработанная ракета, выполненная из российских комплектующих, получила обозначение К-37М (изделие 610М). Под обозначением РВВ-БД (изделие 620) ракета неоднократно выставлялась на выставках военной техники.

Наиболее важным улучшением, по сравнению с предыдущей версией, является применение для К-37M новой системы управления МФБУ-610МШ. Управляемые ракеты К-37М (изделие 610М) впервые были запущены с МиГ-31 в 2011 году и завершили государственные испытания в 2014 году. В настоящее время ракета производится корпорацией КТРВ в г.Королёв, производство бортового комплекса управления поручено Уральскому проектно-конструкторскому бюро «Деталь».

МиГ-31БМ оснащаются новой системой управления вооружением и радиолокационной станцией. Модернизированная система управления оружием РП-31МА «Заслон-АМ» (С-800АМ) с радиолокатором 8БM получила новый компьютер «Багет-55-06» вместо «Аргона-15A». Пассивная антенна с электронным управлением лучом осталась без изменений. Дальность обнаружения модернизированной радиолокационной станции составляет 320 км, автоматическое сопровождение – 280 км (дальность обнаружения истребителя -240 км). Одновременно сопровождаются 24 цели, из них – 6 одновременно обстреливаются ракетами (в прежней версии – 10 и 4 соответственно). Теплопеленгатор 8ТК остался без изменений.

В передней кабине некоторые механические приборы были заменены на жидкокристаллический дисплей, размером 127х127 мм, расположенный с правой стороны приборной панели. Кабина оператора (сзади) получила два больших 152х203 мм ЖК-дисплея вместо электронно-лучевых трубок. Самолёт получил новое связное оборудование (радиостанция Р800Л) и улучшенное радионавигационное оборудование, включая систему спутниковой навигации A737. С крыла исчезли большие пилоны для вооружения (ранее предначавшиеся для ракет Р-40TД), которые были заменены на подвески, достаточные для ракет Р-77-1 или Р-73. Кроме того, на внешних точках подвески, ранее использовавшихся только для подвески дополнительных топливных баков, теперь можно разместить ракеты класса «воздух-воздух». МиГ-31БМ немного тяжелее версии «Б» — максимальная взлётная масса — 46835 кг, а лётные данные практически не изменились, за исключением потолка, который снизился до чуть более 20000 м.

Серийное производство ракеты РВВ-БД началось в 2014г. На западе ракета получила обозначение AA-X-13 Arrow.

Тактико-технические характеристики ЗРК Стрела-10

— Годы производства: с 1973 — Годы эксплуатации: с 1976

— Экипаж, чел.: 3

Вес ЗРК Стрела-10

— Боевая масса, т: 12,3

Габаритные размеры ЗРК Стрела-10

— Длина корпуса, мм: 6450 — Ширина, мм: 2850 — Высота, мм: 2220 (в походном положении) — Клиренс, мм: 395—415

Бронирование ЗРК Стрела-10

— Тип брони: противопульная — Лоб корпуса, мм/град.: 14

Вооружение ЗРК Стрела-10

— 8 х ЗУР 9М37 или 9М333 — Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ — Углы ВН, град.: −5..+80 — Углы ГН, град.: 360

Дальность поражения ЗРК Стрела-10

— Дальность стрельбы, км: 5 (макс.), 0,8 (мин.) — Высота поражаемых целей: 3900 км (макс.)

— Скорость полёта цели, км/ч: 415 м/с навстречу, 310 м/с вдогонку — Скорость полёта, М: 1,56

Двигатель ЗРК Стрела-10

— Тип двигателя: V-образный 8-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения — Мощность двигателя, л. с.: 240

Скорость ЗРК Стрела-10

— Скорость по шоссе, км/ч: 60 — Скорость по пересечённой местности, км/ч: 5-6 на плаву

— Запас хода по шоссе, км: 500 — Тип подвески: индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами

— Преодолеваемый подъём, град.: 35 — Преодолеваемая стенка, м: 1,1 — Преодолеваемый ров, м: 2,8 — Преодолеваемый брод, м: плавает

Боевые сценарии

В зарубежных специализированных изданиях периодически рассматриваются сценарии воздушных операций против продвинутого в технологическом отношении противника. При этом главной задачей для тактической авиации НАТО является прикрытие ключевых объектов обеспечения операции и носителей крылатых ракет – бомбардировщиков В-1В, В-52Н и В-2 Spirit.

В свою очередь, сценарии борьбы с вероятным противником, осуществляющим массовое применение средств воздушного нападения (СВН), ставят перед командованием фронтовой авиации ВКС России следующие задачи:

  • Поражение ключевых объектов управления (воздушные командные пункты), информации и защиты (самолёты-разведчики, самолёты ДРЛО и постановщики помех), обеспечивающих воздушную операцию с массовым применением СВН.
  • Поражение боевых порядков бомбардировщиков вероятного противника до рубежа пуска крылатых ракет.
  • Поражение самолётов тактической авиации, комплексов РЭБ и ПВО.

mil.ru
МиГ-35 с комплексами РВВ-СД и РВВ-МД.

Основу ударных сил фронтовой авиации будут составлять самолёты 4-го поколения – Су-35С, МиГ-35 и МиГ-31БМ. Комплекты вооружения авиационных комплексов варьируются в зависимости от полученных разведданных о составе ударной группировки ВВС противника. При этом истребителям МиГ-31БМ, несущим комплексы большой, средней и малой дальности, отводится ключевая роль в решении задач №1 и №2. А истребители Су-35С и МиГ-35 с комплексами РВВ-СД и РВВ-МД в задачах №1 и №2 будут играть вспомогательную роль, а по задаче №3 – основную.

Синхронизация работы АСУ ПВО и АСУ ВВС, объединённых в единый контур управления, исключит одновременное применение УРВВ и зенитных ракет по одной цели, что, естественно, уменьшит расход ракет, позволит расставить приоритеты и очерёдность поражения атакующих средств воздушного нападения, применяемых вероятным противником.

Впрочем, оставим за кадром порядок и последовательность проведения боевых операций – это прерогатива командования ВКС РФ. Отметим лишь, что тактико-технические преимущества новых ракет УРВВ-МД, УРВВ-СД и УРВВ-БД смогут повысить эффективность выполнения воздушной операции в несколько раз.

Кстати, весь арсенал этих ракет был представлен на «Армии-2019» в павильоне Корпорации «Тактическое ракетное вооружение».

Новое в блогах

Издание Strategic Culture дало оценку новой российской гиперзвуковой ракете класса «воздух-воздух» Вымпел Р-37М. На сегодняшний день это самая дальняя ракета в мире.

Ракетами Р-37М (по другим классификациям Изделие 610-м или РВВ-БД) будут оснащаться истребители пятого поколения. Хотя первоначально планировалось ее использовать на перехватчиках МиГ-31. В июле этого года Минобороны РФ объявило об итоговых испытаниях ракеты и скором ее поступлении на вооружение армии.

Главная задача ракетной системы Р-37М — уничтожение таких систем противника как АВАКС, JTARS и прочие C4-ISTAR, которые используются для разведки и наблюдения. Кроме того, она предназначается для ведения электронных атак и уничтожения воздушных целей. Вес боеголовки составляет 60 кг, что его взрывная мощь достаточна для нейтрализации большого самолета.

Максимальная скорость ракеты — 6 Махов (AMRAAM развивает 4 Маха), что свыше 4500 миль в час, она обладает системой самонаведения с активным искателем, являющейся серьезной угрозой для штурмовиков. Искатель работает в двух диапазонах — X и Ku.

Ракета может поражать цели на высоте от 15 м до 25 тысяч. Но может атаковать невидимки, например F-35, в диапазоне 190 км. Поскольку F-35 не развивает такую скорость, уйти от Р-37М он не сможет.

Свои цели Вымпел ведет на полуактивном либо активном радиолокационном самонаведении. Ракета может пользоваться режимом «атаковать-и-забыть», который делает ее абсолютно свободной от стартовой площадки. Также ей доступна лобовая атака. Инерциальное руководство делает ее незаметной для радиолокаторов во время полета (в его середине).

Если против Р-37М задействовано активное самонаведения, у пилота есть несколько секунд на реализацию контрмер. Боеголовка Р-37М устойчива к РЭБ и способна вести ближний бой.

Гордость американских военных — новейший F-35 не способен противостоять таким сложным системам «воздух-воздух», производимых Россией. Р-37М интегрирован, как минимум, с четырьмя платформами и является существенной угрозой для стелс. АВАКС и крупные самолеты, не обладающие скрытностью, еще более уязвимы.

В наше время у США нет оружия, которое может обеспечить им превосходство в воздухе в случае, если противником выступит Россия. США утратили лидерство в бою «воздух-воздух», поскольку Р-37М не имеет равных по производительности. Российсике ракеты данного класса превосходят все американские аналоги.

Сравнение с аналогами

Название, индексСтранаСтатусМаксимальнаядальность, кмГод принятияна вооружениеМасса (стартовая /боевой части), кгКоличествоступенейНосителиИзображение
AIM-47 Falcon  СШАНа вооружение не принималась210 360 / ?1 YF-12
AAM-N-10 Eagle  СШАНа вооружение не принималась200 582 / 752 F6D
AIM-54 Phoenix  СШАВ настоящее время стоит на вооружениитолько ВВС Ирана184460 / 60,751 F-14
Р-33  СССР РоссияЭксплуатируется160490 / 471 МиГ-31
Р-37  СССР РоссияЭксплуатируется398600 / 601 МиГ-31, Су-27, Су-35
AIM-152 AAAM  СШАНа вооружение не принималась270172 / 22,71 F-15, F-22
КС-172  РоссияВ разработке (лётные испытания)400 750 / 502 Су-30МК, Су-35/БМ, Су-57

Примечания:

  1. Максимальная дальность пуска наиболее совершенной модификации при пуске в переднюю полусферу с наиболее скоростного и высотного самолёта-носителя. Проектные величины указаны курсивом
  2. Все самолёты, способные нести данную ракету
  3. В США снята с вооружения по причине снятия с вооружения единственного самолёта-носителя F-14
  4. Некоторые источники ошибочно обозначают ракету как AIM-155.

Ракета ближнего боя

Надо отметить, что дальность поражения цели не является главной характеристикой УРВВ-МД. Опыт локальных войн во Вьетнаме, на Ближнем Востоке, а также проведённые в нашей стране и за рубежом исследования выявили ряд характерных особенностей современного ближнего воздушного боя. Главными характеристиками таких воздушных поединков являются скоротечность, высокие значения манёвренных перегрузок, большие угловые скорости относительного перемещения цели (25-35 град/с) и ряд других. И самым эффективным оружием в подобных боевых ситуациях до настоящего времени была применяемая на российских самолётах ракета ближнего боя Р-73Э.

ktrv.ru
Ракета ближнего боя Р-73Э.

Как известно, ВВС стран НАТО в настоящее время активно пополняются модернизированными самолётами поколения 4++ и самолётами 5-го поколения. Комплексы бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) таких машин дополняются различными технологическими решениями по планеру, снижающими радиолокационную заметность, и бортовыми комплексами обороны (БКО), которые способны поставить эффективные помехи большинству УРВВ с инфракрасными головками самонаведения (ГСН).

Ракета РВВ-МД внешне похожа на ракету Р-73Э. Отличия начинаются в комплектации самой ракеты. Новая УРВВ-МД получила современную ГСН, обеспечивающую существенное улучшение ряда характеристик, отвечающих за захват и сопровождение цели. В первую очередь речь идёт о реализации принципа «выстрелил – забыл». Суть его заключается в «связи» нашлемного целеуказателя и ГСН ракеты. Когда пилот видит цель, её «видит» и ГСН. Лётчику остаётся только нажать кнопку «Пуск», и ракета идёт точно на цель.

ktrv.ru
Ракета РВВ-МД.

Р-60 / Р-60М – AA-8 APHID

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
Ракета К-60 / Р-60 / изделие 62 – AA-8A APHID-A
Ракета Р-60К – экспортный вариантРакета К-60М / Р-60М / изделие 62М – AA-8B APHID-BРакета Р-60МК – экспортный вариант – AA-8C APHID-C   Ракета малой дальности. Разработана ОКБ-4 М.Р.Бисновата (ныне – НПО “Молния”). Изучение концепции ракеты ближнего боя начато в конце 1960-х годов НИИ-2 Минавиапрома СССР (ГосНИИАС) под руководством Р.Д.Кузьминского и В.Ф.Левитина. Предложено создание ракеты К-60 на базе ЗУР 9М31 комплекса ПВО “Стрела-1″разработки КБТМ главного конструктора А.Э.Нудельмана – в той же размерности, с такой же, относительно легкой, боевой частью. Разработка новой ракеты начата ОКБ-4  в 1968 г., руководили разработкой главный конструктор М.Р.Бисноват и его первый заместитель В.И.Елагин, ведущие конструкторы – А.Л.Кегелес, Г.Н.Смольский и И.Н.Карабанов. Официально разработка ракеты поручена ОКБ-4 Постановлением Совмина СССР от 21 января 1970 г.В 1969 г. подготовлена техническая документация по ракете К-60 и начато изготовление первой экспериментальной партии отсеков ракеты (28 шт). В 1971 г. начата отработка ГСН на самолете-летающей лаборатории. В том же 1971 г.начаты пуски ракет – на первом этапе пуски осуществлялись с наземной ПУ по трассерам на полигонной вышке (дальность от 500 до 1500 м, 6 пусков), затем велись испытания с самолета-летающей лаборатории МиГ-21СМТ борт №117 (4 автономных пуска и два пуска телеметрических ракет по парашютным мишеням). так же в 1971 г. к испытаниям подключили два МиГ-23М (борты №№602 и 605), а с 1972 г. добавили еще два МиГ-23М (борты №№ 1701 и 1801). Этап испытаний главного конструктора завершился в августе 1972 г. Всего в ходе 17 пусков, выполненных в 1971 г. и 43 пусков 1972 года было сбито 7 мишеней МиГ-17 и Ла-17. В 1973 г. в ходе Государственных испытаний выполнено более 50 пусков ракет. Пуски осуществлялись с самолетов МиГ-21СМТ и МиГ-23 (№№ 2503, 1201, 1901, 1231).18 декабря 1973 г. ракета под наименованием Р-60 была принята на вооружение. Серийное производство ракеты велось с 1974 г. по 1991 г. на Тбилисском авиационном заводе. Всего заводом произведено более 30000 ракет, в некоторые годы темпы производства доходили до 6000 шт в год. Так же до 1991 г. производство ракеты велось Ижевским механическим заводом (г.Ижевск) и московским заводом “Коммунар” (ныне – “Дукс”)..Первое упоминание в западной специализированной прессе – 1976 г. – западными наблюдателями впервые ракета замечена на подвеске МиГ-23. По умолчанию данные ракеты Р-60.

Поражающие элементы и детонаторы

В воздушной среде, особенно на больших высотах, фугасное действие взрывчатого вещества малоэффективно. Авиационные ракеты “воздух- воздух” вооружаются боевой частью осколочно-фугасного действия. Вследствие большой скорости перемещения как цели, так и самой ракеты, к боевой части применяются жесткие требования по формированию поражающей сферы. Необходимого результата можно добиться применив систему заданного дробления на осколки либо готовые поражающие элементы (шарики, стержни). В большинстве изделий используется вариант, формирующий радиальное поле из осколков цилиндрической боевой части, осколочной рубашки. При разлете поражающие элементы образуют конус с усеченной вершиной с направлением движения, попутным ракете.

Планируемое разделение на поражающие осколки достигается посредством точечной закалки лазером или высокочастотными токами, нанесением насечек или «маски» из инертного материала. Осколочными поражающими элементами оснащаются боевые части ракет ближнего боя. В ракетных системах средней дальности применяется боевая часть, сформированная из стержней. Поражающие элементы располагаются наклонно вокруг взрывчатого вещества и между собой попеременно свариваются верхними и нижними концами. При раскрытии стержни образуют замкнутое кольцо большой поражающей силы. Ведутся перспективные разработки по управлению формированием и направлением действия осколочного поля.

Подрыв боевой части на оптимальном расстоянии осуществляется радиолокационным взрывателем, оснащенным одной или двумя антеннами. Современные ракеты класса “воздух-воздух” оснащаются лазерными установками, непрерывно отслеживающими расстояние до цели. На всех ракетах имеется инерционный детонатор на случай прямого попадания в цель.

References

  1. ОАО МНИИ “АГАТ”,
    Joint stock company Moscow research institute «Agat». Российская
    Федерация, 140182, г. Жуковский Московской области, ул. Туполева д. 2а.
  2. “Центральное
    конструкторское бюро автоматики”, Central Design Bureau Avtomatika,
    Адрес: 644027, г. Омск-27, Космический проспект, 24А
  3. Государственное
    предприятие  завод “Арсенал”, Government Factory “Arsenal”, 8,
    Moskovska str., Kiev, 01010, Ukraine
  4. Irkut
    SPC (JSC), 
    125315, 68, Bldg. 1, Leningradsky prospekt, Moscow, 125315, Russia
  5. KnAAPO
    (JSC), ul. Sovetskaya, 1, Komsomolsk-on-Amur,
    681018, Russia
  6. Фотогалерея
    первого построенного на КнААПО Су-35 (Imagery of first Su-35)
  7. Буклет
    Су-35, архив с
    буклетом в формате Adobe Reader.(Booklet Su-35)
  8. Презентационное видео о Су-35.(Su-35 presentation)
  9. Основные
    характеристики Су-35. Видео (Su-35 features – video)
  10. Sukhoi
    Company (JSC), 23B, Polikarpov str.,Moscow, 125284,
    Russia, p/b 604
  11. РЛСУ
    “Ирбис-Э” – радар нового поколения – “Аэрокосмическое обозрение”, №1,
    2006, стр.20-22
  12. “Ирбис”
    готовиться к прыжку – “Авиасалоны
    мира”, №5, 2006,
    стр.22-25
  13. Владимир Ильин – Рождение АФАР
    – “Аэрокосмическое обозрение”,
    №4,
    2005, стр.108-111
  14. С.Д.Бодрунов, Ю.И.Белый, В.А.Таганцев, Ю.И.Зеленюк – «Панда» займет
    нишу многофункциональных БРЛС на период разработки радиолокационных
    систем пятого поколения” – “Мир
    авионики”, №3, 2003, стр.19-20
  15. Синани
    А.И., Белый Ю.И. – “Электронное
    сканирование в системах управления вооружением истребителей”- “Мир
    авионики”, №1, 2002, стр.23-28
  16. Su-35.
    Multirole Super-Maneuverable Fighter. The Booklet. KNAAPO/Sukhoi
    brochure (Zipped PDF 16 MB)
  17. Australian
    Aviation  –
    August 2003 -Asia’s
    Advanced Flankers (Su-27/30)
  18. Australian Aviation  –
    September 2003 – Su-30
    vs RAAF
    Alternatives (Su-27/30)
  19. The International Assessment and
    Strategy Center –  May 3rd,  2006 –  The
    Flanker Fleet -The PLA’s ‘Big Stick’

(Images Rosoboronexport,
KnAAPO,
Vympel, RuMoD,
NNIIRT, US DoD, Other, Author)

Операторы

Карта операторов ТРК «Точка» На вооружении Снято с вооружения

«Точка-У» на параде в Баку, 26 июня 2011 года

  • Азербайджан — 4 единицы 9М79 по состоянию на 2022 год
  • Армения — 4 единицы по состоянию на 2022 год
  • Белоруссия — 36 единиц по состоянию на 2022 год
  • Болгария — на вооружении, по состоянию на 2022 год
  • Йемен — некоторое количество, по состоянию на 2022 год
  • Казахстан — 12 единиц по состоянию на 2022 год
  • КНДР — некоторое количество KN-02 Toksa, по состоянию на 2018 год
  • Россия — 24 единицы Точка-У по состоянию на 2022 год
  • Сирия — некоторое количество, по состоянию на 2022 год
  • Украина — 90 единиц по состоянию на 2022 год

Снято с вооружения

  • СССР — По состоянию на 1991 г. СССР располагал 250—300 ПУ Точка
  • Польша
  • Узбекистан — 5 единиц по состоянию на 2010 год
  • Чехословакия

Дозвук

Отреагировали не только американцы: французский снайпер из Иностранного легиона после долгих тренировок попал в мишень на расстоянии 3600 м, но, кроме статьи в небольшом специализированном журнале, информации об этом рекорде нет, ролики никто не выкладывал. Американцы тоже преодолели отметку сначала 3600, а потом и 4000 ярдов (3657 м). Этот ролик в компании Лобаева изучали практически под микроскопом: не совпадали некоторые параметры выстрела, не стыковалось подлетное время с начальной скоростью и углом наклона планки. В баллистике ничего не изменилось, а несколько сот метров прибавилось. Такого не бывает, но так как соревнование изначально задумывалось как состязание джентльменов, лобаевцы решили и дальше стреляться с американцами по‑честному. И победить нокаутом — попасть с четырех километров.

Сверхдальней стрельбой у стрелков считается стрельба на дистанции, где в конце траектории пуля идет на глубоком дозвуке, потому что со сверхзвуком все понятно — там баллистика считается легко, простыми математическими методами. А дозвуковая баллистика и считается сложнее, и, что самое неприятное, в этом режиме происходят некоторые физические процессы, которые затрудняют стрельбу на сверхдальние дистанции. Во‑первых, возникает эффект перестабилизации. Линейная скорость замедляется на 1000 м, скажем, в три раза — с 900 м/с до 300 м/с. А частота вращения пули — всего на 5−10%. На дозвуке скорость еще меньше, а частота вращения все еще та же. Это приводит к тому, что начинают вылезать все конструктивные и производственные дефекты пули, что сильно влияет на рассеивание. К тому же на маленьких скоростях становятся заметными ошибки при оценке ветра и метеоусловий. Второй фактор — турбулентность в донной части на глубоком дозвуке. На скоростях чуть меньше 300 м/с это не имеет критического значения, но на дальностях более 2 км сильно влияет на кучность. Бороться с этими явлениями можно только одним способом — разработать дизайн пуль с другой конструкцией донной части.

Классические проблемы для стрельбы на сверхдальние расстояния требуют увеличения массы пули и более совершенной аэродинамики. Свой первый рекорд Лобаев установил стандартной пулей D27, аналогом широко известной на Западе Lost River. Это вытянутые цельноточеные пули для стрельбы на дальние дистанции, которые еще называются Ultra VLD. Для новых рекордов они уже не годились. Если идти по пути увеличения массы пули, потребуется изменить весь патрон — либо увеличить камору или применять новый прогрессивно горящий порох, либо вообще переходить на другой калибр. Другой калибр (Browning .50 либо отечественный 12,7 х 108 мм) — это переход в другой класс и совсем другое оружие со всеми вытекающими последствиями: другие стволы, затворы, ствольные коробки, габариты, масса и значительное увеличение отдачи, при которой о получении удовольствия от стрельбы речи вообще уже не идет.

Лобаев решил не отступать от старой гильзы и калибра .408 CheyTac, не изменять ни габариты, ни массу оружия. Ему удалось разработать более тяжелую 30-граммовую пулю D30, оставаясь в рамках стандартного патрона. Это было сделано еще и потому, что патрон довольно доступен и любой желающий может попытаться повторить достижение. Модифицировали и дизайн пули: она стала напоминать длинное вытянутое веретено с двумя заостренными концами, что позволило добиться практически идеального баллистического коэффициента в единицу. Это потребовало изменения конструкции винтовки, более быстрого шага нарезов, чтобы стабилизировать более длинную и тяжелую пулю. Если классический шаг нарезов в 408-м калибре — тринадцать, то на рекордной винтовке Лобаев решил использовать десятку. Несмотря на то что начальная скорость у новой пули была меньше (875 м/с у D30 против 935 м/с у D27), на 2 км она имела более настильную траекторию.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий