Противокорабельный ракетный комплекс «Бастион»
Комплекс «Бастион» вооружен ракетами «Оникс», не имеющими аналогов в мире. В его состав входят:
- Самоходные ПУ на базе МЗКТ-7930 «Астролог»;
- ПКР «Оникс» в специальных транспортно-пусковых контейнерах;
- Машина боевого управления К-380Р на базе КамАЗ-43101 (экипаж — 4 человека);
- Система боевого управления комплексом;
- Оборудование информационно-технического сопряжения боевых средств комплекса с головным командным пунктом;
- Комплекс средств технического обслуживания.
В комплекте с «Бастионом» также могут идти заряжающая машина, вертолет для целеуказания и автомобили обеспечения. Пусковая установка создана на базе четырехколесного МЗКТ-7930, оснащена двумя пусковыми контейнерами с ракетами «Оникс» и весит 41 тонну. Установка может развивать скорость 70 км/ч на дороге с твердым покрытием. Запас ее хода составляет 1000 километров. Развертывается «Бастион» практически мгновенно: время на подготовку ПКРК к стрельбе составляет всего лишь три минуты. Интервал между двумя запусками ракет, в случае залповой стрельбы, – 2,5 секунды. Расчет состоит из трех человек. Погрузочная машина создана на базе того же шасси, что и пусковая установка, ее экипаж – два человека. Она перевозит два ракетных контейнера, оборудована краном с грузоподъемностью 5900 килограмм.
Машина боевого управления сделана на базе трехосного КАМаЗа. Все оборудование управление комплексом установлено в обычный грузовой контейнер, что чрезвычайно удобно и прекрасно маскирует автомобиль.
Точка развертывания комплекса может находиться на расстоянии двести километров от береговой линии. Состав одной батареи берегового комплекса «Бастион» состоит из четырех пусковых установок, машины (возможно двух) управления, четырех загрузочных автомобилей и машины обеспечения.
Одна батарея может защитить от возможного десанта противника береговую линию протяженностью шестьсот километров.
В настоящее время существует две модификации ПКРК «Бастион»: подвижная «Бастион-П») и стационарная модель («Бастион-С»). Второй вариант комплекса размещается в пусковых шахтах.
Внешние ссылки [ править ]
vтеБоевые бронированные машины России , Украины и бывшего СССР после Второй мировой войны | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
|
Смена вех
Генералы из ВВС США были не слишком довольны точностью и надежностью КР AGM-86, и поэтому еще в 1983 году заказали разработку по программе ACM ракеты воздушного базирования следующего поколения. И в 1993 году на вооружение начала поступать AGM-129 (фирмы «Дженерал Дайнемикс» и «МакДоннелл Дуглас») с дальностью пуска до 3 000 км. Кроме инерциальной системы с лазерными гироскопами она отличается комплексным применением технологии «стелс» это проявилось и в обводах, и в широком использовании композиционных материалов и радиопоглощающего покрытия, и в снижении тепловой заметности. Однако заменой ракет типа AGM-86 новая КР не стала. В новых условиях больше внимания уделили модернизации уже проверенных моделей.
Некоторые из этих мероприятий были упомянуты выше в статье. Одна из самых серьезных проблем время подготовки к пуску. В 1991 году полетные задания вводились в КР на центральных базах, для «Томахоук» уточнялись с помощью корабельных систем управления ракетным оружием. Время подготовки достигало 80 часов, а в 2003-м, за счет новой системы ввода задания, стали управляться за сутки. Кроме того, было предложено снабжать ракету спутниковым каналом связи для автоматизированного обмена данными в реальном масштабе времени с аппаратами разведки и управления. Это позволит уже в полете перенацеливать ракеты в случае изменения координат цели, наносить удары по подвижным целям, «выстраивать» наиболее оптимальный строй КР, выпущенных в одном залпе. Появление канала обмена данными включает ракету в единую сеть управления вместе с другими воздушно-космическими средствами, но требует и соответствующей защиты канала. Иначе она может оказаться слишком чувствительной к средствам информационной борьбы помните анекдот о российских хакерах, перепрограммировавших «Томагавки» в «бумеранги»? Впрочем, канал обмена можно и не задействовать.
Уязвимой выглядит и спутниковая корреляционная система. В случае большой войны NAVSTAR станет одним из первых объектов физических и информационных ударов. В «эпоху информатизации» противоборство средств нападения и защиты переходит на новый уровень. Но США и их союзники, судя по всему, рассчитывают воевать с противником, уже безнадежно отставшим технологически.
История создания
Необходимость разработки берегового ракетного комплекса возникла еще в восьмидесятых годах минувшего века, поскольку используемые системы «Рубеж» и «Редут» эксплуатировались еще с шестидесятых, не отвечали требованиям современности.
- Над созданием нового образца оружия работало НПО Машиностроения. Перед конструкторами стояла задача создать универсальную ракетную установку, пригодную для использования надводными судами, подводными лодками, в качестве средств наземного базирования. Универсальность новой модели задумывалась со значительным превосходством американского аналога «Гарпун» — признанного эталона в данном классе.
- Первые испытания начались с 1985 года, проведением нескольких запусков. Двумя годами позже впервые был произведен пуск ракетного боезаряда, установленного на надводном корабле.
- Программа испытаний успешно завершилась к 2002 году. Продолжительный срок разработки и испытания данного вооружения не связан с виной конструкторов и производственников, а вызван кризисными процессами в стране с последовавшим распадом СССР.
- С 2010 года комплекс береговой обороны «Бастион» поступил на вооружение в российскую армию. Производством ракет занимается НПО «Стрела» из Оренбурга.
Продукция производится для вооружения Российской армии и экспортной продажи. На предприятиях организована эффективная система контроля, обеспечивающая соблюдение надлежащего качества выпускаемых изделий.
«Бастион»
Индекс ГРАУ 3К55, по кодификации НАТО: SSC-5 «Stooge» (рус. «марионетка»)
Береговой ракетный комплекс с противокорабельной ракетой «Яхонт» / «Оникс».
Предназначен для поражения надводных кораблей различных классов и типов из состава десантных соединений, конвоев, корабельных и авианосных ударных групп, а также одиночных кораблей и наземных радиоконтрастных целей в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия.
Модификации
-«Бастион-П» (индекс К300П)
Подвижный вариант комплекса на шасси МЗКТ-7930.
-«Бастион-С» (индекс К300С)
Стационарный вариант комплекса в шахтном размещении.
Страны-эксплуатанты
-Россия: на начало 2016 год: 12 К-300П «Бастион» + 2 комплекса (8 ПУ) в КТОФ РФ и КСФ РФ
-КЧФ РФ — >3 комплекса (>12 С/ПУ) ПБРК «Бастион» , комплексы базируются в районе города Анапа (11-я бригада береговых артиллерийских войск) и города Севастополь (15-я бригада БРАВ).
-КТОФ РФ — дислоцируются на Курильских островах (не менее дивизиона).
-КСФ РФ- в составе дивизиона на Новой Земле. В 2016 на Северном флоте было уже 3 дивизиона «Бастионов-П».
В 2016 году будут поставлены в береговые части ВМФ России ещё пять комплексов «Бастион-П». Первый стационарный противокорабельный БРК «Бастион-С» шахтного базирования (до 36 ракет 3М55Э) будет развернут в Крыму до 2020 года. В состав комплекса могут войти беспилотные летательные аппараты и подводные гидроакустические станции. Полное перевооружение на комплексы «Бастион-П» запланировано с 2017 по 2021 год.
-Вьетнам: 2 комплекса / 8 ПУ
-Сирия: 2 комплекса / 8 ПУ. Поставлены в конце 2011 года, также проводятся новые поставки.
-Ведутся переговоры с представителями ВМС Венесуэлы о продаже БРК «Бастион-П» с ПКР «Яхонт»
Эксплуатация
9 мая 2014 года на военном параде в День Победы впервые в Ростове-на-Дону были продемонстрированы современные образцы вооружения военно-морских объединений Южного военного округа. По Театральной площади в составе механизированной колонны парадного расчёта прошли подвижный ракетный комплекс «Бастион» и артиллерийская система «Берег». Также береговые подвижные ракетные комплексы «Бастион» и «Бал» принималиучастие в параде в Севастополе 9.5.2014.
9 сентября во время плановой отработки задач боевой подготовки береговые ракетные части, вооруженные комплексом «Бастион» выполнили ракетные стрельбы по морским целям и успешно уничтожили учебную цель на расстоянии более 90 км в центральной части Черного моря.
15 марта 2015 года стало известно, что в марте 2014 года, в ходе событий в Крыму, Россия развернула на полуострове сразу несколько комплексов «Бастион».
Состав комплекса «Бастион-П»
-ПКР K-310 «Яхонт» в транспортно-пусковом контейнере
-Самоходные пусковые установки (СПУ К340П) на шасси МЗКТ-7930 (экипаж 3 чел)
-Машина боевого управления (МБУ К380П) на шасси КамАЗ-43101 (экипаж 4 чел) или МЗКТ-65273 (экипаж 4 чел)
-Аппаратура информационно-технического сопряжения боевых средств ПБРК с головным командным пунктом
-Автоматизированная система боевого управления (АСБУ) ПБРК
-Дополнительно: Комплекс средств технического обслуживания (КСТО).
-Транспортно-заряжающие машины (ТЗМ К342П)
-Машины обеспечения боевого дежурства (МОБД)
-Учебно-тренировочный комплекс (УТК)
-Вертолетный комплекс целеуказания (ВКЦ)
Комплекс может комплектоваться самоходной загоризонтной РЛС обнаружения воздушных и надводных целей «Монолит-Б»
Стандартный состав батареи К-300 «Бастион-П»:
-4 самоходные пусковые установки К-340П с двумя транспортно-пусковыми стаканами для ракет «Яхонт» (экипаж 3 человека)
-1-2 машины боевого управления (АСБУ) ПБРК (экипаж 5 человек)
-1 машина обеспечения боевого дежурства (МОБД)
-4 транспортно-заряжающие машины (ТЗМ К342П)
Технические характеристики «Бастион-П»
-Максимальный боекомплект комплекса: 24 ПКР (12 СПУ по 2 ПКР)
-Интервал старта КР при залповой стрельбе из одной СПУ — 2,5 с
-Время приведения комплекса в боевую готовность из походного положения менее 5 мин
-Время автономного боевого дежурства без вспомогательных средств — 24 часа (30 суток с МОБД)
-Назначенный срок службы — 10 лет
-Защита побережья — протяженностью более 600 км от десантных операций противника
Максимальный боекомплект комплекса | 24 ПКР шт |
Время приведения комплекса в боевую готовность | менее 5 мин |
Защита побережья | более 600 км |
Назначение
Предназначен для поражения надводных кораблей различных классов и типов из состава десантных соединений, конвоев, корабельных и авианосных ударных групп, а также одиночных кораблей и наземных радиоконтрастных целей в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия.
БРПК «Бастион» является одним из носителей ракеты «Оникс», которая, в свою очередь, наравне с ракетными комплексами «Калибр» и Х-35 «Уран» и перспективной гиперзвуковой противокорабельной ракетой «Циркон», является основным противокорабельным ракетным оружием в Вооружённых силах России.
Эксплуатанты
В 2016 году будут поставлены в береговые войска ВМФ Российской Федерации ещё пять комплексов «Бастион-П». Первый стационарный противокорабельный БРК «Бастион-С» шахтного базирования (до 36 ракет 3М55) будет развёрнут в Крыму до 2020 года. В состав комплекса могут войти беспилотные летательные аппараты и подводные гидроакустические станции. Полное перевооружение на комплексы «Бастион-П» запланировано с 2017 года по 2021 год. В 2019 году на вооружение ВМФ России поступило 3 дивизиона (12 ПУ) комплекса «Бастион».
- Россия: 56 единиц по состоянию на 2022 год:
- КЧФ РФ — в составе 11-й бригады береговых артиллерийских войск (посёлок Уташ)(12 ПУ), в составе 15-й бригады береговых артиллерийских войск (Севастополь)(12 ПУ). С октября 2016 года один дивизион(4 ПУ) был переброшен в Сирию.
- КТОФ РФ — в составе 75-й ракетной бригады на Курильских островах (острова Итуруп, Матуа)(12 ПУ), в составе 520-й отдельной береговой бригады Камчатка(12 ПУ).
- КСФ РФ — в составе дивизиона на Новой Земле (4 ПУ).
- ДКБФ РФ — в составе дивизиона в Калининградском особом районе(4 ПУ).
Вьетнам: 2 комплекса / 8 ПУ.
Сирия: 2 комплекса / 8 ПУ. Поставлены в конце 2011 года, также проводятся новые поставки.
- Возможные эксплуатанты
В августе 2015 года стало известно, что ведутся переговоры с представителями ВМС Венесуэлы о продаже БРК «Бастион-П» с ПКР «Яхонт».
Тактико-технические характеристики
Электронные пуски комплексов «Бал» 11-й береговой ракетно-артиллерийской бригады в ходе тренировки по поражению морских целей, имитирующих корабли условного противника. 29 марта 2018 года.
- Дальность поражения: 120 км с ракетой Х-35 и 260 км с ракетой Х-35У
- Удаленность стартовой позиции от береговой линии: до 10 км
- Количество ракет на каждой СПУ и ТПМ: до 8
- Интервал пуска ракет в залпе: не более 3 с
- Максимальная скорость движения:
- по шоссе: 60 км/час
- по бездорожью: 20 км/час
- Стартовая масса ракеты: 620 кг
- Суммарный боекомплект комплекса: до 64
- Запас хода (без дозаправки): не менее 850 км
Предприятие-изготовитель комплекса “Бал-Э”
Калужский завод “Тайфун” в июле 2004 года изготовил комплексы, и на нем была проведена проверка готовности системы к испытаниям.
На протяжении двух с половиной месяцев с июля 2004 г. проводились Государственные испытания “Бал”, снаряженного ракетами Х-35Э. Разработчиком изделия является объединение «Корпорация “Тактическое ракетное вооружение”».
При проведении испытаний все ракеты поразили заданные цели.
Эти испытания в октябре 2004 года государственной комиссией были признаны как успешные. И уже к 2088 году комплекс был принят на вооружение.
Первые комплексы поступили на вооружение береговому ракетному дивизиону (сформирован в 2011 г.) Каспийской флотилии.
Для получения навыков управления береговым комплексом “Бал-Э” были организованы спецкурсы при заводе-изготовителе. Для этого была сформирована группа из боевых офицеров берегового ракетного подразделения КФл.
Подвижный ракетный комплекс РК-55 «Рельеф» (СССР)
Анализ показал, что задача может быть решена в течение пяти-шести лет. Однако относительно целесообразности проведения подобных работ мнения специалистов разделились.
Многие считали ненужным создание стратегических крылатых ракета, так как они будут значительно уступать баллистическим ракетам в способности преодоления ПРО противника, потребовав при этом значительных государственных ассигнований на создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей их использование. В частности, для крылатых ракет нужно было создать цифровые карты местности территории вероятных противников и мощные вычислительные центры, необходимые для обработки и ввода в системы наведения ракет информации о рельефе местности по маршрутам полета. В пользу крылатых ракет говорили их относительная простота и дешевизна, возможность использования различных (в том числе и не специально созданных) транспортных средств, а также высокая вероятность преодоления ПВО противника за счет малой высоты полета и, как следствие, малой радиолокационной заметности.
В конце концов, советское правительство решилось на симметричный ответ Америке и начало разработку собственных «Томагавков» — РК-55. Ракеты типа РК-55 близки по своим характеристикам к американским ракета морского базирования «Томагавк» и наземного базирования BGM-109G.
Ходят слухи, что в ходе испытаний один из опытных образцов ракеты «Томагавк» залетел на Кубу, а оттуда попал в Свердловск. Так или иначе, но в 1975–1976 гг. в КБ «Новатор» (бывшее ОКБ-9) под руководством Л.B.Люльева была начата разработка нового поколения советских крылатых ракет, предназначенных как для корабельного, так и для наземного базирования. На базе морской стратегической крылатой ракеты «Гранат» разрабатывалась ракета РК-55 для наземного подвижного ракетного комплекса. В 1984 г. ракета РК-55 была принята на вооружение. Ракетный комплекс с крылатой ракетой средней дальности РК-55 не развертывался в связи с реализацией договора о ликвидации РСМД (развертывание предполагалось произвести в 1987-1990 годах). В 1987 году на базе хранения в Елгаве было 84 ракет с ТПК и 6 пусковых установок, изготовленные образцы ракет и ПУ уничтожены в июне 1989 года в Елгаве.
Ракета РК-55 оснащена турбореактивным маршевым двигателем и твердотопливным стартовым ускорителем. Крейсерская скорость соответствует М=0,7; максимальная дальность 3000 км, система наведения инерциальная, с корреляцией по рельефу местности. Ракета представляла собой оригинальный летательный аппарат со складывающимися крылом и оперением, а также с двухконтурным турбореактивным двигателем. Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом относительно большого удлинения, в нерабочем положении убирающимся в фюзеляж. Двигатель расположен на выдвижном подфюзеляжном пилоне (в нерабочем положении также находится внутри ракеты). В конструкции ракеты реализованы мероприятия по снижению радиолокационной и тепловой заметности.
В ракете РК-55 применена инерциальиая система наведения с коррекцией местоположения, основанная на принципе сравнения с картой местности, введенной в бортовую вычислительную машину перед пуском. Система наведения ракеты являлась одним из существенных отличий данной крылатой ракеты от предшествующих систем авиационного оружия. Это и обеспечило автономный полет ракеты независимо от протяженности, погодных условий и т. д. В этих целях было изготовлено соответствующее картографическое обеспечение (цифровые карты местности).
Комплекс состоял из:– автономной СПУ;– машины транспортировки и заряжания;– машины управления МБУ;– наземного комплекса оборудования.
Пусковая создана на базе шасси МАЗ-79111/543М как автономная самоходная ПУ с индексом 9В2413 под 6 КРБД. Состав оборудования, установленного на пусковую: аппаратура навигации, ориентирования и топографической привязки, автоматика производства старта ракеты и оборудование для ввода полетных данных.
Данные крылатой ракеты средней дальности РК-55Длина ракеты со стартовым ускорителем, м 8,09Диаметр ракеты, м 0,514Размах крыла, м 3,3Вес ракеты, т:в контейнере 2,44без контейнера 1,70Дальность стрельбы максимальная, км 300Скорость полета, м 0,7–0,9
Данные пусковой установкиБаза МАЗ-543МГабариты, м:длина 12,80ширина 3,05высота 3,0Число ракет на пусковой установке 6Вес пусковой установки с ракетами, т 29,1Время перевода в боевое положение, мин 15Максимальная скорость, км/ч 60Запас хода, км 850
Состав комплекса
Обозначение | Наименование | Количество |
ЮСДП.425919.001 | Комплект приемника | *) |
ЮСДП.425918.018 | Комплект БРК-РЛ-П | *) |
ЮСДП.425152.009 | Комплект БРК-ИК-П | *) |
ЮСДП.464658.005 | Комплект антенны | *) |
ЮСДП.436111.013 | Элемент питания | *) |
ЮСДП.436111.013-01 | Элемент питания | *) |
Аккумулятор Космос НR6 Ni-Mh (2500 mAh) AA, 1,2V | *) | |
ЮСДП.425914.002 | Депассиватор элемента питания | *) |
ЮСДП.425979.071 | Комплект сопряжения с ПК | *) |
ЮСДП.304119.002 | Ключ | *) |
Рюкзак «ЧЕГЕТ-55К» камуфляж | *) | |
ЮСДП.425915.085 | Упаковка | 1 |
ЮСДП.425149.001 РЭ | Руководство по эксплуатации | 1 |
ЮСДП.425149.001 ПС | Паспорт | 1 |
Примечания:-*) — Количество указывается при заказе. Общее количество комплектов «БРК-РЛ-П»
и «БРК-ИК-П» в комплексе не более 20 в любом сочетании.
Конструкция
Данные об устройстве МБР РС 26 «Рубеж» освещены в прессе крайне скупо. Известно, что суммарная мощность четырех элементов боеголовки составляет 1,2 мегатонн (4 х 300 кт). Архитектура трехступенчатого снаряда повторяет структуру «Тополей» и «Ярсов», но его вес меньше за счет применения полимерных высокопрочных материалов. Объявлено также о принципиально новой системе управления и наведения, работающей по уникальному алгоритму, позволяющему уклоняться от опасных объектов (противоракет) и выходить на боевой курс с высокой степенью вероятности поражения цели. Индивидуальные системы создают апериодичные флуктуации скорости и направления, препятствующие поражению боеголовки в полете. Этот алгоритм позволяет ей сохранить боеспособность, даже если на перехват будут выпущены 35 антиракет. Энергия, вырабатываемая двигателем при старте, гарантирует выход на боевой курс даже через облако ядерного взрыва. Это впечатляет.
Дизайн [ править ]
Основная задача Bastion-P – поражать надводные корабли, включая авианосные боевые группы , конвои и десантные корабли. Типичная батарея состоит из 1-2 машин командования и управления на базе грузовика Камаз 43101 6 × 6, одной машины поддержки, четырех ракет-носителей на базе шасси МЗКТ-7930 8 × 8, каждая из которых управляется экипажем из 3 человек и удерживает две ракеты и четыре погрузчика; Ракеты-носители могут быть расположены на расстоянии до 25 км (16 миль) от машин C2. После остановки ракеты могут быть готовы к стрельбе в течение пяти минут, и обе ракеты запускаются с интервалом в 2-5 секунд. Мобильная пусковая установка может оставаться в активном режиме ожидания в течение 3–5 дней или до 30 дней в сопровождении машины поддержки боевого дежурства.
Ракета Бастион-П – это сверхзвуковая противокорабельная ракета П-800 «Оникс с боеголовкой массой 200–250 кг (440–550 фунтов). Они запускаются вертикально из пусковых установок с использованием твердотопливного ракетного ускорителя для начального ускорения, а затем используют ПВРД на жидком топливе для продолжительного полета на скорости 2,5 Маха. Максимальная дальность полета «Оникс» / «Яхонт» составляет 120–300 км (75–186 миль; 65–162 морских миль) при использовании траектории полета «низкий-низкий» или «высокий-низкий» соответственно. Используя ГЛОНАСС на начальном этапе полета и активное радиолокационное наведение при приближении к цели, ракета может взлететь на высоту 14000 м (46000 футов) перед тем, как спуститься к морю.высота 5 м на заключительном этапе, пригодна до состояния моря 7. «Эти комплексы способны поражать как морские, так и наземные цели на расстоянии 350 километров в море и почти 450 километров над сушей», Об этом заявил министр обороны Шойгу на встрече президента России Владимира Путина с представителями Минобороны. [ необходима цитата ]
П-500 Базальт – SS-N-12 SANDBOX
Противокорабельная крылатая ракета. Разработка ракеты начата по Постановлению Совмина СССР от 28 февраля 1963 г. Разработка ракеты велась в ОКБ-52 (ныне – “НПО машиностроения”) группой ведущих конструкторов в составе: Даниил Герчик, Николай Клюев, Анатолий Аржанов. Ракета «Базальт» предназначалась для замены ракет П-6, первоначально создавалась ОКБ-52 под шифром П-6М (источник) и имела приблизительно те же массо-габаритные характеристики. По аэродинамической и конструктивно-компоновочной схеме ракеты также были подобны, но ракета «Базальт» имела большую скорость полета, увеличенную дальность стрельбы и более мощную фугасно-кумулятивную боевую часть. Профиль полета – “большая высота – малая высота” с увеличением продолжительности конечного этапа и уменьшением на нём высоты полета.
Основные отличия от ракет семейства П-6:– большая дальность и высокая сверхзвуковая скорость полета, позволяющие носителю находиться вне зоны обороны атакуемых кораблей;– рациональная форма траектории, позволяющая на конечном участке обходить зону ПВО атакуемого корабля;– использование в системе управления бортовой ЦВМ с решением задач управления полетом и попадания в цель в сложной помеховой обстановке;– применение, впервые на крылатых ракетах, бортовой станции активных помех, что обеспечивает неуязвимость ракеты от зенитных ракет в зоне ПВО атакуемой цели.
Эскизный проект ракеты завершен в декабре 1963 г. Первый этап летно-конструкторских испытаний проходил с октября 1969 г. по октябрь 1970 г. на полигоне ВМФ в Неноксе. Проведено 6 пусков ракет без радиоаппаратуры с наземного стенда. Второй этап ЛКИ проводился с ракетами в штатной комплектации (14 пусков). В результате проведенных испытаний получены опытные данные по летным характеристикам КР, работоспособности ее систем и агрегатов, контейнера ПУ и отдельных агрегатов наземного оборудования.
В 1975 г. ракетный комплекс «Базальт» принят на вооружение ПЛАРК пр.675, которые ранее были вооружены комплексом П-6.
Пусковая установка – СМ-248, пуск ракет осуществлялся с кораблей и подводных лодок (в надводном положении).
Конструкция: ракеты выполнена по нормальной аэродинамической схеме с подфюзеляжным сверхзвуковым воздухозаборником с конусом, с нижним расположением киля.
На старте используется стартово-разгонная ступень (СРС) с РДТТ.
Система управления и наведение – система управления инерциальная повышенной помехозащищенности с использованием бортовой ЦВМ. Специальная подсистема обеспечивала целераспределение ракет в залпе и избирательное поражение главных целей из состава атакуемого корабельного соединения. Впервые на крылатой ракете применена бортовая станция активных помех 4Б89 “Шмель”, которая обеспечивала неуязвимость ракеты от зенитных ракет в зоне ПВО атакуемой цели.
Двигатели:– СРС – 2 х РДТТ с временем работы около 2 сек
– маршевый – короткоресурсный ТРД КР-17-300 разработки ОКБ-300 ГКАТ.
ТТХ ракеты:Дальность действия – до 500 км
Типы БЧ:– фугасно-кумулятивная БЧ разработки Алтайского НИИХТ (ныне – НПО “Алтай”, г.Бийск). БЧ принята на вооружение в 1975 г.
Модификации:П-350 / 4К77 “Базальт” – комплекс с противокорабельной ракетой без целеуказания от МКРЦ “Легенда”.Дальность действия – 350 км
Носители::– ПЛАРК пр.675 – 4 х 2 х ПУ с ракетами.
Крылатые ракеты: история вопроса
Специалисты НИИ вооружения ВМС Народной освободительной армии Китая (НОАК) отмечают, что развитие технологий КР стало возможным после появления в США, а затем и в СССР разработок в области создания компактных турбореактивных двигателей одноразового применения.
Советские специалисты создали надежнейший образец подобных силовых установок под обозначением “ТРДД-50БМ”. Двигатель позволяет запускать крылатые ракеты, которые оборудованы системой наведения по каналу ГЛОНАСС и оснащаются либо обычной фугасной боевой частью (БЧ) весом 450 кг, либо ядерной БЧ с мощностью 100 кТ в тротиловом эквиваленте.
Турбореактивный двигатель ТРДД-50АТ
В публикациях специализированного издания КНР “Корабельное знание” отмечается, что первыми разработку КР завершили американские специалисты. Они создали известную ракету берегового базирования BGM-109G “Томахок” (Tomahawk). Несколько позже советские конструкторы разработали целую серию КР морского (РК-55), воздушного (Х-55) и берегового (РК-55) базирования.
КР воздушного базирования Х-55
Технические особенности проектов
Создавая крылатые ракеты, советские конструкторы учитывали, прежде всего, максимальную длину (8,2 метра) и калибр (533 мм) основного торпедного аппарата (ТА). Советская КР РК-55 требовала 20 минут на подготовку к старту и имела дальность пуска 3000 км, что на 500 км больше, чем у американского “Tomahawk”.
В версии для ПЛ советскую РК можно запускать из подводного положения (глубина 30–60 м) и на скорости 5–7 узлов. Следует отметить, что китайские специалисты внимательно наблюдают за процессом эволюции как советских/российских КР морского базирования, так и самих носителей – надводных кораблей и подводных лодок.
В начале 80-х гг. прошлого столетия специалисты “НПО машиностроения” на базе РК-55 создали двухступенчатую двухрежимную противокорабельную ракету (ПКР) 3М55(П-800) “Оникс”/”Яхонт” под калибр ТА 533 мм.
Противокорабельная ракета 3М55 “Яхонт”
Ракета имеет вес 2000 кг. Способна менять скорость полета с дозвуковой (0,8 МАХа) на сверхзвуковую (2,2 МАХа) на протяжении всего полета (200 км). На ее базе уже после распада СССР создана универсальная ПКР 3М-51 “Альфа”. После некоторой доработки пускового твердотопливного ускорителя ракета получила дальность 2300 км и новое обозначение 3М-54, а для экспорта создана версия 3М-54Э.
Для нужд ВМФ РФ выпускаются аналоги ракет серии “Клаб” под условным обозначением “Калибр”. Их вариантом является оперативно-тактическая ракета Р-500 комплекса “Искандер”. Ракета обладает дальностью пуска 500 км и создана, чтобы “обойти” условия соглашения по ограничению дальности пуска ракет средней и меньшей дальности.
Ракетный комплекс “Искандер”
Дизайн
Основная задача Bastion-P – поражать надводные корабли, в том числе авианосные боевые группы, конвои и десантные суда. Типичная батарея состоит из 1-2 командование и контроль автомобили на базе КАМАЗ 43101 6х6 грузовик, одна машина поддержки, четыре пусковые установки на базе МЗКТ-7930 Шасси 8 × 8, каждое с экипажем из 3 человек, с двумя ракетами и четырьмя машинами заряжания; Ракеты-носители могут быть расположены на расстоянии до 25 км (16 миль) от машин C2. После остановки ракеты могут быть готовы к стрельбе в течение пяти минут, и обе ракеты запускаются с интервалом в 2-5 секунд. Мобильная пусковая установка может оставаться в активном режиме ожидания в течение 3-5 дней или до 30 дней в сопровождении машины поддержки боевого дежурства.
Ракета Бастион-П – это П-800 Оникс, сверхзвуковой противокорабельная ракета с боеголовкой 200–250 кг (440–550 фунтов). Стрельба ведется вертикально из пусковых установок твердотопливным. ракетный ускоритель для начального ускорения используйте жидкое топливо прямоточный воздушно-реактивный двигатель для продолжительного крейсерского полета на скорости 2,5 Маха. Максимальная дальность полета «Оникс» / «Яхонт» составляет 120–300 км (75–186 миль; 65–162 морских миль) при использовании траектории полета «низкий-низкий» или «высокий-низкий» соответственно. С помощью ГЛОНАСС на начальном этапе полета и активное радиолокационное наведение при приближении к цели ракета может взлететь на высоту 14000 м (46000 футов) перед тем, как снизиться до морское плавание высота 5 м на заключительном этапе, полезна до состояние моря 7. «Эти комплексы способны поражать как морские, так и наземные цели на расстоянии 350 километров в море и почти 450 километров над сушей», – сказал министр обороны Шойгу на встрече президента России Владимира Путина с представителями Минобороны.[нужна цитата ]