Boeing E-4B
По данным из открытых источников, воздушные командные пункты предназначены для президента, министра обороны и других членов высшего военного руководства США на случай начала ядерной войны, если наземные структуры управления будут разрушены или повреждены.
“Апокалиптические машины” могут находиться в полете целую неделю при условии воздушной дозаправки. Все оборудование на борту защищено от поражающих факторов ядерного взрыва. Каждая машина способна поднять в воздух сотню человек.
Один из четырех E-4B всегда полностью готов к вылету в течение нескольких минут. Во время зарубежных поездок президента “самолет Судного дня” сопровождает его, как и адъютант с “ядерным чемоданчиком”. Если глава государства или руководитель Пентагона гибнут, предусмотрен сценарий мгновенной передачи командования войсками другому высокопоставленному лицу.
В США E-4B также называют “doomsday planes” (самолеты “конца света”). Четыре самолета состоят на вооружении ВВС США (USAF) и приписаны к 1-й эскадрилье (Squadron) (1ACCS) 55-го авиакрыла на базе Оффут, штат Небраска. Экипажи и наземное обслуживание E-4B входят в Боевое авиационное командование (Air Combat Command) ВВС США, которое взаимодействует со Стратегическим Командованием США USSTRATCOM.
Летно-технические характеристики E-4B являются секретной информацией.
История
Первый полёт совершил 29 мая 1985 года с аэродрома Придача под управлением Станислава Близнюка.[источник не указан 856 дней]
Самолёт предназначен для управления Вооружёнными силами в случае вооруженного конфликта с применением ядерного оружия. При создании Ил-80 были приняты меры по снижению воздействия поражающих факторов ядерного взрыва: например, отсутствие иллюминаторов, минимальное количество люков.[источник не указан 856 дней]
Требования предъявляемые к воздушному командному пункту: дальность и продолжительность полета должны обеспечить вывод ставки Верховного главнокомандующего из угрожаемой зоны в случае опасности войны любой интенсивности; самолет должен иметь бортовые средства защиты от оружия массового поражения, в то числе защиту от радиоактивного заражения; на самолете должна быть аппаратура, обеспечивающая управления всеми видами вооруженных сил в том числе с использованием АСУ и ТКС, включая аппаратуру СДВ-связи; самолет должен иметь возможность автономного применения в случае выхода из строя наземного и спутникового оборудования систем ретрансляции связи и навигации; самолет должен иметь возможность применения с любого аэропорта ГА; самолет должен обеспечивать высокий комфорт на борту; самолет должен соответствовать уровню надежности – вероятность отказов в 10 раз ниже, чем для ВС военного назначения.
Визуально от своего прототипа Ил-80 отличается наличием в носовой части фюзеляжа крупного накладного отсека, в который помещено различное радиоэлектронное оборудование. Отсутствуют иллюминаторы, на крыле дополнительные пилоны с электрооборудованием. Часть самолётов имеет штангу для дозаправки в воздухе. В хвостовой части установлена выпускная тросовая антенна ОНЧ длиной около 8 километров, которая применяется для связи с подводными лодками.[источник не указан 856 дней]
В отличие от своего прототипа (Ил-86), на самолете применена усиленная конструкция крыла и корпуса. Сделано это для уменьшения последствий воздействия на самолет со стороны возможного ядерного взрыва. Самолет получился очень тяжелым, что потребовало для него хорошо подготовленную взлетно-посадочную полосу, а также высокую квалификацию пилотов для взлета и посадки. Большой вес потребовал установку на Ил-80 четырех опор шасси. На крыле самолета установлены пилоны, в которых размещаются генераторы энергии для радиоэлектронного оборудования.
Ил-80 не укомплектован вооружением. Защита самолета обеспечивается истребительной авиацией сопровождения
Всего было выпущено 4 таких самолёта (регистрационные номера воздушных судов (РНВС) СССР-86146, СССР-86147, СССР-86148, СССР-86149). Все они находились в эксплуатации в отдельной авиационной эскадрильи управления и ретрансляции 8-й авиационной дивизии особого назначения, с 1997 года переданы в сформированную 3-ю авиационную эскадрилью (войсковая часть № 15650) (аэродром Чкаловский, ГЛИЦ).[источник не указан 856 дней]
9 мая 2010 года самолёт с РНВС RA(Россия)-86147 (93645) принял участие в воздушной части парада в честь 65-й годовщины победы в Великой Отечественной войне в Москве.
Этот же самолёт принял участие в проходе во время празднования столетия ВВС РФ в Жуковском 12 августа 2012 года.[источник не указан 856 дней]
Один из самолётов (RA-93642) прошел модернизацию с установкой нового электронного оборудования в 2015 году.[источник не указан 856 дней]
Помимо четырёх Ил-80, было построено 2 самолёта Ил-76СК (Ил-76ВКП), номера №№ СССР-76450 и СССР-76451, близких по составу оборудования и решаемым задачам. Базируются там же.