Самолёт Ил-38 – гроза подводных лодок

Тактико-технические характеристики

Источник данных: Артемьев, 2002.

Технические характеристики
  • Экипаж: 7
  • Длина: 40,075
  • Размах крыла: 37,4
  • Высота: 10,12 м
  • Площадь крыла: 140 м²
  • Средняя аэродинамическая хорда: 3,0 м
  • Колея шасси: 9,0 м
  • Масса пустого: 34 700 кг
  • Максимальная взлётная масса: 68 000 кг
  • Максимальная посадочная масса: 52 200 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 26 650 кг
  • Силовая установка: 4 × ТВД АИ-20М
  • Мощность двигателей: 4 × 4250 л. с. (4 × 3126 кВт (взлётная))
  • Воздушный винт: АВ-64 серии 04А
  • Диаметр винта: 4,5 м
  • Масса двигателя: 1040 кг
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 650 км/ч на 6000 м
  • Боевой радиус: 2200 км
  • Техническая дальность: 9500 км
  • Практический потолок: 8000 м (с полётной массой 66 000 кг)
  • Длина разбега: 1700 м
  • Длина пробега: 1070 м
Вооружение
  • Боевая нагрузка:  
    • нормальная: 5430 кг
    • максимальная: 8400 кг
  • Бомбы: противолодочные:

    • свободнопадающие: ПЛАБ-250-120, ПЛАБ-50
    • корректируемые: ПЛ250-120 «Загон»
  • Торпеды: АТ-1, АТ-2, АТ-3 (УМГТ-1), АПР-1, АПР-2
  • Гидроакустические буи: РГБ-1, РГБ-2 и РГБ-3
  • морские мины: АМД-2

Эксплуатация

Переучивание л/с на новые самолёты выполнялось в 33-м центре боевого применения и переучивания Ав. ВМФ в г. Николаев УССР (аэр. Кульбакино). Для обучения была сформирована 316-я отдельная противолодочная эскадрилья, в составе которой имелся авиационный отряд на Ил-38. Позднее был сформирован 555-й противолодочный смешанный инструкторско-исследовательский авиационный полк, с базированием на аэродроме Очаков.

Из боевых частей первым получил самолёты Ил-38 24-й отдельный противолодочный авиационной полк дальнего действия ВВС Северного Флота (аэродром Североморск-1) в 1968 году. В 1969 году — 77-й отдельный противолодочный авиационной полк дальнего действия ВВС Тихоокеанского Флота (аэродром Николаевка) и в 1972 году — 145-я отдельная противолодочная авиационная эскадрилья ВВС Балтийского Флота (аэродром Скулте).

Зарубежные командировки:

  • Летом 1971 года в акватории Средиземного моря проводились учения Юг-71, в рамках которых самолёты Ил-38 выполняли были с египетского аэродрома Мерса-Матрух.
  • Йемен 2 Ил-38 с декабря 1979 года по 1991 год,
  • Эфиопия 2 Ил-38 с 29 января 1981 года по 1986 год,
  • с 1982  года по 1989 год периодические базирования 2 Ил-38 в Ливии, разовые командировки в Мозамбик и Сирию.

Экипажами самолётов Ил-38 с 1969 года по 1981 год произведено 4095 самолёто-вылетов на боевую службу с общим налётом 24570 ч.

В настоящее время самолёты Ил-38 эксплуатируют:

7050-я АвБ СФ (Североморск-1).

7060 АвБ ТОФ (Елизово)

7062 АвБ ТОФ (Николаевка).

859-й Центр боевого применения и переучивания Морской авиации в г. Ейск.

Боевые возможности воздушных кораблей Ил-38

Первый вылет ИЛ-38 был 27.09.1961 года. Экипаж возглавлял летчик-испытатель В.Коккинаки. На боевой службе противолодочные воздушные устройства состоят в течение тридцати лет.

Экипажи самолетов обнаруживали неопознанные подводные корабли в Баренцевом море и Тихом и Индийском океанах, причем личным составом воздушного корабля отслеживался только чистый шум, без характерных винтовых звуков двигателей подводных лодок.

Фирмы Ильюшина не оставляют своих детищ без внимания, Модернизация воздушных судов, комплектация их новейшим оборудованием проводится постоянно. Самолет Ил-38Н, созданный на базе Ил-38, получил совершенное радиоэлектронное бортовое оборудование.

На борту модернизированного судна доступно размещение до 9 тонн вооружения, радиус дальности слежения за надводными судами увеличен до 320 км, субмарины противолодочный корабль обнаруживает на расстоянии около 150 км. Поисковые характеристики самолетов существенно выросли.

Конструкция Ил-38

Фюзеляж самолета имеет длину 40,07 м. Длина хвостовой балки с немагнитной и металлической частью – 5,6 м. Диаметр фюзеляжа – 3,5 м. Переднюю часть занимает кабина экипажа. Ее площадь составляет 28 м2. Экипаж состоит из семи человек: командира корабля, его помощника, штурмана-оператора, штурмана-навигатора, штурмана-оператора СПИИУ, радиста и бортинженера.

Выпуск и убирание шасси, поворот переднего колеса, закрытие и открытие грузолюков, торможение колес – все это выполняется при помощи гидро-азотной системы. На самолете установлена также азотная система, за счет которой происходит аварийное торможение, аварийное флюгирование винтов и т.д.

Ил-38 имеет в расположении систему кондиционирования, предназначение которой состоит в наддуве, вентиляции и отоплении гермокабины. Особенность данной системы заключается в отборе воздуха от компрессоров двигателей.

В состав силовой установки самолета входят четыре турбовинтовых двигателя АИ-20М и воздушные винты АВ-64. До того момента, как Ил-38 поставили на вооружение, его снабжали дополнительной системой автоматического флюгирования, что повышало безопасность полета. Пуск моторов можно произвести через внешние аэродромные источники электроэнергии или при помощи турбогенераторного оборудования ТГ-16, которое поместили в хвостовой части фюзеляжа. Главным минусом силовой установки, применяемой на Ил-38, стало большое количество времени, требуемое на прогрев двигателей (до 10 мин.).

ППС «Беркут», которая размещалась в составе оборудования самолета, была разработана, опираясь на многие научные достижения 50-х и 60-х годов прошлого века. В состав этой эргастической автоматизированной системы входят радиоакустические буи (сбрасываемая составляющая) и бортовая аппаратура.

Бортовое оборудование представлено радиолокационной станцией, самолетным приемоиндикаторным устройством СПИУ, цифровой вычислительной системой ЦВМ, блоком связи с ЦВМ, панелью географических координат ПГК, пультом ввода данных ПВД, и т.д. К исполнительным и индикаторными устройствам относят пилотажно-навигационную систему Путь-4Б-2К, АРК-Б, АП-6Е, пульты управления выбрасывания средств поражения и поиска, световые табло.

Противолодочный моноплан, особенности конструкции

В результате исследовательских комплексных работ конструкторы пришли к выводу, что лучшим способом обнаружения и поражения субмарин является авиация ВМФ, оснащенная необходимыми приборами и оборудованием. Наиболее подходящим к этим требованиям оказался самолет Ил-38.

Рождение противолодочного судна датируется серединой 1960 года. До начала выполнения программы создания нового воздушного корабля была определена базовая модель Ил-18В. Самолет имел хорошие летные характеристики, зарекомендовал себя как транспорт высокой надежности.

Рождение нового самолета для поиска, обнаружения и нейтрализации подводных лодок началось с использования конструкции пассажирского воздушного судна Ил-18В. Разработка проходила под шифром «Тунец».

Выпуск серии противолодочной конструкции авиалайнера дальнего действия, самостоятельного разведывательного поиска субмарин, проведения не только поисковых, но и спасательных операций, минирования акватории был произведен в конструкторском бюро Ильюшина.

Противолодочное воздушное судно было укомплектовано новейшими комплексами пилотажной навигации, включающими радионавигационные автоматизированные системы обнаружения подводных лодок.

Новейшее воздушное судно представляло собой устройство, имеющее:

  • цельнометаллическую схему моноплана;
  • прямое крыло, имеющее вид трапеции с четырьмя турбовинтовыми двигателями;
  • хвостовое оперение традиционное однокилевое;
  • шасси трехстоечное, имеющее переднее носовое колесо;
  • два грузовых отсека, обустроенных в середине корпуса самолета, предназначенные для размещения поисковых противолодочных систем и средств их уничтожения:
  • обтекатель антенны «Беркут 38» расположен под кабиной лайнера;
  • обтекатель датчика магнитометра в корме судна. Воздушное судно, впервые в практике советского конструирования самолетов, имело на борту цифровую вычислительную машину в комплексе поисково-прицельного устройства «Беркут-38».

Авиация России

28 сентября 1961 года состоялся первый полёт первого опытного дальнего противолодочного самолёта Ил-38. Командовал экипажем заслуженный лётчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза Владимир Константинович Коккинаки.

Разработка самолёта началась в ответ на угрозу развертывания потенциальным противником в мировом океане атомных подводных лодок, несущих на борту баллистические ракеты с ядерными боезарядами.

18 июня 1960 года Совет Министров СССР принял постановление о разработке на базе пассажирского Ил-18 самолёта противолодочной обороны дальнего действия Ил-38 с радиогидроаккустической системой «Беркут».

Первый полёт первого опытного Ил-38 состоялся 28 сентября 1961 года, на полгода раньше срока, предписанного правительственным постановлением.

9 апреля 1963 года под управлением ведущего лётчика-испытателя Александра Михайловича Тюрюмина начался заводской этап государственных испытаний на базе Феодосийского филиала ГК НИИ ВВС – аэродроме Кировское.

«Разработка самолёта Ил-38 с автоматизированной системой «Беркут» с применением цифровой вычислительной машины явилась первым опытом работы нашей промышленности по создания авиационных противолодочных комплексов, значительно повышающих эффективность отечественной противолодочной авиации по борьбе с подводными лодками-ракетоносцами», — отмечалось в акте госиспытаний самолёта.

В декабре 1967 года был построен первый серийный Ил-38, с марта 1968 года началось освоение машины в войсках – первые Ил-38 поступили в 24-й отдельный противолодочный авиаполк дальнего действия Северного флота, базирующийся на аэродроме Кипелово в Вологодской области. Командовал полком подполковник Виктор Потапов, в 1988-1994 гг. – командующий авиацией ВМФ, генерал-полковник авиации. Предполагается, что один из модернизируемых в настоящее время самолётов Ил-38Н будет назван его именем.

17 января 1969 года Ил-38 был официально принят на вооружение авиации ВМФ.

Самолёты Ил-38 производились до 1972 года. Всего было выпущено 65 бортов для ВМФ СССР и ВМС Индии. Первый самолёт для индийских ВМС был передан 24 августа 1977 года.

https://www.youtube.com/watch?v=m7gxdYzZnV4

В 2012-2015 гг. ОАО «Авиационный комплекс им. С.В.

Ильюшина» выполнило государственный контракт на ремонт и серийную модернизацию первой партии противолодочных самолётов Ил-38 Морской авиации Военно-морского флота России до уровня Ил-38Н.

Всего по условиям контракта было модернизировано пять самолётов. С Министерством обороны Российской Федерации заключен новый контракт на модернизацию очередной партии противолодочных Ил-38.

Модернизация заключается в установке на самолёты новой поисково-прицельной системы «Новелла-П-38», что значительно расширило объём решаемых самолётами задач и их боевые возможности.

(3

Модификации

Первичная эксплуатация самолёта выявила его очень низкую эффективность боевой работы, запредельную отказность поисково-прицельного комплекса — средняя наработка на отказ БЦВМ составляла всего 1,5 — 2 часа, также высокий процент брака основных применяемых радиогидробуёв РГБ-1 (до 30 %). По оценкам специалистов 33-го ЦБП Морской авиации практическая пригодность самолёта Ил-38 для поиска ПЛ была приблизительно в 8-10 раз хуже аналогичного американского патрульного самолёта «Орион».

Уже в 1969 году вышло постановление МАП о модернизации комплекса. Планировалась установка новейшего ППК «Коршун-М» (от Ту-142М), замена устаревшего навигационного оборудования (ЦГВ-10 и ТКС-П на комплекс курсовертикалей «Румб»), вместо автопилота АП-6Е и системы «Путь-4» установить САУ. Планировалась также установка нового магнитометра «Бор-1С», аппаратуры гидрологической разведки, автомата сбрасывания отражателей АСО-2Б и др. В случае модернизации с самолёта стало бы возможным применение новейших инфразвуковых буёв, на порядок более чувствительных, а также взрывных источников звука. В кабине планировалась установка экранов тактической обстановки. Предполагалась замена электротепловой противообледенительной системы самолёта на электроимпульсную, а электрическую систему запуска двигателей самолёта изменить на воздушную, что, кроме всего прочего, за счёт избавления от агрегатов запуска обеспечивало снижение массы самолёта на 340 кг.

Однако данный комплекс доработок выполнен не был по той причине, что БЦВМ «Пламя-264» не обеспечивала обработку информации от более новой системы «Коршун» с БЦВМ «Аргон-15». То есть фактически требовалась полная замена всего целевого оборудования. В результате на самолётах поменяли только магнитометр на новый.

В 1980-х годах, в связи с моральным старением ППК «Беркут», всё же было решено доработать самолёт под применение новых буёв типа РГБ-16, а также взрывных источников звука. Была разработана аппаратура «Изумруд», в состав которой входит 68-канальное приёмное устройство «Волхов», аппаратура обработки и отображения гидроакустической информации, радиогидроакустические буи РГБ-16, блоки сопряжения с ППС «Беркут» (ВИЗ-ы не применяются). Всего прошло доработку порядка 12 самолётов.

В конце 1980-х годов начались работы по новому противолодочному комплексу «Новелла», но из-за развала СССР и отсутствия финансирования комплекс оказался невостребован отечественной Морской авиацией. Зато им заинтересовались индийцы, на вооружении у которых имеются Ил-38. Новый самолёт получил наименование Ил-38SD (Sea Dragon — Морской дракон). Всего переоборудовано 6 самолётов.

Чуть позднее установкой комплекса «Новелла» было решено дорабатывать и отечественные Ил-38, получившие наименование Ил-38Н. Это морской патрульный самолёт для ведения подводной, надводной и воздушной разведок, целеуказания, радиотехнической разведки и радиоподавления. На 2015 год переоборудовано 5 самолётов.

Название моделиКраткие характеристики, отличия.
Ил-38Ил-38 с поисково-прицельным комплексом «Беркут-38».
Ил-38SDМодернизированный патрульный и противолодочный самолёт оснащённый новым прицельно-навигационным комплексом «Морской дракон» производства ОАО ЦНПО «Ленинец». В рамках работ по модернизации самолётов предполагалось продление их технического ресурса на 10-15 лет. Дополнительные узлы подвески размещены под центропланом самолёта (2 узла).
Ил-38Н («Новелла»)Вариант модернизации Ил-38 для авиации ВМФ России до уровня Ил-38SD.

Потери

1984 год. Авария на аэр. Николаевка, 77-й ОПЛАП ВВС ТОФ. Аварийное прекращение взлёта. Самолёт выкатился за пределы ВПП, получил повреждения и был списан. Экипаж не пострадал.

1984 год. Аэродром Асмара, Эфиопия. В результате налёта сепаратистов на аэродром уничтожены два Ил-38, принадлежащие 77-му ОПЛАП ВВС ТОФ, экипажи не пострадали.

1994 год. Катастрофа на аэр. Североморск-1, 24-й ОПЛАП ВВС СФ. При выполнении посадки в условиях сильного снегопада и позёмки самолёт уклонился от посадочного курса и столкнулся с землёй. Экипаж погиб.

2002 год. Катастрофа двух индийских самолётов Ил-38 на авиашоу, противолодочная эскадрилья INAS 315. Погибли 12 человек. Взамен разбившихся машин Россия бесплатно предоставила два Ил-38.

Катастрофа “Курска” могла стоить жизни летчикам

Николай Куклев: “О том, кто будет летать с наших будущих авианосцев, надо думать уже сейчас”

Авиация ВМФ – специфический род сил, сложный в организации и незаменимый для решения множества задач, а те, кто в ней служит, – уникальный по мастерству и выучке состав

Сейчас, когда принято решение о строительстве вертолетоносных десантных кораблей и всерьез выбирается необходимый тип классических авианосцев, самое время обратить внимание на подготовку пилотов. Об этом и многом другом “Военно-промышленному курьеру” рассказал Николай Куклев, экс-командующий морской авиацией России, заместитель генерального конструктора АО “Камов”

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий