Поиск

Самолёт Ил-20 – электронные глаза и уши

История создания

Еще в военном 1942 году С.В. Илюшин направил руководству вооруженных сил доклад, в котором изложил причины сворачивания работ над Ил-6 и преимущества постройки нового самолета. К письму прилагался эскизный проект модернизированного штурмовика (МШ) с двигателем АМ-38 увеличенной мощности. Главным отличием проекта называлось кардинальное изменение обзора вперед-вниз из кабины летчика и повышение точности прицельного огня по наземным объектам. Для достижения этой цели предполагалось применение необычной схемы устройства самолета. Новый самолет получил обозначение Ил-20. Предназначался он для уничтожения вооружения и армии противника на линии фронта и в глубоком тылу врага.

11 марта 1947 года вышло постановление Совмина страны, предписывавшее ОКБ С. В. Ильюшина разработать новый штурмовик с улучшенным по сравнению со штурмовиком Ил-10 бронированием и улучшенным обзором летчику вперед-вниз и в стороны, используя для него отработанный и проверенный серийный двигатель М-45ш. В постановлении также были сформулированы технические характеристики (см.таблицу) новой машины и требования к вооружению. Самолет должен иметь максимальную скорость на высоте 3 км — 560 км/час, над землей — 500 км/час, потолок высоты – 8 км, дальность полета — 1200 км. Вооружение должно состоять из шести наступательных пушек калибра 23 мм, одной оборонительной пушки калибра 20 мм, 400 кг бомб и шести реактивных орудий калибра 132 мм.

Работы над проектом продвигались быстро. В феврале 1948 года был разработан эскизный проект  под двигатель М-45ш, а уже в июле макет новой машины был представлен комиссии. Выводы комиссии были неутешительными: макет был признан недоработанным. В числе недоработок указывались:

  • Небезопасно близкое расположение к винту кабины летчика;
  • Не предусмотрен сброс фонаря в аварийной ситуации;
  • Отсутствовало противокапотажное устройство;
  • Сложность эксплуатации и обслуживания машины с новой схемой компоновки машины.

Удачным решением была размещение под углом внизу фюзеляжа пушечных установок, ведущих огонь вниз. Постройку опытного экземпляра Ил-20 было решено отложить до утверждения макета машины. Однако С.В.Ильюшину удалось обойти запреты. Самолет в первом варианте был все-таки изготовлен и допущен к заводским испытаниям.

Испытания на заводе-изготовителе начались 20 ноября 1948г. Испытания проводил летчик-испытатель В.К.Коккинаки. Первый полет на новой машине был выполнен в начале декабря 1948г. Испытания показали неудовлетворительные летные характеристики машины и их несоответствие требованиям, изложенным в правительственном постановлении. Также не выполнены были требования заказчика по вооружению. Новый двигатель М-47 тоже требовал доводки. В связи со всем этим работы по Ил-20 в мае 1949г. были прекращены. Самолет был осмотрен также руководящими лицами военного ведомства. В результате осмотра были подтверждены многие недостатки, среди которых:

  • небезопасное размещение бензобака между кабинами стрелка и летчика;
  • отсутствие эффективных противопожарных средства;
  • недостаточное исследование поведение машины в режиме пикирования;
  • несоответствие установленного вооружения требованиям заказчика (4 пушки вместо 6) и т. д.

Особенности исполнения

Как уже отмечалось ранее, при разработке проекта Ил-20 была использована необычная схема устройства конструкции самолета. Необычным было расположение кабины пилота прямо над двигателем и впереди, насколько позволяла конструкция машины. Такое устройство кабины обеспечивало летчику довольно широкий сектор обзора вперед-вниз под углом около 37 градусов, для сравнения — на серийном Ил-2 угол обзора составлял всего 8 градусов. В режиме пикирования летчик мог видеть намеченные цели.

В остальном самолет Ил-20 был обычный низкоплан с двигателем М-47 жидкостного охлаждения. Хвостовое оперение — обычное однокилевое. Горизонтальное оперение и крыло – трапециевидной формы. Кабины пилота, стрелка, двигатель, топливные баки и все системы обеспечения находились внутри бронекорпуса. Радиаторы размещались в центроплане.

На самолете был установлен современный на то время пилотажно-навигационный комплекс (ПНК), система противообледенения (ПОС) и радиооборудование. Установленная аппаратура позволяла действовать самолету в любых погодных условиях и в любое время суток.

Была изменена бронезащита машины. Толщина металлических бронелистов была увеличена почти наполовину – на 46%, а бронестекло на кабинах экипажа — на 59%. Бронезащита двигателя состояла из бронированного капота. Радиаторы со всех сторон прикрывались бронелистами разной толщины.

Предполагалось разработать два проекта машины для разных вариантов расположения стрелка, и соответственно, разного состава вооружения. В первом варианте проекта стрелок располагался сразу за бензобаком  и управлял 23-мм пушкой, размещенной в верхней подвижной пушечной установке Ил-ВУ-11.

Во втором варианте проекта стрелок располагался в хвостовой части корпуса машины и управлял пушкой, размещенной в кормовой пушечной установке Ил-КУ-8. Второй вариант проекта не был осуществлен.

Первые пробы

В конце 1940 года авиаконструктором С.А. Кочеригиным был представлен руководству авиапромышленности СССР эскиз многоцелевого (включая штурмовик) одноместного самолёта поля боя (обозначение ОПБ). Для получения хорошего, (до 15 градусов), обзора вперед-вниз из кабины пилота конструктор осознанно ухудшил некоторые аэродинамические свойства машины. Были увеличены размеры кабины и применено высокое расположение летчика. Однако проект не реализовался из-за отсутствия подходящего двигателя. К этому времени среди конструкторов все более утверждалось мнение, что хороший обзор вперед-вниз можно достичь, используя оригинальные схемы конструкции машин.

В это же время группой конструкторов А.А.Архангельским, И. В. Веневидовым и Г. М. Можаровским был разработан проект двухбалочного самолета с фюзеляжем по типу гондолы и двигателем с толкающим винтом. Двое последних были конструкторами-оружейниками и являлись авторам нового вида вооружения — комбинированного артиллерийского вооружения с бомбардировочным — КАБВ. Для отработки изобретения требовался самолет-штурмовик специальной конструкции. Схему такого самолета они предложили. Предложенный ими проект был интересен тем, что обеспечивал угол обзора вперед-вниз из кабины пилота около 15 градусов. Макет с многочисленными рекомендациями по доработке был утвержден. Но начавшаяся война не позволила завершить проект.

Ил-2 — штурмовик 1943 года

К концу 1942 года моторостроительными предприятиями был разработан новый двигатель АМ-38ф с форсажем мощностью в 1720 л. с. Такими двигателями с начала 1943 г. стали оснащаться серийные двухместные самолеты Ил-2. Мощность нового АМ-38ф обеспечивала бомбовую нагрузку до нормы  400 кг, а также позволила улучшить его летные качества, приблизив их к характеристикам самолета в одноместном варианте. Для улучшения характеристик устойчивости машины крылу штурмовика вернули стреловидную форму с первоначального проекта. В процессе выпуска машин Ил-2 в конструкцию были внесены следующие изменения:

  • установлена дополнительная броня толщиной 4-6-мм над головой летчика, над двигателем и задним топливным баком;
  • укреплены стойки шасси;
  • укреплена хвостовая часть самолета в деревянном варианте изготовления;
  • увеличен объем заднего топливного бака;
  • установлены противопыльные фильтры на воздухозаборники двигателя;
  • установлена система наполнения топливных баков инертным газом;
  • система предотвращения отлива масла при отрицательных перегрузках в полете,
  • подвесные баки с дополнительным топливом для длительных перелетов;
  • на некоторых самолетах были установлены радиополукомпасы РПК-10.

Улучшить летные характеристики машин и качество брони получилось с применением более мощного в 2000 л.с. двигателя типа АМ-42. В компоновке с таким двигателем появился новый самолет-штурмовик Ил-10. Но произошло это только в 1944 году. Технические характеристики Ил-2 (обоих вариантов) приведены в таблицах.

Будущее транспортной авиации

Перспективные научные разработки дают возможность представить, какими будут военные самолёты будущего, предназначенные для перевозки грузов. Амбициозные российские проекты Ил-112 и Ил-106 должны сменить самые популярные военные самолёты России Ан-22, Ан-26 и Ил-76.

Тяжёлый Ил-106 – основа разработки перспективного авиационного комплекса транспортной авиации (ПАК ТА). В его характеристики заложена довольно большая (до 100 т) грузоподъёмность. Футуристичный по своей конструкции ПТС «Ермак» (второе название проекта) выглядит, как картинка из фантастического фильма.

Не стоит на месте и конструкторская мысль в США. В 2017 году на испытательном полигоне Мохаве была произведена выкатка самого большого в мире самолёта Stratolaunch. Он необычен тем, что имеет два объединенных центральной балкой фюзеляжа. Размах крыльев шестидвигательной машины – 117 м, взлётный вес – 590 т.

Однако перспективы эксплуатации и сфера применения аппарата такой конструкции вызывают лёгкое недоумение. Подвеска космической системы на межкрыльевом пространстве между фюзеляжами – очень опасная затея.

За многие годы мы увидели, чем замечательны военные самолеты транспортного назначения, эти добродушные большегрузные гиганты. Их взлёты, посадки, полёт – захватывающее зрелище. Теперь, видимо, настало время больших изменений, результатом которых должно стать появление совершенно новых типов транспортных летательных аппаратов.

Модификации ИЛ-22 и ИЛ-20Рт

Самолеты Ил-20РТ и Ил-18РТЛ в 1980 г. поступили на вооружение и были созданы на базе Ил-18Д. Они базировались на аэродроме Крайний, что находился на Байконуре. Летный состав был из шести человек плюс инженер-электрик и пять человек, которые использовали бортовой измерительный комплекс: оператор СЕВ, начальник СИПа, оператор АФУ, инженер по МА-9 МКТС и инженер по БРС-4С. Несмотря на то, что самолеты числились за ВКС, они регулярно выполняли задачи ВМФ или РВСН во время испытаний крылатых и баллистических ракет. Потом самолеты были переданы в ВМФ, где применялись по усмотрению командования. Модификация 75 840 была продана и в 2001 г. разбилась. Лишь один самолет использовался по прямому назначению и был модернизирован.

На базе Ил-18Д создавались воздушные командные пункты (ВзКП или ВКП) Ил-22, оборудованные устройством закрытой кодовой связи. В составе экипажей данных самолетов входят офицеры боевого управления и операторы аппаратуры ЗАС. На правом борту находился люк багажного отсека самолета Ил-18, который использовался для аварийного покидания самолета. Все рабочие места были оборудованы чашкой под парашют. На самолете установлена иная кислородная система.

Самолеты Ил-22 и Ил-20 часто открашиваются под так называемый стандарт советского «Аэрофлота» и имеют гражданский регистрационный номер. К тому же на борту рядом с кабиной, как и в пассажирской версии самолета, была надпись «Ил-18». Лишь некоторые машины имели серый (шаровый) цвет, такой как на Ил-38.

Прошлое и настоящее военно-транспортной авиации

Как уже говорилось выше, череда локальных военных конфликтов, а затем Вторая мировая войн, несколько затормозили появление военно-транспортной авиации. Лишь к концу сороковых годов ведущие авиационные державы начали разрабатывать проекты специализированных грузовых крылатых машин.

В США до 1954 года уже выпускались транспортники C-119 Flying Boxcar, C-47 Skytrain, и C-46 Commando. Но после войны в Корее, где основная транспортная нагрузка легла на единственный Convair XC-99 грузоподъёмностью 45 т., стало очевидно, что он морально устарел. Необходим был полноценный грузовик для переброски десантных бригад и лёгкой штурмовой бронированной техники к месту конфликтов.

Таким самолётом стал Lockheed С-130 Hercules. С 1954 года машины этой марки приняли участие в 22 военных операциях США по всему миру. С 1993 года в состав американских ВВС включена более грузоподъёмная модификация – С130-J30 Super Hercules.

Вслед за С-130 был поставлен на вооружение ВВС СССР специализированный военно-транспортный самолёт Ан-12. Он имел ту же грузоподъёмность, что и С-130, но значительно проигрывал «американцу» по полезному объёму (90 м3 против 124 м3). Новый самолёт – унификация конструкторской документации по Ан-10. За пятнадцать лет было выпущено более 1,5 тысяч единиц Ан-12.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий