«Непрерывная модернизация»

После принятия на вооружение Су-27 неоднократно совершенствовался — главным образом проводилась замена бортового оборудования. Последней на данный момент модификацией является Су-27М3. Обновлённые детища Симонова по-прежнему широко применяются частями ВКС, регулярно перехватывая западные самолёты, которые последние годы всё чаще появляются вблизи рубежей нашей страны.

Кроме того, Су-27 послужил платформой для разработки ряда новых самолётов, завоевавших большую популярность как в российских войсках, так и за рубежом. В 1990-е годы российские специалисты создали семейство истребителей Су-30, которые поставлялись в Индию, Малайзию, Китай, Вьетнам, Венесуэлу, Анголу, Алжир, Казахстан, Белоруссию и Армению.

Сегодня в российских войсках активно эксплуатируется Су-30СМ, боевая нагрузка которого почти в два раза больше, чем у предшественника. В ближайшие годы Минобороны РФ планирует начать закупки ещё более совершенных самолётов этого типа, известных под шифром Су-30СМ2.

Также технологические наработки по проекту Су-27 легли в основу уникального истребителя-бомбардировщика Су-34, получившего из-за горбатой и приплюснутой в основании формы кабины прозвище «Утёнок». Самолёт был принят на вооружение 20 марта 2014 года.

Однако самый современный боевой самолёт РФ, созданный на базе Су-27, — многофункциональный истребитель Су-35С. Лётчики хвалят машину за невероятную манёвренность и управляемость в экстремальных условиях. Эти качества дают самолёту серьёзные преимущества даже в самом сложном воздушном бою.

«В процессе непрерывной модернизации появился радар с активной фазированной антенной решёткой, новые ракеты «воздух — воздух» и «воздух — поверхность», новый бортовой комплекс обороны и комплект бортового оборудования. Вершиной этого прогресса стал Су-35. Поэтому неслучайно большое число наших партнёров проявляет огромный интерес к данной машине», — подытожил Мураховский.

МИГ-31 — тяжелоуправляемый воздушный корабль

Истребитель-перехватчик дальнего действия (СССР)

МиГ-31 — единственный советский истребитель, официально именуемый «воздушным кораблем», его взлетная масса превышает 40 т

МиГ-31 по кодификации НАТО называется Foxhound, что означает «Лисья гончая». Группа из четырех таких машин способна контролировать пространство шириной в 800-900 км, поражая в нем все цели. При этом ночь, буря или радиолокационные помехи воспрепятствовать им не в силах.

К созданию МиГ-31 в ОКБ Микояна приступили в 1968 году. Строился он по схеме МиГ-21, но в связи с применением сложнейших систем управления оружием и обнаружения противника за спиной летчика пришлось посадить штурмана-оператора.

Управлять МиГ-31 было непросто: машина, сделанная на грани аэродинамической устойчивости, требовала от пилотов высокого летного мастерства. Когда число летных часов в авиационных частях России резко сократилось, эти самолеты начали падать.

Кабина штурмана МиГ-31 имеет ограниченный обзор, поэтому для улучшения обзора вперед и вниз на фонаре кабины смонтирован поднимаемый перископ

Первый полет истребитель МиГ-31 совершил в 1975 году. После шести лет испытаний он был принят на вооружение, заменив своего предшественника МиГ-25. В 1985 году машина дебютировала на авиасалоне в Ле-Бурже, но не произвела такого яркого впечатления, как Су-27 или МиГ-29. Приобрести 24 такие машины пожелал лишь Китай.

Сложный в управлении и понимании самолет, требующий высочайшего мастерства пилотов и штурманов, не нашел признания и в современной России, оставшись одним из памятников советской военно-инженерной мысли.

В 1994 году он был снят с производства. Сейчас на вооружении Российской Федерации состоят 252 МиГ-31, Военно-воздушные силы Казахстана насчитывают 43 машины этой модели.

Створки ниш основных опор шасси, которые хорошо видны под фюзеляжем, выполняют еще и функцию тормозных щитков и могут отклоняться прямо в полете

ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЗАРЯДНОГО УСТРОЙСТВА

Извлечь провода. Убедиться, что корпус изделия не имеет механических повреждений, а изоляция проводов цела.

Для проверки работоспособности предпускового зарядного устройства без аккумулятора необходимо подключить прибор к сети переменного тока, выходные клеммы должны быть разомкнуты.

Убедиться, что индикатор “Сеть” светится.

Установить регулятор силы тока в крайнее левое положение (минимальный ток). Замкнуть выходные зажимы или для наглядности подключить к ним автомобильную лампу накаливания 55-110 Вт. Вращая регулятор силы тока и наблюдая за шкалой амперметра, убедиться, что ток регулируется, а яркость свечения лампы меняется.

Внимание! В зарядном устройстве Орион Вымпел – 320 микровентилятор включается автоматически при повышении температуры внутри корпуса
или увеличении тока более 12 А.

Для проверки работоспособности вентилятора включите прибор в сеть, замкните клеммы и поворачивайте регулятор тока вправо, пока не заработает вентилятор.

Внимание! Для модели Орион Вымпел-270, в режиме К. З

(Выходные клеммы замкнуты между собой) ток ограничен величиной 1-2 А.

Характеристики многих БПЛА — военная тайна

Достоверно известно только о тех БПЛА, испытания которых проводились официально. Информация о других засекречена. Как на самом деле показывают себя в воздухе секретные машины, пока никто, кроме самих разработчиков, не знает.

К примеру, Китай не ведет сейчас никаких вялотекущих или гибридных войн и не демонстрирует свои возможности в этой сфере, однако в будущем он способен серьезно изменить характер боевых действий. Пока же об истинных успехах большинства китайских БПЛА можно судить только по данным разведки или на примере тех немногих моделей, которые поставляются на экспорт. По опубликованным параметрам, китайские дроны — идеальные машины. Правда, как и многое в Китае, они созданы «по мотивам» западных разработок.

Китайский БПЛА CH-4

В частности, на экспорт поставляются дешевые аналоги американских MQ-1 Predator MQ-9 Reaper — разведывательно-ударные CH-4. При цене вдвое ниже американских прототипов покупателями CH-4A/B стали Алжир, Иордания, Ирак, Пакистан, Туркменистан, Мьянма, ОАЭ и Саудовская Аравия.

Модификации МиГ-29

На базе МиГ-29 спроектированы и созданы следующие модификации:

  • МиГ-29УБ, двухместный учебно-боевой самолет;
  • МиГ-29 с аппаратурой активных помех и увеличенным запасом топлива;
  • МиГ-29С с новыми ракетами РВВ-АЕ и модернизированной системой управления;
  • МиГ-29СЭ – модификация МиГ-29С для поставки на экспорт;
  • МиГ-29М – отличается широкой номенклатурой средств поражения наземных и воздушных целей, системой управления вооружением, повышенной дальностью полета и рядом конструктивных отличий;
  • МиГ-29К, палубный истребитель, который имеет складывающиеся крылья ля более компактного размещения истребителя на корабле, усиленным шасси и посадочным гаком;
  • МиГ-29КУБ – учебно-боевой палубный истребитель и другие;
  • МиГ-29AS – модернизация самолета для ВВС Словакии, который включает измененный БРЭО, а также без системы дозаправки;
  • МиГ-29МУ1 – украинская модернизация истребителя. В БРЭО установлена система спутниковой навигации;
  • МиГ-29БМ, белорусская модернизация. Дополнительно установлены станция спутниковой навигации, средства дозаправки топливом, доработана РЛС для использования вооружения воздух-земля;
  • MiG-29 Sniper, модернизация для румынской армии. Модернизацию по стандартам НАТО/ИКАО выполняли компании DASA (Германия), Aerostar Bacău (Румыния), Elbit Systems (Израиль).

Конструкция Су-57

Единый корпус образован фюзеляжем и крылом с передним наплывом. Внедрение данного решения позволило ощутимо увеличить маневренность самолета. Само крыло оборудовано отклоняемыми носками, элеронами и флапперонами. Фронтальная часть передних наплывов сделана поворотной для дополнительного управления. Вертикальное оперение машины составляют два цельноповоротных киля.

Теплообменники системы кондиционирования и воздухозаборники мотогондол расположены на фронтальной части пилонов. Воздухозаборники двигателей с мотогондолами разнесены на расстоянии 0,6-0,7 метра от центральной оси самолета, где располагаются несколько отсеков для скрытого размещения ракет и бомб. Связь всех органов управления самолета в одну систему обеспечивает высокую маневренность при всевозможных углах атаки, исключает как явление вхождение самолета в штопор.

Компоновка планера с почти полным отсутствием прямых углов, специальное покрытие радиопоглощающими материалами, использование в конструкции композитных материалов снизили видимость Т-50 на радарах. Данный показатель улучшился в 20 раз в сравнении с 4 поколением. Превосходный обзор летчика истребителя обеспечивается продуманной конструкцией остекления фонаря. Также с левой стороны кабины, внизу от пилота, располагается выдвижная штанга для заправки топливом.

Шасси ПАК ФА Т-50 унифицировано с шасси самолетов четвертого поколения. Носовая стойка состоит из двух колес диаметром 0,6 метра, грязезащитного щитка и фар. Задние стойки – по одному колесу диаметром около 1 метра с тормозами. Все опоры шасси складываются вперед по направлению полета.

Одна из самых главных характеристик боевого самолета – соотношение тяги двигателя к массе самолета (тяговооруженность). Ее повышение увеличивает маневренность и скорость разгона как на земле, так и в воздухе. Начиная с истребителей поколений 4 и 4+ этот показатель превышает 1, то есть суммарная тяга, создаваемая двигателем, выше снаряженной массы машины.

Его особенность состоит в том, что часть нагнетаемого воздуха направляется по второму контуру вокруг камеры сгорания. На создание тяги уходит меньше топлива, соответственно снижается расход и повышается экономичность установки.

Все это характерно для бесфорсажного режима. При включении форсажа в три раза увеличивается расход топлива, обеспечивая лишь 70% прирост тяги. Однако данный режим работы двигателя крайне полезен. С его помощью можно сократить длину разбега при взлете, быстрее выполнить опасные маневры во время боя.

Почти все самолеты предыдущих поколений не могли преодолеть звуковой барьер без форсажа, не говоря о постоянном полете на скорости более одного Мах. Вот почему важнейшее требование к новому двигателю — способность крейсерского полета на сверхзвуке без использования режима форсажа, что также позволит уменьшить инфракрасный след от машины. Согласно заявленным требованиям на ПАК ФА Т-50 установили два двухконтурных турбореактивных двигателя.

Для начальных испытаний был выбран ТРДД АЛ-41Ф1 с тягой 9500 кгс в крейсерском режиме и 15000 кгс при форсаже, с изменяемым вектором тяги и системой зажигания на основе плазмы. Пара таких двигателей позволяет развить самолету максимальную скорость в 2400 км/ч.

Главным разработчиком силовой установки второго этапа является НПО «Сатурн».

Основа системы управления вооружением самолета ПАК ФА Т-50 — радиолокационный комплекс Ш-121. В его состав входят: бортовая радиолокационная станция дальнего обнаружения Н036 Белка с пятью антеннами, оптиколокационная станция (ОЛС-50М), система Н036УВС. БРЛС Н036 Белка произведена в НИИП им. В.В. Тихомирова и оснащена локатором с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). На поверхности антенны равномерно распределены 1526 небольших приемо-передающих модулей.

Конструкция такого типа позволила увеличить надежность станции.

Оптиколокационная станция (ОЛС-50М) расположена спереди от кабины. Она предназначена для нахождения цели по инфракрасному следу, а также для измерения расстояния до нее с помощью лазерного дальномера-целеуказателя. Возможна совместная работа с нашлемной системой целеуказания пилота во время ближнего боя.

Многофункциональная радиоэлектронная система самолета позволяет обнаруживать малозаметные объекты; осуществлять навигацию, разведку и выполнять радиоэлектронное противодействие самолетам противника.

СУ-35 — само совершенство

Многоцелевой истребитель (Россия)

Двигатели 117С с отклоняемым вектором тяги и четырехканальной цифровой системой управления, а также великолепная аэродинамика обеспечивают Су-35 лучшую маневренность, чем у большинства западных истребителей

Еще одна модификация высокоманевренного истребителя Су-27, с усиленным планером и улучшенной системой управления, получила название Су-35. В этом самолете, внешне очень похожем на Су-27, применены новые двигатели с повышенной тягой.

Система управления объединена с системой наблюдения и оповещения в информационно-управляющую систему — ИУС. Два огромных цветных экрана с показаниями электронных средств наблюдения должны обеспечивать пилоту круговую видимость — так, как если бы вся кабина была сделана из прозрачного стекла.

Сопла с изменяемым вектором тяги позволяют отклонять нос машины от направления полета на длительное время чего долго не могли добиться западные авиаконструкторы

Пульт управления — окруженный кнопками экран с необходимой информацией. Кнопки запуска многочисленных бомб и ракет находятся прямо на рычагах управления машиной. Вооружение Су-35 дополнено новыми ракетами большой дальности, а общий вес смертоносного груза на его крыльях увеличился до 8 т.

Опытный образец (прототип) самолета был собран в августе 2007 года и продемонстрирован на авиасалоне МАКС-2007 в подмосковном Жуковском, пока еще на земле.

Первый полет состоялся в 2008 году. 3 мая 2011 года в воздух поднялась серийная машина. Характеристики этого самолета намного превосходят возможности истребителя четвертого поколения, но до пятого не дотягивают по ряду признаков, главный из которых — отсутствие технологии снижения заметности. Для такого истребителя в боевой авиации отвели специальную нишу: поколение 4++.

Во всем мире у Су-35 только два достойных противника: F-35 и F-22A

Примечания

  1. Здесь и далее приведены данные для ударного Су-28К (также обозначался Су-27КШ) «Гроза» по состоянию проекта на 1975 год; истребители Су-27К (иначе – Су-27КИ) и Су-29К «Молния», при общей унификации их конструкции с Су-27КШ, имели существенные отличия в деталях, в т.ч., в составе экипажа (Су-27КИ, например, проектировался одноместным) и вооружения.
  2. Двухместными были версии Су-28К (Су-27КШ) «Гроза» и Су-28КРЦ (Су-27КРЦ) «Вымпел»; истребители Су-27К/27КИ и Су-29К «Молния» проектировались одноместными.
  3. УР класса «воздух-земля» и противокорабельные мог применять только штурмовик Су-28К (Су-27КШ) «Гроза»; истребители Су-27К/27КИ и Су-29К «Молния» рассчитывались только на ракеты воздушного боя.
  4. В конце 1970-х годов проект ПФИ Т-10 был существенно переработан (получив индекс Т-10С), а в 1984 году принят на вооружение ВВС и войск ПВО СССР под обозначением Су-27. Фактически Т-10С – уже другой самолёт, мало похожий на ранний Т-10 даже внешне.
  5. Здесь «ВПК» означает «военно-промышленная комиссия» (полностью – Комиссия Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам).
  6. После смерти Генерального конструктора П. О. Сухого в 1975 году этому опытно-конструкторскому бюро было присвоено его имя.
  7. Впоследствии обозначение «Су-28» было присвоено учебно-тренировочному самолёту на базе штурмовика Су-25.
  8. Впоследствии обозначение «Су-29» было присвоено двухместному учебно-пилотажному самолёту на базе одноместного спортивного Су-26.
  9. Когда на вооружении состоят самолёты единого семейства вместо множества типов – это упрощает как комплектование авиагрупп и снабжение их запчастями, так и подготовку лётчиков. То есть при прочих равных условиях затраты на содержание авиапарка получаются меньшими.
  10. Шифр «Молния» к этому проекту перешёл от истребителя МиГ-23А, который машина КБ Сухого должна была заменить.
  11. Главный конструктор Михаил Симонов говорил, что на Т-10С от Т-10 остались прежними только катапультное кресло лётчика и колёса шасси.
  12. Сначала экземпляр Т-10-3, позже к нему добавились Т-10-15 и Т-10-20.
  13. Тормозные щитки перед нишами шасси были сделаны по образцу тяжёлого перехватчика МиГ-31, и в этом виде они появились на опытном самолёте Т-10 (в том числе и на Т-10-3, проходившем испытания по взлётам с трамплина и посадкам с тормозным гаком). В дальнейшем, при перепроектировании самолёта в 1979 году, тормозной щиток вновь вернули на верхнюю поверхность фюзеляжа – именно там он и находится на серийных самолётах Су-27 и Су-33.
  14. При перепроектировании самолёта в 1979-1980 годах форму крыла, в числе прочего, изменили – на серийном Су-27 и всех машинах на его базе (в том числе палубном Су-33) оно получило прямые кромки и концевые балки вместо скруглённых законцовок.
  15. Подобно тяжёлому перехватчику МиГ-31; в дальнейшем такие основные опоры получил недавно принятый на вооружение ВВС России фронтовой бомбардировщик Су-34.
  16. «Кайру» тогда разрабатывали для вооружения новейших ударных самолётов – истребителя-бомбардировщика МиГ-27К и фронтового бомбардировщика Су-24.

Отличия от базовой модели

Благодаря кропотливой работе сотрудников КБ Сухого, в особенности инженеров, технологов монтажно-испытательных и агрегатно-сборочных цехов, конструкторов, был выпущен уникальный по своим характеристикам самолет. Его предназначение, в отличие от одноместного Су-27П, заключалось в следующем:

  • завоевание превосходства в воздухе;
  • дальнее сопровождение летательных аппаратов стратегической авиации и одиночное патрулирование;
  • радиолокационное наведение, управление и обзор;
  • обучения пилотов.

На Су-30 можно было выполнять все учебные и боевые задания, с которыми справлялся Су-27УБ. При этом Су-30 имел дополнительные возможности, такие как:

  • выполнение боевых действий, которые были связаны с очень большой продолжительностью и дальностью полета;
  • более эффективная управляемость группой истребителей.

Расширить способности модернизированной модели удалось за счет установки следующих систем:

  • радиосистема дальней навигации;
  • системы дозаправки горючим в воздухе;
  • расширенное количество оборудования управления групповыми действиями;
  • улучшенная система жизнеобеспечения.

Главным заказчиком Су-30 стали войска ПВО, где можно было полностью проверить возможности патрулирования и дальнего перехвата. Однако в начале 90-х годов все больше заказов стало припадать на ракетное оружие по типу «воздух-земля» и «воздух-корабль». Российские конструкторские бюро стали переходить на проектирование авианосителей данного оружия. КБ Сухого тоже принимало в этом участие.

Особенности конструкции M270 MLRS

Боевая машина M270 представляет собой гусеничную платформу с установленной на ней артиллерийской частью. Шасси по агрегатам унифицировано с БМП M2 Bradley, что упрощает эксплуатацию и обеспечивает высокие характеристики. Артиллерийская часть M270 была разработана с использованием интересных решений, ставших ключом к последующей модернизации.

В отличие от других РСЗО, американская M270 не имеет пакета направляющих для запуска реактивных снарядов. Вместо него используется пуско-заряжающий модуль M269. Он выполнен в виде бронированного короба с посадочными местами для двух транспортно-пусковых контейнеров. Для установки последних M269 имеет собственный механизм перезаряжания. За счет такого механизма ТПК с ракетами могут приниматься с любой транспортной машины.

Артиллерийская часть M270 принимает сразу два контейнера, что позволяет выполнить залп из 12 ракет калибра 227 мм. После стрельбы контейнер извлекается, а на его место устанавливается новый.

Подобная архитектура пусковой установки в известной мере упрощает подготовку к стрельбе, а также дает хороший задел для модернизации. Изделие M269 имеет значительный внутренний объем, пригодный для использования не только ТПК под 227-мм ракеты. Так, в рамки этой артиллерийской части удалось вписать оперативно-тактическую ракету MGM-140 ATACMS калибра 610 мм.

Ракеты США

Малой дальности

AIM-9М — 2690 кмч

Средней дальности

AIM-7 Sparrow — 4310 кмч

AIM-120 AMRAAM — 4300 кмч

Большой дальности

AIM-54С Phoenix — 5390 кмч

AIM-54С

Сразу замечу, что данные о скорости ракет и самолетов во многих источниках отличаются, поэтому некоторые значения могут быть даны с небольшой погрешностью непреднамеренное, забывчивое отклонение от правильных действий, поступков, мыслей, разница между ожидаемой или измеренной и реальной величиной. Теперь предлагаю рассмотреть максимальные значения объект, который обозначается, замещается, репрезентируется другим объектом — знаком; между двумя объектами, выступающими соответственно в роли знака и значения (названия), в процессе семиозиса скорости горизонтального полёта некоторых российских и американских истребителей:

Су-35 — 2425 кмч

Су-57 — 2640 кмч

МиГ-29 — 2480 кмч

МиГ-31 — 3230 кмч

F-15 — 2690 кмч

FA-18 — 1940 кмч

F-22 — 2420 кмч

FA — 18

Делаем простой вывод может употребляться в разных контекстах: Вывод — проводник в составе электрического устройства, предназначенный для электрического соединения с другими устройствами: от ракет средней и большой дальности не в состоянии понятие, обозначающее множество устойчивых значений переменных параметров объекта оторваться ни один существующий ныне истребитель, т.к. скорость первых значительно превосходит скорость вторых. А вот с малой дальностью все немного сложнее, ведь, как мы видим, некоторые истребители способны лететь и быстрее.

Дело работа, занятие, действие не для развлечения; коммерческое предприятие, бизнес; вопрос, требующий разрешения в том, что ракеты малой дальности рассчитаны, в основном топоним в России: Основное — хутор в Железногорском районе Курской области, на ближний маневренный бой, при котором скорость самолетов значительно ниже, чем максимальная. Однако можно предположить, что если ракета выпущена вслед за истребителем, который летит горизонтально и на максимальной тяге набирает скорость, с расстояния, близкого к максимальной дальности полёта самостоятельное перемещение объекта в газообразной среде или вакууме ракеты (речь идет о малой дальности), то, теоретически, двигатель ракеты может израсходовать своё топливо раньше, чем ракета настигнет цель. Не знаю, случалось ли такое на практике, но в теории это возможно.

Скорость, как выяснилось, с малой долей вероятности способна спасти самолет от летящей вслед за ним ракеты. Может лучше искать спасение в маневрировании? К этому мы вернемся чуть позже!

Реактивные снаряды

Для РСЗО M270 MLRS была разработана широкая номенклатура боеприпасов разных типов и различного назначения. Наиболее массовыми являются неуправляемые реактивные снаряды с отличающейся боевой нагрузкой. Изделия линейки M26 предназначаются для поражения различных площадных целей в широком диапазоне дальностей. M27 и M28 представляют собой учебные боеприпасы с разной комплектацией.

Снаряды M26 трех модификаций получают кассетную головную часть, вмещающую до 644 осколочно-кумулятивных боевых элементов M77 или M85. Максимальная дальность стрельбы в линейке M26 – 45 км. Изделие M27 представляет собой инертную ракету M26, предназначенную для отработки загрузки боекомплекта. Учебный снаряд M28 повторяет конструкцию M26, но несет весовые имитаторы боевой нагрузки и дымовые шашки для маркировки точек попадания. Учебная ракета M28A1 отличается сокращенной до 9 км дальностью стрельбы.

Основная масса реактивных снарядов для M270 была разработана в США, но несколько образцов создали в зарубежных странах. Так, немецкая ракета AT2 основывается на конструкции M26 и несет кассетную головную часть с одноименными противотанковыми минами. Такой боеприпас предназначается для дистанционного минирования местности. В недавнем прошлом Израиль провел модернизацию своих M270 и дополнил их боекомплект тремя новыми ракетами с коррекцией на траектории или с полноценным самонаведением.

Характеристики:

Основные характеристики:

Размеры:
– длина21.935 м
– высота5.9 м
– ширина14.7 м
– площадь крыла62.04 м2
Масса:
– пустого16300 кг
– нормальная взлетная23000 кг
– максимальная взлетная28000 кг
– боевой нагрузки4000 кг
– топлива (максимальная)5270 (9400) кг
Аварийный остаток топлива
Силовая установка2 х АЛ-31Ф (12800 кгс ЧР, 12500 кгс форсаж, 7770 кгс максимал)
Практический потолок (без вооружения)18500 (24000) м
Практическая дальность на высоте/у земли3900/1400 км
Экипаж1 летчик

Характеристики движения:

Тип скоростиСкоростьРасход топлива
Максимальная у земли (на большой высоте)1400 (2500) км/чФорсаж: 1.92 кг/кгс*ч, максимал: 0.75 кг/кгс*ч, минимум: 0.67 кг/кгс*ч
Крейсерская

Маневренность: скороподъемность 300 м/с, максимальная скорость разворота 23 град/с

Вооружение:

ВидНаименованиеБоекомплект
ВстроенноеГШ-301 30 мм150 выстр.
УР «Воздух-Воздух»Р-27(Э) СДПодвеска (до 6 с РЛГСН, до 2 с ТГСН)
Р-77 СДПодвеска
Р-73(Э) МДПодвеска (до 6)
Р-60М МДПодвеска
НАРС-8Подвеска (до 6 Б8М-1)
С-13Подвеска (до 6 Б-13Л)
С-24БПодвеска (до 6)
С-25Подвеска (до 6)
БомбовоеФАБ(ОФАБ)-100Подвеска
ФАБ(ОФАБ)-250Подвеска
ФАБ(ОФАБ)-500Подвеска
РБК-250Подвеска
РБК-500Подвеска
ЗБ-500Подвеска
ЗАБ-100Подвеска
КМГУПодвеска
Пушечное подвесноеСППУ-30Подвеска
БРЭОРЛПК-27 (РЛС Н001)
ОЭПС-27 (ОЛС ОЛС-27)
Аппаратура автоматизированного наведения «Спектр»
РЭБСтанция активных помех «Сорбция-С» (подвеска)
Станция активных помех «Смальта-СК» (подвеска)
АПП-50 (96 ППИ-50 или ППР-50)

Варианты подвески вооружения:

Вариант«Воздух-Воздух»«Воздух-земля»
Левый внешнийР-60(Р-73)Р-60(Р-73)
Левый среднийР-60(Р-73)Р-60(Р-73)
Левый внутреннийР-27(Э)Р / 77Р-27(Э)Р / 77Р-60(Р-73)
Левый под двигателемР-27(Э)Р / 77Р-27(Э)Р / 77
Центральный переднийР-27(Э)Р / 77Р-27(Э)Р / 77
Центральный заднийР-27(Э)Р / 77Р-27(Э)Р / 77
Правый под двигателемР-27(Э)Р / 77Р-27(Э)Р / 77
Правый внутреннийР-27(Э)Р / 77Р-27(Э)Р / 77Р-60(Р-73)
Правый среднийР-60(Р-73)Р-60(Р-73)
Правый внешнийР-60(Р-73)Р-60(Р-73)
Вариант«Воздух-Земля»
Левый внешний
Левый средний
Левый внутренний4 (О)ФАБ-5002 (О)ФАБ-5006 (О)ФАБ-2503 (О)ФАБ-250
Левый под двигателем(О)ФАБ-5006 (О)ФАБ-2503 (О)ФАБ-250
Центральный передний4 (О)ФАБ-5004 (О)ФАБ-5006 (О)ФАБ-2503 (О)ФАБ-250
Центральный задний4 (О)ФАБ-5006 (О)ФАБ-2503 (О)ФАБ-250
Правый под двигателем(О)ФАБ-5006 (О)ФАБ-2503 (О)ФАБ-250
Правый внутренний4 (О)ФАБ-5002 (О)ФАБ-5006 (О)ФАБ-2503 (О)ФАБ-250
Правый средний
Правый внешний
Вариант«Воздух-Земля»
Левый внешний
Левый средний
Левый внутреннийКМГУ(ЗБ)2 блока НАР2 С-24(С-25)РБК-250..500
Левый под двигателемКМГУ(ЗБ)Блок НАРС-24(С-25)РБК-250..500
Центральный переднийКМГУ(ЗБ)РБК-250..500
Центральный задний
Правый под двигателемКМГУ(ЗБ)Блок НАРС-24(С-25)РБК-250..500
Правый внутреннийКМГУ(ЗБ)2 блока НАР2 С-24(С-25)РБК-250..500
Правый средний
Правый внешний

Аббревиатуры

Модификации M270 MLRS

  • M270 (также известна как M270A0) — первоначальная версия. Серийный выпуск начался в августе 1982 года. Первая батарея сформирована в марте 1983 года. (до 2000 года батареи M270 состояли из девяти пусковых установок (ПУ). Затем количество ПУ в батарее было снижено до шести). Стоимость ПУ M270A0 составляет $418,998.
  • M270 IPDS (IPDS — Improved Position Determining System, «Улучшенная система определения местоположения») — промежуточная модернизация небольшого количества пусковых установок для обеспечения запуска дальнобойных ракет ATACMS Block IA с целеуказанием по GPS до тех пор, пока не было произведено достаточное количество пусковых установок M270A1. IPDS включает в себя линейный сменный блок (англ. Line replaceable unit (LRU)) c встроенным GPS-приемником, 4-х мегабитный электронный блок, GPS-антенну, устройство передачи данных с кабелями, и выдвижные консоли для заряжания ракет ATACMS Block IA. Стоимость ПУ M270 IPDS составляет $510,031.
  • M270A1 Модернизация парка ПУ М270 армии США до варианта М270А1 началась в 2002 году. Пусковая установка выглядит идентично М270A0, но включает улучшенную систему управления огнем (англ. Improved Fire Control System (IFCS) и улучшенную механическую систему запуска (англ. Improved Launcher Mechanical System (ILMS)). IFCS состоит из пяти линейных сменных блоков: пульт управления огнем (FCP) , блок позиционной навигации (PNU) , блок интерфейса пусковой установки (LIU), блок коммутации питания (PSU) и блок интерфейса вооружения (WIU). ILMS позволяет осуществлять наведение одновременно по азимуту и высоте, что уменьшает время наведения примерно на 85%, и снижает время перезарядки на 40%. Выдвижные консоли поддерживают заряжание всех боеприпасов MFOM Машина имеет встроенную систему диагностики, позволяющую своевременно выявлять неисправности. Стоимость M270A1 составляет $622,698.
  • M270B1 модернизация для британской армии, схожа с M270A1, но имеет улучшенную броню для защиты экипажа. Стоимость ПУ M270B1 составляет $675,528.
  • M270B2
  • M270C1 — модернизация заключалась в замене системы управлением огнем IFCS на разработанную для HIMARS универсальную систему управления огнем (англ. Universal Fire Control System (UFCS)). В частности, до уровня M270C1 в 2009 году были модернизированы шесть ПУ M270A0 Бахрейна, и в 2011 году — двадцать две ПУ M270A0 Финляндии.
  • M270D1 Модернизация парка ПУ М270 армии США до варианта М270D1 началась в 2012 году. Пакет обновлений состоит из нового компьютера, устройства определения местоположения, антенны GPS, блока управления запуском, дисплеев и устройства дистанционного управления. Текущие операторы — США, Великобритания, Бахрейн и Финляндия.
  • MARS2/LRU — европейская модернизация M270 с участием Германии, Италии и Франции. MARS2 оснащен новой системой управления огнем (EFCS — European Fire Control System), разработанной Airbus Defence and Space. EFCS позволяет стрелять ракетами M31, M31A1, M32, AT2 и 110 мм, но не кассетными M26, M26A1 и M30, чтобы обеспечить полное соответствие Конвенции по кассетным боеприпасам, которую, в отличие от США, подписали страны — участницы проекта. Стоимость ПУ MARS2/LRU составляет $727,528.
  • M270A2 — ПУ получила общую систему управления огнем (англ. Common Fire Control System (CFCS)), одинаковую для M270 MLRS и HIMARS, а также новый двигатель, трансмиссиию, модуль пусковой установки и улучшенную бронированную кабину (англ. Improved Armored Cabs (IAC)), защищающую экипаж от огня стрелкового оружия и подрыва на мине. CFCS поможет MLRS стрелять боеприпасами GMLRS увеличенной дальности (до 150км). Эта модернизация началась в 2022 году. Стоимость ПУ M270A2 составляет $966,589.

«МАКДОННЕЛ-ДУГЛАС F-4 ФАНТОМ II» — главный соперник МИГ-21

Многоцелевой истребитель (США)

Взлет F-4 с дополнительными подкрыльевыми баками

Макдоннел-Дуглас F-4 Фантом II», получивший печальную известность во время войны во Вьетнаме, был сконструирован в 1958 году. Его первым заказчиком стал Военно-морской флот США. Однако летные качества машины оказались настолько высокими, что ей заинтересовались и Военно-воздушные силы.

Самолет превратился в многоцелевой истребитель. Он почти сразу установил несколько мировых рекордов: высоты полета — 30 040 м в 1959 году и скорости — 2586 км/ч в 1961 году. Оснащенный новейшей для своего времени электроникой, «Фантом» мог обнаруживать и поражать объекты, находящиеся за пределами видимости летчика.

Снизу рта видна 20-мм пушка M61A1 «Вулкан», которой оснащались все F-4, начиная с модификации «Е»

Боевое крещение машины состоялось 9 апреля 1965 года, когда F-4, взлетевший с палубы авианосца, был атакован четырьмя вьетнамскими истребителями МиГ-17. Американцу удалось сбить один, но вскоре другой поразил его из пушки. Так началось долгое противостояние «Фантомов» и МиГов. Складывалось оно отнюдь не в пользу первых: более маневренные МиГи-17 стремились держаться на малой высоте, где были недосягаемы для американских радаров, а затем внезапно «жалили» противника с близкой дистанции.

Для Америки ситуация ухудшилась, когда во Вьетнаме появился истребитель второго поколения МиГ-21. Общий счет за шесть лет боевых действий составил: 66 сбитых МиГа-21 против 103 уничтоженных «Фантомов».

Сделав выводы из вьетнамских сражений, F-4 модернизировали, устранив основные просчеты. Например, у первых модификаций F-4 не было пушечного вооружения и в ближнем бою они могли противопоставить МиГам только малоэффективные ракеты AIM-9. Поэтому все модернизированные F-4 стали комплектоваться 20-мм пушками «Вулкан».

Законсервированные F-4 в крупнейшем хранилище списанной техники в штате Аризона, США

Самолет выпускали до 1979 года. В 1998 году, к своему 40-летнему юбилею, он все еще находился на вооружении Германии, Греции, Египта, Израиля, Ирана, Испании, Турции, Южной Кореи и Японии.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий