Боевое применение[ | ]
Использовался люфтваффе накануне и в годы Второй мировой войны.
Испания |
Первое боевое применение He 111 легиона «Кондор» имело место в 1937 году в районе Брунете[источник не указан 955 дней]
Западный фронт |
В ночь с 5 на 6 октября 1941 года два He-111, высланные с Крита на разведку английских транспортов для снабжения 8-й армии в Северной Африке, в одной из бухт на входе в Суэцкий залив случайно обнаружили стоящий на якоре транспорт «Тистлегорм», в трюмах которого находился большой арсенал взрывчатки — противотанковые мины, артиллерийские снаряды, патроны и гранаты. На палубе корабля стояли два лёгких танка, два железнодорожных вагона и два паровоза.
При полной луне, зайдя с кормы и не встретив зенитного огня, самолёты атаковали транспорт. Бомбы попали в четвёртый трюм, который был загружен боеприпасами. В результате взрывов корма корабля была оторвана, палуба завалена обломками. В 01:30 корабль пошёл ко дну и затонул с креном около 45° на глубине около 30 м.
Восточный фронт |
В ночь на 22 июня 1941 года «Хейнкели» нанесли бомбовой удар по приграничным аэродромам, городам, укреплениям СССР.
В ночь на 22 июня 1944 года самолёты нанесли удар по аэродрому Полтава, где приземлились после «челночного» рейда американские бомбардировщики. В налёте участвовало до 200 He-111Н из KG 53 и KG 55, выведенных на объект самолётами-целеуказателями He-111H-16/R3 из III/KG 4. В результате удара было уничтожено 44 бомбардировщика В-17 и 5 других самолётов, ещё 28 В-17 и 28 других машин получили повреждения. Удалось также уничтожить значительные запасы авиабензина.
Производство[править]
Количество произведенных He 111 разных модификаций до 30 сентября 1944 г. представлено в таблице[источник не указан 3200 дней].
Вариант | EHF | NDW | HWO | ArB | ATG | JFM | Всего |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Прототип | 4 | 4 | |||||
A-0 | 10 | 10 | |||||
A | 6 | 6 | |||||
B-0 | 7 | 7 | |||||
B | 136 | 283 | 419 | ||||
C | 12 | 12 | |||||
D | 30 | 30 | |||||
E | 80 | 50 | 40 | 40 | 210 | ||
F | 45 | 45 | |||||
G | около 8 | около 8 | |||||
J | 120 | 120 | |||||
L (Umbau) | (6) | ||||||
P-1 | 75 | 20 | 95 | ||||
P-2 | 451 | 288 | 739 | ||||
P-4 (Umbau) | (156) | ||||||
H-1 | 95 | 21 | 20 | 136 | |||
H-2 | 180 | 182 | 140 | 502 | |||
H-3 | 182 | 196 | 126 | 504 | |||
H-4 | 117 ? | ||||||
H-5 | 560 ? | ||||||
H-6 | 1 745 | 1 745 | |||||
H-6tp | 30 | 30 | |||||
H-11 | 301 | 301 | |||||
H-11 TO | 200 | 200 | |||||
H-14 | 50 | 50 | |||||
H-16 | 200 | 200 | |||||
H-16/R1 | 900 | 900 | |||||
H-20 | 770 | 770 | |||||
Z | (12) | (12) | |||||
Всего | 780 | 671 | 4773 | 449 | 326 | 40 | 7716 |
Производство всех модификаций по годам (штук):
- 1939—452
- 1940—756
- 1941—950
- 1942—1337
- 1943—1405
- 1944—756
История[править]
В начале 1930-х годов немецкий авиаконструктор Эрнст Хейнкель принял решение построить самый быстрый в мире пассажирский самолёт (такая задача скептически воспринималась как представителями немецкого авиапрома, так и новыми политическими лидерами Германии). Хейнкель доверил проектирование самолёта братьям Гюнтер, новым для своей компании людям.
Сконструированный самолёт превосходил уже существовавший и бывший прямым конкурентом конструкции Хейнкеля Lockheed 9 Orion. Первый экземпляр вскоре ставшего широко известным Heinkel He 70 «Blitz» (нем. «Молния») взлетел в 1932 году и сразу же начал бить рекорды скорости. В своей обычной версии, рассчитанной на четверых пассажиров, он мог развивать скорость до 320 км/ч, хотя и был оборудован единственным двигателем BMW V1 мощностью всего 600 л. с. Эллиптическая форма крыла, уже применявшаяся братьями Гюнтер при разработке собственного спортивного самолёта Bäumer Sausewind до присоединения к фирме Хейнкеля, стала характерной для всех последующих разработок братьев.
Конструкция привлекла внимание люфтваффе, выбиравшей самолёты для доработки их в средние стратегические бомбардировщики.
Особенности конструкции He-111
- Классическое свободнонесущее хвостовое оперение, все плоскости эллиптической формы, рули снабжены триммерами;
- Цельнометаллический фюзеляж типа полумонокок имел овальное поперечное сечение, обшивка выполнена из гладкого листового дюралюминия;
- Подфюзеляжная стрелковая установка вооружена двумя 792-мм пулеметами MG15, их обслуживал нижний стрелок;
- Кабина верхнего стрелка защищена прозрачным козырьком, здесь установлен 792-мм пулемет MG15
- Металлическое двухлонжеронное крыло с работающей обшивкой состоят из прямоугольного центроплана, составлявшего одно целое с фюзеляжем, и двух съемных консолей;
- Не выступающая из обводов фюзеляжа кабина пилотов имела большую площадь остекления, здесь установлены все необходимые навигационные и прицельные приборы, а также радиоаппаратура.
- Двигатель Jumo 211 мощностью 1350 л. с. винт трехлопастный, изменяемого в полете шага;
- Основные стойки колесного шасси в полете убирались в отсеки мотогондол, широкопрофильные пневматики низкого давления позволяли эксплуатировать самолет на грунтовых аэродромах;
Тактико-технические характеристики[править]
Тактико-технические характеристики представлены в таблице.
ТТХ семейства He.111 | |||||
He.111 B-2 | He.111 E-3 | He.111 P-4 | He.111 H-16 | He.111 Z-1 | |
---|---|---|---|---|---|
Технические характеристики | |||||
Экипаж, чел. | 4 | 5 | 7 | ||
Длина, м | 17,5 | 16,4 | 16,6 | 16,4 | |
Размах крыла, м | 22,6 | 35,4 | |||
Высота, м | 4,4 | 4,0 | |||
Площадь крыла, м² | 87,7 | 147,6 | |||
Масса пустого самолёта, кг | 5845 | н/д | 6780 | 8690 | 21 300 |
Масса нормальная взлётная, кг | 8600 | 9600 | н/д | н/д | 24 600 |
Масса максимальная взлётная, кг | 10 000 | 10 600 | 13 300 | 14 000 | 28 600 |
Двигатель | 2 × DB 600CG | 2 × Jumo 211A-1 | 2 × DB 601А-1 | 2 × Jumo 211F-2 | 5 × Jumo 211F-2 |
Мощность двигателя, л. с. (кВт) | 2 × 930 (684) | 2 × 1010 (743) | 2 × 1100 (809) | 2 × 1350 (993) | 5 × 1350 (993) |
Лётные характеристики | |||||
Максимальная скорость на высоте, км/ч (м) | 300 (0)370 (4000)330 (6000) | 350 (0)418 (4000) | 363/350 (0)400/380 (2000)410/390 (4000)430/405 (6000) | 360/280 (0)390/305 (2000)395/320 (5000) | 435 (6000) |
Крейсерская скорость на высоте, км/ч (м) | 275 (0)340 (4000)325 (6000) | 323 (0)380 (4000) | 310/270 (0)340/290 (2000)370/310 (5000) | н/д | 390 |
Практическая дальность с нагрузкой, км (кг) | 1630 (800)900 (1300) | 1500 (2000) | 1960 | 2050 (3000) | 2400 |
Практический потолок, м | 7000 | н/д | 8000 | 8500 | 10 000 |
Время набора высоты, мин (м) | н/д | н/д | 7 (1000)14,2 (2000)31,3 (4300) | 8,5 (2000)23,3 (4000)42 (6000) | 30 (9000) |
Вооружение | |||||
Стрелковое | 3 × 7,92-мм MG-15 | 6 × 7,92-мм MG-15 1 × 7,92-мм MG-17 | 1 × 20-мм MG-FF 1 × 13-мм MG-1313—4 × 7,92-мм MG-81 | 1 × 20-мм MG-FF 2—3 × 13-мм MG-1316—7 × 7,92-мм MG-15 | |
Бомбовое, кг | 1500 | 2000 | 3000 | 7200 |