План:
- Введение
- 1 Описание системы
- 1.1 Кодовые буквы
- 1.2 Обозначения модификаций
- 2 Кодификация для ракет
- 2.1 AA
- 2.2 ABM
- 2.3 AS
- 2.4 AT
- 2.5 FROG
- 2.6 SA
- 2.7 SA-N
- 2.8 SS
- 2.9 SS-N
- 2.10 SL
- 3 Список кодовых имён НАТО для авиатехники
- 3.1 Бомбардировщики
- 3.2 Истребители
- 3.3 Транспортные
- 3.4 Вертолёты
- 3.5 Смешанные типы
- 4 Прочие обозначения МО США для советской и китайской авиации и ракет
- 4.1 Обозначения «Type» каталога ВВС США (1946—1955)
- 4.2 Обозначения экспериментальных самолётов и прототипов
- 4.3 Обозначения исследовательских и экспериментальных ракет
- 4.4 Обозначения радиолокационных станций
Примечания
Смена вех
Генералы из ВВС США были не слишком довольны точностью и надежностью КР AGM-86, и поэтому еще в 1983 году заказали разработку по программе ACM ракеты воздушного базирования следующего поколения. И в 1993 году на вооружение начала поступать AGM-129 (фирмы «Дженерал Дайнемикс» и «МакДоннелл Дуглас») с дальностью пуска до 3 000 км. Кроме инерциальной системы с лазерными гироскопами она отличается комплексным применением технологии «стелс» это проявилось и в обводах, и в широком использовании композиционных материалов и радиопоглощающего покрытия, и в снижении тепловой заметности. Однако заменой ракет типа AGM-86 новая КР не стала. В новых условиях больше внимания уделили модернизации уже проверенных моделей.
Некоторые из этих мероприятий были упомянуты выше в статье. Одна из самых серьезных проблем время подготовки к пуску. В 1991 году полетные задания вводились в КР на центральных базах, для «Томахоук» уточнялись с помощью корабельных систем управления ракетным оружием. Время подготовки достигало 80 часов, а в 2003-м, за счет новой системы ввода задания, стали управляться за сутки. Кроме того, было предложено снабжать ракету спутниковым каналом связи для автоматизированного обмена данными в реальном масштабе времени с аппаратами разведки и управления. Это позволит уже в полете перенацеливать ракеты в случае изменения координат цели, наносить удары по подвижным целям, «выстраивать» наиболее оптимальный строй КР, выпущенных в одном залпе. Появление канала обмена данными включает ракету в единую сеть управления вместе с другими воздушно-космическими средствами, но требует и соответствующей защиты канала. Иначе она может оказаться слишком чувствительной к средствам информационной борьбы помните анекдот о российских хакерах, перепрограммировавших «Томагавки» в «бумеранги»? Впрочем, канал обмена можно и не задействовать.
Уязвимой выглядит и спутниковая корреляционная система. В случае большой войны NAVSTAR станет одним из первых объектов физических и информационных ударов. В «эпоху информатизации» противоборство средств нападения и защиты переходит на новый уровень. Но США и их союзники, судя по всему, рассчитывают воевать с противником, уже безнадежно отставшим технологически.
Подвижный ракетный комплекс РК-55 «Рельеф» (СССР)
Анализ показал, что задача может быть решена в течение пяти-шести лет. Однако относительно целесообразности проведения подобных работ мнения специалистов разделились.
Многие считали ненужным создание стратегических крылатых ракета, так как они будут значительно уступать баллистическим ракетам в способности преодоления ПРО противника, потребовав при этом значительных государственных ассигнований на создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей их использование. В частности, для крылатых ракет нужно было создать цифровые карты местности территории вероятных противников и мощные вычислительные центры, необходимые для обработки и ввода в системы наведения ракет информации о рельефе местности по маршрутам полета. В пользу крылатых ракет говорили их относительная простота и дешевизна, возможность использования различных (в том числе и не специально созданных) транспортных средств, а также высокая вероятность преодоления ПВО противника за счет малой высоты полета и, как следствие, малой радиолокационной заметности.
В конце концов, советское правительство решилось на симметричный ответ Америке и начало разработку собственных «Томагавков» — РК-55. Ракеты типа РК-55 близки по своим характеристикам к американским ракета морского базирования «Томагавк» и наземного базирования BGM-109G.
Ходят слухи, что в ходе испытаний один из опытных образцов ракеты «Томагавк» залетел на Кубу, а оттуда попал в Свердловск. Так или иначе, но в 1975–1976 гг. в КБ «Новатор» (бывшее ОКБ-9) под руководством Л.B.Люльева была начата разработка нового поколения советских крылатых ракет, предназначенных как для корабельного, так и для наземного базирования. На базе морской стратегической крылатой ракеты «Гранат» разрабатывалась ракета РК-55 для наземного подвижного ракетного комплекса. В 1984 г. ракета РК-55 была принята на вооружение. Ракетный комплекс с крылатой ракетой средней дальности РК-55 не развертывался в связи с реализацией договора о ликвидации РСМД (развертывание предполагалось произвести в 1987-1990 годах). В 1987 году на базе хранения в Елгаве было 84 ракет с ТПК и 6 пусковых установок, изготовленные образцы ракет и ПУ уничтожены в июне 1989 года в Елгаве.
Ракета РК-55 оснащена турбореактивным маршевым двигателем и твердотопливным стартовым ускорителем. Крейсерская скорость соответствует М=0,7; максимальная дальность 3000 км, система наведения инерциальная, с корреляцией по рельефу местности. Ракета представляла собой оригинальный летательный аппарат со складывающимися крылом и оперением, а также с двухконтурным турбореактивным двигателем. Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом относительно большого удлинения, в нерабочем положении убирающимся в фюзеляж. Двигатель расположен на выдвижном подфюзеляжном пилоне (в нерабочем положении также находится внутри ракеты). В конструкции ракеты реализованы мероприятия по снижению радиолокационной и тепловой заметности.
В ракете РК-55 применена инерциальиая система наведения с коррекцией местоположения, основанная на принципе сравнения с картой местности, введенной в бортовую вычислительную машину перед пуском. Система наведения ракеты являлась одним из существенных отличий данной крылатой ракеты от предшествующих систем авиационного оружия. Это и обеспечило автономный полет ракеты независимо от протяженности, погодных условий и т. д. В этих целях было изготовлено соответствующее картографическое обеспечение (цифровые карты местности).
Комплекс состоял из:– автономной СПУ;– машины транспортировки и заряжания;– машины управления МБУ;– наземного комплекса оборудования.
Пусковая создана на базе шасси МАЗ-79111/543М как автономная самоходная ПУ с индексом 9В2413 под 6 КРБД. Состав оборудования, установленного на пусковую: аппаратура навигации, ориентирования и топографической привязки, автоматика производства старта ракеты и оборудование для ввода полетных данных.
Данные крылатой ракеты средней дальности РК-55Длина ракеты со стартовым ускорителем, м 8,09Диаметр ракеты, м 0,514Размах крыла, м 3,3Вес ракеты, т:в контейнере 2,44без контейнера 1,70Дальность стрельбы максимальная, км 300Скорость полета, м 0,7–0,9
Данные пусковой установкиБаза МАЗ-543МГабариты, м:длина 12,80ширина 3,05высота 3,0Число ракет на пусковой установке 6Вес пусковой установки с ракетами, т 29,1Время перевода в боевое положение, мин 15Максимальная скорость, км/ч 60Запас хода, км 850
Характеристики
Вид сзади модели ASMPA.
При весе 850 килограммов при длине чуть более 5 метров его точные характеристики «засекречены», но, согласно некоторым источникам, его прямоточный воздушно-реактивный двигатель позволит ему пролететь около 500 километров со скоростью 3 Маха с вероятным круговым отклонением. от менее чем 10 метров .
В статье в прессе 1997 года упоминалось, что его предшественник, ASMP, имел максимальную скорость 3600 км / ч на высоте 20 000 м и 2400 км / ч в случае захода на посадку на малой высоте, зная, что эти значения не поддаются проверке и что они эволюционировали на основе ASMPA.
Высокая проникающая способность ASMPA обусловлена:
- его скорость варьируется от 2 до 3 Маха;
- о его большой маневренности;
- его скрытности ;
- его нечувствительность к воздействию ядерных взрывов, называемая закаливанием;
- разнообразие возможных траекторий.
Состав комплекса «Кинжал»
В качестве основой пусковой платформы рассматриваются несколько самолетов:
- МиГ-31К (одна ракета);
- Ту-22М3М (четыре ракеты);
- Ту-160 (по четыре ракеты на каждом из двух барабанов);
- Су-57 (перспектива).
Комплекс «Кинжал»использует баллистическую ракету с двухрежимным стартово-маршевым РДТТ (твердотопливным ракетным двигателем). Систему управления характеризуют как автономную инерциальную с коррекцией по данным спутниковой навигации и, возможно, данным радиолокационной карты местности.
Ракета Х-47М2
Именно гиперзвуковая Х-47М2 стала главным инновационным элементом комплекса «Кинжал». Хотя, высокие или даже, как считают некоторые специалисты, завышенные тактико-технические характеристики стали предметом споров и недоверия. Тем не менее, сравнение тактико-технических характеристик ракеты Х-47М2 и ее западных конкурентов явно говорит в пользу отечественной разработки.
Сравнительные характеристики ракет воздушного базирования.
Тип | Х-47М2 | AGM-154A JSOW-A | AGM-158B | SCALP-EG | ASLP |
Страна | Россия | США | США | Велик.-Фр. | Франция |
Класс | аэробалл. | крылатая | крылатая | крылатая | аэробалл. |
Старт.масса, кг | 4000 | 483 | — | 1300 | — |
Масса БЧ, кг | 480 | 100 | 454 | 400 | ЯБЧ ≤ 100 кТ |
Макс. скорость, км/ч | 12250 | 1000 | 1000 | 1000 | 3185 |
Полетное число М | 10 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 3 |
Макс. дальность, км | 2000 | 130 | 925 | 400 | 1200 |
Данная ракета считается не крылатой, а аэробаллистической: дальность полета определяется ее скоростью. Самолет выполняет пуск, находясь на высотах порядка 15000 м. Отделившись от носителя, ракета запускает собственный двигатель, а затем по баллистической кривой набирает высоту, по разным оценкам достигающую 25…50 тыс. м.
По достижении верхней точки траектории происходит отключение двигателя, отделение головной части ракеты и начало ее снижения. Такая схема пуска позволяет развить максимальную скорость, а также накопить достаточно энергии для маневрирования с перегрузками не менее 25 единиц.
Во-первых, указанная дальность пуска дает возможность самолету-носителю миновать зону обнаружения радиолокационными станциями.
Противник при этом не знает, откуда ждать удара. Например, предельная дальность обнаружения самолета комплексом ПРО THAAD – до 1000 км. Теоретически, ситуацию с обнаружением исправил бы самолет ДРЛО. Но вряд ли ему это позволит боевая обстановка.
Во-вторых, гиперзвуковая скорость подхода к цели на непредсказуемой для противника траектории полета (включая угол атаки до 90°) просто не оставляет времени для просчета траектории головной части и обеспечения успешного перехвата. Кроме того, ЗУР в большинстве своем не обладают достаточной скоростью и способностью к маневру с необходимыми перегрузками, включая хваленые RIM-161«Стандарт» SM3.
Очевидно, такие условия предъявляют специфические требования также к системе наведения самой ракеты Х-47М2. Но о ней приходится судить пока только приблизительно. Можно предположить, что алгоритм работы системы наведения выглядит следующим образом:
- после отделения от носителя включается первичная коррекция траектории по данным российской спутниковой системы ГЛОНАСС;
- после отделения головной части – инерциальная система наведения с коррекцией по спутнику;
- в точке поиска цели включается ГСН – радиолокационная или оптическая.
Самолет-носитель МиГ-31БМ
В испытаниях АРК «Кинжал» принимал участие скоростной самолет-носитель МиГ-31БМ – последняя модификация непревзойденного российского истребителя-перехватчика. Такой выбор определялся высокой скоростью самолета, максимальное значение которой – 3400 км/ч.
Сыграло роль также то, что он хорошо зарекомендовал себя как тестовая платформа Государственного летно-испытательного центра Министерства обороны имени В.П. Чкалова.
Наряду с этим в качестве носителя рассматриваются многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34, перспективный истребитель Су-57, а также сверхзвуковые ракетоносцы Ту-22М3 и Ту-160.
Планируется, что АРК «Кинжал» войдет в состав вооружения перспективного авиационного комплекса дальней авиации как штатное средство поражения.
Таким образом, комплекс «Кинжал» получил еще одно существенное преимущество – универсальность авиационного носителя.
Bombers
- “Box” Douglas A-20 Havoc
- “Bark” Ilyushin Il-2M3
- “Bob” Ilyushin Il-4
- “Beast” Ilyushin Il-10
- “Beagle” Ilyushin Il-28
- “Brawny” Ilyushin Il-40
- “Blowlamp” Ilyushin Il-54
- “Bison” M-4
- “Bounder” Myasishchev M-50
- “Bank” North American B-25 Mitchell
- “Buck” Petlyakov Pe-2
- “Bat” Tupolev Tu-2
- “Bull” Tupolev Tu-4
- “Bosun” Tupolev Tu-14
- “Badger” Tupolev Tu-16
- “Blinder” Tupolev Tu-22
- “Backfire” Tupolev Tu-22M
- “Butcher” Tupolev Tu-82
- “Barge” Tupolev Tu-85
- “Boot” Tupolev Tu-91 Boot
- “Bear” Tupolev Tu-95 A/B/C/D
- “Backfin” Tupolev Tu-98
- “Blackjack” Tupolev Tu-160
- “Brassard” Yak-28
- “Brewer” Yak-28B
Примечания
- ↑ Алексей Михайлов. В России приостановлены работы над гиперзвуковым самолётом. «Известия» (13 декабря 2012). Дата обращения: 21 февраля 2013. Архивировано 27 февраля 2013 года.
- ↑ Х-90 / ГЭЛА (AS-19 «Koala»). сайт testpilot.ru. Дата обращения: 2 октября 2011. Архивировано 5 января 2022 года.
- Архив новостей (14 мая 2012). — Данные с сайта компании ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение». Дата обращения: 13 июля 2012. Архивировано из оригинала 21 июня 2013 года.
- Designations of Soviet and Russian Military Aircraft and Missiles (англ.). www.designation-systems.net. — Кодовые обозначения советских и российских ракет.. Дата обращения: 2 октября 2011. Архивировано 19 февраля 2012 года.
- 3M-25 Meteorit-A (Kh-80, AS-X-19 “Koala”) and GELA (Kh-90) (Russian Federation), Air-to-surface missiles – Stand-off and cruise (англ.). сайт janes.com. — Аннотация к статье о Х-80 и Х-90. Дата обращения: 2 октября 2011. Архивировано 18 марта 2012 года.
- При этом само название Gela является скорее всего транслитерацией русского ГЭЛА, так как в кодах НАТО обозначение ракет воздух-поверхность всегда начинается на «K». А использование индекса AS-19 является явной ошибкой, так как аббревиатура Х убирается из индекса ракеты, когда из экспериментальной она становится серийной. Сама привязка кода Koala к Х-90 ГЭЛА скорее всего связана с тем, что для Метеорит-А (AS-X-19 «Koala») в некоторых источниках иногда ошибочно вместо Х-80 указывается обозначение Х-90 (AS-19 Koala /SS-N-24 SCORPION / Kh-90 Meteorit-A на сайте warfare.ru)
- Владимир Ильин, Юрий Пономарёв. Все цвета Радуги. Вестник воздушного флота. Дата обращения: 12 июля 2012. Архивировано из оригинала 14 июня 2012 года.
- История МКБ «Радуга» на сайте компании ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение». Дата обращения: 13 июля 2012. Архивировано из оригинала 6 августа 2014 года.
- Результатом «программы 1973—1978» он же называет создание сверхзвуковой ПКР «Москит»
- * Norman Friedman. . — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1997. — P. 238. — 808 p. — ISBN 1-55750-268-4. от 6 января 2014 на Wayback Machine
- ↑ С. Птичкин. Смертельный гиперзвук. «РГ» (9 июля 2015). Дата обращения: 13 июля 2015. Архивировано 12 июля 2015 года.
- Гости пресс-центра: Зайцев Юрий. РИА Новости. Дата обращения: 5 января 2014. Архивировано 6 января 2014 года.
- Эксперт вспомнил советский ответ на гиперзвуковое оружие США — иностранцы называли аппарат Koala. Дата обращения: 24 августа 2012. Архивировано 22 августа 2012 года.
Тактико-технические характеристики
К-74М2
Корпус ракеты имеет специальный аэродинамический профиль и обладает пониженной радиолокационной заметностью.
Траектория полёта, по всей видимости, близка к аэробаллистической кривой, которая может достигать высоты 50 км. Благодаря высокой скорости применение крыльев для таких ракет не требуется, достаточно придать специальную форму её внешним поверхностям. После разгона и выхода на высшую точку траектории у ракет происходит отделение боевой части, которая имеет возможность маневрирования благодаря специальным двигателям и управляющим поверхностям.
Для выдерживания траектории и наведения на цель применяются инерциальные системы, которые могут корректироваться с помощью данных спутниковых систем и рельефа местности. Для повышения точности стрельбы, прежде всего по подвижным целям, используются схема отслеживания перемещений цели, коррекция координат в реальном масштабе времени и оптическое или радиолокационное наведение с разрешением до 1 м. Сведения о возможности проникновения ракеты через плазменный защитный кокон отсутствуют.
Ракета самонаведения
Ракету создавали для поражения целей на земле и на воде: железобетонных сооружений, железнодорожных мостов, складов, бетонированных укрытий, военных кораблей. Сначала разработкой модели занималось конструкторское бюро «Молния», инженеры которого сделали большую часть работы. Позже бюро перестало участвовать в проекте по причине большого количества заказов по космическим программам. Завершением разработок и дальнейшим пуском серийного производства занималось МКБ «Вымпел».
Х-29Т имеет встроенную телевизионную технологию самостоятельного наведения под названием «Тубус-2». Инновационная для своего времени пассивная самонаводящаяся система отличается полной автономностью. После пуска ракеты боевой самолет может спокойно улетать из зоны активных действий. Установка самонаведения оснащается закрепленной видеокамерой с функцией отслеживания цели и программного блока, который обозначает и запоминает цель, а также передает команды системе слежения и ракетным рулям.
3. Список кодовых имён НАТО для авиатехники
Условные наименования авиатехники согласованы с Координационным комитетом по авиастандартизации (Air Standardization Coordinating Committee — ASCC), в который входят Австралия, Великобритания, Канада, Новая Зеландия и США.
3.1. Бомбардировщики
«Backfin» | — Ту-98 |
«Backfire» | — Ту-22М |
«Backfire-B» | — Ту-22М2 |
«Backfire-C» | — Ту-22М3 |
«Badger» | — Ту-16 «Барсук» |
«Bank» | — B-25 «Митчелл» (США) |
«Barge» | — Ту-85 |
«Bark» | — Ил-2 |
«Bat» | — Ту-2 |
«Beagle» | — Ил-28 и Харбин H-5 (Китай) |
«Bear» | — Ту-95 / 142 «Медведь» |
«Beast» | — Ил-10 |
«Beauty» | — позднее «Blinder» / Ту-22 |
«Bison» | — М-4 / М-6 |
«Bison-B» | — 3М |
«Blackjack» | — Ту-160 |
«Blinder» | — Ту-22 |
«Blowlamp» | — Ил-54 |
«Bob» | — Ил-4 |
«Boot» | — Ту-91 |
«Bosun» | — Ту-14 |
«Bounder» | — М-50 / 52 |
«Box» | — A-20 «Хэвок» (США) |
«Brassard» | — позднее «Brewer» / Як-28 |
«Brawny» | — первоначально «Browing» / Ил-40 |
«Brewer» | — первоначально «Brassard» / Як-28 |
«Buck» | — Пе-2 |
«Bull» | — Ту-4 |
«Butcher» | — Ту-82 |
3.2. Истребители
«Faceplate» | — Е-2 (прототип МиГ-21) |
«Fagot» | — МиГ-15 |
«Faithless» | — Е-231 (прототип МиГ-23ПД) |
«Falcon» | — позднее «Fagot» — МиГ-15 |
«Fang» | — Ла-11 |
«Fantail» | — Ла-15 |
«Fantan» | — Nanchang Q-5 / A-5 (Китай) |
«Fargo» | — МиГ-9 |
«Farmer» | — МиГ-19 / Shenyang J-6 (Китай) |
«Feather» | — Як-15 / Як-17 |
«Fencer» | — Су-24 |
«Fiddler» | — Ту-128 |
«Fin» | — Ла-7 |
«Finback» | — Shenyang J-8 (Китай) |
«Firebar» | — Як-28П |
«Firkin» | — Су-47 |
«Fishbed» | — МиГ-21 / Chengdu J-7 (Китай) |
«Fishpot» | — Су-9В / Су-11 |
«Fitter» | — Су-7 / Су-17 / Су-20 / Су-22 |
«Flagon» | — Су-15 |
«Flanker A» | — Т-10 (прототип Су-27) |
«Flanker B» | — Су-27C / Shenyang J-11 (Китай) |
«Flanker C» | — Су-27УБ / Су-30 |
«Flanker D» | — Су-27К / Су-33 |
«Flanker E» | — Су-27М / Су-35 |
«Flanker F» | — Су-37 |
«Flashlight» | — Як-25 |
«Flipper» | — Е-152 |
«Flogger» | — МиГ-23 / МиГ-27 |
«Flora» | — Як-23 |
«Flounder» | — Xian JH-7 |
«Forger» | — Як-38 |
«Foxbat» | — МиГ-25 |
«Foxhound» | — МиГ-31 |
«Frank» | — Як-9 |
«Fred» | — P-63 «Кингкобра» (США) |
«Freehand» | — Як-36 |
«Freestyle» | — Як-141 |
«Fresco» | — МиГ-17 / Shenyang J-5 (Китай) |
«Fritz»,«Freedse» | — Ла-9 |
«Frogfoot» | — Су-25 / Су-28 / Су-39 |
«Fulcrum A» | — МиГ-29 |
«Fulcrum B» | — МиГ-29УБ |
«Fulcrum C» | — МиГ-29С |
«Fulcrum D» | — МиГ-29К |
«Fulcrum E» | — МиГ-33 |
«Fulcrum F» | — МиГ-35 |
«Frosty» | — Ту-10 |
«Fullback» | — Су-34 / Су-32 |
3.3. Транспортные
«Cab» | — Ли-2 |
«Camber» | — Ил-86 |
«Camel» | — Ту-104 |
«Camp» | — Ан-8 |
«Candid» | — Ил-76 |
«Careless» | — Ту-154 /-155 |
«Cart» | — Ту-70 / Ту-75 |
«Cash» | — Ан-28 |
«Cat» | — Ан-10 |
«Charger» | — Ту-144 |
«Clam» | — Ил-18 (1946) |
«Clank» | — Ан-30 |
«Classic» | — Ил-62 |
«Cleat» | — Ту-114 |
«Cline» | — Ан-32 |
«Clobber» | — Як-42 |
«Clod» | — Ан-14 |
«Coach» | — Ил-12 |
«Coaler» | — Ан-72 / Ан-74 |
«Cock» | — Ан-22 |
«Codling» | — Як-40 |
«Coke» | — Ан-24 |
«Colt» | — Ан-2 |
«Condor» | — Ан-124 |
«Cooker» | — Ту-110 |
«Cookpot» | — Ту-124 |
«Coot» | — Ил-18 / −20 / −22 / −24 |
«Cork» | — Як-16 |
«Cossack» | — Ан-225 |
«Crate» | — Ил-14 |
«Creek» | — Як-12M |
«Crib» | — Як-6 / −8 ? |
«Crow» | — Як-12 |
«Crusty» | — Ту-134/334 |
«Cub» | — Ан-12 |
«Cuff» | — Бе-30 / Бе-32 |
«Curl» | — Ан-26 |
3.4. Вертолёты
«Halo» | — Ми-26 |
«Hare» | — Ми-1 |
«Harke» | — Ми-10/10K |
«Harp» | — Ка-20 |
«Hat» | — Ка-10 |
«Havoc» | — Ми-28 |
«Haze» | — Ми-14 |
«Helix» | — Ка-27 / −28 / -29 / −31 / -32 |
«Hen» | — Ка-15 |
«Hermit» | — Ми-34 |
«Hind» | — Ми-24 / −25 / −35 |
«Hip» | — Ми-8 / 9 / 13/ 17 / 19 / −171 / −172 |
«Hog» | — Ка-18 |
«Hokum» | — Ка-50 |
«Homer» | — Ми-12 |
«Hoodlum» | — Ка-26 / −126 / −226 |
«Hook» | — Ми-6 |
«Hoop» | — Ка-22 |
«Hoplite» | — Ми-2 |
«Hormone» | — Ка-25 |
«Horse» | — Як-24 |
«Hound» | — Ми-4 и Z-5 (Китай) |
3.5. Смешанные типы
«Madcap» | — Ан-71,Aн-74 ДРЛО («Ан-72 AWACS») |
«Madge» | — Бе-6 |
«Maestro» | — Як-28У |
«Magnet» | — Як-17УТИ |
«Magnum» | — Як-30 |
«Maiden» | — Су-9У |
«Mail» | — Бе-12 |
«Mainstay» | — А-50 («Ил-76 AWACS») |
«Mallow» | — Бе-10 |
«Mandrake» | — Як-25РВ |
«Mangrove» | — Як-25Р / −27Р ,Як-121 |
«Mantis» | — Як-30 / 32 |
«Mare» | — Як-14 |
«Mark» | — Як-7У |
«Mascot» | — Ил-28У |
«Max» | — Як-18 и CJ-5 / −6 (Китай) |
«Maxdome» | — Ил-86ВКП / Ил-80 |
«May» | — Ил-38 |
«Maya» | — Аэро L-29 (ЧССР) |
«Mermaid» | — Бе-42 |
«Midas» | — Ил-78 |
«Midget» | — МиГ-15УТИ |
«Mink» | — Як УТ-2 |
«Mist» | — З-25 |
“Mitten “ | — Як-130 |
«Mole» | — Бе-8 |
«Mongol» | — МиГ-21У |
«Moose» | — Як-11 |
«Mop» | — G.S.T. (Consolidated PBY-5, США) |
«Moss» | — Ту-126 |
«Mote» | — МБР-2 |
«Moujik» | — Су-7У |
«Mouse» | — Як-18М |
«Mug» | — МДР-6 и Бе-4 |
«Mule» | — По-2 |
«Mystic-A» | — М-17 |
«Mystic-B» | — М-55 |
Стратегическая авиация вновь отстрелялась новыми ракетами в Сирии
В среду самолеты стратегической авиации Ту-95МС нанесли удар крылатыми ракетами Х-101 по позициям боевиков в сирийских провинциях Хомс и Хама. Российские военные утверждают, что поражены все намеченные цели: три крупных склада вооружений и боеприпасов, а также командный пункт террористов. По мнению эксперта, на границе этих провинций отсутствует критическая напряженность, оправдывающая использование данного типа ракет. По сведениям “Ъ”, для военных куда важнее было испытать доработанную по результатам предыдущих пусков Х-101.
В среду Минобороны разместило видеозапись ракетного удара по позициям террористов «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) на границе провинций Хама и Хомс в Сирии. Стратегические ракетоносцы Ту-95МС в сопровождении истребителей Су-30СМ выпустили несколько крылатых ракет Х-101. В сообщении ведомства подчеркивается, что все намеченные цели были успешно поражены: «В результате удара уничтожены три крупных склада вооружений и боеприпасов, а также командный пункт террористов в районе города Акербат, что подтверждено данными объективного контроля». По словам представителя ведомства, ракетоносцы взлетали с авиабазы Энгельс (Саратовская область), совершили дозаправку в воздухе, а только потом уже выпустили Х-101 с расстояния около 1 тыс. км. По окончании боевого задания все самолеты вернулись в места постоянного базирования, добавили в ведомстве.
Как Ту-95МС сбрасывал крылатые ракеты Х-101 в ноябре
Крылатая ракета воздушного базирования Х-101 способна уничтожать подвижные цели с точностью попадания до 10 м, а дальность поражения составляет до 4,5 тыс. км. Удар по границе провинций Хама и Хомс стал не первым боевым применением данного типа ракет — Х-101 неоднократно применялись в ходе военной операции России в Сирии. Последний раз бомбардировщики наносили удар Х-101 в феврале в районе сирийского города Ракка. По словам полковника запаса Виктора Мураховского, в районе границы провинций Хама и Хомс находятся стационарные цели террористов, которые было необходимо уничтожить. При этом, по его словам, военная обстановка в Сирии является тяжелой сейчас только на юге, в остальных регионах — ситуация некритическая. «То есть совершенно необязательно было наносить удар именно этим типом ракет, но сейчас идет боевая подготовка летнего периода обучения российских военнослужащих, что объясняет необходимость отработать удар в боевых условиях»,— заявил эксперт.
По слова источника “Ъ” в органах военного управления, целью этого пуска была не только необходимость в короткие сроки уничтожить инфраструктуру боевиков, но и испытать Х-101 после некоторых доработок по итогам первого боевого применения.
И в среду Х-101 свои характеристики подтвердила. В 2020 году президент Владимир Путин, говоря об операции в Сирии, признавался, что боевые действия выявили «определенные проблемы», устранение которых позволит «скорректировать дальнейшие направления развития и совершенствования образцов военной техники».
Как уничтожение сирийского Су-22 грозило новым кризисом между Россией и США
Напомним, что в последний раз обстрелы провинции Хама российскими военными состоялись 23 июня. Тогда были произведены пуски шести крылатых ракет «Калибр» по объектам ИГ из восточной части акватории Средиземного моря (пуски были осуществлены с фрегатов «Адмирал Эссен» и «Адмирал Григорович», а также дизель-электрической подлодки «Краснодар»). В результате удара, по данным Минобороны РФ, были уничтожены пункты управления и склады вооружения боевиков в провинции Хама. Оставшиеся объекты уничтожили бомбардировщики ВКС РФ.
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
1. Описание системы
Начальная буква названия указывает предназначение объекта; например, истребители имеют названия, начинающиеся с буквы F, бомбардировщики — с B, вертолёты — с H, ракеты «земля—земля» — с S, ракеты «воздух—поверхность» — с G, ракеты «воздух—воздух» — с A. Для самолётов названия с одним слогом обозначают поршневые машины, с двумя слогами — реактивные. Возможно, самым знаменитым кодовым обозначением является межконтинентальная баллистическая ракета SS-18 «Satan» («Сатана»).
Министерство обороны США расширяет кодовые обозначения НАТО в нескольких случаях. Например, если НАТО ссылается на системы ракет «воздух—поверхность», которые размещаются и на кораблях с теми же именами, как и для систем наземного базирования, невзирая на несколько незначительных отличий (и в одном случае — на отсутствие соответствующих систем), министерство обороны США использует разные серии номеров с другим суффиксом (например, SA-N- вместо SA-) для этих систем. Однако названия сохраняют соответствие системам наземного базирования — для удобства. В случаях, когда нет никакой системы соответствий, используются новые названия.
В отличие от США, в Советском Союзе боевая авиация не получала официальных названий (так, американский истребитель F-15 имеет официальное название «Игл»; у советского истребителя МиГ-29 официального названия нет), хотя, разумеется, имелись неофициальные прозвища (Су-25 «Грач»). Как правило, советские пилоты не использовали кодовые обозначения НАТО или их переводы, так как эти обозначения были неизвестны, либо уже имелось распространённое неофициальное прозвище. Многие обозначения, особенно те, которые появились во время «холодной войны», были унизительными. Истребитель МиГ-15 поначалу предполагалось назвать «Falcon» («Сокол»), но ему дали название «Fagot» (американский вариант английского faggot — «вязанка дров» либо разговорное «гомосексуалист»). Позднее начали даваться описательные названия и даже хвалебные. Например, название истребителя МиГ-29 «Fulcrum» («точка опоры») может указывать на важную роль этого самолёта в ВВС СССР, а обозначение дальнего бомбардировщика Ту-95 «Bear» («Медведь») используется его пилотами.
Со времени введения системы кодовых обозначений было придумано немало необычных названий. Так, с точки зрения непрофессионала, название бомбардировщика Ту-22М «Backfire» («обратный огонь») соответствует английскому backfiring («ответный огонь»), однако в аэронавтике «Backfire» — это опасный взрыв топлива в сопле работающего реактивного двигателя, который может быть смертельной угрозой для наземного обслуживающего персонала. Однако самолет получил свое название из-за того, что при взлете на форсажном режиме двигатели отбрасывали длинную струю раскаленных газов, а также из-за наличия кормовой пушки ГШ-23[источник не указан 677 дней].
Транспортные самолёты имеют обозначения, начинающиеся с буквы C, что привело к появлению названий «Careless» («беспечный») и «Candid» («искренний»), так как имена даются по алфавиту.
Поначалу система кодовых обозначений распространялась только на советскую военную технику, но потом стала использоваться и для обозначения техники Китая.
1.1. Кодовые буквы
- A — ракета «воздух—воздух» (англ. Air to Air)
- B — самолёт-бомбардировщик (англ. Bomber)
- C — транспортный самолёт (англ. Cargo)
- F — тактический самолёт, истребитель (англ. Fighter)
- G — ракета «земля—воздух» (англ. Ground to Air)
- H — вертолёт (англ. Helicopter)
- K — ракета «воздух—земля» (от английской транскрипции буквы Х — названия советских ракет «воздух-поверхность» (напр. Х-22) — как «Kh»)
- M — многоцелевые самолёты, не подпадающие под другие категории (англ. Miscellaneous)
- S — ракеты «земля—земля» (англ. Surface to Surface)
1.2. Обозначения модификаций
- Модификации обозначаются добавлением к основному названию буквы по алфавиту, например, «Bear-A» (буквы I и O не используются).
- При незначительных изменениях конструкции используется пометка «Mod.», например, «Bear-F Mod.IV».
- Известны два случая добавления пометки «Modified» — это «Badger-C Modified» и «Badger-G Modified».
- Добавляется буквенно-цифровой суффикс, например, «Fulcrum-A2» или «Foxbat-B5».
- Добавляется пометка «variant n», где n — цифра от 1, например, «Flanker-E variant 1» или «Flanker-E variant 2».
Заказы
Согласно статье, опубликованной в 2009 году, первоначальный заказ должен был включать 79 ракет ASMPA и 47 боеголовок TNA с поставкой с 2009 по 2011 год: этот график соблюдался. Отмена 3- й партии в 2008 году, вслед за сокращением количества эскадрилий ФАС с трех до двух, уменьшила окончательную поставку.
На пресс-конференции, состоявшейся 19 февраля 2015 г., Президент Олланд показал , что Франция имела 54 ASMP-A ракеты .
ASMP-A предлагает Франции мощность в 300 кт (в 20 раз больше Хиросимы) по относительно низкой цене в 15 миллионов евро за ракету и позволяет воздушно-воздушной армии сохранять постоянство бортового компонента без перебоев с 1964 года .
Гиперзвуковые ракеты кинжал и их особенности
“Кинжал” — это гиперзвуковой авиационный комплекс, который запускает гиперзвуковые ракеты 9-С-7760. Но обычно “Кинжалами” называют сами ракеты. Комплекс предназначен для поражения различных надводных кораблей, а также наземных стационарных объектов и некоторых мобильных целей, но о возможностях ракеты расскажем ниже.
По понятным причинам информация о разработке «Кинжала» долгое время держалась в секрете. О том, что этот комплекс вообще существуют, впервые рассказал широкой публике президент Владимир Путин в 2018 году. Тогда же впервые были показаны кадры испытаний комплекса. Хотя критики ставили под сомнение факт существования у России гиперзвукового оружия до момента его применения.
«Кинжал» называют авиационным вариантом комплекса «Искандер»
Предположительно, разработка ракетного комплекса “Кинжал” началась в конце девяностых годов, начале двухтысячных. Проект подразумевал создание аэробаллистической гиперзвуковой ракеты, которая могла бы базироваться на самолете МиГ-31. Разработкой ракеты занимался коломенский «КБ машиностроения». Предположительно ракета 9-С-7760 выполнена на базе ракеты 9М723 комплекса “Искандер”, который называют самым опасным оружием России. То есть «Кинжал» представляет собой баллистическую ракету с твердотопливным двигателем.
Чтобы самолет можно было использовать в качестве носителя, его пришлось доработать. В результате появилась модификация МиГ-31К, которая способна нести одну сверхзвуковую ракету. Известно, что испытание этих ракет прошло в 2017 году. После того, как они успешно завершились, комплекс был взят на опытное дежурство Южным военным округом.
Изначально носителем ракеты «Кинжал» был самолет МиГ-31