Х-59МК2

«Важная веха»

Во время выступления Сергея Шойгу на кадрах презентации российского военного ведомства был показан пуск крылатой ракеты из отсека внутри фюзеляжа Су-57.

«Это может быть ракета Х-58 со складывающимися крыльями, это может быть Х-59 со складывающимися крыльями, это может быть что-то ещё», — прокомментировал презентацию Дмитрий Корнев.

По мнению эксперта, отработка пусков из внутрифюзеляжных отсеков имеет большое значение для Су-57

«Безусловно, это очень важно. Одним из свойств самолётов пятого поколения является применение систем вооружений из закрытых отсеков

Это позволяет самолёту до применения ракет обходиться без демаскирующих признаков», — отметил Корнев, добавив, что ракеты на подвеске, с которыми ранее был замечен Су-57, были хорошо заметны для РЛС противника.

«Открыл отсек, выпустил ракету, закрыл отсек. Время нахождения в демаскированном состоянии серьёзно сокращается», — объяснил Корнев.

Такие испытания свидетельствуют о том, что доработка российского истребителя пятого поколения подходит к концу, считает эксперт. «Это важная веха в подготовке Су-57 к принятию на вооружение», — резюмировал Дмитрий Корнев.

Проверено Сирией: на что способны крылатые ракеты истребителя Су-57

Разработка

Первоначальная концепция была основана на ракете Х-58 (AS-11 «Килтер» ), но от нее пришлось отказаться, поскольку скорость ракеты была слишком высокой, чтобы обеспечить правильное визуальное обнаружение цели.

В 1970-х годах ОКБ «Радуга» разработало ракету Х-59 – дальнобойную версию Х-25 (АС-10 «Карен» ), предназначенную для использования в качестве высокоточного оружия на безопасном расстоянии. Су-24М и будущие МиГ-27 . Электрооптические датчики для этой и других ракет, таких как бомбы Х-29 или КАБ-500КР , были разработаны офисом и заводами НПО им. С.А. Зверева ( Красногорский завод ) в Красногорске.

Предполагается, что разработка варианта Х-59М началась в 1980-х годах , а первые подробности о нем не были раскрыты до начала 1990- х годов .

Боевая обкатка

Министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что ВКС в феврале 2018 года испытали в Сирии современные крылатые ракеты для истребителя пятого поколения Су-57. Заявление было сделано на заседании коллегии Министерства обороны, состоявшемся в пятницу, 25 мая 2018 года.  

В ходе доклада министр обороны России подчеркнул важность сирийского опыта для совершенствования отечественных оборонительных систем. В частности, он отметил, что в регионе было испытано более 60 серийных и перспективных образцов вооружений ВКС

Также по теме

«Нет равных в воздухе»: как Россия модернизирует свою истребительную авиацию

Россия закупит новейшие тяжёлые истребители и модернизирует стоящие на вооружении самолёты. Об этом заявил замминистра обороны РФ Юрий…

Полученные данные позволили приступить к модернизации «11 типов самолётов и вертолётов», сообщает Минобороны России.

В конце января 2018 года Борис Обносов, генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение», проинформировал СМИ, что Су-57 приступил к новой фазе испытаний с применением новейших авиационных средств поражения (АПС).

Сообщения о российских самолётах Су-57 в воздушном пространстве Сирии появились в феврале 2018 года. По информации российского Минобороны, Су-57 были в Сирии всего два дня. 24 мая 2018 года глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь подтвердил журналистам, что эти машины действительно проходили тогда боевую обкатку в Сирии. 

«Испытание любого вооружения в боевой обстановке даёт максимальное количество информации для разработчиков и эксплуатантов, — заявил в интервью RT военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев

— Особого военного смысла применять в Сирии такое оружие нет, это важно скорее с точки зрения разработки и развития вооружений»

Дизайн

Оригинальный Х-59 приводится в движение твердотопливным двигателем и имеет твердотопливный ускоритель в хвостовой части. Складывающиеся стабилизаторы расположены в передней части ракеты, а крылья и руль направления – в задней части. Х-59 курсирует на высоте около 7 метров над водой или на высоте 100–1000 метров (330–3280 футов) над землей с помощью радиолокационный высотомер. Он может запускаться со скоростью от 600 до 1000 км / ч (от 370 до 620 миль в час) на высоте от 0,2 до 11 км (от 660 до 36090 футов) и имеет CEP от 2 до 3 метров. Осуществляется на пуске АКУ-58-1. пилон.

Х-59МЭ имеет внешний турбовентилятор двигатель расположен под корпусом, прямо перед задними крыльями, но сохраняет ускоритель на пороховом топливе. Он также имеет двойную систему наведения, состоящую из инерциальная система наведения чтобы направить его в целевую область и телевизионную систему, чтобы направить его к цели.

В 36МТ ТРДД, разработанный для ракет класса Х-59М, производится на заводе НПО Сатурн России.

Координаты цели передаются в ракету перед запуском, и начальный этап полета проводится под инерционное наведение. На расстоянии 10 км от цели включается телевизионная система наведения. Оператор на борту самолета визуально определяет цель и наводит на нее ракету.

Дизайн

Оригинальный Х-59 приводится в движение твердотопливным двигателем и имеет твердотопливный ускоритель в хвостовой части. Складывающиеся стабилизаторы расположены в передней части ракеты, а крылья и руль направления – в задней части. Х-59 курсирует на высоте около 7 метров над водой или на высоте 100–1000 метров (330–3280 футов) над землей с помощью радиолокационный высотомер. Он может запускаться со скоростью от 600 до 1000 км / ч (от 370 до 620 миль в час) на высоте от 0,2 до 11 км (от 660 до 36090 футов) и имеет CEP от 2 до 3 метров. Осуществляется на пуске АКУ-58-1. пилон.

Х-59МЭ имеет внешний турбовентилятор двигатель расположен под корпусом, прямо перед задними крыльями, но сохраняет ускоритель на пороховом топливе. Он также имеет двойную систему наведения, состоящую из инерциальная система наведения чтобы направить его в целевую область и телевизионную систему, чтобы направить его к цели.

В 36МТ ТРДД, разработанный для ракет класса Х-59М, производится на заводе НПО Сатурн России.

Координаты цели передаются в ракету перед запуском, и начальный этап полета проводится под инерционное наведение. На расстоянии 10 км от цели включается телевизионная система наведения. Оператор на борту самолета визуально определяет цель и наводит на нее ракету.

Разновидности


Х-59МЭ, головная часть

  • Х-59 — первоначальный вариант с двухступенчатым РДТТ(стартовый и маршевый), инерциальной системой управления СНАУ-59 и телевизионно-командной «Текон-1» системой наведения с ТГСН «Тубус-2». Двухступенчатая твердотопливная ракетная двигательная установка обеспечивает дальность полёта до 45 км. ГСИ завершены в 1979 году, принята на вооружение в составе Су-24 в 1980. Единственный носитель в ВВС — Су-24М.
  • Х-59Л — вариант с лазерным наведением разрабатывавшийся, но, вероятно, не доведённый до производства.
  • Х-59Т — параллельное наименование для базовой модификации Х-59 с телевизионно-командной системой наведения.
  • Х-59М («Овод-М» ,Изделие Д-9М , по кодификации НАТО —AS-18 Kazoo ) — обновлённый вариант Х-59 с ТРДД в подфюзеляжной гондоле, вместо маршевого РДТТ, более мощной БЧ, системой наведения «Текон-1А»(-1Б/-2) с радиовысотомером и ТГСН «Тубус-2А». Экспортировалась как Х-59М или Х-59МЕ. Дальность действия до 115 км.Х-59МЭ — экспортный вариант Х-59М.
  • Х-59МК (Х-59А) — ПКР с БИНС, комплексным радиоизмерителем, НАП систем ГЛОНАСС/GPS[источник не указан 122 дня ] и АРЛГСН АРГС-59, маршевая высота полёта 10-15 м, на конечном участке 4-7 м дальностью действия до 285 км и БЧ проникающего типа. Была представлена на МАКС-2001.Х-59МК2 — разновидность Х-59МК для поражения неподвижных наземных целей с известными координатами, оснащена системой управления включающей: БИНС, оптико-электронную ГСН и НАП систем ГЛОНАСС/GPS[источник не указан 122 дня ], полёт к цели осуществляется на высоте 50-300 м, предусмотрены проникающая и кассетная БЧ. Была представлена на МАКС-2009. Проходит испытания.Х-59МК2 — обновлённый вариант меньшей длины и массы с квадратным в сечении корпусом, приспособленный для размещения во внутреннем отсеке вооружения самолёта. Была представлена на МАКС-2015. Проходит испытания.

Х-59М2 — вариант с АРЛГСН АРГС-59 и трансляционно-командной системой наведения допускающей всесуточные условия применения по наземным и надводным целям с известными координатами.Х-59М2Э — экспортный вариант Х-59М2.

Разработка

Первоначальный дизайн был основан на Радуге. Х-58 (AS-11 ‘Kilter’), но от него пришлось отказаться[нужна цитата ] потому что скорость ракеты была слишком высокой для визуального захвата цели.

ОКБ Радуга разработал Х-59 в 1970-х как версию дальнобойной Х-25 (АС-10 ‘Карен’), в качестве высокоточного противостоящего оружия Су-24М и МиГ-27 последних моделей. Электрооптические датчики для этого и другого оружия, такого как Х-29 (АС-14 «Кедж») и КАБ-500 Кр разработала С А Зверева НПО в Красногорске.

Считается, что разработка Х-59М началась в 1980-х годах. Детали Х-59М впервые были раскрыты в начале 1990-х годов.

Сверхзвуковой «тихоня» X-59 QueSST готов к финальной сборке

X-59 QueSST, бесшумный аналог «Конкорда» и Ту-144, уже на пути к окончательной сборке. NASA после тщательной проверки дало добро на строительство первого тестового экземпляра.

Самолет X-59 разрабатывается в рамках проекта по созданию сверхзвуковых малошумных пассажирских лайнеров. Обычно сверхзвуковые самолеты при преодолении звукового барьера издают очень громкий звук. X-59, благодаря своим аэродинамическим свойствам, лишен этого недостатка: на сверхзвуковой скорости он будет не громче, чем закрывающаяся дверь автомобиля (75 децибел).


nasa.gov

На данный момент, пройдена последняя «ключевая точка» в проверке готовности производства, известная как Key Decision Point-D (KDP-D). «С завершением KDP-D мы показали, что проект идет по графику, он хорошо спланирован и все идет по плану», — сказал Боб Пирс, помощник администратора NASA по аэронавтике.

Строительство X-59 по контракту стоимостью 247,5 млн. долл. США происходит по принципу «затраты плюс вознаграждение» и осуществляется подразделением Skunk Works компании Lockheed Martin.


X-59. Добиться снижения шума позволит удлиненная форма фюзеляжа.

Сейчас активно задействованы три основных рабочих участка для создания фюзеляжа самолета, крыла и оперения. Окончательная сборка и интеграция систем самолета, включая инновационную систему видимости в кабине экипажа, запланирована на конец 2020 года.

Технические характеристики летательного аппарата до сих пор держат в секрете. Известно лишь, что судно сможет подниматься на высоту 16,7 км и развивать скорость до 1510 км/ч. Сообщалось, что добиться снижения шума позволит удлиненная форма фюзеляжа. Другие технические решения — шумопоглощающие фильтры вокруг двигателей и переработанная геометрия крыла.


X-59. Сборочный цех. nasa.gov

В США начиная с 70-х годов запрещены полёты сверхзвуковых самолётов над населёнными пунктами. NASA намерено добиться изменения законодательство благодаря реализации программы Low-Boom Flight Demonstrator, включающей тестирование и одобрение технологии, обеспечивающей более тихие сверхзвуковые полёты.


Микрофоны в пустыне.

В конечном итоге NASA планирует провести разрешённые регулятором сверхзвуковые полеты Х-59 над отдельными территориями в Соединённых Штатах, чтобы собрать отзывы населения и данные о производимом шуме и его влиянии на города и близлежащие окрестности. Однако до этого NASA проведёт испытательные полеты над пустыней Мохаве в Калифорнии и будет следить за уровнем создаваемого шума с помощью массива из микрофонов длиной 30 миль (48,2 км).

Эти микрофоны уровня Hi-Fi способны измерять до 50 000 образцов звуков в секунду. Массив состоит из различных блоков из микрофонов с разной конфигурацией для более детального замера уровня шума.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Теги: Авиация NASA X-59 Конкорд малошумный пассажирский самолет сверхзвуковой США Ту-144

Предыдущая статья Пентагон анонсировал разработку ударного дрона нового поколения на замену MQ-9 Reaper

Следующая статья SkyNet уже близко: истребитель против дрона. Когда первый бой?

Предоставлено SendPulse

Нравится 0

Характеристики

  • Длина, м:

    • 5,37 (Х-59)
    • 5,7 (Х-59М, Х-59М2, Х-59МК)
    • 4,2 (Х-59МК2 («обновлённая»))
  • Размах крыла, м:

    • 1,26 (Х-59)
    • 1,3 (Х-59М, Х-59М2, Х-59МК)
    • 2,45 (Х-59МК2 («обновлённая»))
  • Диаметр, м:

    • 0,38 (Х-59, Х-59М, Х-59М2)
    • 0,380,42 (Х-59МК, Х-59МК2)
    • 0,4×0,4 (Х-59МК2 («обновлённая») в походном положении)
  • Стартовая масса, кг:

    • 760—790 (Х-59)
    • 930 (Х-59М, Х-59МК)
    • до 960 (Х-59М2)
    • до 900 (Х-59МК2)
    • 770 (Х-59МК2 («обновлённая»))
  • Двигатель:

    • двухступенчатый РДТТ (Х-59)
    • стартовый РДТТ, маршевый ТРДД РДК-300, Р95ТП-300БТ или (Х-59М, Х-59М2)
    • РДК-300, Р95ТП-300БТ, ТРДД-50АТ или (Х-59МК, Х-59МК2)
    • ТРДД-50Б (Изделие 37-04) (Х-59МК2 («обновлённая»))
  • Боевая часть: проникающая фугасно-кумулятивная, кассетная или ядерная (вариант для Ту-160 разработки «РФЯЦ-ВНИИЭФ»)

    • Масса БЧ, кг:

      • Проникающей:

        • 148 (Х-59)
        • 320 (Х-59М, Х-59М2, Х-59МК2)
        • 310 (Х-59МК2 («обновлённая»))
      • Кассетной:

        • 280 (Х-59М)
        • 283 (Х-59М2, Х-59МК2)
        • 310? (Х-59МК2 («обновлённая»))
  • Система управления и наведения:

    • инерциальная + телекомандная через ракету с возможностью захвата цели ТГСН (Х-59, Х-59М)
    • БИНС + спутниковая + активное радиолокационное самонаведение (Х-59МК)
    • радиокомандное + активное радиолокационное самонаведение (Х-59М2)
    • БИНС + спутниковая + электронно-оптическая (Х-59МК2, Х-59МК2 («обновлённая»))
  • КВО, м:

    • 2-3 (Х-59, Х-59М)
    • 3-5 (Х-59МК2, Х-59МК2 («обновлённая»))
  • Скорость ракеты:

    • М = 0,72-0,88 (Х-59М, Х-59М2)
    • 900—1050 км/ч (Х-59, Х-59МК, Х-59МК2)
    • 750—1000 км/ч (Х-59МК2 («обновлённая»))
  • Наибольшая дальность пуска, км:

    • 40 (Х-59)
    • 115 (Х-59М, Х-59М2)
    • 200 (Х-59МЕ)
    • 285 (Х-59МК по цели типа «эсминец», «крейсер», Х-59МК2)
    • 290 (Х-59МК2 («обновлённая»))
  • Наименьшая дальность пуска, км:

    • 10-15 (Х-59М)
    • 5-25 (Х-59МК)
  • Высота полёта, м:

    • 15, 50-1100 (Х-59)
    • 7, 50, 100, 200, 600 или 1000 (Х-59М, Х-59М2)
    • 4-7, 10-15 (Х-59МК)
    • 50-300 (Х-59МК2, Х-59МК2 («обновлённая»))
  • Высота пуска, м:

    • 200-5000 (Х-59М)
    • 200-5000 и более (Х-59М2)
    • 200-11000 (Х-59МК, Х-59МК2, Х-59МК2 («обновлённая»))
  • Сектор пуска:

    • 360° (Х-59, Х-59М, Х-59М2)
    • ±45° (Х-59МК, Х-59МК2, Х-59МК2 («обновлённая»))
  • Скорость носителя, км/ч / М: 600—1100 / 0,5-0,9 (Х-59М, Х-59М2, Х-59МК, Х-59МК2, Х-59МК2 («обновлённая»))
  • Носители: Су-24М, Су-17М3/22М4, Су-25, Су-30, Су-34, Су-27СМ, Су-35, Су-57

Примечания

  1. В составе вооружения Су-24М.
  2. В составе вооружения Су-17М4.
  3. Этап лётно-конструкторских испытаний является этапом предшествующим государственным испытаниям по результатам которых принимается решение о соответствии образца заданным требованиям, возможности его принятия на вооружение и постановке на серийное производство. Лётно-конструкторские испытания проводятся в составе комплекса.
  1. , с. 159—160.
  2. AS-18 Kazoo / Х-59М (недоступная ссылка) Анализ Вооружённых Сил России
  3. , с. 297.
  4. , с. 92.
  5. Годовой отчёт корпорации тактическое ракетное вооружение. 2010 год. стр. 92
  6. kingbolt – Russian translation – Multitran dictionary. Дата обращения: 2 ноября 2021. Архивировано 2 ноября 2021 года.
  7. Чечня : Авиация в Первой Чеченской Войне Архивная копия от 6 октября 2014 на Wayback Machine combatavia.info
  8. Вячеслав Кондратьев. Грозное небо над Чечнёй Архивная копия от 28 февраля 2019 на Wayback Machine Уголок неба
  9. , с. 38.
  10. Russian Tu-22M-3 Bombers are hitting Ukraine with Kh-22 (AS-4 Kitchen) 1960s missiles. But since they have a Circular Error Probable of 3 miles, they are missing their Targets. (брит. англ.). The Aviation Geek Club (12 мая 2022). Дата обращения: 14 мая 2022. Архивировано 14 мая 2022 года.
  11. Peter Suciu. Russia’s Tu-22M3 Bombers Have Been Deployed to Ukraine (амер. англ.). 19FortyFive (13 мая 2022). Дата обращения: 14 мая 2022. Архивировано 13 мая 2022 года.
  12. Jack Buckby. Rare Video: Watch Ukraine Fire A Cruise Missile at Russian Forces (амер. англ.). 19FortyFive (7 июня 2022). Дата обращения: 8 июня 2022.
  13. Ukraine at War: Paving the Road From Survival to Victory (англ.). rusi.org. Дата обращения: 31 июля 2022. Архивировано 25 июля 2022 года.
  14. AS-18 Kazoo / Х-59М | Анализ Вооружённых Сил России (недоступная ссылка)
  15. Управляемая тактическая ракета средней дальности Х-59 Овод | Ракетная техника. Дата обращения: 10 октября 2009. Архивировано 17 февраля 2020 года.
  16. Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» Ракета Х-59МК. Дата обращения: 22 декабря 2021. Архивировано 22 декабря 2021 года.
  17. Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» Ракета Х-59МК2. Дата обращения: 22 декабря 2021. Архивировано 22 декабря 2021 года.
  18. Новые ракеты разработки КТРВ. Дата обращения: 26 июня 2018. Архивировано 25 февраля 2018 года.
  19. ↑ Самолёт Т-50 применял крылатые ракеты в Сирии. Дата обращения: 26 июня 2018. Архивировано 28 февраля 2021 года.
  20. Комплекс «Овод-МЭ». Дата обращения: 26 июня 2018. Архивировано 9 февраля 2020 года.
  21. Ракета Х-59МК. Дата обращения: 26 июня 2018. Архивировано 24 сентября 2020 года.
  22. Ракета Х-59МК2. Дата обращения: 26 июня 2018. Архивировано 16 марта 2022 года.
  23. Х-59 Овод (изделие Д-9). Дата обращения: 10 октября 2009. Архивировано 16 марта 2022 года.
  24. Высокая слава России. К 100-летию ВВС РФ. 1912—2012 Архивная копия от 16 июля 2019 на Wayback Machine , стр. 28
  25. Годовой отчёт открытого акционерного общества «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» за 2010 год. Корпорация «Тактическое ракетное вооружение». Дата обращения: 11 февраля 2012. Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 года.
  26. ↑ Зато мы делаем ракеты «Профиль» — еженедельный деловой журнал

Применение

Тактика применения:

Чеченская война (1994—1996) и (1999—2000)

Ракеты Х-59М использовались в ходе боевых действий в Чечне для уничтожения укрытий и складов боевиков в горах. Климат Северного Кавказа наложил серьёзные ограничения на применение высокоточного оружия — плохие метеоусловия, туман и слабая видимость приводили к срыву наведения в лесистых горах и заснеженных ущельях. Например, за весь декабрь 1994 года в Чечне было всего 2 дня с ясной погодой, когда было возможно использовать все возможности высокоточного оружия. От применения ракет Х-59 отказались после четырёх пусков.

Варианты

Х-59МЭ

Х-59МК2

  • Х-59 (АС-13 «Кингболт») – оригинальный вариант со сдвоенными твердотопливными ракетными двигателями. Впервые показан в 1991 году; экспортируется как Х-59 или Х-59Э.
  • Х-59М (AS-18 «Kazoo») – добавляет турбореактивный двигатель и боеголовку большего размера. Дальность 115 км.
  • Х-59МЭ – Вариант с дальностью 200 км, предложенный на экспорт в 1999 г.
  • Х-59МК – Противокорабельный вариант с дальностью полета 285 км с ТРДД и активной РЛС АРГС-59.
  • Х-59МК2 – штурмовик Х-59МК (выстрелил и забыл ), оснащен либо пробивающей боеголовкой массой 320 кг, либо гранулированной боевой частью массой 285 кг (628 фунтов).
  • Х-59М2 – Х-59М / Х-59МК с новыми искателями TV / IIR, сообщалось в 2004 году.
  • Х-20 – возможное название варианта с ядерной боеголовкой, несущего Су-27 семья.
  • Х-59Л – разработан вариант с лазерным наведением.
  • Х-59Т – ТВ-наведение вместо лазерного.
  • Х-59МК2 (АС-22) – малозаметная противостоящая версия, дальность полета 290 км, масса боевой части до 320 кг и стартовая масса до 770 кг. Впервые представлен на МАКС 2015.

Предлагаемые варианты развития Х-59М / МЭ включали альтернативные полезные нагрузки (в том числе кассетные боеприпасы ), но их текущий статус разработки неясен.

Ссылки

  • Управляемые авиационные ракеты «воздух-поверхность» ГосМКБ «Радуга». информация на официальном сайте ГосМКБ «Радуга».
  • Х-59. Уголок неба. Авиационная энциклопедия (2004). Дата обращения: 10 октября 2009.
  • Х-59М. Уголок неба. Авиационная энциклопедия (2004). Дата обращения: 10 октября 2009.
  • Х-59МЭ. Уголок неба. Авиационная энциклопедия (2004). Дата обращения: 10 октября 2009.
  • Управляемая тактическая ракета средней дальности Х-59 «Овод» Информационная система «ракетная техника»
  • Ракета Х-59м «Овод-М» Информационная система «ракетная техника»
  • Х-59 «Овод» Современная авиация России
  • Ракета «воздух-поверхность» Х-59 (недоступная ссылка) airbase.ru[неавторитетный источник?]
  • Тактические управляемые ракеты «воздух-земля» сайт Военный паритет

Разновидности[ | ]

Х-59МЭ, головная часть

  • Х-59 — первоначальный вариант с двухступенчатым РДТТ(стартовый и маршевый), инерциальной системой управления СНАУ-59 и телевизионно-командной «Текон-1» системой наведения с ТГСН «Тубус-2». Двухступенчатая твердотопливная ракетная двигательная установка обеспечивает дальность полёта до 45 км. ГСИ завершены в 1979 году, принята на вооружение в составе Су-24 в 1980. Единственный носитель в ВВС — Су-24М.
  • Х-59Л — вариант с лазерным наведением разрабатывавшийся, но, вероятно, не доведённый до производства.
  • Х-59Т — параллельное наименование для базовой модификации Х-59 с телевизионно-командной системой наведения.
  • Х-59М («Овод-М» ,Изделие Д-9М , по кодификации НАТО —AS-18 Kazoo ) — обновлённый вариант Х-59 с ТРДД в подфюзеляжной гондоле, вместо маршевого РДТТ, более мощной БЧ, системой наведения «Текон-1А»(-1Б/-2) с радиовысотомером и ТГСН «Тубус-2А». Экспортировалась как Х-59М или Х-59МЕ. Дальность действия до 115 км.Х-59МЭ — экспортный вариант Х-59М.
  • Х-59МК (Х-59А) — ПКР с БИНС, комплексным радиоизмерителем, НАП систем ГЛОНАСС/GPS[источник не указан 232 дня ] и АРЛГСН АРГС-59, маршевая высота полёта 10-15 м, на конечном участке 4-7 м дальностью действия до 285 км и БЧ проникающего типа. Была представлена на МАКС-2001.Х-59МК2 — разновидность Х-59МК для поражения неподвижных наземных целей с известными координатами, оснащена системой управления включающей: БИНС, оптико-электронную ГСН и НАП систем ГЛОНАСС/GPS[источник не указан 232 дня ], полёт к цели осуществляется на высоте 50-300 м, предусмотрены проникающая и кассетная БЧ. Была представлена на МАКС-2009. Проходит испытания.Х-59МК2 — обновлённый вариант меньшей длины и массы с квадратным в сечении корпусом, приспособленный для размещения во внутреннем отсеке вооружения самолёта. Была представлена на МАКС-2015. Проходит испытания.

Х-59М2 — вариант с АРЛГСН АРГС-59 и трансляционно-командной системой наведения допускающей всесуточные условия применения по наземным и надводным целям с известными координатами.Х-59М2Э — экспортный вариант Х-59М2.

Источники

  1. Тихонов, Т.2, 2010, с. 159—160.
  2. AS-18 Kazoo / Х-59М Анализ Вооруженных Сил России
  3. Тихонов, Т.2, 2010, с. 297.
  4. Тихонов, Т.2, 2010, с. 92.
  5. Годовой отчёт корпорации тактическое ракетное вооружение. 2010 год. стр.92
  6. Чечня : Авиация в Первой Чеченской Войне combatavia.info
  7. Вячеслав Кондратьев. Грозное небо над Чечней Уголок неба
  8. Марковский, Перов, 2005, с. 38.
  9. AS-18 Kazoo / Х-59М | Анализ Вооруженных Сил России
  10. Управляемая тактическая ракета средней дальности Х-59 Овод | Ракетная техника
  11. ОАО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение»
  12. ОАО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение»
  13. Новые ракеты разработки КТРВ
  14. Самолет Т-50 применял крылатые ракеты в Сирии
  15. Комплекс «Овод-МЭ»
  16. Ракета Х-59МК
  17. Ракета Х-59МК2
  18. Х-59 Овод (изделие Д-9)
  19. Самолет Т-50 применял крылатые ракеты в Сирии
  20. сборник «Высокая слава России. К 100-летию ВВС РФ. 1912—2012», стр. 28
  21. Годовой отчет открытого акционерного общества «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» за 2010 год (рус.). Корпорация «Тактическое ракетное вооружение». Проверено 11 февраля 2012. Архивировано 3 июня 2012 года.
  22. 12 Зато мы делаем ракеты «Профиль» — еженедельный деловой журнал

Варианты

Х-59МЭ

Х-59МК2

  • Х-59 (АС-13 «Кингболт») – оригинальный вариант со сдвоенными твердотопливными ракетными двигателями. Впервые показан в 1991 году; экспортируется как Х-59 или Х-59Э.
  • Х-59М (AS-18 «Kazoo») – добавляет турбореактивный двигатель и боеголовку большего размера. Дальность 115 км.
  • Х-59МЭ – Вариант с дальностью 200 км, предложенный на экспорт в 1999 г.
  • Х-59МК – Противокорабельный вариант с дальностью полета 285 км с ТРДД и активной РЛС АРГС-59.
  • Х-59МК2 – штурмовик Х-59МК (выстрелил и забыл ), оснащен либо пробивающей боеголовкой массой 320 кг, либо гранулированной боевой частью массой 285 кг (628 фунтов).
  • Х-59М2 – Х-59М / Х-59МК с новыми искателями TV / IIR, сообщалось в 2004 году.
  • Х-20 – возможное название варианта с ядерной боеголовкой, несущего Су-27 семья.
  • Х-59Л – разработан вариант с лазерным наведением.
  • Х-59Т – ТВ-наведение вместо лазерного.
  • Х-59МК2 (АС-22) – малозаметная противостоящая версия, дальность полета 290 км, масса боевой части до 320 кг и стартовая масса до 770 кг. Впервые представлен на МАКС 2015.

Предлагаемые варианты развития Х-59М / МЭ включали альтернативные полезные нагрузки (в том числе кассетные боеприпасы ), но их текущий статус разработки неясен.

Уникальные ракеты

Су-57, ранее носивший названия ПАК-ФА и Т-50, — новейший российский истребитель пятого поколения, аналог самых современных американских ударных самолётов F-22 и F-35.

Кроме авиационной 30-миллиметровой пушки 9-А1-4071К, ракет класса «воздух — воздух» и корректируемых авиабомб КАБ-500С в зависимости от целей Су-57 может оснащаться ракетами класса «воздух — поверхность». Это Х-38МЭ — высокоточная ракета малой дальности, противорадиолокационная ракета Х-58УШКЭ, тактическая противокорабельная ракета Х-35УЭ и управляемая ракета Х-59МК2.

  • Х-59МК2

Источник в оборонно-промышленном комплексе России сообщил, что в Сирии, вероятно, была испытана именно последняя из перечисленных ракет. По его словам, с учётом характеристик: дальности полёта до 285 км и возможности применения против широкого спектра наземных целей — Х-59МК2 наиболее подходит на роль вооружения, которое могли тестировать в боевых условиях на территории САР.

Эксперт отметил, что в Сирии вряд ли использовались в боевой обстановке ракеты класса «воздух — воздух» из–за отсутствия воздушных боёв. Удары по позициям террористов могли наноситься ракетами Х-59МК2 класса «воздух — поверхность» с проникающей или кассетной боевой частью.

Также по теме

«Острая фаза соперничества»: отстают ли США от России и Китая в области гиперзвукового оружия

Соединённые Штаты ведут разработки в сфере гиперзвукового оружия на уровне других стран. К такому выводу, как сообщает телеканал CNBC,…

«Если речь идёт о Х-59МК2 и подобных ей ракетах, то это тактическое оружие, — отметил Дмитрий Корнев. — В нынешнем виде она является самонаводящейся. На последней версии установлена головка самонаведения. На предыдущих — телевизионная». Эксперт отмечает, что для управления ракетой требуется наличие стрелка-оператора, который до захвата цели будет сопровождать её, а потом включит систему самонаведения. После этого Х-59МК2 работает по принципу «выстрелил — забыл».

В Сирии могли тестироваться и другие уникальные оперативно-тактические ракеты, стоящие на вооружении Су-57. К примеру, К-37М/РВВ-БД — самая дальнобойная в мире ракета класса «воздух — воздух» (максимальная дальность — чуть более 300 км), Х-58УШКЭ (дальность — до 245 км) с фугасной боевой частью предназначена для борьбы с радиолокационными станциями противника, а Х-35УЭ — противокорабельная ракета с дальностью пуска 260 км и захвата цели 50 км.

Последняя предназначена для уничтожения надводных целей и способна лететь над гребнями волн на маршевом участке полёта на высоте 10—15 м, снижаясь при приближении к цели до 4 м

Важное преимущество Х-35УЭ  — сложность её обнаружения благодаря применению стелс-технологий и спутниковому наведению на цель, что позволяет использовать практически незаметный для РЛС сигнал малой мощности для управления ракетой

  • Су-57

Дизайн

Оригинальный Х-59 приводится в движение твердотопливным двигателем и имеет твердотопливный ускоритель в хвостовой части. Складывающиеся стабилизаторы расположены в передней части ракеты, а крылья и руль направления – в задней части. Х-59 курсирует на высоте около 7 метров над водой или на высоте 100–1000 метров (330–3280 футов) над землей с помощью радиолокационный высотомер. Он может запускаться со скоростью от 600 до 1000 км / ч (от 370 до 620 миль в час) на высоте от 0,2 до 11 км (от 660 до 36090 футов) и имеет CEP от 2 до 3 метров. Осуществляется на пуске АКУ-58-1. пилон.

Х-59МЭ имеет внешний турбовентилятор двигатель расположен под корпусом, прямо перед задними крыльями, но сохраняет ускоритель на пороховом топливе. Он также имеет двойную систему наведения, состоящую из инерциальная система наведения чтобы направить его в целевую область и телевизионную систему, чтобы направить его к цели.

В 36МТ ТРДД, разработанный для ракет класса Х-59М, производится на заводе НПО Сатурн России.

Координаты цели передаются в ракету перед запуском, и начальный этап полета проводится под инерционное наведение. На расстоянии 10 км от цели включается телевизионная система наведения. Оператор на борту самолета визуально определяет цель и наводит на нее ракету.

Примечания и ссылки

  1. ↑ and (en) Департамент ВВС Рособоронэкспорта и Служба СМИ и PR, Госкорпорация Рособоронэкспорт» , с.  124.
  2. ↑ и (in) (по состоянию на 22 декабря 2008 г. ) .
  3. ↑ и (ru) , авиационное оружие Джейн ,3 декабря 2010 г.(по состоянию на 28 апреля 2011 г. ) .
  4. ↑ и (ru) ,24 октября 2007 г.(по состоянию на 3 февраля 2009 г. ) .
  5. ↑ и (ru) , системы стратегического оружия Джейн ,9 сентября 2008 г.(по состоянию на 3 февраля 2009 г. ) .
  6. (in) , сайт НПО «Сатурн» (по состоянию на 16 сентября 2013 г. ) .
  7. (in) Вирджил Вибе и Титус Пичи, , Отчет Центрального комитета меннонитов о производстве и применении глобальных кластерных бомб , Центральный комитет меннонитов,2000 г.(просмотрено 28 апреля 2011 г. )  :«  Также известный как Х-59М Овод-М, AS-18 является модернизированной версией AS-13 Kingbolt Боеголовка может быть либо фугасной взрывчаткой массой 705 фунтов, либо 617 фунтов. кассетные суббоеприпасы.  “.
  8. (in) ,2011 г..

Варианты

Х-59МЭ

Х-59МК2

  • Х-59 (АС-13 «Кингболт») – оригинальный вариант со сдвоенными твердотопливными ракетными двигателями. Впервые показан в 1991 году; экспортируется как Х-59 или Х-59Э.
  • Х-59М (AS-18 «Kazoo») – добавляет турбореактивный двигатель и боеголовку большего размера. Дальность 115 км.
  • Х-59МЭ – Вариант с дальностью 200 км, предложенный на экспорт в 1999 г.
  • Х-59МК – Противокорабельный вариант с дальностью полета 285 км с ТРДД и активной РЛС АРГС-59.
  • Х-59МК2 – штурмовик Х-59МК (выстрелил и забыл ), оснащен либо пробивающей боеголовкой массой 320 кг, либо гранулированной боевой частью массой 285 кг (628 фунтов).
  • Х-59М2 – Х-59М / Х-59МК с новыми искателями TV / IIR, сообщалось в 2004 году.
  • Х-20 – возможное название варианта с ядерной боеголовкой, несущего Су-27 семья.
  • Х-59Л – разработан вариант с лазерным наведением.
  • Х-59Т – ТВ-наведение вместо лазерного.
  • Х-59МК2 (АС-22) – малозаметная противостоящая версия, дальность полета 290 км, масса боевой части до 320 кг и стартовая масса до 770 кг. Впервые представлен на МАКС 2015.

Предлагаемые варианты развития Х-59М / МЭ включали альтернативные полезные нагрузки (в том числе кассетные боеприпасы ), но их текущий статус разработки неясен.

Разновидности

Х-59МЭ, головная часть

  • Х-59 — первоначальный вариант с двухступенчатым РДТТ(стартовый и маршевый), инерциальной системой управления СНАУ-59 и телевизионно-командной «Текон-1» системой наведения с ТГСН «Тубус-2». Двухступенчатая твердотопливная ракетная двигательная установка обеспечивает дальность полёта до 45 км. ГСИ завершены в 1979 году, принята на вооружение в составе Су-24 в 1980. Единственный носитель в ВВС — Су-24М.
  • Х-59Л — вариант с лазерным наведением, разрабатывавшийся, но, вероятно, не доведённый до производства.
  • Х-59Т — параллельное наименование для базовой модификации Х-59 с телевизионно-командной системой наведения.
  • Х-59М («Овод-М», Изделие Д-9М, по кодификации НАТО — AS-18 Kazoo) — обновлённый вариант Х-59 с ТРДД в подфюзеляжной гондоле вместо маршевого РДТТ, более мощной БЧ, системой наведения «Текон-1А»(-1Б/-2) с радиовысотомером и ТГСН «Тубус-2А». Экспортировалась как Х-59М или Х-59МЕ. Дальность действия до 115 км.

    • Х-59МЭ — экспортный вариант Х-59М.
    • Х-59МК (Х-59А) — Противокорабельная ракета с БИНС, комплексным радиоизмерителем, НАП систем ГЛОНАСС/GPS и с активной радиолокационной головкой самонаведения АРГС-59Э, маршевая высота полёта 10-15 м, на конечном участке 4-7 м, дальностью действия до 285 км и БЧ проникающего типа массой 320 кг. Впервые была представлена на МАКС-2001.

Ракета Х-59МК2 на МАКС-2009

Обновлённый вариант ракеты Х-59МК2 на МАКС-2015

      • Х-59МК2 — разновидность Х-59МК для поражения неподвижных наземных целей с известными координатами, оснащена системой управления, включающей: БИНС, оптико-электронную ГСН и НАП систем ГЛОНАСС/GPS, полёт к цели осуществляется на высоте 50-300 м, предусмотрены проникающая и кассетная БЧ. Была представлена на МАКС-2009.
      • Х-59МК2 — обновлённый вариант меньшей длины и массы с квадратным в сечении корпусом, приспособленный для размещения во внутреннем отсеке вооружения самолёта. Аналог западных КР того же класса AGM-158 JASSM, Scalp EG/Storm Shadow и Taurus в фюзеляже с обводами Stealth, имеет значительную дальность стрельбы. Была представлена на МАКС-2015 . Проходит испытания.
    • Х-59М2

      Х-59М2Э — экспортный вариант Х-59М2.

       — вариант с АРЛГСН АРГС-59 и трансляционно-командной системой наведения, допускающей всесуточные условия применения по наземным и надводным целям с известными координатами.

Разработка

Первоначальный дизайн был основан на Радуге. Х-58 (AS-11 ‘Kilter’), но от него пришлось отказаться[нужна цитата ] потому что скорость ракеты была слишком высокой для визуального захвата цели.

ОКБ Радуга разработал Х-59 в 1970-х как версию дальнобойной Х-25 (АС-10 ‘Карен’), в качестве высокоточного противостоящего оружия Су-24М и МиГ-27 последних моделей. Электрооптические датчики для этого и другого оружия, такого как Х-29 (АС-14 «Кедж») и КАБ-500 Кр разработала С А Зверева НПО в Красногорске.

Считается, что разработка Х-59М началась в 1980-х годах. Детали Х-59М впервые были раскрыты в начале 1990-х годов.

История[ | ]

Разработка управляемой ракеты Х-59 выполнялась МКБ «Радуга». Лётно-конструкторские испытания ракет X-59 «Овод» проведены в 1975—1977 годах в ГЛИЦ (Ахтубинск).

Государственные испытания X-59 были закончены в 1979, на вооружение комплекс в составе истребителя-бомбардировщика Су-24М, контейнера управления и двух ракет Х-59 был принят в 1980 году. Также, «Оводом» оснащались одноместные истребители-бомбардировщики Су-17М, такой комплекс получил наименование Су-17М4. Х-59 в составе Су-17М4 был принят на вооружение в 1982 году, но, из-за прекращения серийного выпуска Су-17, основным носителем Х-59 являлся Су-24М.

Сейчас модификации Х-59 производятся и модернизируются корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» в которую входит МКБ «Радуга».

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий