Х-59М – Х-59МК Овод-М – AS-18 KAZOO

Разновидности

Х-59МЭ, головная часть

  • Х-59 — первоначальный вариант с двухступенчатым РДТТ(стартовый и маршевый), инерциальной системой управления СНАУ-59 и телевизионно-командной «Текон-1» системой наведения с ТГСН «Тубус-2». Двухступенчатая твердотопливная ракетная двигательная установка обеспечивает дальность полёта до 45 км. ГСИ завершены в 1979 году, принята на вооружение в составе Су-24 в 1980. Единственный носитель в ВВС — Су-24М.
  • Х-59Л — вариант с лазерным наведением, разрабатывавшийся, но, вероятно, не доведённый до производства.
  • Х-59Т — параллельное наименование для базовой модификации Х-59 с телевизионно-командной системой наведения.
  • Х-59М («Овод-М», Изделие Д-9М, по кодификации НАТО — AS-18 Kazoo) — обновлённый вариант Х-59 с ТРДД в подфюзеляжной гондоле вместо маршевого РДТТ, более мощной БЧ, системой наведения «Текон-1А»(-1Б/-2) с радиовысотомером и ТГСН «Тубус-2А». Экспортировалась как Х-59М или Х-59МЕ. Дальность действия до 115 км.

    • Х-59МЭ — экспортный вариант Х-59М.
    • Х-59МК (Х-59А) — Противокорабельная ракета с БИНС, комплексным радиоизмерителем, НАП систем ГЛОНАСС/GPS и с активной радиолокационной головкой самонаведения АРГС-59Э, маршевая высота полёта 10-15 м, на конечном участке 4-7 м, дальностью действия до 285 км и БЧ проникающего типа массой 320 кг. Впервые была представлена на МАКС-2001.


Ракета Х-59МК2 на МАКС-2009

Обновлённый вариант ракеты Х-59МК2 на МАКС-2015

      • Х-59МК2 — разновидность Х-59МК для поражения неподвижных наземных целей с известными координатами, оснащена системой управления, включающей: БИНС, оптико-электронную ГСН и НАП систем ГЛОНАСС/GPS, полёт к цели осуществляется на высоте 50-300 м, предусмотрены проникающая и кассетная БЧ. Была представлена на МАКС-2009.
      • Х-59МК2 — обновлённый вариант меньшей длины и массы с квадратным в сечении корпусом, приспособленный для размещения во внутреннем отсеке вооружения самолёта. Аналог западных КР того же класса AGM-158 JASSM, Scalp EG/Storm Shadow и Taurus в фюзеляже с обводами Stealth, имеет значительную дальность стрельбы. Была представлена на МАКС-2015 . Проходит испытания.
    • Х-59М2

      Х-59М2Э — экспортный вариант Х-59М2.

       — вариант с АРЛГСН АРГС-59 и трансляционно-командной системой наведения, допускающей всесуточные условия применения по наземным и надводным целям с известными координатами.

Дизайн

Бастапқы Х-59 қатты отын қозғалтқышымен қозғалады және қатты отын үдеткішін құйрығына қосады. Жиналмалы тұрақтандырғыштар ракетаның алдыңғы жағында, артында қанаттары мен рульдері орналасқан. Х-59 круиздері судан 7 метр биіктікте немесе жердің үстінде 100-1000 метр (330-3280 фут) биіктікте жүреді. радиоламетр. Ол 600-ден 1000 км / сағ жылдамдықпен (370-тен 620 миль / сағ) 0,2-ден 11 шақырымға дейін (660-тан 36,090 футқа дейін) биіктікте іске қосылуы мүмкін. CEP 2-ден 3 метрге дейін. Ол AKU-58-1 ұшырылымында жүзеге асырылады баған.

Kh-59ME сыртқы түріне ие турбофан артқы қанаттардың корпусынан төмен орналасқан қозғалтқыш, бірақ ұнтақ отын үдеткішін сақтайды. Сондай-ақ, аннан тұратын қос басшылық жүйесі бар инерциялық басшылық жүйесі оны мақсатты бағытқа бағыттау үшін және оны мақсатқа бағыттау үшін теледидар жүйесі.

The 36MT Kh-59M зымырандар класы үшін жасалған турбофанатты қозғалтқыш өндіреді Сатурн Ресей

Мақсатты координаттар зымыранға ұшырылғанға дейін беріледі, ал ұшудың бастапқы кезеңі орындалады инерциялық басшылық. Мақсаттан 10 км қашықтықта теледидарлық бағыттау жүйесі іске қосылды. Ұшақ бортындағы оператор мақсатты көздеп, зымыранды бұғаттайды.

Дизайн

Оригинальный Х-59 приводится в движение твердотопливным двигателем и имеет твердотопливный ускоритель в хвостовой части. Складывающиеся стабилизаторы расположены в передней части ракеты, а крылья и руль направления – в задней части. Х-59 курсирует на высоте около 7 метров над водой или на высоте 100–1000 метров (330–3280 футов) над землей с помощью радиолокационный высотомер. Он может запускаться со скоростью от 600 до 1000 км / ч (от 370 до 620 миль в час) на высоте от 0,2 до 11 км (от 660 до 36090 футов) и имеет CEP от 2 до 3 метров. Осуществляется на пуске АКУ-58-1. пилон.

Х-59МЭ имеет внешний турбовентилятор двигатель расположен под корпусом, прямо перед задними крыльями, но сохраняет ускоритель на пороховом топливе. Он также имеет двойную систему наведения, состоящую из инерциальная система наведения чтобы направить его в целевую область и телевизионную систему, чтобы направить его к цели.

В 36МТ ТРДД, разработанный для ракет класса Х-59М, производится на заводе НПО Сатурн России.

Координаты цели передаются в ракету перед запуском, и начальный этап полета проводится под инерционное наведение. На расстоянии 10 км от цели включается телевизионная система наведения. Оператор на борту самолета визуально определяет цель и наводит на нее ракету.

Разработка

Первоначальная концепция была основана на ракете Х-58 (AS-11 «Килтер» ), но от нее пришлось отказаться, поскольку скорость ракеты была слишком высокой, чтобы обеспечить правильное визуальное обнаружение цели.

В 1970-х годах ОКБ «Радуга» разработало ракету Х-59 – дальнобойную версию Х-25 (АС-10 «Карен» ), предназначенную для использования в качестве высокоточного оружия на безопасном расстоянии. Су-24М и будущие МиГ-27 . Электрооптические датчики для этой и других ракет, таких как бомбы Х-29 или КАБ-500КР , были разработаны офисом и заводами НПО им. С.А. Зверева ( Красногорский завод ) в Красногорске.

Предполагается, что разработка варианта Х-59М началась в 1980-х годах , а первые подробности о нем не были раскрыты до начала 1990- х годов .

Примечания

  1. В составе вооружения Су-24М.
  2. В составе вооружения Су-17М4.
  3. Этап лётно-конструкторских испытаний является этапом предшествующим государственным испытаниям по результатам которых принимается решение о соответствии образца заданным требованиям, возможности его принятия на вооружение и постановке на серийное производство. Лётно-конструкторские испытания проводятся в составе комплекса.
  1. , с. 159—160.
  2. AS-18 Kazoo / Х-59М (недоступная ссылка) Анализ Вооружённых Сил России
  3. , с. 297.
  4. , с. 92.
  5. Годовой отчёт корпорации тактическое ракетное вооружение. 2010 год. стр. 92
  6. kingbolt – Russian translation – Multitran dictionary. Дата обращения: 2 ноября 2021. Архивировано 2 ноября 2021 года.
  7. Чечня : Авиация в Первой Чеченской Войне Архивная копия от 6 октября 2014 на Wayback Machine combatavia.info
  8. Вячеслав Кондратьев. Грозное небо над Чечнёй Архивная копия от 28 февраля 2019 на Wayback Machine Уголок неба
  9. , с. 38.
  10. Russian Tu-22M-3 Bombers are hitting Ukraine with Kh-22 (AS-4 Kitchen) 1960s missiles. But since they have a Circular Error Probable of 3 miles, they are missing their Targets. (брит. англ.). The Aviation Geek Club (12 мая 2022). Дата обращения: 14 мая 2022. Архивировано 14 мая 2022 года.
  11. Peter Suciu. Russia’s Tu-22M3 Bombers Have Been Deployed to Ukraine (амер. англ.). 19FortyFive (13 мая 2022). Дата обращения: 14 мая 2022. Архивировано 13 мая 2022 года.
  12. Jack Buckby. Rare Video: Watch Ukraine Fire A Cruise Missile at Russian Forces (амер. англ.). 19FortyFive (7 июня 2022). Дата обращения: 8 июня 2022.
  13. Ukraine at War: Paving the Road From Survival to Victory (англ.). rusi.org. Дата обращения: 31 июля 2022. Архивировано 25 июля 2022 года.
  14. AS-18 Kazoo / Х-59М | Анализ Вооружённых Сил России (недоступная ссылка)
  15. Управляемая тактическая ракета средней дальности Х-59 Овод | Ракетная техника. Дата обращения: 10 октября 2009. Архивировано 17 февраля 2020 года.
  16. Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» Ракета Х-59МК. Дата обращения: 22 декабря 2021. Архивировано 22 декабря 2021 года.
  17. Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» Ракета Х-59МК2. Дата обращения: 22 декабря 2021. Архивировано 22 декабря 2021 года.
  18. Новые ракеты разработки КТРВ. Дата обращения: 26 июня 2018. Архивировано 25 февраля 2018 года.
  19. ↑ Самолёт Т-50 применял крылатые ракеты в Сирии. Дата обращения: 26 июня 2018. Архивировано 28 февраля 2021 года.
  20. Комплекс «Овод-МЭ». Дата обращения: 26 июня 2018. Архивировано 9 февраля 2020 года.
  21. Ракета Х-59МК. Дата обращения: 26 июня 2018. Архивировано 24 сентября 2020 года.
  22. Ракета Х-59МК2. Дата обращения: 26 июня 2018. Архивировано 16 марта 2022 года.
  23. Х-59 Овод (изделие Д-9). Дата обращения: 10 октября 2009. Архивировано 16 марта 2022 года.
  24. Высокая слава России. К 100-летию ВВС РФ. 1912—2012 Архивная копия от 16 июля 2019 на Wayback Machine , стр. 28
  25. Годовой отчёт открытого акционерного общества «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» за 2010 год. Корпорация «Тактическое ракетное вооружение». Дата обращения: 11 февраля 2012. Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 года.
  26. ↑ Зато мы делаем ракеты «Профиль» — еженедельный деловой журнал

Характеристики

  • Длина, м:

    • 5,37 (Х-59)
    • 5,7 (Х-59М, Х-59М2, Х-59МК)
    • 4,2 (Х-59МК2 («обновлённая»))
  • Размах крыла, м:

    • 1,26 (Х-59)
    • 1,3 (Х-59М, Х-59М2, Х-59МК)
    • 2,45 (Х-59МК2 («обновлённая»))
  • Диаметр, м:

    • 0,38 (Х-59, Х-59М, Х-59М2)
    • 0,380,42 (Х-59МК, Х-59МК2)
    • 0,4×0,4 (Х-59МК2 («обновлённая») в походном положении)
  • Стартовая масса, кг:

    • 760—790 (Х-59)
    • 930 (Х-59М, Х-59МК)
    • до 960 (Х-59М2)
    • до 900 (Х-59МК2)
    • 770 (Х-59МК2 («обновлённая»))
  • Двигатель:

    • двухступенчатый РДТТ (Х-59)
    • стартовый РДТТ, маршевый ТРДД РДК-300, Р95ТП-300БТ или (Х-59М, Х-59М2)
    • РДК-300, Р95ТП-300БТ, ТРДД-50АТ или (Х-59МК, Х-59МК2)
    • ТРДД-50Б (Изделие 37-04) (Х-59МК2 («обновлённая»))
  • Боевая часть: проникающая фугасно-кумулятивная, кассетная или ядерная (вариант для Ту-160 разработки «РФЯЦ-ВНИИЭФ»)

    • Масса БЧ, кг:

      • Проникающей:

        • 148 (Х-59)
        • 320 (Х-59М, Х-59М2, Х-59МК2)
        • 310 (Х-59МК2 («обновлённая»))
      • Кассетной:

        • 280 (Х-59М)
        • 283 (Х-59М2, Х-59МК2)
        • 310? (Х-59МК2 («обновлённая»))
  • Система управления и наведения:

    • инерциальная + телекомандная через ракету с возможностью захвата цели ТГСН (Х-59, Х-59М)
    • БИНС + спутниковая + активное радиолокационное самонаведение (Х-59МК)
    • радиокомандное + активное радиолокационное самонаведение (Х-59М2)
    • БИНС + спутниковая + электронно-оптическая (Х-59МК2, Х-59МК2 («обновлённая»))
  • КВО, м:

    • 2-3 (Х-59, Х-59М)
    • 3-5 (Х-59МК2, Х-59МК2 («обновлённая»))
  • Скорость ракеты:

    • М = 0,72-0,88 (Х-59М, Х-59М2)
    • 900—1050 км/ч (Х-59, Х-59МК, Х-59МК2)
    • 750—1000 км/ч (Х-59МК2 («обновлённая»))
  • Наибольшая дальность пуска, км:

    • 40 (Х-59)
    • 115 (Х-59М, Х-59М2)
    • 200 (Х-59МЕ)
    • 285 (Х-59МК по цели типа «эсминец», «крейсер», Х-59МК2)
    • 290 (Х-59МК2 («обновлённая»))
  • Наименьшая дальность пуска, км:

    • 10-15 (Х-59М)
    • 5-25 (Х-59МК)
  • Высота полёта, м:

    • 15, 50-1100 (Х-59)
    • 7, 50, 100, 200, 600 или 1000 (Х-59М, Х-59М2)
    • 4-7, 10-15 (Х-59МК)
    • 50-300 (Х-59МК2, Х-59МК2 («обновлённая»))
  • Высота пуска, м:

    • 200-5000 (Х-59М)
    • 200-5000 и более (Х-59М2)
    • 200-11000 (Х-59МК, Х-59МК2, Х-59МК2 («обновлённая»))
  • Сектор пуска:

    • 360° (Х-59, Х-59М, Х-59М2)
    • ±45° (Х-59МК, Х-59МК2, Х-59МК2 («обновлённая»))
  • Скорость носителя, км/ч / М: 600—1100 / 0,5-0,9 (Х-59М, Х-59М2, Х-59МК, Х-59МК2, Х-59МК2 («обновлённая»))
  • Носители: Су-24М, Су-17М3/22М4, Су-25, Су-30, Су-34, Су-27СМ, Су-35, Су-57

Ракета Х-59м «Овод-М»

Ракета Х-59м предназначена для поражения малых наземных и надводных целей ( в местах стоянки в прибрежной зоне и портах ) с известными координатами, визуально обнаруженных оператором самолетов с контрастом на фоне местности 0,1…0,3.

Ракета создана в МКБ «Радуга» под руководством Генерального конструктора И.Селезнева.

Изготовитель – Смоленский авиационный завод.

Комплекс впервые демонстрировался на московском аэрокосмическом салоне МАКС-93.

На западе Х-59м получила обозначение AS-18 «Kazoo».

В состав комплекса ракетного оружия «Овод-М» входят:

  • ракета Х-59м;
  • универсальный подвесной контейнер;
  • авиационное катапультное пусковое устройство ;
  • пульт оператора и индикатор цели.

Ракета Х-59м выполнена по аэродинамической схеме «бесхвостка» с Х-образным крылом и и дестабилизатором изменяемой геометрии. В целях повышения живучести ракета скомпонована по отсекам. Органы управления – аэродинамические рули. На ракете установлен малогабаритный турбореактивный двигатель РДК-300, а для старта и разгона ракеты до маршевой скорости используется твердотопливный ускоритель. Для более эффективного поражения площадных целей в ракете может применяться проникающая или кассетная боевые части.

Все агрегаты фюзеляжа ракеты стыкуются на быстроразъемных соединениях. Носовой кок сбрасываемый, выполнен из материала АМГ-6. Грузовой отсек – из материала ВНС-2, обшивка крыла из АМГ-6, лонжероны из ВКЛ-3. Отсеки фюзеляжа имеют внутреннюю теплоизоляцию из материала АТМ9-200, приклеенную к обшивке клеем ВК-9.

Система управления Х-59м – комбинированная, высокоточная телевизионно-командная с радиовысотомером и передачей команд по радиолинии. На начальном этапе по телевизионному изображению, передаваемому с борта ракеты, оператор радиокомандами наводит ее на цель, при подлете к цели включается телевизионная головка самонаведения. Для применения ракеты Х-59м на самолете-носителе необходимо иметь специальный подвесной контейнер типа АПК-8 или АПК-9. Использование контейнера в комплексе ракетного оружия дает возможность применения ракеты Х-59м с различных носителей, в том числе и зарубежных, включая основные тактические истребители типа «Мираж-3», F-15, F-16.

Контейнер для аппаратуры управления полетом ракеты Х-59М состоит из четырех отсеков цилиндрической формы. Носовой и хвостовой обтекатели имеют радиопрозрачные коки и приклепаны к «юбкам», выполненным из материала Д-19. Рамы сделаны из материала ЭИ-654, каркас из ВКЛ-3 и 12Х2НВФА, обшивка из Д-19.

Применение

Тактика применения:

Чеченская война (1994—1996) и (1999—2000)

Ракеты Х-59М использовались в ходе боевых действий в Чечне для уничтожения укрытий и складов боевиков в горах. Климат Северного Кавказа наложил серьёзные ограничения на применение высокоточного оружия — плохие метеоусловия, туман и слабая видимость приводили к срыву наведения в лесистых горах и заснеженных ущельях. Например, за весь декабрь 1994 года в Чечне было всего 2 дня с ясной погодой, когда было возможно использовать все возможности высокоточного оружия. От применения ракет Х-59 отказались после четырёх пусков.

Примечания и ссылки

  1. ↑ and (en) Департамент ВВС Рособоронэкспорта и Служба СМИ и PR, Госкорпорация Рособоронэкспорт» , с.  124.
  2. ↑ и (in) (по состоянию на 22 декабря 2008 г. ) .
  3. ↑ и (ru) , авиационное оружие Джейн ,3 декабря 2010 г.(по состоянию на 28 апреля 2011 г. ) .
  4. ↑ и (ru) ,24 октября 2007 г.(по состоянию на 3 февраля 2009 г. ) .
  5. ↑ и (ru) , системы стратегического оружия Джейн ,9 сентября 2008 г.(по состоянию на 3 февраля 2009 г. ) .
  6. (in) , сайт НПО «Сатурн» (по состоянию на 16 сентября 2013 г. ) .
  7. (in) Вирджил Вибе и Титус Пичи, , Отчет Центрального комитета меннонитов о производстве и применении глобальных кластерных бомб , Центральный комитет меннонитов,2000 г.(просмотрено 28 апреля 2011 г. )  :«  Также известный как Х-59М Овод-М, AS-18 является модернизированной версией AS-13 Kingbolt Боеголовка может быть либо фугасной взрывчаткой массой 705 фунтов, либо 617 фунтов. кассетные суббоеприпасы.  “.
  8. (in) ,2011 г..

Ссылки

  • Управляемые авиационные ракеты «воздух-поверхность» ГосМКБ «Радуга». информация на официальном сайте ГосМКБ «Радуга».
  • Х-59. Уголок неба. Авиационная энциклопедия (2004). Дата обращения: 10 октября 2009.
  • Х-59М. Уголок неба. Авиационная энциклопедия (2004). Дата обращения: 10 октября 2009.
  • Х-59МЭ. Уголок неба. Авиационная энциклопедия (2004). Дата обращения: 10 октября 2009.
  • Управляемая тактическая ракета средней дальности Х-59 «Овод» Информационная система «ракетная техника»
  • Ракета Х-59м «Овод-М» Информационная система «ракетная техника»
  • Х-59 «Овод» Современная авиация России
  • Ракета «воздух-поверхность» Х-59 (недоступная ссылка) airbase.ru[неавторитетный источник?]
  • Тактические управляемые ракеты «воздух-земля» сайт Военный паритет
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий