definition – Х-38

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

Х-38

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

Х-38
Основные характеристики
Тип:ракета «воздух-поверхность»
Наведение:Инерциальное + ГСН (ГЛОНАСС / Лазерная / Телевизионная / Тепловизионная / Активная радиолокационная)
Разработчик: корпорация «Тактическое ракетное вооружение»
Состояние:Проект
Боевые характеристики
Дальность пуска:от 3 до 40 км
КВО: ?
Максимальная скорость:2,2 Маха
Скорости носителя:15 — 450 м/с (54 — 1620 км/ч)
Высоты носителя:200 — 12 000 м
Массо-габаритные размеры
Длина:4,2 м
Диаметр:0,31 м
Стартовая масса:520 кг
Масса боевой части:250 кг
Масса ВВ:в зависимости от типа боевой части
Тип двигателя:двухрежимный РДТТ
Совместимость
Катапультные устройства:АКУ или АПУ
Доступные носители: Су-35, МиГ-35, ПАК ФА, возможно применение с других типов самолётов и вертолётов

Х-38  — перспективная российская высокоточная авиационная ракета класса «воздух-поверхность» малого радиуса действия. Предназначена для уничтожения широкого круга целей: бронетехники, надводных кораблей и подводных лодок в надводном положении, а так же других, как укреплённых, так и легкоуязвимых, одиночных и групповых целей.

Разрабатывается корпорацией «Тактическое ракетное вооружение».

Предназначена для вооружения перспективных российских авиационных комплексов 5-го поколения, а так же некоторых самолётов 4 поколения.

Конструкция

Эскиз ракеты Х-38

Особенностью конструкции ракеты является то, что в зависимости от условий на театре военных действий для поражения различных типов целей ракета может оснащаться не только различными головками самонаведения, но и различными боевыми частями, что существенно расширяет круг возможных для поражения целей.

В случае запуска с вертолётов в задней части ракеты размещаются ракетные ускорители, обеспечивающие начальную скорость.

Для снижения ограничений по движению носителя в ракете применён очень широкий угол по пеленгу цели ±80° в горизонтальной плоскости, возможно с нашлемным целеуказанием.

По сравнению с ракетами семейств Х-25 и Х-29 у Х-38 существенно увеличены назначенные ресурсы по взлётам/посадкам, налёту под носителем, наработке аппаратуры на отказ, срок службы ракеты увеличен до 10 лет

Модификации

Ракеты семейства Х-38 являются модульными. В зависимости от предполагаемого типа цели на ракету могут быть установлены различные боевые части и головки самонаведения.

Наведение всех модификаций является комбинированным — на маршевом участке ракета управляется инерциальным способом, а на конечном участке траектории переходит на самонаведение.

  • Х-38МЛЭ — модификация ракеты с лазерной ГСН
  • Х-38МКЭ — модификация ракеты со спутниковой навигацией ГЛОНАСС
  • Х-38МТЭ — модификация ракеты с тепловизионной ГСН
  • Х-38МАЭ — модификация ракеты с активной радилокационной ГСН

В зависимости от задачи на ракете могут применять различные боевые части:

  • На ракетах модификаций Х-38МАЭ, Х-38МЛЭ и Х-38МТЭ могут устанавливаться:
    • осколочно-фугасные или
    • проникающие боевые части
  • На ракетах модификаций Х-38МКЭ устанавливаются

Х-38 на поддвигательном пилоне истребителя Су-35С. МАКС-2009

Х-38 со сложенным крылом. МАКС-2009

ОАО “Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение” Ракета Х-38МЭ (рус.). — Описание ракет семейства Х-38. Проверено 6 мая 2009.

Примечания

  1. Первое боевое применение авиабомб
  2. Чечик Д. Л. Вооружение летательных аппаратов. — М.: Издательство МАИ, 2002. — С. 33-50. — 164 с. — 500 экз. — ISBN 7-7035-1261-1.
  3. С небес — в преисподнюю: Удар // Популярная механика, 19 марта 2012
  4. CNews: «Мать всех Бомб» станет ширмой для ядерного удара? Архивировано 22 декабря 2007 года.
  5. США впервые сбросили самую мощную неядерную авиабомбу: топ-6 фактов о «матери всех бомб»
  6. фото
  7. На полигонах мира // Зарубежное военное обозрение. — 2012. — № 11. — 4-я стр. обложки.
  8. 12 Сверхмалые бомбы: оружие для легких БПЛА
  9. 12 Первые атомные бомбы — Little Boy и Fat Man
  10. 12 ВОЕННЫЙ ПАРИТЕТ. ЯДЕРНЫЕ АВИАБОМБЫ.
  11. Видео испытаний

Папа всех бомб: самое мощное термобарическое оружие

Надо сказать, что термобарическое оружие бывает самых разных размеров и мощности. В частности, существует индивидуальное оружие, выполненное в виде гранат и ручных ракетных установок. Но также есть и мощные авиационные бомбы, которые обладают колоссальной мощностью, и являются самым мощным в мире оружием после ЯО.

Самое мощное термобарическое оружие в мире — Папа всех бомб

Самое мощное на сегодняшний день термобарическое оружие — “Папа всех бомб”. Это авиационная российская бомба, которая создана в ответ на американскую фугасную авиационную бомбу “Мать всех бомб” весом 9800 кг. Взрыв этого вакуумного боеприпаса эквивалентен взрыву обычной 44-тонной бомбы. Это оружие может быть использовано для уничтожения бункеров и подземных тоннелей.

Конструкция

Эскиз ракеты Х-38

Особенностью конструкции ракеты является то, что в зависимости от условий на театре военных действий для поражения различных типов целей ракета может оснащаться не только различными головками самонаведения, но и различными боевыми частями, что существенно расширяет круг возможных для поражения целей.

В случае запуска с вертолётов в задней части ракеты размещаются ракетные ускорители, обеспечивающие начальную скорость.

Для снижения ограничений по движению носителя в ракете применён очень широкий угол по пеленгу цели ±80° в горизонтальной плоскости, возможно с нашлемным целеуказанием.

По сравнению с ракетами семейств Х-25 и Х-29 у Х-38 существенно увеличены назначенные ресурсы по взлётам/посадкам, налёту под носителем, наработке аппаратуры на отказ, срок службы ракеты увеличен до 10 лет

Самонаводящиеся ракеты

В 1962 году в серийное производство поступили первые самонаводящиеся ракеты Р-3С. Головки самонаведения реагировали на источник теплового излучения, которым, как правило, выступало реактивное сопло мотора вражеского самолета. Система была пригодна для маневренного воздушного сражения, но в случае резкого маневра цели в сторону ракеты, атака срывалась или заканчивалась промахом. В среднем воздушном бою из десяти пусков ракеты цели достигали не более двух. Самонаводящиеся ракеты могли атаковать только заднюю полусферу самолета противника и только в нормальных погодных условиях. Пуск под нулевым ракурсом мог привести к преждевременной активации дистанционного взрывателя. Причина тому – попадание ракеты в струю раскаленных газов реактивного мотора вражеского самолета.

У первых управляемых ракет оборудование для наведения и самонаведения оснащалось аналоговыми средствами обработки информации и имело жесткую логику работы. Когда тепловая головка самонаведения устойчиво захватывала цель, летчик мог это понять по характерному звуку, доносящемуся из наушников его шлемофона. Под уменьшением ошибки прицеливания звук усиливался.

Проверка боем

Боевое крещение ракеты Х-25МЛ прошли в Афганистане, когда были применены против высокозащищенных, в основном, скальных укрытий. Вести огонь из танков и БТР по таким целям было малоэффективно, а применение НУР с вертолетов наносило минимальный ущерб. 

Первыми ракеты Х-25МЛ получили штурмовики Су-25. Фактически работа Х-25МЛ походила на снайперскую: наши летчики с дальности 4-5 км в режиме пологого пикирования точно «укладывали» ракеты во все ДОТы и пещеры со складами оружия моджахедов. Всего в Афганистане было зафиксировано 129 пусков ракет Х-25МЛ. 

mil.ru
Подвеска ракеты Х-25М на самолет ВКС в Сирии.

В настоящее время ракеты Х-25М используют не только российские ВКС, но и сирийские ВВС для ударов по объектам террористов из радикальных группировок. 

Модификации

Ракеты семейства Х-38 являются модульными. В зависимости от предполагаемого типа цели на ракету могут быть установлены различные боевые части и головки самонаведения.

Наведение всех модификаций является комбинированным — на маршевом участке ракета управляется инерциальным способом, а на конечном участке траектории переходит на самонаведение.

  • Х-38МЛЭ — модификация ракеты с лазерной ГСН
  • Х-38МКЭ — модификация ракеты со спутниковой навигацией ГЛОНАСС
  • Х-38МТЭ — модификация ракеты с тепловизионной ГСН
  • Х-38МАЭ — модификация ракеты с активной радилокационной ГСН

В зависимости от задачи на ракете могут применять различные боевые части:

  • На ракетах модификаций Х-38МАЭ, Х-38МЛЭ и Х-38МТЭ могут устанавливаться:
    • осколочно-фугасные или
    • проникающие боевые части
  • На ракетах модификаций Х-38МКЭ устанавливаются

Х-38 на поддвигательном пилоне истребителя Су-35С. МАКС-2009

Х-38 со сложенным крылом. МАКС-2009

Управляемые ракеты «воздух-воздух»

На начальных этапах конструирования управляемых ракет был разработан и протестирован метод наведения обнаружения и прицеливания по радиолучу БРЛС (бортовой радиолокационный станции), действующей в режиме сопровождения в равносигнальной зоне. Главным достоинством метода стал тот факт, что он не зависел от погодных условий. Визуальная видимость цели не требовалась, поэтому пуск можно было осуществить даже в облаках. Недостатки у метода тоже были. Во-первых, радиолокационная станция могла перехватить заднюю полусферу вражеского самолета только в том случае, если он не маневрирует, или маневрирует, но слабо. Во-вторых, после пуска ракеты летчик не мог вывести истребитель из атаки, ему необходимо было сопроводить цель с минимальными угловыми погрешностями вплоть до попадания в нее ракеты или промаха.

В 1959 году истребительная авиация ВПО получила на вооружение ракету РС-2УС, которая наводилась по описанному методу. Ракеты «воздух-воздух» этой модели легли в основу вооружения перехватчиков МиГ-19 и Су-9, а позже начали устанавливаться и на истребитель МиГ-21ПФ вместе с другим вооружением. Наведение РС-2УС было связано с БРЛС, поэтому действия летчика ограничивал нижний предел работы радиолокационной станции по высоте. При спуске и автосопровождении ракеты летчик должен был проявить высокую точность пилотирования.

Перспективы

В будущем ракета РВВ-АЕ должна получить пассивный режим самонаведения на цель и возможность активной защиты самолета-носителя. Кроме того, двигатель ракеты «воздух-воздух» может стать комбинированным ракетно-прямоточным. Такая модернизация позволит увеличить дальность пуска ракеты, особенно на небольших высотах.

Истребители пятого поколения предполагают размещение ракет «воздух-воздух» во внутренних отсеках. Это положительно сказывается на аэродинамических характеристиках самолета и улучшает его летные возможности в целом. Вместе с тем, данное требование накладывает жесткие ограничения на массу и габариты ракет, а также предполагает замену традиционных пусковых устройств на катапультные.

Перспективные ракеты получат радиолокационные головки самонаведения, который будут использовать допплеровский эффект и эффект вторичной модуляции. Таким образом повысится «избирательность» ракеты при атаке группы самолетов противника. Особым направление в развитии радиолокационных головок самонаведения станет их способность к использованию эффекта вторичной модуляции от несущего винта вертолета. Разумеется, авиационные ракеты «воздух-воздух» будут развиваться параллельно с БРЛС истребителей.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что основными тенденциями в развитии рассматриваемых ракет будут:

  1. Увеличение дальности пуска. Достигается при помощи совершенствования ракетных моторов и головок самонаведения.
  2. Повышение точности наведения на цель вплоть до идентификации ее отдельных частей.
  3. Усовершенствования боевых характеристик. Достигается в основном с помощью оптимизации зоны действия поражающих факторов.
  4. Повышение маневренности.
  5. Расширение диапазона задач, выполняемых самонаводящимися головками.
  6. Повышение помехозащищенности головок.

Модификации Як-38

Название моделиКраткие характеристики, отличия.
Як-36М (изделие ВМ)Экспериментальный штурмовик ВВП, дальнейшее развитие идей, заложенных в Як-36. Построено четыре самолета, оснащенных катапультными креслами спроектированными в ОКБ Яковлева.
Як-36М-ОС единым подъемно-маршевым двигателем.
Як-36ПВариант Як-36М с бортовой РЛС.
Як-38 (изделие ВМ, изделие 86)Обозначение серийных штурмовиков Як-36М.
Як-38-80Проект развития Як-38, техническое предложение по которому было представлено ОКБ в 1980 году. Подробности проекта неизвестны.
Як-38ИМногоцелевой истребитель ВВП.
Як-38М (изделие ВММ, изделие 82)Модернизированная версия штурмовика Як-38, производилась серийно.
Як-38У (изделие ВМУ, изделие 76)Двухместный учебно-тренировочный СВВП на базе Як-38 предназначен для обучения и тренировок летчиков самолетов Як38.
Як-39Проект многоцелевого СВВП, прорабатывавшийся сразу в трех вариантах (истребителя, штурмовика и учебно-тренировочного самолета). Работы прекращены в 1985 году.

Модификации

Х-38МЛЭ на выставке Армия-2022. Хорошо видно укороченное крыло и лазерную ГСН.

Ракеты семейства Х-38 являются модульными. В зависимости от предполагаемого типа цели на ракету могут быть установлены различные боевые части и головки самонаведения.

Наведение всех модификаций является комбинированным — на маршевом участке ракета управляется инерциальным способом, а на конечном участке траектории переходит на самонаведение.

  • Х-38МЛЭ — модификация ракеты с лазерной ГСН
  • Х-38МКЭ — модификация ракеты со спутниковой навигацией ГЛОНАСС
  • Х-38МТЭ — модификация ракеты с тепловизионной ГСН
  • Х-38МАЭ — модификация ракеты с активной радилокационной ГСН

В зависимости от задачи на ракете могут применяться различные боевые части:

  • На ракетах модификаций Х-38МАЭ, Х-38МЛЭ и Х-38МТЭ могут устанавливаться:
    • осколочно-фугасные или
    • проникающие боевые части
  • На ракетах модификаций Х-38МКЭ устанавливаются

Х-38 на поддвигательном пилоне истребителя Су-35С. МАКС-2009

Х-38 со сложенным крылом. МАКС-2009

«Самые-самые» среди авиабомб

Авиабомбы обычного снаряжения

Grand Slam

  • ПТАБ-2,5-1,5 — самая массовая авиационная бомба СССР в годы Великой Отечественной войны.
  • ФАБ-100 — основная авиационная бомба СССР в годы Великой Отечественной войны.
  • ОФАБ-250-270 — самая массовая авиационная бомба в военной авиации современной России.
  • ФАБ-5000НГ (НГ — от Нисон Гельперин, главный конструктор бомбы; нештатное дополнение к индексу ФАБ-5000 было принято по личному указанию И. В. Сталина)— наиболее мощная и тяжёлая авиационная бомба СССР периода Великой Отечественной войны.
  • ФАБ-9000М-54 — наиболее тяжёлая (вместе с бронебойной БрАБ-9000) и мощная неядерная авиационная бомба в СССР.
  • Grand Slam («Большой хлопо́к») — наиболее мощная (из неядерных) и тяжёлая (9979 кг) авиационная бомба Второй Мировой войны.
  • GBU-43/B Massive Ordnance Air Blast (MOAB) — «Массивный боеприпас ударной волны», распространённый бэкроним: Mother Of All Bombs — «Мать всех бомб»; является самой мощной неядерной авиационной бомбой в мире (масса взрывчатого вещества — 8480 кг), доведенной до поступления на вооружение. Также являлась самой тяжёлой (9500 кг) управляемой авиационной бомбой в мире до поступления на вооружение GBU-57 и остается самой мощной из таких бомб. Впервые применена в боевых условиях 13 апреля 2017 года.
  • GBU-57 Massive Ordnance Penetrator (MOP) — «Массивный боеприпас-взламыватель» — самая тяжелая (13609 кг) неядерная авиационная бомба в истории, доведенная до принятия на вооружение (первая партия из 20-ти бомб поставлена Воздушным Силам Соединенных Штатов в ноябре 2011 г.). Также самая тяжёлая управляемая авиационная бомба в мире.
  • T-12 Cloudmaker («Создающий облака») — самая тяжёлая (калибр — 43 600 фунтов или 19 777 кг) неядерная (фугасная) авиационная бомба в истории. Её корпус был использован для изготовления «урановой сверхбомбы» Mk.18 и термоядерной авиабомбы Mk.17.
  • ОДАБ-9000[источник не указан 3642 дня ] («Кузькин отец», «Папа всех бомб») — объёмно-детонирующая авиационная бомба повышенной мощности. Считается наиболее мощным неядерным боеприпасом в мире (44000 кг тротилового эквивалента).
  • ХБ-2000 — самая тяжёлая химическая авиационная бомба в истории.
  • GBU-44/B Viper Strike («Удар Гадюки») — самая маленькая (19 кг) серийная управляемая авиационная бомба в мире.
  • Small Tactical Munition (STM) Pyros («Поджигатель»)— самая маленькая (6,13 кг) управляемая авиационная бомба, доведённая до готовности к поставке.
  • Shadow Hawk («Призрачный Ястреб»)— самая маленькая (5 кг) управляемая авиационная бомба в мире.
  • АО-8м6сч-фс — самая маленькая (6,67 кг) фугасная авиационная бомба в истории.
  • BLU-39 (химическая) — самая маленькая (около 82 граммов) авиационная бомба в истории, доведённая до принятия на вооружение.
  • Bat bomb («Мышиная бомба», зажигательная) — самая маленькая (17 граммов) авиационная бомба в истории (выпускалась опытной серией, на вооружение не поступила). Предполагалось, что носителями этих бомб будут сбрасываемые с самолётов в специальных самораспаковывающихся контейнерах летучие мыши.

Ядерные авиабомбы

  • «Малыш» (англ. Mk.I «Little Boy») — первая ядерная бомба, сброшенная на Японию (Хиросима) 6 августа 1945 (8:15).
  • «Толстяк» (англ. Mk.III «Fat Man») — вторая ядерная бомба, сброшенная на Японию (Нагасаки) 9 августа 1945 г. (11:02).
  • РДС-1 («изделие 501») — первая советская ядерная бомба.
  • Mk.18 («урановая сверхбомба») — самая мощная (500 килотонн) и тяжёлая «классическая» (только на основе реакции ядерного распада) ядерная бомба, доведённая до серийного производства и принятия на вооружение. Аналог термоядерной Mk.17, но в чисто урановом снаряжении.
  • РДС-6с («изделие 6») — первая в мире термоядерная авиационная бомба (и первый в мире термоядерный боеприпас вообще).
  • Mk.17 — самая мощная (15 мегатонн) и тяжёлая (21000 кг) термоядерная бомба, доведённая до серийного производства и принятия на вооружение.
  • АН602 («Царь-бомба», «Кузькина мать», «Иван») — наиболее мощная (58,6 мегатонны) и тяжёлая (масса 26,5 тонн с парашютной системой) бомба в истории человечества.
  • Blue Danube («Голубой Дунай») — первый ядерный боеприпас, принятый на вооружение британскими Королевскими Воздушными Силами.
  • Orange Herald («Оранжевый Вестник») — самый мощный (700 килотонн) испытанный боеприпас, энерговыделение которого обеспечивалось полностью за счёт реакции деления ядер.

Вооружение

Тренировочные полеты Як-38 на крейсере «Киев» вскрыли новые проблемы. Выяснилось, что при утверждении технических характеристик будущего самолеты не были учтены особенности применения самолетов при базировании их на авианесущих крейсерах. Авиабомбы, первоначально заложенные в проект вооружения, не соответствовали требованиям безопасности применения их на кораблях. Для создания из самолета боевой машины требовалось переоснащение самолета вооружением. Необходимо было провести дополнительные испытания.

Конструкторы при тесном сотрудничестве с военными исследовали не один вариант комплекса вооружения, пока не пришли к окончательному. В итоге, оружейный арсенал Як-38 составили:

  • управляемые ракеты различных типов;
  • неуправляемые ракеты двух типов;
  • неуправляемые авиационные реактивные снаряды;
  • авиационные бомбы и бомбовые кассеты различных типов, а также зажигательные баки.

Разрушительная сила

Корректируемая авиабомба с лазерной головкой самонаведения КАБ-250ЛГ-Э для истребителя Су-57, упомянутая в интервью с главой КТРВ, была представлена на авиасалоне МАКС-2019. Она предназначена для уничтожения легкоуязвимой военной техники, железнодорожных узлов, складов, живой силы. Боеприпасы применяются одиночно и залпом с самолётов фронтовой авиации.

Масса бомбы составляет 256 кг, длина — 3,2 м, диаметр — 0,25 м, вес осколочно-фугасной боевой части — 165 кг. Точность боеприпаса в два раза превосходит более тяжёлые корректируемые аналоги. Применение КАБ-250ЛГ требует снижения до высоты 1—10 км.

Следом по мощности идут бомбы КАБ-500КР с телевизионной системой наведения и КАБ 500С-Э, оснащённые спутниковой системой наведения. Их масса превышает 500 кг, а применяться они могут на самолётах фронтовой авиации типа Су-27, Су-30, Су-34, Су-24М, МиГ-29.

  • Корректируемая авиационная бомба КАБ-250ЛГ-Э

Для поражения неподвижных наземных и надводных целей, таких как железнодорожные и шоссейные мосты, военно-промышленные объекты, склады боеприпасов, корабли и транспортные суда, предназначены бомбы КАБ-1500ЛГ-Ф-Э массой около 1,5 т.

Борис Обносов также упомянул о завершении испытаний новых управляемых бомб УПАБ калибра 500 и 1500 кг. Они также были представлены публике на авиасалоне МАКС-2019 в Жуковском.

УПАБ-1500Б предназначена для поражения укреплённых наземных и надводных объектов. Масса боеприпаса составляет 1525 кг, длина — 5 м, диаметр — 0,4 м, вес боевой части — 1010 кг. Бомба может сбрасываться с высоты до 15 км и преодолевать расстояние до цели 50 км. Отклонение от поражаемого объекта не превышает 10 м.

Также по теме

«Весомое преимущество»: российская армия получила первые комплексы артиллерийской разведки «Пенициллин»

Первая партия новейших комплексов артиллерийской разведки АЗТК 1Б75 «Пенициллин» поступила на вооружение российской армии. Об этом…

УПАБ-500Б представляет собой уменьшенную версию, которая используется для уничтожения вооружения и военной техники противника, а также объектов армейской инфраструктуры. Масса боеприпаса — 505 кг, длина — 2,8 м, диаметр — 0,35 м, вес боевой части — 390 кг.

Бомба может сбрасываться с высоты до 14 км. Максимальная дальность применения УПАБ-500Б — 40 км, отклонение от цели — не более 10 м. Полёт боеприпаса корректируется с помощью крыльев в средней части корпуса и хвостовых рёбер.

Стоит отметить, что в России разрабатываются управляемые и корректируемые бомбы не только для самолётов фронтовой авиации, но и уменьшенные варианты для применения на БПЛА. Например, в календаре на 2021 год Минобороны продемонстрировало разведывательно-ударный БПЛА «Орион» с корректируемыми авиабомбами КАБ-20 массой 21 кг. Боеприпасы снаряжены осколочно-фугасной боевой частью, спутниковыми или лазерными системами наведения. Они способны уничтожать пехоту и легкобронированную технику.

На международном военно-техническом форуме «Армия-2020» «Орион» был представлен с управляемой планирующей авиационной бомбой УПАБ-50 и корректируемой малогабаритной бомбой КАБ-50.

Номенклатура средств доставки для новых корректируемых бомб относительно широкая, отметил Юрий Кнутов в беседе с RT.

Как отметил в комментарии RT военный эксперт Алексей Леонков, планирующие боеприпасы, в отличие от авиационных бомб свободного падения, преодолевают большее расстояние до цели.

«Такого рода боеприпасы оснащаются специальными системами управления, а также системами, которые корректируют наведение на цель, благодаря чему полёт к цели может выполняться как под управлением оператора, так и самостоятельно, если координаты цели известны. Подобные боеприпасы используются в тех фазах боевого конфликта, где, например, присутствует мощная организация систем противовоздушной обороны. Благодаря им летательные аппараты и пилоты остаются целыми и невредимыми, поскольку для сбрасывания не требуется входить в воздушное пространство противника», — подчеркнул эксперт.

При этом обычные боеприпасы свободного падения не будут списывать со счетов, так как планирующие всё же дороже в производстве, добавил Алексей Леонков.

«Это дополнительный вид вооружения, который расширит арсенал истребителей-бомбардировщиков и бомбардировщиков», — заключил эксперт.

Возросшие требования

К концу 90-х стало очевидно, что в дальнейшем полуактивные РЛ головки перестанут удовлетворять все требования, предъявленные к системам управления ракетами. Нужна была активная радиолокационная головка более сложной конструкции.

Разработка новых ракет осложнялась использованием процессоров для быстрой цифровой обработки сигналов высокой помехозащищенности. Для летчика такая ракета была пределом мечтаний, ведь она воплощала принцип «Пустил и забыл».

На сегодняшний день в России продолжаются работы над созданием нового поколения ракет и радиолокационных самонаводящихся головок, имеющих в своем составе систему цифровой обработки сигнала в широком диапазоне частот и обладающих минимальной длиной аналоговой части тракта, а также многофункциональными высокопроизводительными процессорами. Радиолокационные головки, обладающие такими параметрами, смогут обнаруживать и сопровождать цель по дальности и скорости, осуществлять параллельный анализ, работать в режиме «без целеуказания по скорости», а также реализовать алгоритмы помехозащищенности.

Подвеска авиационных бомб

Первоначально авиационные боеприпасы брались пилотом или другими членами экипажа в кабину, и просто руками выбрасывались при полёте над целью. В дальнейшем стали применяться различные дистанционные устройства подвески бомб на держатели, их приведения в активное состояние перед сбросом и непосредственно сам сброс.

При расположении боеприпасов внутри фюзеляжа (это называется «внутренняя подвеска») конструктивно предусматриваются специальные отсеки вооружения (грузовые отсеки), закрываемые в полёте створками. Внутри такого отсека, как правило, находятся кассетные бомбовые держатели (КД), представляющие собой раму с направляющими, электрозамками, механизмами подъёма грузов, цепями блокирования и сброса, и т. д. На каждую кассету может подвешиваться несколько авиабомб в ряд. Также достаточно широко применяются различные контейнеры, которые снаряжаются боеприпасами на земле специально обученными людьми и поднимаются в грузоотсек уже полностью готовыми к применению. В грузоотсеке могут находиться и другие виды держателей и различных устройств для перевозки и применения различных грузов — балочные держатели, катапультные устройства и др.

При расположении боеприпасов снаружи на конструкции самолёта («внешняя подвеска») часто применяются универсальные многозамковые балочные держатели (МБД). Например, конструкция балочного держателя МБД3-У9 позволяет подвесить на него до девяти бомб калибра 250 кг группами по три штуки. Также специализированные балочные держатели применяются для подвески ракетного оружия.

Процесс подвески авиабомб и грузов часто механизирован. Широко применяются лебёдки с ручным или электрическим приводом — в последнем случае для централизованного управления стандартными электролебёдками Бл-56 используется мобильный пульт управления на базе тележки ТСУЛ-56.

Необходимо отметить, что чем больше летательный аппарат, тем более гибко и универсально его боевое применение, допускающее множество комбинаций (вариантов загрузки) различными типами авиационных средств поражения (АСП). В отечественной авиации имеются машины, в которых предусмотрено до 300 различных вариантов загрузки, в зависимости от особенностей каждой конкретной задачи.

  • Бомбовый отсек
  • Узел подвески вооружения

Конструкция

Эскиз ракеты Х-38

Особенностью конструкции ракеты является то, что в зависимости от условий на театре военных действий для поражения различных типов целей ракета может оснащаться не только различными головками самонаведения, но и различными боевыми частями, что существенно расширяет круг возможных для поражения целей.

В случае запуска с вертолётов в кормовой части ракеты устанавливаются стартовые ускорители, обеспечивающие достижение необходимой начальной скорости.

Для снижения ограничений по движению носителя в ракете применён очень широкий угол по пеленгу цели ±80° в горизонтальной плоскости, возможно с нашлемным целеуказанием.

По сравнению с ракетами семейств Х-25 и Х-29 у Х-38 существенно увеличены назначенные ресурсы по взлётам/посадкам, налёту под носителем, наработке аппаратуры на отказ, срок службы ракеты увеличен до 10 лет

В 2015 году корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» на базе ракеты Х-38 были разработаны «ракето-бомбы» «Гром-1» и «Гром-2» (экспортные варианты — «Гром-Э1» и «Гром-Э2»).
«Гром-1» — управляемая ракета с мощной боевой частью, общей массой 520 кг.
«Гром-2» — планирующая бомба, у которой на месте двигателя располагается еще одна боевая часть весом 165 килограммов при общем весе 598 килограммов.

Трудности

Вместе с тем есть факторы, которые препятствует быстрому решению указанных задач. Речь идет главным образом о необходимости минимизации массы, габаритов и стоимости ракет.

Требования к ракетам со стороны летчиков не ограничиваются принципом «Пустил и забыл». Летчикам хотелось бы, чтобы требования ракеты к условиям пуска были минимизированы. Нашлемная система целеуказания эффективно справляется с задачей в ближнем воздушном бою, однако совершенно не годится для дальнего ракетного боя, который становится все более перспективным направлением развития авиации ВКО.

Экипажи нуждаются в «умных» ракетах, но и для высокотехнологичных ракет нужны квалифицированные специалисты. Бытует мнение, что шестое поколение истребителей может стать беспилотным. Эта перспектива вполне реальная, учитывая стремительное развитие концепции «бесконтактных войн». Как бы там ни было, постепенное и – что самое главное – постоянное наращивание тактико-боевых характеристик ракет класса «воздух-воздух» приводит к получению ими качественно нового места в вооруженном конфликте и повышению роли истребительной авиации в ВКО в целом.

Основные характеристики авиабомб

  • Калибр — номинальная масса авиабомбы с установленными геометрическими размерами, выраженная в килограммах или фунтах (в России и СССР до начала 1930-х гг. — в пудах). Для авиабомб СССР и России калибр указывается в условном обозначении бомбы после наименования типа.
  • Коэффициент наполнения — отношение массы снаряжения (взрывчатого вещества) к полной массе бомбы. Он изменяется в интервале от 0,058 (БрАБ-200ДС) — 0,069 (АО-10сч обр. 1940 г.) до 0,83 (GBU-43/B). Наибольший коэффициент наполнения у фугасных бомб поверхностного взрыва, наименьший — у реактивных (с ракетным ускорителем) бронебойных и осколочных.
  • Аэродинамические характеристики авиабомбы, определяются её баллистическим коэффициентом. В СССР и России эталонной характеристикой определяющей этот коэффициент, принято значениехарактеристического времени падения авиабомбы — время падения авиабомбы, сброшенной в горизонтальном полёте носителя на скорости 40 м/с и высоте 2000 метров.
  • Показатели эффективности поражения авиабомб: Частные — определяющие конкретный характер ущерба для цели: радиус и глубина воронки взрыва, толщина пробиваемой бомбой брони, радиус осколочного поражения, площадь зоны поражения для фугасных бомб и др.
  • Обобщённые — определяющие необходимое количество попаданий в цель для его уничтожения или вывода из строя на заданное время, приведённую площадь поражения и т. д.

Эксплуатационные характеристики — диапазон условий применения авиабомб: минимальные и максимальные значения скорости, высоты, угла пикирования и времени полёта; условия хранения, транспортировки, объём подготовки к боевому применению и т. д.

Первоначальные трудности применения

Первые крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ) были разработаны под самолеты дальней бомбардировочной авиации. В отечественную фронтовую авиацию они пришли позже, чем в странах НАТО и стали приниматься на вооружение в конце 60-х годов ХХ века. Тогда в ВВС СССР было мнение, что истребители при полетах на сверхзвуковых скоростях не должны заниматься уничтожением малоразмерных объектов, ведь применение КРВБ влияло на маневренность самолета. 

Действительно, из-за особенности наведения на цель по радиокомандному способу крылатые ракеты доставляли летчику-истребителю двойную работу. Необходимо было и наводить ракету и управлять самолетом. В дальней авиации функция наведения ракет и управление самолетом были распределены между членами экипажа.

Сомнения были опровергнуты опытом применения КРВБ авиацией США во время войны во Вьетнаме. Речь идет о боевой операции по уничтожению железнодорожного моста Тань Хоа под Ханоем. Этот 165-метровый мост авиация США пыталась уничтожить много раз с помощью стандартных бомбардировок. При этом было потеряно больше десятка самолетов. Лишь в мае 1972 года при налете звена F-4D, оснащенных управляемыми крылатыми ракетами AGM-12 Bullpup» мост был разрушен, причем, хватило одной атаки.

af.mil
Истребители США F-4D, оснащенные управляемыми крылатыми ракетами AGM-12 и уничтоженный мост под Ханоем.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий