Боевое применение БТР M113
Самым ярким примером боевого применения может послужить Вьетнамская война. В 1961 году США были вовлечены в нее, и было принято решение обеспечить Южный Вьетнам (у которого в наличии была только техника довоенных времен) более современным оборудованием. Весной туда уже переправлены 32 единицы М113. Это позволило укомплектовать их в 2 роты морпехоты. В 1962 году они принимали участие в перестрелках рядом Дельтой, которые несли фронтовой характер. М113 продемонстрировал невероятную изворотливость, в момент, когда нужно было идти через малопроходные рисовые поля. В сражении бронетранспортер так же эффективно вел боевые действия.
Бронетранспортеры рассматривались только в качестве средства переброски солдат на поле сражения, где далее они шли пешком. Такое использование машин во Вьетнаме стало невозможным. Рота резко теряла ловкость, солдаты не могли вовремя среагировать. Именно поэтому стандартной тактикой стало ведение боя не спешившись, когда командир из люка и пулемета занимался поражением удаленных и танкоопасных целей. Солдаты же в свою очередь стреляли из своего личного оружия.
Первый удачный бой позволил направить дополнительные единицы в Южный Вьетнам, а начиная с 1965 года, туда начали стекаться американские войска. Морпехота располагала больше всего бронетранспортеров, но другой модели. Армия могла провезти для себя только один эскадрон М113, поэтому на их использование были наложены многочисленные правила.
Помимо США и Южного Вьетнама М113 также использовались армиями Австралии и Новой Зеландии, которые были их союзниками. Австралийские войска в основном вели сражения в прибрежных зонах, но в их распоряжении были также полевые версии М113. Данный вид транспорта использовался в меньшем объеме армиями Таиланда, Южной Кореи и Филиппин, но последние использовали их только для патрулирования.
Самое масштабное сражение с участием М113 произошел у Лох Нинха в 1972 году. На выручку осажденному городку были направлены несколько БТР М113. Когда до города оставалось каких-то шесть километров, они нарвались на засаду. Практически все машины были уничтожены северо вьетнамскими танками. Потери составили 32 БТР М133. Они стали последними гусеничными машинами, уничтоженными во время войны.
Развитие стран отражается на тех вещах, которые они производят. В данном случае, военная мощь США определяется объемом производства М113. Эта технология используется более 60 лет! Конечно, она медленно вытесняется более современным оборудованием, но все еще используется в армии. Не каждая страна может похвастаться такими конструкциями. Многие страны со слабо развитой оборонной мощью до сих пор закупают эти машины для пользования. Как-никак, эта машина считается самым массовым бронетранспортером, ведь за все время его существования было изготовлено примерно 85 000 единиц этой техники.
Конструкционные особенности бронетранспортера М113 поражают до сих пор. В сравнении с современным оборудованием М113 достаточно бюджетный вариант для некоторых стран, но в то же время довольно эффективный в своем действии. Модель этого бронетранспортера, включая различные ее модернизации, присутствует более чем в 30 странах в разном количестве. Это говорит о том, что спустя 60 лет с начала своего использования М113 не потерял своей популярности. Теперь ты знаешь немного больше о военных разработках в нашем мире и знаешь, что военная техника это намного интереснее, чем кажется.
Появление
Первые подобные машины появились в годы Первой мировой войны. Летом 1917 года англичане создали Mark IX на базе тяжёлого танка Mark V. Экипаж состоял из 4 человек, помимо этого, внутри помещалось до 30 пехотинцев.
Первым отечественным бронетранспортёром можно считать Д-14, построенный весной 1931 года. Этот гусеничный трактор, защищённый бронёй, был рассчитан на перевозку 25 человек.
В начале осени 1938 года появился советский БА-22 на колёсной базе с задним приводом. Его предполагалось использовать как в роли десантного средства, так и в роли санитарного бронеавтомобиля. Создали всего один образец, который на испытаниях получил замечания, связанные с малой мощностью двигателя, слабой защитой и высоким профилем.
Развитие
В годы Второй мировой войны Германия активно применяла полугусеничные бронетранспортёры SdKfz 250 и SdKfz 251. Они служили настоящими рабочими лошадками, выполняя роль связных, штабных и санитарных машин. Транспортировка раненных солдат, буксирование различного вооружения непрерывно осуществлялись с помощью этих машин на всех фронтах на протяжении всей войны.
Стоит упомянуть Universal Carrier из Великобритании. Эта гусеничная машина поставлялась союзникам и была произведена в количестве более 90000 единиц.
В послевоенное время началось бурное развитие подобной техники в СССР и странах НАТО, но представления о необходимых характеристиках различались.
Прежде всего, БТР считается универсальной машиной, транспортирующей десант под защитой брони
Для преодоления водных преград необходима амфибийность, особое внимание ей уделяли США, которые использовали технику для доставки десанта по морю. При этом была необходима достаточная мореходность, а на массу не обращали особого внимания, поскольку, она неизбежно росла вместе с повышением защиты и возможностью установки мощного оружия
В СССР делали ставку на авиатранспортабельность, из-за чего появились жёсткие ограничения по массе и размерам. Масса не должна была превышать 20 тонн, а габариты – размеры стандартной железнодорожной платформы.
Наше время
В новых бронетранспортёрах повышенное внимание уделяется защите экипажа и десанта. Для этого корпуса защищают более толстой бронёй, используются комплексы активной защиты, а днище дополнительно утолщается в передней части для сокращения последствий от подрыва на минах и взрывных устройствах
Ещё во время холодной войны появилась концепция тяжёлых бронетранспортёров, отличающихся повышенной бронезащитой, в ущерб габаритам и массе. Поначалу она не прижилась, поскольку противостоящие страны находились на большом удалении друг от друга и ставка делалась на быструю транспортировку.
Однако, локальные вооружённые конфликты быстро дали понять, что противотанковые средства вроде РПГ не оставляют шансов людям внутри легкобронированной техники. Среди отечественных военнослужащих прижилась расшифровка БМП как «Братская Могила Пехоты», что ясно давало понять об эффективности защиты людей машинами привычной конструкции.
Первым стал Израиль, создавший БТР «Ахзарит» на базе Т-54 и Т-55. Помимо аналогичной танку брони, двигатель разместили спереди, что послужило дополнительной защитой. Позже появился «Намер» на базе «Меркавы», оснащённый комплексом активной защиты.
Американский M1126 Stryker, не являющийся тяжёлым БТР и созданный на колёсной базе, благодаря навесной композитной броне, способен обеспечить защиту от 30 мм пушек в лобовой проекции. Во время боевых действий в Ираке, машина продемонстрировала впечатляющую защиту от пулемётного огня и гранат, выпущенных из РПГ.
В России сегодня используются устаревшие машины на базе советского БТР-80, совершенно не удовлетворяющие современным требованиям защиты. Их броня способна защитить лишь от пуль, а днище неудовлетворительно противостоит подрывам на взрывных устройствах.
F.V. 432 “Троуджен”
Британский бронетранспортёр 1960-х годов. Создан в конце 1950-х годов в рамках разработки семейства боевых машин FV430 на едином шасси, как улучшенная версия раннего семейства FV420. Серийное производство FV432 продолжалось с 1962 по 1971 год, всего было выпущено около 3000 бронетранспортёров этого типа, не считая других машин семейства. Был основным бронетранспортёром Британской Армии в 1960—1970-е годы, с 1980-х годов был в основном заменён более современными машинами, такими как БМП «Уорриор», но некоторое их количество, по состоянию на 2008 год, всё ещё остаётся на вооружении. На экспорт FV432 поставлялся ограниченно, лишь после начала его снятия с вооружения в Великобритании, некоторое количество машин получила Индия.
Модификации
-командно-штабная машина — принята на вооружение в 1964 году. Экипаж — 7 человек, переоборудовано десантное отделение, установлена дополнительная радиостанция.
-самоходное 120-мм безоткатное орудие “Вомбат” — принято на вооружение в 1965 году, боевой вес 15,88 тонн. На крыше машины установлено безоткатное 120-мм орудие L6 “Wombat” (боекомплект — 40 выстрелов).
-F.V.434 — боевая ремонтно-эвакуационная машина, принята на вооружение в 1966 году. Боевой вес 17,74 тонн, экипаж — 4 чел. Первоначально, в качестве вооружения на эти машины устанавливался 7,62-мм пулемёт L4 “Bren” с боекомплектом 1400 шт. патронов (50 магазинов), впоследствии он был заменен на 7,62-мм пулемёт L7 с боекомплектом 1600 патронов.
-самоходный 81-мм миномёт — Боевой вес — 16,3 тонн, экипаж состоит из 4 человек: командира, механика-водителя, наводчика и заряжающего. На полу боевого отделения установлен 81-мм миномёт L1A1 (боекомплект составляет 160 мин).
-транспортёр для перевозки грузов (cargo carrier)
-санитарная машина
-F.V.438 — опытный образец, оснащенный двумя направляющими для пуска ПТУРС “Swingfire” и 7,62-мм пулемётом
-F.V.432 Mk.3 Bulldog — модифицированный вариант с усиленным бронированием, оснащённый новым дизельным двигателем. Первые 500 машин поступили на вооружение в декабре 2006 года.
-Классификация: бронетранспортёр
-Боевая масса, т: 15,1
-Компоновочная схема: отделение управления и моторно-трансмиссионное спереди, десантное сзади
-Экипаж, чел.: 2
-Десант, чел.: 10
-Размеры:
-Длина корпуса, мм: 5250
-Ширина корпуса, мм: 2790
-Высота, мм: 2280
-Клиренс, мм: 405
-Бронирование:
-Тип брони: стальная катаная
-Лоб корпуса, мм/град.: 13
-Борт корпуса, мм/град.: 13
-Корма корпуса, мм/град.: 13
-Вооружение:
-Пулемёты: 7,62-мм L7
-Подвижность:
-Тип двигателя: горизонтально-оппозитный 6-цилиндровый многотопливный дизельный воздушного охлаждения
-Мощность двигателя, л. с.: 240
-Скорость по шоссе, км/ч: 52
-Запас хода по шоссе, км: 480
-Удельная мощность, л. с./т: 15,9
-Тип подвески: индивидуальная торсионная
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,78
-Преодолеваемый подъём, град.: 35
-Преодолеваемая стенка, м: 0,6
-Преодолеваемый ров, м: 2,05
-Преодолеваемый брод, м: 1,05
История создания
Потребность в новом бронетранспортере в США осознали во время перевооружения сухопутных войск на новые образцы боевой техники. После завершения Второй мировой войны в США были приняты на вооружение легкие танки M41 «Уокер Бульдог», средний танк M48 «Паттон III», тяжелый танк M103, состоявший на вооружении Корпуса морской пехоты, а также новые противотанковые самоходки M56 «Скорпион» и другие образцы боевой техники. В этих условиях военные хотели получить и новый бронетранспортер, который можно было бы использовать, как универсальную машину, и который соответствовал бы новым технологическим запросам и своему времени.
К работам над новой машиной приступили в 1950-е годы с выработки тактико-технических требований. В основу будущей машины был заложен принцип «боевого такси» или «боевого автобуса». Планировалось создать бронированное транспортной средство с закрытым корпусом, которое могло бы доставить на поле боя мотострелковое отделение. Спешившись, десантники сразу же должны были вступить в бой с противником. Исходя из определенной концепции, к новому БТР предъявили ряд требований: аэротранспортабельность; возможность преодоления глубоких водных преград; большой запас хода; возможность перевозки пехотного отделения; хорошая защита; высокая проходимость. Отдельно оговаривалась высокая универсальность машины за счет легкости адаптации самонесущего корпуса бронетранспортера под решение тех или иных задач, необходимых военным.
Для проведения испытаний компанией было подготовлено два основных прототипа, в том числе T113 с бронированием из алюминиевых плит. Для производства использовался специальный авиационный алюминий, который по крепости не уступал стали. Было представлено два экземпляра с легким и более тяжелым алюминиевым бронированием. Второй версией был прототип T117, который отличался лишь стальным корпусом. Испытания показали, что T113 с толстой алюминиевой броней при меньшем весе, чем T117, обеспечивает тот же уровень защиты экипажа и десанта, поэтому военные остановили свой выбор именно на этой модели. После проведения доработок в 1960 году улучшенная версия бронетранспортера T113E1 была официально принята на вооружение американской армии под обозначением M113. Первоначально это была боевая машина с бензиновым двигателем, но уже в 1964 году из серийного производства ее вытеснила модель T113E2, принятая на вооружение под обозначением M113A1. На этом БТР был установлен более совершенный дизельный двигатель.
Созданный на рубеже 1960-х годов легкий плавающий гусеничный бронетранспортер (плавающими были только первые модификации), оказался очень удачной машиной, которая могла перевозить экипаж из двух человек и до 11 пехотинцев в полной экипировке. В будущем БТР стал основой для десятков самых разных специализированных боевых машин, а также неоднократно модернизировался. Известно три главных модернизации машины – M113A1, M113A2 и M113A3, последняя из них была проведена в 1987 году.
Транспорт [ править ]
Номенклатура британской армии:
- FV431 Бронированный грузовой перевозчик – изготовлен один прототип, вместо него на роль грузового автомобиля был выбран автомобиль Alvis Stalwart 6×6.
- Бронетранспортер FV432
- FV433 Полевая артиллерия, самоходная установка “Abbot” – 105-мм самоходное орудие, построенное компанией Vickers.
- FV434 «Carrier, техническое обслуживание, полный гусеничный» – REME ТОРО носитель с экипажем из четырех человек и с гидравлическим приводом крана с грузоподъемностью 3050 кг
- Автомобиль связи FV435 Wavell
- FV436 Command and Control – некоторые из них оснащены радаром Green Archer , позже радар Cymbeline
- Автомобиль FV437 Pathfinder – основан на FV432 со встроенной плавучестью и другими водометами – только прототип
- FV438 Swingfire – пусковая установка управляемых ракет
- Автомобиль сигналов FV439 – много вариантов
- FV430 Mk3 Bulldog – модернизированный военный авианосец, начавший службу в Ираке в августе 2007 г.
Внешние ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы, связанные с серией FV430 . |
Сайт с картинками
vтеБританское ББМ о послевоенной эпохе | |||||
---|---|---|---|---|---|
Танки |
| ||||
Бронетранспортеры и БМП |
| ||||
Разведывательные машины |
| ||||
Самоходная артиллерийская установка |
| ||||
Истребители танков |
| ||||
Инженерные бронированные машины |
| ||||
Опытные, опытные и экспортные автомобили |
| ||||
Британские небронированные или небоевые машины |
FV430 Mk3 Bulldog [ править ]
Представленный в декабре 2006 года, Bulldog был разработан для удовлетворения срочных оперативных потребностей в дополнительной бронетехнике для использования в кампаниях по борьбе с повстанцами в Ираке и Афганистане . Он оснащен комплектом реактивной брони , разработанным израильской компанией Rafael, способным поражать боеголовки с полым зарядом , такие как ракеты РПГ-7, используемые повстанцами. Новый двигатель и рулевое управление обеспечивают лучшую мобильность и маневренность. Другие особенности включают кондиционер и пулемет, оснащенный 7,62-мм пулеметом, которым можно управлять изнутри машины. Ожидается, что девятьсот FV430 будут модифицированы таким образом и будут развернуты в Ираке и Афганистане вместе с новым Mastiff PPV и высокомобильным вездеходом Pinzgauer (Vector) , что частично снизит нагрузку на флот Warrior .
Модификации, а также доведение уровня защиты автомобиля до уровня Warrior, придают ему лучшие характеристики на бездорожье и новую максимальную скорость 45 миль в час (72 км / ч).
В период с января по октябрь 2006 года на заводе ABRO в Дорсете компанией BAE Systems Land Systems проводились модификации первых 50 единиц стоимостью 85 миллионов фунтов стерлингов. Тем не менее, они были развернуты для операции Telic в незавершенном состоянии и были доведены до завершения вместе с остальной частью флота Bulldog во время операции Telic 10 на театре военных действий в совместном предприятии BAE Systems Land Systems и 6-го батальона Royal Electrical and Mechanical. Инженеры.