Поиск

В какой гусарский мундир был одет поручик Ржевский

Театр, литература, песни

Спектакли с главным персонажем поручиком Ржевским проходят на сценах театров разных городов России. Первая постановка по пьесе «Давным-давно» увидела свет в канун Великой отечественной войны. В 1941 году Ржевского вывел на сцену Ленинградского театра Алексей Попов – режиссер за эту работу получил Сталинскую премию. До сих пор спектакль с успехом проходит в Центральном Академическом театре Российской армии.

Поручик Ржевский в пьесе «Давным-давно»

В конце 1970-х годов персонаж попал в балет: премьера «Гусарской баллады» Тихона Хренникова состоялась в Мариинском театре. Художественным руководителем выступил Олег Виноградов.

В новом тысячелетии к образу поручика обратились режиссеры Ростовского молодежного театра, презентовав зрителю спектакль «Вперед, гусары!» и Хабаровского музыкального театра, где прошла постановка «Подлинная история поручика Ржевского».

Спектакль «Подлинная история поручика Ржевского»

Главная роль в столичных храмах Мельпомены доставалась блестящим актерам. Образ Ржевского примеряли Владимир Зельдин, Геннадий Гущин, Андрей Богданов и другие. Шурочку Азарову впервые представила публике Мария Бабанова, актрису сменяли Любовь Добржанская, Лариса Голубкина, Татьяна Морозова.

Гусар Ржевский может похвастать литературным багажом, в который вместилось около 20 художественных произведений. Авторы с рвением взялись за перо в начале 2000-х годов. Дмитрий Репин подарил читателям стихотворную работу «Поручик Ржевский. Гусарские стихи», Сергей Ульев написал роман «Поручик Ржевский, или Любовь по-гусарски», Юрий Войтов создал киноповесть «Честь имею, поручик Ржевский!»

Карикатура про поручика Ржевского

Разобраться в биографии персонажа предлагают документальные издания – «Личные воспоминания и все слышанное», выпущенное по мемуарам племянницы героя, княгини Ржевской, и «Поручик Ржевский и другие» под авторством Олега Кондратьева.

Взоры к гусару обращали и художники со скульпторами. В 1979 году Владимир Овчинников порадовал картиной «Поручик Ржевский», а скамейку около химического завода в украинском Павлограде украсила скульптура, приглашающая отдохнуть и заодно сделать фото с героем фильмов и анекдотов.

Поручик Ржевский на скамейке

Кстати, анекдоты – отельная тема в разговоре о поручике. Шквал смешных мини-историй хлынул после выхода картины «Гусарская баллада». Анекдоты в основном вульгарные, нарушают мыслимые рамки приличия. Поручик предстает в них пошляком, не умеющим поддержать разговор, хамом и наивным мужиком, который все воспринимает буквально.

В числе главных персонажей фольклора рядом с Ржевским оказалась Наташа Ростова, хотя ничего общего с поручиком не имеет. Появилась девушка в анекдотах после успеха фильма «Война и мир», снятого Сергеем Бондарчуком. Компанию Ростовой часто составляют и другие герои великого романа, например, Пьер Безухов и Андрей Болконский. Иногда вдруг появляется сам Лев Толстой, а в роли советчика часто выступает Александр Пушкин. Это просто современники Ржевского, которых народ легко «подружил» друг с другом.

Любимый народный персонаж не оставляют в покое до сих пор, о гусаре слагают стихи и песни

Ржевского балуют вниманием даже рэперы. В 2017 году поклонники «титана российской рэп-культуры» Гарри Топора получили в подарок новый альбом «Человек в ежовых рукавицах», один из треков которого посвящен народном у герою

Среди тезок гусара – популярная группа «Поручик Ржевский», дебютировавшая со скандальной песней «Ночь и бал». К созданию коллектива подошли с юмором: поручику подпевают Наташа Ростова и Анка Пулеметчица.

Возможные прототипы[ | код]

В России известен дворянский род Ржевских, происходивший от легендарного князя Рюрика и утративший княжеский титул в конце XIV века. Ржевские, чья фамилия названа по городу Ржеву, упоминаются в летописи 1315 года — они были удельными князьями во Ржеве. Князь Родион Федорович Ржевский был убит в Куликовской битве в 1380 году.

Ржевские жили в девяти российских губерниях: Воронежской, Курской, Тульской, Московской, Орловской, Рязанской, Санкт-Петербургской, Тамбовской, Тверской.
  • В Санкт-Петербурге реально существовал капитан русской Императорской армии Ржевский, от фамилии которого произошло название Ржевской слободы, которой он владел, и района города (тогда пригорода) Ржевка. Данную землю капитан продал морскому ведомству, и там устроили Ржевский артиллерийский полигон. Ныне этот топоним сохранился в названии одноимённой железнодорожной станции, а также располагающегося неподалеку жилого массива «Ржевка-Пороховые».
  • Первым Ржевским, носившим звание поручика, был Юрий Алексеевич, учившийся в начале 18 века в Италии морскому делу по указу Петра Первого, прапрадед А. С. Пушкина, после чего был назначен в чине поручика в Преображенский полк. Его потомок Николай Ржевский, брат А. С. Пушкина в шестом колене, учился вместе с Пушкиным в Царскосельском лицее.
  • В Венёвском уезде Тульской губернии в середине 19 века жил дворянин подпоручик Сергей Семёнович Ржевский, который «безобразничал напропалую, зачастую весьма пошло, и чьи шутки часто шокировали дворянское общество. Рассказы о похождениях «венёвского безобразника» описывались в московской бульварной прессе. В армии он прослужил всего год и три месяца, после чего был выгнан со службы. В Отечественной войне 1812 года не участвовал, поскольку тогда ещё не родился. Об этом говорится в мемуарах его племянницы Надежды Петровны Ржевской (урождённой Волконской), изданных Тульским краеведческим музеем. Из реальных похождений поручика Ржевского, описанных княгиней и попавших в газеты:
  • В Отечественной войне 1812 года участвовали два брата Ржевских, но среди них не было поручика и они не являются прототипами героя.
  • В воспоминаниях гусара подполковника Дениса Давыдова есть участник Отечественной войны подполковник Павел Ржевский, также не являющийся прототипом Дмитрия Ржевского.
  • Волгоградский писатель Юрий Войтов считает, что прототипом Ржевского «мог стать уроженец Царицына Николай Ашинов, который был широко известен в конце XIX века. Ашинов был отчаянным авантюристом и столь же ярым патриотом. Это же надо было додуматься — высадить сто с лишним лет назад на территории нынешнего африканского Сомали казачий десант, основать там „африканское казачество со станицей Московская“ и заявить, что отныне эти земли находятся под юрисдикцией российской короны. Такое мог совершить только истинный… поручик Ржевский.»

Крещение Господне — история праздника

Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление.

Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения — в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.

В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах.

Подробнее здесь

История персонажа

Люди, далекие от истории и литературы, уверены, что поручик Ржевский действительно существовал – настолько удачно бравый гусар вжился в массовое сознание. Поручик Ржевский – уникальное явление в устном народном творчестве.

Рисунок поручика Ржевского и Шуры Азаровой

Появившись на советских экранах, персонаж благополучно перекочевал в фольклор и обрел противоречащие друг другу качества. Герой народных анекдотов хвастлив, но держит обещания, любит танцы, но не переносит высшее общество, пошлый ловелас и патриот до мозга костей. Ржевский поднимает настроение россиянам уже полвека.

Характеристика персонажа[ | код]

Потомственный дворянин. По словам его создателя Александра Гладкова, его характер «весь вышел» из одного стихотворения Дениса Давыдова 1818 года — «Решительный вечер».

В первоисточнике — пьесе — обладает как отрицательными (склонность к выпивке, хвастовство, брань), нейтральными (умение танцевать), так и положительными качествами: храбрость, ловкость, доверчивость, прямодушие, откровенность, умение обращаться с оружием, любовь к Родине, нелюбовь к «свету», надёжность, верность долгу, слову и друзьям..
По пьесе и фильму Ржевский реальным бабником не является (хоть два раза хвастается успехом у женщин), однако именно «сексуальная» тема является основной составляющей в поздних анекдотах, скетчах и фильмах про поручика. Поручик в современном (1960-х — 2010-х годов) русском фольклоре является «брутальным» альфа-самцом, малообразованным ловеласом, от напора которого женщины теряются.

Сыгравший его Юрий Яковлев считал, что «поручик Ржевский стал как бы реальным лицом — о нём есть анекдоты, как о Чапаеве, а недавно в Ржеве даже решили поставить ему памятник».

Таиланд

Глядя на этих красавцев, сложно представить, что в середине позапрошлого столетия тайская гвардия занималась… отпугиванием ворон. Да-да, именно такую службу несли тайские солдаты — разгоняли птиц, а также не в меру громких торговцев, которые тревожили покой монарха. Но эта бесславная страница истории тайской армии быстро оказалась перевернутой, и уже пару десятилетий спустя гвардейцы сопровождали короля во всех поездках.

Форма тайской гвардии впечатляет буйством красок: тут вам и розовый, и голубой, и ярко-желтый. Увидеть это во всей красе можно на параде в честь дня рождения короля. В сети можно встретить версию, будто бы цвет мундира зависит от дня недели, но это не так. Цвета соответствуют роду войск: красный и белый — личные телохранители короля. В желтых и зеленых мундирах на парад выходят гвардейцы артиллерийского батальона. А небесно-голубые мундиры носят гвардейцы военно-воздушной академии Таиланда. Их еще называют «стражами воздуха». Что же касается причудливых высоких головных уборов, то это наследие британцев, но ввиду жаркого климата вместо меха в Таиланде используют перья.

Продакт-плейсмент

  • В городе Ржеве, от названия которого произошла фамилия поручика, на Ржевском пивоваренном заводе (ОАО Ржевпиво) с середины 1990-х годов выпускается пиво «Поручик Ржевский» следующих сортов: светлое, жигулёвское, премиум.
  • В Москве (Ордынский тупик, 4),Санкт-Петербурге (ул. Ломоносова, 6),Киеве (Столичное шоссе, 275) находятся рестораны «Поручик Ржевский», оформленные в стиле 19 века. Названы в честь вымышленного поручика Ржевского. Во Ржеве также имеется одноимённое кафе (ул. Марата, 50).
  • В России в 2000-х годах выпущены портянки «Поручик Ржевский» в подарочной упаковке.

Про гусаров на Руси

Легкие шлемы заменили кованые «со стрелами», защищавшие носы, а кольчуги заменили латами. Они стали уже панцирными гусарами, которые прославились в боях с крымскими татарами и турецкими спагами. Этот вид кавалерии приглянулся Михаилу Федоровичу. Тогда на Руси появились вербованные гусарские шквадроны, в составе которых были немцы и поляки. Во времена Алексея Михайловича в гусарских шквадронах начали появляться и отечественные дворяне.

Во времена Елизаветы Петровны появились грузинские, сербские и македонские гусарские полки. В те времена был сформирован и костюм гусара. Теплые ментики (бывшие мантии), высокая шапка гусара, ботики ниже колен и легендарные ташки — сумки для документации — таков был костюм гусара во второй половине XVIII века. По словам генерала Фермера, гусары обязаны были идти в атаку с присущей им наглостью. Таким образом, впервой зафиксировали психологию в российском гусарстве.

Во времена Екатерины II в гусарских полках в основном были русские солдаты и офицеры. Эту традицию, закрепленную Павлом I, не нарушали до падения самой империи. В гусарских полках часто были люди, которые являлись носителями интеллектуального мышления на элитарном уровне. Хотя, если посмотреть на названия гусарских полков, то с этим можно и не согласиться или только частично.

Воинская служба[править]

Поручик — потомственный военный, племянник бригадира (командующего бригадой) Ржевского.

В классических произведениях (пьесе и фильме) место службы поручика Ржевского прямо не называется. В пьесе А. Гладкова командир партизанского отряда Давыд Васильев говорит, обращаясь к Ржевскому: «Драчливость, брат, твоя вошла в пословицу давно в полку Ахтырском». Данная фраза может означать как то, что Ржевский ранее служил в Ахтырском полку, так и то, что сам подполковник Денис Давыдов, прототип Давыда Васильева, действительно в 1812 году служил в Ахтырском полку.

В фильме «Гусарская баллада» поручик в мундире Мариупольского гусарского полка, а не Лубенского, Сумского либо Павлоградского, как говорится в некоторых источниках — о чём говорит расцветка ташки (темно-синяя, обклад либо приборный цвет жёлтый), в случае же его службы в Лубенском полку ташка синяя, обклад белый. В Мариупольском полку с января 1808 по апрель 1811 года под именем корнета Александра Андреевича Александрова на самом деле служила „кавалерист-девица“ Надежда Андреевна Дурова. Таким образом, служба поручика в фильме в Мариупольском полку не вызывает сомнений.

В фильме Подлинная история поручика Ржевского (2005) отставной поручик также в сине-жёлтом мундире Мариупольского гусарского полка.

В фильме Ржевский против Наполеона (2012) поручик в красной форме Лейб-гвардии Гусарского полка.
Современный автор Дм. Репин в произведении „Поручик Ржевский. Гусарская поэма“ (2002) также указывает местом службы Ржевского Гусарский лейб-гвардии полк (ярко-красные мундиры, в этом полку также служил Д. Давыдов с июля 1806 по февраль 1807 года).

В различных юмористических инсценировках, не имеющих ничего общего с историей, военная форма поручика обычно фантастическая — такая, какая есть в реквизите под рукой. Так, Г. Харламов в передаче „Какие наши годы“ одет в голубой гусарский мундир цвета Гродненского полка с жёлтым обкладом Мариупольского полка. В двух передачах „Городок“ Ржевский в фантастической форме Лейб-гвардии Гусарского полка с красными и белыми панталонами, в третьей — в странной жёлто-блакитной раздельной форме цветов Мариупольского полка, в четвёртой — вообще в гусарской форме цвета хаки.

Другой персонаж пьесы Гладкова, Шура Азарова, использует зелёный мундир Павлоградского гусарского полка (Ржевский говорит, обращаясь к ней: – Мундир на вас я вижу Павлоградский), однако в фильме носит светло-серый мундир Сумского гусарского полка, что, вероятно, послужило причиной причисления самого поручика Ржевского к этому полку; — в Павлограде даже был сооружён ему памятник.

Сам Ржевский в пьесе говорит: – По мне милее голубого нет!, а цвет павлоградского мундира не голубой, а светло-песочно-серый. В Павлоградском полку служил и другой вымышленный персонаж, но уже Льва Толстого — Николай Ростов, брат Наташи Ростовой, которая обычно присутствует в анекдотах про Ржевского вместе с другими персонажами романа «Война и мир», по которому в 1967 году вышел фильм Сергея Бондарчука. Поскольку те и другие персонажи — современники, они переплелись в фольклоре.

В стихотворении Николая Асеева «Синие гусары», в частности, говорится об их участии в «Южном обществе» заговорщиков (—), которое располагалось в Малороссии. Синими гусарами были Мариупольский, в котором по фильму служил Ржевский, и Лубенский гусарские полки, там дислоцировавшиеся.

Единственным гусарским полком Российской Империи, где в 1812 году носили частично голубую военную форму, был отличившийся в Отечественной войне Гродненский гусарский полк, прозванный в русской армии за этот цвет «голубыми гусарами». Основной же цвет обмундирования Лубенского полка — синий, Мариупольского — тёмно-синий. За кампанию 1812 года Гродненский полк получил награду: серебряные трубы с надписью «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года.» Такую же награду получил и Мариупольский полк.

Фольклор[ | код]

Анекдоты о Ржевском появились в СССР после выхода на экран фильма «Гусарская баллада» (1962) и получили широкое распространение к 1980-м годам. Ржевский — один из трёх самых популярных героев анекдотов в СССР/России, пришедших из кинематографа; остальные Чапаев и Штирлиц. Всего известно более четырёхсот «классических» анекдотов на данную тему. Чаще всего в анекдотах, кроме самого поручика Ржевского, действуют его сослуживцы-гусары, Наташа Ростова и корнет Оболенский из XX века.

В Павлоградском гусарском полку, кроме корнета Азарова (Шурочки Азаровой), служил ещё один вымышленный персонаж анекдотов о поручике — только Льва Толстого — Николай Ростов, брат Наташи Ростовой, которая часто присутствует в анекдотах про Ржевского вместе с другими персонажами романа «Война и мир», по которому через 5 лет после «Гусарской баллады» вышел фильм «Война и мир». Те и другие литературные персонажи — современники (1812) и легко переплелись в фольклоре.

Также в анекдотах могут присутствовать реальные и вымышленные современники поручика — А. С. Пушкин, который либо выступает советчиком Ржевского, либо сочиняет стихи, каламбуры и т. д., которые Ржевский перевирает. Встречаются также различные герои романа «Война и мир» — кроме вышеперечисленных, князь Андрей Болконский, Пьер Безухов и даже сам автор Лев Толстой; денщик Ржевского Митька; а также персонажи Гражданской войны в России XX века — его «сослуживцы» из романса М. Звездинского — корнет Оболенский и поручик Голицын.

Имя поручика Ржевского стало нарицательным для обозначения похабщины и так используется в различных русскоязычных СМИ.

Некоторые авторы считают не все анекдоты про поручика непристойными. Пример не похабного анекдота о персонаже Павла Басинского:

Анекдоты о Ржевском писали и рассказывали Геннадий Хазанов, Зиновий Высоковский, Роман Трахтенберг и другие юмористы.

Анекдоты о поручике Ржевском используются как примеры на психологических тренингах и семинарах в энциклопедии маркетинга.

В России и СНГ с конца 1980-х годов было издано множество сборников анекдотов о поручике Ржевском (в издательствах «Лана», «Эксмо-пресс» и др.) В гораздо бо́льшем количестве сборников анекдотов и в других книгах существуют разделы, посвящённые поручику.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Крещение Господне

19 января 1979 г.

С каким чувством благоговения ко Христу и благодарности к родным, которые нас приводят к вере, мы вспоминаем о своем Крещении : как дивно думать, что поскольку наши родители или близкие нам люди открыли веру во Христа, поручились за нас перед Церковью и перед Богом, мы, Таинством Крещения , стали Христовы, мы названы Его именем. Мы это имя носим с таким же благоговением и изумлением, как юная невеста несет имя человека, которого она полюбила на жизнь и на смерть и который дал ей свое имя; как это человеческое имя мы бережем! Как оно нам дорого, как оно нам свято, как нам страшно было бы поступком, образом своим его отдать на хулу недоброжелателям… И именно так соединяемся мы со Христом, Спаситель Христос, Бог наш, ставший Человеком, нам дает носить Свое имя. И как на земле по нашим поступкам судят о всем роде, который носит то же имя, так и тут по нашим поступкам, по нашей жизни судят о Христе.

Какая же это ответственность! Апостол Павел почти две тысячи лет тому назад предупреждал молодую христианскую Церковь, что ради тех из них, которые живут недостойно своего призвания, хулится имя Христово. Разве не так теперь? Разве во всем мире сейчас миллионы людей, которые хотели бы найти смысл жизни, радость, глубину в Боге, не отстраняются от Него, глядя на нас, видя, что мы не являемся, увы, живым образом евангельской жизни – ни лично, ни как общество?

И вот в день Крещения Господня хочется перед Богом сказать от себя и призвать всех сказать, кому было дано креститься во имя Христа: вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и божественного имени, что по вас будут судить Бога, Спасителя вашего, Спасителя всех, что если ваша жизнь – моя жизнь! – будет достойна этого дара Божия, то тысячи вокруг спасутся, а если будет недостойна – пропадут: без веры, без надежды, без радости и без смысла. Христос пришел на Иордан безгрешным, погрузился в эти страшные иорданские воды, которые как бы отяжелели, омывая грех человеческий, образно стали как бы мертвыми водами – Он в них погрузился и приобщился нашей смертности и всем последствиям человеческого падения, греха, унижения для того, чтобы нас сделать способными жить достойно человеческого нашего призвания, достойно Самого Бога, Который нас призвал быть родными Ему, детьми, быть Ему родными и своими…

Отзовемся же на это дело Божие, на этот Божий призыв! Поймем, как высоко, как величественно наше достоинство, как велика наша ответственность, и вступим в теперь уже начавшийся год так, чтобы быть славой Божией и спасением каждого человека, который прикоснется нашей жизни! Аминь.

Народные традиции Крещения Господня

Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются. Многие обычаи далеки от истинного христианства и близки к язычеству, но они тем не менее интересны с исторической точки зрения — чтобы узнать народ лучше, чтобы суметь отделить суть того или иного Христова праздника от красочного потока народной фантазии.

На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания — сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий.

На Крещение совершали великое водосвятие. Причем два раза. Первый — в Крещенский сочельник. Воду освящали в купели, которая стояла в центре храма. Второй раз воду освящали уже в сам праздник Крещения — в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» — прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест с ледяным голубком — символом Святого Духа.

В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня

Освящали не только сельские водоемы, но и реки в больших городах. Например, вот рассказ, как освящали воду в Москве на реке Неглинной 6 января 1699 года. В обряде принял участие сам император Петр I. А описал событие шведский посланник  в Москве Густав Корб:

«Праздник Трех царей (волхвов), или, вернее, Богоявление Господне, ознаменован был благословением реки Неглинной. Процессия двигалась к реке в следующем порядке

Открывал шествие полк генерала де Гордона… Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству

…На твердом льду реки была построена ограда (theatrum, иордань). Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты (abbates), епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии более величественный вид. Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи. Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу. Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония, зажжено было множество свеч, и прежде всего воспоследовало призывание благодати Божией. После достодолжного призыва милости Божией, митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, посередине которой лед проломан был пешнем в виде колодца, так что обнаружилась вода. После троекратного каждения ее митрополит освящал ее троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением. …Затем патриарх, или в отсутствие его митрополит, выходя из ограды, кропит обычно его Царское Величество и всех солдат. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков. …Перед началом этой церемонии на шести белых царских лошадях привозили покрытый красным сукном сосуд. В этом сосуде надлежало затем отвезти благословенную воду во дворец его Царского Величества. Точно также клирики отнесли некий сосуд для патриарха и очень много других для бояр и московских вельмож».

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий