Гром – Сапсан – Гром-2 (проекты, Украина)

Системы наведения ракет

В наше время почти все ракеты имеют систему наведения. Думаю, не стоит объяснять, что попасть по цели, которая находится на расстоянии сотен или тысяч километров, без точной системы наведения просто невозможно.

Систем наведения и их комбинаций очень много. Только среди основных можно отметить систему командного наведения, электродистанционное наведение, наведение по наземным ориентирам, геофизическое наведение, наведение по лучу, спутниковое наведение, а также некоторые другие системы и их сочетание.

Ракета с системой наведения под крылом самолета.

Система электродистанционного наведения имеет много общего с системой на радиоуправлении, но она обладает более высокой устойчивостью к помехам, в том числе, намеренно создаваемым противником. В случае такого управления команды передаются по проводу, который направляет в ракету все данные, необходимые для поражения цели. Передача таким способом возможна только до момента запуска.

Система наведения по наземным ориентирам состоит из высокочувствительных высотомеров, позволяющих отслеживать положение ракеты на местности и ее рельеф. Такая система применяется исключительно в крылатых ракетах ввиду их особенностей, о которых мы поговорим чуть ниже.

Система геофизического наведения основана на постоянном сопоставлении угла положения ракеты относительно горизонта и звезд с эталонными значениями, заложенными в нее перед стартом. Внутренняя система управления при малейшем отклонении возвращает ракету на курс.

При наведении по лучу ракете нужен вспомогательный источник целеуказания. Как правило, им является корабль или самолет. Внешний радар определяет цель и производит ее отслеживание, если она движется. Ракета ориентируется на этот сигнал и сама наводится на него.

Название системы спутникового наведения говорит само за себя. Наведение на цель производится по координатам системы глобального позиционирования. В основном такая система широко используется в тяжелых межконтинентальных ракетах, которые наводятся на статичные наземные цели.

Кроме приведенных примеров, есть также системы лазерного, инерциального, радиочастотного наведения и другие. Также командное управление может обеспечивать связь между командным пунктом и системой наведения. Это позволит изменить цель или вовсе отменить удар уже после запуска.

Благодаря такому широкому перечню систем наведения, современные ракеты могут не только взорвать что угодно и где угодно, но и обеспечить точность, которая иногда исчисляется десятками сантиметров.

Модификации

Макет ракеты «Гром» на выставке 2016 года

  • «Гром» — оперативно-тактический ракетный комплекс для поражения объектов, расположенных в оперативно-тактической глубине противника на расстоянии до 280 км от точки старта, а именно: огневых средств противника (батареи зенитно-ракетных комплексов, ракетные комплексы); самолётов и вертолётов на стоянках аэродромов; объектов противовоздушной и противоракетной обороны; командных пунктов и узлов связи. По танкам урон слабый, но является отличным противопехотным средством. Также противоавиационная атака может поразить только авиацию, не достигающую скорости более 1000 км/ч
  • «Гром-М» — тактический ракетный комплекс для поражения только наземных объектов, расположенных в тактической глубине противника на расстоянии до 100 км от точки старта.
  • «Гром-2» — мобильная пусковая установка с двумя ракетами типа «земля-земля» на шасси пятиосного грузового автомобиля высокой проходимости, разработанного для комплекса «Гром» в Днепре.

Что такое баллистическая ракета

Много вопросов возникает в отношении отличий баллистических и крылатых ракет. Отвечая на эти вопросы, можно сказать, что отличия сводятся к траектории полета.

Как это часто бывает, особенности кроются в названии. Так и название крылатой ракеты говорит само за себя. Большую часть пути крылатая ракета держится в воздухе за счет крыльев, представляя из себя по сути самолет. Наличие крыльев обеспечивает ей очень высокую маневренность, позволяющую не только менять траекторию движения, отклоняясь от средств ПВО, но даже лететь на высоте нескольких метров от земли, огибая рельеф. Так ракета и вовсе сможет остаться незамеченной для ПВО.

Это не самолет, а крылатая ракета.

Этот тип ракет имеет меньшую, в сравнении с баллистических, скорость, которая обусловлена, в том числе, более высоким лобовым сопротивлением. Тем не менее, они подразделяются на дозвуковые, сверхзвуковые и гиперзвуковые.

Первые развивают скорость, близкую к скорости звука, но не превышают ее. Примером таких ракет может быть знаменитая американская крылатая ракета ”Томагавк”. Сверхзвуковые ракеты могут развивать скорость до 2,5-3 скоростей звука, а гиперзвуковые, над которыми сейчас работает очень много стран, должны набирать 5-6 скоростей звука.

Еще один пример крылатой ракеты.

Баллистические ракеты летают немного иначе. Они имеют баллистическую траекторию и большую часть своего пути находятся в неуправляемом полете. Грубо говоря, это похоже на то, что ракету просто бросили в противника, как камень. Конечно, есть точный расчет и системы наведения, но именно такой относительно простой способ позволяет нести очень большой заряд, размер и вес которого существенно превышают то, что возьмет ”на борт” крылатая ракета.

Первые научные труды и теоретические работы, связанные с баллистическими ракетами, описаны еще в 1896 году К.Э. Циолковским. Он описал такой тип летательных аппаратов и вывел зависимость между многими компонентами ракеты и ее полета. Формула Циолковского до сих пор составляет важную часть математического аппарата, используемого при проектировании ракет.

Во многом именно этому человеку мы обязаны не только военными, но и мирными ракетами. К.Э. Циолковский.

Ракетный комплекс 9М21 «Луна»

Оперативно тактический ракетный комплекс “Луна”

В состав оперативно тактического комплекса “Луна”, принятого на вооружение в 1961 году, входили: – гусеничная пусковая установка 2П16 (на базе плавающего танка ПТ-76); – ракеты 3Р10 (с ядерной БЧ 3Н14) и 3Р9 (с осколочно-фугасной БЧ 3Н15; – транспортная машина-полуприцеп с тягачом “ЗИЛ-157”, которая перевозила две запасные ракеты; – самоходный кран для перегрузки ракет.

Новый ракетный комплекс обладал рядом существенных недостатков, которые сильно снижали эффективность боевого применения комплекса. В частности стоит отметить неудачный выбор шасси для пусковой устновки, которое не обеспечивало достаточной скорости движения, а по грунтовым дорогам и плавность хода которой, была недостаточной для безопасной транспортировки ракет с ядерной БЧ. Невысокими были и характеристики применявшихся ракет по дальности и точности стрельбы. По этому ещё до поступления на вооружение комплекса “Луна” по Постановлению Совета министров от 17.02.1961 г. начинается создание модернизированной ракеты – “Луна-М” (9М21).

Новая неуправляемая одноступенчатая твердотопливная ракета 9М21 для комплекса “Луна-М” 9М21 предназначена для поражения живой силы, боевой техники, огневых средств и оборонительных сооружений, расположенных в тактической глубине обороны противника. Ракета проектировалась в нескольких вариантах, различающихся боевыми частями: 9М21Б с ядерной боевой частью 9Н32, 9М21Ф с осколочно-фугасной боевой частью 9Н-18Ф, 9М21Г с химической боевой частью 9Н-18Г и даже 9М21Д с агитационной боевой частью 9Н-18А. Осколочно-фугасная боевая часть содержала 200 кг сильно действующего взрывчатого вещества ТГА-40/60 и давала не менее 15 000 осколков. В 1969 году была принята на вооружение 9Н-18К осколочная головная часть кассетного типа весом 420 кг.

Для новой ракеты 9М21 были созданы новая ПУ 2П113 на базе колесного шасси ЗИЛ-135ЛМ, которая была оснащена собственным гидромеханическим краном грузоподъёмностью 3т.. и транспортная машина на шасси ЗИЛ-135ЛТМ, перевозившая три запасные ракеты вместо двух у комплекса “Луна”. Новая ПУ 2П113 обеспечивала скорость движения по шоссе до 60 км/час, а толчки и перегрузки боевой части при движении по грунтовым дорогам были существенно уменьшены. Первый пуск “Луны-М” 9К52 состоялся 27 декабря 1961 года на полигоне Капустин Яр, а на вооружение и в серийное производство на Волгоградском заводе “Баррикады” она поступила в уже 1964 году.

Оперативно тактический ракетный комплекс “Луна-МВ” 9К53 В 1962 началась разработка ещё одного комплекса “Луна-МВ” 9К53, отличавшегося от “Луны-М” пусковой установкой 9П114 на колёсном шасси, допускавшем десантирование в зону предполагаемого пуска вертолётами МИ-6 или В-10. Из-за множества технических трудностей разработка проекта была прекращена ещё на стадии испытаний опытных образцов. Впрочем надо сказать, что позднее была предпринята попытка реализовать эту идею на системах серии “Скад”, которая также закончилась неудачей.

Оперативно тактический ракетный комплекс “Луна-3”

Комплекс “Луна-М” как и его предшественник “Луна” имел весьма существенный недостаток – большое рассеивание (малую точность стрельбы). При этом даже при применении ядерной БЧ не обеспечивалось поражение точечных хорошо защищенных целей. В связи с этим по Постановлению Совета министров от 20.07.1966 г. была начата разработка ракеты «Луна-3», обладавшей системой коррекции и довольно примитивной системой управления, управлявшей аэродинамическим щитком. Предполагалось, что круговое вероятное отклонение (КВО) ракет “Луна-3” не превысит 500 м (для 80 % ракет) на дальности 70 км. Однако проведенные в 1968-1969 годах летные испытания ракет “Луна-3”, запускавшихся с ПУ 9П113М дали КВО еще большее, чем табличное для “Луна-М”. Корректор дальности работал неудовлетворительно и проведение дальнейших ОКР по “Луна-3” было признано нецелесообразным .

Тактико – технические характеристики ОТРК “Луна-М” 9К52 Диаметр ракеты,мм 540 Длина ракеты, мм 9100 Масса ракеты, т 2,3-2,5 Масса БЧ, кг 200-450 Масса БЧ (химическая), кг 36 Дальность стрельбы максимальная, км 70 КВО,м 500-700 Масса ПУ 2П113 вместе с ракетой, т 17,6 Шасси ЗИЛ-153ЛМ (8х8) Максимальная скорость, км/ч 60 Запас хода, км 850 Время подготовки БМ к стрельбе, мин 15-30 Численность боевого расчёта,чел 7 Год принятия на вооружение 1964

История

После распада СССР, с 1994 года в Днепропетровске разработана идея создания для своей армии оперативно-тактической ракеты с дальностью до 500 км. Тогда эта разработка называлась «Борисфен» и считалось, что именно она должна заменить устаревшие ракеты, полученные украинской армией в наследство от советской армии. Это оперативно-тактические ракеты типа «Скад» и тактические ракеты типа «Точка-У». Всех вместе — более 200 пусковых установок. На фоне постоянного сокращения армии и решения социальных проблем в условиях хронического безденежья лоббистов у этой идеи было мало.

Проект комплекса разработан в 2013 году. В буклетах, которые выставлялись на международных выставках вооружений, данный ракетный комплекс назвали «Гром». Утверждалось, что это высокоточное оружие нового поколения, способное обеспечить создание надежного щита неядерного сдерживания, как для самой Украины, так и для любого государства.

Первые испытания планировалось осуществить зимой 2015 года, они не состоялись ввиду бюрократических препятствий, связанных с реструктуризацией Государственного космического агентства Украины и волокиты, которую с сентября 2015 «организовало» ГКАУ, не согласовывая спецдокументы на ввод в эксплуатацию специальных зданий и сооружений, испытания перенесены на осень 2016 года[источник не указан 225 дней].

Комплекс разрабатывается Павлоградский химический завод (ПХЗ) совместно с КБ «Южное», на деньги КСА: 5 августа 2016 польский ресурс Defence-24 со ссылкой на собственные источники сообщил о запланированных на осень 2016 первых испытаниях ракетного комплекса, заказчиком испытаний стал иностранный заказчик, а 18 августа появилась информация, что заказчиком является Саудовская Аравия. Разработку баллистических ракет малой дальности совместно ведут Центр научных исследований и технологий имени короля Абдулазиза (KACST) и украинское КБ «Южное».

Пусковая установка на военном параде в честь Дня Независимости Украины, 2018 год

25 августа 2016 года в газете «Конструктор» (№ 16/969), которую издает конструкторское бюро «Южное», обнародовано фото сбора прототипа-ходового макета самоходной пусковой установки комплекса «Гром». В том же месяце сообщалось о готовности оборонной промышленности Украины поставить Вооруженным силам страны пять баллистических ракет для «Гром-2».

Завершение первой очереди испытаний было запланировано на осень 2016 года. 1 декабря 2016 было опубликовано сообщение об успешных запусках тактических ракет «Гром» и ЗРК «Днепр» на полигоне на юге Украины.

В начале 2017 года ряд источников сообщил, что работы в данный момент приостановлены.
В апреле 2017 генеральный конструктор КБ «Южное» Александр Дегтярёв сообщил, что комплекс «Гром» находится на стадии окончательной доводки ракеты

В январе 2018 года было сообщено о проведении огневых испытаний двигателя для ракет «Гром-2».

В январе 2018 также был показан макет комплекса; в августе он продемонстрирован на параде по случаю Дня независимости Украины.

В 2019 году генеральный директор КБ «Южное» Александр Дегтярёв заявил, что опытный образец ОТРК «Гром-2» (версии для ВСУ и ВС Саудовской Аравии) готов к проведению испытаний, которые начнутся «в ближайшее время»; первая партия двигателей, запасных частей и различных обычных боеголовок была доставлена в Саудовскую Аравию для первой фазы программы испытаний в начале января 2019 г.

С началом специальной военной операции на Украине в 2022 году ряд украинских экспертов высказывал сожаления по поводу недофинансирования работ над ОТРК «Гром» — оружием, которое могло бы иметь решающее значения для этой войны. В то же время 9 августа украинские медиа высказали предположение, что взрывы на российском военном аэродроме в Новофёдоровке могли быть вызваны применением Вооружёнными силами Украины ОТРК «Гром-2».

Крылатые ракеты Нептун

30 января СНБО объявило об испытаниях первой крылатой ракеты полностью украинского производства. Название ракеты не раскрывалось, однако военные эксперты пришли к выводу, что это Нептун.

Ракеты обсуждали не только украинские и российские СМИ, но и западные. Как отмечает чешская газета Echo24, были разные комментарии: в одних авторы предостерегали, что новое оружие может угрожать даже Москве, а в других посмеивались, называя ракету всего лишь демонстрационным макетом для СМИ.

Нептун похож на советскую ракету Х-35, также известную как 3М24 Уран, однако со значительными модификациями.

Дальность ракеты составляет 280 километров. Планируется три модификации: корабельного, наземного и воздушного базирования. Нептун будет размещаться в транспортно пусковых контейнерах. Длина ракеты с ускорителем составляет пять метров.

Новая украинская ракета предназначена для поражения боевых кораблей и транспортных суден в ударных группах.

Военный эксперт Сергей Згурец говорит, что ее можно сравнить с американскими, китайскими и советскими ракетами с дальностью в пределах 300 километров.

Он уточнил, что это дозвуковая ракета, схема ее полета — стандартная для крылатой модели.

«На маршевом участке высота полета — 10-30 м, на конечном участке 4-5 м. Боевая часть — осколочно-фугасная. За счет оснащения различными типами головок самонаведения может поражать различные типы целей. Как с известными координатами, так и использоваться как противорадиолокационная ракета», — объясняет Згурец.

Позже эксперт в одном из интервью заявил, что, как и любая крылатая ракета, Нептун оснащен маршевым двигателем на авиационном керосине.

«Если увеличить топливный бак вдвое или втрое, дальность полета возрастет до тысячи километров и более. То есть, здесь вопрос масштаба проекта», — говорил Згурец.

Предполагается, что Нептун будет на вооружении у береговых войск. Ракеты будут использовать для контроля над акваторией Черного моря.

Когда именно ракеты поступят на вооружение — пока неизвестно, ведь Нептун должен пройти все этапы государственных испытаний.

Разработчик: Конструкторское бюро Луч

Ракетный комплекс Ольха

Через несколько дней после демонстрации Нептуна секретарь СНБО Александр Турчинов анонсировал испытания ракетного комплекса Ольха, также украинской разработки.

Ольха является реактивной системой залпового огня с корректируемым полетом ракеты на основе советской РСЗО Смерч, точность которой достаточно низкая.

Дальность действия Ольхи состоваляет 120 километров, что на 30 километров больше, чем у Смерч. Пусковая установка содержит по 12 ракет калибром 300 милиметров, каждую из которых можно будет наводить на отдельную цель, а полет будет управляемым. Также ракеты могут нести различные боеголовки.

Эксперты говорят, что управлять полетом ракет будут с помощью импульсных двигателей.

Турчинов говорит, что на украинскую Ольху уже есть огромный запрос за рубежом. Однако он отметил, что прежде необходимо обеспечить ВСУ.

В СНБО сообщили, что серийное производство ракетного комплекса должно начаться в 2020 году.

Разработчик: Конструкторское бюро Луч

Какое топливо используется в ракете

При выборе типа ракетного топлива больше всего всего внимания уделяется особенностям использования ракеты и тому, каким двигателем ее планируется оснастить. Грубо можно сказать, что все типы топлива делятся в основном по форме выпуска, удельной температуре сгорания и КПД. Среди основных типов двигателей выделяется твердотопливные, жидкостные, комбинированные и прямоточные воздушно-реактивные.

В качестве самого простого твердого топлива можно привести в пример порох, которым заправляются фейерверки. При сгорании он выделяет не очень большое количество энергии, но его достаточно для вывода на высоту нескольких десятков метров красочного заряда. В начале статьи я говорил о китайских стрелах XI века. Они являются еще одним примером твердотопливных ракет.

В некотором роде порох тоже можно назвать топливом твердотопливной ракеты.

Для боевых ракет твердое топливо производится по иной технологии. Обычно им является алюминиевый порошок. Главным плюсом таких ракет является легкость их хранения и возможность работы с ними, когда они заправлены. Кроме этого, такое топливо стоит относительно недорого.

Минусом твердотопливных двигателей является слабый потенциал отклонения вектора тяги. Поэтому для управления в таких ракетах часто используются дополнительные небольшие двигатели на жидком углеводородном топливе. Такая гибридная связка позволяет более полно использовать потенциал каждого источника энергии.

Использование именно комбинированных систем хорошо тем, что позволяет уйти от сложной системы заправки ракеты непосредственно перед запуском и необходимости откачки большого количества топлива в случае его отмены.

Отдельно стоит отметить даже не криогенный двигатель (заправляется сжиженными газами при очень низкой температуре) и не атомный, про который много говорят в последнее время, а прямоточный воздушно-реактивный. Такая система работает за счет создания давления воздуха в двигателе при движении ракеты на большой скорости. В самом двигателе производится впрыск топлива в камеру сгорания и смесь поджигается, создавая давление больше, чем на входе. Такие ракеты способны летать со скоростью, которая в несколько раз превышает скорость звука, но для запуска двигателя нужно давление, которое создается на скорости чуть выше одной скорости звука. Именно поэтому для запуска должны быть использованы вспомогательные средства.

Почему Грома нет в ВКС России

Казалось, что перспективы у этого БПЛА самые радужные. Двигатель вполне себе серийный. Да и в другие узлы не сказать, чтобы очень инновационные, и сейчас машина должна была находиться если не войсках, то проходить всесторонние испытания пред принятием на вооружение.

Однако, на Украине Громы мы не видим, и никакой информации о проведении испытаний то же нет. Зато появилось сообщение что на НПЦ газотурбостроения «Салют», закончились испытания силового агрегат для Грома. Позвольте, но ведь АИ-222-25 вполне себе серийный и Як-130 продаются по всему миру. Но как оказалось компрессор на этом моторе был импортным и вот только сейчас его копия, сделанная в России, прошла испытания и двигатель АИ-222-25 можно снова запускать в серию. Так сказать, повторно.

«Вот он чё Михалыч».

Так санкции для нас оказались не таким уж и безболезненными. И после 24 февраля Россия оказалась фактически без небольших экономичных авиамоторов АИ-222-25, идеальных для беспилотников.

Так что в дальнейшем, можно надеяться, что ещё до окончания украинского кризиса эта машина окажется в войсках и мы сможем оценить насколько она хороша в прорыве насыщенной и современной ПВО.

В статье использованы материалы:

PS. Интересно а почему вместо нельзя под подобные БПЛА переделать все старые советские самолёты, скажем начиная с МиГ-21? Чем не идеальные прорыватели ПВО. Тем более, что если они где то и остались то им всё равно уже пора на списание.

PPS. Коллеги, ещё раз напоминаю об информационной гигиене. Если после статьи появятся какие-то комментарии политического характера, то они будут удалены а сами комментарии закрыты. На сайте не допускается обсуждение событий на Украине.

Баллистическая ракета: что это?

Современный мир, пронизанный непрекращающимися локальными конфликтами и внешнеполитическими напряженностями между странами, постоянно находится под угрозой крупных глобальных войн. Каждое отдельно взятое государство понимает, что в случае войны победа будет за тем, чье вооружение лучше и мощнее.

Так было всегда, начиная еще с незапамятных времен. Именно война двигала прогресс — все изобретения для гражданских нужд были лишь побочным результатом изобретения военного оснащения. В двадцать первом веке производимое оружие имеет чудовищную разрушительную силу. Хорошим примером мощнейшего оружия является баллистическая ракета.

Что такое баллистическая ракета?

Баллистическая ракета — один из видов орудия массового поражения, действующего на дальние дистанции. Летит по изначально заданной параболической траектории и не поддаётся управлению в момент полета.

Существуют разновидности многоступенчатых ракет, похожих на те, что запускаются в космос для доставки спутников на орбиту — в процессе полета части ракеты отсоединяются от основания, чтобы увеличить скорость за счет импульса и уменьшения общей массы. Запуск таких ракет производится либо из шахтных установок расположенных в земле, либо с помощью мобильных перевозных установок.

Классифицируются ракеты каждым государством по-разному, но можно считать общепринятыми ракеты трёх видов:

  • Малой дальности.
  • Средней дальности.
  • Межконтинентальные.

Каждый из видов имеет свои задачи и максимальную длительность проходимого пути. В случае с ракетами малой дальности — это тысяча километров, средняя дальность обладает радиусом запуска в 5.5 тысяч километров, а межконтинентальные, направленные на то, чтобы поразить врага на другом конце земли, имеют дальность достаточную, чтобы облететь 50% земного шара.

Именно такие ракеты начиняют ядерными боеголовками. Самая большая длительность полета займет не более 30 минут, а гигантская скорость делает ракеты практически неуязвимыми для противовоздушной обороны — они просто летят быстрее снаряда, предназначенного для уничтожения этой ракеты.

Как работает баллистическая ракета?

Главная особенность её работы заключается в том, что практически всю длительность своего полета ракета ведет себя в точности, как обычный брошенный объект, не подвергаясь импульсам и ускорениям со стороны двигателей.

Весь её путь можно разделить на два этапа. В первом этапе ракете задаётся необходимая скорость с помощью реактивной тяги. После того, как нужное ускорение было достигнуто, двигатель вместе с топливным баком отсоединяется от ракеты для облегчения её веса. После этого наступает второй этап свободного падения.

Использование ракеты в гражданских целях

Устройство баллистической ракеты и манера её поведения в воздухе мало чем отличаются от ракет, запускаемых в космос на орбиту Земли. Благодаря этому удобству существует возможность создания универсальных устройств, которые в зависимости от внутреннего содержания будут использоваться в мирных или в военных целях.

На сегодняшний день существует несколько видов универсальных ракет, которые изначально были созданы с целью выведения на орбиту планеты различного военного спутникового оборудования. Целый класс ракет предназначен для вариативного использования. Стоит понимать, что одну и ту же ракету нельзя переоснастить для других целей. Хоть они и имеют общую базу, но собираются на различных заводах и не подлежат взаимному замещению.

https://youtube.com/watch?v=e31qo61ryRc

История создания

В 1957 году была успешно запущена первая в мире межконтинентальная ракета. Строение её было именно многоступенчатым, а радиус поражения подразумевал успешную доставку заряда в любую точку планеты. Разработка данного вооружения была инициирована еще за десять лет до её запуска. Большое количество научных деятелей, а также организаций было привлечено для исследований возможности перелетов и создания системы управления ракетой.

Специально для испытаний оружия подобного рода в Казахстане был построен полигон, строительство которого завершилось в один год с запуском ракеты. Однако первые испытания позволили выявить огромное количество недостатков данной ракеты. Только с четвертого раза после многочисленных доработок ракета смогла поразить условного противника, успешно завершив испытания на полигоне. Замена на более новые виды вооружения произошла только спустя 11 лет после начал использования первого прототипа.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий