122мм гаубица Д-30 – близко к совершенству

Начало создания

Первые варианты артиллерийских орудий, обеспечивающих навесную стрельбу, были разработаны в XIV веке европейскими оружейниками. До этого для уничтожения противника применялась прямая наводка. С появлением разрывных боеприпасов гаубичную артиллерию начали широко использовать при осаде и штурме вражеских укреплений. Звездный час пушек настал в годы Первой мировой войны. Поскольку боевые действия были позиционного характера, подобная артиллерия оказалась очень кстати. Пушки использовались обеими враждующими сторонами. Как утверждают специалисты, в первую мировую снаряды были намного эффективнее чем стрелковое оружие и отравляющие газы. В Великую Отечественную советская армия широко использовала артиллерийские навесные орудия – гаубицы М-30. Однако Н. Хрущев, посчитав данный тип вооружения анахронизмом, существенно затормозил дальнейшие работы по усовершенствованию гаубиц. По его убеждению, будущее было за реактивными ракетами. В результате, как утверждают эксперты, ствольная артиллерия отстала на несколько лет. Только в 60-х годах советские конструкторы начали создавать новую дивизионную 122-миллиметровую гаубицу, которой планировалось заменить легендарную М-30, разработанную Ф. Петровым. Данному конструктору было поручено создать также и гаубицу Д-30.

М-30 за рубежом[править]

122-мм гаубица образца 1938 года (М-30) в музее Beyt ha-Totchan, Израиль. Вид справа

В начале Великой Отечественной войны значительное количество (несколько сотен) М-30 было захвачено Вермахтом. Орудие было принято на вооружение вермахта как тяжёлая гаубица 12,2 cm s.F.H.396(r) и активно использовалось в боях против Красной Армии. С 1943 года для этого орудия (а также ряда более ранних трофейных советских гаубиц того же калибра) немцы даже развернули массовое производство снарядов. В 1943 году было произведено 424 тыс. выстрелов, в 1944 и 1945 гг. — 696,7 тыс. и 133 тыс. выстрелов соответственно. Трофейные М-30 использовались не только на Восточном фронте, но и в оборонительных сооружениях Атлантического вала на северо-западном побережье Франции. Также в некоторых источниках упоминается использование немцами гаубиц М-30 для вооружения САУ, созданных на базе различной трофейной французской бронетехники.

В послевоенные годы М-30 экспортировалась в ряд государств Азии и Африки, где до сих пор состоит на вооружении. Известно о наличии таких орудий в Сирии, Египте (соответственно, это орудие принимало активное участие в арабо-израильских войнах). В свою очередь часть египетских М-30 была захвачена израильтянами. Одно из таких захваченных орудий демонстрируется в музее Beyt-ha-Totchan. Также М-30 поставлялась в страны-участники Варшавского договора, напр., в Польшу. В мемориале Познаньской цитадели это орудие имеется в экспозиции музейного вооружения. Китайская Народная Республика развернула своё собственное производство гаубицы М-30 под названием Тип 54.

Организационно-штатная структура[править]

122-мм гаубица обр. 1938 года (М-30) в Познаньской Цитадели, Польша. Вид справа, орудие явно нуждается в покраске

Гаубица являлась дивизионным орудием. По штату года в стрелковой дивизии имелось два артиллерийских полка — лёгкий (дивизион 76-мм пушек и два смешанных дивизиона по две батареи 122-мм гаубиц и одной батарее 76-мм пушек в каждом) и гаубичный (дивизион 122-мм гаубиц и дивизион 152-мм гаубиц), всего 28 штук 122-мм гаубиц. В июне 1940 года в гаубичный полк добавили еще один дивизион 122-мм гаубиц, всего в дивизии их стало 32 шт. В июле 1941 года гаубичный полк был исключен, число гаубиц сократилось до 16. В этом штате советские стрелковые дивизии прошли всю войну. В гвардейских стрелковых дивизиях с декабря 1942 года имелось 3 дивизиона по 2 батареи 76-мм пушек и одной батарее 122-мм гаубиц в каждом, всего 12 гаубиц. С декабря 1944 эти дивизии имели гаубичный артполк (5 батарей), 20 122-мм гаубиц. С июня 1945 года на этот штат перевели и стрелковые дивизии.

В горнострелковых дивизиях в 1939—1940 годах имелся один дивизион 122-мм гаубиц (3 батареи по 3 орудия), всего 9 гаубиц. С 1941 года вместо него вводится гаубичный артиллерийский полк (2 дивизиона по 3 четырехорудийных батареи), гаубиц становится 24. С начала 1942 года остается только один двухбатарейный дивизион, всего 8 гаубиц. С 1944 года из штата горнострелковых дивизий гаубицы исключены.

В моторизованной дивизии имелось 2 смешанных дивизиона (батарея 76-мм пушек и 2 батареи 122-мм гаубиц в каждом), всего 12 гаубиц. В танковой дивизии имелся один дивизион 122-мм гаубиц, всего 12 шт. В кавалерийских дивизиях до августа 1941 года имелось 2 батареи 122-мм гаубиц, всего 8 орудий. С августа 1941 года дивизионная артиллерия из состава кавалерийских дивизий была исключена.

До конца 1941 года 122-мм гаубицы были в стрелковых бригадах — одна батарея, 4 орудия.

122-мм гаубицы также входили в состав гаубичных артиллерийских бригад Резерва Верховного Главнокомандования (РВГК) (72-84 гаубицы).

Этап создания.

В сентябре тридцать седьмого года Артиллерийское управление передало в КБ УЗТМ ТТТ на новую гаубицу. В порядке инициативы к проектированию присоединились коллективы конструкторов КБ зав. №172 во главе Ф.Петровым и грабинское КБ зав. №92.

Первым с заданием справился завод №172, его опытный образец гаубицы с индексом М-30 поступил для испытаний на АНИОП 11.09.38 г.Для сокращения времени проектирования и упрощения производства в конструкции использовались наработки по отдельным узлам серийных орудий:

  • поршневой затвор взят у 122-мм гаубицы обр. 1910/30г;
  • тормоз отката, с необходимыми изменениями конструкции, от 122-мм гаубицы обр. 1934г (гаубица «Лубок»);
  • колеса от пушки Ф-22;
  • канал ствола в основном повторял   тот-же у  гаубицы  «Лубок».

В процессе испытаний 122-мм гаубица М-30 прошла более двух с половиной тысяч километров и из нее отстреляли немногим менее двух с половиной тысяч выстрелов. В ходе испытаний проявилась недостаточная прочность станин, которые дважды ломались, недостаточно надежно работал поршневой затвор вследствие ошибки в размерах гильз.

Полный заряд пороха из шести разновесных зарядов в одной гильзе собрать не смогли, как временная мера он размещался в паре гильз.

Гаубица испытания не прошла, но по решению комиссии ее рекомендовали к войсковым испытаниям. Спустя короткое время, 27.11.38 г., М-30 с улучшениями по результатам первых испытаний вновь поступила на АНИОП.  Испытания в войсках гаубица М-30 проходила с 22.12.38 г. по 10.01.39 г. Армейские испытания показали прежнюю картину – слабы станины, трескавшиеся по сварке, течи жидкости из гидравлики.

Комиссия заключила, 122-мм гаубица М-30 испытания выдержала, в дальнейших войсковых испытания нет надобности, но выявленные недостатки следует устранить и провести полигонные испытания. Тем не менее, войсковые испытания орудие прошло еще раз, после устранения выявленных дефектов конструкции – летом тридцать девятого года, после чего поступила на вооружение.

А что в России?

В России от Д-30 хотят отказаться, хотя хранить эти прекрасные орудия наверняка будут ещё долго. Сухопутные силы в качестве основного калибра видят 152 мм, а воздушно-десантные войска больше смотрят в сторону универсальных 120-мм гаубиц-пушек-миномётов, какие, например, стоят нанонах». ОПК предлагает десанту обзавестись взамен буксируемых Д-30 самоходным 120-мм универсальным орудием на базе бронемашиныВолк III».

Тут же можно вспомнить инициативную разработку УВЗ с очередным цветочным названием —Флокс». Не говоря уж о проектировании советской колёсной 152-мм САУМста-К» на базе КАМАЗа — и её современного опытного аналогаКоалиция-СВ-КШ» в артиллерийском береговом комплексеБерег».

Даже на базеТигра-М» сконструирован самоходный миномёт калибра 120. Но это уже совершенно другая история.

Связкагаубица плюс гусеничный(а чаще автомобильный) лафет» становится обязательным элементом джентльменского набора для стран с небольшим военным бюджетом и скромными возможностями ОПК, а также для всяких нерегулярных партизанских и террористических формирований. И очень часто именно старая добрая гаубица Д-30 встаёт на шасси и обретает самоходную сущность.

Не всегда от этого польза: порой страдает точность и даже скорость приведения в боевое положение. Но возможность не отцеплять орудие, а вести огонь прямо с тягача, владеет умами военных теоретиков и практиков по всему миру.

Примечания

  1. Боевой штырь // Военная энциклопедия :  / под ред. В. Ф. Новицкого … []. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  2. ↑ Феськов В.И., Голиков В.И., Калашников К.А., Слугин С.А. «Вооруженные Силы СССР после Второй мировой войны: от Красной Армии к Советской. Часть 1: Сухопутные войска».. — Томск: Издательство Томского университета, 2013. — С. 179—180, 245. — 640 с. — ISBN 978-5-89503-530-6.
  3. . Дата обращения 2 марта 2013.
  4. ↑ . Пресс-служба Южного военного округа (12.04.2016). Дата обращения 24 апреля 2017.
  5. . Российская газета (05.12.2019). Дата обращения 10 декабря 2019.
  6. ↑ . Пресс-служба Южного военного округа (24.04.2017). Дата обращения 24 апреля 2017.
  7.  (недоступная ссылка). Mulitary Industry Corporation. Дата обращения 8 июня 2016.
  8. The Military Balance 2016. — P. 180.
  9. The Military Balance 2016. — P. 320.
  10. The Military Balance 2016. — P. 429.
  11. The Military Balance 2016. — P. 178.
  12. The Military Balance 2016. — P. 231.
  13. The Military Balance 2016. — P. 236.
  14. The Military Balance 2016. — P. 183.
  15. The Military Balance 2016. — P. 80.
  16. The Military Balance 2016. — P. 433.
  17. The Military Balance 2016. — P. 297.
  18. The Military Balance 2016. — P. 448.
  19. The Military Balance 2016. — P. 450.
  20. The Military Balance 2016. — P. 184.
  21. The Military Balance 2016. — P. 442.
  22. The Military Balance 2016. — P. 441.
  23. The Military Balance 2016. — P. 324.
  24. The Military Balance 2018. — P. 495.
  25. The Military Balance 2016. — P. 478.
  26. The Military Balance 2016. — P. 334.
  27. The Military Balance 2016. — P. 251.
  28. The Military Balance 2016. — P. 328.
  29. The Military Balance 2016. — P. 491.
  30. The Military Balance 2012. — P. 355.
  31. The Military Balance 2016. — P. 185.
  32. The Military Balance 2016. — P. 239.
  33. The Military Balance 2016. — P. 187.
  34. The Military Balance 2016. — P. 242.
  35. The Military Balance 2018. — P. 455.
  36. The Military Balance 2012. — P. 431.
  37. The Military Balance 2016. — P. 265.
  38. The Military Balance 2016. — P. 393.
  39. The Military Balance 2016. — P. 271.
  40. The Military Balance 2016. — P. 340.
  41. The Military Balance 2016. — P. 342.
  42. The Military Balance 2016. — P. 343.
  43. The Military Balance 2016. — P. 454.
  44. The Military Balance 2012. — P. 443.
  45. The Military Balance 2016. — P. 275.
  46. The Military Balance 2016. — P. 458.
  47. The Military Balance 2016. — P. 276.
  48. The Military Balance 2016. — P. 461.
  49. The Military Balance 2016. — P. 406.
  50. The Military Balance 2016. — P. 347.
  51. The Military Balance 2016. — P. 280.
  52. The Military Balance 2016. — P. 410,411.
  53. The Military Balance 2016. — P. 190.
  54. The Military Balance 2016. — P. 195.
  55. The Military Balance 2016. — P. 201.
  56. The Military Balance 2016. — P. 463.
  57. The Military Balance 2016. — P. 134.
  58. The Military Balance 2016. — P. 354.
  59. The Military Balance 2016. — P. 137.
  60. The Military Balance 2012. — P. 452.
  61. The Military Balance 2016. — P. 471.
  62. The Military Balance 2016. — P. 202.
  63. The Military Balance 2016. — P. 473.
  64. The Military Balance 2016. — P. 203.
  65. The Military Balance 2016. — P. 208.
  66. The Military Balance 2016. — P. 205.
  67. ↑ The Military Balance 2016. — P. 206.
  68. The Military Balance 2016. — P. 93.
  69. The Military Balance 2016. — P. 84.
  70. The Military Balance 2016. — P. 120.
  71. The Military Balance 2016. — P. 444.
  72. The Military Balance 2016. — P. 91.
  73. The Military Balance 2016. — P. 445.
  74. Рузаев С.В. Артиллерийские системы из коллекции музея военной техники УГМК. — Екатеринбург: Уральский рабочий, 2017. — 80 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-85383-687-7.

Кратное описание конструкции.

Ствол – свободный, примерно до середины закрыт кожухом. Казенник – навитной.Поршневой затвор открывался поворотом рукояти вправо. Секторный подъемный механизм закреплен на люльке слева, справа – поворотный механизм винтового типа.  Уравновешивающий механизм ствола из двух колонок. Тормоз отката гидравлического типа. При стрельбе противооткатные устройства неподвижны. Верхний станок вывешен относительно нижнего и соединен с ним штырем с пружинным амортизатором.

Боевой ход гаубицы М-30 подрессорен, снабжен тормозами. При разведении станин, автоматически выключается подрессривание. В исключительных случаях допустима стрельба при неразведенных станинах.

Для снижения веса в орудийном передке боекомплект не перевозился. Его перевозили при конной тяге в пере зарядных ящиков, по шестнадцать выстрелов в каждом. В случае механизированной тяги боекомплект размещался либо в повозках, либо автомобилях.

В ходе производства в конструкцию внесли множество изменений, хотя официально, существовала только одна версия гаубицы. Иногда такие изменения не отражались в Руководстве службы, а если и отражались, то без конкретики.

Изменения и улучшения связаны в основном с технологией производства либо упрочнением конструкции. Таких как замена кованых деталей сварными – станины, кожух ствола, рукоять затвора.

При организации производства гаубицы Д-1 , лафет М-30 который использовался в этом орудии, несколько усилили, что сказалась на его весе.

В процессе производства независимы прицел заменили полузависимым. Если в первом прицеле ось панорамы угла места цели оптическая ось оставалась неподвижной при вертикальной наводке, то во втором случае при установке угла места цели оптическая ось двигалась с прицелом.

История создания

Гаубица Д-30 появилась как замена дивизионной 122 мм гаубице М-30 разработанной ОКБ Мотовилихинского завода, под руководством Фёдора Фёдоровича Петрова в 1938 году. Практика использования М-30 в годы Великой Отечественной войны выявила как положительные стороны орудия так и недостатки. К недостаткам М-30 относились низкая кучность стрельбы и конструкция лафета, не позволявшая вести круговой обстрел.

Как и разработка М-30, проектирование её замены в конце 50-х годов было доверено Фёдору Петрову, возглавлявшему ОКБ завода № 9. Первоначальная разработка получила название Д-30 (2А18). Главным отличием от орудий, состоявших ранее на вооружении Советской армии, стала установка орудия на лафет из трёх станин, которые расставлялись на угол 120°, что повышало устойчивость орудия при круговом обстреле. Также новшеством стало буксирование орудия вперёд стволом. Зацеп фаркопа тягача производился за шкворневую балку, прикреплённую к дульному тормозу на шарнире. При приведении орудия в боевое положение, корпус орудия приподнимался домкратом с упором на грунт опорной плитой. Колёса на поворотных осях откидывались вверх.

Следующая модификация Д-30, появившаяся в 1978 году, получила обозначение Д-30А и отличалась жёсткой конструкцией шкворневой балки, являвшейся единым целым с дульным тормозом. В дульном тормозе вместо 5 пар больших щелей и 1 малой были использованы 2 камеры. На бронещитке было установлено электрооборудование для удобства транспортировки орудия в колонне (указатели поворота и габаритные огни).

Краткое описание конструкции 122-мм гаубицы обр.1910/30 гг .

Конструкция орудия состояла: 

  • ствола;
  • поршневого затвора;
  • лафета. 

Гаубичный ствол – скрепленный с надульником и кожухом, либо ствол-моноблок.Затвор- поршневого типа, открывался направо. Открывание – закрывание поворотом рукояти в одно движение.Однобрусный лафет состоял: 

  • противооткатных устройств установленных в салазках;
  • люльки;
  • станка;
  • орудийного щита;
  • механизмов наведения
  • прицельных приспособлений

При производстве ствола надульник и кожух нагонялись на трубу в нагретом состоянии, после охлаждения они обжимали ее, становясь одной деталью. Эксплуатация 122-мм гаубицы обр.1910 показала малую надежность такого способа крепления, надульник сползал. При модернизации крепление надульника усилили, соединив его со стволом винтовой нарезкой. В старых стволах, поступавших для растачивания, надульник фиксировали стопорами.

Впрочем, даже винтовая нарезка и стопоры не всегда помогали и на практике. Конец трубы иногда выступал на миллиметр и более за надульник, но на стрельбе это не сказывалось. Хотя в случаях, когда труба смещалась вперед как единое целое, становилось трудно открывать затвор. Как следствие требовался заводской ремонт. Для исправления этого недостатка гаубицы обр. обр.1910/30 гг был внедрен ствол-моноблок.

Затвор 122-мм гаубицы обр.1910/30гг состоял:

  • запирающего механизма;
  • выбрасывающего механизма;
  • предохранительного;
  • ударного механизма;
  • облегчения заряжания;
  • удержания гильзы.

Назначение запирающего механизма – обтюрация пороховых газов. Выбрасывающий механизм экстрактировал гильзу из каморы. Предохранительный механизм не давал преждевременно открыть затвор в случае затяжного выстрела. Ударный механизм позволял произвести выстрел. Механизм удержания гильзы удерживал гильзу при заряжании орудия под большими углами горизонтального возвышения.

Противооткатные устройства представляли собой гидравлические тормоз отката и гидропневматический накатник, установленные в салазках. Салазки 122-мм гаубицы обр.1910/30гг соединены со стволом гаубицы и откатывались вместе.

Корытообразная люлька укладывалась в гнездах станка и была соединена с подъемным механизмом. Сверху люльки имелись полозки, которые служили направляющими захватов салазок.

Подъемный механизм гаубицы обр.1910/30гг – секторный.

Орудийный станок служил основанием качающейся части. В задней части станка, которая опиралась на грунт, имелся летний откидной и постоянный сошник. Для грубой наводки гаубицы служило правило.

Боевая ось подрессоривания не имела. Колеса поначалу изготавливали из дерева с железной шиной. С 1937 года металлические с резиновой грузошиной, наподобие тех колес, которые устанавливали на Ф-22. С 1936 г на гаубицы обр.1910/30гг устанавливали металлические колеса с покрышками, которые заполнены губчатой резинной. Колеса по виду похожи по виду на те, что устанавливали на гаубицу М-30.

Прицельные приспособления состояли их панорамы Герца, а и собственно прицела. Прицел зависимый, направление оптической оси панорамы менялось при изменении угла возвышения. Прицел унифицирован и отличался от других орудий креплением и нарезкой шкал.

Буксировка 122-мм гаубицы обр.1910/30гг осуществлялась либо шестеркой лошадей либо мехтягой. Оба случая предусматривали использование передка. Шкворневая лапа гаубицы одевалась на крюк передка, который оснащали сцепным приспособлением. Передки переднего хода и зарядного ящика взаимозаменяемы. Тогда как задний ход зарядного ящика сцепного устройства не имел, вместо него была шкворневая лапа.Короба зарядных ящиков и передков подрессорены полосами из резины. В коробах перевозили боекомплект, а сверху расчет и необходимые вещи для боевой работы и похода.

Примечания

  1. 1234Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 654-655.
  2. Шунков В.Н. Красная Армия. — С. 123.
  3. 12345Шунков В.Н. Красная Армия. — С. 124.
  4. 12345678Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 655-656.
  5. Желтов И.Г. и др. Танки ИС. Боевое применение. — (Танкомастер, спецвыпуск 2004 г.).
  6. 1234Иванов А. Артиллерия СССР во Второй мировой войне. — С. 4-6.
  7. 12Шунков В. Н. Красная Армия. — С. 125.
  8. М. Коломиец. Бои у реки Халхин-Гол // Фронтовая иллюстрация, № 2, 2002
  9. Широкорад А. Б. Северные войны России. — М.: АСТ, 2001. — С. 631-632. — 848 с.
  10. Широкорад А. Б. Северные войны России. — М.: АСТ, 2001. — С. 684. — 848 с.
  11. 12Свирин М., Коломиец М. Курская дуга. — М.: ЭксПринт НВ, 1998. — 80 с.
  12. История. Великая Отечественная война 1941-1945 – www.webcitation.org/5w2uMQaGW. Мотовилихинские заводы. Архивировано из первоисточника – mz.perm.ru/about/history/pg1/17/ 27 января 2011.
  13. 12Military Balance 2007. — С. 196.
  14. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 80.
  15. Юрчин В. Сухопутные войска Сирии – www.webcitation.org/5w2uO4CIG. Зарубежное военное обозрение, №9, 1997. Архивировано из первоисточника – commi.narod.ru/txt/1997/0903.htm 27 января 2011.
  16. Пушка-гаубица МЛ-20 — 152-мм буксируемая пушка-гаубица обр. 1937 г. – www.webcitation.org/5w2uOvAzF. Pointclub.ru. Архивировано из первоисточника – www.pointclub.ru/item/428 27 января 2011.
  17. 123ARTILLERY PART 6: Heavy Howitzers (150 mm – 155 mm) – www.webcitation.org/5w2uPqvX0  (англ.). Jaeger Platoon. Архивировано из первоисточника – www.jaegerplatoon.net/ARTILLERY6.htm 27 января 2011.
  18. The Military Balance 2007. — P. 218.
  19. The Military Balance 2007. — P. 104.
  20. The Military Balance 2007. — P. 358.
  21. The Military Balance 2007. — P. 70.
  22. The Military Balance 2007. — P. 234.
  23. The Military Balance 2007. — P. 365.
  24. The Military Balance 2007. — P. 134.
  25. The Military Balance 2007. — P. 138.
  26. The Military Balance 2007. — P. 177.
  27. 12Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Советские тяжёлые самоходные артиллерийские установки 1941—1945 гг.. — С. 1111.
  28. Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 1111.
  29. Свирин М. Самоходки Сталина. История советской САУ 1919-1945. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2008. — 384 с. — (Война и мы. Советские танки). — 10 000 экз. — ISBN 978-5-6999-20527-1, ББК 68.513 С24
  30. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 348.
  31. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 102.
  32. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 103.
  33. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 371.
  34. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 105-106.
  35. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 78.
  36. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 76-77.
  37. B.L. 5.5-inch Gun Mk 3 on Carriage 5.5-inch Mks 1 – 2 – www.webcitation.org/5w2uQbr3g  (англ.). Nigelef.tripod.com. Архивировано из первоисточника – nigelef.tripod.com/55inchsheet.htm 27 января 2011.
  38. Чемберлен П., Дойл Х. Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны: Полный иллюстрированный справочник немецких боевых танков, бронеавтомобилей, самоходок и полугусеничных машин 1933—1945. — М.: АСТ, Астрель, 2002. — 271 с. — ISBN 5-17-018980-Х
  39. 1234Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 656-661.
  40. 152-мм гаубица-пушка МЛ-20 обр. 1937 г. Галерея – www.webcitation.org/5w2uRUOir. Pomnite-nas.ru. Архивировано из первоисточника – www.pomnite-nas.ru/gallery.php?GalleryID=1&s_CategorID=46 27 января 2011.
  41. Ссылка на фото. – flamber.ru/files/photos/1162665606/1162725738_f.jpg.

О модификациях

Гаубица Д-30 послужила базой для создания следующих артиллерийских вариантов:

Д-30А. Первая модификация 1978 года выпуска. Гаубица имеет новый двухкамерный дульный тормоз, щиток оснащен стоп-сигналами и габаритными огнями.

  • ДА18М-1. В конструкции гаубицы имеется специальный досылатель.
  • Д-30J. Является югославской модификацией.
  • Саддам. Под таким названием значится Д-30, выпускаемая иракской оружейной промышленностью.
  • Туре-96. Модификацию Д-30 производят в Китае.
  • Халифа. Суданская модель артиллерийского орудия. Самоходная артиллерийская установка размещена на шасси от КАМАЗа-43118. Оснащена пушкой от Д-30.
  • Semser. Наработка израильских оружейников. Выпускается для казахстанской армии. Ходовая часть представлена шасси КАМАЗ-63502. Артиллерийский огонь ведется из ствола гаубицы Д-30.

Кроме того, на базе гаубицы российскими оружейными конструкторами была спроектирована самоходная артиллерийская установка «Гвоздика». На данный момент различные модификации Д-30 используются армиями свыше 50 государств.

Тактико-технические характеристики гаубицы Д-30А

– Принят на вооружение: 1963- Производитель: Завод № 9, ПМЗ (2А18 для САО 2С1)

Расчёт: 6 человек

Скорость снаряда Д-30А

– Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда (заряд полный): 690 м/с- Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда (заряд уменьшенный переменный): 270—565 м/с- Начальная скорость кумулятивного снаряда: 740 м/с

– Наибольшее давление пороховых газов: 250 МПа- Масса осколочно-фугасного снаряда: 21,76 кг- Масса кумулятивного снаряда: 14 кг- Масса заряда (полного): 4 кг

Дальность стрельбы Д-30А

– Наибольшая дальность стрельбы: 15,4 км

Габаритные размеры Д-30А

– Длина ствола с дульным тормозом (без шкворневой балки): 4,66 м (38клб)- Длина ствола без дульного тормоза: 4,3 м (35клб)- Длина нарезной части: 3,4 м- Длина гаубицы в походном положении: 5,4 м- Ширина гаубицы в походном положении: 2,2 м- Высота гаубицы в походном положении (без учёта фонарей): 1,8 м- Высота линии огня: 0,9 м- Длина гаубицы в боевом положении при угле возвышения 0°: 7,8 м- Расстояние между точками опоры лафета в боевом положении: 5,6 м- Клиренс (минимальный): 0,325 м

– Число нарезов: 36- Наибольший угол возвышения: 70°- Наименьший угол склонения: −7°- Горизонтальный обстрел при угле возвышения ствола от −5° до 18°: 360°- Горизонтальный обстрел при угле возвышения от +18° до 70° и при положении ствола между подвижными станинами: 66°- Горизонтальный обстрел при угле возвышения от +18° до 70° и при положении ствола между неподвижными и подвижными станинами: ±29°- Количество жидкости «Стеол М» в тормозе откатных частей: 10,3 л- Количество жидкости «Стеол М» в накатнике: 9,7 л- Количество жидкости «Стеол М» в уравновешивающем механизме: 0.45 л- Начальное давление в накатнике: 4.6 МПа- Нормальная длина отката: 0,74-0,93 м- Давление в уравновешивающем механизме: 6МПа

Вес Д-30А

– Гаубица в боевом положении: 3200 кг.- Гаубица в походном положении: 3290 кг.- Ствол: 1,05 т- Затвор: 30 кг- Качающая часть: 1,5 т- Откатная часть: 1,23 т- Люлька: 210 кг- Тормоз откатных частей в собранном виде: 75 кг- Верхний станок: 212 кг- Нижний станок с неподвижной станиной: 318 кг- Станины (две): 310 кг- Накатник в собранном виде: 73 кг- Колёса со ступицей: 148 кг- Лыжная установка: 270 кг

Скорострельность Д-30А

– Скорострельность гаубицы: 6-8 выстр/мин- Время перевода из походного положения в боевое: 1,5-2,5 мин

– Наибольшая скорость транспортировки: 80 км/ч

Пушка БР-2 калибр 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

После завершения Гражданской войны на вооружении Красной Армии имелось лишь незначительное количество орудий большой и особой мощности в основном иностранного производства. Орудия эти технически и морально устарели, возможности поддержания их в боеспособном состоянии были весьма ограничены. Поэтому в 1926 году Реввоенсовет СССР признал необходимым заменить орудия иностранного производства отечественной материальной частью и определил калибры орудий большой и особой мощности. Артиллерийским комитетом ГАУ (была намечена программа разработки проектов, чертежей и заказов опытных образцов орудий.

БР-2 – пушка 152-мм образца 1935 года разработана конструкторским бюро завода «Баррикады» в соответствии с этой программой, она предназначалась для борьбы с артиллерией противника и разрушения его тыловых оборонительных районов. Конструкция этой пушки в значительной степени унифицирована с конструкцией 203-мм гаубицы образца 1931 года. От гаубицы заимствован с небольшими изменениями лафет с гусеничным ходом, допускавший стрельбу непосредственно с грунта без использования специальных платформ.

Новым элементом системы являлся 152-мм ствол с поршневым затвором и пластическим обтюратором. Ствол был скрепленным, его длина составляла 47,1 калибра, длина нарезной части ствола — 36,9 калибра. Масса ствола с затвором достигала 5200— 5300 кг. Проводившиеся с декабря 1935 г. по январь 1936 г. полигонные испытания выявили многочисленные недостатки нового орудия. Тем не менее в марте 1936 г. ГАУ выдало заводу «Баррикады»» задание начать производство орудия, заменив, правда, скрепленный ствол стволом со свободной трубой.

В 1937 г. завод «Баррикады» изготовил малую серию из 7 орудий БР-2. Испытания их показали, что при стрельбе полным зарядом с начальной скоростью снаряда 880 м/с живучесть стволов составляет примерно 100 выстрелов. Поскольку пушки с такой живучестью выпускать было нельзя, срочно провели серию экспериментов со стволом увеличенной длины и с разной глубиной нарезки. По результатам этих испытаний в декабре 1938 г. приняли решение утвердить для серийного производства вариант пушки с углубленной нарезкой. Эта пушка стреляла осколочно-фугасными снарядами ОФ-551 массой 48,9 кг. Снаряд содержал 6,53 кг взрывчатых веществ, при стрельбе полным зарядом его начальная скорость составляла 880 м/с. он мог поражать цели на дальности до 25 750 м. Тренированный расчет мог вести стрельбу из пушки с темпом 1 выстрел в 4 минуты.

Масса 152-мм пушки образца 1935 года в боевом положении составляла 18 200 кг. Для орудия своего класса она была весьма подвижной, так как в походном положении разбиралась на две повозки, которые могли транспортироваться гусеничными тягачами со скоростью до 15 км/ч. Благодаря гусеничной ходовой части лафета проходимость системы была довольно высокой.

Казённая часть и органы наведения Бр-2, Центральный музей Вооружённых Сил, Москва

К началу Великой Отечественной войны было выпущено в общей сложности 37 152-мм пушек образца 1935 года. Из них 9 орудий находились в ремонте и на испытательных полигонах, а остальные числились в отдельном тяжелом пушечном полку РВГК и в двух отдельных тяжелых пушечных батареях (в каждой батарее было по 2 орудия). В состав попка входили 4 дивизиона трехбатарейного состава. В каждой батарее имелось по 2 орудия. Таким образом. по штату от 19.02.1941 г. в полку было 24 орудия. Кроме того, в нем имелись 104 трактора и 287 автомобилей. Численность личного состава полка составляла 2598 человек.

Из-за неблагоприятного для Красной Армии хода боевых действий на начальном этапе войны 152-мм пушки образца 1935 года, как и почти вся артиллерия большой и особой мощности, были отведены в тыл и вступили в действие лишь с конца 1942 г. Насколько можно судить по имеющимся сведениям, в сражениях Второй мировой войны не было потеряно ни одно орудие этой системы.

Пушка Бр-2 в Музее на Сапун-горе, Севастополь

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий