«Гарпун» – американская противокорабельная ракета

Тактико-технические характеристики ракеты 3М55

  • Корабельный вариант — 8 м (8,6)
  • Авиационный вариант — 6,1 м

Диаметр ракеты: 0,67 м

Размах крыла: 1,7 м

Диаметр ТПС: 0,72 м

Стартовая — 3000 кг

С ТПС — 3900 кг

Максимальная скорость: 750 м/с (М=2,6, на высоте)

Скорость у поверхности: М=2

  • Стартовый — твердотопливная стартово-разгонная ступень
  • Маршевый — ПВРД, масса 200 кг, тяга 4 т

——-Топливо — керосин Т-6

Дальность: П-800 «Оникс» до 600 км.

От 120 до 300 км в зависимости от высоты (экспортная версия «Яхонт»)

На маршевом участке — до 14000 м.

На конечном участке — 10-15 м

— На маршевом участке — инерциальная + радиовысотомер

— На конечном участке — всепогодная моноимпульсная активно-пассивная РЛГСН, с ППРЧ

  • Дальность обнаружения цели (в активном режиме) — не менее 50 км
  • Максимальный угол поиска цели — ± 45°
  • Помехозащищённость ГСН: разработчиком заявляется как высокая, в том числе от активных уводящих помех, дипольных облаков и др.
  • Время готовности к работе с момента включения: не более 2 мин
  • Потребляемый ток по цепи 27 В: не более 38 А
  • Масса РЛГСН — 85 кг.
  • Условия работы ГСН: Волнение моря — до 7 баллов

Масса БЧ: 200 кг(КР «Яхонт»), 300 кг (КР «Оникс»)

История

Ещё в году вооруженные силы США начали разработку ракеты с радиусом действия до 45 км, предназначенной для поражения всплывших подводных лодок. По ассоциации с китобойным промыслом, ракета получила условное название «Harpoon» («киты» — сленговое название всплывших субмарин). Работы продвигались сравнительно медленно — ВМФ США не видел особой необходимости в специализированном противокорабельном оружии, считая что палубная авиация с тактическими ядерными бомбами более эффективна. Задачи же самообороны кораблей предполагалось решать с помощью приспособленных для стрельбы по надводным целям .

После потопления израильского эсминца «Эйлат» ракетами П-15 «Термит» с египетских катеров в 1967 году, ВМФ США, оценив потенциал специализированного противокорабельного оружия, принял решение переориентировать программу «Гарпун» на борьбу с надводными кораблями. Работы над проектом официально были начаты в 1968 году. Первоначально, основными носителями нового оружия должны были стать патрульные самолёты, но в начале 1970-х было решено расширить гамму возможных носителей и запускать ракеты также с подводных лодок, палубных штурмовиков и надводных кораблей.

Контракт на разработку новой ракеты получила в июне 1971 года McDonnell Douglas. Уже в октябре 1972 года на лётные испытания были представлены первые прототипы ракеты с твердотопливным ракетным двигателем. К этому моменту уже стало ясно, что оптимальным средством преодоления ПВО корабля противника является полёт к цели на сверхмалой высоте и новая ракета изначально проектировалась под это условие. Так как требования по дальности действия к этому моменту увеличились почти вдвое (до 90 км), фирма решила отказаться от изначально предполагавшегося к установке на ракете РДТТ и заменить его более экономичным турбореактивным.

Производство предсерийных образцов ракеты, получившей обозначение AGM-84/RGM-84/UGM-84 для, соответственно, воздушного/надводного/подводного запуска началось в 1975 году. Официально «Гарпун» был принят на вооружение в 1977 году в корабельном варианте базирования (RGM-84A). Авиационный вариант AGM-84A приняли для самолётов P-3 в 1979 году, а вариант для подлодок — в 1981 году.

Технические особенности проекта LRASM

Исходным изделием для разработки LRASM послужила ракета класса “воздух-земля” увеличенной дальности AGM-158b JASSM-ER (Joint Air-to-Surface Standoff Missile – Extended Range) производства компании “Локхид Мартин”. Для использования в качестве противокорабельной JASSM-ER оснащается новыми сенсорами и системами авионики.

Исходная модель КР AGM-158 JASSM

Вновь разработанная модель имеет длину 4,3 м и весит 1100 кг, включая 450 кг двойного заряда высокоэнергетической фрагментированной боевой части (БЧ). Устройство БЧ обеспечивает детонацию ее основного заряда во внутренних помещениях корабля.

Полет по маршруту и дальность пуска

Полет по маршруту LRASM осуществляет на средней высоте. С приближением к району цели происходит снижение до малой высоты. Для преодоления системы ПВО/ПРО противника противокорабельная крылатая ракета выполняет так называемый маневр “скольжения по морю” (Sea Skimming).

Согласно данным, представленным DARPA, скорость полета находится в диапазоне высоких дозвуковых скоростей, а дальность пуска составляет “более 200 морских миль”. Насколько фактические показатели превышают заявленную дальность – не сообщается. Точные характеристики оружия остаются  конфиденциальными.

Специалисты отмечают, что послужившая в качестве исходной ракета JASSM-ER имеет дальность пуска 500 морских миль. Однако, установка на LRASM специального оборудования для поражения морских целей снижает ее эффективный боевой радиус. Вместе с тем, даже в самом худшем случае LRASM, вероятно, будет иметь тройной рабочий диапазон оперативных дальностей пуска. Аналогично ПКР “Гарпун”, разработанной в семидесятых годах ХХ века.

Низкий уровень излучения

Дополнительным преимуществом новой ракеты считается ее лучшая защищенность от электронных средств обнаружения ПВО/ПРО противника. Эффект достигается низким уровнем электромагнитного и инфракрасного излучения. Решающим, по оценкам экспертов, является тот факт, что противокорабельная крылатая ракета выполняет свою задачу почти исключительно с использованием пассивных датчиков.

В полете ПКР ограничивается короткими сигналами передачи летных параметров и короткими радиолокационными импульсами. Такая тактика сводит к минимуму электромагнитное излучение и усложняет обнаружение ракеты силами корабельной ПВО/ПРО.

Схема полета и наведения LRASM

Примечания

  1. Gady, Franz-Stefan Who Will Supply the US Navy’s Next Anti-Ship Missile? Thediplomat.com (20 апреля 2015). Дата обращения: 12 марта 2016. Архивировано 5 марта 2016 года.
  2. Contracts For May 13, 2020: Navy. defense.gov. Архивировано 5 августа 2020 года.
  3. Andreas Parsch. Boeing (McDonnell Douglas) AGM/RGM/UGM-84 Harpoon (англ.). Сайт Designation-Systems.net (2004). Дата обращения: 16 марта 2011. Архивировано 20 февраля 2012 года.
  4. США возобновят поставки оружия Тайваню Архивная копия от 30 августа 2008 на Wayback Machine lenta.ru, 28.08.2008
  5. Peter Suciu. Harpoon: The Old Missile Every Navy Fears in a Fight (амер. англ.). 19FortyFive (1 апреля 2021). Дата обращения: 19 июня 2022. Архивировано 19 июня 2022 года.
  6. Архивированная копия. Дата обращения: 12 марта 2016. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года.
  7. U.S. Navy Completes Flight Test of New Network-Enabled AGM-84N Harpoon Block II+ Missile. Дата обращения: 14 января 2016. Архивировано 13 января 2016 года.
  8. Christian Orr. Harpoon: The Aging Missile That’s Still A Ship-Killer (And Headed to Ukraine) (амер. англ.). 19FortyFive (27 мая 2022). Дата обращения: 19 июня 2022. Архивировано 19 июня 2022 года.
  9. Christian Orr. What Makes the Harpoon Missile Such a Powerhouse (амер. англ.). 19FortyFive (18 июня 2022). Дата обращения: 19 июня 2022. Архивировано 18 июня 2022 года.
  10. У Украины достаточно ракет, чтобы потопить весь Черноморский флот РФ – спикер Одесской ОГА — УНИАН. Дата обращения: 7 июня 2022. Архивировано 7 июня 2022 года.
  11. ВМС Украины: уничтожено российское спасательное буксирное судно «Василий Бех», доставлявший подкрепление на остров Змеиный. Meduza. Дата обращения: 17 июня 2022. Архивировано 21 июня 2022 года.
  12. Peter Suciu. Ukraine Fires Harpoon Missiles to Sink Russian Vessel in Black Sea (амер. англ.). 19FortyFive (17 июня 2022). Дата обращения: 18 июня 2022.
  13. Sebastien Roblin. Expert Analysis: Did Ukraine’s New Harpoon Missiles Sink a Russian Tug? (амер. англ.). 19FortyFive (17 июня 2022). Дата обращения: 18 июня 2022.
  14. Jack Buckby. Death By Harpoon: Watch Ukraine Fire Its New Ship-Killer Missile (амер. англ.). 19FortyFive (19 июня 2022). Дата обращения: 22 июня 2022. Архивировано 22 июня 2022 года.
  15. Boeing Awarded Contract for Next-Generation Harpoon Block III Missile (англ.). Оф. сайт Boeing (31 января 2008). Дата обращения: 17 февраля 2012. Архивировано 3 июня 2012 года.
  16. ↑ The Military Balance 2022 / International Institute for Strategic Studies. — Abingdon: Taylor & Francis, 2022. — 504 p. — ISBN 9781032279008.
  17. Lenta.ru: Оружие: ВМС Тайваня вооружат подлодки крылатыми ракетами. Дата обращения: 23 февраля 2012. Архивировано 6 марта 2016 года.
  18. Peter Suciu. Harpoon Block II: The Missile That Could Sink the Russian Navy (англ.). 19FortyFive (25 мая 2022). Дата обращения: 25 мая 2022. Архивировано 25 мая 2022 года.
  19. Jack Buckby. Putin Is Angry: Ukraine Is Getting Harpoon Anti-Ship Missiles (англ.). 19FortyFive (25 мая 2022). Дата обращения: 25 мая 2022. Архивировано 25 мая 2022 года.

На вооружении

 Австралия
  • Военно-воздушные силы Австралии

    • F/A-18A/B Hornet
    • F/A-18F Super Hornet
    • AP-3C Orion
  • Королевский австралийский военно-морской флот

    • Фрегаты типа «Анзак»
    • Фрегаты типа «Аделаида»
    • Подводные лодки типа «Коллинз»
 Бахрейн
 Бельгия
  • ВМС Бельгии

    Фрегаты типа «Карел Дорман»

 Бразилия
  • ВВС Бразилии

    Lockheed P-3AM Orion

 Великобритания

Военно-морские силы Великобритании

 Германия
  • Военно-морские силы Германии

    • Фрегаты типа «Бремен»
    • Фрегаты типа «Саксония»
 Греция
  • Военно-морские силы Греции

    • Фрегаты типа «Элли»
    • Фрегаты типа «Идра»
    • Подводные лодки типа 209
    • Подводные лодки типа 214
 Дания
  • Королевские военно-морские силы Дании

    Корабли управления и поддержки типа «Абсалон»

 Египет
  • Военно-воздушные силы Египта
  • Военно-морские силы Египта
 Израиль
  • Военно-воздушные силы Израиля
  • Военно-морские силы Израиля
 Индия
  • Военно-морские силы Индии

    • SEPECAT Jaguar — заказано 24 ПКР Block 2
    • P-8I Poseidon
 Испания
  • Военно-воздушные силы Испании
  • Военно-морские силы Испании
 Канада
 Кувейт
  • ВВС Канады

    • CF-18 Hornet
    • CP-140 Aurora
  • Королевский канадский военно-морской флот

    Фрегаты типа «Галифакс»

 Малайзия

Военно-воздушные силы Малайзии

 Мексика
 Оман
 Нидерланды

Военно-морские силы Нидерландов

 ОАЭ
 Пакистан

Военно-морские силы Пакистана

 Польша

Военно-морские силы Польши

 Португалия

Военно-морские силы Португалии

 Саудовская Аравия
  • Военно-морские силы Саудовской Аравии
  • Сухопутные войска Саудовской Аравии
 Сингапур
  • Военно-воздушные силы Сингапура
  • Военно-морские силы Сингапура
 Таиланд

Военно-морские силы Таиланда

 Китайская Республика — 60
  • Военно-воздушные силы Тайваня
  • Военно-морские силы Тайваня
 Турция
  • Военно-воздушные силы Турции
  • Военно-морские силы Турции
 США
  • Военно-воздушные силы США
  • Военно-морские силы США
 Чили

Военно-морские силы Чили

 Украина

Военно-морские силы Украины

 Республика Корея
  • Военно-воздушные силы Республики Корея
  • Военно-морские силы Республики Корея
 Япония

Морские силы самообороны Японии

Особенности конструкции ПКР «Гарпун»

Конструктивно ракета «Гарпун» состоит из четырех отсеков, в головном или приборном отсеке AN/DSQ-44 расположена аппаратура системы наведения, за ним следует отсек боевой части, обозначаемый WAU-3(V)/B, отсека маршевого двигателя A/B44G-1 и хвостовой отсек.

Ракета имеет цилиндрический фюзеляж с радиопрозрачным обтекателем оживальной формы. Четыре Х-образно расположенных крыла установлены в средней части корпуса ракеты, сразу за отсеком БЧ (на версии UGM, стартующей из аппаратов подводных лодок, крылья складные и раскладываются после старта). Длина ракеты составляет около 4,5 метров для версий надводного (RGM) и подводного запуска (UGM), и несколько меньше, 3,5 метра — для авиационного варианта ракеты (AGM), за счет отсутствия на последней стартового ускорителя.

В качестве маршевого на «Гарпуне» использован турбореактивный двигатель Teledyne CAE J402, разработанным специально для этой ракеты. Воздухозаборник двигателя размещен в нижней части корпуса ракеты, между нижней парой крыльев. Двигатель обеспечивает устойчивый полет на скорости до 850 км/ч и высоте до 900 метров. Для запуска с подводных лодок или надводных кораблей, соответствующие версии ракеты оснащаются твердотопливным стартовым ускорителем, закрепляемым в хвостовой части.

Наведение ракеты осуществляется в две стадии. На первой, ракета следует по заданному курсу на сверхмалой высоте в сторону цели. В рассчитанный момент времени, ракета инициализирует активную радиолокационную головку самонаведения AN/DSQ-28 и начинает поиск цели в секторе 45 градусов от направления полета. Максимальная дальность обнаружения эсминца для современных ГСН составляет, по имеющимся данным, 40 км, а катера — до 18 км.

Как только цель обнаружена, ракета наводится на нее и выполняет атаку двумя возможными способами: либо атакует цель горизонтально, двигаясь параллельно воде на высоте 2-4 метра, либо делает маневр «горка», поднимаясь на высоту до 1800 метров и пикируя на цель. Второй способ атаки был разработан для поражения низкосидящих целей (вроде всплывших подводных лодок) и небольших маневренных катеров.

«Гарпун» является одной из немногих современных американских ракет, не приспособленной к запуску из ячеек установки вертикального пуска Mk-41. Возможность создания «Гарпуна» вертикального запуска обсуждалась ВМФ США, но ее реализация была отложена по финансовым соображениям.

Модификации

  • RGM-84A

    RTM-84A (UTM-84A, ATM-84A) — учебная (T — training) версия RGM-84A с инертной боевой частью.

    (UGM-84A, AGM-84A) — исходная версия ракеты, принятая на вооружение в 1977 году. Имела радиус действия до 140 км и была способна атаковать цель только из пикирования.

  • UGM-84B — вариант ракеты подводного запуска, разработанный специально для Королевского ВМФ Великобритании. Имела несколько меньшую высоту полёта чем UGM-84A. Также была разработана тренировочная версия UTM-84B.
  • RGM-84С (UGM-84С, AGM-84С) — модификация ракеты, появившаяся в 1982 году. Отличалась от RGM-84A исключительно тем, что вместо атаки из пикирования выполняла атаку в режиме скольжения над гребнями волн.
  • RGM-84D (UGM-84D, AGM-84D) — модификация ракеты увеличенного радиуса действия, созданная в 1985 году. Путём замены авиатоплива JP-6 на топливо JP-10 удалось увеличить дальность действия до 220 км (для авиационного варианта). Ракета также имела улучшенные возможности противодействия помехам и два возможных режима атаки: из пикирования, и из горизонтального полёта.
  • AGM-84E SLAM (англ. Stand-off Land Attack Missile) — см. SLAM. Версия ракеты для поражения наземных целей.
  • RGM-84F (AGM-84F) — удлинённая версия ракеты, разрабатывавшаяся в 1989—1993 годах. Имела существенно увеличенный до 315 км радиус действия, режим длительного поиска цели и возможность повторного захода в случае промаха. Из-за увеличенных размеров не влезала в торпедные аппараты, поэтому версии для подводных лодок не существовало. Первая ракета этой серии взлетела в 1991 году, но несмотря на успешные испытания, проект был закрыт в 1993 году.
  • RGM-84G (UGM-84G, AGM-84G) — модификация ракет типа RGM-84С в части добавления функции повторного захода на цель в случае промаха. Также улучшена защищённость от воздействия средств электронного противодействия.
  • AGM-84H SLAM-ER (англ. Stand-off Land Attack Missile – Expanded Response) — усовершенствованная версия SLAM, ракеты для поражения наземных целей имеющая увеличенный радиус действия и новую секцию управления AN/DSQ-61, включающую БЦВМ, инерциальную систему навигации и многоканальный приёмник спутниковой системы NAVSTAR. Разработка начата в 1994 году, начальная оперативная готовность достигнута в марте 2000 года.
  • RGM-84J (AGM-84J) — планировавшаяся в рамках программы «Harpoon-2000» версия универсальной ракеты, способной поражать и корабли и наземные сооружения. Ракета должна была иметь инерциальную систему навигации комплексированную с системами коррекции по данным приёмника GPS и радиолокационной рельефометрической системы для полёта на малой высоте над сушей. ВМФ США не заинтересовался концепцией, и ракета не была реализована.
  • AGM-84K — усовершенствованная версия AGM-84H SLAM-ER.
  • RGM-84L (AGM-84L) — версия ракеты RGM-84J с навигацией по GPS, разработанная для экспортных поставок. ВМФ США изначально не заинтересовался проектом, но ряд стран, включая Египет, ОАЭ и Тайвань приобрели эти ПКР. В частности, 20 ракет были приобретены Индией для вооружения морской ударной авиации. Позднее, ВМФ США также приобрел ограниченное число ракет этой модели.
  • RGM-84M (AGM-84M) — версия ракеты RGM-84L имеющая двусторонний канал передачи данных и разрабатывавшаяся для ВМФ США. За счёт применения этой системы можно было бы реализовывать схемы многовекторной атаки, выводя ракеты на одну цель с нескольких направлений. ВМФ США планировал приобрести 850 модернизационных наборов для переделки существующих ракет в стандарт RGM-84M, но ввиду значительного роста цены ракеты проект был закрыт в 2011 году в пользу перспективной ракеты большой дальности LRASM.
  • RGM-84N (AGM-84N) — также известна как Harpoon Block II+. Наиболее современная версия ракеты, прошедшая испытания в ноябре 2015 и планирующаяся к принятию на вооружение в 2017. Использует новую систему наведения на маршевом участке, включающую навигацию по GPS и интегрированный двухсторонний канал связи с самолетом-носителем, что позволяет корректировать курс ракеты, улучшить селекцию ложных целей (за счет сличения данных ГСН ракеты с данными самолета-носителя) и реализовать возможность одновременного захода нескольких ракет на одну цель с разных направлений — т. н. многовекторной атаки — с целью дезориентировать систему ПВО цели.

История эксплуатации

В 1981 и 1982 годах произошло два случайных пуска ракет Harpoon : , который не причинил никакого ущерба, и другой ВМС Дании, который разрушил и повредил здания в жилой зоне отдыха. Датская ракета была позже известна как ракета ховса (ховса – датский термин для обозначения упс).

В ноябре 1980 года, во время операции Морварид, иранские ракетные катера атаковал и потопил два иракских ракетных катера типа «Оса» ; одним из использованных вооружений была ракета «Гарпун».

В 1986 году ВМС США потопили по крайней мере два ливийских патрульных катера в заливе Сидра. Две ракеты Harpoon были запущены с крейсера USS Yorktown без подтвержденных результатов, а несколько других ракет были запущены с самолета A-6 Intruder, который, как утверждается, поразил свои цели. В первоначальных сообщениях говорилось, что военный корабль США «Йорктаун» поразил патрульный катер, но в отчетах о действиях указывалось, что цель могла быть ложной и что ни один корабль не был поражен этими ракетами.

В 1988 году ракеты Harpoon использовались США потопили иранский фрегат Саханд во время операции «Богомол». Другой был обстрелян иранским ракетным катером типа Kaman Joshan, но не смог нанести удар, потому что быстроходное ударное судно уже было в основном потоплено RIM-66 Standard ракеты. Ракета “Гарпун”, принадлежащая Ирану, была также выпущена по ракетному крейсеру военный корабль США Уэйнрайт. Ракета была успешно уведена мякиной.

. В декабре 1988 г. истребитель F / A-18 Hornet был запущен истребителем F / A-18 Hornet с авианосца USS. Constellation убила одного моряка, когда ударила торговое судно Jagvivek, принадлежащее Индии судно длиной 250 футов (76 м), во время учений на Тихоокеанском ракетном полигоне около Кауаи, Гавайи. Уведомление для моряков было выпущено с предупреждением об опасности, но Ягвивек покинул порт до получения сообщения и впоследствии отклонился в район испытательного полигона, а ракета Гарпун, заряженная только инертной имитацией боеголовки, зафиксировалась на это вместо предполагаемой цели.

Подводная версия Harpoon UGM-84A была снята с вооружения ВМС США в 1997 году, в результате чего подводные силы США остались без противокорабельной ракеты, что не планируется. будет повторно введен в эксплуатацию до тех пор, пока Томагавк Блок IV не будет модифицирован с помощью функции морской атаки по движущейся цели в 2021 году. Во время RIMPAC 2018 гарпун UGM-84 был выпущен военнослужащим USS Olympia по бывшему военному кораблю USS Racine. ВМС США планируют заключить контракт с Boeing в 2019 году на модернизацию и повторную сертификацию ракет UGM-84 Harpoon, чтобы вновь ввести возможности подводных лодок класса Лос-Анджелес.

В июне 2009 года об этом сообщила американская газета со ссылкой на неназванных официальных лиц из администрация Обамы и США Конгресс, что американское правительство обвинило Пакистан в незаконной модификации некоторых старых ракет Harpoon для поражения наземных целей. Пакистанские официальные лица отрицали это и утверждали, что США имели в виду новую ракету пакистанской разработки. Сообщается, что некоторые международные эксперты также скептически относятся к обвинениям. Роберт Хьюсон, редактор журнала Jane’s Air Launched Weapons, указал, что Гарпун не подходит для наземной атаки из-за недостаточной дальности. Он также заявил, что Пакистан уже вооружен более совершенными ракетами пакистанской или китайской конструкции и, следовательно, «вне необходимости перепроектировать старый американский комплект». Хьюсон предположил, что испытанная Пакистаном ракета была частью проекта по разработке ракет с обычным вооружением, способных запускаться с воздуха или с земли, для противодействия ракетному арсеналу ее соперника – Индии. Позже было заявлено, что Пакистан и администрация США достигли своего рода соглашения, позволяющего официальным лицам США проверять запасы ракет Harpoon в Пакистане, и проблема была решена.

Ракета Harpoon также оказалась предпочтительным выбором. для нескольких зарубежных стран по маршруту Продажи военной продукции за рубежом (FMS). В 2020 году его производитель Boeing выиграл два крупных контракта на поставку ракет Harpoon Саудовской Аравии и шести другим странам-партнерам в рамках сделки на 3,1 миллиарда долларов.

Индия также получит ракеты Harpoon в рамках FMS за 155 долларов. сделка на миллион.

Модернизация

Первые версии противокорабельных ракет «Гарпун» компания доработала, создав обновленную модификацию типа «С1», поставки которой продолжались до середины 1980 г. В 1985 году появилась следующая модель рассматриваемого семейства. Изначально она проектировалась для противолодочного комплекса с наземным базированием. Среди новшеств — запоминающее устройство с увеличенной в два раза памятью, появление трех опорных точек на траектории, возможность изменения полета на малых высотах.

Благодаря таким конструктивным изменениям боекомплект стал возможным для использования в закрытых акваториях и в районе островов. Это позволяло скрывать истинное направление нанесения удара, что обеспечивало маскировку носителей и гарантировало возможность атаковать объект с разных точек. На указанной модификации ПКР предусмотрена усовершенствованная ГСН с усиленной защитой от помех. Также не прекращались работы по созданию радиолокационной системы наблюдения. В 1986 году в производство также вошла цифровая методика считывания сигналов.

В версиях C и D применяется топливо с повышенным показателем энергоемкости. Для этого не потребовалось вносить существенных трансформаций и изменений в двигательный агрегат

Важно отметить, что дальность полета увеличилась на 15-20 %. В дальнейшем указанное топливо стало базовым для вновь созданных образцов

В части программного обеспечения также наметились шаги по модернизации.

Cистема наведения ракеты

Противокорабельная крылатая ракета LRASM получила систему наведения, обеспечивающую ее независимость от внешних средств разведки и навигации. В полете ракета способна получать обновленные координаты цели и сигналы управления от носителя (самолета или корабля), а также от  разведывательных самолетов или БПЛА.

В случае обрыва каналов передачи данных (включая GPS) управление LRASM передается бортовому автономному модулю. При этом, подключается введенная в бортовую память перед стартом общая картина обстановки в районе цели. В случае помех для системы GPS дополнительно задействуется инерциальная навигационная система ПКР. Войдя в район цели, для уточнения актуальной обстановки система наведения на короткое время включает бортовую РЛС LRASM.

На конечном участке полета

На конечном участке траектории полета ПКР передает процесс отслеживания места положения и идентификации цели исключительно электронно-оптическим и пассивным радиочастотным сенсорам. Компьютер ракеты сравнивает получаемую от них информацию с бортовой базой данных и введенным перед стартом профилем корабля-цели.

Согласно заявленным требованиям, система наведения гарантирует распознавание между различными кораблями соединения, даже если в строю имеется несколько кораблей одного типа. В случае невозможности надежной идентификации цели LRASM должна прервать атаку, чтобы исключить опасность поражения третьих судов.

«Модернизационный ресурс не исчерпан»

Ключевыми достоинствами ракеты являются весьма скромные массогабаритные характеристики, повышенная дальность, высокая манёвренность и мощная боевая часть. Даже небольшой корабль (водоизмещением около 500 тонн) способен нести до 16 ракет.

Длина корабельной и береговой версий Х-35 составляет 4,4 м; диаметр корпуса — 42 см; размах крыла — 1,3 м; стартовый вес — 670 кг; дальность — до 260—280 км; масса осколочно-фугасной боевой части — 145 кг. Авиационные модификации Х-35 отличаются уменьшенной длиной (3,8 м) и массой (550—650 кг).

  • Х-35У на левом поддвигательном пилоне истребителя Су-35С

Выдающиеся боевые характеристики ракеты были достигнуты благодаря экономичному малогабаритному турбореактивному двигателю и специальному пороховому ускорителю. Инновационная силовая установка придаёт боеприпасу мощный стартовый импульс и позволяет совершать длительный полёт с малым расходом топлива.

Высокая точность и помехозащищённость ракеты обеспечиваются за счёт применения активно-пассивной радиолокационной головки самонаведения (ГСН) АРГС-35 разработки ОАО НПП «Радар-ММС» (Санкт-Петербург). Она осуществляет захват цели на дальности 20—50 км.

«Головка самонаведения исключает использование радиолокационных станций. Ракета самостоятельно движется к цели и осуществляет необходимые манёвры. Точность поражения составляет несколько метров. Правда, ГСН захватывает цель на финальном участке полёта, а после старта ракета использует инерциальную систему управления и средства спутниковой навигации», — отметил Кнутов.

В настоящее время различные модификации Х-35 входят в арсенал российских фрегатов, корветов, малых ракетных кораблей, катеров, боевых самолётов (МиГ-29, Су-30, Су-35,), вертолётов (Ка-27 и Ка-28) и береговых комплексов «Бал». За рубежом Х-35 приняты на вооружение ВМС Индии, Алжира, Вьетнама, Венесуэлы, Туркмении. Копии российской ракеты использует флот КНДР и Мьянмы.

Также по теме

Русский «Викинг»: какими преимуществами обладает новейший зенитный ракетный комплекс «Бук-М3»

Войска Центрального военного округа получат партию зенитных ракетных комплексов (ЗРК) средней дальности «Бук-М3» уже в 2019 году. Об…

В беседе с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский сообщил, что создание Х-35 стало серьёзным успехом оборонной промышленности. На сегодняшний день ракеты ОКБ «Звезда» обеспечивают надёжное сдерживание военно-морских сил потенциального противника. При этом подмосковные инженеры по заказу Минобороны РФ работают над модернизацией Х-35. 

«Х-35 — современное и весьма грозное ударное вооружение, которое полностью отвечает текущим задачам. Ракета завоевала популярность в войсках, в том числе из-за неприхотливости в эксплуатации. Например, она может длительное время находиться в транспортно-пусковом контейнере. Сегодня Х-35 продолжает совершенствоваться. Улучшенные варианты будут обладать большей дальностью и меньшей заметностью», — сообщил Мураховский.

Несколько иной точки зрения придерживается Юрий Кнутов. Как прогнозирует эксперт, широкое распространение крылатых ракет «Калибр» и грядущее появление гиперзвукового комплекса «Циркон» могут привести к постепенному вытеснению корабельных версий Х-35 в ВМФ.

«При всех своих достоинствах Х-35 уступает по дальности «Калибру» и не может сравниться с «Цирконом», который станет, наверное, самым грозным неядерным оружием ВМФ. Скорее всего, эта ракета останется на вооружении катеров и морской авиации, а также будет активно продвигаться на экспорт — её модернизационный ресурс ещё не исчерпан», — резюмировал Кнутов.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий