Специальные самолеты
К специальной авиации относят:
- заправщики ИЛ-78;
- самолеты радиолакационной службы А-50;
- разведчики Ту-214;
- самолеты наблюдения Ан-30.
Заправщики ИЛ-78 (Ил-78М) способны осуществлять заправку других летательных аппаратов в воздухе. Ил-78М перевозит до 35 тонн топлива при дальности полета 4000 км, а при дальности полета 1800 км он способен перевезти до 65 тонн топлива.
Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 применяется для обнаружения летательных аппаратов и кораблей противника, передачи сведений командным центрам, наведения на цели самолетов. Все авиакомплексы базируются на аэродроме Северный в г. Иваново. Постоянно выполняют боевые задачи 10 самолетов (из них 4 модернизированы до А-50У).
Самолет разведки Ту-214. Самолет оснащен радиокомплексом с радиолокационными станциями бокового и кругового обзора, а также системой оптико-электронного наблюдения «Фракция». Первые самолеты переданы авиации в 2016 году, построено 4 разведчика Ту-214Р и Ту-214ОН.
Самолет воздушного наблюдения и фотосъемки Ан-30 был создан для обнаружения замаскированных целей, фотографирования районов военных действий, инфраструктуры. Развитие спутниковых технологий слежения и высокая уязвимость Ан-30 от средств ПВО противника приводят к тому, что он постепенно выводится из эксплуатации. Сейчас в ВКС числится менее 10 самолетов этого типа.
МИГ-29 — самолет, шокировавший запад
Фронтовой истребитель (СССР)
Этот МиГ-29 имеет яркую запоминающуюся окраску и принадлежит пилотажной группе «Стрижи»
К проектированию МиГа-29 — машины, способной сражаться как в ближнем бою, так и на большом расстоянии, бить врага из пушки и поражать управляемыми ракетами, перехватывать воздушные цели с помощью радиолокатора на большой дальности, бомбить наземные объекты, прикрывать с воздуха свои войска, — приступили еще в 1970 году.
Первоначально предполагалось применить классическую аэродинамическую схему: трапециевидное крыло, горизонтальное хвостовое оперение, киль. Была использована та же интегральная компоновка, что и в Су-27. Крыло, выполненное заодно с фюзеляжем, позволило достичь низкого лобового сопротивления и хорошей подъемной силы на больших углах атаки. Еще один киль, установленный как раз над двигателем, обеспечивал машине устойчивость в самых изощренных фигурах высшего пилотажа.
Для быстрого выхода на сверхзвуковую скорость МиГ-29 использует форсаж
В вооружении истребителя появились новые смертоносные ракеты Р-73, предназначенные для ближнего боя в условиях высокой маневренности, с тепловой головкой наведения, управление которой расположено прямо в шлеме пилота, способного теперь «убивать взглядом». В 1977 году МиГ-29 совершил первый полет.
Впоследствии машину опробовали на различных скоростях и высотах, испытывали ее многочисленное оружие. Только с середины 1980-х годов самолет начал поступать на вооружение. Он стал одним из символов последних лет холодной войны и одним из свидетельств советской мощи в те годы. На Западе о нем ходили легенды, пока не обрушился Варшавский договор и пилоты НАТО не получили возможность лицезреть этот самолет воочию и даже встретиться с ним в учебном бою. Сборник Общества британских аэрокосмических компаний (SBAC), изданный в 1998 году, назвал результаты таких поединков шокирующими для Запада.
МиГ-29 ВВС Словакии выруливает на ВПП
Долгая дорога в небо
Американцы всё же опередили нас на несколько лет. F-15 начали поступать на вооружение уже в 1976 году, когда Т-10 был ещё в работе. Однако советские конструкторы сумели извлечь пользу из своего отставания, взяв за основу характеристики уже действующего американского истребителя с целью их улучшения на 10 %.
У колыбели будущего Су-27 стояла элита ОКБ – В.И. Антонов, О.С. Самойлович, В.А. Николаенко. Огромный вклад в его создание внесли первые главные конструкторы Т-10 Н.С. Черняков, М.П. Симонов (позже возглавивший ОКБ), а также бригада проектировщиков под руководством Л. И. Бондаренко.
Одной из особенностей новой машины стало то, что подъёмную силу создавало не только крыло, но и фюзеляж. Это позволило увеличить внутреннее пространство планера, где стало возможным установить вместительные топливные баки и новое электронное оборудование.
Су-27 выполняет «кобру»
С учётом некоторой статической неустойчивости самолёта по тангажу в нём впервые была установлена ЭДСУ — электродистанционная система управления, позаимствованная у дальнего (так и не состоявшегося) ракетоносца Т-4, знаменитой «сотки».
Ставить на крыло Су-27 было доверено прославленному лётчику-испытателю В. С. Ильюшину. Сборка самолётов осуществляется на авиационном предприятии в Комсомольске-на-Амуре. Начало серийных поставок Су-27 – 1984 год, однако официально его приняли на вооружение лишь 6 лет спустя после устранения недостатков. Первые Су-27 выпускались в двух вариантах – серийный Су-27С и перехватчик Су-27П для войск ПВО.
История создания[править | править код]
Начало разработокправить | править код
В конце 1960-х в ряде стран началась разработка перспективных истребителей четвёртого поколения.
Первыми к решению этой проблемы приступили в США, где ещё в был поставлен вопрос о создании преемника тактического истребителя F-4C «Фантом». В марте там была развёрнута программа FX (Fighter Experimental).
Проектирование самолёта по уточненным требованиям началось в , когда самолёт и получил обозначение F-15 «Игл» (англ. Eagle). Победителю конкурса по работе над проектом, фирме «МакДоннел Дуглас», 23 декабря был выдан контракт на постройку опытных самолётов, а в появились первые серийные истребители F-15A «Игл» и «Спарки» TF-15A (F-15B).
В качестве адекватного ответа в СССР была развёрнута собственная программа разработки нового перспективного истребителя следующего поколения, к которой приступило ОКБ Сухого в году. Необходимо было учесть, что назначение создаваемого самолёта — борьба за превосходство в воздухе и что тактика включает ближний маневренный бой, который к тому времени был снова признан основным элементом боевого применения истребителя.
Проектируемый самолёт был призван дать достойный ответ на F-15, который с ускоренными темпами создавался в США.
Прототипыправить | править код
Т-10править | править код
В — стало ясно, что первоначальная компоновка самолёта обладает существенными недостатками. Тем не менее опытный образец самолёта (названный Т-10-1) был создан и поднялся в воздух 20 мая (пилот — заслуженный лётчик-испытатель Герой Советского Союза Владимир Ильюшин).
При одном из полётов Т-10-2, пилотируемый Евгением Соловьёвым, попал в неисследованную область резонансных режимов. Лётчик, пытаясь спасти машину, погиб.
В это время стали поступать данные об американском F-15. Неожиданно выяснилось, по ряду параметров машина не отвечает техническому заданию, и уступает F-15 по многим показателям. Например, разработчики электронной аппаратуры не уложились в отведённые им массогабаритные рамки. Также не удалось реализовать заданный расход топлива. Перед разработчиками возникла нелёгкая дилемма — либо довести машину до серийного производства и сдать заказчику в существующем виде, либо предпринять радикальную переработку всей машины.
В ОКБ Сухого решили сохранить верность многолетним традициям и не стали выпускать посредственную машину.
Т-10С-1править | править код
В кратчайшие сроки была разработана новая машина, в конструкции которой были учтены опыт разработки Т-10 и полученные экспериментальные данные. И уже 20 апреля 1981 года опытный самолёт Т-10-17 (другое обозначение Т-10С-1, то есть первый серийный), пилотируемый В. С. Ильюшиным поднялся в небо. Машина была сильно изменена, почти все узлы рассчитаны «с нуля».
Полученные при испытаниях данные показали, что был создан действительно уникальный самолёт, по многим параметрам не имеющий аналогов в мире. Хотя и тут не обошлось без катастроф: в одном из полётов в критическом режиме из-за разрушения планера погиб Александр Комаров. Некоторое время спустя, на этом же режиме в аналогичную ситуацию попал Н. Садовников. Только благодаря большому мастерству испытателя, впоследствии Героя Советского Союза, мирового рекордсмена, полет завершился благополучно. Н. Ф. Садовников посадил на аэродром повреждённый самолёт — без большей части консоли крыла, с обрубленным килем — и тем самым предоставил бесценный материал разработчикам машины. В срочном порядке были проведены мероприятия по доработке самолёта: усилена конструкция крыла и планера в целом, уменьшена площадь предкрылка.
В дальнейшем самолёт подвергался многочисленным доработкам, даже в процессе серийного производства.
На вооружение Су-27 принят постановлением правительства от 23 августа года, когда были устранены все основные недостатки, выявленные в испытаниях. К этому времени Су-27 уже 5 лет находились в эксплуатации. При принятии на вооружение самолёт получил обозначение Су-27, а в авиации ПВО — Су-27П (перехватчик). Внешне они между собой не отличались, да и внутри практически тоже. Правда, предполагалось, что фронтовой истребитель Су-27 должен иметь возможность поражать наземные цели, но его оборудование не было приспособлено для выполнения подобных задач. Поэтому в дальнейшем название Су-27П практически не применялось.
Обвинения Госдепа
В Госдепартаменте назвали перехват американского самолёта-разведчика российским истребителем «небезопасным» и призвали Москву прекратить подобные сближения во избежание опасных инцидентов в небе.
«Как подтвердило командование военно-морских сил США в Европе, российский Су-27 провёл небезопасное сближение с американским EP-3 в международном воздушном пространстве, российский пилот приблизился на расстояние 5 футов и пролетел непосредственно перед коридором EP-3», — сказала на очередном брифинге представитель внешнеполитического ведомства Хезер Науэрт.
- Истребитель Су-27
- РИА Новости
По её словам, Россия «грубо нарушила существующие соглашения и международные нормы, в данном случае — соглашение о предотвращении инцидентов на и над открытой водой от 1972 года (INCSEA)».
В Минобороны России ранее сообщили, что 29 января над нейтральными водами была обнаружена неопознанная воздушная цель, которая приближалась к границе воздушного пространства РФ.
Также по теме
«Внештатных ситуаций не было»: в Минобороны рассказали о перехвате американского самолёта-разведчика у границ России
В Минобороны России сообщили об отсутствии внештатных ситуаций при сближении Су-27 с американским самолётом радиоэлектронной разведки…
«На перехват цели из состава дежурных сил ПВО был поднят истребитель Су-27, который приблизился к воздушному судну на безопасное расстояние и идентифицировал его как самолёт радиоэлектронной разведки ЕР-3Е Aries II ВМС США», — рассказали в ведомстве.
Отмечается, что экипаж истребителя доложил об идентификации самолёта-разведчика и осуществил его сопровождение, не допуская нарушения им границы воздушного пространства России. При этом экипаж соблюдал все необходимые меры безопасности.
«После того как самолёт-разведчик ВМС США изменил курс полёта на удаление от границы воздушного пространства РФ, российский истребитель Су-27 вернулся на аэродром базирования. Весь полёт российского самолёта Су-27 проходил в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства, никаких внештатных ситуаций не было», — уточнили в оборонном ведомстве РФ.
Между тем военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал отечества» Виктор Мураховский, не согласился с оценкой американской стороны, заявившей, что манёвр российского самолёта представлял опасность.
«Это опять попытка переложить ответственность на РФ. Хотя это не российские самолёты летают вблизи Американского континента. За тысячи километров от своих границ, от своей территории США используют разведывательные самолёты. Регулярно летает там американский беспилотный стратегический летательный аппарат Global Hawk, который неоднократно замечали и над Чёрным морем, и над Украиной вблизи границ РФ. Он ведёт разведку. Поэтому действия наших систем ПВО абсолютно оправданны. Мы в этом случае ничего не нарушаем, и никакого опасного сближения не было», — сказал он в беседе с RT.
- Стратегический беспилотник Global Hawk
- Reuters
Задействованная в Сирии техника
С момента начала операции российских вооруженных сил в САР, состав группировки регулярно менялся. Техника проходит ротацию в связи с изменениями военно-политической обстановки и стоящих перед группировкой задач. Также осуществляется замена техники для проведения ремонтных работ в России и предотвращения чрезмерного износа самолетов.
С территории России осуществляли вылеты на боевые задачи самолеты дальней и стратегической авиации. Начиная с 17 ноября 2015 года, вылеты совершили не менее 6 Ту-160, 5 Ту-95МС и 14 Ту-22М3.
За 3 года проведения операции были задействованы не менее 86 самолетов истребительной и фронтовой авиации, не менее 20 вертолетов.
По данным открытых источников, в Сирии побывали 8 истребителей Су-35, 4 истребителя Су-27СМ, не менее 16 Су-30СМ, 34 бомбардировщиков Су-24 и 12 Су-34. Штурмовые удары наносили 12 Су-25СМ. Так же, по сообщениям СМИ, в феврале 2021 г. в Сирии проходили тестирование в боевых условиях истребители пятого поколения Су-57, в количестве от 2 до 4 машин.
Поддержка авиационной группировки осуществляется самолетами ДРЛО А-50 и разведчиками Ил-20М1. Поддержка российских ССО и сирийской армии осуществляли и осуществляют вертолеты Ка-52, Ми-8, Ми-24 и Ми-28.
Рейтинг автора
Автор статьи
Виталий Рябов
За плечами служба по призыву, а после и по контракту. Сейчас на пенсии.
Написано статей
241
Описание самолёта истребителя Су 27
Су-27 вписывается в традиционную аэродинамическую схему и выполнен по интегральной компоновке со средним расположением крыла с незначительным удлинением. Крыло имеет наплывы, которые образуют плавную кривую сопряжения с фюзеляжем, создавая единое целое с корпусом. Такая компоновка повышает коэффициент подъёмной силы при совершении маневров и увеличивает внутренние объёмы.
В более поздних сериях стреловидность крыла уменьшили, а площадь довели до 62 м2. Форма законцовок крыла стала срезанной и на них разместили торцевые пилоны, которые к тому же играли роль противофлаттерных грузов. Вместо элеронов и закрылков установили флапероны, выполняющих их функции.
На мотогондолах с внешней стороны смонтировали балки и перенесли на них кили. Чтобы улучшить противоштопорные качества самолёта снизу на балках разместили фальшкили. Площади горизонтального и вертикального оперения увеличили для лучшей устойчивости. В хвостовом ласте между силовыми установками поместили контейнер для тормозных парашютов и оборудование отстрела инфракрасных ловушек.
Основные стойки шасси в поздних сериях машины убираются вперёд в мотогондолы, что создало более плавное сопряжение крыла и фюзеляжа. Мотогондолы переделали для двигателей АЛ-31Ф с верхним размещением агрегатов, сами силовые установки защищены от попадания посторонних предметов, опускаемыми решётками на воздухозаборниках. Как выразился генеральный конструктор М.И. Симонов, у Т-10 и Су-27 общее только колёса, остальное изменено.
Машина оснащена двухконтурными турбореактивными двигателями АЛ-31Ф, имеющими повышенную мощность на форсаже и бесфорсажном режиме. Улучшенные газодинамические характеристики турбокомпрессора и особая конструкция воздухозаборников повысили надёжность и устойчивость работы двигателей в режимах глубокого помпажа на сверхзвуке и в условиях прямого, перевёрнутого и плоского штопора.
Самолёт Су 27 схема
Топливная система рассчитана на большой запас горючего, она включает четыре бака: передний фюзеляжный – 4020 л, бак центроплана – 5330 л, два крыльевых отсека – 1270 л, бак в хвосте – 1350 л.
Кабина лётчика оснащена катапультным креслом К-35ДМ. На Су-34 и на Су-27КУБ пилоты размещены по схеме «бок о бок», на остальных двухместных вариантах они расположены тандемом.
Установка на самолёте лазерного дальномера и теплопеленгатора дают возможность пилоту искать и обнаруживать противника в скрытом режиме, не включая бортовую РЛС и не демаскируя своё положение. Эти системы разрешают обнаружить цель спереди на удалении 30 км, в задней полусфере – 15 км.
На большой дальности поражение самолёта противника обеспечивает РЛС Н001 и высокие характеристики оптико-электронной прицельной системы. Основным средством ведения воздушного боя Су-27 стали управляемые ракеты «воздух-воздух» Р-73 и Р-27 средней и малой дальности. Позднее появилась на вооружении Су-27 ракеты средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ).
Лётно-технические характеристики и вооружение самолёта Су 27
- Длина самолёта (со штангой ПВД) – 21,94 м.
- Высота самолёта – 5,93 м.
- Размах крыла – 14,7 м.
- Площадь крыла – 62,94 м2.
- Двигатели – АЛ-31Ф.
- Тяга на форсаже – 2 х 122,59 Кн.
- Тяга на бесфорсажном режиме – 2 х 74,53 Кн.
- Вес пустого самолёта – 16400 кг.
- Максимальный взлётный вес – 28 т.
- Максимальный вес топлива – 9400 кг.
- Нормальный вес топлива – 5270 кг.
- Скорость у земли – 1400 км/час.
- Скорость на высоте – 2500 км/час.
- Практический потолок – 18500 м.
- Дальность полёта – 3680 км.
- Боевой радиус на малой высоте – 420 км.
- Боевой радиус на средней высоте – 1090 км.
- Вооружение — 4 УР «воздух-воздух» Р-73, 6 УР Р-27.
Су-27 и его семейство
Истребитель Су-27 стал родоначальником целого семейства самолётов различного назначения. Самой совершенной и современной из модификаций Су-27, по словам экспертов, является истребитель поколения 4++ Су-35. При его создании использовались инновационные технологии, которые затем применялись при производстве истребителя пятого поколения Су-57. В первую очередь это касается авионики.
Су-35 предназначен для перехвата и уничтожения в дальних и ближних воздушных боях всех классов воздушных целей и борьбы за господство в воздухе. Кроме того, он может использоваться для поражения наземных и надводных военных объектов, прикрытых ПВО и расположенных на значительных расстояниях от аэродрома базирования.
Также по теме
«Одно из приоритетных направлений»: почему в Минобороны РФ говорят о важности развития беспилотной авиации
Создание беспилотников является одним из приоритетов для российских военных. Об этом заявил заместитель главкома ВКС РФ…. Как отмечают в Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), этот самолёт сочетает в себе качества современного истребителя (сверхманевренность, эффективные средства обнаружения, высокая сверхзвуковая скорость и большая дальность полёта, возможность организации групповых действий) и хорошего тактического самолёта (широкая номенклатура вооружений, современная многоканальная система радиоэлектронной борьбы, сниженная радиолокационная заметность и высокая боевая живучесть)
Как отмечают в Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), этот самолёт сочетает в себе качества современного истребителя (сверхманевренность, эффективные средства обнаружения, высокая сверхзвуковая скорость и большая дальность полёта, возможность организации групповых действий) и хорошего тактического самолёта (широкая номенклатура вооружений, современная многоканальная система радиоэлектронной борьбы, сниженная радиолокационная заметность и высокая боевая живучесть).
В зависимости от боевых задач на него могут устанавливаться ракеты «воздух — воздух» и «воздух — поверхность», корректируемые авиационные бомбы, неуправляемые снаряды и разовые бомбовые кассеты. Кроме того, истребитель оснащается 30-мм пушкой ГШ-301.
Су-35 активно применялся ВКС России в ходе боевых действий в Сирии, а также используется во время проведения специальной военной операции на Украине.
В постсоветские годы на базе Су-27 был также создан двухместный фронтовой бомбардировщик Су-34, пришедший на смену Су-24. Эти машины также прошли Сирию и применяются на Украине.
«На Су-34 используется высокоэффективное управляемое вооружение класса «воздух — поверхность» и «воздух — воздух» большой дальности с обеспечением многоканального применения. Он оборудован высокоинтеллектуальной системой радиолокационного противодействия и обороны. Су-34 обладает развитой системой боевой живучести, в том числе на нём установлена бронированная кабина экипажа», — отмечают специалисты ОАК.
- Су-34
Учебно-тренировочные самолеты
Для подготовки курсантов, обучающихся пилотированию Ту-22М3 и Ту-160, применяется Ту-134УБЛ. Также на нем летают действующие пилоты, чтобы сократить выработку ресурса боевых самолетов. В строю и на хранении числится 33 машины.
Реактивный учебно-боевой самолет Як-130, способен нести до 3 тонн ракетного и бомбового вооружения. Производится с 2010 года, к началу августа 2018 года поставлено 106 самолетов.
В учебных частях продолжают нести службу самолеты L-39, созданных в Чехословакии в 1970-1980-е года. Командование ВКС предполагает, что все они будут заменены на Як-130, обладающий более высокими летными характеристиками.
«Самолет изменяемой компоновки»
После того, как стало понятно, что бороться с конкурентами из ОКБ Микояна за получение крупного заказа не придется, ОКБ Сухого в значительно более спокойной, а значит, плодотворной обстановке приступило к доведению своего проекта тяжелого ПФИ до реализации. Было это во второй половине 1972 года. А совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о начале опытно-конструкторских работ вышло только 26 июня 1974 года. К этому времени, по сути, «суховцы» проделали основную часть работы по выбору аэродинамической компоновки самолета и выработке важнейших решений по его конструированию. Но сказать, что все сомнения к тому моменту были разрешены, нельзя. Недаром у сотрудников ОКБ Сухого будущий Су-27 получил неофициальное прозвище «самолета изменяемой компоновки».
Например, открытым оставался вопрос о появлении в компоновочной схеме самолета такого нового для всех элемента, как хвостовые балки, к которым крепилось цельноповоротное горизонтальное оперение. Такое решение многим казалось излишним, и осенью того же 1974 года появился вариант с привычным и, как представлялось, более простым решением: заменой балок на обтекатели. Его приняли в качестве основного, началась работа по подготовке рабочей конструкторской документации по самолету, чертежники приступили к работе… Внезапно в конце сентября уже следующего, 1975 года, аэродинамические испытания показали, что этот вариант значительно хуже прежнего, с балками — и все вернулось к первоначальному проекту.
Первый летный экземпляр Су-27, пилотируемый летчиком-испытателем Владимиром Ильюшиным, совершает посадку (съемка с самолета сопровождения).
В итоге только к июню 1976 года ОКБ Сухого (которым, увы, уже не руководил его создатель — Павел Осипович Сухой, скончавшийся 15 сентября предыдущего года) приступило к рабочему проектирование двух первых опытных летных экземпляров Су-27. Они получили индексы Т-10-1 и Т-10-2, поскольку конструкторский шифр темы в КБ у тяжелого ПФА был Т-10. К этому времени уже полгода как действовало принятое 19 января 1976 года совместное постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР о создании Су-27 как «Единого для ВВС и авиации ПВО истребителя, предназначенного для завоевания господства в воздухе».
Этот документ, который, по советской традиции, окончательно открывал дорогу созданию и принятию на вооружение новых образцов военной техники, предусматривал изготовление в течение 1977-1980 годов пяти опытных образцов самолета (в том числе одного для статических испытаний) силами ОКБ Сухого вместе с серийным заводом и выпуск установочной партии новых истребителей в количестве 13 единиц, один из которых передавался для ресурсных испытаний на прочность. После этого в том же 1980 году, согласно постановлению, должны были начаться Государственные совместные испытания нового самолета.