БПЛА «Firebird»: новый разведчик для ВВС США — пилотируемый самолет и беспилотник

История изобретения и усовершенствования БПЛА

Первым, кто предоставил на обозрение общественности миниатюрное воздушное судно на радиоуправлении, был известный физик и инженер Никола Тесла. Это произошло в году 1899 и произвело настоящий восторг в научном мире.

Чарльз Кеттерин

Через 21 год Чарльз Кеттерин, военный инженер из США предложит свой вариант «беспилотника». Разработанная им конструкция, управлялась с помощью обычного часового механизма. Предназначенное непосредственно для боевого применения устройство, в определенном месте должно было, подобно бомбе, падать вниз на противника, разрушая все на своем пути. Проект талантливого изобретателя был одобрен американским правительством, однако, спустя некоторое время, так и не достигнув массового производства, Кеттерин прекратил свои разработки.

В 1933 году английские ученые и инженеры по заказу правительства сконструировали первый беспилотный летательный аппарат, главным преимуществом которого являлось не только радиоуправление, но и возможность многократного использования. Устройство получило наименование DH.82B Queen Bee. Что касается области применения, то данный БПЛА многие годы использовался в качестве мишени для зенитчиков.

Вторая мировая война внесла свои коррективы в развитие истории мировой авиации, ведь внимание было акцентировано исключительно на вооружении. Три главных участника: Германия, СССР и США боролись за первенство в разработках беспилотных летательных аппаратов, которые можно было бы использовать в качестве радиоуправляемого оружия

Немецкие бомбы Henschel Hs 293 и Fritz X, сконструированные на базе механизма беспилотника, не получили массовое признание военных специалистов, однако существенно повлияли на ход войны, в частности, успешно применялись во время действий на Средиземноморье. Более востребованными оказались беспилотные комплексы Фау-1, с возможностью запуска с земли или воздуха. 

ФАУ-1

После войны США и СССР лидируют в мире по производству беспилотных аппаратов. В настоящее время, первенство в этой сфере принадлежит Америке.

Зенитное наследие

Военный эксперт Антон Лавров — о том, как системы ПВО 1970-х и 1980-х годов внезапно оказались востребованы в XXI веке

Новость о сбитом хуситами над Йеменом беспилотнике MQ-9 Reaper прошла почти незамеченной. Повстанцы уже неоднократно демонстрировали возможности по уничтожению ударных БПЛА своих многочисленных противников. Примерно месяц назад они сбили зенитной ракетой малый ударник MQ-1 Predator, а в апреле Саудовская Аравия лишилась одного из купленных у Китая “Птеродактилей” Wing Loong. Падали от огня немногочисленных средств ПВО йеменских повстанцев даже вполне современные истребители.

БПЛА для мирных целей

Первый беспилотный космический корабль был запущен в СССР в 1960 году. Современные искусственные спутники Земли имеют инновационные технические характеристики и выполняют множество важных задач.

X-47B

С каждым годом механизм современных дронов все больше усовершенствуются. Так, в апреле 2015 года устройство X-47B успешно продемонстрировало первую дозаправку беспилотного самолета. По словам представителя программы Беспилотных боевых воздушных систем ВМФ, возможность получать топливо в воздухе еще больше увеличит дальность полетов.

БПЛА широко применяются в гражданской области, к примеру, в сельском хозяйстве, нефтегазовом секторе, строительстве, промышленности. С их помощью успешно проводятся меры противопожарной безопасности, мониторинг и инспектирование многих сфер деятельности.

Программы создания транспортных БАС

Развитие беспилотных комплексов традиционно идет от систем военного назначения. В боевых операциях экспедиционных сил США на Ближнем Востоке уже несколько лет успешно применяется беспилотный вертолет Kaman. В Израиле идет разработка Air Mule. В США Агентство перспективных оборонных исследований DARPA финансирует программы  VTOL Experimental Plane, корпорация Lockheed Martin ведет программу Aerial Reconfigurable Embedded System (ARES), российский Фонд перспективных исследований финансирует проект “Свободный взлет” по созданию транспортного БЛА внеаэродромного базирования.

Нет сомнений, что эти разрабатываемые технологии будут коммерциализованы и применены для гражданских целей.

Анализ действующих программ создания транспортных БАС гражданского назначения показывает, что эта тематика хотя и не составляет пока главного направления развития беспилотных авиационных систем, тем не менее активно развивается в последние два-три года.

Европейская компания Airbus провела конкурс по разработке грузового беспилотника будущего — Airbus Cargo Drone Challenge. Компания рассматривает его в качестве летного испытательного стенда, который позволит развивать компоненты автономных технологий для будущих решений. Лидер израильской авиационной промышленности —  корпорация IAI проводит исследования по конвертации пилотируемых летательных аппаратов в беспилотные.

С 2015 г. идет франко-германский проект создания беспилотного самолета-амфибии Singular Aircraft.

Размах крыла – 14 м

Взлетная масса – 4000 кг

Полезный груз – 1800 кг

Дальность полета:
с грузом 1100 кг – 1400 км
с грузом 1600 кг – 420 км

Статус: демонстратор

Другой грузовой беспилотник, и тоже амфибийного типа, разрабатывается в рамках американского проекта Natilus.

Взлетная масса – 5,4 т

Полезный груз – 2 т

Дальность полета ~ 2000 км

Статус: испытания демонстратора с размахом крыла 9 м

Коммерческая идея авторов проекта, среди которых есть наши соотечественники, состоит в том, чтобы обеспечить скоростную трансокеанскую доставку контейнерных грузов между крупными портами. Это позволит радикально увеличить скорость перевозки и при этом обойтись без модернизации аэродромной инфраструктуры. На наш взгляд, авторы проекта не учитывают тот факт, что морские перевозки доставляют именно тот сегмент грузов, для которого высокая скорость доставки не является критическим фактором.

Интересной представляется разработка, выполняемая американской компанией Aurora Flight Sciences (в 2017 г. вошла в состав корпорации Boeing), — роботизированный второй пилот. Проект имеет целью заменить второго пилота роботом без существенной модернизации летательного аппарата и его оборудования. На место второго пилота устанавливаются электромеханические приводы, воздействующие на органы управления летательным аппаратом. Система технического зрения, размещенная в кабине пилота, контролирует действия робота.

Израиль

Израиль является одним из лидеров среди производителей БПЛА. Самолётами израильских производителей пользуются десятки стран. В 2009 году был подписан первый контракт на поставку израильских БПЛА в ВС России.

В 2008 году Израиль продал БПЛА на 150 миллионов долларов. А в 2009 году уже на 650 миллионов долларов. В 2010 и 2011 годах было продано израильских беспилотников на сумму в 979 миллионов долларов и 627 миллионов долларов соответственно. В 2012 году была подписана сделка с Индией на общую сумму в 958 миллионов долларов. С 2005 по 2013 год Израиль экспортировал беспилотные летательные аппараты в различные страны мира на сумму в 4,6 миллиарда долларов. Это 10 % от общей суммы экспорта израильского вооружения. По данным института SIPRI (Стокгольм), «в 2001—2011 годах Израиль контролировал 41 % мирового рынка БПЛА». Таким образом, Израиль стал крупнейшим экспортером беспилотников в мире.

Израильские фирмы продают беспилотники в 49 стран. 80 % произведенных в Израиле беспилотников идут на экспорт.

Список производителей и их моделей

Aeronautics Defense Systems
МодельНазначениеНачалоэксплуатацииПостроеноТип двигателяПримечаниеВнешний вид
Aerostarмногоцелевой разведывательный БПЛА
Aerolightмногоцелевой лёгкий разведывательный БПЛА
Aeroskyмногоцелевой лёгкий разведывательный БПЛА
Dominator
Orbiter
BlueBird Aero Systems
МодельНазначениеНачалоэксплуатацииПостроеноТип двигателяПримечаниеВнешний вид
MicroB
Boomerang
SpyLite
Elbit Systems // (Silver Arrow) 
МодельНазначениеНачалоэксплуатацииПостроеноТип двигателяПримечаниеВнешний вид
Darterтактический разведывательный БПЛА ближнего радиуса действия«Silver Arrow» — дочерняя фирма компании «Elbit Systems»
Hermes 90многоцелевой разведывательный БПЛА
Hermes 180
Hermes 450
Hermes 900многоцелевой разведывательный БПЛА
Hermes 1500
Micro-Veeмногоцелевой разведывательный БПЛА ближнего радиуса действия
Skylarkтактический разведывательный БПЛА
Sniperтактический разведывательный БПЛА
E.M.I.T. Aviation 
МодельНазначениеНачалоэксплуатацииПостроеноТип двигателяПримечаниеВнешний вид
Butterfly
Horizon I
Horizon II
Sparrow
Israel Aircraft Industries
МодельНазначениеНачалоэксплуатацииПостроеноТип двигателяПримечаниеВнешний вид
Bird-Eye 400легкий переносной комплекс
Delilah
E-Hunterтактический разведывательный БПЛА
Эйтан (Eitan)
Ghost
Harop
Harpyпротиворадиолокационный БПЛА
Heronразведывательный БПЛА
I-View MK150
Impact
Panther
RQ-2 Pioneerсовместная разработка AAI Corporation (США) и IAI
RQ-5 Hunter
Rangerтактический разведывательный БПЛА
RUAG, Oerlikon ADS 95 RANGERразведывательный БПЛА
Scoutтактический разведывательный БПЛА
Searcherтактический разведывательный БПЛА
Searcher 2тактический разведывательный БПЛА
Innocon Innovative Controllers Ltd.
МодельНазначениеНачалоэксплуатацииПостроеноТип двигателяПримечаниеВнешний вид
Falcon Eye
Micro Falcon (англ.)русск.
Mini Falcon I
Mini Falcon II
Spider
Rafael
МодельНазначениеНачалоэксплуатацииПостроеноТип двигателяПримечаниеВнешний вид
Skylite A, Skylite B«Skylite B» — совместная разработка с компанией «BlueBird Aero Systems»
Tadiran
МодельНазначениеНачалоэксплуатацииПостроеноТип двигателяПримечаниеВнешний вид
Mastiff
Top I Vision
МодельНазначениеНачалоэксплуатацииПостроеноТип двигателяПримечаниеВнешний вид
Casper 250Тактический беспилотный самолёт
Casper 420Тактический беспилотный самолёт
Casper 650Тактический беспилотный самолёт
Casper 800Тактический беспилотный самолёт
AerostatБеспилотный аэростат
Urban Aeronautics
МодельНазначениеНачалоэксплуатацииПостроеноТип двигателяПримечаниеВнешний вид
AirMule
Centaur
X-Hawk
UAS Technologies
МодельНазначениеНачалоэксплуатацииПостроеноТип двигателяПримечаниеВнешний вид
UAS-20

Иран

  • Mohajer 1 Это первый БПЛА разработанный в Иране. Разработан и поступил на вооружение 1985 году. По некоторым данным во время Ирано-Иракской войны применялся даже как ударный БПЛА путём установки 6 гранатометов РПГ-7.
  • Mohajer 2
  • Mohajer 3
  • Mohajer 4 Серия средних(«миди») БПЛА Mohajer предназначена для разведки и наведения лазерных боеприпасов к целям.
  • Nazir
  • Ra’d
  • Ababil Средний(«миди») БПЛА для разведки и атаки целей.
  • Saeghe Средний(«миди») БПЛА предназначен для использования в качестве мишени и в качестве ложной цели для противника.
  • Zohal Микро БПЛА вертикального взлета для тактической разведки.
  • Hod Hod
  • Sabokbal
  • Talash
  • A1 Перспективный средний разведывательный БПЛА
  • Shaparak (Butterfly) Перспективный средний разведывательный БПЛА
  • Karrar (Long Range Attack Drone) Тяжёлый атакующий БПЛА максимальная полезная нагрузка 1 тона. Является основным атакующим БПЛА Иранской армии.
  • Sofreh Mahi (Stealth UCAV) Разрабатывающийся в Иране тяжёлый атакующий БПЛА.Использует стелс технологию. Разрабатывался с применением технологий захваченных на своей территории БПЛА,в том числе технологии RQ-170 Sentinel.Это первый БПЛА Ирана способный конкурировать с современными тяжелыми атакующими БПЛА США и Израиля такими как RQ-170 Sentinel и Elbit Hermes 900.[источник не указан 1859 дней]

Китай


Стратегический БПЛА «Парящий дракон», масса ~7 т


Малозаметный ударный БПЛА Лиянь (летит налево)

Экспериментальный гиперзвуковой БЛА WU-14», предназначен для преодоления противоракетной обороны

Несмотря на то что Китай является абсолютным лидером в производстве съёмочно-игровых квадрокоптеров, которые имели применение в некоторых боевых действиях в Донбассе, в Сирии и в Афганистане эту продукцию всё равно нельзя назвать полноценными беспилотниками, так как их дальность, скорость и автономность достаточно низкие, а также большинство из них непригодны для использования в дожди и морозы.

  • ASN-206
  • AVIC Cloud Shadow
  • БПЛА серии 601-S (КНР)
  • Chengdu Xianglong
  • D-4
  • Wing Loong
  • Цайхун-5
  • DF-ZF

Роль БПЛА в НОАК

Используя большой экономический и технологический потенциал, КНР предпринимает активные усилия для создания армии, в том числе за счёт освоения выпуска беспилотных боевых самолётов. Так, спустя 4 года после показа первого беспилотника на авиасалоне в г. Чжухай, в 2010 г. (там же) демонстрировалось уже 25 моделей различного назначения. Это вызывает  — и не только на западе
, но и в РФ. Область возможного применения военных БПЛА показана в передаче.

Регулирование

В апреле 2018 года вышло постановление правительства Российской Федерации, утвердившее план мероприятий по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров для обеспечения реализации плана мероприятий (дорожной карты) Национальной технологической инициативы по направлению “Аэронет”.
Реализация дорожной карты направлена на развитие и продвижение новых технологий, продуктов и услуг, обеспечивающих приоритетные позиции российских компаний на формируемых глобальных рынках, предусмотренные планом мероприятий Национальной технологической инициативы по направлению “Аэронет”.

Авиационные власти практически всех экономически развитых стран мира, как и международные, декларировали программы, или дорожные карты, интеграции беспилотных (точнее, дистанционно пилотируемых) воздушных судов в общее воздушное пространство. Такие программы ведутся ICAO, FAA, IATA и другими организациями. В России в 2016 г. приняты поправки в Воздушный кодекс, на основании которых ведется разработка подзаконных актов, легализующих применения БВС для задач гражданской авиации, включая грузоперевозки. Главным регулятором процесса является Минтранс России, а интересы уже сформировавшегося в нашей стране беспилотного сообщества представляет Ассоциация разработчиков и эксплуатантов беспилотных авиационных систем “Аэронет”. Снятие законодательных барьеров является также одной из ключевых задач Национальной технологической инициативы (НТИ). Вопросы нормативно-законодательного обеспечения полетов БВС представляют тему для отдельной публикации. В рамках данной статьи необходимо отметить, что процесс формирования нормативно-законодательной базы идет, определены регуляторы и интересанты процесса, от исхода которого зависит, удастся ли нашей стране занять достойное место в первых рядах стран, пользующихся технологическими и экономическими преимуществами от внедрения беспилотных авиационных систем в экономическую и хозяйственную деятельность. Важнейшей предпосылкой для успешного продвижения беспилотных технологий в РФ являются географические особенности ее территории: наличие огромных расстояний, больших пространств с минимальным воздушным трафиком. Это обстоятельство позволяет выделять зоны воздушного пространства для применения беспилотных воздушных судов без ущерба для полетов  на регулярных авиалиниях.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий