Боеприпасы
Для MLRS и HIMARS существуют два семейства боеприпасов:
Боеприпасы MFOM включают следующие типы ракет:
- М26 — неуправляемый реактивный снаряд с кассетной головной частью (субэлементы М77)
- М26А1 — неуправляемый реактивный снаряд с кассетной головной частью (субэлементы М85) и увеличенной дальностью стрельбы (ER MLRS) до 45 км;
- М26А2 — неуправляемый реактивный снаряд с кассетной головной частью ((кумулятивно-осколочные субэлементы М77) и увеличенной дальностью стрельбы (ER MLRS) до 45 км;
- GMLRS М30 — 240-мм управляемый (инерциальная + GPS) реактивный снаряд с кассетной головной частью (субэлементы М85) и увеличенной дальностью стрельбы (ER MLRS) до 70 км;
- М28
М28А1 — 227-мм тренировочный реактивный снаряд с уменьшенной дальностью стрельбы;
— 227-мм тренировочный реактивный снаряд;
- AT-2 — 227-мм кассетный реактивный снаряд — постановщик мин.
Семейство боеприпасов AFOM включает следующие типы ракет ATACMS:
- ATACMS Block I — Тактическая ракета с кассетной головной частью на 950 боевых элементов, дальностью до 165 км и инерциальной системой управления;
- ATACMS Block IA — тактическая ракета с кассетной головной частью на 300 боевых элементов, дальностью до 165 км и инерциальной системой управления (СУ) комплексированной с приемником GPS, вертикальным конечным участком траектории и дальностью стрельбы до 300 км;
- ATACMS Block IA Unitary — тактическая ракета с фугасной боевой частью (БЧ) весом 500 фунтов (226,8 кг), инерциальной системой управления (СУ) комплексированной с приемником GPS и дальностью стрельбы до 270 км;
- ATACMS Block II — тактическая ракета с кассетной головной частью на 13 самоприцеливающихся боевых элементов BAT и дальностью стрельбы до 140 км;
- ATACMS Block IIA — тактическая ракета с кассетной головной частью на 6 самоприцеливающихся боевых элементов BAT (улучшенной конструкции) и дальностью стрельбы до 220 км.
Среднемагистральный авиалайнер Ту-214
Авиалайнер Ту-214 авиакомпании «Россия» //Фото ОАК
Возобновление производства советского среднемагистрального авиалайнера Ту-214 началось на Казанском авиастроительном заводе им. Горбунова в апреле 2022 года. Как сообщают СМИ, там заложили серию из 20 таких самолетов, первые из которых будут готовы уже в начале 2023 года.
«Мы действительно запускаем в производство партию в 20 машин на ближайшие несколько лет совместно с нашими партнерами по кооперации… В стапелях агрегатной сборки находится первый самолет этой партии. В цехах ведется изготовление деталей для последующих самолетов. Программа предусматривает сдачу первых самолетов в 2023 году», — пояснил генеральный директор «Объединенной авиастроительной корпорации» Юрий Слюсарь. Всего до 2030 года планируется построить не менее 70 таких авиалайнеров.
Самолет советской разработки перед запуском на производственные линии модернизировали. Как рассказал Юрий Слюсарь, самолеты будут довольно комфортными для пассажиров: их оснастят новым светотехническим оборудованием, креслами, изготовленными по международным стандартам, полками для багажа, системой кондиционирования. В правительстве России уверены, что Ту-214 в ближайшие годы станет основным самолетом в пяти российских авиакомпаниях. Однако сами авиакомпании не спешат делиться планами его приобретения: на сегодня о том, что Ту-214 появится в их флоте заявили только «Аэрофлот» и Azur Air.
Ту-214 совершил первый коммерческий полет в 2001 году для авиакомпании «Дальавиа». Это двухмотроный низкоплан с пассажирским салоном на 210 человек в одноклассной компоновке, двигателями ПС-90А, способный в максимальной загрузке совершать полеты дальностью до 3600 км. В Российских авиакомпанийх в 2001 — 2016 годах эксплуатировалось почти 45 самолетов этого типа.
Куртка ВВС США
Этот кожаный предмет одежды может похвастаться столетней историей. Куртка ВВС США для американских пилотов становится настоящим символом. Она безошибочно узнаваема не только у себя на родине, но и в других странах.
Изначально было две утеплённых зимних модели А-2, G-1, способные согреть пилота в не отапливаемой кабине самолёта. Со временем куртки стали легче и разнообразнее: В-3, В-15, МА-1.
Куртка ВВС США
ВВС США
Кроме того, Вы можете скачать приложение USAPROSTO RU в Google Play Маркет и оставаться в курсе последних новостей о США и странах Европы https://play.google.com/store/apps/details?id=com.wUSAPROSTORU_14449405
Немного истории
Американцы первую летающую РЛС TBM-3W создали еще в ходе второй мировой войны, оборудовав в 1944-м радаром AN/APS-20 палубный торпедоносец Grumman Avenger. Затем эти радары установили на бомбардировщиках Boeing B-17.
В апреле 1965 года на вооружение советских ВВС был принят самолет радиолокационного дозора и обнаружения морских и воздушных целей Ту-126 (КБ Андрея Туполева) с радиотехническим комплексом (РТК) «Лиана».
Палубный АВАКС третьего поколения Northrop Grumman E-2 Hawkeye (первые поставки в 1964 году) с его модификациями до сих пор остается главным «летающим радаром» военно-морского флота США. В 2010 году ВМФ США начали замену старых комплексов на его последнюю модификацию — E-2 Advanced Hawkeye c новейшей радиолокационной системой AN/APY-9 с АФАР.
Самолеты Boeing E-3 Sentry (поставки войска начались в 1977 году) стали базовыми для системы ДРЛО и У американских ВВС, а затем для группировки АВАКСов стран НАТО. Великобритания получила эти системы фактически последней, поскольку изначально делала ставку на самолет собственной разработки Nimrod AEW.3, но эта программа потерпела крах.
Самолеты
Вся боевая авиация, которая находится на вооружении ВВС США можно разделить на:
- стратегическую;
- тактическую;
- разведывательную.
Стратегическая бомбардировочная авиация ВВС США представлена самолетами В-52Н, В-1 и В-2А.
Бомбардировщик В-52Н могут нести на борту крылатые ракеты воздушного базирования большой дальности. Эти самолеты были разработаны еще в 50-е годы прошлого столетия, но и сегодня они являются основой американской стратегической авиации. Более того, принято решение о продолжении эксплуатации этой машины до 2040 года. В ближайшие годы на модернизацию В-52Н будет потрачено почти 12 млрд долларов.
В-2А – самый дорогой самолет в мире. Он выполнен по схеме «летающее крыло» и при его изготовлении активно применялись стелс-технологии. В конструкции этого бомбардировщика использованы радиопоглощающие материалы. Не так давно В-2А прошли модернизацию. Этот самолет предназначен для прорыва глубоко эшелонированной противовоздушной обороны противника.
В-1В. Сверхзвуковой самолет с изменяемой стреловидностью крыла. Эта машина создавалась для преодоления неприятельской ПВО на малых высотах с возможным огибанием рельефа местности. Сегодня эти самолеты переоборудованы для ударов неядерными боеприпасами, в строю остается более 60 машин В-1В. Планируется их модернизация.
Тактическая авиация ВВС США представлена: истребителями F-15, F-16, F-22A и F-35A, штурмовиками А10 «Тандерболт», а также разведывательными самолетами.
F-15E Strike Eagle и F-15 Eagle – это первые американские машины четвертого поколения, разработанные еще в 70-х годах прошлого столетия. Они предназначены для завоевания господства в воздухе. Ни один из самолетов F-15 Eagle еще не был потерян в воздушных боях, эту машину планируют использовать до 2025 года.
F-16 – самый массовый истребитель четвертого поколения, он составляет костяк истребительной авиации ВВС США. Эта машина отличается своей универсальностью, невысокой стоимостью и прекрасными летными характеристиками.
F-22 Raptor – это единственный истребитель пятого поколения, который выпускается серийно, этот самолет является самой дорогой машиной в своем классе.
F-35 Lightning II – еще один истребитель пятого поколения, в настоящее время он проходит стадию доработки.
A-10 Thunderbolt II – штурмовик, изначально предназначавшийся для уничтожения танков и другой бронетехники противника. Современные модификации (версии A-10C) этой машины оснащены современным электронным оборудованием, могут использовать высокоточные боеприпасы. «Бородавочников» планируют использовать до 2028 года.
Lockheed AC-130 Spectre – это весьма интересный самолет, настоящая летающая артиллерийская батарея для поддержки сухопутных войск. На борту самолета установлены артиллерийские и автоматические орудия. Этот самолет оборудован совершенной системой прицеливания и управления огнем. Отлично подходит для противопартизанской войны.
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА). В последние годы значительно возросла роль БПЛА. Теперь они выполняют не только разведывательные, но и ударные задачи.
MQ-1 Predator. Это многоцелевой аппарат, который может выполнять как разведывательные, так и ударные функции. Успешно применялся в Ираке, Афганистане, постепенно замещается более современным MQ-9 Reaper.
MQ-9 Reaper. Более современный БПЛА, оснащенный турбовинтовым двигателем, который позволяет MQ-9 находиться в воздухе 24 часа. Сейчас на вооружении военно-воздушных сил США находятся чуть больше сотни таких машин.
Разведывательная авиация. К ней относятся разведывательные самолеты RC-135 и U-2S, а также самолеты ДРЛО Boeing E-3Sentry и Boeing 737 AEW&C. Кроме того, для выполнения разведывательных функций используются БПЛА.
К вспомогательной авиации ВВС США относится авиация специальных сил, военно-транспортная авиация, самолеты-заправщики и тренировочные машины.
ВВС США располагают огромным флотом стратегических и тактических военно-транспортных самолетов, что позволяет перебрасывать значительное количество войск и грузов в любую точку планеты. К стратегическим транспортникам относятсяBoeing C-17 Globemaster III и различные модификации C-5 Galaxy, общее их количество составляет примерно 300 самолетов, а к тактическим транспортным самолетам относится Lockheed C-130 Hercules (500 единиц).
К авиации Сил специальных операций относятся: CV-22, EC-130E/J, АС-130, МС-130Н, М-28, U-28A, РС-12, WC-130.
Системы HIMARS — дальность стрельбы и другие характеристики
Первая информация о создании HIMARS появилась в 1994 году. Да, оружие уже не такое современное, как многие предполагают. Данная РСЗО создана на основе пятитонного трехосного шасси FMTV . Машина может нести шесть реактивных снарядов калибром 227 мм, либо одну баллистическую оперативно-тактическую ракету. Ближайшим родственником американских «Химарсов» является M270 MLRS. Эта система имеет гусеничное шасси, а также отличается количеством пусковых контейнеров.
Первые поставки РСЗО HIMRS в армию США начались в начале 2000-х годов. В 2011 году эти машины также поступили на вооружение в армию Сингапура. Вместе с самими установками Сингапуром были закуплены ракеты XM31, которые обладают инерциальной системой управления с GPS, а также унитарной фугасной боевой частью. Что это означает?
Система инерциального управления позволяет оператору определять параметры движения и местоположения ракеты методом, основанным на свойстве инерции тел. То есть используются акселерометры, гравиметры, наклономеры и прочие подобные датчики. В результате отсутствует вероятность помех и потери связи с внешними источниками информации. Вместе с датчиком GPS, обеспечивается точность и надежность позиционирования ракеты.
Что касается боевой части — основным поражающим элементом фугасных зарядов являются продукты взрыва. При этом средство воспламенения и заряд находятся в одном блоке. Отсюда и такое название снаряда — «унитарный».
M142 HIMARS может пускать ракеты типа «земля-воздух»
Возможности M142 HIMARS зависят в первую очередь от типа боеприпаса. Условно все боеприпасы можно поделить на три основных типа: неуправляемые реактивные ракеты, с инерциальной системой управления, а также с самоприцеливающимися боевыми элементами. Наиболее массовыми являются ракеты GMLRS М30, которые оснащены инерциальной системой управления и кассетной боевой частью. Дальность стрельбы такими боеприпасами достигает 70 км.
Самыми дальнобойными являются ракеты ATACMS Block IA. Они поражают цели на расстоянии 300 км. Эта ракета обладает кассетной боевой частью на 300 элементов и системой управления. Надо сказать, что по некоторым данным реальная дальность боеприпасов выше заявленного, однако характеристики засекречены.
Ракеты ATACMS Block IA способны поражать цели на расстоянии до 300 км
Боеголовки с кассетными зарядами разрываются над целью, после чего на нее обрушиваются шарики со скоростью до 3600 км/ч. В результате повреждаются автомобили, военная техника, склады с боеприпасами, живая сила противника и пр. Действие таких ракет можно представить, как выстрел из гигантского дробовика. Подробнее мы рассказывали о кассетных зарядах в посте, посвященном запрещенным видам оружия.
Кроме того существуют ракеты осколочно-фугасной боевой частью — M31 и M31A. Они способны поражать живую силу противника, военную технику и строения ударным действием. Такие ракеты более эффективны, когда противник находится в укрытии.
Многие задаются вопросом — могут ли современные средства ПВО, такие как С-300 и С-400, противостоять американскому РСЗО? На самом деле однозначного ответа нет. Эти системы ПВО считаются одними из лучших в мире. Однако прогресс существует и в области создания ракет РСЗО. Многие современные ракеты способны изменять траекторию полета, что усложняет их уничтожение в воздухе. Реальных же ситуаций, когда «Химарсам» противостояли российские системы ПВО, еще не было.
Торнадо-С — самая мощная реактивная система залпового огня в мире
Учебно-тренировочные самолеты
Для подготовки курсантов, обучающихся пилотированию Ту-22М3 и Ту-160, применяется Ту-134УБЛ. Также на нем летают действующие пилоты, чтобы сократить выработку ресурса боевых самолетов. В строю и на хранении числится 33 машины.
Реактивный учебно-боевой самолет Як-130, способен нести до 3 тонн ракетного и бомбового вооружения. Производится с 2010 года, к началу августа 2018 года поставлено 106 самолетов.
В учебных частях продолжают нести службу самолеты L-39, созданных в Чехословакии в 1970-1980-е года. Командование ВКС предполагает, что все они будут заменены на Як-130, обладающий более высокими летными характеристиками.
РСЗО «Смерч» и другие знаменитые предки
Предшественником РСЗО «Торнадо», как мы сказали выше, является 300-миллиметровая реактивная установка залпового огня “Смерч”. Военными аналитиками и экспертами из США она была включена в список самых смертоносных видов оружия, которым остается по сей день.
РСЗО «Смерч» — предшественник современных «Торнадо»
Система была представлена в 1987 году, и на момент создания являлась самой дельнобойной. Она способна поражать цели на расстоянии в 120 км. Для данного РСЗО со временем было создано множество различных видов боеприпасов. Среди них были ракеты с самоприцеливающейся кассетной боевой частью, а также с термобарическими зарядами. В чем особенность термобарического оружия, мы рассказывали ранее.
Предшественниками же “Смерчей” были 220-миллиметровые РСЗО “Ураган” и 120-миллиметровые РСЗО “Град”. Системы «Град» являются, пожалуй, наиболее массовыми и известными. Их выпускали в период с 1960 по 1988 гг. По сути, данная РСЗО — потомок легендарной “Катюши”, ставшей грозой в ВОВ. По сей день «Ураганы» и «Грады» стоят на вооружении многих стран.
Разумеется, “Ураган” и “Град” по дальности стрельбы и мощности сильно уступают российскому “Торнадо” и американскому HIMARS. Они способны поражать цели на расстоянии не более 35-40 км. Тем не менее, это оружие тоже показывает высокую эффективность.
Модель РСЗО | Калибр | Дальность стрельбы | Время свёртывания |
---|---|---|---|
M142 HIMARS | 227 мм | 70 км | 3 минуты |
M142 HIMARS | 227 мм | 300 км | 3 минуты |
Торнадо | 300 мм | 200 км | 1 минута |
Торнадо | 120 мм | 200 км | 1 минута |
Смерч | 300 мм | 120 км | |
Град | 300 мм | 35-40 км |
5.4. Средства непосредственной радиоэлектронной разведки
На самолете используются 2 типа средств непосредственной радиоэлектронной разведки (НРЭР): система предупреждения об облучении и управления работой САП, а также система детальной радиоэлектронной разведки.
Первая из них (в настоящее время AN/ALR-46, в последующем – AN/ALR-69) устанавливается на каждом самолете, вторая (АN/ALQ-133) – на одном самолете из ударной группы. AN/ALR-46 – цифровая система, способная проводить анализ радиоэлектронной обстановки, определять тип облучающего РЭС и оценивать степень угрозы защищаемому самолету. Система имеет следующие характеристики:
- диапазон разведуемых частот 2÷18 ГГц;
- скорость обработки принимаемых сигналов – свыше 80000 импульсов в секунду;
- число РЭС, оцениваемых одновременно – 16;
- общее число РЭС, характеристики которых находятся в памяти системы, – до 130.
Наряду с определением параметров облучающего сигнала и типа РЭС система осуществляет пеленгацию источника излучения.
Данные с процессора системы поступают для управления САП, устройством выброса, а также летчику в звуковой и визуальной форме с целью предупреждения его об открытии огня, направлении атаки и т.д. Возможна также передача данных для захвата сигнала РЭС головкой самонаведения ракеты класса “воздух-РЛС”.
Основное назначение системы – определение характеристик импульсных РЛС, однако модификации позволяют работать и с непрерывными сигналами, а также с сигналами более низких частот (до 500 МГц).
Истребители
Многоцелевой истребитель поколения «4++» Су-35, поступающий в войска с 2014 года. По всем своим характеристикам, за исключением технологии малой заметности («Стелс»), самолет удовлетворяет требованиям, предъявляемым к истребителям 5-го поколения. По состоянию на январь 2021 г. в ВКС России числилось 70 машин данного типа. Всего до 2021 года планируется поставка 98 истребителей.
Истребитель Су-27. Всепогодный истребитель 4-го поколения, состоящий на вооружении с 1982 года. Именно на основе этого самолета были разработаны новейшие Су-30, Су-34 и Су-35. По состоянию на 2021 год ВКС имели 119 самолетов Су-27, из них более половины прошли глубокую модернизацию.
Истребитель-бомбардировщик Су-30 предназначен для завоевания господства в воздухе. К сентябрю 2021 года военная авиация России располагает 103 единицами Су-30СМ и 20 единицами Су-30М2. Все самолеты произведены не ранее 2010 года.
Истребитель МиГ-29. Самый массовый из действующих истребителей отечественного производства, производящийся с 1982 года. По состоянию на 2021 год в строю числилось 168 истребителей разных модификаций. Из них более 70 самолетов прошли модернизацию после 2009 года. Планируется постепенная замена на МиГ-35.
Узнай: Можно ли взять академический отпуск для службы в армии
Высотный сверхзвуковой перехватчик МиГ-31, вставший в строй в 1981 году. ВВС располагают 120-ю машинами данного типа. Ожидается, что до 2021 года все самолеты будут модернизированы до уровня МиГ-31БМ, 10 машин прошли модернизацию для возможности несения сверхзвуковых ракет «Кинжал».
Дальнемагистральный авиалайнер CR 929
Авиалайнер CR929
Предварительное соглашение о разработке нового современного дальнемагистрального самолета CR929 российская ОАК и китайская COMAC подписали еще в 2014-м, а спустя 2 года и основной договор. В 2021 году на заводе COMAC в Китае началась сборка первого образца лайнера. По первоначальному плану поставить первый серийный самолет планировалось в 2027 году.
Этот самолет позиционируют как конкурент пассажирским самолетам Boeing-777 и A330, способный пролететь 12 тысяч км. Он должен получить два двигателя: проект предполагает установку американских General Electric или британских Rolls-Royce. Однако, с изменением в геополитике эти планы могут не осуществиться. Поэтому, скорее всего, этот проект будет оснащаться российскими двигателями ПД-35, когда они будут приняты в эксплуатацию.
Кроме двигателей, российская сторона в этом проекте отвечает за механизацию крыла, центроплан и консоли крыла. В зоне ответственности Китая находились вертикальное и горизонтальное оперение, фюзеляж и обтекатель.
Идея совместного проекта дальнемагистрального лайнера родилась на основании потребностей российсих и китайских авиакомпаний в недорогом, надежном дальнемагистральном лайнере, эксплуатация которго бы не зависела от политической воли стран-производителей
Кроме того, новый игрок на олигополическом рынке гражданской дальней авиации мог привлечь внимание авиакомпаний из стран, не входящих в «западный» блок: те с удовольствием бы перешли на использование не-американской и не-европейской авиатехники.Однако пока что дела по проекту CR 929 продвигаются медленно: стороны соглашения конфликтуют, выясняя кто и что должен делать
Боевое применение M142 HIMARS
На второй день операции Моштарак, крупнейшей с начала военных действий в Афганистане в 2001 году наступательной операции ISAF, начавшаяся в ночь с 12 на 13 февраля 2010 года в провинции Гильменд в южном Афганистане, две американские ракеты, запущенные с пусковых установок HIMARS, попали в дом рядом с городом Марджа, при этом погибло 12 мирных жителей. ISAF приостановили использование HIMARS до полного изучения инцидента. Британский офицер позже сказал, что ракеты попали в цель, что цель использовалась талибами, и применение системы было возобновлено. В сообщениях указывается, что гибель мирных жителей произошла из-за использования талибами живых щитов. Силам ISAF не было известно о присутствии гражданских лиц в этом месте.
В ночь с 7 на 8 февраля 2018 года подразделения ВС США, входящие в состав международной коалиции, в ходе боестолкновения под Хашамом в сирийской провинции Дейр-эз-Зор нанесли ракетно-бомбовые удары и применили HIMARS против батальонной группы сирийских проправительственных сил.
Особенности конструкции M142 HIMARS
В состав системы залпового огня HIMARS входят:
- боевая машина М142;
- транспортно-заряжающая машина;
- неуправляемые и управляемые реактивные снаряды;
- средства управления огнем.
Боевая машина М142 выполнена на модифицированном шасси 5-т грузового автомобиля Stewart & Stevenson с колесной формулой 6х6. Двигатель — дизель Caterpillar 3116 ATAAC с газотурбинным наддувом, объемом 6.6л, мощностью 290 л.с. при 2600 оборотов в минуту. Число цилиндров — 6. Запас топлива — 56 галлонов, запас хода — 480 км. Трансмиссия — Allison автоматическая, семискоростная. Подвеска — параболическая с листовыми рессорами. Дорожный просвет — 564мм. Преодолеваемые водные преграды глубиной до 0.9м. Расчет боевой машины — 3 человека (водитель, наводчик-оператор и командир БМ), но по мнению разработчиков системы в особых условиях огонь может вести один номер расчета.
Артиллерийская часть не имеет постоянного пакета направляющих. В качестве пакета направляющих используются стандартные одноразовые транспортно-пусковые контейнеры боевой машины РСЗО MLRS. Стрельба может быть осуществлена всеми типами неуправляемых и управляемых реактивных снарядов системы MLRS, а также управляемыми ракетами MGM-140 и MGM 164 оперативно-тактического комплекса ATACMS. После стрельбы отстрелянные ТПК заменяются снаряженными. ТПК снаряжаются реактивными снарядами и герметизируются на заводе-изготовителе. Стандартные транспортно-пусковые контейнеры весят 2270 кг и включают шесть труб из стекловолокна, жестко скрепленных обоймой, выполненной из алюминиевого сплава. Внутри направляющих имеются спиральные металлические полозки для придания снаряду вращения против часовой стрелки с частотой 10–12 об/мин при выстреле. Пуск снарядов осуществляется непосредственно из сменных контейнеров. Снаряды могут храниться в таких контейнерах в боеготовом состоянии в течение 10 лет.
Система управления огнем, блоки электроники и связи совместимы с аналогичными элементами боевой машины М270А1 реактивной системы залпового огня MLRS. В настоящее время разработан вариант модернизированной боевой машины М142. Модернизированная БМ оснащена недорогим пультом управления огнем, имеет усовершенствованные интерфейсы (т.е. элементы и блоки, с помощью которых осуществляется эксплуатация) системы вооружения, механизм горизонтального наведения, процессор блока навигационной системы определения местоположения пусковой установки и интерфейс связи V.24. Тактика применения и обучение как для РСЗО MLRS.
Транспортно-заряжающая машина представляет собой грузовой автомобиль (6Х6) с бортовым краном и прицепом. В задней части грузового автомобиля смонтирован подъемно-поворотный кран, с помощью которого осуществляется загрузка и разгрузка контейнеров. На машине и прицепе перевозятся по два ТПК.
Боевая машина может транспортироваться транспортным самолетом С-130 Hercules. Время перевода в боевое положение после выгрузки из самолета составляет 10 мин. БМ М142 обладает высокой мобильностью и после залпа способна с высокой скоростью покинуть огневую позицию, прежде чем средства противника определят ее.
Первые пробы
В конце 1940 года авиаконструктором С.А. Кочеригиным был представлен руководству авиапромышленности СССР эскиз многоцелевого (включая штурмовик) одноместного самолёта поля боя (обозначение ОПБ). Для получения хорошего, (до 15 градусов), обзора вперед-вниз из кабины пилота конструктор осознанно ухудшил некоторые аэродинамические свойства машины. Были увеличены размеры кабины и применено высокое расположение летчика. Однако проект не реализовался из-за отсутствия подходящего двигателя. К этому времени среди конструкторов все более утверждалось мнение, что хороший обзор вперед-вниз можно достичь, используя оригинальные схемы конструкции машин.
В это же время группой конструкторов А.А.Архангельским, И. В. Веневидовым и Г. М. Можаровским был разработан проект двухбалочного самолета с фюзеляжем по типу гондолы и двигателем с толкающим винтом. Двое последних были конструкторами-оружейниками и являлись авторам нового вида вооружения — комбинированного артиллерийского вооружения с бомбардировочным — КАБВ. Для отработки изобретения требовался самолет-штурмовик специальной конструкции. Схему такого самолета они предложили. Предложенный ими проект был интересен тем, что обеспечивал угол обзора вперед-вниз из кабины пилота около 15 градусов. Макет с многочисленными рекомендациями по доработке был утвержден. Но начавшаяся война не позволила завершить проект.
АВАКСы в мировом масштабе
В настоящее время помимо России и США еще 21 страна обладает самолетами такого класса. Всего во всем мире насчитывается более 230 самолетов ДРЛО и У. У Соединенных Штатов их 33.
В начале 90-х годов прошлого века на рынок буквально ворвались самые совершенные на тот момент израильские и шведские системы, оснащенные радарами с АФАР. Phalcon – разработка компании Elta Systems (подразделение израильского концерна IAI). Erieye – разработка шведской компании Ericsson (сейчас в составе Saab AB).
Российско-израильский проект по продвижению на китайский рынок самолета А-50АИ с РЛС EL/M-2075 комплекса Phalcon в конце 90-х потерпел неудачу. Израиль блокировал сделку под давлением США. Однако Индия приобрела три А-50EI, поставки завершились в 2011 году.
Отельная тема – легкие самолеты ДРЛО. Phalcon в этом направлении развилась в Eitam — израильская РЛС, установленная (антенны по бортам фюзеляжа) на американском бизнес-самолете Gulfstream G550.
Шведские конкуренты создали легкий самолет R.99 (ЕМВ-145AEW) — комплекс Erieye, установленный на бразильском региональном самолете Embraer EMB-145.
Американцы «легкий» проект Е-737 был создан на базе широко распространенного пассажирского самолета Boeing 737 (разработка – Boeing и Northrop Grumman)
Китайцы создали комплекс KJ-2000 – клон советского Ил-76МД и и радар с АФАР собственной разработки. Параллельно разрабатывался более легкий ZDK-03 на базе транспортника Shaanxi Y-8 – клона советского транспортника Ан-12.
.