Dewoitine D.520 – крылатая мисс Франция

700

ModèlesMB700
Prototype19/4/1940
PiloteRastel
Production (1)1
Envergure5, 98 m
Longueur4, 93 m
Hauteur1,67 m
Surface Alaire12, 40 m2
Poids à vide1850 kg
Poids en charge 
Capacité de charge 
Poids maximum 
Vitesse maximum380 Kmh à 4000 m (2)
Vitesse ascensionnelle 
Plafond 
Rayon d’action maximum à 5500 m2h00
MotorisationGnôme -Rhône 14 M6
Cylindres14 radial
Refroidiss.Air
Puissance décollage700 CV
Puissance à 
Tours/minute 
HéliceNomGnôme -Rhône tripale acier
Diam.2,9 m
Carburateur 
Rés.fuselageType AVIAL soudé 
Réservoir huile type AV IAL soudé 
ArmementMitrailleuses2 X MAC 34 7,5 mm
Canons2 X Hispano HS 404 de 20 mm

Номера итальянского военного регистра, присвоенные истребителям D.520

MM 33, 156, 353, 359, 413, 421, 426, 427, 451, 461, 503, 508, 509, 510, 515, 516, 518, 520, 522, 524, 525, 526, 527, 530, 533, 534, 554, 563, 564, 573, 575, 589, 596, 597, 598, 616, 636, 653, 656, 668, 671, 672, 675, 678, 679, 680, 681, 682, 683, 90935, 90941, 95936, 95941

Примечания к списку:

  1. Этот список, очевидно, не является исчерпывающим
  2. Итальянские номера военного регистра (MM) показывают порядковые номера французских машин
  3. По соображениям стандартизации итальянская авиационная администрация в определенный момент времени присвоила бывшим французским D.520 новые номера военного регистра, зарезервированные для самолетов истребительной авиации. На 31 июля 1943 года в Regia Aeronautica числились 46 «девуантинов», 39 из которых уже получили MM серий 95919-95949 и 99078-99085.
  1. В первые месяцы 1943 года структура CIAF претерпела серьезные изменения, связанные с новой политической ситуацией во Франции. Контрольная комиссия была распущена, и 13 апреля 1943 года функции представительства в Провансе (Delegazione délia Provenza) были переданы авиационному командованию «Прованс» (Commandement Aéronautique de Provence) под управлением генерала Ланцафаме (Gen. Lanzafame)
  2. Письмо Segreto/550 под заголовком «Avions français butin de guerre»
  3. Giacomo Manfredi. «Vespa 2 — 85 Squadriglia. Storia del’Asso del Vaviazione da caccia italiana Luigi Gorrini M. O. al V. A», STEMM Mucchi, Modène 1978, pp. 164-165. Сражение 15 июня 1940 года, на которое ссылается Горрини, произошло между двенадцатью истребителями Fiat CR 42 3-го полка и двумя D.520 из группы GC III/6. Младший лейтенант ле Глоан (Adj Le Gloan) в течение нескольких минут сбил 4 «Falco», а вскоре после этого уничтожил разведчик Fiat BR 20.

Dewoitine 530

В конце весны 1938 года производство прототипов истребителя D.520 было практически завершено. В течение некоторого времени Эмиль Девуантин рассматривал возможность поручения тандему Робера Кастелло (Robert Castello) и Жака Энрата (Jacques Henrat) задачи спроектировать более совершенного, чем D.520 проекта. Примерно в это же время 5 июня 1938 года знаменитый немецкий летчик Эрнст Удет на прототипе Heinkel 100 V2 (самолет в рекламных целях был переименован в He 112 U) пролетел дистанцию в 100 километров со средней скоростью 634,73 км/ч. Таким образом, Удет побил мировой рекорд скорости самолетов наземного базирования в 610,95 км/ч, установленный 11 ноября 1937 года Германом Вурстером (Herman Wurster) на Messerschmitt 109 V3. Однако абсолютный рекорд скорости принадлежал итальянцу Франческо Аджелло, который 23 октября 1934 года на гидросамолете Macchi MC 72, оснащенном 2800-сильным двигателем FIAT AS-6, разогнался до скорости 709,209 км/ч.

Поэтому не является случайностью тот факт, что Эмиль Девуантин начал разработку предварительного проекта высокоскоростного самолета, получившего обозначение D.530. Целью создания этого самолета были не только участие в жесткой конкуренции на установление мирового рекорда скорости, но и подготовка почвы для создания истребителя с высокими летными характеристиками. D.530 должен был получить либо двигатель Hispano-Suiza 12 Y, специально предназначенный для выдачи у земли в течение короткого времени мощности в 1800 л.с., либо британского Rollls-Royce R, форсированного до 1400 л.с. и предназначенного для установки на рекордный самолет Speed Spitfire. Однако ни один из этих двигателей не мог быть незамедлительно предоставлен и потому проект D.530 не вышел из стадии чертежей.

Сложные отношения с немецким союзником

Новая политико-административная организация, навязанная режиму Виши государствами Оси, стала причиной ряда споров, возникших между итальянскими и немецкими органами власти.

Вскоре итальянским представителям в CIAF стало очевидно, что вооруженные силы Третьего рейха быстро и эффективно вошли в незанятую часть Франции с целью получения львиной доли в дележе добычи … Фактически многие нарушения границы происходили, к большому сожалению, в зоне, находящейся под итальянской юрисдикцией. Аэродромы Кру-де-ля-Тин (Creux de la Thine), Монтелимар (Montélimar) и Кюе (Cuers) не были возвращены итальянской администрации даже после нескольких последовательных вмешательств.

Между немцами и итальянцами возник спор относительно расположенного в Амберьё (Ambérieu) авиазавода SNCASE, который в рамках франко-немецкой авиационной программы строил самолеты LeO 451. В середине марта 1943 года SNCASE имела 30 самолетов, готовых к отправке на базу в Лионе (102 машины там уже находились), но данная поставка был затребована немцами при помощи находящихся в верхних эшелонах рычагов, хотя сам завод находился в итальянской зоне оккупации.

Чтобы найти выход из данной спорной ситуации главный штаб Regia Aeronautica согласился на продолжение работ до завершения заказа и последующую поставку Luftwaffe последних заказанных 39 двухмоторных самолетов и более 80 комплектов запасных частей. В главном штабе было заявлено, что Итальянские королевские ВВС готовы отказаться от своей квоты в 19 бомбардировщиков LeO взамен на 27 истребителей Dewoitine 520. Немцы приняли это предложение, получив также DC-3 «I-EMOS» (бывший «ОО-AUH») авиакомпании Ala Littoria и 5 двигателей Wright Cyclone взамен на три дополнительных D.520.

21 мая 1943 года генералы Бруни (Bruni) и Ван дер Хайде (Van der Hayde) подписали соглашение, которое предусматривало поставку 30 французских истребителей в три этапа:

  • • до 31 мая — 8,
  • • до 6 июня — 8,
  • • до 15 июня — оставшиеся 14.

Эти самолеты должны были быть полностью боеготовыми и обеспеченными запасными частями, поставка которых была возложена на Armée de l’Air.

Regia Aeronautica не оставляла попыток приобрести ценные истребители Dewoitine 520 у своих уклончивых союзников. Итальянцами был предложен обмен нескольких двухмоторных самолетов, реквизированных у компании Air France, а затем реквизированных во Франции LeO 451, которыми планировалось оснастить 51-ю бомбардировочную группу.

Однако эти попытки оказались безрезультатными, поскольку немецкие представители отказались взять на себя какие-либо дополнительные обязательства и твердо отстаивали майские договоренности. Эта позиция была немного смягчена и была окончательно принята самими итальянскими властями, которые в июле 1943 года отказались возвращать немцам четыре бомбардировщика LeO 451 и один истребитель Bloch 152, которые были найдены на аэродроме в Провансе.

Проектирование

В ноябре 1936 года частное проектное бюро Эмиля Девуатина начало разработку самолёта Dewoitine 520. Пытаясь избавиться от проблем предыдущих разработок, Девуатин применил в конструкции самолёта самые передовые технологии. Новый самолёт должен был развивать скорость 520 км/ч — именно поэтому он получил обозначение 520.

Месяц спустя бюро было национализировано и вошло в промышленное объединение SNCAM (Société nationale des constructions aéronautiques du Midi). Работа над D.520 продолжилась в новой компании под руководством Р. Костелло.

Опытный экземпляр с двигателем жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Y-2 (890 л. с.) совершил свой первый полёт 2 октября 1938 года. Во время лётных испытаний самолёт смог достичь скорости в 480 км/ч — что было значительно меньше расчётной. Причиной снижения скорости было признано большое сопротивление подкрыльевых радиаторов. Для снижения сопротивления подкрыльевые радиаторы заменили на один большой радиатор, установленный под фюзеляжем, с эжектором на выходе. Во время испытаний самолёт совершил посадку на «брюхо» и получил незначительные повреждения. После аварии двигатель был заменён на более новый 12Y-29, были добавлены эжекторные выхлопные патрубки и воздушный винт изменяемого шага. Эти изменения позволили самолёту развить расчётную скорость.

За прототипом в 1939 году последовали ещё две модели с новым откидывающимся фонарём и увеличенной хвостовой частью. Самолёты были вооружены 20-мм пушкой, стрелявшей через кок воздушного винта и двумя 7,5-мм пулемётами в небольших контейнерах под крыльями. Также была создана третья модель с маленьким хвостовым колесом вместо первоначального костыля. Лётные испытания прошли успешно и в марте 1939 года SNCAM получила заказ на производство 200 машин с новым двигателем 12Y-31 (позднее был заменён на 12Y-45).

Первый серийный D.520 совершил свой первый полёт в ноябре. Он имел двигатель 12Y-31 (830 л. с.) и был вооружен двумя 7,5-мм пулемётами в отсеках под крыльями. Фонарь самолёта имел изогнутое цельное ветровое стекло и откидывающуюся вбок среднюю часть. На остальные серийные машины устанавливался двигатель 12Y-45 (930 л. с.) (некоторые получили мотор 12Y-49 (910 л. с.)) с новым нагнетателем и трёхлопастным винтом «Ратье». Стандартным вооружением являлись 20-мм пушка Hispano-Suiza HS.404, стреляющая через вал винта, и четыре 7,5-мм пулемёта MAC 1934 в крыльях. Изогнутое цельное ветровое стекло, использованное на прототипах, было заменено на плоскую панель. Серийное производство было налажено на заводе SNCAM в Тулузе.

В июне 1939 года был подписан ещё один контракт на поставку 600 машин, в июле контракт изменили — уменьшив число самолётов до 510. С началом войны компания получила заказ ещё на 1280 машин — их производство должно было начаться в мае 1940 года с производительностью 200 машин в месяц. Ещё 120 истребителей заказала авиация ВМС Франции. В апреле 1940 года армейский контракт был изменён — общее число заказанных самолётов увеличилось до 2250, а темп производства до 300 машин в месяц. Само собой разумеется SNCAM не смог выполнить все условия этих контрактов.

С перерывами этот самолёт выпускался по июнь 1944 года. Всего изготовлено 910 самолётов.

Геометрия

Длина прототипа – 8,6м, длина модели – 120,9мм, длина в м 1/72 – 119,44мм.

Размах крыла прототипа – 10,2м, размах крыла модели – 143,5мм, размах в 1/72 – 144,66мм.

Для проверки воспользовался французскими чертежами с airwar.ru. Модель в целом в эти чертежи легла, вот только:

  • Обводы киля и руля направления несколько круглее, хотя если сравнивать с фотографиями, то с моделью все в порядке.
  • Носовая часть капота (от кока до начала патрубков) по сравнению с чертежами слишком резко переходит в кок. Сравнение с фотографиями показало, что носику явно не хватает пухлости. Расшивка, разумеется сделана не вся – например на киле нет пары линий, да и лючки не все.
  • Крыло в чертежи легло хорошо, расшивка, в принципе, в порядке, вот только часть лючков лишняя, а другой части нет. Отверстие воздухозаборника под масляный радиатор не похожи ни на чертежи, ни на фотографии.
  • Со стабилизаторами все нормально.
  • Фонарь достаточно правильный по обводам.

Боевое использование Девуатин D.520

Поставки D.520C1 в строевые части начались в конце января 1940 г. Первой их получила группа GC I/3, но боеготовности она достигла лишь 7 мая. К 10 мая она оставалась единственной боеспособной частью с D.520C1 в составе французских ВВС (к тому времени заказчик принял лишь 76 машин). К концу месяца на фронте сражались две группы с D.520C1, а в июне к ним присоединились ещё три. К моменту капитуляции перевооружение проходили ещё две группы ВВС и 4 АЭ морской авиации. За время боев мая-июня 1940 г. пилоты D.520 записали на свой счет 108 подтвержденных воздушных побед. В схватках с «мессершмиттами» новый «девуатин» показал себя вполне достойно — немного уступая Bf 109 в скорости и скороподъемности у земли, он превосходил его в маневренности и скороподъемности на больших высотах. Соотношение побед и потерь в воздушных боях составляло 7,7:1 — лучше, чем у любого другого французского истребителя. Однако с учетом самолетов, уничтоженных на земле, разбитых в авариях, брошенных при отступлении, французы потеряли 106 D.520.

В ВВС Виши первоначально числилось пять групп, вооруженные Девуатин D.520; имелась также одна эскадрилья морской авиации с такими же самолетами — в общей сложности 175 машин. Все они дислоцировались в Северной Африке. Весной 1941 г. германские власти санкционировали возобновление производства D.520 — он должен был стать единым типом истребителя вишистских ВВС, заменив все другие машины. В мае-июне 1941 г. группы III/GC 6 и II/GC 3, а также морскую эскадрилью 1АС перебросили в Сирию, где они участвовали в боях с британской авиацией. Одержав 30 подтвержденных побед, части, действовавшие на D.520, потеряли в Сирии 40 своих самолетов.

К осени 1942 г. в ВВС Виши самолетами D.520 было перевооружено ещё 6 групп. По состоянию на 1 ноября 1942 г. в Южной Франции находилось 235 таких истребителей, в Северной Африке — 169, а ещё 30 было в Сенегале. Когда 8 ноября началась высадка союзников в Северной Африке, французские ВВС пытались оказывать сопротивление, добившись нескольких воздушных побед. В частности, «девуатины» группы GC III/3 у Орана сбили 12 британских самолетов. Однако помешать высадке французы не смогли.

Самолеты, находившиеся на территории Франции, в начале ноября 1942 г. были захвачены Германией. Немецкими трофеями стало около 250 D.520 (включая находившиеся ещё на заводе). В дальнейшем Люфтваффе заказали французским предприятиям ещё 300 D.520. О применении таких самолетов на фронте речь не шла, однако они эксплуатировались в учебных истребительных эскадрах — JG 101 и 105, дислоцированных во Франции, а также JG 103 в Австрии.

66 самолетов D.520 были получены Италией (36 захвачены в ноябре 1942 г. в Южной Франции, 30 получены в 1943 г. от Германии). Первыми из строевых частей «девуатины» в феврале 1943 г. получили 8-я и 22-я группы, а затем ещё несколько частей. Из-за своего пушечного вооружения D.520 считался у итальянцев специализированным истребителем для борьбы с тяжелыми бомбардировщиками. Три самолета осенью 1943 г. числились в ВВС Итальянской социальной республики, но применялись лишь как учебные.

Летом 1943 г. значительное количество D.520 (100, а по другим данным — 120 единиц) получила Болгария. Они применялись в системе ПВО, перехватывая американские бомбардировщики, которые осуществляли налеты на нефтепромыслы в Румынии. В 1944 г. «девуатины» были в основном заменены Bf 109G, но в 6-м орляке (полку) эксплуатировались вплоть до конца войны. Несколько уцелевших самолетов служили в болгарских ВВС до 1947 г.

После высадки союзников во Франции часть D.520, служивших в Люфтваффе, вновь вошли в состав французских ВВС (так же, как и «девуатины», уцелевшие в Северной Африке). В последние месяцы войны их использовала в качестве штурмовиков группа GCB I/18. После войны ВВС Франции эксплуатировали в учебных целях около 40 D.520, примерно половину из которых переоборудовали в двухместный вариант.

Несмотря на многочисленные «детские болезни» (постоянный перегрев двигателя, ненадежная работа нагнетателя и нередкие отказы вооружения), истребители D.520 быстро завоевали признание у летчиков благодаря своей отличной маневренности, удобной кабине с хорошим остеклением фонаря и неплохим взлетно-посадочным характеристикам. А за изящный, красивый силуэт D.520 прозвали «мисс Франция». Увы самолет слишком поздно попал в серийное производство.

Прочие детали

Отлиты вполне прилично и практически без облоя.

  • Стабилизаторы неплохо расшиты, но на одном есть след толкателя, а провис полотна на рулях высоты абсолютно утрирован и имеет неприемлемый вид,, так что даже хорошо, что кромки толстоваты, есть возможность все это сточить.
  • Основные стойки шасси чересчур толстые, также присутствует смещение половинок.
  • Колеса в принципе неплохо сделаны и очень напоминают оригиналы. Во всяком случае диски весьма похожи на настоящие.
  • Винт очень похож на оригинал Ratier Type 1606M.
  • Крышки шасси толстые и нет имитации заползания сворок одну на другую при выпущенном шасси. Зато снаружи есть расшивка.
  • Водорадиатор похож на фотографии прототипа, но не похож на чертежах.
  • Воздухозаборники на капоте имеют сходство с оригиналом, только отлиты грубо и имеют абсолютно не масштабную ширину стенок.
  • Коков в наборе два и оба, вроде, неплохо сделаны.
  • К антеннам, как и патрубкам вопросов нет, отлиты хорошо.
  • Так же имеются некоторые загадочные детали без номеров. Некоторые понятны для чего, например массивная деталь явно служит державкой шасси при покраске. А другие и вовсе загадочны и непонятны.

ВВС Виши и ВВС Свободной Франции или Armee de I`Air de Vichy и Forces Aériennes Françaises Libres (FAFL)

Режим Виши (фр. le régime de Vichy) – официальное название Французское государство (фр. l’État français) – коллаборационистский режим в Южной Франции времен оккупации Северной Франции нацистской Германией после поражения в начале Второй мировой войны и падения Парижа в 1940 году. Существовал с 10 июля 1940 по 22 апреля 1945 году (де-факто до 25 августа 1944 года). Официально придерживался политики нейтралитета. Перемирие с Германией, означавшее, фактически, капитуляцию Франции, было неоднозначно воспринято личным составом французских Вооруженных сил. Хотя большинство солдат и офицеров сохранило лояльность правительству, некоторые стремились к продолжению борьбы против нацистов, откликнувшись на призыв генерала Шарля де Голля. Уже 25 июня 1940 года три пилота из GC II/7 во главе с Альбером Литтольфом перелетели на своих D.520 в Великобританию.

Силы Свободной Франции начинались с немногочисленных частей солдат, не пожелавших принять поражение Франции в 1940 году, но со временем выросли и вобрали в себя войска французских колоний, захваченных союзниками, а к 1943 году превратились в грозную и боеспособную силу. ВВС Свободной Франции особенно хорошо проявили себя в 1944-1945 гг. Forces françaises libres (войска Свободной Франции или FFL) состояли из французов, решивших продолжить борьбу против сил стран “Оси” после капитуляции Франции. FFL возглавляло французское правительство в изгнании под руководством генерала Шарля де Голля, а их военная авиация называлась ВВС Forces Aériennes Françaises Libres – FAFL (ВВС Свободной Франции) и пользовалась в качестве эмблемы шестиконечным лотарингским крестом.

Правительство Виши отстояло необходимость сохранения собственных Вооруженных сил, в том числе и авиации. Формально Франция являлась нейтральным государством. Хотя территория сократилась до небольшой части юго-востока Франции, все колониальные владения оставались нетронутыми, и для их сохранения под контролем правительства требовалось приложить немалые усилия.

С точки зрения технического оснащения, военная авиация Франции к моменту перемирия находилась в неплохом состоянии, если сравнивать с 10-ым мая. В истребительной авиации на смену устаревшим MS.406 пришли более совершенные D.520, налаживалось производство MB. 155 и VG.33. Продолжалась сборка, поставлявшихся из Америки Н.75. Но после подписания перемирия, поставки из США прекратились, последняя партия самолетов, погруженных на авианосец, была доставлена на Мартинику, где машины поставили на консервацию. Количественный состав также был достаточным. Одних только MS.406 по состоянию на 20 июля 1940 года числилось 435 единиц, однако, из которых многим необходим был ремонт, а часть ремонту уже не подлежала. Были также около 320 Marcel Bloch различных вариантов.

Формирование состава ВВС Виши проводилось под наблюдением германской контрольной комиссии. В метрополии немцы позволили сохранить на вооружении только самолеты Marcel Bloch (шесть групп по 26 машин) и небольшое количество ночных истребителей Р.631. Организационно они были сведены в два групамента. Так, 22-й групамент, отвечавший за ПВО юго-восточного сектора, включал группы GC 11/1 в Ле Люк, GC II/8 в Мариньяне и GC III/9 в Салон-де-Прованс. 23-й групамент, осуществлявший ПВО юго-западного сектора, насчитывал в своем составе группу GC I/8 в Монпелье и эскадрильи ночных истребителей ECN 1/13 и ECN 3/13 в Ним-Гарон. Еще две истребительные группы – GC 1/1 в Лион-Брон и GC И/9 в Олнате – относились к частям центрального подчинения. Большинство групп, дислоцированных в метрополии, были оснащены самолетами MB. 152 или же вариантами. GC I/8 почти полностью была вооружена MB. 155, один такой самолет находился и в GC И/8, где эксплуатировался в качестве личной машины командира группы.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий