Dassault Rafale ─ грозный «Шквал» из прошлого века в современном небе

Варианты

Rafale B, 2007 год.

S-образный канал воздухозаборника маскирует лопатки входного каскада двигателя от электромагнитного излучения, а пилообразный рисунок кромки дополнительно снижает ЭПР с передних ракурсов облучения.

По состоянию на февраль 2012 года компания предлагает следующие версии самолёта: Rafale C, Rafale M и Rafale B.

Rafale A
Опытно-демонстрационный.
Rafale B
Двухместный, наземного базирования.
Rafale C
Одноместный, наземного базирования.
Rafale D
Первоначальное название Rafale C (переименован в 1990 году).
Rafale M
Одноместный, авианосного базирования.

Первый прототип одноместного многоцелевого палубного самолета Rafale М, созданного по проекту АСМ (Avion de Combat Marine), совершил первый полет 12 декабря 1991 года. Основное отличие этой модификации — увеличенная на 750 кг масса конструкции, усиленные стойки шасси Messier-Bugatti. Другие отличия включают — 13 узлов подвески вместо 14, и уменьшенная на 2000 кг максимальная взлетная масса (19500 кг). Rafale М модификации Standart F1 введен в строй в декабре 2000 года и достиг полной боевой готовности в 2004 году.

С середины 2006 года на вооружение авиации ВМФ Франции стали поступать самолеты модификации Standart F2. Они, как и машины ВВС Франции, применялись в ходе операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане.

Rafale N
Двухместный, авианосного базирования.
Rafale BM
Первоначальное название Rafale N. Носитель ядерного оружия.
Rafale DM
Двухместный для ВВС Египта.
Rafale EM
Одноместный для ВВС Египта.
Rafale DH
Двухместный для ВВС Индии.
Rafale EH
Одноместный для ВВС Индии.

Радиолокационная станция

РЛС обеспечивает следующие режимы работы: “воздух—воздух”, “воздух—море” и “воздух—земля”. Она будет способна осуществлять одновременно поиск до восьми воздушных целей в верхней и нижней полусферах, их опознавание, сопровождение и обеспечивать залповый пуск четырех управляемых ракет “Мика”.

Требуемая дальность обнаружения составляет ПО км при поиске по скорости и 93 км при поиске по дальности в верхней полусфере.

Дальность обнаружения в нижней полусфере составляет также 93 км в переднем секторе и 55 км во всех других секторах. В режиме обзора нижней полусферы РЛС будет способна обнаруживать цели с эффективной поверхностью рассеивания от 0,1 м2. Зона обзора составляет ±70° по углу возвышения и ±60° по азимуту.

Большое внимание при проектировании “Шквала” уделено проблеме взаимодействия летчика и самолета. Будет установлено четыре многофункциональных индикатора: голографический индикатор лобового стекла с полем зрения 30х220, коллиматорный индикатор в верхней части приборной доски и два цветных сбоку

Система включает искусственный интеллект, осуществляющий выбор параметров дня индикации. Летчик управляет самолетом с помощью двух мини-ручек, на которых расположены тумблеры и переключатели управления основными бортовыми системами.

Предполагается применить речевую систему управления, а также нашлемный индикатор и прицел. Для ослабления воздействия больших перегрузок летчик будет одет в противоперегрузочный костюм с регулируемым наддувом, а спинка его кресла отклонена назад на 32° (на боевом самолете — 29°).

Особенности

Современное авиастроение — одна из самых науко- и капиталоемких отраслей промышленности, оставившая далеко позади такие затратные отрасли, как танкостроение, кораблестроение и многие другие. В связи с этим разработка и производство современного истребителя в условиях одной отдельно взятой страны вызывает огромные трудности и на сегодня является редкостью. Несмотря на это французским специалистам удалось не только разработать, но и наладить серийное производство своего истребителя без внешней помощи. При этом Dassault Rafale является относительно простой и дешевой боевой машиной, эффективность и надежность которой были доказаны в ходе боевых действий в Афганистане и Ливии.

Dassault Rafale, вид спереди. Каналы воздухозаборников двигателей, расположенные под «брюхом» фюзеляжа, имеют S-образную форму, что позволяет скрыть лопатки двигателя от радиолокационного излучения

Кроме того, особенность данной модели заключается в том, что, как и американский истребитель Lockheed Martin F-35 Lightning II, она в нескольких вариантах была принята на вооружение ВВС и ВМС Франции.

Модификации

Сегодня компания Dassault Aviation предлагает следующие варианты многоцелевого истребителя Dassault Rafale.

  • Dassault Rafale A — опытно-демонстрационная модель.
  • Dassault Rafale В — самолет для ВВС, двухместный, наземного базирования.
  • Dassault Rafale С — самолет для ВВС, одноместный, наземного базирования.
  • Dassault Rafale М — самолет для ВМС, одноместный, авианосного базирования.
  • Dassault Rafale N — самолет для ВМС, двухместный, авианосного базирования.

В настоящее время готовится к производству новая модификация самолета, которая будет оснащена новыми БРЛС RBE2 и двигателями М88-3, что, без сомнений, поднимет французский истребитель на качественно новый уровень и позволит ему соперничать с моделями пятого поколения.

Дассо Рафаль Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Многоцелевой истребитель Дассо Авиасьон «Рафаль» должен в XXI веке стать основой ВВС Франции. Программа по его созданию началась с полетов демонстрационного самолета «Рафаль» А, впервые поднявшегося в воздух 4 июля 1986 г. Эти испытания определили, что будущий истребитель должен иметь аэродинамическую схему с ПГО, высокие летные характеристики, ЭДСУ и широкое применение композиционных материалов. Последовавший затем опытный истребитель «Рафаль» D (“Discret”, т. е. «малозаметный») уже был создан под требования французских ВВС и отличался меньшими размером и взлетной массой.

Многоцелевой истребитель Dassault Rafale (Франция)

Dassault Rafale — многоцелевая модель, разработанная и производящаяся во Франции. По совокупности своих характеристик относится к истребителям четвертого поколения.

Dassault Rafale — это полностью французский проект, один из последних на данный момент самолетов, созданных в Европе исключительно силами одного государства

Основным назначением Dassault Rafale является завоевание воздушного пространства. Но, как и прочие современные многоцелевые истребители, Dassault Rafale способен выполнять и другие задачи, свойственные данному классу боевых машин.

Особенности

Современное авиастроение — одна из самых науко- и капиталоемких отраслей промышленности, оставившая далеко позади такие затратные отрасли, как танкостроение, кораблестроение и многие другие.

В связи с этим разработка и производство современного истребителя в условиях одной отдельно взятой страны вызывает огромные трудности и на сегодня является редкостью. Несмотря на это французским специалистам удалось не только разработать, но и наладить серийное производство своего истребителя без внешней помощи.

Dassault Rafale, вид спереди. Каналы воздухозаборников двигателей, расположенные под «брюхом» фюзеляжа, имеют S-образную форму, что позволяет скрыть лопатки двигателя от радиолокационного излучения

Кроме того, особенность данной модели заключается в том, что, как и американский истребитель Lockheed Martin F-35 Lightning II, она в нескольких вариантах была принята на вооружение ВВС и ВМС Франции.

Модификации

Сегодня компания Dassault Aviation предлагает следующие варианты многоцелевого истребителя Dassault Rafale.

  • Dassault Rafale A — опытно-демонстрационная модель.
  • Dassault Rafale В — самолет для ВВС, двухместный, наземного базирования.
  • Dassault Rafale С — самолет для ВВС, одноместный, наземного базирования.
  • Dassault Rafale М — самолет для ВМС, одноместный, авианосного базирования.
  • Dassault Rafale N — самолет для ВМС, двухместный, авианосного базирования.

В настоящее время готовится к производству новая модификация самолета, которая будет оснащена новыми БРЛС RBE2 и двигателями М88-3, что, без сомнений, поднимет французский истребитель на качественно новый уровень и позволит ему соперничать с моделями пятого поколения.

Конструкция

Французский истребитель построен по аэродинамической схеме «Бесхвостка» с передним горизонтальным оперением.

Данная схема обеспечивает самолету лучшие взлетно-посадочные характеристики и высокие показатели балансировки на сверхзвуковых скоростях.

Данная модификация оснащена новым БРЭО, включающим многорежимную БРЛС RBE2 с активной фазированной антенной решеткой (на сегодня Dassault Rafale является единственным европейским истребителем с подобной БРЛС), комплексом радиоэлектронного подавления Spectra, оптоэлектронной системой обзора передней полусферы OSF, оснащенной телевизионным, инфракрасным и лазерным приемниками (предназначена для установки только на французские самолеты), и многим другим.

Вооружение

Вооружение истребителя Dassault Rafale представлено стрелково-пушечным и ракетным вооружением класса «воздух — воздух» и «воздух — поверхность». В качестве стрелково-пушечного вооружения была установлена 30-мм авиационная пушка Nexter DEFA 791B.

Ракетное вооружение может включать ракеты класса «воздух — воздух» (MICA, AIM-9, AIM-120, AIM-132, MBDA Meteor, Magic II) и класса «воздух — земля» (APACHE, AM.39, Storm Shadow, AASM). Кроме того, истребитель Dassault Rafale может вооружаться ракетой ASMP-A (Air-Sol Moyenne Portee), а также тактической крылатой ракетой класса «воздух — поверхность» большой дальности с ядерной боевой частью.

Технические характеристики

Длина/размах крыла/высота, м15,3/10,9/5,3

Площадь крыла, м245,7

Максимальная взлетная масса, кг24 500

Максимальная тяга двигателей/максимальная тяга двигателя на форсаже, кгс2 × 5100/2 × 7500

Максимальная скорость на высоте 11 000 м/максимальная бесфорсажная скорость/ крейсерская скорость, км/ч2130/1900/1120

Практическая дальность действия (без ПТБ), км2000

Практический потолок, м16 765

Экипаж, челСуществуют как одноместные, так и двухместные (как правило, используются в учебных целях) варианты данного самолета

ссылкой

Вооружение

Вооружение истребителя Dassault Rafale представлено стрелково-пушечным и ракетным вооружением класса «воздух — воздух» и «воздух — поверхность». В качестве стрелково-пушечного вооружения была установлена 30-мм авиационная пушка Nexter DEFA 791B.

Ракетное вооружение может включать ракеты класса «воздух — воздух» (MICA, AIM-9, AIM-120, AIM-132, MBDA Meteor, Magic II) и класса «воздух — земля» (APACHE, AM.39, Storm Shadow, AASM). Кроме того, истребитель Dassault Rafale может вооружаться ракетой ASMP-A (Air-Sol Moyenne Portee), а также тактической крылатой ракетой класса «воздух — поверхность» большой дальности с ядерной боевой частью.

Происшествия

  • 6 декабря 2007 истребитель модификации Рафаль B (сер. номер 316, истребительной эскадрильи 1/7 «Прованс» (фр. l’escadron de chasse 1/7 “Provence”) ВВС Франции), взлетевший с военно-воздушной базы Сен-Дизье, разбился в 18:30 по местному времени, вблизи населенного пункта Невик, в центральной части Франции. Самолёт выполнял тренировочный полёт. Причина — сбой в электродистанционной системе управления полётом. Пилот — капитан Эммануэль Морьюзе (фр. Le capitaine Emmanuel Moriuser) погиб.
  • 24 сентября 2009 два истребителя модификации Рафаль M (сер. номера 22 и 25, 12-й флотилии ВМС Франции), упали в Средиземное море в 30 км от города Перпиньян, в результате столкновения. Катастрофа произошла в 18:10 по местному времени, при возвращении самолётов на авианосец «Шарль де Голль». Согласно информации из Бюро расследований происшествий при министерстве обороны (фр. Bureau enquetes accident de la Defense), причиной катастрофы явился человеческий фактор. Пилот одного из истребителей, капитан 3-го ранга Жан Бофиль (фр. Capitaine de corvette Yann Beaufils) катапультировался. Пилот второго истребителя, капитан 2-го ранга Франсуа Дюфло (фр. Capitaine de fregate François Duflot) погиб.
  • 28 ноября 2010 истребитель модификации Рафаль M (сер. номер 18, 12-й флотилии ВМС Франции) упал в Аравийское море, возвращаясь на авианосец «Шарль де Голль» после выполнения боевого задания по поддержке коалиционных сил в контртеррористической операции в Афганистане. Авария произошла в 100 км от побережья Пакистана. Причина — техническая неисправность. Пилот катапультировался и был подобран спасательным вертолётом.
  • 2 июля 2012 — французский палубный истребитель Рафаль M (сер. номер 24, 12-й флотилии ВМС Франции) разбился во время учений. Инцидент случился в Средиземном море с самолетом, базировавшимся на авианосце «Шарль де Голль». Пилот успел катапультироваться и остался в живых, спустя некоторое время его подобрал американский вертолёт. В Средиземноморье проходили совместные учения авианосцев Франции и США.

Модификации Dassault Rafale

Самолет может осуществлять посадку с пробегом 300 м без использования тормозного парашюта, взлет с разбегом 400 м в варианте перехватчика.

Боевые самолеты “Рафаль-Э” (наземного базирования) и “Рафаль-М” (корабельного базирования) разрабатываются как всепогодные, способные поражать наземные цели на малой высоте с преодолением противодействия средств объектовой ПВО противника, выполнять перехват на различных удалениях от аэродрома вылета.

На них планируется установка цифровой электродистанционной системы управления полетом (ЭДСУ) с трехканальной схемой резервирования, которая обеспечит оптимальное управление рулями. ЭДСУ позволяет ослабить воздействие турбулентности на малых высотах, способствует подавлению флаттера, повышает точность приземления, уменьшает маневренные нагрузки на конструкцию, обеспечивает полет на больших углах атаки.

“Рафаль-О” будет иметь шасси обычной конструкции, а “Рафаль-М” — с “прыжковой” передней стойкой для “вздыбливания” самолета в момент покидания палубы авианосца.

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения 21 ноября 2009.
  2. Иноземцев А. А., Сандрацкий В. Л. Газотурбинные двигатели. Пермь, 2006, ОАО «Авиадвигатель», стр. 121
  3. M88 – 2 E4: Advanced New Generation Engine for Rafale Multirole Fighter // AIAA/ICAS International Air and Space Symposium and Exposition: The Next 100 Years. — Dayton, Ohio : American Institute of Aeronautics and Astronautics, 14–17 July 2003. — ISBN 978-1-56347-601-3.
  4. Мировая авиация. Полная энциклопедия. Выпуск 103: Dassault Rafale. Файл 1010, лист 09
  5. . Lenta.ru (13 ноября 2009). Дата обращения 12 августа 2010.
  6. ↑ The Military Balance 2017
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения 30 июля 2017.
  8. . The Washington Post (7 декабря 2017). Дата обращения 8 декабря 2017.
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения 14 января 2016.
  10. , FR: Dassault, http://www.dassault-aviation.com/en/defense/rafale/aircraft-characteristics.html?L=1>.
  11. , Eurofighter, http://www.eurofighter.com/et_ap_pd_ov.asp>.
  12. , DE: Luftwaffe, http://www.luftwaffe.de/portal/a/luftwaffe/kcxml/04_Sj9SPykssy0xPLMnMz0vM0Y_QjzKLNzKI93AMA8mB2e4-AfqRUFYIQtTLGSoKUhuUkqrv65Gfm6rvrR-gX5AbGlHu6KgIAPMomGo!/delta/base64xml/L2dJQSEvUUt3QS80SVVFLzZfMjBfSDVQ?yw_contentURL=%2F01DB060000000001%2FW26E7J9E579ITSRDE%2Fcontent.jsp>.
  13. ↑ , Blogspot, http://3.bp.blogspot.com/_qrjFeNOsuEY/TS0pRdh1k2I/AAAAAAAAAGU/1Nao6ZHY2_Q/s1600/page0022.jpg>
  14. , SE: Saab, http://www.saabgroup.com/en/Air/Gripen-Fighter-System/Gripen-for-India/The-Fighter-Gripen-IN/>.
  15. , NL, 8 Aug, http://www.jsfnieuws.nl/wp-content/NLGRIPENPRESSBRIEFAug08.pdf>. Проверено 1 февраля 2011..
  16. ↑ , JSF Nieuws, с. 5, http://www.jsfnieuws.nl/wp-content/JSF15_ERIC_GRIPEN_DEMOROLLOUT2008.pdf>.
  17. , RU: MiG Aravia, http://www.migavia.ru/eng/military_e/MiG_35_e.htm>.
  18. , Deagel, http://www.deagel.com/Strike-and-Fighter-Aircraft/Mig-35_a000357007.aspx>.
  19. , Bharat-Rakshak, http://www.bharat-rakshak.com/media/AeroIndia2007/Brochures/DSC03906.JPG.html>.
  20. , AT: Air Power, http://eurofighter.airpower.at/technik-daten.htm>.

Характеристики

Силовая установка — два двухконтурных двухвальных турбореактивных двигателя “Дженерал электрик” 88-2 с цифровой системой управления. Ее техобслуживание упрощается благодаря модульному исполнению, обеспечению легкого доступа к компонентам, расположению агрегатов под двигателем. Не требуется повторная калибровка двигателя при его переборке.

Встроенная система рассчитывает износ различных деталей. Оригинальна компоновка “полуподфюзеляжных” воздухозаборников: они расположены под развитыми боковыми фюзеляжными наплывами и сочетают преимущества боковых и подфюзеляжных воздухозаборников.

Разрабатываемая для “Шквала” радиолокационная станция имеет фазированную антенную решетку с электронным сканированием, составленную более чем из 1000 приемопередающих модулей.

Dassault Rafale. История, фото, видео, характеристики

Разработчик Dassault
Первый полет 1986
Единиц произведено (2016) 165
Стоимость единицы (2012) около$85 млн

Dassault Rafale (Дассо Рафаль – Шквал) – французский многоцелевой истребитель, созданный компанией Dassault Aviation в 1990-х годах.

История Rafale

История создания Rafale начинается еще в середине 1970-х годов, когда ВВС и ВМС Франции приступили к оценке перспективного самолета для замены устаревающего парка.

Обязательными были требования к круглосуточной эксплуатации самолета в любую погоду и способности выполнять широкий спектр задач по борьбе с воздушными, наземными и надводными целями.

Для экономии средств Франция изначально вошла в состав группы по созданию единого европейского истребителя (будущий Eurofighter Typhoon), однако, вскоре, вышла из нее из-за разногласий по концепции – французам нужен был самолет, способный работать с авианосца, остальным более тяжелая машина.

https://youtube.com/watch?v=5pNqQoWm4lg

В итоге, Dassaut инициировала собственную программу истребителя четвертого поколения ACX. В 1985 году был создан первый демонстратор Rafale A. Двигатели Snecma M88 еще на были готовы поэтому на первый самолет поставили моторы GE F404 от истребителя F-18 Hornet. К 1990 году прототип все же получил «родные» двигатели.

В 1990 году после развала ОВД и СССР программа была поставлена под сомнение – стало непонятно, с кем воевать. ВВС для экономии средств сократило бюджет проекта и направило деньги на модернизацию истребителей Mirage.

Тем не менее, проектирование нового истребителя продолжалось. В мае 1991 г. в ЛИЦ в Истре начались летные испытания опытного истребителя «Рафаль» С01, выкрашенного полностью в черный цвет. В течение последующих лет создавались прототипы двухместного и палубного вариантов самолета.

Rafale : демонстрационного полета истребителя на авиасалоне

Конструкция Rafale

Выполнен по традиционной для истребителей фирмы Dassault Aviation аэродинамической схеме «бесхвостка» с дополнительным высокорасположенным передним горизонтальным оперением и двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа.

Воздухозаборники выполнены S-образно и экранируют лопатки компрессора, что снижает ЭПР самолёта.

Конструкторам удалось создать сравнительно простой истребитель с нерегулируемыми воздухозаборниками и без воздушных тормозных щитков, упростив, таким образом, техобслуживание.

Эксплуатация

На 2014 год выпущено более 121 истребителя. Они уже успели поучаствовать в операциях НАТО в Афганистане, Ливии и Ираке.

Схема истребителя Dassault Rafale

Типмногоцелевой истребитель
Силовая установкадва ТРДДФ SNECMA M88-2-Е4 тягой по 7.5 тс на форсаже
Максимальная боевая нагрузка9,5 тонн
Практический потолок15 240 м
Дальность полета2 000 км без ПТБ
Максимальная взлетная масса24,5 т
Максимальная скорость1900 км/ч
Размах крыла10,90 м
Площадь крыла45,7 кв. м
Длина15,30 м
Высота5.30 м

Самолет  — одно из самых сложных, технологичных, совершенных и дорогостоящих изобретений человечества.  Появившийся в начале XX века неуклюжий аэроплан прошел через множество изменений, модификаций, поколений и сейчас является почти идеальным. Тем не менее, новые технологии и знания продолжают двигать авиастроение вперед, делая самолеты еще совершеннее.

В данном разделе Вы сможете ознакомиться с каталогом военных самолетов: истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков, составляющих основу военно-воздушных сил стран мира. Гражданские самолеты представлены в соответствующем разделе.

Каталог разделен по странам и организациям — производителям самолетов.

Приятного изучения.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий