Д-30 – Р-30 – 3М-30 Булава – SS-N-32 (2)

Сравнительные свойства

  • Тактико-технические свойства Р-29РМ, Р-39, Булава, Трайдент I, Трайдент II
  • Год принятия на вооружение 1986, 1984, 2012(план), 1979, 1990
  • Наибольшая дальность стрельбы, км 8300, 8250, 8000, 7400, 11300
  • Забрасываемый вес, кг 2800, 2250, 1150, 1360, 2800
  • Количество боевых блоков 4..10 (100 кт), 10 (200 кт), 6 8 W76 (100 кт), 8 W88 (475 кт) либо 14 W76 (100 кт)
  • КВО, м 250 500 ? 380 90-120
  • Противодействие ПРО РГЧ, ? РГЧ, ? сокращённый активный участок,
  • настильная линия движения,
  • маневрирующие РГЧ, ? РГЧ, ? РГЧ, ?
  • Стартовая масса, т 40,3 90,0 36,8 32,3 58,5
  • Длина, м 14,8; 16,0; 11,5; 10,3; 13,4;
  • Тип старта наполнение водой; сухой; сухой; сухой; сухой;

Необходимо подчеркнуть, что сопоставление не учитывает такие принципиальные характеристики, как живучесть ракеты (стойкость к поражающим факторам ядерного взрыва и лазерному оружию), её линию движения, длительность активного участка (что может очень сказываться на забрасываемом весе).

Конструкция

Об устройстве ракеты «Булава» достоверно известно не так много. Она 3-ступенчатая, причём большинство источников сходятся во мнении, что двигатели первых 2 ступеней – твердотопливные. А вот двигатель третьей ступени может быть и жидкостным, на этот счёт единого мнения нет. Запуск – «сухой», из герметичного транспортно-пускового контейнера.

Ударная мощь «Булавы» — 6 боевых блоков с боеголовками мощностью в 150 килотонн. Одним из отличий комплекса, о которых точно известно, является сокращённый участок полёта, на котором работают маршевые двигатели. Поскольку на активном участке ракету легче всего обнаружить и перехватить, его сокращение позволяет повысить живучесть оружия. Заявляли также о том, что Р-30 может маневрировать на разгонном участке

Другое важное изменение – применение корректируемых боевых блоков

Уход и хранение булав

Как и любой спортивный снаряд, булавы требуют тщательного ухода и хранения. Не зря художественная гимнастика с булавами выглядит особо чарующе – эти необычные предметы делают яркий акцент на выступлении, поэтому и выглядеть должны безупречно.

Наиболее подвержены загрязнениям средние резиновые булавы, поэтому после занятий их необходимо тщательно протирать. Хранить булавы, безусловно, нужно в чехлах. Некоторые производители булав выпускают и такие чехлы – к примеру, venturelli булавы можно легко упаковать в чехол этой же компании. Однако и многие отечественные компании производят достойные чехлы для булав для художественной гимнастики

При выборе такого чехла важно, чтобы он не только защищал от пыли и грязи, но и смог предотвратить появление царапин

Идеально подходящие снаряды для занятий художественной гимнастикой позволят не только украсить выступление, но и помогут спортсменке выполнить все элементы четко, слаженно и правильно

Поэтому важно детально изучить особенности всех снарядов перед покупкой

Тактико-технические характеристики

Точные тактико-технические характеристики “Булавы” официально не публиковались. По данным различных СМИ, МБР представляет собой трехступенчатую твердотопливную ракету, которая может нести от шести до десяти ядерных блоков индивидуального наведения. Стартовая масса – около 36,8 т, забрасываемый вес – 1 тыс. 150 кг, длина в пусковом контейнере – 12,1 м. По данным СМИ, максимальная дальность – 10 тыс. км. Круговое вероятное отклонение (показатель точности стрельбы, означает радиус окружности, очерченной вокруг цели, в которую должно попасть 50% боеголовок) ракеты, по оценкам специалистов, может составлять около 250-300 м.

Актуальность выбора

Тема сравнительных достоинств и недостатков жидкостного и твердотопливного ракетных двигателей также весьма обсуждаема, и причины тому две. Первая — это будущее российских БРПЛ и вообще морской составляющей ядерной триады. Все стоящие ныне на вооружении БРПЛ разработаны в ГРЦ Макеева (г. Миасс), и все они построены по жидкостной схеме. В 1986 году макеевцы начали работу над твердотопливной БРПЛ «Барк» для ПЛАРБ 955-го проекта «Борей». Однако в 1998 году после неудачного пуска проект был закрыт, и тему твердотопливной морской ракеты передали Московскому институту теплотехники, как было сказано, для унификации изделия с «Тополем-М». «Тополь-М» — детище МИТ, и опыт создания твердотопливных ракет в этой фирме был. Но вот чего в МИТ не было, так это опыта конструирования БРПЛ. Решение передать морскую тему сухопутному КБ до сих пор вызывает недоумение и споры в среде ВПК, и, разумеется, все, что происходит вокруг «Булавы», не оставляет равнодушными представителей ГРЦ Макеева. Макеевцы продолжали удачные пуски своей «Синевы» (Р-29РМУ2), построенной, разумеется, на ЖРД, а твердотопливная «Булава» лишь этим летом провела первый и удачный пуск с борта штатной ПЛАРБ 955-го проекта. В итоге ситуация выглядит примерно следующим образом: у России есть надежная жидкостная БРПЛ «Синева», но строить под нее подводные лодки проекта 667БДРМ больше никто не собирается. Напротив, для более легкой «Булавы», которая лишь едва-едва показала признаки стабильной работы, уже построен один РПК СН «Борей» («Юрий Долгорукий»), и в ближайшие шесть лет появятся еще семь подводных крейсеров этого класса. Интриги добавил майский пуск новой макеевской разработки — БРПЛ «Лайнер», которая, по неофициальным сведениям, является модификацией «Синевы» с доработанной головной частью и теперь способна вмещать около десяти боезарядов малой мощности. «Лайнер» стартовал с борта ПЛАРБ К-84 «Екатеринбург» — и это лодка того же самого проекта 667БДРМ, на котором базируется «Синева».

Жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) — весьма сложная машина. Наличие в ней системы подачи топлива (включающей движущие элементы), с одной стороны, облегчает управление ракетой, а с другой — предъявляет высокие требования к надежности.

Разработка и пуски

В начале 1990-х гг. планировалось, что на новые российские РПКСН будут устанавливаться ракеты Р-39УТТХ (“Барк”) КБ им. Макеева (Миасс, Челябинская обл.), однако их разработка была прекращена в 1998 г. из-за неудачных испытаний и проблем с финансированием.

Было принято решение о начале работ над новым пусковым комплексом. В 1998 г. Московский институт теплотехники начал разрабатывать “Булаву”. Первые публикации о новой ракете появились в 1999 г. Первоначально планировалось, что она будет принята на вооружение уже в 2004 г. Успешные запуски массогабаритного макета из надводного и подводного положения состоялись 11 декабря 2003 г. и 23 сентября 2004 г. соответственно. Первый запуск ракеты был осуществлен 27 сентября 2005 г.: по официальным заявлениям, “Булава” была запущена из надводного положения и поразила цель на полигоне Кура (Камчатка).

Всего с 2005 г. по 26 июня 2017 г. были произведены 27 испытательных пусков, из них 12 были признаны успешными, остальные оказались частично успешными или неудачными: происходили отказы в системах управления, разведения боеголовок, двигателях второй и третьей ступени. В результате принятие ракеты на вооружение откладывалось, несмотря на то, что первые РПКСН класса “Борей” (К-535 “Юрий Долгорукий” и К-550 “Александр Невский”) в 2013 г. уже вошли в состав ВМФ России. Такая ситуация не является уникальной для отечественного кораблестроения – так, первые две подводные лодки проекта 941 “Акула” вступили в состав флота в 1981 и 1983 гг., а предназначенный для них ракетный комплекс Д-19 был принят на вооружение лишь в 1984 г.

Критика

Бросковый полигонный пуск ракеты 3М30 «Булава» с натурного стенда СМ-Э336. Первый кадр — работает стартовый РДТТ/ПАД, второй кадр — свободный полет, третий кадр — запуск двигателя РДТТ 1-й ступени, четвертый кадр — работает 1-я ступень ракеты.

Америкосы считают, что по всем своим чертам «Булава» фактически стопроцентно совпадает с их ракетой Poseidon-C3, уже снятой с вооружения, как морально устаревшая. Но это совсем не соответствует реальности, потому что ракета Poseidon-C3 имеет две ступени и наивысшую дальность стрельбы 5600 км (6 РГЧ).

По оценкам неких профессионалов подмена жидкостных ракет морского базирования на «Булаву» неоднократно понизит потенциал ядерного сдерживания из-за трёхкратного понижения забрасываемого веса у ПЛ проекта 955 с «Булавой».

Но, как утверждает генконструктор «Тополя» и «Булавы» Юрий Соломонов, достаточно серьёзное уменьшение полезной нагрузки ракеты связано с более высочайшей её живучестью: стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва и лазерному оружию, низким активным участком и его малой длительностью. По его заявлению «у „Тополя-М“, и у „Булавы“ активный участок по сопоставлению с русскими ракетами меньше в 3-4 раза, а по сопоставлению с южноамериканскими, французскими, китайскими – в 1,5-2 раза».

ТТХ

Схема как происходи запуск и отделение ступеней Булавы

Стартовый вес Булавы – 36,8 тонн.

Ракета трёхступенчатая, 1-ые две ступени обустроены твёрдотопливными движками, 3-я – жидкостным, обеспечивающим нужную скорость и сверхманевренность на заключительном шаге полёта.

Стратегическая ракета морского базирования «Булава» способна нести 6 гиперзвуковых ядерных блоков личного наведения. Общий забрасываемый вес 1150 кг.

Радиус деяния – более 8 тыс. км.

В рамках межгосударственных соглашений Наша родина представила информацию о технических свойствах собственной новой ракеты «Булава».

Тесты

Согласно сообщениям в «Российской газете» 24 мая 2004 на Воткинском машиностроительном заводе (он заходит в корпорацию МИТа) во время испытаний твердотопливного мотора прогремел взрыв.

Воткинский завод, который производ ракеты Булава на Гуголе карте. Адрес их сайта vzavod.ru
, там же контакты.

Видео:20-ый Пуск Булавы

23 сентября 2004 с модернизированной АПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941Разум (подлодка базируется на Севмашпредприятии в Северодвинске) был осуществлён удачный «бросковый» запуск весогабаритного макета ракеты «Булава» из подводного состояния. Испытание проводилось для проверки способности её использования с подводных лодок. В прессе этот пуск Булавы принято считать первым по счету, хотя был произведен только пуск массогабаритного макета ракеты.

  1. 1-ый (2-ой) испытательный пуск Булавы был удачно произведён 27 сентября 2005 в 17:20 по столичному времени. Ракета, запущенная из акватории Белоснежного моря с АПЛ «Дмитрий Донской» (проект 941 класса «Тайфун», бортовой номер ТК-208) из надводного положения по полигону Кура на Камчатке, приблизительно за 14 минут преодолела более 5,5 тыщ км, после этого боевые блоки ракеты удачно поразили созданные для их цели на полигоне.
  2. 2-ой (3-ий) испытательный пуск Булавы был произведён 21 декабря 2005 года в 08:19 по столичному времени также с АПЛ «Дмитрий Донской». Запуск осуществлён из подводного положения по полигону Кура, ракета удачно поразила цель.
  3. 3-ий (четвёртый) испытательный запуск с борта АПЛ «Дмитрий Донской» 7 сентября 2006 года завершился неудачей. Запуск МБР был произведён из подводного положения в направлении боевого поля на Камчатке. Пропархав после старта пару минут, ракета Булава свалилась в море.
  4. Четвёртый (5-ый) испытательный запуск ракеты с борта АПЛ «Дмитрий Донской», прошедший 25 октября 2006, также завершился безуспешно. После нескольких минут полёта «Булава» отклонилась от курса и самоликвидировалась, упав в Белоснежное море.
  5. 5-ый (6-ой) испытательный запуск ракеты Булава был произведён 24 декабря 2006 с борта АПЛ «Дмитрий Донской» (надводное положение) и вновь завершился безуспешно. Отказ мотора третьей ступени ракеты привёл к её самоликвидации на 3-4 минутке полёта.
  6. 6-ой (седьмой) испытательный запуск состоялся 28 июня 2007 года. Пуск произведён в Белоснежном море с борта АПЛ «Дмитрий Донской» из подводного положения и закончился отчасти успешно – 3-я боеголовка Булавы не достигнула цели.
  7. Седьмой (восьмой) запуск состоялся 11 ноября 2007 года – он стал пятым попорядку плохим пуском «Булавы». Официальная информация о пуске отсутствует. Для окончания испытаний может потребоваться ещё 10..14 запусков.
  8. Восьмой запуск. 18 сентября 2008 года русский подводный ракетный крейсер стратегического предназначения в 18:45 МСК в четверг выполнил запуск ракеты «Булава» из подводного положения. В 19:05 учебные блоки достигнули цели в районе боевого поля полигона Кура. «В истинное время обрабатывается телеметрическая информация о пуске и полете ракеты Булава, но уже на данный момент можно заключить, что запуск и полет ракеты прошел в штатном режиме», – произнес представитель Минобороны РФ. (часть инфы с веб-сайта interfax.ru) Согласно последней инфы, этот запуск тоже признан плохим, пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на источник в Министерстве обороны РФ. По данным собеседника издания, до завершающего шага тесты проходили удачно. «Активный участок линии движения ракета прошла без сбоев, попала в данный район, головная часть отделилась штатно, но ступень разведения боевых блоков не смогла обеспечить их отделения», — сказал он газете. Таким макаром, как объяснил он, в боевых критериях боеголовки ракеты Булава не сработали бы из-за особенностей устройства «Булавы». Комментария главкома ВМФ Рф Игоря Дыгало в связи с поступившей информацией изданию получить не удалось.

ГРЦ «КБ имени Макеева» предложил возобновить разработки в 2008 году на собственной базе.

В 2008 году на ОАО «ПО „Севмаш“» проведён ремонт и завершена модернизация по проекту 941Разум применяемой для испытаний АПЛ «Дмитрий Донской».

Улучшения 122-мм гаубицы обр.1910/30гг в ходе модернизации.

Основным направлением модернизации выбрано увеличение дальнобойности 122-мм гаубицы, путем введения боеприпасов со снарядом дальнобойной формы. Стрелять из гаубицы обр.1910 гг., таким было возможно исключительно на четвертом заряде, который состоял единственно из основного пакета пороха. Снаряды дальнобойной формы были длиннее старых на 0,64 калибра. Причем эта разница в основном была в запоясковой части, которая у снарядов старого образца практически отсутствовала.

Попытка выстрелить полным снарядом приводила к разрыву ствола, поскольку при наличии всех пучков отсутствовал внутренний объем необходимый для расширения пороховых газов, резко росла температура и давление. Поэтому стреляли, убрав все пучки за исключением основного пакета. Для исправления ситуации необходимо было удлинить зарядную камору. Что и сделали, расточив ее на один калибр.

Стрельба новыми снарядами сопровождалась увеличением отдачи, вследствие чего пришлось усилить противооткатные устройства, подъемный механизм и сам лафет. Усиление лафета 122-мм гаубицы обр.1910/30 гг произошло на этапе серийного производства. Вероятно, этот недостаток выявила эксплуатация в войсках. Стрельба дальнобойной гранатой приводила к увеличению динамических нагрузок, по сравнению с прежним артиллерийским выстрелом. Даже стрельба старым снарядом и вновь введенным метательным зарядом №1 существенно превышала динамические характеристики допустимые для не модернизированной гаубицы.

Упрочнение лафета естественно сказалась на массе гаубицы обр.1910/30гг ее масса увеличилась до 1466 кг, тогда как не модернизированная 122-мм гаубица весил 1331кг. Наложение расточенного ствола на старый лафет, а также использование старых салазок и противооткатных устройств было запрещено.

Чтобы исключить эту возможность модернизированные лафеты, противооткатные и стволы стали в обязательном порядке маркировать надписями «упрочненный», «обр.1910/30гг», «удлиненная камора».

Увеличение дальности стрельбы 122-мм гаубицы обр.1910/30гг заставило изменить прицельные приспособления. Для обр. обр.1910/30гг приняли «нормализованный» прицел. Данный прицел использовался для самых разных артиллерийских систем и отличался только креплением, да нарезкой дистанционных шкал под баллистику конкретного орудия. 

Подвижность и огневая маневренность 122-мм гаубицы обр.1910/30гг остались на прежнем уровне, поскольку сам однобрусный лафет, в также колесный ход не претерпели существенных изменений конструкции. Механизм горизонтальной наводки гаубицы остался прежним. Скорость возки, как и раньше, не превышала шести километров в виду отсутствия какого либо подрессоривания и наличия деревянных колес с металлическим ободом.

На протяжении 1930 года модернизация полностью завершена. 122-мм гаубица обр.1910/30гг прошла испытания, запущена в производство Мотовилихским заводом и поступила в войска.

Немного критики

Как было отмечено выше, из-за низкого процента успешных испытаний баллистическая ракета «Булава» вытерпела много критики, причем не только со стороны отечественных ученых. Так, американцы говорят о том, что данный комплекс практически на все сто процентов схож с их ракетой «Посейдон-С3». Правда, последний уже снят с вооружения как морально устаревший. Но обусловлено это тем, что там имеется всего лишь две твердотопливных системы, а максимальная дальность составляет всего пять с половиной тысяч километров. Нельзя не отметить, что многие эксперты говорят о том, что подмена жидкостных ракет морского базирования на такие аналоги, как «Булава», только уменьшит потенциал ядерного сдерживания. Но, по заявлению Соломонова (генеральный конструктор), уменьшение полезной нагрузки обусловлено увеличенной выживаемостью ракеты.

Критика

Бросковый полигонный пуск ракеты 3М30 «Булава» с натурного стенда СМ-Э336. Первый кадр — работает стартовый РДТТ/ПАД, второй кадр — свободный полет, третий кадр — запуск двигателя РДТТ 1-й ступени, четвертый кадр — работает 1-я ступень ракеты.

Америкосы считают, что по всем своим чертам «Булава» фактически стопроцентно совпадает с их ракетой Poseidon-C3, уже снятой с вооружения, как морально устаревшая. Но это совсем не соответствует реальности, потому что ракета Poseidon-C3 имеет две ступени и наивысшую дальность стрельбы 5600 км (6 РГЧ).

По оценкам неких профессионалов подмена жидкостных ракет морского базирования на «Булаву» неоднократно понизит потенциал ядерного сдерживания из-за трёхкратного понижения забрасываемого веса у ПЛ проекта 955 с «Булавой».

Но, как утверждает генконструктор «Тополя» и «Булавы» Юрий Соломонов, достаточно серьёзное уменьшение полезной нагрузки ракеты связано с более высочайшей её живучестью: стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва и лазерному оружию, низким активным участком и его малой длительностью. По его заявлению «у „Тополя-М“, и у „Булавы“ активный участок по сопоставлению с русскими ракетами меньше в 3-4 раза, а по сопоставлению с южноамериканскими, французскими, китайскими – в 1,5-2 раза».

Оценка испытаний

Российские создатели нередко критикуют разрабатываемый ракетный комплекс «Булава» за довольно большой процент неудачных испытаний. Но по воззрению генерального конструктора МИТ Юрия Соломонова:

При проведении летных испытаний комплекса Булава (так как это закрытая тема, о конструктивных особенностях я гласить не могу) то, с чем мы столкнулись, спрогнозировать было нереально – кто бы что ни гласил о способности такового прогнозирования. Для того чтоб осознать, о каких величинах исходя из убеждений количественных оценок речь идет, могу сказать, что действия, в течение которых происходили нештатные ситуации с техникой, оцениваются тысячными толиками секунды, при всем этом действия имеют полностью случайный нрав.

И, когда мы по той инфы, которую нам удалось выловить при анализе телеметрических данных при запуске Булавы, в наземных критериях воспроизводили происшедшее в полете, чтоб осознать природу этих явлений, нам потребовалось провести не один десяток испытаний. Это еще раз свидетельствует, как, с одной стороны, сложна картина протекания отдельных процессов, а с другой – как она тяжело предсказуема исходя из убеждений способности проигрывания в наземных критериях.

Что ракетный подводный крейсер проекта 955 “Юрий Долгорукий” Северного флота ВМФ России произвел пуск межконтинентальной баллистической ракеты “Булава” из Баренцева моря, успешно поразив заданные цели на полигоне Кура (Камчатка).

Р-30 “Булава” – российская межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) морского базирования в составе пускового комплекса Д-30. Предназначена для вооружения ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проектов 09550, 09551 и 09552 “Борей” и “Борей-М”, испытания также проводились на модернизированной субмарине ТК-208 “Дмитрий Донской” проекта 941 “Акула”.

Маневренность и неуязвимость

Что говорят в ответ на это приверженцы жидкотопливных традиций? Наиболее характерное возражение принадлежит Герберту Ефремову в его заочной полемике с руководством МИТ. С его точки зрения, разница в активном участке между ракетами с ЖРД и РДТТ не так уж велика и не столь важна при прохождении ПРО по сравнению с гораздо более высокой маневренностью. При развитой системе ПРО придется значительно ускорить распределение боеголовок по целям с помощью так называемого автобуса — специальной ступени разведения, которая, каждый раз меняя направление, задает направление очередному боезаряду. Оппоненты из МИТ склоняются к отказу от «автобуса», считая, что головки должны иметь возможность маневрировать и наводиться на цель самостоятельно.

Критики идеи возрождения тяжелых жидкотопливных ракет указывают при этом на тот факт, что вероятный преемник «Сатаны» непременно будет ракетой шахтного базирования. Координаты же шахт известны вероятному противнику, и в случае попытки нанесения им так называемого обезоруживающего удара места дислокации ракет несомненно окажутся среди приоритетных целей. Однако в шахту не так-то легко попасть, и еще труднее ее разрушить, при том что, например, мобильные комплексы «Тополь-М», тихоходные и передвигающиеся по открытой местности в строго заданном районе, уязвимы в гораздо большей степени.

Замена ракеты шахтного базирования. Техника не вечна, тем более такая, от которой зависит слишком много. Стратегические ядерные силы приходится обновлять. В наши дни в шахты вместо монстров эпохи «холодной войны», бравших по 6−10 боезарядов, устанавливают легкие моноблочные твердотопливные «Тополя-М». Одна ракета — один боезаряд. Сейчас в шахтном варианте развернуто около пяти десятков «Тополей-М». Конструктивное развитие «Тополя-М» — ракета Р-24 «Ярс», хоть и вмещавет в себя три боезаряда, существует только в мобильном варианте и в штучных количествах.

Проблема ядовитого гептила сейчас решается методом ампулизирования ракетных баков. Гептил же, при всей своей фантастической токсичности, является уникальным по энергетической плотности топливом. Кроме того, он весьма дешев, ибо получается как сопутствующий продукт в химическом производстве, что делает «жидкостный» проект более привлекательным с точки зрения экономики (как уже говорилось, твердое топливо весьма взыскательно к технологическому процессу, а потому весьма дорого). Несмотря на некоторую демонизацию НДМГ (гептила), который в общественном сознании связан исключительно с военными проектами и возможными экологическими катастрофами, это топливо используется во вполне мирных целях при запусках тяжелых ракет «Протон» и «Днепр» и с ним давно научились вполне безопасно работать, как работают со многими другими применяющимися в промышленности веществами. Лишь недавний случай с аварией над Алтаем грузового «Прогресса», везшего груз гептила и амила на МКС, вновь слегка подпортил репутацию несимметричного диметилгидразина.

С другой стороны, вряд ли в деле эксплуатации МБР цена на топливо имеет принципиальное значение, в конце концов баллистические ракеты летают крайне редко. Еще один вопрос заключается в том, во сколько обойдется возможное создание тяжелого носителя, при том что «Булава» уже поглотила многие миллиарды. Очевидно, что кооперация с Украиной — это последнее, на что пойдут наши власти и военно-промышленный комплекс, ибо бросать такое серьезное дело на произвол волатильного политического курса никто не станет.

Вопрос о будущих составляющих российских стратегических ядерных сил слишком близок к политике, чтобы оставаться чисто техническим вопросом. За сравнением концепций и схем, за полемикой во власти и в обществе, разумеется, стоит не только сопоставление рациональных соображений, но и конфликты интересов и амбиций. У всех, конечно, своя правда, но хотелось бы, чтобы в итоге возобладал общественный интерес. А уж как он будет обеспечен технически, пусть решают специалисты.

Р-30 «Булава-30»

Булава – твердотопливная баллистическая ракета комплекса Д-30 размещена на подводных лодках России. Имеет минимальный радиус поражения 8000 км, примерную скорость 6 км/с. Разработка ракеты ведётся с 1998 года Московским институтом теплотехники, разработавшим в 1989-1997 гг. ракету наземного базирования «Тополь-М».

  • Страна: Россия
  • Обозначение: 3М30
  • Код: СНВ РСМ-56
  • По систематизации НАТО: SS-NX-30
  • Предназначение: БРПЛ
  • Разработчик: МИТ

Сравнительные свойства

  • Тактико-технические свойства Р-29РМ, Р-39, Булава, Трайдент I, Трайдент II
  • Год принятия на вооружение 1986, 1984, 2012(план), 1979, 1990
  • Наибольшая дальность стрельбы, км 8300, 8250, 8000, 7400, 11300
  • Забрасываемый вес, кг 2800, 2250, 1150, 1360, 2800
  • Количество боевых блоков 4..10 (100 кт), 10 (200 кт), 6 8 W76 (100 кт), 8 W88 (475 кт) либо 14 W76 (100 кт)
  • КВО, м 250 500 ? 380 90-120
  • Противодействие ПРО РГЧ, ? РГЧ, ? сокращённый активный участок,
  • настильная линия движения,
  • маневрирующие РГЧ, ? РГЧ, ? РГЧ, ?
  • Стартовая масса, т 40,3 90,0 36,8 32,3 58,5
  • Длина, м 14,8; 16,0; 11,5; 10,3; 13,4;
  • Тип старта наполнение водой; сухой; сухой; сухой; сухой;

Необходимо подчеркнуть, что сопоставление не учитывает такие принципиальные характеристики, как живучесть ракеты (стойкость к поражающим факторам ядерного взрыва и лазерному оружию), её линию движения, длительность активного участка (что может очень сказываться на забрасываемом весе).

Проектирование

Ф. Петров в те годы руководил работой опытного конструкторского бюро завода № 9. При создании новой советской гаубицы Д-30 оружейные инженеры учли слабые стороны, которые были присущи М-30. Орудие обладало недостаточной кучностью и не было приспособлено для ведения круговых обстрелов. Особенность гаубицы Д-30 (фото орудия представлено в статье) заключалась в необычном устройстве лафета. Конструктивно он сильно отличался от лафетов остального артиллерийского оружия, используемой советской армией. Стремясь сделать возможным выполнение новой гаубицей круговых обстрелов, лафет для нее оснастили тремя станинами. Также орудие отличалось и способом буксировки: дульный тормоз прикрепили к шкворневой балке.

[править] Дальность стрельбы

Сейчас дальность стрельбы российских БРПЛ такова, что лодки могут достать территорию противника даже не выходя из пунктов базирования, прямо от причальной стенки

Это важно в связи с тем, что США в 1960—1970 годах была выстроена в Атлантике линия противолодочной обороны SOSUS, проходящая по рубежу Гренландия — Исландия — Британские острова, состоящая из системы подводных датчиков, улавливающих шум винтов советских подводных лодок. Эта система имела целью не допустить массового прорыва лодок к побережью США, что было необходимо, так как дальность стрельбы тогдашних лодочных ракет составляла 1500-3000 км

Сейчас в связи с увеличением дальности стрельбы лодочных ракет до уровня межконтинентальных (8500-11500 км), необходимость преодоления российскими лодками противолодочной линии SOSUS практически отпала.

9. Использованная литература и источники

  1. 12СКБ-385, КБ машиностроения, ГРЦ «КБ им. Академика В. П. Макеева» / под общ. ред. В. Г. Дегтяря. — М.: Государственный ракетный центр «КБ им. академика В. П. Макеева»; ООО «Военный Парад», 2007. — С. 131. — ISBN 5-902975-10-7
  2. 12СКБ-385 / под общ. ред. В. Г. Дегтяря. — 2007. — С. 132.
  3. 12345678910Баллистическая ракета подводных лодок Р-29РМ (РСМ-54) – rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/r29pm/r29pm.shtml. Информационная система «Ракетная техника».
  4. 123456789СКБ-385 / под общ. ред. В. Г. Дегтяря. — 2007. — С. 133.
  5. 12Наземная отработка реактивных двигательных установок и тепловакуумные испытания космических летательных аппаратов – www.ihst.ru/~akm/30t16.htm.
  6. ЖРД РД0243, РД0244, РД0245. Ракета морского базирования РСМ-54 на сайте КБХА – www.kbkha.ru/?p=8&cat=10&prod=50.
  7. Рисунок РГЧ, СКБ-385 / под общ. ред. В. Г. Дегтяря. — 2007. — С. 119.
  8. 12345СКБ-385 / под общ. ред. В. Г. Дегтяря. — 2007. — С. 134.
  9. СКБ-385 / под общ. ред. В. Г. Дегтяря. — 2007. — С. 265.
  10. 12СКБ-385 / под общ. ред. В. Г. Дегтяря. — 2007. — С. 266.
  11. 12СКБ-385 / под общ. ред. В. Г. Дегтяря. — 2007. — С. 267.
  12. СКБ-385 / под общ. ред. В. Г. Дегтяря. — 2007. — С. 165.
  13. 1234СКБ-385 / под общ. ред. В. Г. Дегтяря. — 2007. — С. 135.
  14. 123СКБ-385 / под общ. ред. В. Г. Дегтяря. — 2007. — С. 136.
  15. Завтра 60 лет Владимиру Дегтярю генеральному директору и генеральному конструктору ОАО «ГРЦ им. академика В.П.Макеева» – www.federalspace.ru/main.php?id=2&nid=4164. Пресс-служба Роскосмоса (12.09.2008).
  16. Горизонты фирмы Макеева – www.oborona.ru/110/754/index.shtml?id=3639, oborona.ru
  17. 123Ледяная «Синева»: Ракета Р-29РМУ-2 – www.popmech.ru/article/5644-ledyanaya-sineva/page/11/ // Популярная механика : Сделано в России. — В. 20.07.09.
  18. 12 gazeta.ru, Россия сильна своей «Синевой», 24 июля 2007 – www.gazeta.ru/2007/07/24/oa_245129.shtml
  19. Владимир Гундаров У ракет фальстарта нет. Как противостоять разоружению страны – nvo.ng.ru/armament/2007-06-08/6_rockets.html. Независимое военное обозрение (2007.06.08).
  20. Ракетные комплексы баллистических ракет подводных лодок – www.militaryparitet.com/nomen/russia/rocket/balrock/data/ic_nomenrussiarocketbalrock/12/.
  21. Ракеты-носители на базе баллистических ракет подводных лодок – tihiy.fromru.com/Rn/RN_BRLP.htm.
  22. 123РН «Штиль» – www.makeyev.ru/rocspace/rkkshtil/. — описание семейства ракет-носителей «Штиль» на сайте государственного ракетного центра.
  23. СКБ-385 / под общ. ред. В. Г. Дегтяря. — 2007. — С. 351.
  24. К-64, БС-64 – www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nbrs/667BDRM/K-64/K-64.htm. www.deepstorm.ru. — История подводной лодки К-64.
  25. 1234Морские стратегические силы – russianforces.org/rus/navy/. Стратегическое ядерное вооружение России (26.04.2010).
  26. 12Коллектив авторов. Стратегическое ядерное вооружение России – militera.lib.ru/tw/stratrus/index.html / под редакцией П. Л. Подвига. — М.: ИздАТ, 1998. — С. 288.

Испытания и эксплуатация

Серийное производство «Булавы» началось спустя 10 лет после начала её разработки – в 2008 году. При этом Р-30 ещё не была принята на вооружение. Даже комплекс испытаний ещё не был завершён. А испытания получились долгими. Обычно для отработки пусков использовались специальные подводные стенды, но Р-30 решили сразу запускать с борта субмарины.

Для первого запуска в 2004 году использовался массогабаритный макет «изделия». Во второй раз, спустя год, стартовала уже настоящая «Булава», учебные блоки которой успешно поразили цели на камчатском полигоне. А вот четвёртый, пятый и шестой пуски оказались неудачными. Старты, произведённые в 2009 году, тоже завершились отказами.

Субмарина проекта 955 «Юрий Долгорукий», которая и должна была стать штатным носителем ракет Р-30, вступила в строй в 2011 году. Испытательные запуски с её борта прошли успешно. Тем не менее, «Булава» продолжала дорабатываться, и её старты с подводных лодок «Александр Невский» и «Владимир Мономах» тоже засчитывались, как испытательные.

Только в 2022 году Р-30, наконец, приняли на вооружение. По состоянию на 2022 год «Булавой» вооружены 2 лодки проекта 955 Тихоокеанского флота и 1 – Северного. Ещё 2 субмарины проходят испытания, и 3 – строятся.

Ирак и Сирия: земля войны

Было бы наивным полагать, что возможностью сделать разнообразные колёсные САУ не воспользуются правительственные и террористические силы в Сирии и Ираке. Подобную импровизированную установку, например, использует федеральная полиция Ирака.

Д-30 на базе грузовика. Всё предельно просто, и орудие можно спрятать под тент, не выдавая до времени передвижение батареи недоброму наблюдателю

Но не всякая база подходит для такого мощного орудия, как гаубица. Из-за сильной отдачи попасть в цель из раскачивающегося коммерческого грузовика будет очень сложно, да и рама такой машины переживёт не слишком много выстрелов. Впрочем, террористам главное жахнуть в сторону противника.

Упарываются подобным образом и правительственные войска Асада, поставив гаубицу на шасси внедорожного пикапа GMC. Интересно, на много ли выстрелов хватит несчастной машины?

Инженеры» запрещённого в РФ ИГИЛ попросту водрузили на грузовой тягач гаубицу, даже не снимая колёс. Подъехать, пострелять и убежать. Вот и вся тактика.

Во всемирной автолафетизации не отстают даже жестокие террористы из нигерийскогоБоко Харам». Тут уже никакой брони — максимальная открытость всем ветрам и ласковому африканскому солнышку. Судя по тому, что орудие стоит на жёсткой сцепке, конструкцию используют как тачанку. Подлетел, развернулся, пальнул прямой наводкой — и смылся.

Некоторые оценки испытаний

Многие эксперты очень часто критиковали данный комплекс. Это было обусловлено тем, что запуск ракеты «Булава» в 45% случаев был неудачным. Хотя это довольно спорная информация, так как несколько испытаний были частично успешными, хоть и имели отклонения. Более того, примерно 90% неудачных пусков были осуществлены еще на стадии активной разработки. А вот когда ракета была доработана, то из 10 пусков всего один оказался неудачным. Такие показатели говорят как раз об обратном – о том, что баллистическая ракета «Булава» весьма надежна, если так можно выразиться. дал свой комментарий по поводу большого количества неудач во время испытаний. Он говорил о том, что их невозможно спрогнозировать. Дело в том, что все процессы, приводящие к отклонению, проходят в доли секунды. И для выяснения их природы МИТ провел десятки дорогостоящих испытаний, что в конечном итоге привело к положительной тенденции.

Модификации

Д-30 в парке «Патриот».

  • Д-30 — на первых выпусках механический домкрат для вывешивания колёс с двумя ручками для двух номеров расчёта, опорная плита домкрата круглая, на более поздних выпусках домкрат заменён на более совершенный — гидравлический, управляемый одним номером расчёта, опорная плита домкрата прямоугольная, шины заполнены резиновыми жгутами, вследствие чего максимальная скорость буксировки ограничена 40 км/ч.
  • Д-30А (2А18М) — двухкамерный дульный тормоз вместо щелевого, более развитые прямоугольные комбинированные фонари стоп-сигналов и габаритных огней, выступающие над орудийным щитком, пневматические шины, допускающие буксировку со скоростью более 40 км/ч;
  • 2А18М-1 — добавлен досылатель;
  • Д-30J — югославская модификация;
  • «Саддам» — иракская модификация;
  • Type-96 — китайская версия;
  • «Халифа» — суданская версия;
  • Semser — израильская модификация САУ, представляющая Д-30 на шасси КАМАЗ-63502 для ВС Казахстана.
  • «Халифа-1» — суданская модификация САУ, представляющая Д-30 на шасси КАМАЗ-43118
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий