Использованная литература и источники
- whiteworld.nsinfo.ru, «ВМС России получают „Акулу“». Дата обращения: 25 августа 2007. Архивировано 6 декабря 2008 года.
- «Пуск особого назначения», vz.ru, 17.12.07. Дата обращения: 30 апреля 2020. Архивировано 13 сентября 2017 года.
- Интерфакс — Агентство военных новостей // Россия и США ликвидировали один из классов баллистических ракет, 14.09.2012 (недоступная ссылка)
- СКБ-385, КБ машиностроения, ГРЦ «КБ им. Академика В. П. Макеева» / под общ. ред. В. Г. Дегтяря. — М.: Государственный ракетный центр «КБ им. академика В. П. Макеева»; ООО «Военный Парад», 2007. — С. 127. — ISBN 5-902975-10-7.
- ↑ СКБ-385 / под общ. ред. В. Г. Дегтяря. — 2007. — С. 128.
- ↑ [epizodsspace.no-ip.org/bibl/kb-ujn/04.html История КБ «Южное»]. — Глава 4, раздел «РДТТ для морской ракеты». Дата обращения: 12 мая 2010.
- ↑ СКБ-385 / под общ. ред. В. Г. Дегтяря. — 2007. — С. 129.
- ↑ Баллистическая ракета подводных лодок Р-39 (РСМ-52). — Информационная система “Ракетная техника” Балтийского государственного университета. Дата обращения: 15 мая 2010. Архивировано 27 февраля 2012 года.
- ↑ Твердотопливные ракетные двигатели. Дата обращения: 28 марта 2016. Архивировано 23 марта 2016 года.
- КБ Южное. yuzhnoye.com.ua. Дата обращения: 20 сентября 2019. Архивировано 5 октября 2019 года.
- ↑ СКБ-385 / под общ. ред. В. Г. Дегтяря. — 2007. — С. 130.
- ↑ Коллектив авторов. Стратегическое ядерное вооружение России / под редакцией П. Л. Подвига. — М.: ИздАТ, 1998. — С. 286.
- ↑ СКБ-385 / под общ. ред. В. Г. Дегтяря. — 2007. — С. 164.
- ↑ Проект 941 «Акула» • Typhoon class. atrinaflot.narod.ru. Дата обращения: 6 января 2011. Архивировано из оригинала 20 февраля 2012 года.
- ↑ Проект 941 “Акула”. deepstorm.ru. Дата обращения: 6 января 2011. Архивировано 26 февраля 2012 года.
- ↑
Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественного РО. — С. 526. - ↑ СКБ-385 / под общ. ред. В. Г. Дегтяря. — 2007. — С. 131.
- Сравнение не учитывает такие важные параметры, как живучесть ракеты (стойкость к поражающим факторам ядерного взрыва и лазерному оружию), её траекторию, продолжительность активного участка (что может сильно сказываться на забрасываемом весе). Кроме того, максимальная дальность не всегда указана для варианта с максимальной забрасываемой массой. Так у ракеты «Трайдент II» нагрузке 8 РГЧ W88 (2800 кг) соответствует дальность 7838 км.
- Bob Aldridge. U.S. Trident Submarine & Missile System: The Ultimate First-strike Weapon (англ.) (pdf). plrc.org с. 28. — аналитический обзор.
- Дальность Трайдент II: 7838 км — при максимальной нагрузке, 11 300 км — с уменьшенным числом боевых блоков
- Согласно протоколу к СНВ-1 забрасываемый вес это: или полный вес последней маршевой ступени, также осуществляющей функции разведения, или полезная нагрузка последней маршевой ступени, если функции разведения выполняет специальный блок.
- Протокол о забрасываемом весе МБР и БРПЛ к СНВ-1.
- French Navy SSBN ‘Le Téméraire’ Test Fired M51 SLBM In Operational Conditions
- Tête nucléaire océanique (TNO)
- Карпов, Александр. Основа триады: какими возможностями обладают новейшие российские подлодки проекта «Борей» (рус.), russian.rt.com, RT (19 марта 2019).
Подводные лодки
Атомные ПЛ
Атомные ПЛ
С баллистическими ракетами
Проект 667БДР
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-44 “Рязань”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-211 “Петропавловск-Камчатский”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-223 “Подольск”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-433 “Святой Георгий Победоносец”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-506 “Зеленоград”
Проект 667БДРМ
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-51 “Верхотурье”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-84 “Екатеринбург”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-18 “Карелия”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-117 “Брянск”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-407 “Новомосковск”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-114 “Тула”
Проект 941
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Дмитрий Донской”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-17 “Архангельск”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-20 “Северсталь”
Проект 955
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Юрий Долгорукий”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Александр Невский”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Владимир Мономах”
Проект 955А
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Князь Владимир”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Князь Олег”Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Генералиссимус Суворов”
С крылатыми ракетами
Атомный ракетный подводный крейсер “Казань”Атомный ракетный подводный крейсер “Новосибирск”Атомный ракетный подводный крейсер “Красноярск”
Проект 949А
Атомная подводная лодка К-119 “Воронеж”Атомная подводная лодка К-266 “Орел”Атомная подводная лодка К-410 “Смоленск”Атомная подводная лодка К-456 “Тверь”Атомная подводная лодка К-132 “Иркутск”Атомная подводная лодка К-186 “Омск”Атомная подводная лодка К-150 “Томск”Атомная подводная лодка К-442 “Челябинск”
С ракетно-торпедным вооружением
Проект 671РТМК
Атомная подводная лодка “Даниил Московский”Атомная подводная лодка “Тамбов”Атомная подводная лодка Б-138 “Обнинск”Атомная подводная лодка Б-388 “Петрозаводск”
Проект 971
Атомная подводная лодка К-157 “Вепрь”Атомная подводная лодка К-295 “Самара”Атомная подводная лодка К-317 “Пантера”Атомная подводная лодка К-461 “Волк”Атомная подводная лодка К-331 “Магадан”Атомная подводная лодка К-328 “Леопард”Атомная подводная лодка К-154 “Тигр”Атомная подводная лодка К-419 “Кузбасс”Атомная подводная лодка К-263 “Барнаул”Атомная подводная лодка К-391 “Братск”Атомная подводная лодка К-322 “Кашалот”
Атомная подводная лодка К-335 “Гепард”
АС-31
Атомные подводные лодки специального назначения
КС-129 “Оренбург”
Дизельные ПЛ
Проект 877
Дизельная подводная лодка Б-187 “Комсомольск-на-Амуре”Дизельная подводная лодка Б-394 “Нурлат”Дизельная подводная лодка Б-445 “Святой Николай Чудотворец”Дизельная подводная лодка Б-459 “Владикавказ”Дизельная подводная лодка Б-402 “Вологда”Дизельная подводная лодка Б-190 “Краснокаменск”Дизельная подводная лодка Б-177 “Липецк”Дизельная подводная лодка Б-471 “Магнитогорск”Дизельная подводная лодка Б-345 “Могоча”Дизельная подводная лодка Б-401 “Новосибирск”Дизельная подводная лодка Б-260 “Чита”Дизельная подводная лодка Б-808 “Ярославль”Дизельная подводная лодка Б-806 “Дмитров”Дизельная подводная лодка Б-227 “Выборг”Дизельная подводная лодка Б-494 “Усть-Большерецк”Дизельная подводная лодка Б-464 “Усть-Камчатск”
Проект 677 “Лада”
Дизель-электрическая подводная лодка Б-585 “Санкт-Петербург”Дизель-электрическая подводная лодка “Кронштадт”
Проект 636.3
Дизель-электрическая подводная лодка “Новороссийск”Дизель-электрическая подводная лодка “Ростов-на-Дону”Дизель-электрическая подводная лодка “Старый Оскол”Дизель-электрическая подводная лодка “Краснодар”Дизель-электрическая подводная лодка “Великий Новгород”Дизель-электрическая подводная лодка “Колпино”Дизель-электрическая подводная лодка “Петропавловск-Камчатский”Дизель-электрическая подводная лодка “Волхов”Дизель-электрическая подводная лодка “Магадан”Дизель-электрическая подводная лодка “Уфа”
5. Испытания
С сентября 1977 по декабрь 1978 года производились летно-конструкторские испытания по отработке начального участка полета. Осуществлялись пуски с надводного и подводного положений специального погружного стенда на Черном море в Балаклаве. Специально для этих испытаний был разработан уменьшенный аналог РДТТ первой ступени ЗД65Б, который обеспечивал все расходно-тяговые характеристики штатного РДТТ ЗД65 в течение первых восьми секунд работы. Всего со стенда ПС-65 было осуществлено 9 пусков. Бросковые испытания были продолжены в декабре 1978 — сентябре 1979 с борта подводной лодки «К-153», переоборудованной из проекта 629 по проекту 619. Лодка была оборудована одной ракетной шахтой. Всего было выполнено 7 пусков, при этом замечаний по двигательной установке не возникало.
Параллельно с бросковыми испытаниями с октября 1978 по ноябрь 1979 года была осуществлена отработка боевых блоков посредством запусков экспериментальных ракет К-65М-Р. Было осуществлено 9 пусков.
В январе 1980 года начались совместные летные испытания с наземного стенда НСК-65 на Северном полигоне в Неноксе. 28 января был осуществлен первый пуск. Однако он и четыре последовавших за ним были неудачными по различным причинам — «перепут» цепей пиротехники, отказ бортовой кабельной сети, конструктивные недостатки БИМ-а второй ступени, разрушение седла клапана вдува РДТТ первой ступени. В процессе доработок, кроме прочего, была доработана клапанная система и 27 декабря 1980 года осуществлен первый удачный пуск. Всего до июня 1982 года с наземного стенда было осуществлено 17 пусков ракет — 15 на промежуточную дальность и 2 на минимальную. Более половины этих пусков были неудачными.
В декабре 1981 года начались совместные летные испытания Р-39 с борта головного атомного ракетоносца проекта 941 — «ТК-208». Испытания завершились 12 декабря 1982 года залповым пуском четырех ракет — двух по району «Акватория» и двух по полигону «Кура». Всего было осуществлено 13 пусков, из которых 11 признаны успешными.
Постановлением правительства комплекс Д-19 с ракетой Р-39 был принят на вооружение в мае 1983 года.
Комплекс РЭБ Praetorian
Комплект радиоэлектронной борьбы Praetorian (рус. — «Преторианец»
), также известный как подсистема защитных средств (Defensive Aids Sub-System, DASS ), является автоматизированной системой самообороны «Еврофайтер». Разрабатывается и производится предприятиями BAE Systems и Elettronica в составе образованного для этого консорциума EuroDASS.
Комплекс состоит из антенн для электронного противодействия (ECM) и электронной поддержки (ESM), детекторов ракетного обстрела (MAW) и автомата сбрасывания ложных тепловых ловушек. Вся система контролируется пятью процессорами. Уже в первом транше «Преторианца» перевели на новые процессоры, которые увеличили вычислительную мощность в десять раз.
Оконечный контейнер правого крыла «Еврофайтера»
Электронное противодействие
Система электронного противодействия полностью изготовлена из полупроводниковых компонентов. Отдельные передающие и приемные модули состоят из антенн Вивальди, работающих в диапазоне частот от 6 до 18 ГГц. Антенны расположены в передней части оконечных контейнеров крыльев и в задней части левого оконечного контейнера. Элементы могут работать независимо или вместе. Например, одна передняя антенна осуществляет шумоподавление одной цели, в то время как остальные отслеживать прочие цели.
Линейный блок антенн Вивальди
В задней части концевого контейнера правого крыла размещены два буксируемых помеховых излучателя Ariel Mk II от компании SELEX Galileo. Излучатели буксируются за самолетом с помощью кевларового кабеля с оптоволокном длиной 100 м. Буксируемый передатчик работает в диапазоне частот от 6 до 20 ГГц. Он работает в качестве радиолокационной приманки, предлагая ракете с активной головкой самонаведения более крупную и привлекательную цель, чем самолет-носитель.
Эффективность всего комплекса электронного противодействия дополняется автоматом сбрасывания тепловых ловушек.
Концевые контейнеры крыльев «Еврофайтер Тайфун». На переднем плане буксируемый излучатель Ariel Mk II
Обновление ядерной триады
Ещё в 2013 году глава Минобороны Сергей Шойгу охарактеризовал атомные подлодки четвёртого поколения проекта «Борей» как будущую основу морского компонента российских стратегических сил.
«Ракетные подводные крейсеры данного класса станут основой морских стратегических ядерных сил России на ближайшие десятилетия», — сказал Шойгу после подписания акта передачи ВМФ второго корабля проекта 955 «Александр Невский».
Разработка подлодок четвёртого поколения проекта 955 «Борей» началась в СССР в 1978 году. Новые АПЛ должны были заменить морально устаревшие к тому времени подлодки проектов 941 «Акула» и 667 БДРМ «Дельфин».
- Советская подлодка проекта 941 «Акула» (В классификации НАТО -Typhoon)
- Wikimedia Commons
Первоначально планировалось вооружить «Бореи» специально разработанными для них твёрдотопливными баллистическими ракетами «Барк», которые, однако, так и не дошли до стадии серийного производства. В итоге было принято решение заменить их на находящиеся в разработке межконтинентальные баллистические ракеты Р-30 «Булава».
Необходимость замены всего ракетного комплекса, поиска новых комплектующих вкупе с тяжёлой экономической ситуацией в России в 1990-х годах привела к фактической заморозке проекта. Однако, несмотря на объективные трудности, строительство первой АЛП этой серии «Юрий Долгорукий» возобновилось в 2000-м. Она была спущена на воду в 2008 году и после испытаний вошла в состав ВМФ России в начале 2013-го.
К конце того же года флот получил подлодку проекта 955 «Александр Невский», а в 2014 году — АПЛ «Владимир Мономах».
Параллельно с постройкой подводных крейсеров серии «Борей» в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» шли работы по модернизации этого проекта. Он получил название 955А «Борей-А», а у проектируемых и строящихся в его рамках подлодок изменились как внешний облик, так и характеристики.
Информация об отличиях проекта «Борей-А» от базовой версии в открытом доступе практически отсутствует. Ранее ряд специализированных СМИ предположили, что улучшения, скорее всего, затронули акустическую и магнитную «заметность» кораблей. Помимо этого эксперты допускали, что модернизации подверглись средства управления, связи и гидроакустики, а также среда проживания экипажа.
Головным судном проекта 955А «Борей-А» стал подводный крейсер «Князь Владимир», который вошёл в состав ВМФ в июне 2020 года. Сейчас на «Севмаше» идёт строительство АПЛ «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». В августе 2021-го прошла торжественная церемония закладки подводных крейсеров «Дмитрий Донской» и «Князь Потёмкин».
Подлодки проектов 955 «Борей» и 955А «Борей-А» несут 16 баллистических ракет «Булава», достоинство которых заключается в так называемом сухом старте — перед пуском шахта, откуда вылетает ракета, не заполняется водой, что позволяет уменьшить вероятность обнаружения подлодки гидроакустикой противника.
Ещё одно немаловажное преимущество Р-30 — возможность пуска из-под толщи арктического льда. Для сравнения, крейсера проекта 667, оснащённые жидкостными ракетами Р-29РМУ2 «Синева» и Р-29РМУ2.1 «Лайнер», могут проводить стрельбы только после того, как проломят лёд
- Атомный ракетный подводный крейсер «Князь Владимир» проекта 955А «Борей-А»
- РИА Новости
- Алексей Никольский
Дальность «Булавы» составляет 10 тыс. км, длина — 12,1 м, полезная нагрузка — 1,1 т, вероятное круговое отклонение — от 120 до 350 м. Каждая ракета оснащается шестью боевыми блоками индивидуального наведения мощностью по 150 килотонн.
Эксперты отмечают, что одним из основных достоинств этих атомоходов является их малая заметность, которая обеспечивается за счёт сниженного уровня шума, что, в свою очередь, достигается благодаря использованию звукопоглощающих материалов.
Ракета изнутри
У ракеты четыре ступени. Первые три твердотопливные, четвертая оснащена ЖРД. Максимальная скорость ракеты в конце активного участка в момент отключения (отсечки тяги) двигателя 3-й ступени составляет 7205 метров в секунду. Теоретически в этот момент может отделиться первая боеголовка (дальность – 9600 км), запускается 4-я ступень. В конце ее работы БЧ имеет скорость 7550 метров в секунду, отделяется последняя боеголовка. Дальность – 12 800 км. Дополнительная скорость, сообщаемая 4-й ступенью, – не более 350 метров в секунду. Согласно условиям Договора ОСВ-2 формально ракета считается трехступенчатой. ДУ RS-34 вроде как не ступень, а элемент конструкции БЧ.
В забрасываемый вес включены блок разведения боеголовок Mk-21, его платформа, ЖРД RS-34, запас топлива – всего 1300 кг. Плюс 10 боеголовок Mk-21RV/W-87 по 265 кг. Вместо части боеголовок могут загружаться комплексы средств преодоления ПРО. В забрасываемый вес не включены пассивные элементы: головной обтекатель (порядка 350 кг), переходной отсек между ГЧ и последней ступенью, а также некоторые детали системы управления, не участвующие в работе блока разведения. Итого получается 3950 кг.
Суммарный вес всех десяти боеголовок составляет 67 % от забрасываемого веса. У советских МБР SS-18 (Р-36М2) и SS-19 (УР-100 Н) этот показатель составляет соответственно 51,5 и 74,7 процента. Вопросов по МБР МХ не было тогда, нет и сейчас – ракета вне всяких сомнений относится к легкому классу.
Во всех официальных документах, опубликованных за последние 20 лет, как забрасываемый вес американских БРПЛ указываются цифры 1500 кг (в некоторых источниках – 1350) для «Трайдент-1» и 2800 кг для «Трайдент-2». Это лишь суммарный вес боеголовок – восемь Mk-4RV/W-76 по 165 кг или столько же Mk-5RV/W-88 по 330 кг каждая.
Американцы намеренно воспользовались ситуацией, поддерживая до сих пор искаженные или даже ложные представления российской стороны о возможностях их стратегических сил.
«Баллистики» против «Бури»
В 1950-е годы развернулось нешуточное соревнование между баллистическими и крылатыми ракетами за место беспилотного межконтинентального носителя ядерного или термоядерного заряда.
В СССР приняли к разработке оба типа межконтинентальных ракет — и баллистические, и крылатые. Теоретические исследования, проведенные в НИИ-1 Минавиапрома под руководством академика Мстислава Всеволодовича Келдыша, показали, что двухступенчатый сверхзвуковой беспилотный крылатый аппарат может достичь межконтинентальной дальности с приемлемой точностью доставки «спецзаряда». Крылатые ракеты со скоростью полета более 3М (более трех местных скоростей звука) и высотой более 20 км казались отличной заменой пилотируемых стратегических бомбардировщиков. В 1954 году официально началась разработка двух КР с дальностью 8 000 км — тяжелой «Буран» (индекс «40», ОКБ-23 Владимира Михайловича Мясищева) и средней «Буря» (индекс «350», ОКБ-301 Семена Алексеевича Лавочкина). В США еще с 1950 года сверхзвуковую КР XSM-64А «Навахо» той же дальности до 8 000 км разрабатывала фирма «Норт Америкэн, Райт». Все разработчики сверхзвуковых межконтинентальных КР выбрали маршевые сверхзвуковые прямоточные двигатели, жидкостные ракетные ускорители в качестве первой ступени, системы наведения с использованием автоматической астронавигации. Ракеты стартовали вертикально с последующим отделением ускорителей и выходом на аэродинамический полет уже на больших высотах. Над целью КР должна была сбросить боевую часть, и та достигала бы цели самостоятельно.
Маршевые двигатели для «Бури» и «Бурана» разработали в ОКБ-670 под руководством Михаила Макаровича Бондарюка. По системам астронавигации большую работу провел Израэль Меерович Лисович. В межконтинентальных КР отработали и другие перспективные направления — новые сплавы и технологии производства планера, новые методы проектирования.
Успешные испытания в СССР ракеты Р-7 и запуск в 1957 году первого искусственного спутника Земли возвестили начало эры межконтинентальных баллистических ракет, а сбитый в 1960 году над Уралом самолет-разведчик U-2 продемонстрировал, что большие высоты перестали надежно защищать крылатые летательные аппараты. Крылатые ракеты стремительно теряли свои достоинства в глазах заказчиков. Средства ПВО явно опережали их в своем развитии, уже располагая ЗРК большой дальности, комплексами дальнего радиолокационного обнаружения, сверхзвуковыми высотными истребителями. «Проигрышу» крылатых ракет первого послевоенного поколения способствовали их радиолокационная заметность, а также громоздкость и энергопотребление систем наведения, которым приходилось работать не 5— 7 минут, как у баллистической ракеты, а 2—3 часа.
Конец 1950-х — начало 1960-х годов стали критическим периодом развития управляемого реактивного оружия. В 1957 году в СССР прекратили работы по «Бурану», а в США — по «Навахо» (из 11 ее пусков 10 оказались аварийными). Работы по «Буре» прекратили в 1960 году. Из всех сверхзвуковых межконтинентальных КР «Буря», главным конструктором которой был Наум Семенович Черняков, пожалуй, «продвинулась» дальше всех как по результатам опытных пусков (из 18 только 3 аварийные), так и по достигнутой в них дальности — 6 500 км с отклонением от заданной траектории не более 4—7 км. В том же 1960 году волевым решением поставили крест и на проектах стратегических крылатых ракет С-30 Цыбина, П-20 ильюшинского ОКБ-240, «С» туполевского ОКБ, бомбардировщика М-56К с ракетой Х-44 мясищевского ОКБ-23.
Единственной поступившей на вооружение межконтинентальной КР стал американский дозвуковой «беспилотный бомбардировщик» SM-62 «Снарк» фирмы «Нортроп» с турбореактивным двигателем и дальностью до 8 000 км. Его скорость и высота полета — 960 км/ч и 15—16,7 км — уступали новым сверхзвуковым истребителям, и на вооружении «Снарк» оставался лишь в течение 1960—1961 годов.
Подводные лодки также предпочли вооружать баллистическими ракетами. Стратегические КР стали первой жертвой баллистических конкурентов. Но «баллистикам» отдали предпочтение и на меньших дальностях. Это было отчасти обосновано возможностями самих КР и ожидаемым ростом возможностей ПВО. Оперативно-тактические и тактические КР первого послевоенного поколения совершали полет, как правило, на высотах не менее 300—500 м с небольшими маневрами, по кратчайшему пути к цели. Это облегчало их обнаружение и поражение средствами ПВО. Однако справедливость остановки в начале 1960-х ряда новых разработок КР поныне вызывает споры. Как бы то ни было, но именно тогда КР большой дальности — за исключением противокорабельных — покидают сцену.
«Трезубцы»-нарушители
14 сентября 1971 года министр обороны США одобрил решение координационного совета ВМС начать НИОКР по программе ULMS (баллистическая ракета подводных лодок повышенной дальности). Предусматривалась разработка двух проектов: «Трайдент-1» и «Трайдент-2». Формально заказ на «Трайдент-2» D-5 получила от флота в 1983-м, но фактически работы были начаты одновременно с «Трайдент-1» С-4 (UGM-96A) в декабре 1971-го. БРПЛ «Трайдент-1» и «Трайдент-2» относились к разным классам ракет, соответственно C (калибра 75 дюймов) и D (85 дюймов), и предназначались для вооружения двух типов ПЛАРБ. Первая – для существующих лодок «Лафайет», вторая – для перспективных в то время «Огайо».
Баллистические ракеты морского базирования
Вопреки сложившемуся мнению обе ракеты относятся к одному поколению БРПЛ. «Трайдент-2» выполнена по тем же технологиям, что и «Трайдент-1». Однако из-за увеличенных размеров (диаметр – на 15%, длина – на 30%) вдвое возрос стартовый вес. В результате удалось увеличить дальность пуска с 4000 до 6000 морских миль, а забрасываемый вес – с 5000 до 10 000 фунтов. Ракета «Трайдент-2» трехступенчатая, твердотопливная. Головная часть с меньшим на два дюйма диаметром миделя, чем у первых двух ступеней (2057 мм вместо 2108), включает в себя двигатель Х-853 , занимающий центральную часть отсека и выполненный в виде моноблока цилиндрической формы (3480х860 мм), и платформу с боеголовками, расположенную вокруг него.
Блок разведения не имеет собственной ДУ, ее функции выполняет двигатель третьей ступени. Благодаря этим особенностям конструкции ракеты длина зоны разведения боеголовок «Трайдент-2» может достигать 6400 км. Третья ступень, снаряженная топливом, и платформа блока разведения без боеголовок весит 2200 кг. Для ракеты «Трайдент-2» существует четыре варианта загрузки ГЧ.
Первый – «тяжелая ГЧ»: 8 Mk-5RV/W-88, забрасываемый вес – 4920 кг, максимальная дальность – 7880 км. Второй – «легкая ГЧ»: 8 Mk-4RV/W-76, забрасываемый вес – 3520 кг, максимальная дальность – 11 100 км. Современные варианты загрузки согласно ограничениям СНВ-1/3: — первый – 4 Mk-5RV/W-88, вес – 3560 кг; — второй – 4 Mk-4RV/W-76, вес – 2860 кг.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что ракета создавалась в период между Договорами ОСВ-2 (1979) и СНВ-1 (1991) заведомо в нарушение первого: «Каждая из сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать БРПЛ, имеющие забрасываемый вес больший, чем у наибольшей, соответственно по забрасываемому весу, из легких МБР» (ст. 9, пункт «е»). Наибольшей из легких МБР была SS-19 (УР-100Н УТТХ), чей забрасываемый вес 4350 кг. Солидный резерв по этому параметру ракет «Трайдент-2» предоставляет американцам широкие возможности «возвратного потенциала» при наличии достаточно большого запаса боеголовок.
Ракеты по странам
Франция
Ракеты M45 и M51 в блистерах SNLE ( класс Redoutable , слева) и SNLE-NG ( класс Triomphant справа)
С тех пор несколько поколений стратегических ракет сменяли друг друга, они оснащают пусковые устройства атомных подводных лодок ( класс Le Redoutable, затем класс Le Triomphant ) Стратегических океанических сил :
- M-1 является первой ракетой этого типа , построенным во Франции. Решение о его реализации было принято французским правительством в 1963 году; Он поступил на вооружение в 1971 году.
- увеличенный диапазон М-2 с 1974
- М-20 с Мт заряда между 1976 и 1985
- более крупный М-4 , с тремя этажами вместо двух и несущий несколько голов, находился в эксплуатации с 1987 по 2005 годы.
- М-45 в эксплуатации с 1997 года
- М-51 , действует с 2010 года
Отправление трезубца .
- Ракета Polaris
- Ракета Посейдон
- Ракетный трезубец
СССР затем Россия
В СССР во время холодной войны на вооружении ВМФ СССР находилось не более 940 таких ракет . В 2011 году в составе ВМФ России было задействовано 160 единиц.
- Р-11ФМ ( код НАТО : SS-1C Scud )
- Р-13 (SS-N-4 Sark )
- Р-21 (SS-N-5 Sark )
- Р-27У Зыб (SS-N-6 сербский )
- Р-29 Высота (SS-N-8 Пилильщик )
- Р-31 ( SS-N-17 Снайперский )
- Р-29Р Волна (SS-N-18 Stingray )
- Р-29РМ Штиль (SS-N-23 Skiff )
- Р-39 Тайфун (SS-N-20 Осетр )
- Р-39М Гром (SS-N-28)
- Р-30 Булава (SS-N-30)
6. Модификации
6.1. Ракета Р-39У, комплекс Д-19У
В апреле 1984 года вышло постановление правительстве о модернизации комплекса Д-19, а в мае 1985 – ракеты Р-39. Ракета получила новый боевой блок малого класса мощности, разработанный для ракеты Р-29РМУ. Использован новый алгоритм разведения боевых блоков на индивидуальные точки прицеливания в произвольной (свободной) зоне, что позволило снять ограничения по фиксированной зоне разведения и увеличить диапазон разведения боеголовок на дальностях меньше максимальной. Были проведены мероприятия по повышению защищенности оптических датчиков системы астрокоррекции от ослепления космическими ядерными взрывами при преодолении потенциальной системы ПРО. Под общим руководством В. П. Макеева были проведены работы по модернизации системы управления (Н. А. Семихатов), командных приборов (В. П. Арефьев) и система астрокоррекции (В. С. Кузьмин). В результате была создана система управления с системой астрокоррекции, способная восстанавливать свою работоспособность через несколько секунд после вспышки. Кроме того, ракета получила возможность получение данных от спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС, что позволило повысить точность стрельбы до уровня МБР шахтного базирования. На вооружение комплекс Д-19У с ракетами Р-39У был принят в январе 1988 года.
Подводный космодром
Вначале успех благоволил американцам. Летом 1956-го флот инициировал и щедро спонсировал исследовательский проект NOBSKA. Целью было создание перспективных образцов ракетного и торпедного вооружения для надводных и подводных кораблей флота. Одна из программ предполагала создание ракетной ПЛ на базе существующих дизельных и атомных. Четыре 80-тонные жидкотопливные (жидкий кислород + керосин) БРСД «Юпитер С» по проекту размещались в транспортно-пусковых контейнерах в горизонтальном положении вне прочного корпуса лодки. Перед стартом ракеты должны были переводиться в вертикальное положение и заправляться.
В проекте принимали участие на конкурсной основе оба разработчика ядерного оружия в США – ЛАНЛ (Лос-Аламосская национальная лаборатория) и свежеиспеченная, не имевшая практического опыта ЛЛНЛ (Лоуренс Ливерморская национальная лаборатория), которую возглавил Эдвард Теллер. Хранение жидкого кислорода в отдельных цистернах на ПЛ да еще необходимость его перекачки из бортового запаса в баки ракеты непосредственно перед пуском изначально посчитали тупиковым направлением, и проект еще на стадии эскиза был отвергнут.
Пуск баллистической ракеты Trident II D5 с АПЛ класса «Огайо»
Осенью 1956 года на совещании в Минобороны с присутствием всех проектантов Фрэнк Э. Босуэлл, руководитель станции испытания морских боеприпасов, поднял вопрос о возможности разработки твердотопливных баллистических ракет в пять – десять раз легче, чем «Юпитер С», с дальностью полета от 1000 до 1500 миль. Тут же он обратился с вопросом к разработчикам ядерных боеприпасов: «Вы сможете создать за пять лет компактное устройство весом 1000 фунтов и мощностью 1 мегатонна?». Представители Лос-Аламоса сразу отказались. Эдвард Теллер в мемуарах пишет: «Я встал и сказал: мы в Ливерморе можем сделать его за пять лет, и оно даст 1 мегатонну». Когда я вернулся в Ливермор и рассказал своим ребятам о работе, которая им предстоит, у них волосы встали дыбом».
За работу над ракетой взялись (ныне Локхид Мартин) и «Аэроджет». Программа получила название «Поларис», и уже 24 сентября 1958-го состоялся первый (неудачный) тестовый пуск ракеты «Поларис A-1X» с наземной ПУ. Следующие четыре также были аварийными. И только 20 апреля 1959 года очередной старт прошел успешно.
В это время флот переделывал один из своих проектов ПЛАТ «Скорпион» SSN-589 в первую в мире ПЛАРБ «Джордж Вашингтон» (SSBN-598) надводным водоизмещением 6019 тонн, подводным – 6880 тонн. Для этого в центральную часть лодки за ограждением выдвижных устройств (рубкой) встроили 40-метровую секцию, в которой разместили 16 вертикальных пусковых шахт. Круговое вероятное отклонение ракеты при стрельбе на максимальную дальность 2200 км составляло 1800 метров. Ракета оснащалась отделяющейся в полете моноблочной головной частью Mk-1, снаряженной термоядерным зарядным устройством W-47.
В конце концов Теллеру и его команде удалось создать революционное для своего времени термоядерное устройство: W47 было очень компактным (460 мм в диаметре и 1200 мм в длину) и весило 330 кг (в модели Y1) или 332 кг (Y2). Y1 имела энерговыделение 600 килотонн, Y2 была в два раза мощнее. Эти очень высокие даже по современным критериям показатели были достигнуты трехступенной конструкцией (деление-синтез-деление). Но у W47 были серьезные проблемы с надежностью. В 1966 году 75 % запасов боеголовок из 300 единиц наиболее мощной модификации Y2 считались неисправными и не могли быть использованы.
Примечания
- (По данным этих источников причины — недоработка двигателей первой и второй ступеней. Подвиг ссылается на Широкорада, по ИС «Ракетная техника» текст идентичен и в качестве источника указан Широкорад, поэтому есть вероятность, что источником этих сведений является только Широкорад
- По данным Шаблон:Книга:СКБ-385 испытания производились по октябрь 1982 года и почему-то говорится о 12 пусках ракет, хотя на Шаблон:Книга:СКБ-385 уже говорится о 13 пусках с ПЛ. По данным юбилейного издания КБЮ, часть 4 было осуществлено 33 пуска, из них 8 с аварийным исходом, при этом с ПЛ все пуски были успешными
- По данным некоторых источников комплекс принят на вооружение только в 1984 году по результатам интенсивной эксплуатации ТК-208 (например Стратегическое ядерное вооружение России. — 1998. — С. 286.)
Компьютерная сеть «Еврофайтер Тайфун»
Компьютерная сеть «Еврофайтер Тайфун» имеет свои особенности. В истребителях F-22 и Rafale F2/3 сигналы от датчиков поступают в центральную систему обработки данных. В отличие от этих моделей «Еврофайтер» первого транша не использует встроенную модульную авионику (Integrierte Modulare Avionik, IMA
). В нем данные с датчиков обрабатываются несколькими подсистемами и собираются в общую тактическую картину обстановки.
Вычислительная сеть самолета состоит из нескольких компьютеров, которые соединены оптоволоконными кабелями согласно стандарту STANAG 3910. Скорость передачи данных в сети достигает 1 Гбит/с. Отдельные системы также представляют «островки» в авионике и подключаются к оптоволоконной сети только через дополнительный компьютер.
Фрагмент кода на языке Ada
Полное программное обеспечение самолета написано на языке программирования Ада (Ada
). На момент разработки проекта «Еврофайтер Тайфун» был крупнейшим программным проектом Aдa в Европе. В машинах первого транша все микропроцессоры типа Motorola 68020 получили обозначение процессора общего назначения. При этом, прикладное программное обеспечение работает только с конкретным оборудованием соответствующего компьютера миссии, что затрудняет внесение необходимых изменений или делает их невозможными.
Развитие системы
С целью противодействия устареванию, для самолетов, начиная с транша 2, провели комплексную переработка авионики по авиационному стандарту ASAAC. В результате функционал получил строгое разделение на аппаратное и программное обеспечение.
Следующим шагом стало объединение более 40 компьютеров миссий «Еврофайтер Тайфун» в единый компьютер миссии общего назначения (General Purpose Mission Computer, GPMC
). Это позволило поддерживать работу только одного компьютера миссии с одной операционной системой, запуская более 40 приложений одновременно. Таким образом, самолеты траншей 2 и 3 идентичны на стороне программного обеспечения, поскольку прикладное программное обеспечение или его обновления работают в одной операционной системе и соответствуют требованиям ASAAC.
Согласно публикациям, в ходе модернизации «Еврофайтер Тайфун» получил новый криптомодуль от компании Cassidian. С его введением отпала необходимость вводить вручную перед каждой миссией и удалять по ее завершению коды для радиообмена, системы распознавания «свой-чужой», GPS и каналов передачи данных.
Новый модуль способен управлять паролями и требует заполнения всеми кодами только один раз. Вместо того, чтобы вводить необходимые ключи за час до каждой миссии, с риском ошибок ввода, процедура теперь занимает меньше минуты. По оценкам специалистов, инновация экономит трехзначную сумму в миллионах затрат на жизненный цикл изделия. «Еврофайтер Тайфун» стал первым боевым самолетом с подобной системой.