«Кинжал»
Экипаж истребителя МиГ-31К с ракетой комплекса «Кинжал»
Фото: Министерство обороны РФ / РИА Новости
Гиперзвуковой ракетный комплекс «Кинжал» включает одноименную гиперзвуковую аэробаллистическую ракету и самолет-носитель МиГ-31К или Ту-22М3М. Максимальная дальность применения комплекса в первом случае составляет 2000 километров. Во втором — 3000 километров. «Кинжал» создан на основе «Искандера». Предназначен для поражения не только стационарных наземных объектов, но крупных надводных кораблей, прежде всего авианосцев. О гиперзвуковом ракетном комплексе широкой публике впервые стало известно из послания Федеральному собранию президента России в 2018 году.
«Уникальные летно-технические характеристики высокоскоростного самолета-носителя позволяют доставлять ракету в точку сброса за считаные минуты, при этом ракета, летящая с гиперзвуковой скоростью, превышающей скорость звука в десять раз, еще и осуществляет маневрирование на всех участках траектории полета. Это позволяет ей также гарантированно преодолевать все существующие и, я думаю, перспективные системы противовоздушной и противоракетной обороны, доставляя к цели на дальность до двух тысяч километров ядерные и обычные боезаряды», — говорил глава государства.
Описание железнодорожного ракетного комплекса «Молодец»
Каждый железнодорожный комплекс состоял из трех вагонов-пусковых установок, в каждом из которых находилась МБР РТ-23УТТХ, и командного модуля, состоящего из семи вагонов. Также в составе поезда имелась цистерна с запасом горюче-смазочных материалов. Движение осуществлялось за счет двух тепловозов ДМ-62.
Нагрузка на колесные пары у железнодорожного комплекса была очень высока, чтобы они не разрушились во время старта, конструкторам пришлось придумать оригинальное техническое решение. Три пусковых вагона практически находились в единой сцепке: во время пуска они принимали часть нагрузки на себя, а затем, наоборот, догружали его.
Конструкция ракеты РТ-23УТТХ также получилась весьма необычной. Прежде всего, ее создателей сильно ограничивали габариты товарного вагона, поэтому часть ракеты сделана складной. Все три ступени изготовлены из композитных материалов, все они оснащены твердотопливными двигателями.
В головной части находились десять боевых блоков индивидуального наведения и система преодоления ПРО. Каждый из блоков имел мощность 0,43 Мт. Обтекатель ракеты был надувной, что также уменьшало габариты ракеты. Система управления РТ-23УТТХ – инерциального типа с бортовой вычислительной машиной.
Пуск ракеты мог быть осуществлен с любой точки маршрута. Крыша вагона раздвигалась, специальный манипулятор отодвигал контактную сеть, а ракета стартовала из контейнера минометным стартом. Сразу после выхода из контейнера ракета отклонялась от стартовой точки и только потом запускался двигатель первой ступени. Это нужно, чтобы ракетные газы не уничтожили поезд и железнодорожные пути под ним.
Командный модуль имел повышенный уровень защиты от электромагнитного излучения и аппаратуру специальной связи.
Ядерный чемоданчик
Владение МБР с ядерными боеголовками налагает большую ответственность – надо исключить возможность случайного пуска ракет и начала атомной войны. Для этого были придуманы особые коды, хранящиеся в «ядерном чемоданчике». В СССР/России «ядерный чемоданчик» – это система «Чегет». Разослать коды по стартовым комплексам может только президент. На местах эти коды введут в «мозг» МБР, и два оператора смогут запустить ракету, выполняя операции параллельно, «в два ключа».
Но первый удар противника может уничтожить и президента, и «чемоданчик». Поэтому для дублирования «Чегета» в середине 1980-х гг. создали систему управления «Периметр». Ее включают в угрожаемый период, но «Периметр» не сработает, пока будет получать «удерживающие» сигналы из пункта управления Стратегическими ядерными силами. В случае отсутствия сигнала и ответа на запрос «Периметр» без участия человека запустит «управляющую» ракету, и она подаст команду на старт всем пусковым установкам страны. Включенный «Периметр» подобен зажатой в руке гранате с выдернутой чекой. Пока гранату не выпустят, взрыва не будет, но если держащий гранату человек будет убит – взрыв неизбежен. Поэтому на Западе «Периметр» называют «мертвая рука». «Периметр» сделал ответный удар неотвратимым, и это отбивало у противника желание напасть с применением ракетно-ядерного оружия.
Поделиться ссылкой
Примечания
- (недоступная ссылка). Энциклопедия. Оф. сайт Минобороны России. Дата обращения 28 октября 2012.
- ↑
- ↑
- ↑
- Александр Долинин. . «Красная Звезда» (30 августа 2005). Дата обращения 9 января 2011.
- Глотин Д. П. и др. Надёжный щит Отчизны. РВСН на пермской земле / Под общ.ред. А. С. Королёва и М. А. Дружининой. — Пермь: Издательство «Маматов», 2009. — С. 50—51. — ISBN 978-5-91076-28-2.
- . ИТАР-ТАСС (7 сентября 2009). Дата обращения 18 сентября 2009.
- . Дата обращения 23 апреля 2013.
- . Дата обращения 23 апреля 2013.
- . Дата обращения 23 апреля 2013.
- . Вести (17 декабря 2014).
- . ТАСС (12 мая 2016).
- Богдан ЛИСОВОЙ. (недоступная ссылка). Газета «Студенческая Правда». Дата обращения 18 сентября 2009.
- ↑
- ↑
Существует ли БЖРК сейчас?
После подписания международного договора СНВ-2 в январе 1993 года Россия лишилась своих боевых железнодорожных ракетных комплексов. Сейчас большинство из них уничтожено, а оставшаяся часть превратилась в экспонаты, стоящие на запасных путях железнодорожных депо. Поэтому фактически до 2006 года наше государство оставалось без ударной группировки для нанесения ответного удара с колоссальными мобильными возможностями. Но в 2002 году Россия отказалась ратифицировать договор СНВ-2, что означало возможность восстановления баллистического ракетного потенциала.
Как было сказано выше, ни у одной из мировых держав в настоящее время не имеется ни одного рабочего БЖРК, состоящего на боевой службе. Единственной страной, предпринимающей шаги по созданию БЖРК, является Россия, и в процессе создания комплекса прошло уже несколько этапов.
БЖРК «Скальпель» — предыдущие поколение ядерных поездов
Впервые разработки ядерных поездов начали проводиться в 60-х годах двадцатого века. Работы велись в СССР и США примерно параллельно.
При чем идею создания, по легенде, подбросили, именно, американцы. После неудачных попыток Соединенных Штатов по созданию комплекса было решение пустить дезинформацию о том, что такие поезда активно создаются и скоро выйдут на рельсы. Цель ложной информации была одна — заставить Советский Союз вкладывать огромные средства в нереализуемую задумку. В итоге — результат превзошел все ожидания.
13 января 1969 года был подписан Приказ Главнокомандующего «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23», во исполнение которого к 1980-м годам в СССР впервые в мире был запущен в производство и испытан в условиях, приближенных к боевым, ракетоносец на железнодорожной платформе, аналогов которому не было и нет во всем мире. Как говорили специалисты, на планете не существует более грозного и мобильного орудия, чем подвижный железнодорожный боевой состав с континентальной ракетой на борту.
Над созданием комплекса работал коллектив Российской Академии Наук во главе с братьями Алексеем и Владимиром Уткиными. В ходе создания перед конструкторами стояло несколько серьезных трудностей.
- Во-первых, масса поезда — огромный вес мог деформировать железнодорожное полотно. Вес самой маленькой МБР (Межконтинентальная баллистическая ракета) составлял 100 тонн.
- Во-вторых, прямое пламя при запуске ракеты расплавляло поезд и рельсы, на которых он стоял.
- В-третьих, контактная сеть над вагоном, естественно, была препятствием для запуска ракеты. И это далеко не весь список проблем, с которыми столкнулись советские специалисты.
В БЖРК были использованы ракеты РТ-23У (по классификации НАТО СС-24 «Скальпель»). Для состава были изготовлены специальные ракеты, обладающие выдвижными соплом и обтекателем. Одна ракета несет разделяющуюся головную часть типа «MIRV» с 10 боеголовками мощностью 500 килотонн каждая.
Для распределения нагрузки на пути было принято оригинальное решение. Три вагона были соединены жесткой сцепкой, что обеспечило распределение веса ракеты на более длинный участок железнодорожного полотна. В боевом состоянии выдвигались специальные гидравлические лапы.
Для отведения контактной подвески сети, мешающей запуску было придумано специальное устройство, которое аккуратно убирало провода из зоны работы комплекса. Сеть перед запуском обесточивалась.
Для запуска ракеты было придумано также гениальное решение — минометный пуск. Пороховой заряд выбрасывал ракету на 20 метров над землей, после этого еще один заряд корректировал наклон сопла ракеты в сторону от поезда и уже после этого включался двигатель первой ступени. Таким образом столб пламени огромной температуры не наносил повреждений вагонам и путям, а был направлен в нужную сторону.
Автономность ракетного поезда составляла более 20 суток.
20 октября 1987 года, после проведенных на Семипалатинском полигоне испытаний, ракетный полк РТ-23УТТХ «Молодец» заступил на боевое дежурство. А уже к 1989 году на территории СССР были развернуты 3 дивизии БЖРК, рассредоточенные на расстоянии многих тысяч километров: в Костромской области, в Пермском и Красноярском краях.
Устройство БЖРК включает в себя железнодорожные модули различных назначений, а именно: 3 пусковых модуля МБР РТ-23УТТХ, 7 вагонов в составе командного модуля, модуль с запасами ГСМ в железнодорожной цистерне и 2 тепловоза модификации ДМ-62. Работа над усовершенствованием оборудования не прекращалась и после поступления в войска, и его боевой потенциал неуклонно рос.
БЖРК «Молодец» были кошмаром для американцев. На отслеживание поездов-призраков выделялись огромные средства. Спутники-разведчики искали 12 поездов-призраков по всей стране и никак не могли отличить боевой комплекс от состава с рефрижераторами (вагонами-холодильниками), везущими продукты питания.
После развала Советского Союза, уже в России все изменилось. 3 января 1993 года в Москве подписывается договор СНВ-2, согласно которому РФ должна уничтожить часть своего ракетного потенциала, в том числе и ракеты РТ-23У, поэтому к 2005 году, по официально версии, все БЖРК снимаются с боевого дежурства и уничтожаются, а несколько уцелевших отправляются на хранение для дальнейшей утилизации.
Комплекс официально стоял на боевом дежурстве в Советском Союзе в течение примерно 20 лет, до 2005 года.
Что такое баллистическая ракета
Баллистическая ракета — это снаряд, поражающий цель по неуправляемой траектории.
С учетом данного аспекта, у него есть два этапа полета:
- короткий управляемый этап, по которому задается дальнейшая скорость и траектория;
- свободный полет — получив основную команду, снаряд движется по баллистической траектории.
Нередко в подобном вооружении применяются многоступенчатые системы разгона. Каждая ступень отсоединяется после отработки топлива, что позволяет увеличить скорость снаряда за счет уменьшения веса.
Разработка баллистической ракеты связана с исследованиями К. Э. Циолковского. Еще в 1897 году он определил связь между скоростью под действием тяги ракетного двигателя, его удельным импульсом, а также массой в начале и конце полета. Расчеты ученого до сих пор занимают важнейшее место при проектировании.
Следующее важное открытие сделал Р. Годдард в 1917
Он применил жидкостный ракетный двигатель для сопла Лаваля. Такое решение вдвое увеличило силовую установку и имело значительный отклик в последующих работах Г. Оберта и команды Вернера фон Брауна.
Герман Оберт был одним из первых, кто задумался о применении подобных открытий в области космонавтики. Однако раньше него, идеи Циолковского и Годдарда были реализованы командой Вернера фон Брауна в военной сфере. Именно на основе их исследований в Германии появились первые серийно производимые баллистические ракеты «Фау-2» (V2).
8 сентября 1944 года они впервые были применены при бомбардировке Лондона. Однако в ходе оккупации Германии союзниками все документы исследований были вывезены из страны. Дальнейшие разработки велись уже со стороны США и СССР.
«Калибр»
Пуск крылатой ракеты «Калибр» с фрегата «Маршал Шапошников» из акватории Японского моря
Фото: Министерство обороны РФ / РИА Новости
Крылатые ракеты семейства «Калибр» большой дальности широкой публике впервые представили на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС) в 1993 году. Высокоточные сверхзвуковые ракеты применяются против надводных и наземных целей с кораблей и подлодок. Максимальная дальность — несколько сотен километров. Особенностью «Калибров» является возможность маневрирования на малых высотах, что позволяет избегать их обнаружения средствами противовоздушной обороны (ПВО) противника. Хорошо себя данные ракеты показали в ходе сирийской кампании против запрещенной в России террористической организации «Исламское государство».
БЖРК “Скальпель” – предыдущие поколение ядерных поездов
Впервые разработки ядерных поездов начали проводиться в 60-х годах двадцатого века. Работы велись в СССР и США примерно параллельно.
При чем идею создания, по легенде, подбросили, именно, американцы. После неудачных попыток Соединенных Штатов по созданию комплекса было решение пустить дезинформацию о том, что такие поезда активно создаются и скоро выйдут на рельсы. Цель ложной информации была одна – заставить Советский Союз вкладывать огромные средства в нереализуемую задумку. В итоге – результат превзошел все ожидания.
13 января 1969 года был подписан Приказ Главнокомандующего «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23», во исполнение которого к 1980-м годам в СССР впервые в мире был запущен в производство и испытан в условиях, приближенных к боевым, ракетоносец на железнодорожной платформе, аналогов которому не было и нет во всем мире. Как говорили специалисты, на планете не существует более грозного и мобильного орудия, чем подвижный железнодорожный боевой состав с континентальной ракетой на борту.
Над созданием комплекса работал коллектив Российской Академии Наук во главе с братьями Алексеем и Владимиром Уткиными. В ходе создания перед конструкторами стояло несколько серьезных трудностей.
- Во-первых, масса поезда – огромный вес мог деформировать железнодорожное полотно. Вес самой маленькой МБР (Межконтинентальная баллистическая ракета) составлял 100 тонн.
- Во-вторых, прямое пламя при запуске ракеты расплавляло поезд и рельсы, на которых он стоял.
- В-третьих, контактная сеть над вагоном, естественно, была препятствием для запуска ракеты. И это далеко не весь список проблем, с которыми столкнулись советские специалисты.
В БЖРК были использованы ракеты РТ-23У (по классификации НАТО СС-24 “Скальпель”). Для состава были изготовлены специальные ракеты, обладающие выдвижными соплом и обтекателем. Одна ракета несет разделяющуюся головную часть типа «MIRV» с 10 боеголовками мощностью 500 килотонн каждая.
Для распределения нагрузки на пути было принято оригинальное решение. Три вагона были соединены жесткой сцепкой, что обеспечило распределение веса ракеты на более длинный участок железнодорожного полотна. В боевом состоянии выдвигались специальные гидравлические лапы.
Для отведения контактной подвески сети, мешающей запуску было придумано специальное устройство, которое аккуратно убирало провода из зоны работы комплекса. Сеть перед запуском обесточивалась.
Для запуска ракеты было придумано также гениальное решение – минометный пуск. Пороховой заряд выбрасывал ракету на 20 метров над землей, после этого еще один заряд корректировал наклон сопла ракеты в сторону от поезда и уже после этого включался двигатель первой ступени. Таким образом столб пламени огромной температуры не наносил повреждений вагонам и путям, а был направлен в нужную сторону.
Автономность ракетного поезда составляла более 20 суток.
20 октября 1987 года, после проведенных на Семипалатинском полигоне испытаний, ракетный полк РТ-23УТТХ “Молодец” заступил на боевое дежурство. А уже к 1989 году на территории СССР были развернуты 3 дивизии БЖРК, рассредоточенные на расстоянии многих тысяч километров: в Костромской области, в Пермском и Красноярском краях.
Устройство БЖРК включает в себя железнодорожные модули различных назначений, а именно: 3 пусковых модуля МБР РТ-23УТТХ, 7 вагонов в составе командного модуля, модуль с запасами ГСМ в железнодорожной цистерне и 2 тепловоза модификации ДМ-62. Работа над усовершенствованием оборудования не прекращалась и после поступления в войска, и его боевой потенциал неуклонно рос.
БЖРК “Молодец” были кошмаром для американцев. На отслеживание поездов-призраков выделялись огромные средства. Спутники-разведчики искали 12 поездов-призраков по всей стране и никак не могли отличить боевой комплекс от состава с рефрижераторами (вагонами-холодильниками), везущими продукты питания.
После развала Советского Союза, уже в России все изменилось. 3 января 1993 года в Москве подписывается договор СНВ-2, согласно которому РФ должна уничтожить часть своего ракетного потенциала, в том числе и ракеты РТ-23У, поэтому к 2005 году, по официально версии, все БЖРК снимаются с боевого дежурства и уничтожаются, а несколько уцелевших отправляются на хранение для дальнейшей утилизации.
Комплекс официально стоял на боевом дежурстве в Советском Союзе в течение примерно 20 лет, до 2005 года.
Эффективность ПВО против беспилотников
Системы ПВО достаточно эффективны против ударных дронов, таких как Байрактар, Орион и т.д. Эти беспилотники достаточно крупные и плохо маневренные. Если первый заход еще может остаться безнаказанным, то при повторном заходе подобные ударные БПЛА чаще всего сбиваются современными системами ПВО.
Иначе обстоит дело с беспилотниками камикадзе, такими как “Куб” и “Ланцет”, а также американский Switchblade. Они имеют компактные размеры, плохо засекаются средствами РЛС, при этом движутся практически бесшумно. Такие дроны предназначены для одноразового использования, так как представляют собой летающий снаряд. Еще их принято называть “барражирующими снарядами”.
В 2021 году израильские системы ПВО «Железный купол» сбивали не все ракеты, запущенные по Израилю
Новое поколение БЖРК «Баргузин»
Работы над БЖРК под названием «Баргузин» в России начались в 2012 году, когда стало окончательно ясно, что Запад рассматривает нашу страну как главного противника. НАТО двинулось на Восток, в Европе стали разворачивать системы ПРО, а ракеты «Булава» для стратегических подводных лодок нового поколения на тот момент не оправдывали надежд — при залповом пуске в цель попадала лишь первая, остальные либо самоликвидировались, либо летели в «молоко». Специалисты позже разобрались, в чем дело, и на данный момент проблема решена, но в 2012 году ситуация была неясной. Именно это активизировало работы по ракетным ядерным поездам.
К 2016 году, по заявлению Главкома РВСН Сергея Каракаева, проектирование нового БЖРК под условным названием «Баргузин» было завершено. По словам Каракаева, «Баргузин» будет значительно превосходить своего предшественника по точности, дальности полета ракеты и другим характеристикам, что позволит ему находиться в составе РВСН минимум до 2040 года. В конце 2017 года, по его словам, Верховному главнокомандующему РФ В.В. Путину должен быть представлен доклад о перспективах развертывания БЖРК нового поколения.
Разработку БЖРК вел Московский институт теплотехники, где создавались «Тополь», «Ярс» и «Булава». Надо думать, что выводы из неудач в создании ракеты морского базирования там сделали. Главное — ракеты стали легче. Это позволило убрать демаскирующие признаки — усиленные колесные пары и два тянущих тепловоза. Возможно, увеличилось общее число ракет на одном поезде. По сути, БЖРК стали сухопутной стратегической лодкой, поставленной на рельсы. Поезд может быть полностью автономен в течение месяца. Все вагоны герметичны, защищены от стрелкового оружия и поражающих факторов атомного взрыва.
Новый поезд-«призрак»
Российское военно-политическое руководство тоже не осталось равнодушным к идее ракетного поезда. Обсуждать вопрос о необходимости создания на замену утилизированному и отправленному в музеи «Молодцу» стали едва ли не с того дня, как последний БЖРК сняли с боевого дежурства.
Разработка нового комплекса, получившего название «Баргузин», была начата в России в 2012 году, хотя еще в июне 2010 года был обнародован патент, выданный ФГУП «Центральное конструкторское бюро «Титан» на изобретение, обозначенное как «Пусковая установка для транспортирования и пуска ракеты из размещенного в железнодорожном вагоне или на платформе транспортно-пускового контейнера». Головным исполнителем нового БЖРК стал Московский институт теплотехники – создатель «Тополя», «Ярса» и «Булавы».
В декабре 2015 года командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев сообщил, что «в настоящее время завершено эскизное проектирование, ведется разработка рабочей конструкторской документации на агрегаты и системы комплекса». «Безусловно, при возрождении БЖРК будут учитываться все новейшие разработки в области боевой ракетной тематики, – подчеркивал Сергей Каракаев. – Комплекс «Баргузин» будет значительно превосходить своего предшественника по точности, дальности полета ракеты и другим характеристикам, что позволит на долгие годы, как минимум до 2040 года, данному комплексу находиться в боевом составе РВСН».
«Таким образом, в РВСН будет воссоздана группировка на основе ракетных комплексов трех видов базирования: шахтного, подвижного грунтового и железнодорожного, которая в советские годы доказала свою высокую эффективность», – цитировало тогда командующего РВСН агентство «Интерфакс».
В ноябре следующего, 2016-го года успешно прошли первые бросковые испытания МБР для перспективного ракетного поезда. «Первые бросковые испытания состоялись на космодроме Плесецк две недели назад. Они признаны полностью успешными, что открывает путь для начала летно-конструкторских испытаний», – цитировало слова собеседника агентство Интерфакс. Представители Минобороны и оборонно-промышленного комплекса РФ были настроены весьма оптимистично, сообщали, что на 2017 год запланированы доклад президенту РФ Владимиру Путину о перспективах развертывания комплекса «Баргузин» и начало летно-конструкторских испытаний ракеты, предназначенной для него.
«Авангард»
МБР комплекса «Авангард» во время установки в пусковую шахту в Оренбургской области
Фото: Министерство обороны РФ / РИА Новости
Тогда же Путин рассказал о стратегическом ракетном комплексе «Авангард», включающем межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) УР-100Н УТТХ с гиперзвуковым маневрирующим блоком, который «отличается способностью совершать полеты в плотных слоях атмосферы на межконтинентальную дальность, на гиперзвуковой скорости, превышающей число Маха более чем в 20 раз». По словам президента, «он идет к цели, как метеорит, как огненный шар, температура на поверхности изделия — 1600-2000 градусов по Цельсию», а «крылатый блок при этом надежно управляется».
До конца 2022 года Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) России должны получить второй полк «Авангардов». Первый полк, вооруженный данными ракетными комплексами, заступил на боевое дежурство в Домбаровской ракетной дивизии в Оренбургской области в 2019 году.
Как он действовал
Ракетные поезда ходили по перегонам только ночью и в обход крупных станций. Днем отстаивались на специально оборудованных позициях — их до сих пор можно увидеть то здесь, то там: заброшенные, непонятные ответвления в никуда, а на столбах — датчики определения координат, похожие на бочонки. Без которых быстрый старт ракеты невозможен…
Состав останавливался, специальные устройства отводили в сторону контактный провод, крыша вагона откидывалась — и из чрева «рефрижератора» вылетал «молодец» весом 104,5 тонны. Не сразу, только на 50-метровой высоте запускался маршевый двигатель первой ракетной ступени — чтобы огненная струя не ударила по пусковому комплексу и не спалила рельсы. Этот поезд в огне… На все про все уходило меньше двух минут.
Трехступенчатая твердотопливная ракета РТ-23УТТХ забрасывала 10 боевых блоков мощностью 430 тысяч тонн каждая на дальность 10 100 км. И со средним отклонением от цели 150 метров. Она обладала повышенной стойкостью к воздействию ядерного взрыва и была способна самостоятельно восстанавливать информацию в своем электронном «мозгу» после него…
Но больше всего американцев раздражало не это. А просторы нашей земли.
Россия завершила проектирование супермощного оружия
Эскизный проект боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин» готов, сообщил заместитель министра обороны России по вооружению Юрий Борисов.
Советские БЖРК «Молодец» в свое время так взволновали Пентагон, что США сделали все возможное, чтобы наша страна собственноручно их уничтожила. Впрочем, американцы сами себе оказали поистине медвежью услугу. Российские «Баргузины» станут неуловимыми и очень мощными ракетными комплексами стратегического назначения.
По сведениям источников «РГ», создание БЖРК идет по плану, сложностей нет. Планируется, что «Баргузин» в составе до 5 ракетных полков до 2020 года поступит на вооружение РВСН.
Создание БЖРК было вынужденной мерой. США отказались от их строительства из-за дороговизны и технической сложности проекта, взяв за основу стратегических ядерных сил атомные подводные лодки. Паритетно ответить СССР не мог. Запад успел покрыть весь мировой океан сетью акустических станций и отслеживал перемещения наших ракетоносных субмарин. Конечно, советские подводники шли на различные ухищрения, и порой наши АПЛ с ядерными ракетами неожиданно появлялись там, где их никак не ждали. Но проблемы глобальной скрытности это не решало.
Потому основой наших РВСН оставались шахтные пусковые установки. Потом появились подвижные наземные комплексы — «Пионеры» и «Тополя». Но в силу их габаритов и характерных очертаний скрытными их называть можно было все же условно. И решили разместить стратегические ракеты на железнодорожных платформах. Американцев это особо не взволновало. Они посчитали, что ракетные комплексы, привязанные к железнодорожной колее, отслеживать из космоса будет очень легко. И просчитались.
Внешне, особенно сверху, БЖРК практически ничем не отличались от вагонов-рефрижераторов. Правда, тянули стратегические составы два тепловоза. Так многие поезда тянут два локомотива. А огромная по протяженности и разветвленности железнодорожная сеть СССР позволяла затеряться поездам так, что никакая самая совершенная спутниковая разведка их не фиксировала. У железнодорожников БЖРК получил название «поезд номер ноль».
Ракетные поезда «Молодец» с тремя межконтинентальными баллистическими ракетами РТ-23 УТТХ были приняты на вооружение в 1987 году. Каждая несла по 10 боеголовок. Они обладали уникальной точностью попадания в цель, за что и получили на Западе имя Scalpel. К 1991 году было развернуто 3 ракетных дивизии, по 4 железнодорожных состава в каждой. Дислоцировались они в Костромской области, Красноярском и Пермском краях.
«Искандер»
Оперативно-тактический ракетный комплекс Искандер на форуме «Армия-2017»
Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости
Ракеты семейства оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер» предназначены для уничтожения средств ПВО, радаров, аэродромов и командных пунктов противника. Максимальная дальность применения «Искандера» — 499 километров. Высокоточные сверхзвуковые ракеты широкой публике представлены на МАКС в 1999 году. Имеются несколько модификаций «Искандеров». Так, ракета комплексов «Искандер-М» перемещается по квазибаллистической траектории на большой высоте, тогда как крылатая ракета комплекса «Искандер-К» способна маневрировать на малой высоте. Как и «Калибры», ракеты «Искандер» хорошо показали себя в Сирии.
Почему современные ПВО не сбили ракету “Точка-У”
Многих сейчас интересует вопрос, почему современные системы ПВО не всегда могут сбить достаточно старую ракету “Точка-У”. Как мы уже рассказывали, ракеты «Точка-У» могут иметь кассетную боевую часть. Это значит, что даже в случае ее поражения, она способна нанести серьезный ущерб территории, над которой была сбита. Если, к примеру, ракета сбивается над городом, это приводит к множеству жертв, так как огромное количество мелких осколков обрушиваются на землю с огромной скоростью.
Иногда же ПВО действительно не могут сбить “Точку-У”, но почему? Дело в том, что перехватить такую ракету довольно сложно. Как сообщает военный эксперт Евгений Линин изданию “МК”, максимальное расстояние, на котором ракета способна поражать цели, составляет 120 км, то есть время полета составляет всего несколько минут, чаще две минуты.
Чтобы в таких условиях системы ПВО могли сбить ракету, они должны работать постоянно и обязательно перекрывать друг друга, то есть быть эшелонированными. Если зоны прикрытия не перекрывают друг друга, между ними образуются бреши, сквозь которые могут пролетать ракеты.
Продолжительность полета ракеты «Точка-У» составляет всего несколько минут
По словам Евгения Линина, чтоб системы ПВО могли эффективно бороться с такими ракетами, они должны обладать автоматическим реагированием на пуск. К таким относится “Бук”, “Панцирь-С” и “Тор”, но только во включенном состоянии. То есть они должны работать беспрерывно. Обеспечить это условие очень сложно, так как радиолокационные станции имеют ограниченные ресурс работы.
Кроме того, постоянно включенные станции легко выявляются и служат мишенью для ракет противорадиолокационной борьбы. Такие ракеты наводятся по излучению от станции.
Американские дроны-камикадзе Switchblade практически не уязвимы для систем ПВО
Истребители Су-35
Многофункциональные истребители Су-35 во время учений в Костромской области
Фото: Олег Смыслов / РИА Новости
Истребитель поколения 4++ Су-35, являющийся глубокой модернизацией Су-27, широкой общественности представлен на МАКС в 2007 году. Самолет отличает, в частности, усиленный планер, использование радиопоглощающих материалов и наличие многорежимной радиолокационной станции (РЛС) Н035 «Ирбис» с фазированной антенной решеткой. Максимальная скорость в бесфорсажном режиме — 1,1 числа Маха, дальность полета без подвесных топливных баков — 3000 километров, боевая нагрузка — до 8000 килограммов.
Кроме России, такими самолетами располагает Китай.