Тактико-технические характеристики БТР-3Е1
Экипаж, чел.: 3Десант, чел.: 6Разработчик: Украина ХКБМПроизводитель: Украина Киевский бронетанковый заводГоды производства: с 2001Количество выпущенных, шт.: более 415 на 2016 год
Вес БТР-3Е1
– 16,5 тонн
Размеры БТР-3Е1
– Длина корпуса, мм: 7650- Ширина корпуса, мм: 2900- Высота, мм: 2860
Броня БТР-3Е1
– Тип брони: стальная катаная гомогенная (противопульная, противоосколочная)
Вооружение БТР-3Е1
– Калибр и марка пушки: 30-мм ЗТМ-1- Тип пушки: нарезная малокалиберная автоматическая пушка- Боекомплект пушки: 350
Дальность стрельбы, км – БТС: 2,0- БОТС и ОФЗС: 4,0- ПТУР: 5,0
– Прицелы: оптико-телевизионная система с дальномером и стабилизацией поля зрения в вертикальной и горизонтальной плоскостях- Пулемёты: 1 х 7,62-мм КТ-7.62- Другое вооружение: ПТРК «Барьер», 30-мм автоматический гранатомёт КБА-117
Двигатель БТР-3Е1
– Тип двигателя: 6R 106 TD21- Мощность двигателя, л. с.: 325
Скорость БТР-3Е1
– Скорость по шоссе, км/ч: 100- Запас хода по шоссе, км: 600- Запас хода по пересечённой местности, км: 360- Удельная мощность, л. с./т: 19,7
– Колёсная формула: 8 × 8 / 4 (две передних оси)- Тип подвески: индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами- Преодолеваемая стенка, м: 0,5- Преодолеваемый ров, м: 2,0- Преодолеваемый брод, м: плавает со скоростью до 8 км/ч
Модификации
«Бережок» на международном форуме «Технологии в машиностроении 2010.
- БТР-90 «Росток» — модификация БТР-90 с 30-мм автоматической пушкой 2А42, 7,62-мм пулемётом ПКТМ, автоматическим гранатомётом АГС-17 и противотанковыми комплексом «Конкурс-М», не оснащённая СУО и тепловизором.
- БТР-90 «Бережок» — модификация БТР-90 с боевым отделением «Бережок», включающего 30-мм автоматическую пушку 2А42, 7,62-мм пулемёт ПКТМ, автоматический гранатомёт АГС-30 и противотанковый комплекс «Корнет», оснащённый СУО и тепловизором.
- БТР-90М — модификация БТР-90. Установлено боевое отделение «Бахча-У», в состав которого входит 100-мм пушка 2А70, 30-мм пушка 2А72, 7,62-мм пулемёт ПКТМ, противотанковый комплекс 9М117М1 «Аркан» или 9К117 «Агона»; оснащена СУО и тепловизором.
На вооружении
Россия: БТР-90 принят на вооружение Вооружённых сил приказом Министра обороны Российской Федерации № 324 от 9 июня 2008 года, став первым новым российским колёсным бронетранспортёром, принятым на вооружение с момента создания Российской армии. По состоянию на июнь 2009 года в войсках отсутствовал, за исключением опытной партии, поскольку ГОЗ до последнего времени включал лишь производство БТР-80А. В связи с пересмотром концепции вооружений СВ ВС России реальная постановка на вооружение находится под вопросом; начата разработка концептуально нового БТР.
- В октябре 2011 года Минобороны России отказалось закупать БТР-90 и не включило их в список госпрограммы вооружения до 2020 года, а также отказалось от экспорта данного БТР.
История создания
В 1950 году БТР-152 был принят на вооружение Советской армии. С началом серийного производства и эксплуатации в войсках в конструкции были выявлены недоработки и дефектные узлы, обладавшие низкой надёжностью. Со временем недостатки были устранены. После того, как конструкция БТР-152 была отлажена, возник вопрос повышения характеристик бронетранспортёра. Проблемным оставался вопрос проходимости окопов противника, поэтому в 1956 году по заданию Министерства обороны СССР были изготовлены два опытных образца БТР-152В с дополнительно установленными поддерживающими катками. Однако, результаты испытаний были отрицательны, вместо ожидаемых улучшений, проходимость ухудшилась, так как на ведущих колёсах уменьшилась сцепная масса, а катки оказывали дополнительное сопротивление. Было очевидно, что проблему проходимости надо решать иными способами.
В это же время в СКБ ЗИЛа вели работы в том же направлении на грузовике ЗИЛ-157. Проблему решали путём установки мостов равнорасположенными по базе, при этом подвеска каждого моста была независима. Результаты испытаний образца ЗИЛ-157-Р показали высокую проходимость и возможность преодоления рвов шириной до 2,5 метров. Аналогичным образом поступили при разработке улучшенной версии БТР-152. Для того, чтобы нивелировать недостаточную устойчивость при прямолинейном движении по шоссе на высоких скоростях, первые две оси были сделаны управляемыми. В начале 1957 года был построен опытный образец машины, получивший обозначение БТР-Э152В. Образец был направлен на сравнительные испытания в НИИ-21. Вместе с БТР-Э152В испытания проходили серийный образец БТР-152В, опытные образцы ЗИЛ-157 и ЗИЛ-134.
Сравнительные испытания показали, что БТР-Э152В легко преодолевал окопы шириной до 1,3 метра и рвы шириной 2,5 метра, ни один из других образцов преодолеть такие препятствия не сумел. Более того, БТР-Э152В был способен перемешаться по пересечённой местности без одного колеса, или же без двух колёс средней оси. Однако в ходе испытаний также был выявлен существенный дефект: шарниры «Бендикс-Вейсс», установленные на среднем мосте, часто выходили из строя, так как не были рассчитаны на повышенные нагрузки, которые воспринимал средний мост при выходе из рва. Требовалась разработка нового усиленного моста. Схема с поворотом первых двух мостов также отрицательно влияла на управляемость машины при движении по шоссе выше 40 км/ч.
Летом 1957 года было закончено изготовление второго опытного образца. Была изменена схема работы осей при повороте машины (поворачивались первая и последняя оси). Прочность полуосей на среднем мосте была увеличена на 25%, шарниры «Бендикс-Вейсс» были исключены из конструкции. По результатам испытаний было определено, что недостатки, связанные с разрушением шарниров среднего моста, были устранены, при этом проходимость по сравнению с первым образцом не ухудшилась. Однако, возник ряд других проблем. Зубья главной передачи среднего моста не выдерживали нагрузки и ломались. Требовалась разработка нового среднего моста. Задняя ось поворачивалась с запозданием из-за увеличенной звеньевой цепи. Многочисленные люфты в рулевом управлении отрицательно сказывались на управляемости машины при высоких скоростях. БТР-Э512В по-прежнему терял управление при движении по шоссе выше 40 км/ч.
Осенью и зимой —1958 годов были продолжены сравнительные испытания по проходимости. По результатам испытаний БТР-Э152В показал существенные преимущества перед БТР-152В. Там где, БТР-152В застревал и не мог продолжить движение своим ходом, БТР-Э152В проезжал без особых проблем. Однако, для решения задач проходимости в БТР-Э152В были подняты тяговые свойства, при этом максимальная скорость была уменьшена до 52,9 км/ч, что не соответствовало требованиям, предъявляемым к бронетранспортёрам. Необходимо было увеличивать удельную мощность машины в 1,5—2 раза, однако Министерство обороны СССР предъявило новые требования к перспективному БТР. Машина обязательно должна была преодолевать препятствия вплавь. Поэтому работы по БТР-Э152В были свёрнуты.
БТР-90 «Росток»
Данная модель является колесной плавающей бронированной машиной. Спроектирована техника на Горьковском автомобильном заводе. Собирают бронетранспортер на Арзамасском машиностроительном заводе. Широкая публика данный БТР могла увидеть в 1994 г.
Госиспытания были окончены в 2004 г. «Росток» комплектуется автоматической 30-миллиметровой пушкой 2А42, из которой можно произвести 500 выстрелов. Также имеется автоматический гранатомет АГС-17 (боекомплект представлен 400 патронами), 7,62-миллиметровый пулемет ПКТ (2 тыс. боеприпасов) и ПТРК «Конкурс-М». Из последнего экипаж может выпустить 4 противотанковые управляемые ракеты. БТР хорошо работает в ночное время суток благодаря наличию комбинированного прицела: ночного БПКЗ-42 и дневного 1П-13. Российскими конструкторами было создано две модификации:
- БТР-90 «Бережок». В отличие от аналога, в данном варианте АГС-17 и «Конкурс-М» заменены автоматическим гранатометом АГС-30 и противотанковым комплексом «Корнет» с тепловизором и системой управления огнем. Для данной бронетехники предусмотрено боевое отделение «Бережок».
- БТР-90М. Бронетранспортер с боевым отделением «Бахча-У», который укомплектован 100-миллиметровой пушкой 2А70, орудием 2А72 калибра 30 мм, пулеметом ПКТМ 7,62 мм и противотанковым комплексом «Аркан» 9М117М1. Вместо него также может стоять «Агона» 9К117.
Как утверждают военные специалисты, бронетранспортеры представляют собой опытные образцы. Изготовленная партия ограничена 14 машинами.
Особенности
БТР-90 первым из российских бронетранспортеров был оснащен бортовой информационно-управляющей системой (БИУС), осуществляющей эффективное автоматизированное управление двигателем и трансмиссией, а также диагностику и контроль жизненно важных систем машины.
Невзирая на то, что БТР-90 в сравнении с БТР-80 больше по габаритам и тяжелее, он существенно маневреннее. Новый бронетранспортер оснастили автоматической гидромеханической реверсивной коробкой передач, а также независимой подвеской всех восьми колес с полным приводом.
Силовая установка БТР-90 представляет собой многотопливный дизельный двигатель Челябинского завода с турбонаддувом и жидкостным охлаждением мощностью 510 л. с. К двигателю обеспечен доступ как изнутри машины, так и через два крупногабаритных люка, расположенных на крыше моторно-трансмиссионного отделения. Радиатор, находящийся у заднего броневого листа, защищен от повреждения зажигательными боеприпасами. Топливные баки также расположены в задней части машины, а их заправочные горловины выведены в кормовой лист. Для передвижения на плаву предназначены два водометных движителя. БТР-90, несмотря на внушительный вес, может без подготовки преодолевать водные преграды при волнении до 3 баллов, а также заезжать из воды на десантный корабль и съезжать с него прямо в воду.
Коробка передач новой машины — автоматическая гидромеханическая реверсивная. Мощность двигателя распределяется на два параллельных потока по бортам машины. Гидрообъемная передача обеспечивает разность скоростей вращения по бортам, что дает возможность в дополнение к повороту четырех передних колес разворачиваться на месте, «по-танковому». Маневренность существенно улучшилась и благодаря возможности движения БТР-90 с одинаковой скоростью как вперед, так и назад за счет реверсивной КПП.
Независимая торсионная подвеска всех восьми колес на поперечных рычагах за счет энергоемких телескопических гидроамортизаторов и пулестойких широкопрофильных шин с системой централизованной регулировки давления позволяет передвигаться по пересеченной местности со скоростью свыше 50 км/ч.
Немаловажен и тот факт, что машина сохраняет способность двигаться даже при выведении из строя четырех из восьми колес.
Машины на базе БТР-90
БММ «Сухожилие»
Многоцелевая бронированная медицинская машина (БММ). Разработка машины была начата 1 июня 1997 года согласно договору № НТК/2/459. Предприятием-разработчиком являлось ООО «Прибор-Контроль». Договором предусматривались следующие сроки разработки машины:
- Эскизный проект: с июня по декабрь 1997 года;
- Технический проект: с декабря 1997 по сентябрь 1998 год;
- Разработка конструкторской документации на опытный образец: с октября 1998 по июнь 1999 года;
- Создание опытного образца и его предварительные испытания: с июля 1999 по июнь ;
- Государственные испытания: с июля 2000 по март ;
- Отработка конструкторской документации по результатам государственных испытаний: с апреля 2001 по декабрь 2001.
На этапе изготовления опытного образца и проведения предварительных испытаний ООО «Прибор-Контроль» в указанные сроки не уложилось. В результате сроки завершения этапа были сдвинуты на март 2006 года. Однако 31 мая 2006 года на совещании было принято решение о закрытии проекта, обосновывая тем, что продолжение данной темы в связи с затягиванием сроков является нецелесообразным.
МЗ-187
Проект 120-мм САО на базе БТР-90. Разрабатывался в специальном конструкторском бюро ОАО «Мотовилихинские заводы». Проект предусматривал размещение боевого отделения САО 2С31 «Вена» на шасси ГАЗ-5923. Однако в ходе выполнения этапа технического предложения была выявлена нецелесообразность установки полностью унифицированного с 2С31 боевого отделения. Основными причинами послужили ограниченные углы горизонтального наведения в связи с низкой устойчивостью шасси, малый возимый боекомплект и незначительное преимущество по сравнению с ранее разработанным САО 2С23 «Нона-СВК». Работы по данному проекту были прекращены.
Машины на базе БТР-80
7.1 Советские и российские
- 1В152 — унифицированный командно-наблюдательный пункт КСАУО 1В126 «Капустник-Б»
- 2С23 «Нона-СВК» — САУ калибра 120 мм
- БРВМ-К — ремонтно-восстановительная машина
- БРДМ-3 — разведывательно-дозорная машина
- БРЭМ-К — ремонтно-эвакуационная машина
- БРЭМ-2000К — ремонтно-эвакуационная машина, производства Украины
- ГАЗ-59037 — гражданский внедорожник
- БПДМ «Тайфун» — боевая противодиверсионная машина
- БПДМ «Тайфун-М» (2007-2012 гг.) — боевая противодиверсионная машина, создана на основе БТР-82
- ГАЗ-59402 «Пурга» — пожарная машина на комбинированном пневмоколесном и железнодорожном ходу
- УНШ (К1Ш1) — унифицированное шасси, предназначенное для производства колесных спецмашин, необходимых для установки средств разведки, аппаратуры связи, медпомощи и иных средств спецназначения. Дополнено рядом люков и большей высотой средней части корпуса. Производится в двух разновидностях: УНШ-10 – с колпаком и УНШ-12 – без такового.
- БММ-80 — машина для транспортировки раненых
- 9С482М6 — подвижный пункт управления подразделений противовоздушной обороны
- Р-149БМР «Кушетка-Б» — КШМ
- РХМ-4 — машина для радиационной и химической разведки
- РХМ-6 — машина для радиационной и химической разведки
- РПМ-2 — машина для разведывательно-поисковой деятельности
- ЗС-88 — звуковещательная станция
7.2 Зарубежные
ASRAD — IGLA (ASGLA) — ЗРК ближнего радиуса, разработан ЕС совместно с Украиной. Вариант ЗРК ASRAD германского производства, созданного на основе машин БТР-80, принадлежащих армии Германской Демократической Республики.