БТР-82А

Основные технические особенности БТР-82А

Новая машина отличается высокими динамическими характеристиками. Конструкторы старались реализовать на практике идею высокомобильного, хорошо защищенного и вооруженного бронированного транспортного средства. Насколько этот им удалось, покажет время. На сегодняшний день технические и огневые параметры новой техники впечатляют. Основные отличительные конструктивные особенности новой машины следующие:

  • усиленный моторный блок и развитая коробка передачи скоростей;
  • совершенная ходовая часть, оснащенная амортизаторами и новыми колесными редукторами;
  • усилено бронирование машины за счет установки кевларовой внутренней обшивки;
  • комплекс вооружений сосредоточен в боевом беспилотном командном модуле;
  • наличие в машине совершенной системы обнаружения и пожаротушения.

Особого внимания заслуживает двигательный отсек и ходовая часть бронетранспортера. В отличие от своих предшественников БТР 82А имеет новые колесные редукторы. На прежних машинах использовались редукторы советского образца, страдающие рядом технологических дефектов. Высокая проходимость машины обеспечивается двумя факторами. Основным двигателем является надежный и проверенный дизельный камазовский двигатель КАМАЗ-740.14-300. По сравнению с предыдущей версией – это двигатель имеет мощность 300 л/с.

В дополнение к мощному двигателю, способному обеспечить высокую скорость и маневренность 15 тонной машине, ходовая часть нового БТР имеет трансмиссию на каждый ведущий мост. В основе конструкции трансмиссии лежит тот же принцип, что и в современных легковых внедорожниках. Раздаточная коробка имеет увеличенный ресурс, который обеспечивает продолжительный марш без капитального ремонта.

В отличие от ходовой и моторной группы, общая компоновка новой машины сохранила основные черты БТР 80. Экипаж машины и органы управления сосредоточены в носовой части бронетранспортера. Средняя часть бронированного корпуса представляет собой транспортный отсек – салон, в котором с комфортом могут разместиться 7 стрелков в полной боевой экипировке. Управлять боевой машиной традиционно будет экипаж, состоящий из 3- человек: командир наводчик и механик-водитель.

Важным элементом внутреннего оснащения бронетранспортера является наличие кевларовой защиты. Общая схема бронирования осталась прежней – противопульной, однако с помощью кевларовой обшивки внутренней поверхности личный состав и экипаж защищены от поражения осколками. Тем более что дополнительная внутренняя обшивка усиливает тепло- и шумоизоляцию. Этот аспект очень важен при использовании бронетехники в регионах с кардинально противоположными климатическими условиями.

Что нового?

Раз уж мы говорим о модернизации, тогда необходимо вспомнить достоинства и недостатки предшественника. Ведь лучшие качества машины, отвечающие современным условиям, менять незачем. Только так можно рассчитывать на характеристики боевой машины в реальном бою, а также в способности промышленности произвести бронетранспортёры в достаточном количестве для обороны страны.

Корпуса всех модификаций БТР сварные, сделаны из катаной листовой стали, полностью герметичны. Углы наклона по вертикали служат для защиты от стрелкового оружия калибром 7,62 мм. Лобовая часть защищает от пуль калибром 12,7 мм. Но БТР 80, имея такие характеристики, легко простреливался перечисленными калибрами в военной кампании в Чечне. Геометрия и размеры корпуса сохранились. Военнослужащие применили в качестве защиты ящики со щебёнкой от пуль стрелкового оружия, от гранат и РПГ устанавливали на корпус стальные решётки на расстоянии 50 см от брони (противокумулятивные экраны). Бронирования было недостаточно. БТР 82 серии выпускается с достаточной защитой от взрыва осколочно-фугасных снарядов, мин, гранат и пуль калибром до 14,5 мм.

Читайте БРДМ-3 – разведывательно-дозорный бронетранспортёр РФ

С 1986 года, когда на вооружение поступили БТР 80 – пожаробезопасность улучшилась, впервые на советские машины типа БТР установили дизельные V-образные двигатели с турбокомпрессорным наддувом, взамен бензиновых моторов. Это улучшает живучесть машины при попадании снарядов. На БТР 82А устанавливаются более мощные дизельные двигатели. Ещё во времена ВОВ на советские танки были установлены, впервые в мире, V-образные дизельные двигатели, и горели они гораздо меньше, чем немецкие танки, работающие на бензиновых моторах. Это разработки 30-х годов 20-го столетия для танков БТ7М, Т-34, КВ1, КВ2.

Удачно расположены на БТР 80 двустворчатые двери для высадки десанта. В отличие от первой модели дверей, открытие верхней происходит вперёд, прикрывая человека. Нижняя дверь выполняет функцию подножки, высадка/посадка происходят при движении машины. БТР-82А имеет 6 амбразур для стрельбы из личного оружия, по 3 на каждом борту. Десантники сидят на сиденьях лицом к борту. Конструкция осталась прежней.

На вооружении первой «восьмидесятки» находились пулемёт КПТВ калибром 14,5 мм и пулемёт ПКТ калибром 7,62 мм. На модели 82А основная огневая мощь увеличена 30 мм пушкой 2А72 (такая же на БТР 80А), для внутренних войск на модели БТР 82 установлен пулемёт ПКТМ 14,5 мм. На конической башне 80-й модели находятся дымовые гранаты ЗД6, те же что и на 82-й. Отличного исполнения пулестойкие шины перешли по наследству для последних модификаций, они после пробоя проходят сотни километров. Башни кругового вращения на отечественных бронетранспортёрах до середины 90-х были однотипной конструкции конической формы. Но с приходом БТР 82А комплекс вооружения поместили на лафете башни. Увеличено пространство, снизился шум выстрелов, исчезла загазованность внутри машины. Теперь вместо башни устанавливают дистанционно управляемый боевой модуль с автоматической пушкой 30-мм. Это самое главное достоинство 82А.

Шасси прежнего бронетранспортёра БТР 80, принесшего новшества для целого ряда боевых и вспомогательных машин, существенно улучшено в БТР 82А. Средняя скорость по шоссе 80 км/ч выросла до 90 км/ч, существенно увеличилась скорость передвижения по воде с 10 км/ч до 14 км/ч.

Читайте Основной танк Т-80БВ образца 2021 – Т-80УЕ1 реактивный покоритель Арктики и пустыни

БТР 80 отличная боевая единица своего времени. Достойная замена на БТР 82А возвращает Российскую Армию в число самых боеспособных вооружённых сил на планете.

УКРОЩЕНИЕ НЕСТРОПТИВОГО

А теперь — за руль! Рабочее место водителя по-армейски спартанское. Но — ничего сверхъестественного. Руль, педали газа, тормоза и сцепления, рычаги ручника и коробки. Основные приборы знакомы по грузовикам и «уазикам». На видном месте табличка со схемой переключения передач. Тесновато, но регулировки сиденья в продольном направлении хватает.

А вот с обзорностью есть проблемы. Ветровое стекло и приборы наблюдения расположены слишком низко, явно не под мой рост (189 см). Перед глазами кромка брони, на которую ложится люк. Ехать надо с задраенным. Чуть сползаю по сиденью и слегка пригибаю голову — так-то лучше.

БТР-80А в бою в Сирии

https://youtube.com/watch?v=OBQnVfvtwwQ

Снаружи БТР-82А вправду очень похож на БТР-80, но принципно это совершенно другая машина. Невзирая на то, что она на четыреста кг тяжелее предшественника (из-за подмены 14,5-мм пулемета КПВТ на автоматическую 30-мм пушку 2A72), маневренность и проходимость БТР-82А выше. Сначала – из-за внедрения более массивного мотора КамАЗ 740.14-300 – индекс показывает на мощность триста л.с.

Также на БТР-82А установлены современные карданные валы с торцевыми шлицами, рессоры завышенной энергоемкости и, что важно – новые колесные редукторы (русские редукторы имели прирожденные недостатки из-за внедрения принципно устаревших глобоидных передач)

Проходимость БТР-82А повышена также благодаря применению в коробки ведущих мостов с шестеренчатым блокируемым дифференциалом, при этом блокировка – вполне принудительная (принцип деяния – таковой же, как и в вэдовых автомобилях). Для роста ресурса раздаточной коробки в ней применен принцип неизменного зацепления шестерней.

При всех технических новаторствах общая сборка БТР-82А осталась таковой же, как и у БТР-80. Отделение управления размещено в лобовой части машины, десантно-боевое отделение – в средней, моторно-трансмиссионное – в корме. Экипаж – три человека: командир, механик-водитель и наводчик, десант – семь бойцов в полной современной экипировке.

Уровень баллистической защиты БТР-82А остался прежним – противопульным. Но к нему добавлена внутренняя противоосколочная кевларовая защита (она работает в случае, если пробита основная броня). Дополнительный приз от установки кевлара – понижение уровня шума и улучшение термоизоляции. Последнее принципиально в критериях как Последнего Севера, так и южной жары.

Противоминная защита также усилена в сопоставлении с БТР-80 на 20% (по неким данным, на 50%) – за счет внедрения особых энергопоглощающих ковриков, подобных применяемым в бронетранспортере Isotrex Phantom (Объединенные Арабские Эмираты). При всем этом не следует забывать, что идет речь о противопехотных минах: БТР-82А не имеет уровня противоминной защиты MRAP.

На БТР-82А посадка и посадка обычно делается через двустворчатые бортовые двери (верхняя створка откидывается вперед по ходу движения, а нижняя при всем этом становится подножкой, что позволяет мотострелкам десантироваться на ходу). Еще два десантных лючка размещены в крыше. У механика-водителя и командира есть личные лючки прямо над головой. Напротив сидений в десантном отделении имеются шаровые установки для стрельбы из личного орудия, еще два люка для обстрела верхней полусферы есть в верхних десантных лючках. Не считая того, в корпусе имеется ряд люков и лючков для доступа к движку, коробки и лебедке.

Ряд источников показывает на наличие современных противокомпрессионных, так именуемых «подвешенных», сидений для десанта, снижающих риск травмирования бойцов при подрыве бронетранспортера на мине. Но для их установки нужен припас вертикального хода в двести мм (вот поэтому современные MRAP имеют «высокие потолки»). В корпусе БТР-82А, спроектированном в прошедшем веке, излишних 2-ух 10-ов см просто нет, потому сидения в нем установлены хотя и новые, но не противокомпрессионные.

Зато на БТР-82А установлена улучшенная система обнаружения и тушения пожара

Важно и то, что фильтровентиляционная установка, защищающая экипаж от поражающих причин ядерного, био и хим орудия, может работать и как обыденный кондюк

В итоге русский БТР-82А в две тыщи четырнадцать году вошел в топ-10 наилучших бронетранспортеров по версии влиятельного интернационального журнальчика Army Technology – по показателям защиты, огневой мощи и мобильности. Вкупе с ним в 10-ку вошли финский Patria, германский Boxer, швейцарский Piranha V, австрийский Pandur II, южноамериканский Stryker, турецкие ARMA и AV8, сингапурский Terrex (разработки ирландской компании Timoney) и украинский БТР-4.

Пока, кроме русской армии, БТР-82А имеется на вооружении армии Казахстана. Но популярность и широкая распространенность БТР-80 в мире (может быть, и не такая, как у автомата Калашникова, но полностью сравнимая – от государств СНГ до государств НАТО и от Азии до Африки) позволяет с высочайшей степенью вероятности представить, что «глубокая модификация» будет нужна на мировом рынке вооружений.

А так как, как указывает практика, русская и русская техника эксплуатируется в третьих странах намного подольше, чем южноамериканская, то практически наверняка БТР-82А будет находиться в строю еще очень длительное время.

БМП-2

Боевая машина пехоты на гусеничной основе создавалась как Объект 675. От БМП-1 отличается тем, что имеет более крупную башню и другой комплекс вооружения. В управленческом отделении сидят командир и наводчик-оператор. Стрельба ведется из 30-миллиметровой пушки 2А42, которую делают на машиностроительном заводе в Туле. Есть также один ПКТ калибра 7,62 мм и ПТРК 9К113 или 9К111. Транспортирует БМП до 7 бойцов. Техника со стальной катанной гомогенной (противопульной и противоснарядной) броней. Мощность силового агрегата 300 л.с. Развивает скорость в 65 км/ч. Боекомплект нарезной малокалиберной автоматической пушки состоит из бронебойных и осколочно-фугасных снарядов (500 шт.). Российскими конструкторами на базе БМП-2 спроектированы следующие более совершенные варианты:

  • БПМ-2 «Пламя». Стрельба ведется из автоматического гранатомета АГ-17 «Пламя», в боекомплекте которого 250 зарядов.
  • БМП-2К. Машина комплектуется дополнительной коротковолновой радиостанцией.
  • БМП-2Д. Техника с усиленной броней. В связи с этим она стала не приспособленной для преодоления водных преград.
  • БМП-2 «Бахча-У». Модель 2000 года выпуска. Машина десантирует до 5 солдат. Для нее предусмотрен боевой модуль «Бахча-У», разработанный российскими конструкторами. Используется в качестве боевой разведывательной машины (БМР).
  • БМП-2М. От предыдущего аналога отличается наличием боевого модуля «Бережок», дополнительным панорамным прицелом и измененным расположением АГС-17. Стрельба ведется из четырех пусковых установок ПТУР «Корнет».

На вооружении ВС России состоит 3 тыс. таких машин.

Как создавался новейший российский бронетранспортер

Идея о создании для собственных вооруженных сил нового, более эффективного бронированного транспортного средства давно витала в кабинетах Генштаба и Министерства Обороны РФ. Имеющиеся на оснащении частей и подразделений Вооруженных сил РФ в огромном количестве бронетранспортеры БТР-70 и БТР-80 не отвечали новым оперативно-тактическим требованиям. Исходя из опыта применения легкобронированной техники в Афганистане и в ходе Первой чеченской войны, стало ясно – бэтээры советского образца не способны решать возложенные на них задачи. Техника не обладает необходимым запасом живучести. Машины не способны надежно защитить экипаж и перевозимое стрелковое подразделение.

Только последняя советская версия — БТР 80 еще могла считаться вполне современной боевой машиной, однако и ее ресурс был существенно ограничен. В таких условиях было принято решение заняться модернизацией машины. Базой для нового бронетранспортера стал БТР 80, конструкция которого позволяла начать работы в большом объеме по модернизации. Здесь сыграли свою роль богатый конструкторский опыт и слаженная работа инженеров Горьковского автозавода и Арзамасского машиностроительного завода.

Несмотря на то, что серийное производство БТР 80 не прерывалось ни на один день, работы по созданию новой бронированной транспортной боевой машины велись интенсивными темпами. Уже в 2009 году были готовы первые два опытных экземпляра — машины с индексами 82 и 82А. На следующий год опытные образцы начинают заводские испытания, которые закончились принятием решения о начале серийного производства. В 2011 году первые серийные машины были получены армейскими частями российской армии. Военные, оценив бронетранспортер в полевых условиях, ознакомившись с его реальными тактико-техническими характеристиками и огромной огневой мощью, незамедлительно поспешили в 2013 году принять новую технику на вооружение.

Огромную роль в быстром освоении производства нового БТР сыграл тот факт, что серийное производство базовой машины БТР 80 продолжается. За годы серийного выпуска накоплен огромный практический опыт в области разработки и создания систем жизнеобеспечения и живучести машины. Технические данные от базовой модели использовались при создании корпуса нового БТР.

Примечания

  1. . mil.ru. Дата обращения 1 февраля 2017.
  2. ↑ . ИА REGNUM (27 aпреля 2017). Дата обращения 28 апреля 2017.
  3. The Military Balance 2017. — P. 207, 212, 216-217.
  4. . Дата обращения 3 марта 2013.
  5. . Дата обращения 3 марта 2013.
  6. . Дата обращения 3 марта 2013.
  7. . Дата обращения 13 марта 2013.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения 3 сентября 2015.
  9. ТАСС. (13 сентября 2016). Дата обращения 10 марта 2017.
  10. The Military Balance 2017. — P. 207.
  11. The Military Balance 2019. — P. 197.
  12. The Military Balance 2019. — P. 201.
  13. The Military Balance 2019. — P. 203.
  14. The Military Balance 2019. — P. 209.
  15. The Military Balance 2017. — P. 404.
  16. Jonathan Ferguson, N.R. Jenzen-Jones. Raising Red Flags: An Examination of Arms & Munitions in the Ongoing Conflict in Ukraine. — 2014. — С. 2.
  17. Jonathan Ferguson, N.R. Jenzen-Jones. Raising Red Flags: An Examination of Arms & Munitions in the Ongoing Conflict in Ukraine. — 2014. — С. 68.
  18. . Міністерство оборони України. Дата обращения 2 февраля 2016.

Как все начиналось?

Несмотря на высокие характеристики 80-й бронемашины, благодаря которым она сегодня состоит на вооружении армий 26 государств, тяжелые афганские условия дали возможность выявить ее недостатки. Единственный, как утверждают специалисты, минус бронетранспортера – в его слабой защищенности. В связи с этим фактом российские конструкторы сделали все возможное, чтобы мины и фугасы не представляли угрозу для экипажа БТР-82А (фото военной транспортной единицы представлено в статье). Повышая уровень защищенности, огневую мощь и подвижность, разработчики стремились увеличить эксплуатационный ресурс бронемашины.

Резюме

Перед тем как написать финальный итог изысканий нужно упомянуть о стоимости машин. Итак, на сегодняшний день, БТР-82А оценивается в 24 миллиона рублей. Если перевести стоимость БТР-4 в рубли, то она составит всего 16,5 миллиона. То есть 2 российских БТРа будут стоить как 3 украинских.

Таким образом, если когда-то произойдёт, гипотетический, конкурс между двумя БТРами для закупки некой армией, то думаю украинская машина его легко выиграет. Естественно при условии, что её будет где выпускать после боёв в Харькове.

А так на мой субъективный взгляд, украинская БТР-4 является не только лучшей боевой машиной подобного класса Украино-Российской войны, или как говорят в России СВО, но и лучшим БТРом всего бывшего Советского Союза.

На фоне лучших образцов подобной техники в мире она конечно будет выглядеть не так убедительно. Но для конкуренции на мировых рынках вооружения на Украине перед самой войной была разработана глубоко модернизированная БТР-4МВ1. Рассказ о которой будет в будущем.

Кстати, среди многочисленных фото и видео боёв на Украине, эта машина ни разу не засветилась. Вероятно, она существует только в опытном исполнении. Надеюсь, что она не была потеряна в ходе недавних боёв в Харькове, когда в бой бросалось всё что только можно.

БТР-4МВ1 на выставке в ОАЭ

Фото БТР-82А

Внутри БТР-82А

Башенная установка. Место наводчика БТР-82А

Десантное отделение — в средней части машины: по три места вдоль каждого борта. Пол застелен противоминными ковриками, броня подбита многослойной кевларовой противоосколочной защитой.

В передней части — отделение управления. Рабочее место механика-водителя — с автомобильным рулем и педалями. Низкорослым водителям удобнее: не возникает проблем с обзорностью.

У каждого стрелка свой прибор наблюдения перископического типа. Черные гофрированные шланги — для подключения противогаза к бортовой системе очистки воздуха.

Шаровая опора для ведения огня оснащена системой обогрева, чтобы не замерзала зимой. Рычаг открывает наружный лючок. Стекло позволяет прицелиться. Автомат фиксируется съемной вставкой с отверстиями под шомпол, ствол и газовую трубку.

Силовое отделение расположено в корме. БТР‑82А оснащают турбодизелем КамАЗ мощностью 300 л.с. и пятиступенчатой механической коробкой передач. Моторный отсек снабжен системой пожаротушения.

Похожее

БРДМ-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП К-17 Бумеранг ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

БТР-80 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП-1 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМД-1 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Бронеавтомобиль КАМАЗ-63968 Тайфун-К ТТХ, Видео, Фото

БТР-82А ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль Тигр ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМД-4М “Бахча-У” ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-4 «Буцефал» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Тягач МТ-ЛБ ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМПТ “Терминатор” ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМД-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

БТР-40 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП Б-11 Курганец-25 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-90 Росток, Бережок, Бахча-У ТТХ, Видео, Фото

БТР-50 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

БТР-60 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-152 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль Урал-63095 Тайфун-У ТТХ, Видео, Фото

БРДМ-1 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

КамАЗ-43269 Выстрел (БПМ-97) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП М2 «Брэдли» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Бронетранспортер БТР-Д ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП Т-15 Армата ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

БМД-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

ПРП-3 «Вал» и ПРП-4 «Нард» подвижные разведывательные пункты

Бронеавтомобиль ВПК-3927 Волк. Броня. Двигатель. Вес. Размеры

БРДМ-3 – бронированная разведывательно-дозорная машина

Бронеавтомобиль T-98 Комбат ТТХ, Видео, Фото, Скорость

Украинский БТР-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-МД «Ракушка» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БРМ-3К «Рысь» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Плавающий транспортер ПТС-4 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

15Ц56М «Тайфун-М» противодиверсионная машина

Р-149БМР «Кушетка-Б» – командно-штабная машина

Бронеавтомобиль БА-10 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

Бронетранспортер БТР-Т ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль БА-64 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМО-Т – тяжелая машина огнеметчиков

Бронеавтомобиль Дозор-Б ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР Б-10 Курганец-25 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Бронеавтомобиль БА-20 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

Тягач ВТ-55А ТТХ, Фото, Скорость, Броня

УРАЛ-532362 “Лавина-Ураган” – водометный спецавтомобиль

БРЭМ-Л «Беглянка» ремонтно-эвакуационная машина

УР-07М «Пересортировка» установка разминирования

БРЭМ-К – бронированная ремонтно-эвакуационная машина

АЗМ – аэротранспортабельная землеройная машина

РХМ-7 «Берлога» машина радиационной и химической разведки войск РХБЗ

Бронеавтомобиль БА-11 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

Танковый мостоукладчик МТУ-90М ТТХ, Видео, Фото, Скорость

БТР Намер ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БММ-80 «Симфония» бронированная медицинская машина

СПМ – специальная гусеничная пожарная машина

БММ-Д «Травматизм» бронированная медицинская машина ВДВ

БРЭМ-80У – ремонтно-эвакуационная машина

КДХР-1Н «Даль» – комплекс дистанционной химической разведки

РМ-Г «Десна» – ремонтная гусеничная машина

“Мгебров-Рено” – бронеавтомобиль царской армии

Бронеавтомобиль БА-30 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль ПБ-4 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

О защите

Разработчики повысили защищенность бронетранспортера на 20 %, использовав в качестве внутреннего покрытия корпуса кевларовую ткань. Как утверждают специалисты, новая боевая техника обладает противопульным уровнем защиты. В результате применения кевларового покрытия заметно повысился уровень шумо- и теплоизоляции. Защитная ткань представляет собой специальные коврики. При взрыве противопехотной мины или каких-либо других небольших зарядов часть разрушительной энергии поглощается кевларовыми ковриками. Однако, если взорвется мина или фугас, данное покрытие не способно обеспечить защиту экипажа на должном уровне. Существует предположение, что, стремясь минимизировать воздействие взрывной волны на человека, для управленческого экипажа и десантников, разработчики в новом бронетранспортере предусмотрели противокомпрессионные сиденья – они не прикреплены к полу, а пребывают внутри боевой техники в подвешенном положении. Однако данная информация опровергается некоторыми экспертами, поскольку компрессионные сиденья считаются стандартом для бронированных машин, проектируемых по технологии MRAP. Корпусы таких бронетранспортеров имеют значительную высоту. Большая часть современных БТР – с высоким силуэтом. Ввиду того что БТР-82А создавался на базе советской 80-й модели, устанавливать в нем противокомпрессионные сиденья не представляется возможным. В отличие от бронетранспортеров советского образца, новая боевая бронированная техника менее взрывоопасна. В БТР-82А предусмотрено наличие современной системы пожаротушения.

И грязь месить, и по автостраде колесить

Сердце «Страйкера» – дизельный двигатель Caterpillar C7 мощностью 350 лошадиных сил. За 25 секунд он разгоняет 16-тонную бронемашину до рекордных 100 километров в час по шоссе. Автоматическая трансмиссия Allison 3200SP делает комфортной езду и по легкому бездорожью: щелчок рычага, и колесная формула легко изменяется. Едем по городскому шоссе – хватит и четырех ведущих. Съезжаем на бездорожье – включаем в процесс все восемь колес.

defence.gov
«Страйкер» удобен для комфортной езды по легкому бездорожью.

БТР-82А в скорости немного уступает заокеанскому коллеге – КамАЗовский дизель тянет лишь на 300 лошадей. Но он резвее, чем был на «восьмидесятке». Трансмиссия тоже подверглась пересмотру: старые колесные редукторы, карданные валы и амортизаторы заменили на современные и долговечные модели. Усилили и ведущие мосты – дифференциал можно полностью блокировать, и БТР по бездорожью зашуршит бодрее.

На кочках и ухабах «американец» ведет себя скромнее. Подвеска М1126 Stryker заимствована у предшественника – броневика морпехов LAV «Пиранья». Передние две пары колес идут на пружинной подвеске, другие – на торсионах. Такая смешанная система позволяла «выруливать» из трясин и зыбучих песков. Однако удачное решение для «Пираньи» оказалось не столь эффективным для «Страйкера». Повышенный вес нивелирует все преимущества.

mil.ru
БТР-82А грязи не боятся…

Конструкция

Броневой корпус БТР-82А достался ему от предшественника без изменений. Он сваривается из катаной стальной брони толщиной 7-10 мм. По современным меркам такой защиты может не хватать даже для защиты от бронебойных пуль нормального калибра. Выживаемость экипажа и десанта, впрочем, повышена за счёт появления внутреннего противоосколочного подбоя из кевлара. Уязвим бронетранспортёр и для кумулятивных зарядов, вплоть до 40 мм гранат.

Конструкция башни изменилась – теперь это унифицированный модуль, оснащённый системой стабилизации вооружения в двух плоскостях и электрическими приводами. Оптический прицел 1ПЗ-2 с четырёхкратным увеличением заменён на комбинированный прибор ТКН-4ГА с дневным и ночным каналами.

На модификации прицела ТКН-4ГА-03 ночной канал заменён тепловизионным. Старую рацию Р-173 заменила Р-168, входящая в состав комплекса «Акведук» и способная принимать цифровую информацию.

На смену командирскому прибору наблюдения ТКН-3 пришёл ТКН-АИ с лазерной подсветкой. Оснащён БТР-82А и спутниковой навигацией.

Восьмицилиндровый дизель КАМАЗ-740 развивает 300 л.с. (двигатель БТР-80 выдавал 260 л.с.), за счёт чего подвижность бронетранспортёра не снизилась даже при возросшей массе. Ходовая часть изменилась незначительно – в конструкцию внедрили новые карданы, заменили устаревшие редукторы.

Коробка передач осталась механической, с пятью ступенями. А вот вспомогательная силовая установка на российские бронетранспортёры раньше не устанавливалась. Теперь электронное оборудование бронемашины может функционировать на стоянках, не нагружая двигатель и не разряжая аккумуляторы.

Размещение экипажа осталось прежним – механик-водитель и командир на передних сиденьях, за ними наводчик и мотострелки. Из-за того, что башня стала необитаемым модулем, оператор вооружения сидит не прямо в ней, а в боевом отделении.

Сохранились шесть бортовых амбразур для ведения огня из индивидуального оружия.

Не изменился у БТР-82А и способ высадки десанта – через бортовые двери либо люки в крыше. Уровень комфорта в бронетранспортёре повысился: во-первых, фильтровентиляционная установка может работать в качестве кондиционера, во-вторых, кевларовый подбой обеспечивает некоторую термо- и шумоизоляцию.

https://youtube.com/watch?v=CS2INAxEIgo

Живучесть бронетранспортёра при поражении обеспечивает и новая система пожаротушения. Но средства противоминной защиты остаются ограниченными. Старый корпус не обладает оптимальной для гашения ударной волны конфигурацией. А его малая высота не позволяет установить противокомпрессионные сиденья.

Эксплуатация

Ещё до официального принятия на вооружение в России в 2010 году, БТР-82А заказали вооружённые силы Казахстана. Туда были поставлены 70 бронемашин. А с 2011 года на новые бронетранспортёры стали переходить и российские войска. В 2017 году количество эксплуатируемых БТР-82А превысило 1400 единиц. Стоит заметить, что это не только «вновь произведённые» машины. Старые БТР-80 модернизируются до стандарта БТР-82 во время капитальных ремонтов. Такие бронетранспортёры получают индекс БТР-82АМ.

Интересно, что хотя базовой версией считался «пулемётный» БТР-82, сведений о том, что такие бронетранспортёры куда-то поставлялись, нет.

Более того, он даже не значится в списках продукции на сайте Арзамасского машиностроительного. Очевидно, в настоящее время он не производится и основной моделью надо считать всё-таки БТР-82А с «пушечным» вооружением.

Уже в 2015 году появилась модификация БТР-87. Следуя современным требованиям, конструкторы переместили моторное отделение в нос корпуса. Машина, однако, до сих пор остаётся опытной. С 2015 года известно и о применении БТР-82А в Сирии. Считается, что машины прибыли в зону боевых действий с российскими войсками, а затем были переданы армии Сирии (хотя официально на вооружении не состоят). Подробно о результатах эксплуатации и боевой эффективности бронетранспортёров до сих пор не сообщалось.

После принятия БТР-82А на вооружение некоторые издания поспешили провозгласить его «лучшим в мире» (даже если до этого точно так же аттестовали БТР-90).

И, при ближайшем рассмотрении, «девяностый» больше подходил под такое определение, чем «восемьдесят второй». Конечно, принятие на вооружение БТР-82А позволило не списывать старые бронетранспортёры, а поднять их эксплуатационные качества во время капремонтов. С другой стороны, «девяностый» всё-таки имел и более мощное вооружение, и лучшую защиту.

Возможным объяснением отказа от более современной машины в пользу модернизации старой может служить появление перспективного семейства бронетранспортёров «Бумеранг». Действительно, не стоит разворачивать производство новой техники, если уже «на подходе» ещё более совершенная. Но если «Бумеранги», вслед за танком «Армата», сочтут слишком дорогостоящими – российская армия может надолго остаться улучшенными, но уже совсем не новыми БТР-82А.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий