Поиск

Первый советский броневик среднего класса БА-И

История создания

С 1933 года в Ленинграде освоили выпуск лёгкого бронеавтомобиля ФАИ («Форд-А Ижорский»). Однако уже в 1935 году опыт эксплуатации ФАИ в войсках показал, что по проходимости броневик уступает даже легковым машинам. Кроме того, утяжеление конструкции приводило к повышенному износу ходовой части. И сделать с этим было ничего нельзя – «Форд-А» (под маркой ГАЗ-А) на тот момент был единственным серийным легковым автомобилем в СССР.

Но уже в следующем году Горьковский автозавод освоил новую машину – М-1. «Эмка» имела более мощный 4-цилиндровый двигатель, усиленную раму, и, в целом, лучше подходила для использования в качестве основы бронеавтомобиля.

Серийный выпуск бронеавтомобиля начали в 1936 году на Выксунском заводе. При этом параллельно с БА-20 организовали производство ФАИ-М – старые бронекорпуса переставляли на шасси ГАЗ М-1.

Боевое применение бронеавтомобилей БАИ, БА-3, БА-6

Бронеавтомобили БА-3 и БА-6 поступали на вооружение разведывательных подразделений танковых, кавалерийских и стрелковых соединений Красной Армии, причем большая их часть была сосредоточена на Дальнем Востоке.

Три бригады (7,8,9) по 80 средних и 30 легких бронеавтомобилей, принимали участие в боях с японскими войсками у р.Халхин-Гол. В период с 1936 по 1938 г.г. в Испанию было поставлено 7 БАИ и 80 БА-6, где БА-6 успешно боролись с танками противника. Оставшиеся броневики служили в Испании до 50-х годов. Поставлялись эти машины в Турцию (БА-3), Монголию.

На западе БА-3 и БА-6 принимали участие в Польском походе, в Советско-Финской войне (финны захватили несколько БА-6 и эксплуатировали их до середины 50-х 20 века) и, в некотором количестве, в Великой Отечественной войне, где упоминания о них встречается до 1942 года.

Конструкция бронеавтомобиля ЛБ-62

Сварной корпус машины выполнялся из катаных бронелистов толщиной 4—13 мм, расположенных под рациональными углами наклона. Коническая башня с толщиной брони 10 мм была заимствована у легкого танка Т-40.

В башне размещалось вооружение, аналогичное Т-40 и ЛБ-НАТИ, — спаренная установка пулеметов ДШК и ДТ (с расчетом замены ДШК на 20-мм пушку, в будущем). Ещё один пулемет ДТ устанавливался в шаровой опоре в лобовом листе корпуса справа от смотрового люка водителя. Боекомплект состоял из 500 патронов к пулемету ДШК и 3150 патронов к пулеметам ДТ.

Рисунок-реконструкция бронеавтомобиля ЛБ-62 в бою.

Высокие тягово-скоростные качества ЛБ-62 обеспечивались за счет использования довольно мощного для того времени 6-цилиндрового четырехтактного карбюраторного двигателя ГАЗ-202 мощностью 85 л.с., также заимствованного у легкого танка Т-40. Максимальная скорость по шоссе достигала 70 км/ч, запас хода — 500 км.

Механическая трансмиссия состояла из однодискового сцепления, четырехскоростной коробки передач и двух ве-дущих мостов с червячными главными передачами.

Колеса машины—дисковые односкатные, с развитыми грунтозацепами типа «косая елка». Рисунок протектора этих шин обеспечивал достаточную площадь среза грунта между выступами и хорошую самоочищаемость впадин, что являлось особенно важным при движении по глинистым грунтам.

Конструкция бронеавтомобиля ЛБ-НАТИ

Шасси броневика ЛБ-НАТИ базировалось на узлах и агрегатах грузового автомобиля ГАЗ-ММ (колеса, рулевой механизм, элементы рамы, коробка передач), но было доработано НАТИ. Была укорочена рама, база сокращена до 2750 мм, рессоры заменены продольными полуэллиптическими, а подвеска передних и задних колес оснащена гидравлическими амортизаторами.

Машина получила 6-цилиндровый двигатель от ГАЗ-61 мощностью 76 л.с. (первоначально планировалось поставить «Додж» мощностью 72 л.с.), а также двухступенчатую раздаточную коробку со встроенным межосевым дифференциалом, обеспечивающую три варианта передачи крутящего момента: на все колеса, только на задние, только на передние.

Бронеавтомобиль ЛБ-НАТИ на испытаниях

Оба ведущих моста «ЛБ – НАТИ» были ведущими, задние колёса оснащались сдвоенными скатами. И передние, и задние колеса имели развитые грунтозацепы. Ступицы колёс имели бронезащиту, бензобак был протекторированный, с защитой от пуль и осколков. Колёса автомобиля заполнялись гусматиком.

Корпус броневика ЛБ-НАТИ полностью сварной, листы имеют рациональный угол наклона.

Для посадки экипажа из трёх человек, а так же при необходимости пассажира, кузов автомобиля имел двери, кроме того конструкторы предусмотрели в его полу аварийный люк.

Башня — коническая, унифицированная с башней легкого танка Т-40. Вооружение составляло 1х 12,7-мм пулемёт «ДШК», 1х 7,62-мм пулемёт «ДТ».

Связь экипажа с командованием осуществлялось при помощи радиостанции«71-ТК-1» со штыревой антенной.

Характеристики бронеавтомобиля ЛБ-НАТИ

Страна:
СССР

Тип:
Легкий бронеавтомобиль (4х4)

Дата выпуска:
1939 г.

Длинна:
Нет сведений

Ширина:
Нет сведений

Высота:
Нет сведений

Броня, лоб:
10 мм

Броня, борт:
6 мм

Броня, башня:
10 мм

Экипаж:
3 человека

Двигатель:
1х 6-цилиндровый двигатель «Додж» мощностью 72 л.с

Дальность хода:
288 км

Максимальная скорость:
57 км/ч
Масса:
4,58 т.
Вооружение:
Спаренная установка 12,7-мм пулемета ДШК (400 патронов) и 7,62-мм пулемета ДТ в башне, ещё один ДТ находился в шаровой установке в правой части лобового листа корпуса. Боекомплект двух ДТ составлял 2205 патронов.

Модификации

Часть бронеавтомобилей БА-20 была переделана в бронедрезины БА-20жд. Вместо обычных колёс на броневик устанавливали железнодорожные, а в трансмиссию вводился демультипликатор. При этом сохранялась возможность быстрой замены колёс на резиновые, но скорость движения из-за демультипликатора заметно падала.

По результатам эксплуатации шасси «эмки» получило усиленную подвеску, появился дополнительный бензобак, вмещающий 30 литров горючего. Толщину лобовых листов брони увеличили, доведя до 9 мм. Для улучшения пулестойкости башня бронеавтомобиля приобрела форму конуса с плоским лобовым листом. Антенну в виде поручня упразднили, а радиостанцию заменили на доработанную 71-ТК-3.

Модернизированный БА-20 также получил железнодорожный вариант – БА-20Мжд. Он также отличался от линейной бронемашины наличием демультипликатора и установкой железнодорожных колёс.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий