Бронетранспортер MOWAG «Пиранья» 6х6 (Швейцария)

Зенитная самоходка

В 1983 году фирма «Моваг» изготовила ещё два прототипа бронемашины «Шарк», что позволило расширить фронт опытных работ. В конце года одно из шасси использовали для изготовления второго прототипа ЗСУ «Уайлдкэт» (первый был построен в 1981 году на шасси западногерманского БТР TPz-1 «Фухс»). Система, разработанная консорциумом западногерманских фирм («Краус-Маффей», «Сименс», «Маузер», KUKA, AEG) совместно с «Холландзе Сигнаал Аппаратен» концептуально походила на ЗСУ «Гепард», но имела более лёгкую башню, подходившую для установки на колёсные шасси. По бокам башни на качающихся лафетах монтировались две 30-мм автоматические пушки «Маузер» MK 30F с боекомплектом 250 снарядов на ствол. В зависимости от пожеланий заказчика средства управления огнём можно было сконфигурировать в шести вариантах — от самого простого V1 до наиболее «навороченного» всепогодного V6. Оба прототипа (на шасси «Фухса» и «Шарка») представляли собой промежуточную конфигурацию V3, обеспечивавшую автоматическое сопровождение цели по данным радара. Однако «Уайлдкэт» не оправдал надежд своих разработчиков. Для стран «третьего мира» эта ЗСУ оказалась слишком дорогой, а европейские армии забраковали её ввиду малой дальности стрельбы — зенитка не могла поражать боевые вертолёты до их выхода на рубеж пуска ПТУР.

ЗСУ «Уайлдкэт» на шасси «Шарк» war-book.ru

«Шарк» с башней «Тринити» Visingr L. Kolová vozidla MOWAG. ATM, 2020, №2

Помимо «Уайлдкэта», на шасси «Шарка» опробовали ещё два типа башен для ЗСУ. Одна из них — шведская «Тринити» с 40-мм пушкой и развитой системой управления огнём, включавшей радар, инфракрасную камеру и лазерный дальномер. Вторая — производства итальянской фирмы «ОТО Мелара» с четырьмя 25-мм пушками «Эрликон» КВА и электронно-оптической дневной системой управления огнём.

Вариант размещения ЗРК «Кроталь» на шасси «Шарк» Visingr L. Kolová vozidla MOWAG. ATM, 2020, №2

Весьма многообещающей областью применения «Шарка» считалось использование его в качестве шасси для ЗРК малой дальности. В частности, французская фирма «Томсон-CSF» испытывала на его базе свой комплекс «Кроталь» с четырьмя пусковыми контейнерами ЗУР R.440. Второй ракетной системой, устанавливавшейся на «Шарке», стал многоцелевой (зенитный/противотанковый) комплекс ADATS. Система, считавшаяся весьма многообещающей в 80-е годы, разрабатывалась совместно швейцарским «Эрликоном» и американским концерном «Мартин Мариетта». И действительно, ADATS имел некоторый коммерческий успех — комплекс продали в Канаду и Таиланд, вот только шасси «Шарк» ни одна из этих стран не выбрала.

Ракетный комплекс ADATS на шасси «Шарк» war-book.ru

Ни «Пума», ни «Шарк» не стали коммерчески успешными проектами «Мовага». Покатавшись на полигонах, покрасовавшись на выставках и страницах рекламных проспектов, они ушли в небытие, оставшись лишь в музейной экспозиции. Но опыт их создания не пропал зря — он был учтён специалистами «Мовага» при создании и совершенствовании машин семейства «Пиранья».

Особенности конструкции MOWAG Piranha

БТРы Моваг Пиранья (Mowag Piranha) – это модульные машины, имеющие колесную формулу 4×4, 6×6, 8×8 и 10×10, сварной корпус из стальной брони, защищающей от пуль стрелкового оружия. Моваг Пиранья (Mowag Piranha) мог снаряжаться различными системами, включая и двигатели, оборудованием и вооружением на любой вкус заказчика.

Бронетранспортер Моваг Пиранья (Mowag Piranha) мог стать любым бронированным средством, необходимым для конкретной тактической ситуации: самоходная зенитная установка, самоходный миномет, санитарно-медицинская машина, бронетранспортер, противотанковое средство, грузовая машина, командно-штабная машина, машина РЭБ (радио-электронной борьбы), БРЭМ (бронированная ремонтно-эвакуационная машина), пожарная машина, инженерная машина, разведывательная машина и др. БТР Моваг Пиранья (Mowag Piranha) мог при помощи комплекта дополнительно заказанного оборудования при малой стоимости быть переоборудован на месте дислокации в машину нужного класса. БТР Моваг Пиранья (Mowag Piranha) поставлялся в более чем 21 страну. Самым известным и популярным стал Моваг Пиранья 8×8 (Mowag Piranha 8×8), которых только в Европе насчитывается свыше 6 500 единиц.

Фирма “MOWAG” (Motorwagenfabrik AG) была основана в Кройцлингене, Швейцария, в 1950-м году инженером Уолтером Руфом (Walter Ruf). Фирма специализировалась на выпуске полноприводного грузовика “Mowag T1 4×4”, который с 1953 года стал поставляться в швейцарскую и немецкую армии. Максимального расцвета фирма достигла к 1972 году, когда начался выпуск бронированной машины Пиранья (Piranha), которая очень быстро захватила мировой рынок вооружений. Впоследствии на базе лицензионных машин Моваг Пиранья (Mowag Piranha) после 2000 года были созданы американская Страйкер (Stryker) и канадская Коет (Coyote).

Корпус БТР Моваг Пиранья (Mowag Piranha) выполнен методом сварки из катаной гомогенной брони (Rolled homogeneous armour – RHA) толщиной 6-8 мм с противоосколочной обивкой внутри обитаемых отделений. Носовая часть корпуса многогранная с центральным сварным швом и боковыми наклонными гранями, соединяющими носовую часть под большими углами. Кормовая часть корпуса имела небольшой наклон вниз и кормовые двери.

С левой стороны корпуса БТР Моваг Пиранья (Mowag Piranha) спереди друг за другом находились места водителя и командира. Они имели люки над своими местами и по три перископических прибора наблюдения, установленных на фронтальной дуге люка.

С правой стороны корпуса БТР Моваг Пиранья (Mowag Piranha) расположено моторно-трансмиссионное отделение (МТО) с установленным дизельным двигателем, над которым имелись вытяжные решетки и охлаждающие вентиляторы. Вначале устанавливался 6-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения “Mowag” мощностью 275 л.с. (202 кВт). Трансмиссия “Allison” MT-653 устанавливалась в носу корпуса и обеспечивала 6 скоростей переднего хода и 1 – заднего.

В корме корпуса БТР Моваг Пиранья (Mowag Piranha) находилось десантное отделение, совмещенное с боевым. Боевое отделение с башней кругового вращения или боевым модулем находилось между отделением управления и десантным отделением.

Подвеска БТР Моваг Пиранья (Mowag Piranha) независимая гидропневматическая. У машины, с колесной формулой 6×6, колеса на первой оси управляемые, с колесной формулой 8×8 – управляемые колеса на первых двух осях. Шины применялись размером 13.00×20 с пулестойкими вставками, обеспечивающими движение бронетранспортера с пробитыми пневмошинами.

Различные варианты БТР Моваг Пиранья (Mowag Piranha) имеют различное вооружение, исходя из задачи машины. В качестве основного вооружения на многих вариантах БТР Моваг Пиранья (Mowag Piranha) установлен на турели 12,7-мм пулемет или 7,62-мм пулемет на кронштейнах, или боевой модуль дистанционного управления как легким вооружением, так и с 20-мм пушкой или пушкой более крупного калибра. Также могут устанавливаться пусковые установки TOW ATGM или башня TOW / Mephisto.

На БТР Моваг Пиранья (Mowag Piranha) предусмотрена установка приборов ночного видения, систем кондиционирования воздуха и защиты от оружия массового поражения (ОМП).

«Леопард» 2А7 и «Абрамс»

Это единственные танки, выдержавшие 10 из 12 испытаний в моделированных танковых боях. «Леопард» – полноценный воин, который может штурмовать и защищаться в условиях города и открытой местности. Оснащается пушкой 122 мм, имеет броню “во лбу” башни 1300 мм, что делает его совершенно неуязвимым. Вес «Леопарда» составляет 67 тонн, но даже так он показывает неплохую динамику и разгоняется до 75 км/час. Данную модель можно найти даже в журнале издательского дома “ДеАгостини”. Боевые машины мира, собранные в изданиях этого популярного журнала, без сомнения, заслуживают внимания. «

Абрамс» и «Леопард» повторяют друг друга. Единственное ключевое отличие заключается в том, что у «Абрамса» лобовая броня составляет 1 000 мм, что тоже довольно много.

МОДИФИКАЦИИ БТР «СТРАЙКЕР»

Основными вариантами «Страйкера» являются бронетранспортер M1126 ICV и машина огневой поддержки M1128 MGS. Существует еще восемь модификаций:

  • разведывательная машина M1127, RV
  • самоходный миномет M1129 варианта В, MCV-B
  • командно-штабная машина M1130, CV
  • машина огневой поддержки M1131, FSV
  • машина саперного отделения M1132, ESV
  • санитарно-эвакуационная   машина М1133, ESV
  • носитель ПТУР М1134, М1134
  • машина радиохимической разведки M1135, NBSRV.

Все варианты унифицированы по шас­си и силовой установке на 85%, что упро­щает эксплуатацию парка «Страйкеров» в строевых частях.

Модернизации

Сама фирма «Моваг» не выдвигает общих комплектов модернизации, которые по существу определяются заказчиками. Предстоящая программа по продлению срока службы машины LAV морской пехоты США (USMC) еще не определена, но один вариант может включать установку очистителя и более эффективного четырехтактного дизельного двигателя. В канадском случае, модернизация БТР LAV II Bison включает форсирование двигателя до 300 л.с., обеспечение кондиционирования воздуха и дополнительных ящиков для укладки, снятия системы движителей для перемещения вплавь плюс установку более тяжелых торсионов, фильтро-вентиляционной установки, комплекта брони фирмы Deisenroth, регулируемых сидений и защищенного пульта управления огнем.

Фирма «Алвис» имеет в настоящее время улучшенную демонстрационную машину «Пиранья II», предназначенную для обеспечения повышенной безопасности и проходимости по местности плюс более простого технического обслуживания и более низкой стоимости жизненного цикла. Она оснащена антиблокировочной тормозной системой, разработанной научно-исследовательской ассоциацией моторной промышленности Великобритании при использовании имеющихся коммерческих составляющих. Эта система обеспечивает выбор режимов езды по шоссе и вне дорог для оптимизации характеристик торможения в зависимости от местности. Используемое устройство является четырехдатчиковой, четырехмодуляторной системой, контролирующей гидропневматические тормоза барабанного типа. По сообщениям фирмы, демонстрационная машина, испытываемая при массах от 10,7 т (без нагрузки) до 15 т (перегружена), удовлетворяет, как установлено, самому высокому европейскому стандарту (категория 1 положения 13.09 Европейского командования НАТО для машин класса М 3 или N3).

Система централизованной подкачки шин на демонстрационном макете разработана примерно как двухканальная последовательная система фирмы CM Automotive. Она обеспечивает выбор предварительно запрограммированного давления в шинах для соответствия четырем условиям вождения: по шоссе, по пересеченной местности, по песку или в аварийных условиях. Давление может меняться во время движения машины или во время остановки машины. Ее двухканальное устройство позволяет передней и задней группам шин работать при разных давлениях, так что для разных осевых нагрузок может сохраняться оптимальное удельное давление на грунт.

Ее электронная система имеет кнопочное управление с цифровым дисплеем. Она, как утверждают, бесшумна в действии, отдает приоритет воздуху в тормозах, предупреждает, если скорость слишком большая для давления в шинах, проверяет давление на заранее запрограммированных расстояниях и автоматически создает давление в отремонтированных шинах. Имеется вариант этой системы с встроенной диагностикой и возможностью перепрограммирования предварительно заданного давления с помощью дорожной ЭВМ.

На машине установлен двигатель фирмы «Детройт дизель» с системой управления, которая включает диагностические возможности и соответствует стандартам по выбросам Euro III.

Кроме двигателя, и другие основные ходовые системы контролируются измерительной аппаратурой, показания которой могут также отображаться на приборном щитке водителя с жидкокристаллическим индикатором, разработанном в сотрудничестве с фирмой «Ультра электроникс».

Этот приборный щиток может включаться для отображения уровневых проверок, предупреждающих деталей или обычных данных по вождению, например, скорости. Система шины районной сети контроллера (canbus) используется для распределения данных, обеспечивая уменьшение по количеству и сложности жгутов проводов и способствуя будущему развитию этой системы.

Операторы

Пиранья I

  • Чилийская армия – 250 Пиранья I 6 × 6 и 25 Пиранья I 8 × 8.
  • Армия Ганы – 63 Piranha I 4 × 4,6 × 6 и 8 × 8.
  • Нигерийская армия – 110 поставлено в 1980-е гг.
  • Боко Харам – не менее 2, захваченных у нигерийской армии
  • швейцарский армия – 310 Пиранья TOW, в том числе 40 переделаны в машины скорой помощи (Программа вооружения 2005, поставка в 2006–2007 гг.) и 160 преобразованы в команду vhc с M153 Протектор (Программа вооружений на 2006 г., реализована в 2008–2010 гг.)

Пиранья II

  • Королевская армия Омана – 174 Piranha II в 7 версиях.
  • Вооруженные силы Катара – 40 Piranha II 8 × 8, построенных по лицензии бывшей британской фирмой Alvis PLC. (36 танков CCTS-90 с бельгийской пушкой Cockerill 90 мм. и 4 АРВ-восстановителя).[нужна цитата ] Используется во время Вмешательство Саудовской Аравии в Йемен.
  • Национальная гвардия Саудовской Аравии – 1117 LAV / Piranha II в 10 версиях; заказал еще 132.
  • Шведская армия – 44 Piranha II 10 × 10, включая 27 бронированных машин с датчиками и 17 бронированных командирских машин (7,62-мм пулемет) и 10 бронированных машин сопровождения Piranha II 8 × 8, заказанных в 1997 году.
  • швейцарский армия – более 500 Piranha IIC (APC93 8 × 8), включая командную версию (Kdo Pz 93+)
  • Женева Кантональная полиция – 1 Piranha IIC, используемый тактическим подразделением, BI (Brigade d’Intervention)

Пиранья III

  • Бельгийская армия – 138 Piranha IIIC 8 × 8 в 7 версиях, представленных в 2008 г .: 64 Piranha FUSELIER (APC), 19 Piranha DF30, 18 Piranha DF90, 14 командирских машин, 6 машин скорой помощи, 9 АРВ и 8 джин-пиранья
  • Силы обороны Ботсваны – 45 Piranha IIIC.
  • Бразильская морская пехота – 30 Piranha IIIC в 3-х вариантах.
  • Датская армия – 18 Piranha IIIH и 115 Piranha IIIC; все они оснащены Lemur 12,7 мм OHW.
  • Ирландская армия – 90 Piranha IIIH в 6 вариантах.
  • Румынские сухопутные войска – 43 Piranha IIIC.
  • Морская пехота Испании – 39 Piranha IIIC в 3-х вариантах.
  • Шведская армия – 33 Piranha IIIC.
  • швейцарский армия – 60 Piranha IIIC, в том числе 12 NBC автомобили обнаружения (VHC EXBL ABC / ABC Aufkl Fz).

Пиранья V

  • Датская армия – В процессе приобретения 309 единиц. Первые были доставлены в мае 2017 года, а все, как ожидается, будут введены в эксплуатацию к 2023 году.
  • Монегасские карабинеры – Две единицы Piranha V.
  • Румынские сухопутные войска – 30 единиц будут произведены на предприятиях GDELS-Mowag в Кройцлингене, Швейцария, и поставлены в 2018 году. Еще 197 единиц будут произведены в Румынии, на заводе Uzina Mecanica в Бухаресте.
  • Испанская армия – Пять единиц были приобретены в 2015 году в качестве прототипов для программы VBMR.
  • Морская пехота Испании – Неустановленное количество Piranha V со 120-мм пушками заменит M60A3 на вооружении.

Мобильность

В машине «Пиранья II», которая появилась в начале 1990-ых годов, сохранена компоновка подвески первоначальной машины. Она включает стойки типа Мс Рherson со спиральными пружинами и рычагами управления на парах передних колес (первых двух в случае варианта с колесной формулой 8х8) и торсионами с продольными рычагами для задних колес. Расстояние между осями было увеличено для размещения больших шин 325/85 R16 или 335/80 R20, обеспечивающих улучшенные характеристики машины при эксплуатации вне дорог, полная ширина также возросла с 2,5 до 2,6 м.

Стандартным был двигатель 6V-53Т фирмы «Детройт дизель» мощностью 205 кВТ (280 л.с.) при 2800 мин-1., соединенный с автоматической трансмиссией МТ-653 DR фирмы «Аллисон» с пятью передачами вперед и одной назад. Максимальная скорость по шоссе 100 км/ч, скорость движения по воде с помощью двойных блоков гребного винта составляет 10,5 км/ч.

У машины «Пиранья III», которая впервые появилась четыре года назад, переработана передняя часть. Передние две оси (управляемые) являются общими для всех вариантов, соединенными с разными карданными передачами. Спиральные пружины и торсионы машины «Пиранья II» вытеснены гидропневматической подвеской, которая обеспечивает более плавную езду и большие возможности использования полной массы.

Схема компоновки гидропневматической подвески с регулируемой высотой семейства машин «Пиранья III», показывающая общие сдвоенные колесные оси впереди и карданную передачу переменной длины.

Модульная концепция семейства машин «Пиранья» предполагает одинаковость передних частей шасси, включая 1 и 2 оси с управляемыми колесами. Семейство машин 6Х6, 8Х8, 10Х10 строится на этой базе путем добавления необходимого количества осей. Благодаря этому заказчик определяет только требуемый объем и нагрузку, по которым и осуществляется выбор типа машины. Такой подход обеспечивает унификацию материально-технического обеспечения и обслуживания всех вариантов шасси.

Семейство машин «Пиранья III» обеспечивает характеристики, необходимые для современной многоцелевой машины, которая хорошо подходит для выполнения практически всех боевых и «миротворческих» задач в любом месте мира в качестве либо хорошо защищенного бронетранспортера (БТР) либо платформы для целого ряда систем вооружения от башен с малокалиберным вооружением (БМП) до машин поддержки с 105-мм пушкой.

Предлагаются пять разных вариантов силовой установки в диапазоне мощности от 260 до 331 кВТ (350-450 л.с.), включая двигатели 6V-53ТА фирмы «Детройт дизель», 6V183ТЕ22 фирмы «MTU», 6СТАА 8.3-Т350 фирмы «Камминз», DSJ9-48А фирмы «Скания» и 3126 фирмы «Катерпиллер», соединенные с трансмиссиями либо фирмы ZF (Ecomat 7НР 600), либо фирмы «Аллисон» (MD 3560Р/3066Р) с семью передачами вперед и одной-назад. Может также устанавливаться устройство регулировки клиренса с тремя установками высоты, обеспечивающее более легкий доступ для обслуживания и уменьшающее ограничения при транспортировке самолетом С-130 или по железной дороге. Эта возможность регулировки может использоваться тактически для увеличения углов возвышения и склонения вооружения или для занятия укрытия ниже башни. Амфибийные варианты имеют дополнительные лопасть балансировки, воздухозаборник двигателя и двойные гребные винты.

Литература

МОВАГ “ПИРАНЬЯ” 10 Х 10

Бронированная колесная машина “Пиранья” 10х10 является единственным на сегодняшний день десятиколесным бронеавтомобилем в мире. Разработка бронеавтомобиля с колесной формулой 10х10 началась в декабре 1992 г., а в начале 1994 гола была построена первая машина. В конструкции бронеавтомобиля широко применяются узлы и системы бронированной машины “Пиранья” II 8х8. Лобовая броня корпуса усилена и способна выдерживать попадания пуль калибра до 14,5 мм. Передние четыре колеса – управляемые. Ведущими являются задние шесть колес, но при необходимости может быть включена передача мощности и на все передние колеса. На опытном экземпляре была установлена трехместная французская башня GIAT TML-105 со 105-мм пушкой GIAT G2, имеющей начальную скорость снаряда 1495 м/с. С пушкой спарен пулемет калибра 7,62 мм, установлены гранатометы GALIX для пуска дымовых (восьми) и противопехотных (шести) гранат. Приводы башни и орудия – электрогидравлические. Боезапас составляют 12 снарядов в нише башни и 26 снарядов. хранящихся в корпусе. Прицельная система и система управления огнем включают прицел стрелка с дневным и ночным каналами и встроенным лазерным дальномером SOPELEM TJN2-71, баллистический вычислитель, а также девять перископов HL-69 с электронно-оптическим усилителем изображения, установленных кольцом вокруг места командира: заряжающий имеет три перископа М223, стрелок – три перископа М336. Радиооборудование включает две УКВ радиостанции 50 W “Ягуар” и внутреннюю переговорную систему. Машина оснащена системой поддержания избыточного давления воздуха внутри корпуса и воздушными фильтрами для защиты от оружия массового поражения. Предполагалось, что первый заказ на машины “Пиранья” 10х10 будет из Саудовской Аравии, но вооруженные силы этой страны предпочли использовать в качестве колесной машины огневой поддержки бронеавтомобили “Пиранья” 8х8, вооруженные 90-мм пушками. В течение нескольких лет “Пиранья” 10х10 рассматривалась рядом западных экспертов лишь в роли “десятиколесного монстра”, пригодного разве для кунсткамеры. Десять колес поражали воображение, однако, при подробном анализе характеристик этого бронеавтомобиля выясняется, что ни по габаритам, ни по удельному давлению на грунт он не сильно выделяется среди своих “сородичей”, вооруженных 105-мм пушками. Летом 1997 года был заключен первый контракт на поставку бронированных колесных машин “Пиранья” 10х10 вооруженным силам Швеции. В 1997 году армия Швеции получит три бронеавтомобиля, два в варианте ACV со 105-мм пушками, и один – в варианте машины управления огнем, оснащенной РЛС (“Пиранья” ASV 10х10). Всего предполагается закупить 44 бронеавтомобиля (27 – в варианте ACV и 17 – в варианте ASV). Для охраны подвижных артиллерийских батарей будет закуплено еще 10 боевых машин “Пиранья”III 8х8.

Компоновка 10х10 Максимальный экипаж 18 Масса, кг: боевая 22000 без груза 12500 полезная нагрузка 7500 Удельная мощность, л.с./т 22,5 Длина, полная, м 7,45 Ширина, полная, м 2,66 Высота, полная, м: передняя часть корпуса 1,985 кормовая часть корпуса 2,170 Клиренс, м 0,595 Максимальная скорость, км/ч: по шоссе 100 по воде 10 Запас топлива, л 400 Максимальный запас хода, км (по шоссе) 500/800 Преодолеваемый уклон, % 60 Боковой уклон, % 30 Преодолеваемое вертикальное препятствие, м 0,6 Ширина преодолеваемой траншеи, м 2 Радиус поворота, м 9,5 Мощность двигателя (дизельного), л.с. 400/450 Трансмиссия автоматическая Раздаточная коробка 2-скоростная Подвеска независимая

Многоцелевой вертолете Ка-60 Касатка предназначен для перевозки вооруженного десанта, доставки оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, охраны и патрулирования экономической зоны с базированием на кораблях и т.д.

Многоцелевой вертолет Ка-32А предназначен для перевозки людей и грузов в транспортной кабине и крупногабаритных грузов на внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково- и аварийно-спасательных работ

К середине 1944 года стало окончательно ясно, что имеющихся средств борьбы с новейшими немецкими танками явно недостаточно. Необходимо было качественное усиление мощи танковых частей Красной Армии

Единственный в американском флоте специализированный подводный минный заградитель

Подводная лодка “Краб”, первый в мире подводный минный заградитель, спроектирован Михаилом Петровичем Налетовым, по образованию техником путей сообщения, талантливым изобретателем, энергичным и инициативным конструктором

голоса

Рейтинг статьи

«Колёсный танк»

Весной 1982 года начались испытания «Шарка» с башней французского производства «Фив-Кайл-Бэбкок» FL-12. Она представляла собой дальнейшее развитие концепции качающейся башни, реализованной в FL-10 на танке АМХ-13. Сама FL-12 была отнюдь не новой — с 1971 года она устанавливалась на австрийские лёгкие танки SK-105 «Кирасир». В башне монтировалась 105-мм нарезная пушка GIAT CN-105/57 и спаренный с ней пулемёт. Готовый к стрельбе боекомплект орудия состоял из 12 снарядов, размещённых в двух револьверных магазинах в корме верхней (качающейся) части башни.

«Шарк» с башней FL-12 Visingr L. Kolová vozidla MOWAG. ATM, 2020, №2

После цикла испытаний башню FL-12 демонтировали, а прототип «Шарка» одолжили концерну «Рейнметалл». На шасси броневика установили большую трёхместную башню с низкоимпульсным 105-мм нарезным орудием Rh 105-11, именуемым также Rh 105SLR (Super Low Recoil — «сверхнизкая отдача»). В отличие от CN-105/57, рейнметалловское орудие могло вести огонь не только кумулятивными снарядами, но и подкалиберными бронебойными, начальная скорость которых составляла 1470 м/с. Дополняли орудие два 7,62-мм пулемёта — спаренный и зенитный.

«Шарк» с трёхместной башней «Рейнметалл» pinterest.com

«Шарк» с башней LATS pinterest.com

Поупражнявшись с обитаемой башней, специалисты «Рейнметалла» водрузили на «Шарк» башню LATS (Light Armoured Turret System — «лёгкая бронированная башенная система») с вынесенной установкой 105-мм пушки и автоматом заряжания. Но и это было ещё не всё. Четвёртой «танковой» башней, испытанной на «Шарке», стала FL-20. В ней монтировалось 105-мм орудие CN-105F1, снабжённое дульным тормозом и способное вести огонь подкалиберными снарядами. Вспомогательное вооружение было представлено 20-мм автоматической пушкой. Увы, ни одна из четырёх конфигураций «колёсного танка» на шасси «Шарка» не вызвала интереса у потенциальных заказчиков.

Universal Carrier и Sonderkraftfahrzeug 251

Первый танк родом из Британии. Он, по сути, является бронетранспортером-тягачом. Universal Carrier довольно неказистый, тем не менее с экипажем в 5 человек машина передвигалась со скоростью 50 км/час и имела достаточно хорошую проходимость. Во время Второй мировой войны использовалась практически на всех фронтах. Масса машины – 4 тонны при броне в 10 мм. С 1934 по 1960 годы было изготовлено порядка 110 000 таких машин, после чего они были сняты с производства.

Довольно известным является полугусеничный бронетранспортер с названием SdKfz 251. Это очень быстрая, вместительная и довольно защищенная машина. Скорее всего, именно поэтому она полюбилась немцам. Экипаж состоял всего из двух человек, в кузове же вмещались 10 человек десанта. Защищал личный состав бронелист толщиной 15 мм. За годы Второй мировой войны SdKfz 251 пережил довольно много модификаций. Устанавливались различные приборы наблюдения и связи, а также такое вооружение, как система реактивного залпового огня.

Варианты комплектации

  • Комплекты дополнительной брони для различных уровней защиты.
  • Комплект защиты от мин.
  • Лебедка для самовытаскивания с тяговым усилием 8 т (барабанного или кабестанного типа).
  • Система кондиционирования воздуха мощностью охлаждения около 10 кВт.
  • Арктический комплект подогревателя для действий при температуре ниже – 40ºС.
  • Комплект защиты от ОМП (избыточное давление или фильтровентиляционная установка с индивидуальным подключением противогазов).
  • Комплект имущества для обеспечения плавучести для действий на море при волнении.
  • Система пожаротушения.
  • Различные пульты управления огнем и системы связи.
  • Формируемые заказчиком компоновки.
  • Электрическая система с объединением каналов (BITE).
  • Система регулирования высоты гидравлической подвески.
  • Система централизованной подкачки шин (CTIS).
  • Антиблокировочная тормозная система (ABS).

Заключение

Вот мы и рассмотрели с вами самые рейтинговые и известные боевые машины. Среди них, как вы видите, есть и танки, о которых просто нельзя не упомянуть. Без сомнения, существует большое количество техники, заслуживающей внимания, но на описание всей уйдет уйма времени. В любом случае достойные модели имеются у Франции, Великобритании, Индии, России и так далее. Но наиболее часто используемые или те, которые раньше эксплуатировались, мы рассмотрели. Вся техника отличается мобильностью и обеспечивает хорошую защиту экипажа и десанта. Помимо этого, инженеры постоянно стараются улучшить вооружение, что позволяет поддерживать союзников во время боевого конфликта.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий