История
На 22 июня 1941 года Красная армия имела 47 бронепоездов — 34 лёгких и 13 тяжёлых. Кроме Красной армии бронепоезда имели и войска НКВД по охране железнодорожных сооружений и оперативные войска НКВД, у них на 22 июня 1941 года 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки и 33 мотоброневагона.
В 1941 году потеряно 42 бронепоезда: 21 — значившиеся в списках Главного автобронетанкового управления, 21 — прочие (флотские, местной постройки, трофейные прибалтийские); потери поездов НКВД не выявлены.
29 октября 1941 года наркомат обороны СССР директивой № 22сс, подписанной наркомом обороны И. В. Сталиным, приказал до конца 1942 года сформировать 32 дивизиона бронепоездов по два бронепоезда. Промышленность перевыполнила планы и построила 85 бронепоездов, из них 65 типа ОБ-3.
Бронепаровоз типа НКПС-42 — такие и вбронепоездах ОБ-3 Опыт войны показал, что двухбашенные броневагоны непрактичны: во-первых излишне тяжелы (что создает перегрузку пути и затрудняет подъём площадки в случае схода с рельсов), во вторых при их повреждении поезд лишается половины артиллерии. В конце 1941 года предложили взамен бронеплощадку типа ОБ-3 (облегчённая — третий вариант) — двухосную и с одной башней — фактически половину довоенного броневагона (рассчитанную на полукустарное производство в железнодорожных мастерских.
Бронепаровозбронепоезда ОБ-3 Изготовление бронепоездов типа ОБ-3 велось одновременно в 36 паровозных депо и на 10 паровозо- и вагоноремонтных заводах. Нужные для их строительства подвижной состав и материалы, за исключением брони и вооружения, брали на местах. Броня поставлялась с ближайших металлургических и танковых заводов. На большинстве бронепоездов типа ОБ-3 бронезащита из незакалённой стали, а где строительство вели рядом с заводами, могущими провести закалку, или получали некондиционную броню с производства танков, бронезащиту сделали из закалённой стали или брони.
Всего было построено 65 бронепоездов, в том числе 10 в 1941 году («Ковровский большевик», «Южноуральский железнодорожник» и другие), в январе 1942 года — 12 («Василий Чапаев», «Вперед, на запад!», «Кзыл Татарстан» и другие), в феврале — 17 («Железнодорожник Кузбасса», «За Родину!», «Истребитель немецких захватчиков», «Победа», «Свердловский железнодорожник», «Сибиряк-Барабинец», «Советская Сибирь», «Сталинский Урал», «Челябинский железнодорожник» и другие) и в марте — 26 («Комсомол Чувашии», «Лунинец», «Металлург Кузбасса», «Москвич», «Североказахстанец», «Сибиряк», «Сталинец» и другие).
Как работает Саксенда?
Действующее вещество в саксенде – лираглутид, аналог гормона инкретина человека. Термин «аналог» означает, что соединение отличается от гормона, вырабатываемого в организме естественным образом, только несколькими отдельными атомами. Согласованность лираглутида с человеческим гормоном GLP-1 составляет 97%.
Лираглутид – первое лекарство для похудания с таким механизмом действия, то есть имитирующее действие естественных гормонов инкретина. Но точный механизм работы Саксенды до конца не изучен. Известно, что лираглутид поглощается областями мозга, контролирующими аппетит.
Саксенда:
- замедляет опорожнение желудка, тем самым снижая скорость поступления глюкозы (энергии) из пищи в кровь;
- усиливает чувство сытости и насыщения;
- уменьшает чувство голода.
Саксенда уменьшает чувство голода
Лираглутид также используется для лечения диабета 2 типа (Виктоза). Его эффективность в стабилизации уровня сахара в крови основана на:
- увеличении секреции инсулина;
- снижение секреции глюкагона – гормона, противоположного инсулину.
В результате лечения саксендой в основном снижается висцеральный, а не подкожный жир, что полезно для здоровья. Висцеральная ткань гормонально активна, ее избыток приводит к развитию инсулинорезистентности и диабета 2 типа.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ В ТАКСИ
Изначально планировался запуск в производство специальной версии-такси. От обычной машины её отличал фонарь «Такси» над лобовым стеклом, багажник в задней части машины и запасное колесо, перенесенное на левое крыло. Однако в серию этот вариант не пошел, и в такси работали обычные «эмки», оснащенные таксометром.
В 1936-46 гг. М-1 был основным советским таксомотором. К примеру, в таксопарки Ленинграда первые 20 машин этой марки поступили уже в первом квартале 1936 г. На сентябрь 1939 г. в Минске насчитывалось 20 такси М-1, в Ленинграде — 465, в Москве — 2740. Последние таксомоторы М-1 были выведены из эксплуатации в 1946-47 гг.
Как узнать о наличии анемии
Обычно на начальных стадиях железодефицитные состояния внешне не проявляются. Но могут появиться незначительные симптомы, которые обычно игнорируются и приводят к дальнейшему развитию болезни.
«При недостатке железа нарушается процесс образования белка, который переносит кислород к клеткам — гемоглобина. Когда его мало снижается работоспособность, повышается усталость, возникают одышка, головокружения и обмороки при незначительных нагрузках», — говорит гематолог.
Узнать о недостатке железа в организме можно только по анализу крови. Сдавать его имеет смысл если появились все симптомы без видимой на то причины.
В списке анализов обязательно должны быть тест на уровень гемоглобина, гематокрит, средний объем эритроцитов (MCV) и среднее содержание гемоглобина в эритроцитах (MCH).
Наталья Поленова отмечает, что назначения одного общего анализа крови с оценкой уровня гемоглобина часто бывает недостаточно, особенно для женщин или людей с хронической сердечной недостаточностью.
Только врач может, изучив анализы, выявить причину дефицита и назначить лечение.
Оценка первых советских бронедрезин
Мощность двигателей почти всех описанных бронедрези́н (кроме бронедрезин одесской постройки) была небольшая, что уменьшало проходимость и подвижность, иногда даже по железным дорогам. Вероятно поэтому эксплуатация бронедрезины киевской постройки, пушечной бронедрезины Матваль и БАД-2 недолгая.
Надежность бронедрезин постройки 2-й Заамурской железнодорожной бригады и бронедрезин Матваль снижало отсутствие запасных частей к импортным двигателям и несерийным агрегатам единичного изготовления
О службе бронедрезин одесской постройки и БАД-1 подробных сведений нет.
Почему Цитамины стали так популярны?
Новый класс средств – Цитамины, был разработан результате многолетних исследований, на основе теории пептидной биорегуляции.
Согласно теории биорегуляции (которая изучает молекулярные и клеточные механизмы), для лечения и профилактики различных заболеваний успешно применяются специальные комплексы органоспецифичных белковых структур, например, пептиды.
Пептиды — это биологически активные вещества, представляющие собой белковое соединение из нескольких аминокислот, которые регулируют внутриклеточные процессы и обеспечивают нормальную работу органов и тканей.
Полезные свойства пептидов не ограничиваются только лишь «лечением» поврежденных клеток. Встретившись с молодыми клетками, пептиды посредством участия в метаболизме этих клеток (обменных процессах) способствуют их «подготовке» к полноценному развитию и становлению в зрелые формы.
Точно так же – посредством участия в процессах клеточного обмена – пептиды оказывают положительное влияние на функционирование взрослых здоровых клеток, предотвращая их преждевременное старение.
Таким образом, Цитамины за счет входящих в их состав пептидов обладают не только «лечащим» (восстанавливающим) свойством в отношении старых, поврежденных клеток, но также и превентивным эффектом в отношении молодых, здоровых клеток. Поэтому Цитамины могут быть использованы как для восстановления текущего здоровья, так и для предотвращения преждевременного старения и профилактики возможных заболеваний в будущем.
Важно запомнить
- Причины дефицита железа — кровопотери, нарушения всасывания, несбалансированный рацион, беременность, а также гельминтозы.
- Чтобы выявить дефицит, нужно сдать анализ крови на уровень гемоглобина, гематокрит, средний объем эритроцитов (MCV) и среднее содержание гемоглобина в эритроцитах (MCH).
- Если дефицита нет, то пить добавки с железом не стоит. Это может быть опасно.
- Лучше всего железо получать с животной пищей, в которой оно находится в гемовой форме.
- Если вы не едите животную пищу, то для усвоения растительного негемового железа понадобятся продукты с высоким содержанием витамина С.
Современная бронетехника
Ближе к концу ХХ в. бронетехнику стали «затачивать» под локальные войны. Главными задачами современных бронетранспортеров, боевых машин пехоты и вернувшихся в строй бронеавтомобилей стали патрулирование, сопровождение автоколонн и ведение боевых действий против «партизан» – в том числе и в городах.
Опыт применения боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2 показал, что их 30-мм пушка слабовата. Поэтому была разработана БМП-3 со 100-мм пушкой, которая может стрелять управляемыми противотанковыми снарядами, пробивающими 750-мм броню. Машина сохранила и малокалиберную пушку. Обе пушки соединялись в общую жесткую конструкцию, что повышало точность стрельбы. При необходимости защиту БМП-3 усиливали установкой «Шторы-1» – комплекса электронного противодействия высокоточному оружию (ПТУР и артиллерийским снарядам с лазерным или иными видами наведения), а также системой активной защиты «Арена» и модулями динамической защиты «Кактус». Сочетание защищенности и огневой мощи сделало БМП-3 популярной у военных. Даже «разборчивая» страна Объединенные Арабские Эмираты приняла на вооружение русскую машину, предпочтя ее и американской БМП «Брэдли М2», и британской БМП «Уорриор».
БМП «Уорриор». Великобритания. 1987 г.
БМП-3. СССР/Россия. 1987 г.
Опыт боевого применения бронетехники в локальных конфликтах потребовал усилить защиту пехоты. В результате появились БТР и БМП на основе танков. Инициатором здесь стала армия Израиля. Первые израильские тяжелые бронетранспортеры были переделаны из трофейных и устаревших танков, а в новейшем БТР «Намер» использован корпус и шасси современного танка «Меркава Мк. IV», и этот транспортер сейчас считается самым защищенным в мире. Еще одной новинкой стала бронированная машина поддержки танков (БМПТ). Ее создали для городских боев и противодействия засадам бронетехнике, где нужна не одна мощная пушка, а несколько огневых точек, одновременно стреляющих в разных направлениях. Российская БМПТ на базе танкаТ-72 за свою огневую мощь получила прозвище «Терминатор». По расчетам специалистов, каждая такая машина в бою сможет заменить несколько БМП со взводом пехотинцев.
Тяжелый БТР «Намер». Израиль. 2008 г.
БМПТ «Терминатор-2». Россия. 2006 г.
По окончании Второй мировой войны бронеавтомобили были вытеснены БТР и БМП. Однако широкое использование мин в локальных войнах конца XX в. привело к созданию нового класса бронетехники – бронеавтомобили, стойкие к подрыву мин и защищенные от атак из засад (MRAP – Mine Resistant Ambush Protected). Их отличает большой дорожный просвет (расстояние от земли до днища), бронированное клиновидное днище, «рассеивающее» энергию взрыва мины под автомобилем и ее осколки, и амортизированные кресла экипажа и десанта, смягчающие удар при взрыве. Первыми к идее создания таких машин пришли в Южно-Африканской Республике (ЮАР) в ходе ряда африканских войн. Американцы оценили идею во время боевых действий в Ираке и Афганистане, а российские генералы – по опыту войны в Чечне. Бронеавтомобили MRAP становятся все более востребованы: помимо ЮАР (RG33), тяжелые БА выпускают в России (КамАЗ 63968 и «Урал» 63099 ), США («Кугуар»). Еще более популярны легкие бронеавтомобили, например, итальянский Iveco LMV и российский «Тигр».
БА RG33. ЮАР. 2007 г.
КамАЗ 63968. Россия. 2013 г.
«Урал» 63099. Россия. 2013 г.
Iveco LMV. Италия. 2001 г.
ГАЗ-2330 «Тигр». Россия. 2005 г.
Iveco LMV. Италия. 2001 г.
Вопрос «колеса или гусеницы» для бронетехники продолжает оставаться актуальным. Главной сейчас считается цена эксплуатации. Например, новый американский колесный БТР «Страйкер» в содержании вдвое дешевле, чем гусеничная БМП «Брэдли М2». Но там, где требуется большая проходимость, цена вопроса отодвигается на второй план. Поэтому Российская армия заказала два вида легких гусеничных бронированных платформ: колесный «Бумеранг» и гусеничный «Курганец-25».
БТР «Страйкер». США. 2003 г.
Гусеничная платформа «Курганец-25». Россия. 2015 г.
Унифицированная боевая колесная платформа «Бумеранг». Россия. 2016 г.
Поделиться ссылкой
Кто может использовать Саксенду?
Показанием к лечению саксендой является ИМТ ≥30 кг/м2. Также разрешается начинать терапию с более низким ИМТ – в пределах 27-30 кг/м2, если лишние килограммы сопровождаются заболеваниями, связанными с диетой, а именно:
- предиабетом;
- сахарным диабетом 2 типа;
- артериальной гипертензией;
- дислипидемией;
- обструктивным апноэ во сне.
Саксенда разрешена к применению у взрослых. Снижение веса происходит за счет сочетания приема препарата с соответствующей диетой и физическими нагрузками. В связи с тем, что у пациента понижен аппетит, ему легче соблюдать рекомендации здорового питания.
История
В автобронетанковых войсках Красной Армии, помимо малочисленных бронедрезин только на железнодорожном ходу, были средние бронеавтомобили-дрезины — доработанные средние бронеавтомобили (стандартные, но на сменяемых железнодорожными автомобильных колесах):
- БА-27жд (2);
- БА-3жд (1);
- БА-6жд (более 30);
- БА-10жд (43).
В РККА бронеавтомобили-дрезины, как и бронедрезины только на железнодорожном ходу, входили в отдельные бронепоезда — воинские части и дивизионы бронепоездов и, начиная с 1930-х годов, дополнительно, кроме входящих в бронепоезда и дивизионы, и в полк бронепоездов, а также в единственный батальон бронедрезин (с 1935 года) броневых сил > автобронетанковых войск > бронетанковых и механизированных войск Красной Армии РСФСР и СССР.
К осени 1940 года, автобронетанковые войска РККА, согласно приказу НКО СССР № 0283 от 24 октября 1940 года, в результате организационно-штатных преобразований в вооружённых силах СССР (ВС СССР), имели отдельный батальон бронедрезин (имел 22 бронеавтомобиля-дрезины БА-6жд и 9 ФАИжд, 4 бронедрезины БДТ и одну ДШ), 9 отдельных дивизионов бронепоездов (кроме бронепоездов имели по 4-14 бронеавтомобилей-дрезин БА-6жд, БА-10жд и БА-20жд) и 17 отдельных бронепоездов (кроме бронепоезда имели до 3 бронеавтомобилей-дрезин БА-6жд и БА-20жд).
В 1933 году Совет Труда и Обороны принял постановление, в котором утверждён тип железнодорожных боевых машин разведывательные дрезины:
Кому и как нужно принимать железо
Без одобрения врача — никому. Витамины и БАДы с дополнительным железом могут быть опасны. Например у людей с нарушением обмена железа, его излишки в рационе приводят к развитию цирроза печени, сахарного диабета и кардиомиопатий.
«Перегрузка железом из-за необдуманного приема препаратов ведет к очень опасным последствиям. В практике несколько раз встречались пациенты с перегрузкой железа. Их печень больше похожа на металлический таз», — рассказывает гематолог.
При наличии железодефицитной анемии простой диеты или БАДов будет мало. Такие серьезные состояния лечат с помощью инъекций железа и лекарственных препаратов.
Если в анализах врач увидит небольшой дефицит железа, то лучше всего его регулировать с помощью добавления продуктов содержащих железо. Оно в пище бывает гемовое — легкоусвояемое и негемовое — трудноусвояемое. Гемовое железо содержится в мясе, птице, рыбе и морепродуктах. Оно легко усваивается и не зависит от других пищевых факторов.
«Главные источники пищевого железа — красное мясо и субпродукты, особенно, печень, — говорит Наталья Поленова. — Железа в них много, и оно хорошо усваивается. Далее по списку следуют рыба и морепродукты, в особенности сардины, тунец, креветки, мидии и моллюски. Кроме самой рыбы, довольно много железа содержится в ее икре».
Негемовое железо содержится в основном в растительных продуктах. Но для того чтобы организм усвоил его нужна помощь органических кислот, прежде всего аскорбиновой.
Поленова уточняет, что из растительных продуктов больше всего железа в свекле, спарже, цветной и белокочанной капусте и шпинате. Но для успешного усвоения понадобятся, например, цитрусовые соки. При составлении рациона нужно учитывать, что железо усваивается из пищи на 10–15%.
Почему возникает дефицит
Самая частая причина — кровопотери, например из-за травмы или болезни кишечника, а также из-за слишком сильных менструальных кровотечений.
«Дефицит железа лежит в основе более половины анемий, — говорит к. м. н. кардиолог и диетолог, GMS Clinic Наталья Поленова. — Основные причины дефицита железа: несбалансированная диета, нарушение всасывания, циклические кровопотери у женщин репродуктивного возраста, донорство, беременность, лактация, быстрый рост в пубертатном периоде».
Вторая причина — плохое всасывание железа. Это может происходить при приеме лекарств, хронических болезнях кишечника, воспалениях или генетических нарушениях.
Гематолог ФГБУ «НМИЦ Гематологии» Минздрава России уточняет, что железодефицитные состояния возникают при многих заболеваниях с нарушениями всасывания, начиная от серьезных онкологических и заканчивая гельминтозами и наличием бактерий Helicobacter pylori, которые поглощают железо.
Примечания
- , с. 6.
- , с. 10 и 44.
- , с. 2.
↑ Бронедрезина // А — Бюро военных комиссаров / . — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1976. — С. 598. — (Советская военная энциклопедия : ; 1976—1980, т. 1).
- ↑ Бронедрезина // Советский энциклопедический словарь / гл. ред. Прохоров А. М.. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1984. — С. 170. — 1600 с. — 1 000 000 экз.
- , с. 3.
- , с. 3—10.
- ↑ , с. 7—8.
- , с. 24 и 58.
- , с. 20—24 и 34-52.
- , с. 19—21.
- ↑ , с. 22—23.
- ↑ , с. 23—24.
- ↑ БАД-1 // Шаблон:Книга:Отечественные бронированные машины 1905-1941
- , с. 71.
- , с. 72.
- ↑ , с. 73—74.
- , с. 8.
- , с. 21.
- , с. 3—6.
Сноски
- До февраля 1943 года офицеров в РККА и силовых структурах (ГПУ, НКВД и другие) не было, военнослужащие и работники силовых структур командного, начальствующего и политического состава назывались, соответственно, командиры, начальники и политработники
- кроме входящих в отдельные бронепоезда и дивизионы бронепоездов
БА-3жд
жд
В СССР создание бронеавтомобилей на железнодорожном ходу началось в 1932 году на заводе Можерез с легких бронеавтомобилей-дрезин. Один броневик Д-8 приспособили для езды по рельсам. Испытания Д-8 дали хорошие результаты — на железной дороге он развивал до 90 км/ч” . Аналогичная броневик, только на базе ФАИ, изготовлен в мастерских военсклада № 60 летом 1936 года. Как и Д-8, он имел домкрат и металлические бандажи, одеваемые поверх колес. При движении по шоссе бандажи крепили на бортах спец винтами. После испытания ФАИ-жд (железнодорожный) признали пригодным для вооружения бронепоездных частей РККА, и до конца года мастерскими военного склада переделано ещё 8 ФАИ. В начале 1938 года испытан первый БА-20жд и вскоре началось его серийное производство
Вероятно в связи с этим создание бронеавтомобилей дрезин на базе средних бронеавтомобилей задержалось, так как легкие бонеавтомобили дрезины были дешевле в изготовлении и выполняли задачи бронедрезин почти с одинаковой эффективностью со средними бронеавтомобилями-дрезинами, только не могли бороться с бронированными целями.
В декабре 1934 года конструкторское бюро московского железнодорожноремонтнтного завода № 1 (Можерез) под руководством Н. Г. Орлова спроектировало железнодорожную модификацию БА-3 — БА-3жд. Бронемашина испытана в начале лета 1935 года, но, несмотря на успешные испытания, серийно не выпускалась — Выксунский завод дробильно-размольного оборудования не смог начать изготовление БА-3жд, поскольку был перегружен другими заказами.
Бронеавтомобили-дрезины БА-27жд
жд
К середине 30-х годов броневики БА-27 очень износились и почти все требовали капитального ремонта. Например, командир и военный комиссар 45-го механизированного корпуса Борисенко в докладе об укомплектовании корпуса от 8 января 1937 года писал: «11 БАИ и 21 БА-27 корпусу не положены. Учитывая отсутствие запасных частей и ремонтных баз, а также то, что все машины БА-27 в течение ряда лет требуют капитального ремонта, прошу об изъятии».
Учитывая большой износ БА-27, и то, что к этому времени запасные части для них и АМО уже не производили, автобронетанковое управление РККА решило приспособить бронеавтомобили БА-27 для движения по железной дороге.
В середине 1934 года на паровозовагонном ремонтном заводе Никольск-Уссурийске один БА-27 переделали в бронеавомобиль-дрезину
В 1936 году 2 БА-27 поступили в мастерские военсклада (военного склада) № 60 в городе Брянске. Здесь БА-27 оснастили железнодорожными бандажами и домкратом с поворотным устройством которым броневик вывешивался при переходе на рельсы. Дополнительно на машине установили буферное и прицепное устройства, позволявшие ставить броневик в хвосте железнодорожного состава или соединять два бронеавтомобиля между собой. Буферное и прицепное устройства сделаны в одном корпусе шарнирно на кронштейне, приваренном в корме корпуса. При движении броневика на железнодорожном ходу с помощью хомутами производили блокировку передних и задних рессор. Испытания бронемашин, обозначенных БА-27жд (железнодорожный) проходили в 1937 году во 2-м полку бронепоездов и дали хорошие результаты. Скорость БА-27жд на железнодорожном ходу 50 км/ч. Исходя из этого, подобно предполагалось переоборудовать все БА-27, превратив их в бронеавтомобили-дрезины для поддержки бронепоездов. К этой программе планировали приступить с 1938 года, но летом 1937 года на бронерембазе № 2 (станция Митьково Ленинской железной дороги), которая помимо прочего ремонтировала и БА-27, под руководством конструктора Ашихмина разработан проект перестановки корпуса БА-27 на шасси ГАЗ-ААА с тремя осями. В июле такой броневик, называвшийся в документах БА-27 ГАЗ, сделан и испытан. О результатах испытаний доложено в АБТУ РККА, и после рассмотрения там решено модернизировать по этому типу все БА-27.
Чем отличаются антидепрессанты от транквилизаторов?
Антидепрессанты (АД) – психотропные препараты, используют в лечении депрессии, апатии инволюционной меланхолии и при частых панических атаках. У больных, находящихся в этом состоянии, они поднимают настроение, повышают аппетит, успокаивают, снижают вялость, тоску, устраняют беспокойство и тревожность.
АД борются с эмоциональной раздражительностью, стимулируя функции ЦНС (тимиретический эффект), улучшают качество и длительность сна, эффективны при бессоннице. Одним словом оказывают тимолептический эффект из-за чего и называются тимолептики.
Основным фактором манифестации депрессии считают дефицит нейромедиаторов, которые отвечают за бодрствование и принятие быстрых решений, снижение восприимчивости к негативным ситуациям и получении удовольствия от процесса ожидания приятных событий. АД купируют распад таких моноаминов (дофамина и норадреналина) и катехолинов (серотонина).
Механизм действия препаратов, улучшающих настроение, основан либо на увеличении восприимчивости клеток головного мозга к нейромедиаторам, либо на повышении их концентрации. Эффект зависит от персонального «антидепрессивного порога» пациента, ниже которого антидепрессанты не работают
ИМАО (ингибиторы моноаминоксидазы) эффективны, когда захват моноаминов снижается вдвое, а для средств, которые понижают обратный захват моноаминов, этот захват важно уменьшить минимум в 5, максимум в 10 раз
Разница между антидепрессантами и анксиолитиками (транквилизаторами):
- Первые поднимают настроение, а транквилизаторы затормаживают работу ЦНС , уменьшают выраженность как негативных, так и положительных эмоций.
- Анксиолитики можно пить длительно, более того, их эффект наступает только после нескольких недель приема. Антидепрессанты рекомендуют пить короткими курсами, иначе они могут вызвать зависимость.
- Тимолептики применяют в основном о психиатрической практике, а транквилизаторы используют также при подготовке к анестезии, при родовспоможении и в иных сферах медицины.
АД хуже влияют на организм, так как у них насчитывается больше побочных эффектов.
Легкая бронированная техника 1945–1965 гг
После Второй мировой войны значимость бронированной техники возросла. Причина проста: «бронеходы» защищали экипажи и десантников от поражающих факторов ядерного взрыва и его последствий. Поэтому мотопехота и другие рода войск могли двигаться следом за танками по территориям, подвергшимся ядерному удару.
Советские бронетранспортеры
Первый советский бронетранспортер БТР-152 (1947 г.) сохранил компоновку бронеавтомобилей БА-10/11, а его основой стал грузовик ЗиС-151. Машина оказалась востребованной, в СССР их было построено 12 500 шт., в том числе в версиях самоходной зенитной установки, подвижного командного пункта и мобильной радиостанции. Следующим (1952 г.) был уже гусеничный БТР-50, который мог еще и плавать. Однако дороговизна гусеничного движителя привела к тому, что БТР-60 сделали колесным. В отличие от БТР-152 у «шестидесятки» не было гражданского прототипа. Это облегчало работу конструкторов – им не нужно было непременно использовать готовые узлы и агрегаты. Четырехосный БТР-60 оказался довольно удачным, и в дальнейшем все отечественные бронетранспортеры строили именно по этой схеме.
БТР-152. СССР.1947–1952 гг.
В 1954 г. на вооружение Советской армии был принят МТ-ЛБ (многоцелевой тягач легкий бронированный). Поскольку в конечном итоге из машины получился не только буксировщик артиллерийских орудий и перевозчик грузов, но и платформа для различных видов вооружений и специальной техники, вместо слова «тягач» в названии стали использовать слово «транспортер». Только в СССР/РФ на базе МТЛБ было создано множество машин различного назначения – начиная от пожарных и кончая зенитно-ракетными комплексами. До настоящего времени этот бронированный транспортер стоит на вооружении почти двух десятков стран.
БТР-60. СССР. 1960–1987 гг.
БТР-50. СССР. 1954–1970 гг
БРДМ-1. СССР. 1957–1966 гг.
БРДМ-2. СССР. 1963–1989 гг.
Многоцелевой тягач легкий бронированный (МТ-ЛБ). СССР. 1964 г. – настоящее время
БТР США
Полугусеничные БТР были компромиссом между проходимостью и ценой. В 1944 г. США сделали выбор в пользу чисто гусеничной схемы и начали разработку таких транспортеров. Однако первый образец – М44 – оказался слишком тяжел (больше 23 т) и громоздок, да и следующие проекты тоже не понравились военным.
Программа разработки БТР для армии США «буксовала» долго. Только в 1957 г. был создан удачный прототип будущего М113. Армия хотела перевозить БТР на самолетах, поэтому для снижения веса его броню сделали из алюминия. Бронекорпус из плоских листов был технологичным и дешевым. М113 оказался востребованным – всего было построено 85 000 таких машин, включая модификации разного назначения. Этот БТР до сих пор стоит на вооружении во многих странах, в том числе и на своей родине, и участвовал во множестве вооруженных конфликтов. В период войны во Вьетнаме М113 получил было громкое прозвище «Зеленый дракон», но оно не прижилось, и американские пехотинцы называют свое основное транспортное средство просто грузовиком (track).
Бронетранспортер М113. США. 1960–1992 гг