Бронеавтомобиль БА-10 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

История разработки

Первые разработки начались в 1927 году, когда появились документы на прототип БА-27. Изначально планировалось использовать отечественное шасси — АМО-Ф-15, но конструкторы сошлись во мнении, что Форд-АА (на тот момент самый лучший вариант) ставить целесообразнее. В роли силового агрегата выступал четырехцилиндровый мотор с мощностью 50 лошадиных сил. Система охлаждения была жидкостная.

Первоначально у автомобиля была всего лишь 37-миллиметровая пушка, которая не могла наравне воевать против танков. Максимальная защита, которую она могла пробить — это 12 мм броня.

В 1934 году началась разработка новой боевой машины — БА-3, поскольку военное руководство признало, что БА-27 бесполезна. В ходе новых разработок БА-3 получил пушку от танка Т-26. Улучшилась скорость, а также поражение более толстой брони. Был доработан прицельный механизм, благодаря которому точность удалось повысить.

В 1935 году началась сборка бронеавтомобиля БА-6. Вместе с ним же начали производить ГАЗ-ААА. По ходу работы производились разные изменения и уже в 1936 году появилась модернизированная машина, имевшая индекс «М». 1938 год стал решающим для бронеавтомобиля — руководство остановилось на оптимальным варианте БА-10. Свой отпечаток на БА-10 оставил ГАЗ-ААА, от которого было взято шасси и укороченная на 60 см рама.

История[править]

После внесения большого количества мелких изменений в конструкцию БА-10 и разработки технологической документации для его производства название боевой машины было изменено на БА-10А, под которым и начался его выпуск.

В апреле 1937 года, Главный военный совет РККА принял решение о начале производства БА-6М на Ижорском заводе под обозначением БА-10. Серийные машины, сохранив большинство конструктивных особенностей опытного образца, имели ряд отличий:

  • специальной планкой укреплялась передняя поперечина рамы шасси;
  • электропроводка была убрана внутрь корпуса в специальные бронированные шланги;
  • индукционная катушка, распределительные и запальные свечи помещались в экранированной латунной коробке;
  • корпус собирался из 3-10 мм бронелистов и крепился к раме на 6 основных и 2 вспомогательных кронштейнах;
  • люки и двери имели внутренние секторные петли и отбортовки для защиты от попадания внутрь корпуса свинцовых брызг;
  • для лучшего охлаждения в верхнем откидном листе над двигателем был сделан лючок на двух внутренних петлях;
  • изменено размещение топливных баков – теперь два 59-литровых бака размещались под крышей корпуса за местом водителя и пулеметчика;
  • боекомплект уменьшили до 49 снарядов и 2079 патронов (33 диска);
  • шанцевый инструмент крепился на бортах корпуса;
  • в отделении управления размещена радиостанция 71-ТК-1 “Шакал” со штыревой антенной.

Первый образец бронеавтомобиля, переименованного к этому времени в БА-10А, собрали в январе 1938 года, до конца месяца сдав ещё 11 единиц, затем 14 в феврале и 22 в марте. Весной один из серийных БА-10А отправили на полигон НИБТ, где машина подверглась многочисленным тестам. Как и в случае с опытным БА-10, после пробега 5000 км, результаты получились неутешительными. Если по вооружению БА-10А ещё отвечал требованиям РККА, то отношении остальных параметров бронеавтомобиль оставлял желать лучшего. В отчете комиссии полигона была записано следующее:

  1. Передняя ось, усиленная накладками, слаба.
  2. Нормальный демультипликатор является слабым агрегатом в трансмиссии бронеавтомобиля.
  3. Резина “ГК” при движении броневика выходит из строя в зимних условиях через 1000-1100 км.
  4. Бензобаки размещены так, что они мешают свободно сообщаться с боевым отделением водителю и такое размещение не дает гарантии в случае пожара внутри машины от взрыва. Необходимо бензобаки из машины удалить, размещая на задних грязевых крыльях или сзади бронеавтомобиля, защищая бак броней от пулевых попаданий.
  5. Обзорность через смотровые щели низка. При пользовании ими в течение 5-10 минут при скорости 25- 30 км/ч сильно утомляется зрение.
  6. Запоры дверец необходимо сделать более удобными.
  7. Высота отделения управления позволяет свободно размещаться только водителю и радисту среднего роста до 170 см, у водителей выше среднего роста порядка 175 см голова при прямой посадке на сиденье подходит почти к са¬мому потолку. Поэтому возможны ушибы головы при тряске бронеавтомобиля.
  8. Сиденья водителя и радиста жестки и не дают возможности правильной и удобной посадки. У водителей после длительных пробегов появляются боль в ягодичной области и задних поверхностях бедер.
  9. Из пулемета курсового вести огонь во время движения невозможно из-за малого расстояния между спинкой бензобака и плечевым упором пулемета (150 мм). Кроме того, пулемет в значительной степени мешает радисту.
  10. Расположение экипажа в башне неудобно, особенно для командира машины.
  11. Температура внутри в походном положении поднимается максимально на 22 градуса выше температуры наружного воздуха на месте водителя и на 11 в башне. В боевом положении (с закрытыми люками) поднимается на 30 и 18 градусов соответственно.
  12. Концентрация окиси углерода при стрельбе очень высокая, поэтому надо решать вопрос с соответствующими вентиляционными установками

Без учёта стоимости пушечно-пулемётного вооружения, танкового перископа (ПТ-1) образца 1932 года и телескопического прицела ТОП, бронировка линейного БА-10А обходилась в 48 946 руб. 80 коп.

Всего за 1938—1941 годы изготовили 3 413 единиц бронеавтомобилей БА-10А и БА-10М, что сделало его самым массовым советским средним бронеавтомобилем.

Конструкция бронеавтомобиля КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97)

Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел» имеет сварной несущий корпус производства Курганмашзавода. Верхняя часть корпуса выдерживает выстрелы из крупнокалиберного 12,7-мм пулемета НСВ с дистанции 300 м, нижняя часть и корма — из 7,62-мм снайперской винтовки СВД с дистанции 30 м. Днище автомобиля также бронировано.

Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел» (БМП-97), исходный вариант. Так машина выглядела до модернизации

Внутри корпус «Выстрела» разделен на моторный отсек и совмещенное отделение для экипажа и десанта. На корпусе выполнены боковые и задние кормовые двери, люки для десанта и люки для механика и старшего автомобиля.

Топливные баки БПМ-97 (2 х 125 л) протектированы, ещё один, дополнительный топливный бак емкостью 20 л размещен в бронированном корпусе. Автомобиль оснащен автономным отопителем позволяющим поддерживать рабочую температуру в отделении для экипажа и десанта вне зависимости от работы двигателя. Так же на автомобиле установлена фильтровентиляционная установка.

Применение унифицированных с гражданскими грузовиками узлов и агрегатов позволяет обеспечивать КамАЗ-43269 «Выстрел» пробег до капитального ремонта 270 тыс. километров. Серийные узлы и агрегаты позволяют упростить процессы производства и ремонта автомобиля, и значительно удешевить стоимость производства. Не маловажным преимуществом такого подхода является и возможность производить технический осмотр и ремонт броневика средствами, предназначенными для обычных серийных автомобилей и шасси производства ОАО КамАЗ.

А это уже модернизированный КамАЗ-43269 «Выстрел» (БМП-97). Из внешних отличий: лобовое стекло стало сплошным, сзади корпуса появилось фильтро-вентиляционное устройство

История разработки

Первые разработки начались в 1927 году, когда появились документы на прототип БА-27. Изначально планировалось использовать отечественное шасси — АМО-Ф-15, но конструкторы сошлись во мнении, что Форд-АА (на тот момент самый лучший вариант) ставить целесообразнее. В роли силового агрегата выступал четырехцилиндровый мотор с мощностью 50 лошадиных сил. Система охлаждения была жидкостная.

Первоначально у автомобиля была всего лишь 37-миллиметровая пушка, которая не могла наравне воевать против танков. Максимальная защита, которую она могла пробить — это 12 мм броня.

В 1934 году началась разработка новой боевой машины — БА-3, поскольку военное руководство признало, что БА-27 бесполезна. В ходе новых разработок БА-3 получил пушку от танка Т-26. Улучшилась скорость, а также поражение более толстой брони. Был доработан прицельный механизм, благодаря которому точность удалось повысить.

В 1935 году началась сборка бронеавтомобиля БА-6. Вместе с ним же начали производить ГАЗ-ААА. По ходу работы производились разные изменения и уже в 1936 году появилась модернизированная машина, имевшая индекс «М». 1938 год стал решающим для бронеавтомобиля — руководство остановилось на оптимальным варианте БА-10. Свой отпечаток на БА-10 оставил ГАЗ-ААА, от которого было взято шасси и укороченная на 60 см рама.

Дизельный бронеавтомобиль БА-11Д

В 1940 году была предпринята попытка создать броневик типа БА-11, но с опытным 6-цилиндровым дизелем ЗИС-Д-7 мощностью 98 л.с. В 1941 году первый советский дизельный бронеавтомобиль БА-11Д прошел испытания. Из-за тяжелого двигателя масса машины увеличилась до 8,65 т, однако за счет его большей экономичности запас хода при тех же баках возрос до 420 км.

Максимальная скорость дизельного БА-11Д упала по сравнению с базовой моделью, но все равно оставалась равна 40 км/ч, что для тяжелого броневика было вполне приемлемой характеристикой. Как и оригинальный БА-11, БА-11Д в производство запустить не успели.

Польский поход Красной Армии

В сентябре 1939 г. БА-10 активно использовались в ходе Польского похода Красной Армии и приняли участие в боевых столкновениях как с польскими, так и немецкими войсками. Так, 18 сентября 1939 г. в бою у местечка Домбров БА-10 совместной атакой с легкими танками разбили колонну польских войск. При этом потери поляков составили 300 человек убитыми и 500 пленными, а также один танк, уничтоженный БА-10. Одной из наиболее сложных операций стали бои в Гродно, где Красная Армия столкнулась с организованной обороной, а в ходе столкновений на узких улицах города бронетехника оказалась очень уязвимой для пехоты противника.

Конструкция БА-6

Интегрирование старого корпуса на новое шасси осуществлялось посредством обрезания задней части рамы на 40 сантиметров. На вертикальные полки лонжеронов сваркой крепили 10 кронштейнов. На них надевали кузов и закрепляли болтами. Расстояние между передней осью и задними колёсами — 1 060 миллиметров. Прочность передней рессоры повысили тремя пластинами.

Технические характеристики:

  • Длина — 4,9 м;
  • Ширина — 2,1 м;
  • Высота — 2,4 м;
  • Колёсная формула — 6х4;
  • Мощность силовой установки — 40 лошадиных сил;
  • Максимальная скорость — 43 км/ч;
  • Ход без дозаправки — 130-200 км (зависит от дорожных условий).

Шины с губчатой камерой установили для повышения живучести авто: они не боялись проколов и пулевых попаданий (благодаря наполнителю из пористой резины). Наклон рулевой колонки понизили до 29 градусов (это улучшило условия работы рулевого).

Под капот установили бензиновый силовой агрегат, развивавший мощность до 40 лошадиных сил. Вкупе с ним работала механическая коробка передач (4+1) с демультипликатором со скользящими зубчатками. Заданной мощности не хватало для достижения пятитонной машиной приемлемой скорости. Один топливный бак разместили в моторно-трансмиссионном отделении (44 литра). Ещё один установили на крыше над водителем (24 литра). В боевых действиях стало понятно, что последнее решение — роковая ошибка. При пробитии бака топливо поступало в салон и часто воспламенялось.

Вооружение БА 6 — 45-миллиметровая пушка 20К и 7,62-миллиметровый пулемёт ДТ, которые находились в цилиндрической башне. В лобовой части справа от водителя имелся ещё один ДТ. Толщина листов башни — 8 миллиметров. Вертикальное прицеливание осуществлялось в диапазоне от -6 до +22 градусов. За поворот башни отвечал стрелок, применявший ручной привод. Для наводки на цели использовали телескопический и перископический панорамный прицельные механизмы.

Бронеавтомобиль обладал богатым внутренним оснащением. Под запасные части для вооружения выделили четыре ящика (находились на полу). Для продовольствия и подрывных веществ установили по 4 сумки (их закрепили ремнями на бортовых листах в задней части транспорта). В этой же части крепилась аптечка.

Ещё четыре сумки с химическим имуществом расположили в нижней части башни. Стрелку имел собственные огнетушитель и аптечку. У него в распоряжении также был домкрат. Ящик с инструментами для ремонта БА 6 расположили за сиденьем пулемётчиками. Там же находились запасные стёкла для смотровых приборов башни. Множество других мелких предметов равномерно распределили по всему салону (буксировочный трос, заводная рукоять и другое).

Аккумуляторную батарею поместили в левой части управленческого отсека под полом. Большой радостью для военных стало введение в конструкцию внутреннего освещения. Так же имелись розетки (рядом с водительским местом и в башне) для включения переносных ламп.

После ряда испытаний специалисты выявили два основных недостатка — маленький запас ресурса губчато-камерных шин (до 1 300 км) и низкая максимальная скорость. Остальные минусы незначительны:

  • Из-за маленьких размеров дверей была затруднена загрузка и выгрузка экипажа. Посадка через башню трудноосуществима из-за отсутствия подножек и ручек;
  • Обзорные щели давали ограниченный обзор из-за непродуманной конструкции;
  • Точность стрельбы во время движения снижалась из-за сильной раскачки;
  • Общие условия в салоне были признаны некомфортными;
  • Вентиляционная система работала плохо.

Польский поход Красной Армии

В сентябре 1939 г. БА-10 активно использовались в ходе Польского похода Красной Армии и приняли участие в боевых столкновениях как с польскими, так и немецкими войсками. Так, 18 сентября 1939 г. в бою у местечка Домбров БА-10 совместной атакой с легкими танками разбили колонну польских войск. При этом потери поляков составили 300 человек убитыми и 500 пленными, а также один танк, уничтоженный БА-10. Одной из наиболее сложных операций стали бои в Гродно, где Красная Армия столкнулась с организованной обороной, а в ходе столкновений на узких улицах города бронетехника оказалась очень уязвимой для пехоты противника.

Служба и боевое применение

БА-10, Бессарабия, 1940

Использовался советскими войсками в боях на Халхин-Голе, при воссоединении Западной Белоруссии и Западной Украины, Советско-финской войне. В ходе этих конфликтов безвозвратные потери составили 39, 10 и 20 машин соответственно. К началу Великой Отечественной войны в РККА и НКВД имелось около 2 880 БА-10, из них непосредственно в воинских частях числилось примерно 2 810 единиц. Остальные находились либо в пути в войска, либо на заводе в ожидании отгрузки.

Наличие бронеавтомобилей БА-10 в РККА на 1 июня 1941 года
МодельКатегорияЛВОПОВОЗОВОКОВООдВОЗакВОСАВОЗабВОДВФМВОПриВООрВОХВОСКВОУрВОСибВОРембазыВсего
БА-10 лин 130611831984134893310 580
214072772079633111654435 817
3671771231 44
421041114 32
Всего 178 140 277 422 138 67 8 117 10 71 7 4 10 5 5 14 1473
БА-10 рад 12416891143516711511 328
25113214523517251146134611 813
3672781 49
41345 13
Всего 82 155 264 361 52 41 8 153 28 46 1 1 11 1203
Итого 260 295 541 783 190 108 16 270 38 117 8 5 21 5 5 14 2676
БА-10 ж-д13*7*4* 30

*Данные из “Сводная ведомость на 1.II.1941 г.”, составленная 13.02.1941 года. К сожалению, в ней не указаны Рембазы и Склады, на которых, очевидно и находились недостающие 6 БА-10 ж-д.

Применялись на всем протяжении ВОВ, а также в войне с Японией в августе 1945.

Внешние изображения

Использование БА-10 в военных конфликтах

Первое практическое применение пришлось на 1939 году в сражении у реки Халкин-Гол. В последующие годы технику использовали для освобождения Польши и на войне с Финляндией. Основная часть экземпляров использовалась до 1944 года. В некоторых отрядах броневики среднего класса применяли до окончания ВОВ. В некоторых случаях бронеавтомобиль БА-10 использовали не только для разведки и охраны, но и для борьбы с вражескими танковыми отрядами.

В 1940 году финны захватили несколько экземпляров, которые впоследствии использовали для решения собственных боевых задач. Финские инженеры заменили советские силовые установки восьмицилиндровыми двигателями «Форд». Они развивали до 85 лошадиных сил. Три автомобиля продали шведской армии. Немецкие солдаты также захватили несколько моделей, которые в будущем использовались некоторыми пехотными отрядами, военной полицией и образовательными учреждениями.

Бронеавтомобиль БА-10 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

БА-10 – лучший пушечный бронеавтомобиль Красной Армии в годы Великой Отечественной войны, в конструкции которого воплотился весь опыт, накопленный инженерами Ижорского завода за предвоенное десятилетие. Как и предыдущая машина БА-6, он создавался на шасси трехосного грузового автомобиля ГАЗ-ААА, однако рама этого шасси была укорочена на 200 мм в средней части и обрезана на 400 мм сзади.

Конструкция

Переднюю неведущую ось усилили и снабдили гидравлическими амортизаторами, повысившими плавность хода машины и, соответственно, точность стрельбы в движении. Фары и ступицы передних колес прикрыли бронеколпаками. Был также применен центральный тормоз в трансмиссии, улучшена система вентиляции и охлаждения моторного отсека.

Бронекорпус, по существу, остался без изменений, а в конической башне, выполненной по типу БА-6М, разместили усовершенствованную 45-мм танковую пушку образца 1934 г. с боезапасом 49 выстрелов. Наводка орудия осуществлялась с помощью телескопического и перископического прицелов. Подобно своим предшественникам, БА-10 для улучшения проходимости был оборудован съемными гусеницами «Оверолл» и вращающимися запасными колесами, установленными на бортах машины. В целом бронеавтомобиль обладал довольно неплохими ходовыми качествами и мог преодолевать подъемы до 24° и брод глубиной до 0,6 м.

Серийный выпуск БА-10 начался в 1938 году и до августа 1941 года сборочные линии завода покинули 3311 машин этого типа. Часть из них оснащалась радиостанцией 71 -ТК-1 со штыревой антенной. Некоторые машины изготавливались в железнодорожном варианте и обозначались БА-10жд. Следует заметить, что бронеавтомобили, передвигающиеся по рельсам на металлических бандажах, себя не оправдали, поскольку не имели никаких преимуществ перед обыкновенными бронедрезинами с вооружением.

В то время как первые броневики БА-10 еще только осваивались строевыми частями Красной Армии, КБ Ижорского завода уже модернизировало машину. Бронеавтомобиль БА-10М отличался усиленной бронезащитой передней пулеметной установки, улучшенным рулевым управлением, дополнительными наружными топливными баками и новой радиостанцией 71 -ТК-3. Боевая масса машины возросла до 5,36 т, но ее ходовые качества изменились незначительно.

В предвоенные годы БА-10 являлся самым массовым средним бронеавтомобилем Красной Армии. Эти машины состояли на вооружении 7,8, и 9-й мотобронебригад, а также входили в состав моторизованных и танковых частей НКВД. В разведывательных подразделениях они постепенно вытеснили устаревшие БА-3 и БА-6.

Осенью 1939 года броневики БА-10 приняли участие в освобождении западных областей Украины и Белоруссии, а затем использовались в боях во время «зимней войны» с Финляндией. В сражениях Великой Отечественной войны они применялись до 1944 года, а в отдельных подразделениях и до самого конца войны. Например, в мае 1945 года некоторое число БА-10 осуществляло охрану штабов крупных воинских соединений Красной Армии.

В боевых действиях бронеавтомобили БА-10, конечно, не могли заменить танки. Однако при грамотном использовании они оказывали хорошую поддержку пехоте. Когда в январе 1943 года начался прорыв блокады Ленинграда и завязались ожесточенные бои за крепость Шлиссельбург, успех был достигнут одновременной атакой с двух сторон 19 БА-10, подавивших огневые точки противника и выбивших немцев с занимаемых позиций.

Без учёта стоимости пушечно-пулемётного вооружения, танкового перископа (ПТ-1) образца 1932 года и телескопического прицела ТОП, бронировка радийного БА-10М обходилась в 56 046 руб. 80 коп., а линейного — в 48 946 руб. 80 коп..

Всего за 1938—1941 годы изготовили 3 413 единиц бронеавтомобилей БА-10А и БА-10М, что сделало его самым массовым советским средним бронеавтомобилем.

Модификации

Существовало две массовые модификации:

– БА-10А

– БА-10М — дополнительные бензобаки расположены на надколесных полках, на корме расположена специальная полка для гусениц.

Кроме того, на базе бронеавтомобиля создавались разведывательные бронедрезины (БА-10ЖД)

Конструкция и технические характеристики БА-10

  • Вес — 5 100 кг;
  • Длина — 4,7 м;
  • Ширина — 2,1 м;
  • Высота — 2,2 м;
  • Вместительность — до 4х человек;
  • Мощность силового агрегата — 50 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе (максимальная) — 53 км/ч;
  • Движение без дозаправки — 260-300 км.

Кузов броневика БА-10

Листы катаной стали использовали для сборки корпуса. Их соединяли между собой сваркой. Толщина варьировался в зависимости от части кузова:

  • Нижняя часть — 4-6 миллиметров;
  • Основная часть — 8-9 миллиметров;
  • Лобовая часть и башня — 10 миллиметров.

Листы расположили под разными углами наклона для улучшения пулестойкости. Отдельную защиту установили для топливных баков.

В средней части на каждом борту разместили прямоугольные двери для загрузки и выгрузки состава. На каждую дверь установили небольшие обзорные окна. В боевых условиях они закрывались бронезаслонками с небольшими щелями для осмотра местности. Петли находились внутри.

Управленческий отсек находился за моторным отделением. Слева располагалось сиденье водителя, справа — стрелка. Стрелок управлял пулемётом, установленным в шаровой установке. Лобовое стекло, предназначенное для водителя, защищалось бронезаслонкой с обзорной щелью.

Боевой отсек располагался за кабиной. Его крышу сделали ниже для уменьшения общей высоты БА-10 бронеавтомобиля. Башня конической формы вращалась по кругу. Сверху имелся люк, откидывающийся вперёд. Его использовали для осмотра окружения (не в боевых условиях) и для посадки и высадки. В условиях военных операций стрелок для обзора использовал небольшие щели, защищённые бронированными заслонками.

Вооружение

Огонь по противникам осуществлялся с помощью 45-миллиметровой пушки 20К и 7,62-миллиметрового пулемёта ДТ. Вертикальное наведение обоих ружей — от -20 до +20 градусов. За поворот башни отвечал стрелок. Он использовал ручной привод. Наводка на цели осуществлялась с помощью телескопического и перископического панорамного прицелов.

Моторное отделение

Располагалось перед кабиной. Под капот инженеры установили бензиновый двигатель с четырьмя цилиндрами карбюраторного типа. Объём — 3,28 литра. Охлаждение осуществлялось с помощью жидкостной системы. Мощность — 50 лошадиных сил при 2,2 тысячах оборотах. Мощность обеспечивала разгон до 53 км/ч по шоссе. Полной заправки хватало на 260-300 километров (зависело от дорожных условий).

Трансмиссия бронеавтомобиля БА-10 имела характерное строение для того времени. Сухое сцепление с одним диском, МКПП (4+1), демультипликатор, карданная и главная передачи и механический тормозной механизм. От тормозов на передних колёсах отказались. Вместо них в конструкцию ввели центральный тормоз в трансмиссии.

Капот делали из листов катаной стали. Для доступа техника к силовому агрегату и прочим техническим узлам капот откидывался вперёд. Он крепился к крыше усиленными петлями. Также по бокам имелись люки для быстрого доступа к моторному отделению.

Радиатор расположили перед силовой установкой. Перед ним установили V-образный бронелист для защиты. Он оснащался подвижными створками, которыми техник мог настраивать подачу воздуха. Охлаждению и вентиляции также способствовали щелевые жалюзи, находящиеся на бортах моторного отсека.

Ходовка

Состояла из трёх осей, колёсная формула — 6х4. Для усиления передней балки установили гидравлические амортизаторы. Полуэллиптические листовые рессоры добавили в устройство задней подвески для повышения прочности.

ГК шины имели размер 6,50-20. Передняя ось оснащалась односкатными колёсами. Для ведущих задних осей использовали двухскатные. Также присутствовала дополнительная свободно вращающаяся ось с запасными колёсами. Она располагалась в нижней части бортов моторного отсека. Дополнительная ось помогала преодолевать различные углубления, не давая машине «сесть» на днище. Характеристик хватало для преодоления 24-градусных склонов.

Чтобы улучшить проходимость броневика БА-10 по бездорожью, экипаж мог оперативно надеть гусеничные цепи на задние ведущие оси. Колёса передней оси защищались обтекаемыми крыльями. На задних осях установили плоские крылья. Такое конструкционное решение позволило добавить в устройство ящики для хранения запасных деталей и необходимых инструментов.

Остальное оснащение

Для передвижения ночью использовались фары. Они устанавливались в бронекожухи и крепились кронштейнами. Некоторые экземпляры на борту имели радиостанцию. Связь между членами боевого состава осуществлялась с помощью переговорного устройства. Экранированное электрооборудование способствовало бесперебойной связи.

Использование БА-10 в военных конфликтах

Первое практическое применение пришлось на 1939 году в сражении у реки Халкин-Гол. В последующие годы технику использовали для освобождения Польши и на войне с Финляндией. Основная часть экземпляров использовалась до 1944 года. В некоторых отрядах броневики среднего класса применяли до окончания ВОВ. В некоторых случаях бронеавтомобиль БА-10 использовали не только для разведки и охраны, но и для борьбы с вражескими танковыми отрядами.

В 1940 году финны захватили несколько экземпляров, которые впоследствии использовали для решения собственных боевых задач. Финские инженеры заменили советские силовые установки восьмицилиндровыми двигателями «Форд». Они развивали до 85 лошадиных сил. Три автомобиля продали шведской армии. Немецкие солдаты также захватили несколько моделей, которые в будущем использовались некоторыми пехотными отрядами, военной полицией и образовательными учреждениями.

КАМАЗ-63968 Тайфун-К – видео подрыва

https://youtube.com/watch?v=XjimOXQZWs8

КАМАЗ-63968 «Тайфун» является частью нового этапа в разработке отечественной автотехники для вооружённых сил, так как последний раз автомобильная платформа была принята в 1961 году.

История всего семейства «Тайфун» начинается с 2010 года, когда была утверждена министром обороны «Концепция развития военной автомобильной техники Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года» которая предписывает развитие высокоунифицированных семейств бронеавтомобилей. В результате была создана единая колёсная грузовая платформа «Тайфун» обеспечивающая высокую защищённость экипажа, груза и узлов автомобиля от стрелкового вооружения и фугасов. А также на которую можно монтировать разное целевое оборудование и создавать на базе необходимые модификации, вроде машин связи, мобильных артиллерийских систем, автокранов, транспортно-пусковых машин БЛА, эвакуаторов, экскаваторов и других.

Над созданием работали специалисты автозавода «Урал», ОАО «Автодизель» «Группы ГАЗ», НТЦ ОАО «КАМАЗ», НИИ Стали — где спроектирована броня машины, Федеральный ядерный центр в Сарове, рассчитывавший защищённость бронекорпуса, компания «Магистраль-ЛТД», занимавшаяся созданием бронестёкол, МГТУ им. Н. Э. Баумана, занимавшийся разработкой гидропневматической подвески и множество других компаний и НИИ. Необходимость создания подобных машин диктовалось тем, что основная масса боевых потерь в войсках происходит от подрыва автомашин на минном поле или от фугасов во время передвижения колонн. В декабре 2014 года в Южный военный округ поступила первая партия из 30 бронеавтомобилей. В январе 2015 года ЮВО получил еще 20 единиц.

Конструкция

Бронирование произведено в соответствии с уровнем 3b натовской классификации STANAG 4569, по которому машина выдерживает подрыв осколочно-фугасных устройств массой 8 кг в тротиловом эквиваленте под любым местом автомобиля, так как в России машины подобного рода делаются впервые и общепринятые государственные стандарты классификации подрывов отсутствуют. Противопульная защита соответствует четвёртому уровню.

Установлена комбинированная броня из керамики и стали, которая защищает от бронебойных пуль калибра 14,5×114 мм. В том числе и бронестекло толщиной 128,5—129,0 мм с прозрачностью в 70 %, разработанное компанией «Магистраль ЛТД» и испытанное в НИИ Стали, выдерживающее 2 выстрела с расстоянием между ними в 280—300 мм при обстреле из КПВТ со скоростью пули 911 м/с в момент соприкосновения со стеклом. Пулестойкость превышает самые высокие требования по имеющимся ГОСТ (ГОСТ Р 51136 и ГОСТ Р 50963), в которых наивысший уровень — это обстрел бронебойными патронами Б-32, 7,62×54 мм из СВД. При производстве, Магистраль-ЛТД ориентировалась на западные стандарты уровня IV STANAG 4569 — гарантированной защите при обстреле бронебойным боеприпасом Б-32, 14,5×114 мм с дистанции 200 м со скоростью пули 891—931 м/с.

Бронирование выдерживает попадание 30-мм боеприпасов. Имеются пулестойкие шины 16.00R20 с противовзрывными вставками отводящими взрывную волну, с автоматической подкачкой воздуха и регулируемым давлением до 4,5 атмосфер. Бронемодуль обеспечен амбразурами для ведения стрельбы из стрелкового оружия, также на него может устаналиваться дистанционно управляемый пулемёт. Унификация с другими автомобилями семейства составляет 86 %.

Сидения оборудованы держателями личного оружия, ремнями безопасности и подголовниками. Они крепятся к крыше модуля, для уменьшения воздействия удара от мин/фугасов. Внутри модуля установлена фильтровентиляционная установка ФВУА-100А и кондиционер. На крыше имеются аварийные люки на случай переворачивания машины. Десантирование производится через аппарель на корме машины либо через дверь сбоку.

Средства наблюдения и связи

В автомобиле установлена Бортовая Информационно-Управляющая Система (БИУС) ГАЛС-Д1М для наблюдения и регулирования работы двигателя, вычисления крена машины, наклона дороги, скорости движения, местоположения и т. п. Независимая гидропневматическая подвеска позволяет водителю менять дорожный просвет на ходу, с помощью пульта дистанционного управления в пределах 400 мм. КАМАЗ-63968 оборудован пятью видеокамерами для кругового обзора в десантном модуле и кабине. Кабина оснащена складывающимися мониторами, показывающими как состояние автомобиля, так и внешний обзор.

БА-6

На Ижорском заводе, построив ряд экспериментальных и мелкосерийных машин, в 1933 году начали выпускать БА-3 с 45-миллиметровой пушкой в башне от танка Т-26. После модернизации и установки на отечественное шасси ГАЗ-ААА машина получила обозначение БА-6. Ее серийное производство начали в 1936-м.

ПОСЛУЖНОЙ СПИСОК

Удивительна судьба наших броневиков тех лет. Их расцвет продолжался всего десятилетие, но какое! Они успели поучаствовать в четырех войнах. Боевой путь начали в Испании, куда республиканской армии поставили 60 машин, в том числе 37 БА-6. На относительно хороших (по сравнению с нашими) дорогах они показали себя неплохо. Порой были даже полезнее менее быстрых танков. Несколько машин в качестве трофеев достались франкистам и довольно долго стояли у них на вооружении. Мало того, советскую конструкцию приспособили к трехосному шасси «Шевроле» и делали такие машины серийно.

Летом 1939 года немало бронеавтомобилей отправилось на Халхин-Гол. Они оказались очень эффективными не только в стычках с японской пехотой и кавалерией, но и против легких танков. Правда, тут же отчетливо проявились многие недостатки, о которых, впрочем, говорили и раньше. Военные рекомендовали перед атакой на пересеченной местности надеть на ведущие колеса стальные гусеницы «оверолл», поскольку завязший на бездорожье броневик становился отличной мишенью, а броня не выдерживала огня пулемета «Гочкисс» калибра 13,2 мм. О и вообще неудобное расположение членов экипажа, особенно того, кто командовал орудием в башне. Высока была и пожароопасность машины, в которой бойцы сидели фактически в обнимку с бензобаком.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий