100-мм установка Б-34

Модификации

МТ-12К (2А29К)

В 1981 году на вооружение сухопутных войск СССР был принят противотанковый ракетный комплекс 9К116 «Кастет» (Тульский КБП во главе с А. Г. Шипуновым), предназначенный для поражения бронетанковой техники, а также малоразмерных целей.
Комплекс «Кастет» состоит из выстрела ЗУБК10 с управляемой ракетой 9М117 и аппаратуры прицеливания и наведения 9Ш135. Система управления полуавтоматическая по лазерному лучу.

АК «Туламашзавод» освоено серийное производство модернизированной ракеты ПТУР 9М117М «Кан» в составе выстрела 3УБК10М с тандемной кумулятивной боевой частью способной пробивать броню танков, оснащённых динамической защитой.

МТ-12Р (2А29Р)

Комплекс МТ-12Р, «Рута» принят на вооружение и поставлен в серийное производство в 1981 году. Всепогодный радиолокационный прицельный комплекс 1А31, шифр «Рута», устанавливаемый на ПТП МТ-12, был создан в 1980 году в ОКБ НИИ «Стрела»(Главный конструктор Симачев В. И.). Производство прицела 1А31 осуществлялось в 1981—1990 годах.

M87 TOPAZ

Югославская модификация МТ-12. Главной особенностью является использование лафета от гаубицы Д-30. Также в СУО включён лазерный дальномер с дальностью от 200 до 9995 метров.

Советские самоходки: поддержка пехоты и танков

В ходе Второй мировой войны для поддержки действий танков и пехоты, а также подавления огневых средств противника применялись самоходные орудия (САУ). Как правило, советские самоходные орудия для упрощения и удешевления производства создавались на базе танков: легкие — на базе Т-70, средние — на базе Т-34, а тяжелые — на базе ИС-2. При сохранении примерно той же массы и мобильности самоходки с середины войны могли нести более мощное вооружение. При этом САУ имели меньшую защищенность, и их не рекомендовалось использовать вместе (или вместо танков). В середине 1943 г. с появлением у противника заметного количества тяжелой техники возникла необходимость создания средней самоходки на базе танка Т-34, способной бороться с немецкими танками «тигр» и «пантера». Имевшиеся на вооружении самоходные орудия СУ-122 в силу наличия гаубичного орудия с невысокой начальной скоростью снаряда эту задачу выполнить не могли. Поэтому была создана новая самоходная установка СУ-85, вооруженная 85-мм орудием. На небольших и средних дистанциях она могла вполне успешно поражать немецкую тяжелую технику.

Однако в боях на расстоянии более километра эффективность этой советской САУ значительно снижалась, а противник все чаще стремился навязать бой на дальней дистанции. Требовалось в кратчайшие сроки разработать проект более мощного среднего самоходного орудия на базе все того же танка Т-34. Работы по созданию новой самоходной артиллерийской установки были в срочном порядке начаты на Уралмаше.

Чертеж СУ-100. (draw.razfill.ru)

Основных вариантов изначально было три. Вариант первый — увеличение длины ствола 85-мм пушки, что позволяло повысить начальную скорость снаряда и бронепробиваемость на 20%. Вариант второй — перевооружить самоходку длинноствольным 122-мм орудием на базе пушки А-19. И, наконец, было предложение установить на самоходку 152-мм гаубицу Д-15. Но первый вариант радикально не решал проблемы, а два последних явно вели к перегрузке самоходной установки, потери скорости и маневренности. И выход был найден — вооружить новую самоходку 100-мм орудием на базе корабельной зенитной установки Б-34. Эти пушки устанавливались в качестве зенитных орудий на крейсеры типа «Киров». Орудие, обладавшее высокой начальной скоростью снаряда, прекрасно подходило в качестве противотанкового. На больших дистанциях снаряды 100 мм пушки могли легко поразить тяжелый немецкий танк. Так появилось орудие, получившее наименование С-34. Но выяснилось, что установить 100-мм пушку С-34 на СУ-85 без значительных изменений конструкции самоходки невозможно. Поэтому руководство Уралмаша в срочном порядке обратилось на завод № 9 с просьбой создать новую пушку. Вскоре было разработано орудие Д-10С, которое по своим баллистическим характеристикам не уступало С-34, но было значительно легче и не перегружало самоходку.

В итоге в апреле 1944 г. новая самоходка успешно прошла испытания. Самоходная артиллерийская установка СУ-100 имела следующие характеристики: масса превышала 31 тонну, скорость достигала 50 км/ч., экипаж состоял из четырех человек. В отличие от СУ-85 было усилено до 75 мм бронирование лобовой части, появилась командирская башенка. Боекомплект пушки состоял из 33 унитарных выстрелов. Пулеметное вооружение на СУ-100 отсутствовало.

CУ-100 во дворе Уралмаша. 1944 г. (war-book.ru)

Начало выпуска СУ-100 на два месяца задержали сравнительные испытания самоходки, вооруженной орудиями С-34 и 10Д-С. 3 июля 1944 г. постановлением Государственного Комитета Обороны СУ-100 была официально принята на вооружение. К 15 августа 1944 г. Уралмаш должен был подготовиться к производству самоходки и с сентября приступить к ее выпуску. С сентября и до конца 1944 г. на Уралмаше СУ-100 выпускались параллельно с СУ-85. Для унификации производства последние СУ-85 выпускались с увеличенной до 75-мм, как на СУ-100, лобовой броней и командирской башенкой. А с 1945 г. в производстве остались лишь СУ-100. Всего до завершения Великой Отечественной войны в мае 1945 г. на Уралмаше было выпущено 1770 средних самоходных орудий СУ-100, а общий выпуск в СССР составил 3037 единиц.

Оперативно-стратегическими объединениями

Оперативно-стратегическими объединениями ВМФ России являются:

Балтийский флот со штабом в Калининграде. Корабельный состав: 3 дизельные подводные лодки, 2 эсминца, 3 корвета, 2 сторожевых корабля, 4 малых ракетных корабля, 7 малых противолодочных кораблей, 7 ракетных катеров, 5 базовых тральщиков, 14 рейдовых тральщиков, 4 больших десантных корабля, 2 малых десантных корабля на ВП, 6 десантных катеров. Итого: подводные лодки – 3, надводные корабли – 56.

  • Северный флот со штабом в Североморске. Корабельный состав: 10 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 3 атомные подводные лодки с крылатыми ракетами, 14 многоцелевых атомных подводных лодок, 9 атомных подводных лодок спецназначения, 1 дизельная подводная лодка спецназначения, 6 дизельных подводных лодок, 1 тяжелый авианесущий крейсер, 2 тяжелых атомных ракетных крейсера, 1 ракетный крейсер, 5 БПК, 1 эсминец, 3 малых ракетных корабля, 1 артиллерийский катер, 6 малых противолодочных кораблей, 4 морских тральщика, 6 базовых тральщиков, 1 рейдовый тральщик, 4 больших десантных корабля, 4 десантных катера. Итого: подводные лодки – 43, надводные корабли – 39.
  • Черноморский флот со штабом в Севастополе. Корабельный состав: 2 дизельные подводные лодки, 1 ракетный крейсер, 2 БПК, 3 СКР, 7 МПК, 4 МРК, 5 ракетных катеров, 7 морских тральщиков, 2 базовых тральщика, 2 рейдовых тральщика, 7 больших десантных кораблей, 2 десантных катера. Итого: подводные лодки – 2, надводные корабли – 41.
  • Тихоокеанский флот со штабом во Владивостоке. Корабельный состав: 3 атомные подводные лодки с баллистическими ракетами, 5 атомных подводных лодок с крылатыми ракетами, 5 многоцелевых атомных подводных лодок, 8 дизельных подводных лодок, 1 тяжелый атомный ракетный крейсер, 1 ракетный крейсер, 4 больших противолодочных корабля, 3 эсминца, 8 малых противолодочных кораблей, 4 малых ракетных корабля, 11 ракетных катеров, 2 морских тральщика, 7 базовых тральщиков, 1 рейдовый тральщик, 4 больших десантных корабля, 4 десантных катера. Итого: подводные лодки – 21, надводные корабли – 50.
  • Каспийская флотилия со штабом в Астрахани. Корабельный состав: 2 сторожевых корабля, 4 малых артиллерийских корабля, 5 ракетных катеров, 5 артиллерийских катеров, 2 базовых тральщика, 5 рейдовых тральщиков, 7 десантных катеров. Итого: надводные корабли – 28.

Северный и Тихоокеанский флоты являются полноценными океанскими флотами. Их корабли могут проводить все виды военно-морских операций в дальней океанской зоне. Только эти два флота ВМФ России располагают ПЛА и ПЛАРБ. Также здесь сосредоточены все российские ракетные крейсера кроме флагмана Черноморского флота РКР «Москва».

Применение

В годы войны орудия БС-3 поступили на вооружение легких артиллерийских бригад, сформированных в конце лета 1944 года и приписанных к танковым армиям. В состав подразделений также входили 76 мм дивизионные орудия ЗиС-3. В начале 1945 года началось формирование истребительно-противотанковых бригад, которые имели на вооружении 100 мм БС-3 и 57 мм ЗиС-2. Также часть собранных пушек попало в корпусную артиллерию.

Широкого применения пушка на фронте не нашла, как в силу своей малой распространенности, так и в силу уменьшения числа танков в составе Вермахта. Орудия БС-3 практически постоянно находились в резерве и вводились в бой только в случае контрнаступлений немцев с применением тяжелой бронетехники.

Для перевозки орудия применялись гусеничные дизельные тягачи Я-12, а также полугусеничные машины М-2, поставленные в рамках Ленд-Лиза. Также буксировать орудие БС-3 мог 3-осный армейский автомобиль Studebaker US-6, также попавший в СССР по программе Ленд-Лиза. Позднее пушку перевозили на буксире армейских колесных грузовиков ЗиС-151 или ЗиЛ-157, а также гусеничного тягача АТ-Л или МТ-ЛБ.

После войны начались поставки орудия БС-3 в развивающиеся государства, выбравшие социалистическую модель общества. Многие из них сохранили орудие на вооружении и в 21 столетии. Сохранилось оно и в России. Так, по состоянию на 2011 год, некоторое количество БС-3 находилось на береговой линии обороны, расположенной на Курильских островах. Неизвестное количество орудий имеется на складах долговременного хранения. Часть пушек БС-3 применяется в горах при осуществлении схода лавин. Стрельба ведется осколочно-фугасными снарядами.

В ходе армейской эксплуатации выявилась неприятная особенность орудия БС-3, вызванная большой мощностью патрона. В момент выполнения выстрела установка подпрыгивала вверх, что повышало риск травмирования наводчика и гарантировано сбивало прицельную линию. Постоянная корректировка прицела снижала скорострельность орудия, которое специально оснастили полуавтоматическим клиновым затвором, эту же скорострельность повышавшим.

Другим минусом БС-3 стал дульный тормоз, который будучи расположенным на небольшой высоте над грунтом, обеспечивал формирование облака пыли или снега при выстреле. Поднятые мелкие частицы демаскировали орудие и дополнительно усложняли прицеливание.

Все эти недостатки учитывались конструкторами при разработке новых артиллерийских систем, которые находятся на вооружении армии РФ в настоящее время. Несколько орудий БС-3 расположены на постаментах на территории России и Украины, а также находятся в музеях. Коллекционеры могут приобрести и самостоятельно изготовить модель орудия в масштабе 1:35, которая выпускается китайской компанией Trumpeter.

Также существуют дополнительные наборы фототравления и точеные металлические стволы, позволяющие повысить детализацию и внешнее восприятие модели БС-3.

Использование

Б-34 на переднем плане, вдали 85-мм орудие 90-К

Орудия Б-34 устанавливались на 2 балтийских и 2 черноморских крейсерах проектов 26 и 26-бис, послевоенных сторожевых кораблях (проектов 29, 42, 50), плавбазах проекта 310, канонерской лодке Амурской флотилии «Красная Звезда» и других кораблях и батареях береговой обороны (в том числе двухорудийная батарея № 668 на кронштадтском форте «Князь Меньшиков»).

Хотя формально универсальных орудий на вооружении советского военно-морского флота (ВМФ СССР) и не было, но в качестве универсальных использовались и формально зенитные 100-мм установки Б-34, которые устанавливались и как установки главного калибра для стрельбы и по надводным и береговым целям и на береговых и плавучих артиллерийских и зенитных батареях и других, в основном мобилизованных, судах. Например в Ладожской флотилии, выполнявшей важнейшую задачу обеспечения снабжения осажденного Ленинграда, из крупных кораблей к осени 1941 года было 6 переоборудованных канонерских лодок с установками 34-К и Б-34 главного калибра и 2 сторожевых корабля специальной постройки.

Недаром в некоторых источниках эти установки именуют только универсальными.

Из боевых кораблей основных классов специальной постройки к началу Великой Отечественной войны этими универсальными установками вооружены только 4 крейсера — 2 на Балтийском флоте и 2 на Черноморском. Они применяли 100-мм орудия в основном как зенитные.

В общем из выпущенных до июня 1941 года 42 100-мм Б-34, только 24 100-мм Б-34 на 4 балтийских и черноморских крейсерах — около 55 %, остальные 18 — около 45 %, установлены на береговых батареях и небольших кораблях, в основном мобилизованных, как орудия гпавного калибра. Из указанных установок автоматизированные системы управления артиллерийским огнем (СУАО) имели только крейсера, остальные имели ручную СУАО типа Гейслера, где поправки вычислялись по таблицам и данные на орудия передавались по телефонным проводам, как и на дооборудованных гражданских судах.

Озеро Балатон: начало массового применения СУ-100

Первое массовое применение СУ-100 связано с отражением немецкого контрудара в Венгрии у озера Балатон. В марте 1945 г. для последнего мощного наступления противник сумел сосредоточить значительное количество тяжелой техники. В то же время в войсках 3-го Украинского фронта около 60% бронетехники составляли именно самоходные орудия, что и обусловило определенную специфику действий. В дальнейшем СУ-100 применялись в боях на завершающем этапе Великой Отечественной войны — в Берлинской и Пражской операциях, хотя их количество было относительно невелико. Так, к началу битвы за Берлин в составе сил 1-й Гвардейской танковой армии М. Е. Катукова насчитывалось 497 танков (Т-34/85 и ИС-2) и 212 самоходных орудий — из них 41 самоходка СУ-100. Среди Героев Советского Союза, удостоенных высшего звания за успешные действия на СУ-100, можно отметить командира САУ старшего сержанта Н. А. Кибизова, отличившегося при прорыве немецкой обороны на подступах к Берлину.


Кадр из фильма «На войне как на войне». (culture.ru)

В августе 1945 г. в ходе советско-японской войны СУ-100 успешно применялись в Маньчжурии. В послевоенный период самоходки были на вооружении в странах Варшавского договора (помимо СССР СУ-100 выпускались в Чехословакии). В наши дни СУ-100 еще встречаются на парадах и военных мероприятий. Ряд САУ также сохранился в качестве памятников и музейных экспонатов. В кинематографе СУ-100 показана в экранизации повести Виктора Курочкина «На войне как на войне». Правда, если сюжет повести разворачивается в декабре 1943 г. в районе Житомира и экипаж действует на СУ-85, то действие фильма перенесено в лето 1944 г. и там показана уже СУ-100.

Военно-морской флот в музее Победы на Поклонной горе: якоря и гребные винты

Две противоположности в одном разделе. Одни для того чтобы идти, другие для того чтобы стоять. Прямо как у Пушкина «Они сошлись: вода и камень, стихи и проза, лёд и пламень…»

Группа из трёх гребных винтов установлена на берегу левого дока.

Самый большой — винт крупнотоннажных кораблей ВМФ,

в центре стальной 4-лопастной винт 11 71 4253-39 для судов обеспечения ВМФ,

самый маленький — латунный 6-лопастной винт 611-Л13-АБ26 для подводных лодок.

Адмиралтейские якоря

Два якоря в «рабочем» положении установлены по краям лестницы от сектора ВМФ к площадке техники Японии, сложенный якорь в походном положении — напротив «палубы эсминца»

Расположены: открытая площадка, сектор ВМФ, берега правого дока, синяя заливка и метка № 4

Якоря Холла

Расположены: открытая площадка, сектор ВМФ, берега левого дока, синяя заливка и метка № 4

Якорь Матросова катерный

Расположен: основная экспозиция в здании музея, 2 этаж, стенд № 20

Обзор Военно-морской флот в музее Победы на Поклонной горе на этом закончен. В следующий раз переберёмся с воды на сушу и посмотрим на дороги фронтовые — железные и грунтовые.

Все права защищены
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник.

АК-100

Советская одноствольная корабельная артиллерийская установка калибра 100 мм. Артустановками этого типа вооружались сторожевые корабли проекта 1135, сторожевые корабли проекта 1154, большие противолодочные корабли проекта 1155, атомный крейсер Адмирал Ушаков и ТАКР Адмирал Флота Советского Союза Горшков.

История создания

Решение о создании новой 100-мм АУ было принято в конце июня 1967 года, тактико-техническое задание было выполнено в сентябре. Проектирование и сборку опытного образца выполнило в 1967 году КБ ПО «Арсенал», установка получила обозначение ЗИФ-91. Государственные полигонные испытания начались 15 марта 1973 года. На вооружение установка была принята в 1978 году под названием АК-100 (шифр орудия — А-214).

Система управления

Наведение — система управления огнем «Лев-114» с РЛС МР-114, прицел — «Конденсор-214А». Также на некоторых судах может использоваться РЛС МР-145 и СУО «Лев-145». Дальность сопровождения целей — 40 км. Система управления стрельбой — Т-91-Э (разработка КБ «Аметист», г. Москва)

Технические особенности

АК-100 является 100-мм одноствольной артустановкой с водяным охлаждением наружной поверхности ствола. Боевое отделение представляет собой поворотную платформу с качающейся частью 100-мм орудия. механизмами вертикальной и горизонтальной наводки, элеватором подачи патронов и системой охлаждения ствола орудия. От воздействия окружающей среды и осколков артиллерийских снарядов размещённые в боевом отделении механизмы и агрегаты защищены броневой башней, сваренной из листов алюминиевой брони. Размеры башни значительно превышают размеры башен артустановок аналогичного калибра западных стран, что объясняется сохранением возможности резервного ручного управления стрельбой из самой башни. Орудие имеет ствол-моноблок длиной 59 калибров, оборудованный клиновым вертикальным затвором и системой наружного непрерывного охлаждения забортной водой. Механизмы автоматики орудия работают за счет применения энергии отката.

Боеприпасы

Стрельба ведется выстрелами унитарного заряжания (патронами) трёх типов: осколочно-фугасным УОФ-58 и зенитными УЗС-58 и УЗС-58Р. Выстрел УОФ-58 включает снаряд ОФ-58 весом 15,6 кг. Вес взрывчатого вещества в снаряде — 1,53 кг, снаряд комплектуется ударным взрывателем В-429. Зенитные выстрелы УЗС-58 и УЗС-58Р предназначены для ведения огня по крылатым ракетам и самолетам. Выстрел УЗС-58 имеет снаряд ЗС-58 с дистанционным взрывателем ДВМ-60М1, а выстрел УЗС-58Р — снаряд ЗС-58Р с радиолокационным взрывателем АР-32. Радиолокационный взрыватель обеспечивает подрыв снаряда на расстоянии 5 м от крылатой ракеты и 10 м от самолёта. При этом обеспечивается 100 % поражение летательного аппарата.

ТТХ

Характеристики орудия

-Марка орудия: А-214
-Калибр, мм: 100
-Длина ствола, мм/калибров: 5900 /59
-Масса снаряда, кг: 15,6
-Начальная скорость снаряда, м/с: 880 м/с
-Принцип заряжания: автоматический
-Скорострельность, выстрелов в минуту: 60

Характеристики артустановки

-Марка артустановки: АК-100
-Общая масса АУ, кг: 35 700
-Радиус обметания по стволам, мм: 5552
-Длина отката, мм: 510
-Угол подъёма ствола, град.: ?10/+85
-Максимальная скорость вертикального наведения, град./с: 30
-Максимальная скорость горизонтального наведения, град./с: 35
-Максимальная дальность стрельбы, м: 21 500
-Бронирование: противоосколочное

Калибр100 мм
Максимальная дальность стрельбы21500 м
Скорострельность60 выс/мин

Особенности конструкции легких крейсеров типа «Киров» проекта 26

Корпус легких крейсеров типа «Киров» был клепаным, с полубаком и транцевой кормой. Он имел полубак, две палубы — верхнюю и нижнюю (броневую) и две платформы. Сис­тема набора — смешанная: в средней части (61—219 шп.) преимущественно продольная, с длиной шпации 750 мм; в оконечностях — поперечная, со шпацией 500 мм.

Броневая защита корабля состояла из бор­тового броневого пояса гомогенной брони толщиной 50 мм, шириной 3,4 м (с погруже­нием в воду на 1,3 м). Вместе с броневыми траверзами на 61-м и 219-м шп. и броневой (нижней) палубой также толщиной 50 мм этот пояс образовывал 121-м цитадель (64,5% длины корпуса). Под ее защитой находились главные механизмы, агрегаты и центральные посты управления артиллерией, энергоуста­новкой, штурманский пост, погреба боезапа­са. Броней 50—150 мм защищалась также боевая рубка, башни главного калибра, руле­вое и румпельное отделения (20 мм), а также посты наводки торпедных аппаратов (14 мм), КДП главного калибра (8 мм), стабилизиро­ванные посты наводки и щиты 100-мм орудий (7 мм).

Артиллерия главного калибра состояла из девяти 180-мм орудий Б-1-П в трех трехорудийных башенных установках МК-3-180. Ору­дие Б-1-П было спроектировано в КБ и запущено в производство в 1932 году. Орудие Б-1-П обеспечивало начальную ско­рость снаряда массой 97,5 кг 920 м/с и макси­мальную дальность стрельбы 37,5 км. Ствол длиной 57 калибров был лейнированным с возможностью замены лейнеров в условиях корабля без выема качающейся части из баш­ни. Затвор — поршневой, двухступенчатый, с грузовым уравновешиванием, открывающий­ся вверх. Первые орудия, установленные на «Киро­ве», к 1941 году пришлось заменить новыми, с более глубокой нарезкой. Это обеспечило доведение живучести ствола до 320 боевых выстрелов против прежних 50—70.


Чертеж-схема легкого крейсера «Киров» проекта 26

Зенитная артиллерия дальнего боя включала шесть 100-мм универсальных уста­новок Б-34, расположенных на кормовой над­стройке, по три на борт (две батареи). Для каждого орудия предусматривалось по 300 патронов со снарядами массой 15,8 кг (фугасным, ныряющим, осветительным беспа­рашютным или дистанционной гранатой). Погреба 100-мм патронов находились на 1-й платформе по бортам (от кормового машин­ного отделения) между 191-м и 201-м шп.

Каж­дое орудие имело свой элеватор. Управление стрельбой 100-мм орудий осуществлялось системой морских приборов управления артиллерийским зенитным огнем (МПУАЗО) «Горизонт», состоящей из двух ста­билизированных по углу крена постов наводки (СПН) с трехметровыми дальномерами типа ДМ-3, зенитным автоматом стрельбы (ЗАС) и СССП. Они располагались побортно на 3-м ярусе носовой надстройки. В СПН находились посты командиров батарей 100-мм орудий. Центральные посты МПУАЗО с авто­матами стрельбы размещались на 1-й плат­форме побортно (у погреба 3-й башни) меж­ду 207-м и 212-м шп.

Зенитная артиллерия ближнего боя состояла из шести 45-мм универсальных по­луавтоматических орудий 21-К и четырех 12,7-мм пулеметов ДШК. Специальной сис­темы управления она не имела, целеуказание осуществлялось командирами батарей. Дистанция до цели измерялась дальномера­ми ДМ-1,5. Пушки размещались на носовой и кормовой надстройках — две батареи по три орудия, а пулеметы — на носовой надстрой­ке. Боезапас: для установок 21-К — по 600 патронов на ствол, в перегруз — 650 патро­нов; для пулеметов — по 12 500 патронов.

На крейсе­ра устанавливались два 533-мм торпедных аппарата 39-Ю (пороховая стрельба), разра­ботанные в 1935—1936 годах. Они имели три трубы и возможность растворения крайних труб на 7°. Торпедные аппараты снабжались прибо­рами центральной полуавтоматической на­водки, входящими в состав систем приборов управления торпедной стрельбой (ПУТС) «Молния». В перегруз крейсер принимал на верхнюю палубу мины заграждения: 164 мины обр. 1912г. или 100 мин КБ-1. Для приемки мин на верх­ней палубе предусматривались рельсы про­тяженностью 270 м. Сбрасывание мин в воду осуществлялось по двум кормовым скатам.

Штат экипажа мирного времени составлял 54 офицера, 148 старшин и 532 краснофлотца. Офицеры и старшины команд помещались в каютах, а краснофлотцы в одиннадцати кубриках с трёхъярусными койками. На крейсерах был оборудован клуб с киноустановкой, бани, душевые, механическая прачечная, парикмахерская, лазарет и амбулатория.

Авиационное вооружение состояло из ка­тапульты и двух самолетов, которые предна­значались для разведки и корректировки огня артиллерии главного калибра. Катапульта размещалась в средней части корабля меж­ду трубами. Взлет осуществлялся при разво­роте катапульты на угол в пределах 60—120°. Самолеты стояли на специальных площад­ках у первой трубы.

Поиск новой конструкции.

Несмотря на простоту конструкции и обслуживания, невысокую цену орудие все же военных не устраивало не полностью. В 1942 году немецкие танки нарастили броню и на этом фоне полковые орудия уже выглядели откровенно слабыми. Поэтому уже весной 1942 года был объявлен конкурс на модернизацию полкового орудия. Главными задачами были:

  • увеличение толщины пробиваемой брони до 55 мм на дистанции в полкилометра;
  • как можно большая унификация узлов полковой пушки с другими серийными орудиями;
  • снижение веса орудия, который не должен был превышать девятьсот килограмм в боевом положении;

На конкурс были представлены два проекта:

  • Грабинская ЗИС-21, по сути представлявшая, по сути серийную пушку ЗИС-3 с укороченным до 20 калибров стволом и видоизмененным щитовым закрытием
  • Проект Кировского завода, в котором ствол 76-мм пушки обр. 1927 года удлинили на девять калибров и уравновесили его приваренным к казенной части грузом

Оба проекта были отвергнуты. ЗИС-21 не только не удовлетворял предъявляемым ТТХ по массе и даже превосходил серийную пушку по этому показателю. Вдобавок на испытаниях пушка продемонстрировала откат превосходившую величину, предусмотренную в ТТХ. Ленинградская пушка при стрельбе показала себя лучше пушки конкурентов, но и она не устроила военных.

Ствольная полевая артиллерия

Ствольная артиллерия России располагает огромным количеством орудий. Они состоят на вооружении артиллерийских подразделений, частей и соединений Сухопутных войск и представляют основу огневой мощи частей морской пехоты и внутренних войск. Ствольная артиллерия сочетает высокую огневую мощь, точность и кучность стрельбы с простотой конструкции и применения, мобильностью, повышенной надежностью, гибкостью огня, а также отличается экономичностью.

Многие образцы буксируемых орудий спроектированы с учетом опыта ВОВ. Они в Российской армии постепенно заменяются разработанными в 1971-1975 годах самоходными артиллерийскими орудиями, оптимизированными для выполнения огневых задач даже в условиях ядерного конфликта. Буксируемые же орудия предполагается использовать в укрепленных районах и на второстепенных театрах военных действий.

Модификации

  • ЗИФ-25 — казематная пушка52-ПК-412
  • Д-10С — противотанковая пушка52-ПС-412 , предназначенная для установки в САУ СУ-100 и СУ-101Д-10СУ — противотанковая пушка52-ПС-412У , отличается от базового варианта наличием механизма уравновешивания

Д-10Т — танковая пушка52-ПТ-412 , предназначенная для установки в танк Т-54Д-10Т2 — танковая пушка52-ПТ-412-2 , оснащена механизмом уравновешивания, предназначенная для установки в танк Т-54Д-10ТГ — танковая пушка52-ПТ-412С , оснащена эжектором и одноплоскостным стабилизатором вооружения, предназначенная для установки в танк Т-54АД-10Т2С — танковая пушка52-ПТ-412Д , оснащена эжектором и двухплоскостным стабилизатором вооружения, предназначенная для установки в танк Т-54Б и Т-55Д-33 — танковая пушка2А48 и2А48-1 , облегчённая на 600 кг, предназначенная для установки в танки Объект 685 и Объект 934

Д-50/Д-10 — противотанковая пушка, предназначенная для установки в СПТП СУ-100П

М-63 — модификация, предназначенная для установки в СПТП СУ-100М

Type 59 — китайская копия пушки Д-10Т для установки в танк Тип 59

Постройка и испытания

Основная статья: Лёгкие крейсера типа «Киров» проекта 26

Корпус крейсера был заложен 22 октября 1935 на Ленинградском заводе №189 имени С. Орджоникидзе. 30 ноября 1936 года лёгкий крейсер «Киров» был спущен на воду. 12 марта 1937 года была проверена работа турбозубчатого агрегата, а в конце июня крейсер отбуксировали в Кронштадт. Корабль впервые самостоятельно вышел в море 7 августа 1937 года под заводским флагом. В Кроштадте было выявлены дефекты в изготовлении башен главного калибра, вследствие чего башни заклинило. 12 августа 1937 года пробило главный паропровод вследствие чего, 17 человек получили ожоги. После этого были арестованы ответственный сдатчик В. Л. Бродский и строитель корабля Н. В. Григорьев. Последний в скором времени был расстрелян. 15 сентября 1937 года были проведены первые стрельбы холостыми залпами. Вследствие стрельб получил деформации полубак, который в дальнейшем пришлось укрепить. В июне 1938 года во время испытаний торпедного аппарата, одна из торпед, на которой отсутствовал боевой заряд, описала циркуляцию и ударилась в борт крейсера. После этого случая, Векман А. К. который возглавлял комиссию по приёмке корабля был отстранён от должности.

Крейсер «Киров» перед войной.

9 сентября 1938 года были проведены сдаточные испытания крейсера «Киров». На них корабль развил скорость в 35,94 узла. А при экономической скорости в 18 узлов было пройдено расстояние в 3750 миль. Остановка крейсера с полного хода показала результат в 20 мин после команды «стоп» и пройдя 16,5 кбт по инерции, а с полного хода и при команде «полный назад», крейсер остановился через 2:42, пройдя 6,2 кбт.

26 сентября 1938 года комиссией под председательством капитана 2 ранга
Д. Д. Долина, был подписан акт о приёмке крейсера. И был утверждён заместителем Наркома ВМФ флагманом 1 ранга И. С. Исаковым 1 октября 1938 года.

Но приёмочная комиссия в акте отметила, что присутствует большое количество недоработок: броневая защита торпедных аппаратов не была установлена, скорострельность орудий главного калибра оказалась низкой, не заменены и не сданы редукторы главных турбин и арматура главного и вспомогательного паропроводов. Также не было установлено устройство паравана. Прибор управления зенитным огнём не был установлен. Также было отмечено наличие сильной вибрации носовой надстройки, неудачная конструкция мостика и рубок за счёт малой площади и плохого обзора с постов. Силовая синхронная передача для орудий «Б-34» была в нерабочем состоянии и орудия стреляли с помощью ручной наводки на цель, гировертикаль «Газон» была не эффективной вследствие неудачного расположения.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий