Примечания
- «Бристоль» // Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г. П. Свищёв. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 118. — ISBN 5-85270-086-X.
- ↑ Авиационная энциклопедия «Уголок неба» «Blenheim»
- ↑ С. В. Иванов «Война в воздухе» № 108. 2004 г. Bristol Blenhein
- ↑ А. Булах. «Королевские спаниели» на «зимней войне» // Советско-финская война 1939—1940 гг. Хрестоматия / ред.-сост. А. Е. Тарас. Минск: «Харвест», 1999. стр.374-380
- ↑ А. Котлобовский. ВВС Финляндии в «зимней войне» // журнал «Мир авиации», № 1, 1992. стр.11-15
- ↑ Н. Богданов. Хитрый «Бленхейм» // «Вокруг света», № 2, 1941. стр.26-28
- ↑ Bristol Blenheim / Bolingbroke // А. И. Харук. Ударная авиация Второй Мировой — штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы. М., «Яуза» — ЭКСМО, 2012. стр.30-34
- Kostenuk and Griffin, 1977, pp. 88-89
- Kostenuk and Griffin, 1977, pp. 91-92
- Kostenuk and Griffin, 1977, pp. 92-93
- Bristol Blenheim
- Garello, Giancarlo. Ali straniere in Italia – War Prizes / Giancarlo Garello, Gueli Marco. — Apostolo Editore, 2007.
- Bączkowski, 1995, pp. 27
- Japanese Blenheims at Semarang, Java (англ.). aviationofjapan.com (20 июня 2016). Дата обращения: 10 января 2021.
- “Indonesian aviation 1945-1950.” Архивировано 14 декабря 2005 года. adf-serials.com. Retrieved: 10 January 2021.
Модификации бомбардировщика Bristol «Blenheim»
Выпускался в нескольких модификациях (Mk I — Mk V) и различных вариантах: лёгкий бомбардировщик, высотный бомбардировщик, тяжёлый истребитель, ночной истребитель, самолёт-разведчик.
Mk.I – первый серийный вариант. Первый полет 26 июня 1936 года. Поставки в эскадрильи английских ВВС начались в марте 1937 года. Финляндия в 1938 году приобрела лицензию на производство «Бленхеймов» и авиационных двигателей, и с 1941 по 1944 год на Государственном авиационном заводе в Тампере было построено пятьдесят пять самолётов. Финские Mk.I отличались увеличенным бомбоотсеком, а также много самолётов оснащалось лыжным шасси, позволявшим осуществлять взлет и посадку с заснеженных аэродромов.
PR Mk.I – скоростной фоторазведчик без вооружения. Переоборудован один самолёт Mk.I.
Mk.II – бомбардировщик с увеличенным запасом топлива и бомбовой нагрузкой. Переоборудован один самолёт Mk.I.
Mk.IF – тяжелый истребитель на базе Mk.I с четырьмя дополнительными пулеметами в контейнере под фюзеляжем. Создавался как дальний истребитель для сопровождения бомбардировщиков. С 1938 по 1940 гг. в войсках было переоборудовано около 200 самолётов.
Mk.IV — самая массовая модификация. Отличался удлиненной носовой частью фюзеляжа и дополнительными топливными баками. Двигатели «Mercury Mk.XV» мощностью 995 л. с. Поставки самолёта начались в феврале 1939 года. В Англии эта модификация строилась на двух заводах: «А. В. Роу» выпустила 755 самолётов, «Рус секьюритиз» 2230 самолётов. В начале 1944 года Mk.IV начали производить в Финляндии, до сентября было изготовлено десять самолётов из запланированных пятидесяти. В Финляндии эти бомбардировщики использовались в качестве учебных до 1957 года.
Mk.IVF — тяжелый истребитель на базе Mk.IV, переоборудовался из бомбардировщиков в войсках: на месте бомбоотсека устанавливался подфюзеляжный контейнер с четырьмя пулеметами. Основной эксплуатант этой модификации Береговое командование, использовался для противолодочных операций и сопровождения конвоев. В варианте барражирующего ночного перехватчика, оснащался радаром.
Mk.V – бомбардировщик-штурмовик с двигателями Mercury Mk.XXV» на базе планера Mk.IV. Тактический бомбардировщик, способный оказывать непосредственную поддержку войскам бомбами и пулеметным огнем. Серийное производство началось в октябре 1941 года на заводе «Рут секьюритиз». Производство продолжалось до июня 1943 года, было изготовлено 942 самолёта.
Bolingbroke Mk.I – лицензионное производство самолёта «Blenheim Mk.IV» на фирме Фэрчайлд Эйакрафт Лимитед в Канаде. Поставки самолёта в ВВС Канады начались в ноябре 1939 года. На самолётах устанавливали американское оборудование. Было изготовлено 18 экземпляров.
Bolingbroke Mk.IV – канадский бомбардировщик с двигателями Mercury Mk.XV и американскими приборами и оборудованием. Самолёт имел колесное и лыжное шасси. С января 1941 года был выпущен 151 бомбардировщик.
Bolingbroke Mk.IVT — учебно-тренировочный самолёт с двигателями” Mercuty” Mk.XV. Последняя модификация самолёта. С 1942 по 1943 гг. было изготовлено 451 самолёт.
История создания скоростного бомбардировщика Бристоль «Бленхейм»
Британский скоростной бомбардировщик Bristol «Blenheim» («Бленим», или «Бленхейм») был разработан в Филтоне (Великобритания) в 1936 году под руководством Ф.Барнуэлла. За основу конструкции «Бленхейма» взят гражданский самолёт бизнес-класса «Бристоль»-142, разработанный в 1933 году и поднявшийся в воздух 12 апреля 1935 года.
Прототип бомбардировщика Бристоль «Бленхейм», гражданский восьмиместный самолет «Бристоль»-142
Военных новинка заинтересовала сразу благодаря впечатляющей скорости — «Бристоль»-142 по скорости превосходил советский «скоростной бомбардировщик» СБ на 60 км/ч, а ведь тот, прославился тем, что мог ходить в рейды без истребительного прикрытия — подавляющее число истребителей того времени было просто не способно за ним угнаться.
Под требования военных гражданский «Бристоль» доработали: для установки бомбового отсека пришлось поднять крыло (Бристоль-142 был низкопланом), также было приподнято и увеличено в размерах хвостовое оперение, усилена конструкция планёра, изменена конструкция кабины экипажа, добавлено оборонительное вооружение и места стрелков.
«Бристоль»-142 уже одним видом намекает о том, что это в первую очередь скоростной самолет. А какие стильные стойки шасси, только поглядите! Кстати о шасси — заднее колесо у это модели не убирается и укрыто в обтекателе, здесь это хорошо видно.
«Конверсия» гражданской модели в военную прошла легко и безболезненно, и уже в июне 1936 года было развернуто серийное производство бомбардировщика, а также начались его продажи за рубеж — главным образом в Финляндию. На вооружение собственно ВВС Великобритании Бристоль «Бленхейм» был принят в 1937 году, но к 1939 году стал самым массовым британским бомбардировщиком.
Производство самолётов осуществлялось на , «А.В.Роу» и «Рутс секьюритиз» в Великобритании (до июня 1943 года), а также по лицензии на (Финляндия, до 1944 года), «Икарус» (Югославия), «Фэйрчайлд эйркрафт» (Канада).
В общей сложности изготовлено 4422 самолёта различных модификаций.
Несмотря на хорошие скоростные данные на момент начала производства, уже к 1942 году Бристоль «Бленхейм» стал массово выводится из строевых частей, заменяясь по мере возможности на более совершенные бомбардировщики новых типов. Сказывались слабое оборонительное вооружение, да и моторы истребителей изрядно прибавили в мощности, делая бомбардировщики это модели легкой добычей. Тем не менее, на некоторых театрах военных действий Второй Мировой войны (в Северной Африке), «Бленхейм» воевал (правда на вторых ролях) до 1943 года.
С вооружения Великобритании Бристоль «Бленхейм» снят в 1945 году. Финские бомбардировщики этого типа служили вплоть до 1948 года, а затем, переоборудованные в учебные, транспортные и патрульные самолеты, оставались в строю до 1956 г.
Описание сорта
Бристоль — многолетний ягодный кустарник семейства розоцветных , выведенный в Северной Америки и популярный в настоящее время в США и многих странах Европы.
- Растение характеризуется средней силой роста. Дугообразные стебли длиной 2,5…3,0 м. покрыты мощными шипами;
- В условиях Центрального региона цветение приходится на последние числа мая — начало июня. Белые цветки собраны в кисти по 5-10 штук;
- Плодоношение растянутое. Первая волна приходится на конец июня и продолжается вплоть до августа;
- Сочные круглые ягоды с дымчатым налетом внешне напоминают ежевику, отличаются сладким насыщенным вкусом с терпкими нотками. Дегустационная оценка – 4,7 баллов из 5 возможных;
- Сорт отличается высокой урожайностью (до 4 кг. с куста);
- Бристоль неустойчив к грибковым заболеваниям (атракнозу и др.) и холодным зимам ниже -15 градусов.
Источники
- Александр Булах. Бристоль «Бленхейм» // Авиамастер : журнал. — 1998. — № 01 (спецвыпуск).
- Air Ministry Pilot’s Notes: Blenheim. London: OHMS/Air Data Publications, 1939.
- Air Ministry Pilot’s Notes: Blenheim V. London: OHMS/Air Data Publications, 1942.
- Barnes, C.H. Bristol Aircraft Since 1910. London: Putnam, 1970. ISBN 0-85177-804-6.
- Bączkowski, W. Samolot bombowy Bristol Blenheim Mk.I-IV, Typy Broni I Uzbrojenia, No.171 (in Polish). Warsaw, Poland: Bellona SA, 1995. ISBN 83-11-08512-9
- Boiten, T. Bristol Blenheim. Ramsbury, Marlborough, Wiltshire, UK: The Crowood Press, 1998. ISBN 1-86126-115-2.
- Bowyer, C. Bristol Blenheim. London: Ian Allen, 1984. ISBN 0-7110-1351-9.
- Chorley, W.R. RAF Bomber Command Losses of the Second World War: 1939-40 v. 1. Earl Shilton, Leicester, UK: Midland Publishing, 1998. ISBN 978-0-904597-85-1.
- Ciglic, Boris and Dragan Savic.Croatian Aces of World War II (Osprey Aircraft of the Aces — 49). London: Oxford, 2002. ISBN 1-84176-435-3.
- Donald, David. The Complete Encyclopedia of World Aircraft. New York: Barnes & Noble, 1997. ISBN 0-7607-0592-5.
- Falconer, Jonathon. The Bomber Command Handbook 1939—1945. Stroud, UK: Sutton Publishing Limited, 1998. ISBN 978-0-7509-1819-0.
- Kostenuk, S. and J. Griffin. RCAF Squadron Histories and Aircraft: 1924–1968. Toronto: Samuel Stevens, Hakkert & Company, 1977. ISBN 0-88866-577-6.
- Keskinen, Kalevi et al. Suomen Ilmavoimien Historia 10, Bristol Blenheim (in Finnish). Loviisa, Finland: Painoyhtymä Oy, 2004. ISBN 952-99432-1-0.
- Jefford, C.G. RAF Squadrons. Shrewsbury, UK: Airlife Publishing, 2nd edition, 2001. ISBN 1-84037-141-2.
- Lake, Jon. Blenheim Squadrons of World War II. Oxford, UK: Osprey Publishing, 1998. ISBN 1-85532-723-6.
- Mackay, Ron. Bristol Blenheim in Action. Carrollton, Texas: Squadron/Signal Publications, 1998. ISBN 0-89747-209-8.
- March, Daniel J., ed. British Warplanes of World War II. London: Aerospace, 1998. ISBN 1-874023-92-1.
- Marttila, Jukka. Bristol Blenheim — Taitoa ja tekniikkaa. Vantaa, Finland: Blenimi-Publishing, 1989. ISBN 952-90-0170-3.
- Mason, Francis K. The British Bomber Since 1914. London: Putnam Aeronautical Books, 1994. ISBN 0-85177-861-5.
- Mondey, David. The Hamlyn Concise Guide to American Aircraft of World War II. London: Aerospace Publishing Ltd, 1996. ISBN 0-7858-1361-6.
- Thomas, A. Bristol Blenheim (Warpaint No. 26). London: Hall Park Books, 2000. ISBN 1-84176-289-X.
- Warner, G. The Bristol Blenheim: A Complete History. London: Crécy Publishing, 2nd edition 2005. ISBN 0-85979-101-7.
Боевое использование самолетов Bristol «Blenheim»
Бристоль Бленхайм Mk.IVF на аэродроме
Появление переделанных «Бленхеймов» IF позволило английской авиации перевооружить эскадрильи, летавшие на двухместных истребителях-бипланах «Хаукер» «Демон». Первой получила «Бленхеймы» 600-я эскадрилья в сентябре 1938 г. До конца года за ней последовали 23-я, 25-я, 29-я и 604-я. Еще две, 64-я и 601-я, стали летать на «Бленхеймах» IF к началу войны. Еще около десяти других эскадрилий были перевооружены истребителями «Бленхейм» в Великобритании в следующем году и плюс к ним еще две за рубежом — 27-я в Индии и 30-я на Ближнем Востоке. В Истребительном командовании «Бленхеймы» IF до 1940 г. рассматривались как составная часть дневной истребительной авиации. Ко времени «битвы за Британию» на таких самолетах летали шесть АЭ, но они показали свою полную непригодность для действий днем. Поэтому часть самолетов переделали в ночные истребители, оборудовав РЛС AI Mk.III. Первая победа в небе Второй мировой войны с помощью радара была одержана 23 июля 1940 г. В конце 1940 г. «Бленхеймы» IF перевели на роль «интрудеров» — ночных рейдеров, действующих над вражескими аэродромами. В мае 1941 г. последняя эскадрилья в метрополии (68-я) сдала свои «Бленхеймы» Mk.IF. 27-я АЭ, переведенная из Индии в Сингапур, сохраняла такие самолеты вплоть до японского вторжения.
Бристоль «Бленхейм» Mk.IVF, начавший поступать в части зимой 1939/40 г., изначально рассматривался как ночной истребитель Второй мировой войны, но РЛС устанавливалась далеко не на всех самолетах. К тому же, эффективность этой модификации как перехватчика из-за худших летных данных оказалась ничтожной. С осени 1940 г. «Бленхеймы» Mk.IVF стали передавать в Береговое командование, где они применялись для прикрытия конвоев и разведки и поисково-спасательных операций. Кроме метрополии, они применялись над Красным морем — 203-й эскадрильей из Адена. Эта часть также воевала в Восточной Африке и Греции. К июлю 1942 г. на «Бленхеймах» Mk.IVF летали лишь две АЭ — 254-я и 404-я (канадская), но и они вскоре пересели на более современные машины.
Помимо Великобритании (и нескольких канадских эскадрилий в составе Королевских ВВС) истребительные «Бленхеймы» применялись лишь Португалией — в 1943 г. эта страна получила 8 самолетов Bristol Blenheim Mk.IVF.
Неудача «Бленхеймов» Mk.lF и Mk.lVF в роли дальнего истребителя сопровождения Второй мировой войны объясняется стремительным техническим прогрессом в авиации, произошедшим с момента создания прототипа (1936 г.) до завершения боевого применения этих модификаций (1940-1942 гг.). На фоне своих аналогов — прежде всего, истребительных вариантов германских бомбардировщиков Дорнье Do 17 и Юнкерс Ju 88 — истребительные «Бленхеймы» смотрятся существенно хуже из-за своего слабого вооружения (даже пулеметные «Харрикейны» и «Спитфайры» были вооружены лучше, не говоря уж об их пушечных вариантах). Тем не менее, самолеты «Бленхейм» Mk.IF/IVF сыграли свою роль в наиболее трудное для обороны Великобритании время.
Страны-эксплуатанты
Bristol Blenheim. Финляндия. 1944
Бленхейм. Югославия
Бленхейм. Греция. 1941
- Великобритания
Royal Air Force: эскадрильи 6, 8, 11, 13, 14, 15, 17, 18, 20, 21, 23, 25, 27, 29, 30, 34, 35, 39, 40, 42, 44, 45, 52, 53, 55, 57, 59, 60, 61, 62, 64, 68, 82, 84, 86, 88, 90, 92, 101, 103, 104, 105, 107, 108, 110, 113, 114, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 150, 162, 173, 203, 211, 212, 218, 219, 222, 223, 224, 226, 229, 233, 234, 235, 236, 242, 244, 245, 248, 252, 254, 267, 272, 285, 287, 288, 289, 253, 500, 516, 521, 526, 527, 528, 600, 601, 604, 608, 614.
- Royal Navy Fleet Air Arm (до мая 1939 года часть ВВС) : эскадрильи FAA 748, 759, 762, 770, 771, 772, 775, 776, 780, 787, 788, 798.
- Исследовательские учреждения Aeroplane & Armament Experimental Establishment и Royal Aircraft Establishment
Канада
Королевские канадские ВВС: эскадрильи 404 (Мк IVF, 04.41 – 01.43, Береговое командование), 406 (Mk I и IV, 05.41 – 06.41, ночные истребители) и 407 (Mk IV, 05.41 – 07.41, Береговое командование); все — созданные согласно “статье XV” (под командованием и управлением RAF и с техникой RAF).
- Австралия
Королевские ВВС Австралии: эскадрильи 454 и 459.
- Новая Зеландия
Королевские ВВС Новой Зеландии: 489-я эскадрилья.
Южно-Африканская Республика
ВВС ЮАС: 15-я эскадрилья.
Британская Индия
- Финляндия
ВВС Финляндии: в 1937—1938 гг. из Великобритании были поставлены 18 шт. Mk.I (получившие бортовые номера от BL-104 до BL-121), в конце декабря 1939 года по программе военной помощи из Великобритании были поставлены ещё 12 шт. Mk.IV (получившие бортовые номера от BL-122 до BL-133), в 1940 году из Великобритании были получены ещё 12 шт. Mk.I и ещё 44-55 шт. были собраны по лицензии на авиазаводе в Тампере. В разное время они служили в 41, 42, 43, 44, 45, 46, 48-м авиаполках.
Королевство Югославия
Королевские военно-воздушные силы Югославиивторжения в Югославию в апреле 1941 года
- Румыния
Королевские ВВС Румынии — до войны в Великобритании закуплено 34 шт. Mk.I , ещё 3 шт. бывших югославских Mk.I получено после немецкой оккупации Югославии
Греция
Королевские ВВС Греции — до немецкой оккупации Греции в апреле 1941 из Великобритании были получены 12 шт. Mk.IV и 6 шт. Mk.I (все они были уничтожены в ходе боевых действий против немецких и итальянских войск в 1941 году). Кроме того, во время действий на Ближнем Востоке, в составе ВВС Греции числилось 19 Mk IV (01.1942 – 01.1943) и 31 Mk Vs (01.1943 – 09.1943).
- Польша
ВВС Польши в Великобритании: 307-я эскадрилья в составе RAF — 4 самолёта Mk I и Mk IV в качестве учебных и вспомогательных; 1 Mk IV переоборудован в личный самолёт генерала Андерса, командующего 2-м польским корпусом.
Свободная Франция
ВВС “Свободной Франции”: в составе 342-й эскадрильи RAF, также GRB1 (2 эскадрильи по 6 Mk IV, одна в Дуале и другая в Майдугури, близ Форт-Лами, из-за отсутствия боеприпасов во время наступления на Куфру занимались только фоторазведкой, После падения Куфры (1 марта 1941 г.) 6 самолётов участвовали в операциях в Эритрее. В конце сентября 1941 года создана GB Lorraine, базировавшаяся близ Дамаска, а позже в Египте. После 380 вылетов проводила разведку вдоль побережья Палестины, до отбытия в Англию осенью 1942 года.
- Португалия
ВВС Португалии (?)
- авиация ВМС Португалии: в 1943 получено 12 (по другим данным 18) самолётов, ими была оснащена “Эскадрилья B”, дислоцировавшаяся в порту Лиссабона. В марте 1945 года списаны и заменены новыми Bristol Beaufighter.
- Турция
ВВС Турции: в 1937-39 гг куплено 30 самолётов, позже получено ещё более 30.
- Италия
Regia Aeronautica: Один Mk.IV N3589 из состава 40-й эскадрильи RAF 13.09.1940 года по ошибке приземлился на итальянский аэродром в Пантеллерии, позже испытывался в центре ВВС Гвидония. Ещё один захвачен в Югославии, два других — в Итальянской Восточной Африке (но вскоре отбиты обратно британскими войсками. Упомянутый выше N3589 вероятно мог быть снят в фильме Роберто Росселлини «Пилот возвращается» (1942).
- Нацистская Германия
Люфтваффе: Один повреждённый Mk IV был захвачен во время битвы за Францию летом 1940 года; позже он был восстановлен и в 1940-42 гг использовался как учебный.
- Хорватия
ВВС Независимого государства Хорватия: 8 бывших югославских самолётов переданы Германией.
- Япония
ВВС Императорской армии Японии: остатки минимум одного Mk I и двух Mk IV, переоснащённых двигателями Nakajima Sakae были в августе 1947 обнаружены в Семаранге, остров Ява. Они предположительно были захвачены во время Малайской кампании, или операции в Голландской Ост-Индии.
- Индонезия
Использование Bristol F.2 Fighter в годы Первой мировой войны
К концу декабря 1916 г. было поставлено первых 10 серийных F.2A, поставки всех самолетов этой модификации завершились в марте следующего года. Первой частью, вооруженной новыми машинами, стала 48-я эскадрилья, прибывшая на фронт во Францию в середине марта 1917 г. Результаты первого боевого вылета, состоявшегося 5 апреля, были обескураживающими: из шести F.2A, отправившихся на задание над Аррасом, на аэродром вернулись только две машины (одна из которых была повреждена), остальные стали жертвами пилотов «Альбатросов» из отряда Jasta 11, возглавляемых Манфредом фон Рихтгофеном (Manfred von Richthofen). Понадобилось некоторое время, прежде чем британские авиаторы смогли выработать оптимальную тактику применения двухместных машин — действия в разомкнутом строю, позволяющие максимально использовать возможности не только курсового, но и турельного пулемета.
48-я эскадрилья была единственной, воевавшей на F.2A в годы ПМВ. В марте 1917 г. начались поставки самолетов Бристоль F.2B — пока с моторами «Фалькон» I. Летом в части Королевского летного корпуса поступили первые машины с «Фальконами» II, а осенью — с «Фальконами» III, наиболее совершенные из участвовавших в войне «Файтеров». Из машин с другими типами двигателей на фронте действовали F.2B (тип 16) с 200-сильными «Испано-Сюиза» и некоторое количество F.2B (тип 15) с моторами «Араб» такой же мощности. Хотя последние считались неудачными из-за сильной вибрации, ими вооружили ряд эскадрилий, воевавших на Западном фронте, в частности 8, 12 и 59-ю. Все эти части относились не к истребительным, а к корпусным разведывательным эскадрильям. Самолеты с «Фальконами» поступали в 11-ю (перевооружена в мае—июне 1917 г.), 20, 22 (обе — в августе 1917 г.), 48, 62, 88-ю эскадрильи во Франции; кроме того, ими частично вооружили целый ряд других частей. Уже в июле 1917 г. F.2B был официально принят в качестве стандартного типа для истребительно-разведывательных эскадрилий Западного фронта Первой мировой войны.
Истребитель Bristol F.2B ВВС США.
В Палестине на «Файтерах» летали 111-я и 1-я австралийская эскадрильи, в Италии — 139-я эскадрилья. В системе ПВО Великобритании самолетами F.2B вооружили 33, 36, 39, 141-ю эскадрильи. Получили их и целый ряд школ и тренировочных эскадрилий.
50 бипланов Бристоль F.2B получили США. Существовали планы производства в этой стране нескольких тысяч «Файтеров», но они не были реализованы. выпустила лишь 27 машин O-l — адаптации «Файтера» под мотор «Либерти» (400 л.с), оказавшийся слишком тяжелым для этого самолета. Кроме того, в начале 20-х гг. построили 45 самолетов «Дейтон-Райт» ХВ-1 с моторами «Райт» (300 л.с; лицензионная копия «Испано-Сюиза» HS 8F).
40 самолетов с двигателями «Испано-Сюиза» (300 л.с.) в 1925 г. построили по лицензии в Бельгии.
107 самолетов «Бристоль» «Файтер» (105 «тип 17» с 300-сильными «Испано-Сюиза» и два «тип 14» с «Фальконами» III) в 1920 г. поставили Польше. Ими укомплектовали 1, 2, 3, 5, 9 и 10-ю эскадры, в составе которых «Файтеры» приняли участие в советско-польской войне. Оставшиеся в строю самолеты в августе 1921 г. сосредоточили в 3-м авиаполку (1, 5 и 10-я эскадры), где они дослужили до середины 20-х гг.
В послевоенное время «Файтеры» (как правило, в небольшом количестве) попали в Мексику (10), Испанию (около 20), Ирландию (14), Китай, Афганистан (3 аэроплана), Грецию, Швецию, Норвегию (5), Перу, Боливию и ряд других стран. В Великобритании они находились на вооружении до 1932 г., а в Новой Зеландии — до 1936 г.
Самолет «Бристоль» F.2B оказался на редкость удачной машиной. Вероятно, именно он может с наибольшим основанием претендовать на звание лучшего двухместного истребителя Первой мировой войны.
Внешние ссылки
Bristol Самолет компании Самолет | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Схема предварительной нумерации |
| ||||||||||||||||||
Обозначения производителя |
| ||||||||||||||||||
По роли |
|
ЛТХ
Модификация | Blenheim Mk I | Blenheim Mk IV |
Размах крыла, м | 17.17 | 17.17 |
Длина, м | 12.12 | 12.98 |
Высота, м | 3.00 | 3.00 |
Площадь крыла, м2 | 43.57 | 43.57 |
Масса, кг | ||
пустого самолёта | 3673 | 4441 |
нормальная взлетная | 5668 | 6803 |
Тип двигателя | 2 ПД Bristol Mercury VIII | 2 ПД Bristol Mercury ХV |
Мощность, л. с. | 2 х 840 | 2 х 995 |
Максимальная скорость, км/ч | 459 | 428 |
Крейсерская скорость, км/ч | 344 | 319 |
Практическая дальность, км | 1810 | 2350 |
Скороподъемность, м/мин | 412 | |
Практический потолок, м | 8315 | 8310 |
Экипаж, чел | 3 | 3 |
Вооружение: | два 7,7-мм пулемета до 454 кг бомб | пять 7,7-мм пулеметов (1 в левой консоли крыла, 2 в надфюзеляжной турели с механическим управлением и 2 с дистанционным управлением на опоре под носовой частью для обстрела задней полусферы); до 454 кг бомб в бомбовом отсеке и 145 кг на внешних подвесках. |
Конструкция
Скоростной бомбардировщик Bristol «Blenheim» двухмоторный свободнонесущий цельнометаллический моноплан со среднерасположенным крылом и убирающимся шасси. Первый британский самолёт с цельнометаллической обшивкой и один из первых получивший убирающееся шасси, закрылки, пулемётную турель с электроприводом и винты изменяемого шага, а в варианте ночного истребителя — радар. Экипаж три человека — пилот, штурман-бомбардир и стрелок-радист.
Фюзеляж — типа монокок овального сечения состоял из трех секций: носовой, средней и хвостовой. Носовая часть фюзеляжа немного выступала вперед за гондолы двигателей. В носовой части находилась закрытая кабина экипажа. Каркас фюзеляжа состоял из поперечных шпангоутов и продольных лонжеронов и стрингеров. Дюралевая обшивка крепилась к каркасу потайной клепкой.
В верхней части фюзеляжа, над кабиной, располагался большой сдвижной люк, через который осуществлялся доступ в кабину пилота и штурмана. Воздушный стрелок попадал в самолёт через люк на гаргроте, расположенный перед верхней турелью. Место пилота было с левой стороны кабины. По левому борту располагалось складное сиденье штурмана, который пользовался им во время прицеливания. Остекление кабины состояло из неподвижных и подвижных панелей окон и подвижного сдвижного потолка. Носовая секция фюзеляжа крепилась к переднему лонжерону крыла. В средней секции фюзеляжа располагался бомбоотсек закрывавшийся деревянными створами люка.
- Крыло — двухлонжеронное состоит из трех секций: центроплан и две отъёмные консоли. Консоли трапециевидные в плане. Каркас крыла состоит из продольных лонжеронов и поперечных нервюр. Полки лонжеронов стальные, а стенки дюралевые, усиленные вертикальными ребрами. Нервюры дюралевые листы с загнутыми краями, для уменьшения веса конструкции в нервюрах выполнены окна. Дюралевая обшивка работающая крепилась при помощи клепки к лонжеронам и нервюрам. Центроплан, прямоугольный в плане, проходил через центральную секцию фюзеляжа. К торцам фюзеляжа крепились мотогондолы. К заднему лонжерону крыла крепились. элероны и закрылки. Каркасы элеронов и закрылков металлические, а обшивка полотняная. Элероны были снабжены триммерами, регулировка которых производилась на земле.
- Хвостовое оперение — однокилевое классической схемы. Конструкция киля и стабилизатора аналогична крылу. Каркас руля направления и руля высоты металлический, обшивка полотняная. Рули имеют весовую и аэродинамическую балансировку. Руль направления снабжен управляемым триммером.
- Шасси — трёхопорное с хвостовым колесом. Колеса шасси, со средним давлением в покрышках, располагались между двумя стойками с воздушно-масляными амортизаторами. Колеса имели раздельные пневматические тормоза. Основные колеса убирались назад по полету в нишу мотогондол при помощи гидравлики. Для аварийного выпуска шасси предусмотрен ручной насос.
- Силовая установка – два девятицилиндровых поршневых радиальных авиадвигателя воздушного охлаждения Bristol Mercury VIII мощностью по 840 л. с. каждый. Двигатели монтировались в стальных мотогондолах на разъёмном дюралевом монтажном кольце. Такая конструкция позволяла быстро снять двигатель, не демонтируя карбюратор. Воздушные винты трёхлопастные с изменяемым шагом. Топливо размещалось в двух баках, ёмкостью по 863 литра каждый, в центроплане. В каждой мотогондоле было установлено по маслобаку ёмкостью по 43 литра. Для запуска двигателя имелись электрический и ручной стартеры
- Вооружение — пять пулемётов калибра 7,7 мм: один в левой консоли крыла, два в надфюзеляжной турели с ручным управлением (для защиты верхней полусферы), два с дистанционным управлением под носовой частью (для защиты задней полусферы). Бомбовая нагрузка: 454 кг бомб в бомбовом отсеке и 145 кг на внешних подвесках.
Конструкция скоростного бомбардировщика Бристоль «Бленхейм»
Скоростной бомбардировщик Bristol «Blenheim» представлял собой свободнонесущий цельнометаллический моноплан со среднерасположенным крылом. Шасси убирающееся (впервые в Великобритании), трёхопорное, с хвостовым колесом.
Силовая установка состояла из 2 поршневых звездообразных двигателей воздушного охлаждения «Меркьюри» Mk.VIII с трёхлопастными винтами изменяемого шага Де-Хевиленд «Гамильтон». Экипаж размещался в закрытой кабине.
Чертеж бомбардировщика Бристоль «Бленхейм» Mk.I
Оборонительное вооружение состояло из 2 7,7-мм пулемётов: один в левой плоскости, второй — на подвижной турели в полуубирающейся башне. Турель оснащалась электроприводом. Топливные баки по началу не протектировались, и получать защиту начали только с 1940 г.
Финские «Бленимы» (как местного производства, так и импортированные из Великобритании) отличались бомбоотсеками увеличенного размера и возможностью установки лыжного шасси.
Основные модификации самолётов Бристоль «Бленхейм»
- «Бленхейм» Mk.IF — переделка бомбардировщика «Бленхейм» Mk.I. Двигатели «Меркюри» VIII (840 л.с). Переделано около 200 самолетов.
- «Бленхейм» Mk.IVF — конверсия бомбардировщика «Бленхейм» Mk.IV, отличающегося удлиненной носовой частью и более мощными моторами «Меркюри» XV. Некоторые машины получили дополнительный 7,7-мм пулемет в носовой части. На самолетах последних выпусков в турели стояло два пулемета «Браунинг». Пулеметный контейнер имел несколько большие размеры из-за вытянутой вниз носовой части самолета. В истребительный вариант переоборудовано порядка 60 машин.