Пассажирский самолет Boeing 767

История

Boeing 767 в трёх проекциях

Разработка экономичного двухмоторного реактивного авиалайнера, предназначенного для обслуживания линий средней и малой протяжённости, началась в 1978 году, когда авиакомпания United Airlines проявила заинтересованность в машине такого класса и разместила заказ на покупку сразу 30 самолётов. Первый Boeing 767, до сих пор находящийся во владении Boeing, был построен и вышел за ворота завода в Эверетте, штат Вашингтон, 14 августа 1981 года, и совершил первый полёт 26 сентября.

Разработка модели Boeing 767-300 началась в сентябре 1983 года. Эта модель имеет фюзеляж, который на 6,5 метра длиннее, чем у Boeing 767-200, что позволило увеличить количество пассажиров на 22 % (примерно 40 пассажиров) и количество перевозимого груза на 31 %.
За основными моделями последовали варианты с увеличенной дальностью полётов.

Военные модификации

На базе модели 767-300F по заказу ВВС США были разработаны, но не пошли в серию следующие варианты военных самолётов:

  • универсальный средний военно-транспортный самолёт
  • самолёт-заправщик
  • самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления (2 машины для Воздушных сил самообороны Японии)
  • самолёт боевого управления и целеуказания (1 машина для ВВС США)

Для этих целей в конструкцию 767-300F были внесены соответствующие изменения под размещение соответствующего оборудования или электронной аппаратуры, либо наоборот, высвобождение пространства под перевозку военных грузов.

Аварии и катастрофы

На май 2018 года было потеряно 17 самолётов типа Boeing 767, в катастрофах погиб 851 человек.

Одним из знаменитых Boeing 767 стал так называемый «Планёр Гимли» — самолёт, который пролетел абсолютно без топлива более 120 километров снижаясь с высоты 8,5 км и совершил вполне успешную посадку, при которой никто серьёзно не пострадал, а самолёт получил незначительные повреждения и впоследствии был восстановлен для дальнейшей эксплуатации (уже через два дня после проведённого ремонта на месте смог улететь своим ходом).

ДатаБортовой номерМесто катастрофыЖертвыКраткое описание
23.07.1983 Манитоба0/69Закончилось топливо и остановились оба двигателя. После продолжительного планирования лайнер успешно приземлился на закрытой военной базе Гимли
02.1991 9K-AIB Мосул0/0Захвачен у Кувейта, уничтожен во время «Бури в пустыне».
02.1991 9K-AIC Мосул0/0Захвачен у Кувейта, уничтожен во время «Бури в пустыне».
26.05.1991 OE-LAV восток Таиланда223/223Упал с эшелона. Левый двигатель перешёл в реверс.
06.04.1993 N767TA Гватемала0/236Вылетел за пределы ВПП при посадке на большой скорости.
23.11.1996 ET-AIZ Коморские Острова125/175Захвачен террористами, потребовавшими лететь в Австралию. Исчерпав топливо, самолёт совершил аварийную посадку в 500 метрах от побережья одного из Коморских островов.
31.10.1999 SU-GAP Атлантический океан217/217Пилот, ранее получивший дисциплинарные санкции, отключил двигатели и направил самолёт в пике. Египетские власти настаивают на версии отказа автопилота.
22.09.2000 N654US Филадельфия0/3При проверке после техобслуживания левый двигатель взорвался.
11.09.2001 N334AA Нью-Йорк1530+92/92 Террористы направили самолёт на северную башню ВТЦ.
11.09.2001 N612UA Нью-Йорк612+65/65 Террористы направили самолёт на южную башню ВТЦ.
15.04.2002 B-2552 Пусан129/166Разбился при заходе на посадку из-за ошибок экипажа.
26.06.2002 JA8254 Симодзи0/3Разбился при тренировочном полёте.
02.06.2006 N330AA Лос-Анджелес0/0Пожар двигателя в ходе наземного обслуживания.
28.06.2008 N799AX Сан-Франциско0/2Пожар на борту стоящего самолёта. Машина списана.
01.11.2011 Варшава0/231Из-за отказа гидросистем не вышли шасси, совершил посадку «на брюхо».
16.04.2013 Барахас0/163Из-за неверного расчета скорости при взлете зацепил хвостом ВПП, салон перестал быть герметичным. Списан.
21.12.2016 VQ-BSY Екатеринбург0/335Во время разгона прекратил манёвр и выкатился за пределы ВПП

Технические характеристики

  • Boeing 767 — двухмоторный турбовентиляторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением.
  • Расход топлива — 4800 кг в час при максимальной коммерческой загрузке.
767-200767-200ER767-300767-300ER767-300F767-400ER
Длина48,51 м54,94 м61,4 м
Размах крыла47,57 м51,9 м
Пассажировместимость,

чел.

от 181 до 255от 218 до 350от 245 до 375
Груз81,4 м³106,8 м³454 м³129,6 м³
Макс. взлетная масса142 880 кг179 170 кг158 760 кг186 880 кг186 880 кг204 120 кг
Масса пустого80 130 кг82 380 кг86 070 кг90 010 кг86 180 кг103 870 кг
Дальность9 400 км12 200 км9 700 км11 305 км6 050 км10 450 км
Крейсерская скорость M=0,80 (851 км/ч)
ДвигателиДва турбовентиляторных двигателя; обычно применяются General Electric CF6-80A, (ранние 767-200 и 767-300 кроме ER) или General Electric CF6-80C2 (обычно 65 000 lbf), или Пратт & Уитни PW4062 (обычно 63 000 lbf);очень ограничено использование двигателей Rolls-Royce RB211 (обычно 60 000 lbf)

Общие сведения

Размеры Boeing 767 между меньшим (с фюзеляжем обычных размеров) и большими широкофюзеляжными и .

Применение новейших[каких?] технологий снизило эксплуатационные расходы и улучшило комфорт пассажиров до уровня, которого не было на то время ни в одном другом авиалайнере.

Конструкция 767 сочетает в себе высокую, в сравнении с моделью 747, эффективность использования топлива, гибкость в использовании, низкий уровень шума и современные системы авионики, включая полностью цифровую систему управления полётом. Для его создания использовались самые современные на тот момент материалы, такие как новые алюминиевые сплавы и различные композитные материалы.

Пассажирский салон с двумя проходами следует стандарту пространства и комфорта, который был установлен , первым широкофюзеляжным авиалайнером. Исследования мнений пассажиров показали, что компоновка посадочных мест, которая была применена в 767 (7 пассажирских сидений в ряду по схеме 2+3+2), по замыслу производителя, должна была понравиться коммерческим авиакомпаниям как более комфортабельная, в сравнении с альтернативными вариантами.

Салон 767 почти на 1,5 метра шире, чем салоны самолётов более ранних конструкций, и в результате он мог вместить около 224 пассажиров в стандартной компоновке с тремя классами салонов, однако имеется много возможностей по увеличению количества пассажирских мест. Например для чартерных рейсов существует вариант 767-300 с салоном одного класса, способный вместить до 325 пассажиров.

Для багажа и груза также было выделено предостаточно места: вариант 767-200 способен вместить до 86,9 м³ груза, а вариант 767-300 — 114,2 м³ соответственно, что было на 45 % больше, чем подобный показатель для модели, и больше, чем у любого другого коммерческого авиалайнера этого класса.

По приблизительным оценкам, 767 перевёз 795 миллионов пассажиров и выполнил 4,8 миллионов коммерческих рейсов с того момента, когда он впервые вступил в строй 8 сентября 1982. Средняя продолжительность налётов за день для всех выпущенных машин составляет 10 часов.

В отличие от других широкофюзеляжных самолетов второго поколения – французских Airbus A300 и A310 и российского Ил-96, уже практически сошедших со сцены, Boeing 767 на настоящее время (2015 год) продолжает производиться и активно эксплуатируется по всему миру.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий