Конструкция советского танка Т-55 — основные особенности
Советские танкостроители, начиная с танков Т-34 и ИС-2, делали ставку на оснащение машин мощными и надежными силовыми установками. Советские дизели В-2 прошли всю войну и заслужили признание военных. Аналогично подошли к решению поставленной задачи и конструкторы среднего танка Т-55. Дизельный двигатель В-55 имел жидкостное охлаждение и обеспечивал машине высокие скоростные характеристики и большой запас хода, как на твердом покрытии, так и на пересеченной местности. Запуск двигателя осуществлялся с помощью сжатого воздуха, увеличивая ресурс аккумуляторов.
На советском танке впервые установили запасные топливные баки-стеллажи в носовой части бронированного корпуса. В ходе проведения полигонных испытаний такое новшество доказало свое право на жизнь. Топливные баки, заполненные дизельным топливом, играли роль дополнительной противокумулятивной защиты.
Если с двигательной установкой и ходовой частью Нижнетагильские танкостроители справились на отлично, то над вооружением бронированной машины пришлось поработать. Как и в предыдущей модели, в танке Т-54Б, на новой машине установили стабилизаторы ствола в горизонтальной плоскости. Требовалось увеличить боекомплект танковой пушки за счет увеличения количества кумулятивных бронебойных снарядов. Танковая 100-мм пушка Д-10Т2С на тот момент считалась одной из самых мощных. С расстояния 1000 м подкалиберный снаряд, выпущенный их этого оружия, свободно пробивал броню толщиной 275 мм.
В танке применили новую систему защиты экипажа на случай применения оружия массового поражения. Коллективная защита предполагала полную герметизацию боевого отделения танка. Системы жизнеобеспечения машины обеспечивали систему фильтрации и вентиляции. Экипаж танка был надежно защищен не только от ударной волны, светового излучения и радиации, но и мог вести бой в сложившихся условиях.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (ТТХ) БМП Т-15
- Экипаж, чел. – 3.
- Десант, чел. – 9.
- Боевая масса, т – около 50 (в некоторых источниках – 49).
- Длина, м – 9,5.
- Ширина по бортовым экранам – 4,8.
- Вместимость, чел. – 12 (экипаж – 3, десант – 9).
- Защита – комбинированная противоснарядная, включает КОЭП и КАЗ «Афганит».
- Вооружение – боевой модуль «Эпоха»: пушка 2А42 (калибр 30 мм, боекомплект 500 снарядов, дальность стрельбы до 4000 м), пулемёт ПКТМ (калибр 7,62 мм, боекомплект 2000 патр.), ПТРК «Корнет-Д» (боекомплект 4 ракеты, дальность стрельбы до 8000 м).
- Двигатель – многотопливный турбодизель 2В-12-3A мощностью 1500 л.с.
- Макс. скорость по шоссе, км/ч – 75.
- Запас хода, км – 500 (без дополнительных баков).
Контент данной страницы подготовлен для портала «Современная армия». При копировании контента, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник.
Сколько танков в России?
Конечно же точное количество боевой техники является военной тайной. Тем более количество вышедших из строя и переданных в войска из оборонных предприятий в течение последнего года (читай — СВО). Но подсчитать количество боевых единиц на основе открытых источников. Цифры где-то разнятся, но в общем погрешность не такая большая. Так, британское издание INEWS указывает цифру в 13 300 боевых машин. А вот известный агрегатор военных рейтингов GLOBALFIREPOWER рассказывает о 12 420 танках.
Интересный расчет произвел пользователь Живого журнала (Livejournal) altyn73. В своем материале он приводит цифру в 2685 единиц.
Видимо здесь не учитываются танки, находящиеся на хранении, то есть в воинских частях кадра. Во всем известной Википедии приводятся уже совершенно другие цифры. Посмотрите данную информацию в таблице.
Модификация танка | Количество |
---|---|
Т-90М | 67 |
Т-90 Т-90А | ~350 |
Т-80У, БВ | 310 |
Т-80БВМ | 170 |
Т-72Б3 обр. 2016 | 530 |
Т-72Б3 | 850 |
Т-72Б, БА | 650 |
ВСЕГО: | 2927 |
В этом варианте указано 2927 танков. Количество машин на хранении не раскрыто.
В итоге можно варьировать следующими цифрами: всего около 12 000-13 500 танков в Армии России. Из них в боевых подразделениях 2500-3000 единиц. Напоминаю, все расчеты взяты из открытых источников и, естественно, могут отличаться от реальных цифр.
Немецкий «зоопарк»
В свою очередь власти ФРГ заявили о решении поставлять Украине БМП «Мардер». Здесь надо уточнить, что и в Европе боевые машины, подобные БМП-1, появились позднее, чем в СССР. Фирмы «Рейншталь АГ – Транспорттехник» (г. Кассель) и «МАК Машинбау» (г. Киль) приступили к производству неплавающей боевой машины пехоты «Мардер» («Marder» в переводе «куница». – Авт.) в 1969 году. Поставки в войска начались с октября 1970 года, и до 1975 года обе фирмы совместно выпустили более 2000 БМП.
Вместимость БМП «Мардер» 10 человек, в том числе 3 члена экипажа, двое из которых (командир и наводчик) располагаются в башне. Боевое отделение с вращающейся двухместной башней находится в средней части корпуса. Впереди справа от механика-водителя расположен многотопливный дизель компании «Даймлер-Бенц» мощностью 600 лошадиных сил, обеспечивающий запас хода в 520 километров.
flickr.com/bronpancerna
Защищена «Куница» не хуже «Леопарда».
Бронекорпус БМП «Мардер» сварен из листов катанной стальной брони. Защищённость повышена большими углами наклона листов корпуса. Лобовая броня толщиной около 30 мм защищает от оружия калибра до 20 мм, бортовая – от стрелкового оружия, осколков снарядов и мин. Борта прикрыты навесными резиновыми противокумулятивными экранами, армированными лёгким стальным каркасом. Для маскировки на башне слева от лафета установлен блок из шести 76-мм дымовых гранатомётов.
По защищённости БМП «Мардер» приблизилась к основному немецкому боевому танку «Леопард-1». Её защита обеспечивает непоражаемость лобовой и бортовой проекций машины при обстреле из 30-мм пушки бронебойным оперённым подкалиберным трассирующим снарядом. Вместе с тем «Мардер» стала и самой тяжёлой среди серийных боевых машин пехоты – её вес, в зависимости от модификации, от 28,2 до 33,5 тонны. Она, напомним, не умеет плавать и тяжела для мостов, которые могут встретиться на Украине.
До 2011 года эти бронемашины не раз подвергались модернизации, самая последняя получила обозначение «Мардер» A5А1. В этой БМП установлена система кондиционирования воздуха, использовано мультиспектральное камуфлирование корпуса и системы РЭБ. Однако модернизации подверглось всего 35 машин, которые вряд ли попадут в зону специальной военной операции. Самая распространённая версия «Мардер» А3 выпускалась с 1989 по 1998 год, 40 машин этой серии и планируется отправить Украине.
globallookpress.com
Любят немцы чего-нибудь раздавить красиво.
В 2009-2011 годах бундесвер использовал порядка 20 машин «Мардер» в боевых действиях в Афганистане. И считается, что БМП неплохо себя зарекомендовала в сложных климатических условиях и при этом снискала популярность у личного состава за высокую огневую мощь, хорошую броневую защиты и надёжность. Следует только заметить, что «Мардер» использовалась исключительно при невысокой интенсивности боевых действий и отсутствии у противника современного вооружения. На Украине совсем другая война.
А вот про свою новейшую боевую машину пехоты «Пума» (нем. «Schützenpanzer Puma» – «Бронетранспортёр пума»), разработку и выпуск которой осуществляют концерны KMW и RLS, немцы пока помалкивают. В базовой конфигурации «Пума» представляет собой авиатранспортабельную боевую машину пехоты с дистанционно управляемой необитаемой башней и компактным боевым отделением.
Планировалась, что бундесвер для замены устаревших БМП «Мардер» получит 410 таких машин, однако в 2012 году заказ был сокращён до 350 единиц при увеличении стоимости одной БМП до 7 млн евро. Первые образцы «Пумы» были изготовлены в декабре 2010 года, серийные поставки начались с апреля 2015 года, а уже к августу 2021 года весь заказ был выполнен.
flickr.com/bronpancerna
На недавних учениях несколько «Пум» вышли из строя по вине электроники.
Массовая поставка натовской бронетехники безусловно продлит вооружённый конфликт на Украине, но ничто не замедлит темпов её утилизации. На 18 января 2023 года Вооружённые силы Украины уже потеряли 7563 танка и других боевых бронированных машин. И счёт не закрыт.
Годное лыко в строку. Жестокие БТРы
Но у фортуны свои планы. Израиль внезапно оказался обладателем нескольких сотен танков Т-54/Т-55 после Шестидневной войны 1967 года. Рачительные израильтяне, до сих пор вовсю гонявшие на устаревших «шерманах», «супершерманах» и лёгких французах AMX-13, тут же приспособили годные танки под свои нужды. В результате вышли усовершенствованные «тираны», часть из которых получила 105-миллиметровые натовские танковые пушки L7. В конце 1980-х бывшие советские танки решили не списывать, а переделать в тяжёлые БТРы «Ахзарит» (жестокая — ивр.). Башни сняли, корпус перекроили, двигатели заменили. Получились мегазащищённые бронетранспортёры, ведь к 27-тонному корпусу Т-55 добавилось ещё 17 тонн брони! А нетривиальная конструкция задней двери позволяла мотопехоте буквально выскакивать, а не выползать. В это время экипаж мог прикрывать десантирование огнём четырёх пулемётов. В «ахзариты» переделали порядка 500 советских танков. Сейчас на службе остаётся около 200 «жестоких» БТРов, которые в условиях городского боя чувствуют себя гораздо лучше, чем американские М113.
В 1990-х в России тоже построили бронетранспортёр на базе Т-55 — тяжёлый БТР-Т получил низкопрофильную башню с 30-миллиметровой пушкой 2А42 и ПТРК 9М113 «Конкурс». Было ещё несколько вариантов вооружения с 30-миллиметровыми пушками, автоматическими гранатомётами АГС-17, 12,7-миллиметровыми пулемётами и ПТУР в различных вариациях. Но по ряду причин в серию машина не пошла.
Операторы
- Россия:
- Сухопутные войска России — 8000 БМП-1, из них 7000 на хранении, по состоянию на 2012 год
- Внутренние войска МВД России — 1650 БМП-1, БМП-2 и БТР-80, по состоянию на 2012 год
- Азербайджан:
- Армия Азербайджана — 43 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Пограничные войска Азербайджана — 168 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Алжир — 685 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Ангола — 250 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Армения:
- Россия:
- Армия Армении — 80 БМП-1, 7 БМП-1К, по состоянию на 2012 год
- МВД Армении — 44 БМП-1, 1 БМП-1К, по состоянию на 2012 год
- Пограничные войска Армении — 35 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Афганистан — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2010 год
- Белоруссия — 109 БМП-1, по состоянию на 2010 год
- Болгария — 80 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Венгрия — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Вьетнам — 300 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Греция — 401 БМП-1, по состоянию на 2012 год[
- Грузия — 25 БМП-1 из них 8 на хранении, по состоянию на 2012 год
- ДР Конго — 20 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Египет — 220 БМП-1 на хранении, по состоянию на 2012 год
- Индия — более 350 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Йемен — 420 БМП-1, по состоянию на 2005 год
- Иран — 210 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Ирак — 100 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Йемен — 100 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Казахстан — 730 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Камбоджа — 70 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Киргизия — 230 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- КНДР — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 1985 год, на данный момент количество и статус неизвестны
- Кот-д Ивуар — 10 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Куба — около 50 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Ливия — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Мозамбик — 40 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Монголия — 310 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Польша — 1297 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Сирия — до 2450 БМП-1/БМП-2/БМП-3, по состоянию на 2012 год
- Словакия — 162 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Судан — 75 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
- США — 21 БМП-1. 19 единиц БМП-1 поставлены из ФРГ в 1991 году, ещё 2 единицы поставлены из ФРГ в1993 году
- Таджикистан — 8 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Туркмения — 930 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
- Украина — 994 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Уругвай — 18 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Финляндия — 10 BMP-1TJ, по состоянию на 2012 год
- Чад — 83 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Чехия — 166 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Шри-Ланка — 13 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Экваториальная Гвинея — 20 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Эритрея — 15 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Южная Осетия — 80 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2008 год
Ракетное вооружение[ | ]
Основная статья: Корнет (ПТРК)
Противотанковый ракетный комплекс «Корнет-ЭМ» оборудован ракетой 9М133ФМ-3, предназначенной для поражения воздушных целей, в том числе малоразмерных беспилотных летательныхй аппаратов (БПЛА), и для этого имеет фугасный принцип поражения. Предельная высота действия 9М133ФМ-3 составляет 9 км, что выше потолка тяжёлых ударных БПЛА США типа MQ-1 Predator (7,2 км). Также ракета 9М133ФМ-3 позволяет уверенно поражать небронированные вертолёты класса Apache на встречных и догонных курсах на дальности до 10 км, что больше дальности действия их противотанкового вооружения — ракет «Hellfire», которые имеют дальность стрельбы 8 км в большинстве модификаций. Крылатые ракеты и низколетящие самолёты могут быть поражены только на встречном курсе.
ПТРК «Корнет-ЭМ» для борьбы с перспективными комплексами активной защиты танков поддерживает залповый пуск сразу двух ракет с задержкой, меньшей минимального времени срабатывания комплексов активной защиты танков.
Наличие запаса ракет для уничтожения воздушных целей, а также необходимость тратить по две ракеты для поражения танков с современными КАЗ определяют то обстоятельство, что Т-15 имеет 4 пусковых блока ракет, вместо 2-х пусковых блоков у большинства БМП с боевыми отделениями классом ниже без способности обстрела воздушных целей и поражения современных танков одновременным залпом из 2-х ракет.
Прочие варианты
В СССР на базе Т-55 выпускался огнемётный танк ТО-55, у которого с пушкой был спарен мощный огнемёт с дальностью стрельбы до 200м. Кроме того, шасси танка использовалось для создания инженерных машин и мостоукладчиков и тягачей.
Там были созданы и модернизированные варианты «пятьдесят пятого», схожие с советской модификацией «АМ». Танки бывшей Югославии модернизировались по израильскому образцу – с установкой пушки L7. В Египте разрабатывался масштабный проект модернизации под названием «Рамзес II», но в итоге египтяне предпочли американские «Абрамсы».
В Ираке «пятьдесят пятый» оснащали навесной композитной бронёй – на западе эти машины называли «Энигма». В Израиле в 80-е годы Т-55 стали переделывать в тяжелые бронетранспортёры «Ахзарит». Возможно, с учётом этого опыта в 90-х годах в России пытались создать свой тяжёлый бронетранспртёр БТР-Т, но в серию он не пошёл. Различные варианты модернизации «пятьдесят пятого» разрабатываются и предлагаются по сей день. Некоторые из них допускают установку орудия калибра 125мм.
Тактико-технические характеристики танка (ТТХ)
Общая информация
- Классификация — средний танк;
- Боевая масса – 36 т;
- Компоновочная схема – классическая;
- Экипаж – 4 человека;
- Годы производства — 1958—1979;
- Годы эксплуатации — с 1958;
- Количество выпущенных – 23 600 штук.
Размеры
- Длина корпуса – 6200 мм;
- Длина с пушкой вперёд – 9000 мм;
- Ширина корпуса – 3270 мм;
- Высота – 2350 мм;
- База – 3840 мм;
- Колея – 2640 мм;
- Клиренс – 425 мм.
Бронирование
- Тип брони — стальная катаная и литая;
- Лоб корпуса (верх) — 100 / 60° мм/град;
- Лоб корпуса (низ) — 100 / 55° мм/град;
- Борт корпуса (верх) — 60 / 60° мм/град;
- Борт корпуса (низ) — 80 / 0° мм/град;
- Корма корпуса (верх) — 30 / 60° мм/град;
- Корма корпуса (середина) — 45 / 17° мм/град;
- Корма корпуса (низ) — 20 / 70° мм/град
- Днище — 20 мм;
- Крыша корпуса – 15-30 мм;
- Лоб башни – 200 мм;
- Борт башни – 160 мм;
- Корма башни – 65 мм;
- Крыша башни – 30 мм.
Вооружение
- Калибр и марка пушки — 100-мм Д-10Т2С;
- Тип пушки — нарезная пушка;
- Длина ствола – 56 калибров;
- Боекомплект пушки – 43;
- Углы ВН: −5…+18 градусов;
- Углы ГН: 360 градусов;
- Прицелы — ТШ2Б-32П, ТПН-1-22-11;
- Пулемёты — 1 × 12,7-мм ДШКМ, 2 × 7,62-мм СГМТ.
Подвижность
- Тип двигателя – В-55 дизельный V12 с жидкостным охлаждением;
- Мощность двигателя – 580 л.с.;
- Скорость по шоссе – 50 км/ч;
- Скорость по пересечённой местности – 22-27 км/ч;
- Запас хода по шоссе — 485-500 км;
- Запас хода по пересечённой местности — 290-320 км;
- Тип подвески — индивидуальная торсионная;
- Удельное давление на грунт — 0,81 кг/см²;
- Преодолеваемый подъём – 32 градуса;
- Преодолеваемая стенка – 0,8 м;
- Преодолеваемый ров – 2,7 м;
- Преодолеваемый брод — 1,4 м (5 м с ОПВТ).
Модификации и машины на базе Т-55
Модификации
- Т-55А, с более высоким уровнем противоатомной защиты. Производился с 1962 по 1977 год, и на протяжении всего производства постоянно совершенствовался;
- Т-55К, командирский вариант Т-55 с дополнительной радиостанцией;
- Т-55АК, командирский вариант Т-55А;
- ТО-55, огнеметный танк, вместо спаренного пулемета имевший огнемет;
- Т-55АМ с дополнительной броневой защитой, комплексом управляемого вооружения и другими техническими нововведениями;
- Т-55АМ-1, модель с более мощным дизельным двигателем;
- Т-55АД с активной защитой 1030М «Дрозд»;
- Т-55АМВ с навесной динамической защитой, зенитным пулеметом, модернизированной ходовой частью и техникой для эффективного ведения боя;
- Т-55М со множеством технических усовершенствований. Также выпускался в различных вариантах.
Машины на базе Т-55
- МТУ-20 и МТУ-55 – мостоукладчики;
- Объект 604 – минный тральщик;
- VT-55A – ремонтно-эвакуационная машина, сделанная в Чехословакии;
- ГТУ-1 – универсальный тягач;
- БТР-Т – тяжелый бронетранспортер;
- Ахзарит – израильский тяжелый бронетранспортер;
- ТВНА – индийский тяжелый бронетранспортер;
- Т-55-64 – украинская машина с башней от Т-55 и шасси от Т-64;
- Т-55 Марксман – финская зенитная установка с башней Марксман.