Беспилотные летательные аппараты – будущие короли неба

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Aerodreams. Дата обращения 6 августа 2012.
  2. . aorion.su. Дата обращения 30 января 2020.
  3. . BelARMY Информационно-аналитический портал (31 января 2013).
  4.  (недоступная ссылка). Белорусская военная газета (2 марта 2012). Дата обращения 2 октября 2014.
  5. . Авиационная энциклопедия “Уголок неба” (2011).
  6. . Военный дневник И.Коротченко (военный эксперт) (10 сентября 2011).
  7. Павел Сергеев. . Lenta.ru (13 июня 2008). Дата обращения 14 ноября 2012.
  8. . Израиль плюс (19 мая 2013). Дата обращения 19 мая 2013.
  9. . newsru.co.il (19 мая 2013). Дата обращения 19 мая 2013.
  10. . Дата обращения 6 июня 2013.
  11. ↑ «Silver Arrow» — дочерняя фирма компании «Elbit Systems»
  12. Gabriel Dominguez.  (англ.) (недоступная ссылка). Jane’s Defence Weekly (17 July 2017). Дата обращения 27 августа 2017.
  13. (17 ноября 2010). Дата обращения 8 августа 2017.
  14. Александр Храмчихин. Глава V. Военное строительство в Китае // Дракон проснулся? : внутренние проблемы Китая как источник китайской угрозы для России. — 2 изд. — Москва: Издательство “Ключ-С”, 2015. — С. 79. — 192 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-93136-200-7.
  15. Михалков, Никита . Москва: Телекомпания «Россия 24», официальный канал ВГТРК на Youtube (11 июня 2016). Дата обращения 16 октября 2016. сценарий: Александр Храмчихин. . www.snob.ru (21 июня 2013). Дата обращения 21 ноября 2017.
  16. . unmanned.ru. Дата обращения 9 октября 2017.
  17. . aviaport.ru. Дата обращения 13 сентября 2011.
  18. ↑  . uav-dozor.ru. Дата обращения 9 февраля 2010.
  19. . Уголок неба. Дата обращения 25 июня 2010.
  20. . Уголок неба. Дата обращения 25 июня 2010.
  21. . gazeta.ru (1 февраля 2011). Дата обращения 1 февраля 2011.
  22. Козлов, Дмитрий . АвиаПорт.Ru (31 мая 2011). Дата обращения 12 сентября 2011.
  23. SPAITECH S.P.E. .

Китай

Стратегический БПЛА «Парящий дракон», масса ~7 т

Малозаметный ударный БПЛА Лиянь (летит налево)

Экспериментальный гиперзвуковой БЛА WU-14», предназначен для преодоления противоракетной обороны

Несмотря на то что Китай является абсолютным лидером в производстве съёмочно-игровых квадрокоптеров, которые имели применение в некоторых боевых действиях на Донбассе, в Сирии и в Афганистане эту продукцию всё равно нельзя назвать полноценными беспилотниками, так как их дальность, скорость и автономность достаточно низкие, а также большинство из них непригодны для использования в дожди и морозы.

  • ASN-206
  • AVIC Cloud Shadow
  • БПЛА серии 601-S (КНР)
  • Chengdu Xianglong
  • D-4
  • Wing Loong
  • Цайхун-5
  • DF-ZF
  • Minghe

Роль БПЛА в НОАК

Используя большой экономический и технологический потенциал, КНР предпринимает активные усилия для создания армии, в том числе за счёт освоения выпуска беспилотных боевых самолётов. Так, спустя 4 года после показа первого беспилотника на авиасалоне в г. Чжухай, в 2010 г. (там же) демонстрировалось уже 25 моделей различного назначения. Это вызывает  — и не только на западе
, но и в РФ. Область возможного применения военных БПЛА показана в передаче.

Они не могут сбивать самолеты

Реактивный двигатель, случайно засосавший летающий высоко дрон, весьма маловероятное событие, а шансы на то, что это случится, еще меньше.

Адвокат Шульман отмечает, что пилоты замечали модели самолетов в своих окрестностях годами, но только в прошлом году FAA начало требовать от пилотов и управления воздушным движением сообщать о всех появлениях дронов в рамках системы национальной безопасности. Из этих 190 случаев, как отмечает Шульман, СМИ описали большинство как «почти вот-вот столкнулись».

В большинстве этих «вот-вот»-случаев, наблюдения проводились с земли, в иных ситуациях не представляли угрозы. В некоторых случаях было не совсем понятно, действительно ли пилот заметил дрон. Маловероятно, что дрон может достичь высоты хотя бы в триста метров — и даже если и так, то новейшие модели вроде Phantom 3 уже идут с геопозиционированием, которое автоматически активирует GPS во избежание подлета к ближайшим аэропортам.

Зарождение индустрии российских квадрокоптеров

Лучшие российские квадрокоптеры участвуют в международных выставках и показах на авиасалонах, но практически недоступны для рядовых потребителей.

Для создания беспилотников компании используют передовые достижения в сфере дроностроения и зарубежные наработки. При необходимости проводят закупку комплектующих иностранного производства, но в большинстве стараются использовать детали, производимые в России. Также при изготовлении дронов учитываются и особенности эксплуатации, в первую очередь, различные климатические зоны, в которых расположена территория РФ, которые обуславливают широкий диапазон рабочих температур квадрокоптеров.

Производство дронов – одно из самых востребованных и быстроразвивающихся направлений в России. С нетерпением ждем появления любительских дронов уровня DJI от российских компаний.

История развития БПЛА

Человека достаточно давно посетила мысль о создании такой машины, которой можно было бы, без вреда для себя, управлять на расстоянии. Спустя 30 лет после первого полета братьев Райт эта идея воплотилась в реальность, и в 1933 году в Великобритании был построен специальный самолет на дистанционном управлении.

Фэйри Куин может по праву считаться первым БПЛА современной истории, и англичане использовали этот аппарат в качестве учебной мишени, для тренировки своих зенитчиков.

Первым дроном, принявшим участие в боях был немецкий Фау-1. Это была радиоуправляемая ракета с реактивным двигателем. Она была оснащена автопилотом, в который немецкие операторы вводили информацию о предстоящем полете. За годы Второй мировой войны эта ракета успешно выполнила около 20 тыс. боевых вылетов, нанося авиаудары по важным стратегическим и гражданским объектам Великобритании.

После окончания Второй мировой, США и Советский Союз по ходу растущих взаимных претензий друг к другу, ставшими плацдармом для начала холодной войны, начали выделять огромные деньги из бюджета на развитие беспилотных летательных аппаратов.

Так, во время ведения боевых действий во Вьетнаме, обе стороны активно применяли БПЛА, для решения различных боевых задач. Радиоуправляемые аппараты делали аэрофотоснимки, вели радиолокационную разведку и их применяли в роли ретрансляторов.

В 1978 году случился настоящий прорыв в истории развития беспилотников. ИАИ Скаут был представлен военпредами Израиля и стал первым в истории боевым БПЛА.

А в 1982 году, во время войны в Ливии этот дрон практически полностью уничтожили сирийскую систему ПВО. Во время ведения тех боевых действий армия Сирии потеряла 19 зенитных батарей и было уничтожено 85 самолетов.

После этих событий американцы стали уделять максимум внимания к разработке дронов, и в 90-х годах стали мировыми лидерами в области применения беспилотных летательных аппаратов.

Дроны активно использовались в 1991 году во время «Бури в пустыне», а также в ходе военных операции на территории Югославии в 1999 году. Сейчас на вооружении армии США стоит около 8,5 тыс. радиоуправляемых дронов и это в основном малогабаритные БПЛА для выполнения разведывательных задач в интересах сухопутных войск.

Свобода воздуха

Минтранс согласовал с заинтересованными ведомствами проект постановления правительства РФ, разрешающий использовать «легкие» дроны на небольших высотах без уведомления авиавластей. Об этом сообщили «Известиям» в пресс-службе министерства. Там уточнили, что в ближайшее время он будет внесен в кабинет министров.

Речь идет об изменениях в Федеральные правила использования воздушного пространства. Как следует из проекта документа, согласовывать не придется полеты беспилотных воздушных судов (БВС) массой до 30 кг в светлое время суток на высоте менее 150 м над землей или водой. Квадрокоптер обязательно должен находиться в зоне видимости оператора.

В некоторых случаях разрешения от подведомственных Росавиации органов получать придется даже при соблюдении этих условий. Например, для запуска беспилотника в районе диспетчерских зон, аэродромов, зон ограничения полетов. Обращаться к чиновникам также придется, чтобы поднять дрон в воздух в местах проведения публичных и официальных спортивных мероприятий.

Предполагалось, что постановление правительства, дающее послабления для владельцев небольших коптеров, вступит в силу в мае 2019 года, но оно увязло в согласованиях. В пресс-службе Минюста сообщили «Известиям», что проект рассмотрен и «заключение по результатам проведения правовой и антикоррупционной экспертиз направлено в Минтранс».

По данным ассоциации «Аэронет», документ может вступить в силу в ближайшие три-четыре недели, сказал «Известиям» глава объединения Глеб Бабинцев.

–– Это облегчит жизнь как частным владельцам дронов и авиамоделистам, так и малым коммерческим предприятиям, выполняющим работы по точечному мониторингу небольших строительных и аграрных объектов, –– сказал он.

Эксперт добавил, что в связи с повышенным вниманием к теме беспилотников необходимо отдельно проработать нюансы для беспрепятственного функционирования авиамодельных кружков в школах. По его словам, руководители просто боятся запускать модели самолетов, чтобы не получить штраф

Изменения в правилах использования воздушного пространства прежде всего облегчит жизнь частным владельцам квадрокоптеров, сказал «Известиям» гендиректор «БАС-Тех Иркутск» Роман Голубев. Для компаний, профессионально применяющих беспилотники, ничего не изменится.

–– Станет проще проводить совсем небольшой пласт работ, например съемку строительных объектов. Но полеты за пределами визуальной видимости всё равно потребуют согласования со структурами по организации воздушного движения, –– пояснил он.

Эксперт также подчеркнул, что для легитимного запуска дронов в населенном пункте граждане обязаны получать разрешение от местных властей (исключение по проекту Минтранса составят беспилотники массой менее 250 г. — «Известия»). По его словам, пока полиция смотрит на такие нарушения сквозь пальцы, но со временем всё может измениться.

REX 1: «Калашников» на защите от дронов

Специалисты ZALA AERO GROUP, подразделения холдинга «Калашников», лидера отечественного рынка беспилотных средств, разработали электромагнитное ружье REX 1 для защиты от дронов. Внешне устройство похоже на привычный автомат, вес устройства − чуть более 4 кг. Ружье активируется нажатием одной кнопки и способно работать без подзарядки 3 часа.

Фото: kalashnikov.media

Суть работы REX 1 заключается в подавлении сигнала систем навигации и связи, которыми пользуются дроны. В оружие встроен блок, который в радиусе двух километров заглушает сигналы спутниковой навигации ГЛОНАСС и аналогичных зарубежных систем. Также устройство способно блокировать на расстоянии одного километра сигналы GSM, 3G, LTE и ставить помехи на частотах 900 МГц, 2,4, 5,2–5,8 ГГц. При этом дрон физически не уничтожается, но теряет связь с пультом управления и приземляется.

Оружие оснащено системой крепления, так что на него можно дополнительно установить прицелы, фонари, целеуказатели, а также устройства объективного контроля. REX 1 может использоваться и при саперных работах, для борьбы с самодельными взрывными устройствами, которые активируются с помощью сигнала мобильного телефона.
 

«СЕРПом» по беспилотникам: еще одна разработка «Росэлектроники»

Радиоэлектронная пушка «СЕРП» разработана НИИ «Вектор», входящим в холдинг «Росэлектроника». Это система радиоэлектронного подавления малых беспилотных летательных аппаратов, которая в комплексе с пассивным когерентным локатором (ПКЛ) обеспечивает автоматическое сопровождение и подавление бортовой аппаратуры дронов на расстоянии до 20 км. Уникальность ПКЛ заключается в том, что у комплекса нет собственного передатчика, а значит он остается «невидимкой» для аппаратуры противника. Локатор ловит отраженные от воздушного объекта сигналы, которыми заполнен эфир, и может обнаруживать малоразмерные беспилотники даже в условиях городской застройки.

Несколько объединенных в комплекс систем «СЕРП» могут покрыть защитным «куполом» большие объекты – электростанции, стадионы, крупные предприятия, военные базы. «СЕРП» способен подавить канал управления дроном, разорвать связь с оператором, вывести из строя навигационное оборудование, дезориентировать БПЛА в пространстве и сорвать выполнение полетного задания. Система подавляет сигналы GPS и ГЛОНАСС (в диапазонах L1, L2, L5), GSM900 и WiFi.

Дополнением к комплексу «СЕРП» и ПКЛ служит модуль радиомониторинга «Черемуха», который позволяет не только обнаружить дрон, но и вычислить местонахождение пункта его управления. Модуль определяет направления, в которых находятся дрон и его оператор, с погрешностью всего 2 градуса.
 

Где используются дроны

Сейчас технология роевых дронов находится в зачаточном состоянии. Но быстро развивается.

В теории рой сможет уничтожить любое существующее оружие и обеспечить достаточно точной огневой мощи, чтобы вызвать разрушения в крупных масштабах. Его влияние может превзойти появление пулемета: владеющий собственный роем дронов станет королем поля боя. Война будет выиграна тем, у кого будет больший и лучший рой.

Но поле боя не единственное место, где появятся рои. Фактически они однажды будут жить вместе с нами.

В долгосрочной перспективе, если исследователи из Гарвардского института Висса правы, небольшие роящиеся беспилотники станут такой же частью нашей среды, как насекомые. Их проект RoboBee подразумевает разработку крошечных дронов размером не больше скрепки и весом в десять граммов. Тысячи робопчел будут использоваться для мониторинга погоды, наблюдений или даже опыления растений, если потребуется.

Дроны будущего

В начале этого года 300 беспилотников собрались в американский флаг на шоу Леди Гаги, чтобы осветить ночное небо. Intel продвигает свои рои Shooting Star в качестве альтернативы фейерверкам. Китайская компания eHang установила рекорд самого большого роя в захватывающем новогоднем шоу, в котором 1000 дронов сформировали карту Китая и китайский символ благословения.

Рой сможет дешево и быстро проверять трубопроводы, дымоходы, линии электропередач и промышленные установки.

Рои беспилотников могут даже поселиться на ферме. Они могут находить болезни растений и помогать в распределении воды или же распылять пестициды в нужные места, работая кооперативно и покрывая большие площади в сжатые сроки.

Николаос Папаниколопулос из Центра распределенной робототехники при Университете Миннесоты работает над беспилотниками на солнечных батареях, которые будут работать вместе, чтобы обследовать большие участки сельхозугодий по низкой цене.

Американские аэропорты оборудуют системами отслеживания дронов

Революционный «КУБ-БЛА»

Созданный входящим в концерн ижевским предприятием «ZALA AERO GROUP Беспилотные системы» «Ланцет» является одним из первых российских барражирующих боеприпасов. Обыватели часто называют подобный вид вооружения «дронами-камикадзе». Что любопытно, первый российский дрон-камикадзе «КУБ-БЛА» был разработан тоже концерном «Калашников».

Барражирующие боеприпасы представляют собой запускаемые как с поверхности земли, так и с воздушных и морских носителей беспилотные летательные аппараты, оснащенные чаще всего осколочно-фугасной боевой частью. 

Такие дроны-камикадзе, совмещающие функции разведки, наблюдения и поражения, способны продолжительное время кружить над полем боя, сохраняя готовность к почти мгновенному нанесению высокоточного удара. Тем самым заметно сокращается временной цикл «обнаружение-поражение», что может иметь решающее значение в условиях современных боевых действий.

Уступая по ряду ТТХ ударным дронам, несущим управляемое ракетно-бомбовое вооружение, барражирующие боеприпасы, как правило, отличаются более простой, а значит и более дешевой конструкцией.

Следует отметить, что до недавних пор лидирующие в мире позиции по созданию барражирующих боеприпасов занимал Израиль. Недаром чуть ли не самым первым дроном-камикадзе, появившемся на рынке, стал беспилотник Harpy, разработанный израильским концерном IAI и совершившим первый полет еще в 1989 году.

Считается, что и первым барражирующим боеприпасом, примененным в боевых условиях, также стал беспилотник израильской конструкции. Разработанный сотрудниками IAI в 2001—2005 годах разведывательно-ударный БПЛА Harop, по заявлениям Минобороны Армении, в начале апреля 2016 года был использован азербайджанской стороной для уничтожения в Нагорном Карабахе автобуса с армянскими добровольцами…

До недавнего времени в арсенале Вооруженных Сил РФ дроны-камикадзе отсутствовали. Однако опыт боевых действий в Сирии, возможно, заставил российских военных пересмотреть свое отношение к барражирующим боеприпасам. 

Как известно, боевики неоднократно пытались с помощью кустарно собранных дронов-камикадзе атаковать расположенную в Сирии российскую авиабазу «Хмеймим». Не исключено, что это обстоятельство, вместе с израильским опытом работ по созданию барражирующих боеприпасов, в итоге и подтолкнуло концерн «Калашников» к разработке отечественных дронов-камикадзе.

Уже в феврале текущего года, в рамках Международной выставки вооружений и военной техники IDEX-2019 в Абу-Даби, концерн «Калашников» представил новое интеллектуальное оружие — высокоточный ударный беспилотный комплекс «КУБ-БЛА». На выставке в Абу-Даби он был, разумеется, не единственным барражирующим боеприпасом, но из всех, пожалуй, наиболее заметным. Издание The Washington Post назвало «КУБ-БЛА» «следующей революцией в мире вооружений». 

«КУБ-БЛА» был предназначен для поражения удаленных наземных целей. Беспилотный летательный аппарат доставлял специальную нагрузку по координатам цели, которые задавались вручную либо по изображению с целевой нагрузки наведения.

Это очень точное и максимально эффективное оружие, с которым очень трудно бороться с помощью традиционных средств ПВО, добавил Чемезов.

По словам разработчиков, преимуществами комплекса «КУБ-БЛА» являлись скрытый запуск, высокая точность попадания, бесшумность беспилотника и простота в обращении с ним. Масса боевой части, транспортируемой «КУБ-БЛА» к цели, составляла 3 кг.

Концерн «Калашников» подчеркивал, что «КУБ-БЛА» успешно прошел испытания на полигонах и готов к применению.

Показанный «Калашниковым» на «Армии-2019» «Ланцет» стал дальнейшим развитием идей, заложенных в «КУБ-БЛА».

Электричество

Двигатель – самая главная и самая дорогая часть самолета. И именно он определяет конфигурацию любого самолета. В настоящее время большинство авиационных двигателей – либо газогенераторные, либо внутреннего сгорания, бензиновые или дизельные. Лишь самая малая часть из них работает на электричестве.

По словам Бориса Рыбака, все десятилетия существования реактивной авиации разработка принципиально новых авиационных моторов не велась. Он видит в этом проявление лобби нефтяных корпораций. Так это или нет, но за все послевоенное время эффективного двигателя, который бы не сжигал углеводородное топливо, так и не появилось. Хотя испытывались даже атомные.

Сейчас в мировой авиационной индустрии отношение к электричеству сильно меняется. В мировой авиации появилась концепция “Более электрический самолет”. Она подразумевает большую по сравнению с современными электрификацию узлов и механизмов аппарата.

В России технологиями в рамках этой концепции занимается холдинг “Технодинамика”, входящий в “Ростех”. Компания разрабатывает электроприводы реверса для будущего российского двигателя ПД-14, приводы топливной системы, уборки-выпуска шасси.

Беспилотники — спасатели

В то время как беспилотники использовались в спасательных операциях годами, наблюдательные рои более мелких версий могли бы спасать еще больше жизней.

В лаборатории воздушных микроаппаратов при Университете Делфта делают рой «карманных беспилотников», каждый из которых может уместиться на ладони. Они летают в закрытых помещениях, в зданиях, которые слишком сильно повреждены для спасателей-людей, чтобы их исследовать, и могут искать выживших после землетрясений и других бедствий.

Ученые из Университета Лафборо создали систему, помогающую в поиске и спасении горных районов, которая использует команду из 10 небольших ручных беспилотников. Дроны оснащены тепловизионными камерами, чтобы легко находить потерявшихся альпинистов. Общаясь между собой, они гарантируют, что вся территория будет покрыта.

Беспилотники уже используются в спасательных операциях

Конструктивные особенности

Со времен изобретения британцами дрона-мишени, наука сделала огромный шаг вперед в развитии летающих роботов на дистанционном управлении. Современные беспилотники имеют большую дальность и скорость полета.

Это происходит в основном за счет жесткой фиксации крыла, мощности встроенного в робот двигателя и применяемого топлива, конечно. Имеются беспилотники и на аккумуляторах, но они не в состоянии конкурировать по дальности полета с топливными, во всяком случае, пока.

Обширное применение при проведении разведывательных действий получили глайдеры и конвертопланы. Первые довольно просты в производстве и не требуют больших финансовых вложений, и в некоторых образцах по конструкции не предусмотрен двигатель.

Тейлсиггеры — роботы, которых разработчики наделили способностью менять профили полета находясь непосредственно в воздухе. Происходит это за счет поворота либо всей, либо части конструкции в вертикальной плоскости. Также бывают проводные беспилотники и пилотирование дрона осуществляется посредством передачи на его борт команд управления через подсоединенный кабель.

Есть беспилотники, отличающиеся от остальных набором своих нестандартных функций или выполненные функций в необычном стиле. Это экзотические БПЛА, и некоторые из них могут без труда приземлиться на воду или закрепиться на вертикальной поверхности как рыба-прилипала.

БПЛА, в основе которых лежит вертолетная конструкция, также отличаются друг от друга своими функциями и задачами. Существуют аппараты как с одним винтом, так и несколькими — такие дроны именуют квадрокоптерами, и используют их преимущественно в «гражданских» целях.

У них бывают по 2, 4, 6 или 8 винтов, парно и симметрично расположенных от продольной оси робота, и чем их больше, тем лучше БПЛА устойчив в воздухе, и он намного лучше управляем.

Дроны от ЦБП ARMAIR

Сфера применения квадрокоптеров выпускаемых под брендом «ARMAIR» довольна обширна:

  • сельское хозяйство;
  • нефтегазовая отрасль;
  • охранные системы;
  • строительные работы;
  • транспортные компании, в частности для ж/д транспорта.

SuperScam X6M2 – одна из наиболее востребованных вариаций коптера на рынке от «ARMAIR». Максимальное время пребывания в воздухе составляет 1 час. При изготовлении корпуса аппарата используются композитные материалы и карбон, что гарантирует высокую прочность корпусной части. Максимальный скоростной режим – 60 км/ч. Удаленность от пилота составляет до 7 км. Рассчитан на дальность в 10 км. Вес при взлёте составляет 6 кг. Диапазон рабочих высот – от 50 м до 500 м.

Может использоваться при значительном перепаде температур (- 400 С ‑ + 400 С). Дрон оснащен 6 винтами, имеется модификация для работы в арктических условиях. Базовые модели могут функционировать при умеренном снегопаде и дожде.

[править] История

СССР

Основная статья: Производство беспилотников в СССР

Первые советские беспилотники появились в 1960-х годах. Например, разведывательный Ла-17Р. Его разработка началась ещё в 1959 году. В 1963 году было выпущено более 20 таких аппаратов. Летая на высоте до 900 м, машина была способна осуществлять фоторазведку объектов, находящихся на удалении 50-60 км, а с высоты 7000 м «видела» объекты на расстоянии до 200 км. Аппарат состоял на вооружении до начала 1970-х годов, но в боевой обстановке не применялся.

В 1980-х годах СССР был одним из лидеров в сфере разработки беспилотных аппаратов. Советский ВПК ориентировался на создание крупных устройств типа Ту-143 «Рейс» или Ту-141 «Стриж».

Ту-143 «Рейс» обладал весьма внушительными габаритами. Его длина — 8,06 м, размах крыльев — 2,24 м, масса — 1230 кг. Данный летательный аппарат был предназначен для ведения тактической разведки в прифронтовой полосе, а также наблюдения за радиационной обстановкой по маршруту. По окончании полета Ту-143 разворачивался и возвращался обратно в зону посадки, где после остановки двигателя и маневра «горка» осуществлялась посадка с помощью парашютно-реактивной системы и шасси. В 1970—1980-х годах было выпущено 950 таких БПЛА. Некоторые до сих пор находятся в эксплуатации.

Ту-141 «Стриж» был еще крупнее. Его длина — 14,33 м, размах крыльев — 3,88 м, масса — 5370 кг. Он предназначался для ведения разведки на глубину несколько сотен километров от линии фронта на трансзвуковых скоростях. Оснащался средствами фото- и инфракрасной разведки, что позволяло использовать его при любых условиях и в любое время суток. Беспилотник состоял на вооружении ВВС СССР c 1979 по 1989 годы.

В целом, за период с середины 1960-х до начала 1990-х советские конструкторы создали около полутора десятков различных типов БПЛА.

С 1991 года

По состоянию на 2009 год, на вооружении ВС РФ состояли БПЛА «Стриж» и «Рейс». Имелся также комплекс артиллерийской разведки «Типчак» с дальностью действия 40 км.

В 2009—2010 годах Минобороны РФ потратило на разработку российских беспилотников 5 млрд рублей. В апреле 2010 замминистра обороны РФ генерал-полковник В. Поповкин заявил, что желаемого результата достичь не удалось, и представленные российской промышленностью образцы существенно уступают иностранным аналогам, ни один из представленных образцов не выдержал программу испытаний. Такое же мнение озвучил в 2009 году командующий ВВС России генерал-полковник А.Зелин. «Принимать на вооружение такие беспилотники — это преступление», — сказал он.

В 2010 году компания «Оборонпром» подписала с израильской компанией IAI контракт, согласно которому в Россию были поставлены комплектующие для сборки БПЛА. На Уральском заводе гражданской авиации организована сборка тактических израильских беспилотников IAI Searcher Mk II (с российским названием «Форпост») и мини-БЛА IAI Bird Eye 400 (российское название «Застава»).

«Пищаль-ПРО» и «Таран-ПРО»: концерн «Автоматика» против БПЛА

Аналогичная разработка есть и у концерна «Автоматика». Его специалисты создали носимый комплекс противодействия БПЛА «Пищаль-ПРО», который также визуально напоминает автомат, только в более футуристичном, чем у «Калашникова», дизайне. Ручной комплекс можно использовать как стационарно, так и в движении. Вес оружия – около 3,5 кг.

Работа с «Пищалью-ПРО» не требует подготовки и также основана на подавлении сигналов навигационных систем и систем связи и управления. С ее помощью можно поражать дроны на расстоянии до двух километров в условиях прямой видимости.

Для исключительно стационарной защиты разработчики «Автоматики» предлагают использовать комплекс «Таран-ПРО». Такое оборудование может применяться на секретных объектах или во время проведения мероприятий, которые нужно защитить от вмешательства дронов. Принцип работы «Таран-ПРО» такой же, как у «Пищали-ПРО» – это воздействие на каналы навигации и управления БПЛА в пределах защищаемой территории. При этом над объектом создается непроницаемый для дронов «купол» радиусом не менее 2,7 км.

Комплекс «Таран-ПРО» может работать при ветровых нагрузках и в условиях температурного режима от -40 до +50 градусов. Дополнительно оборудование детально исследует радиосигналы, локализует их источники, а также создает и ведет архивы радиоизлучений беспилотных летательных аппаратов. «Пищаль-ПРО» и «Таран-ПРО» прошли предварительные государственные испытания и получили положительные оценки.
 

Израиль

Израиль является одним из лидеров среди производителей БПЛА. Самолётами израильских производителей пользуются десятки стран. В 2009 году был подписан первый контракт на поставку израильских БПЛА в ВС России.

В 2008 году Израиль продал БПЛА на 150 миллионов долларов. А в 2009 году уже на 650 миллионов долларов. В 2010 и 2011 годах было продано израильских беспилотников на сумму в 979 миллионов долларов и 627 миллионов долларов соответственно. В 2012 году была подписана сделка с Индией на общую сумму в 958 миллионов долларов. С 2005 по 2013 год Израиль экспортировал беспилотные летательные аппараты в различные страны мира на сумму в 4,6 миллиарда долларов. Это 10 % от общей суммы экспорта израильского вооружения. По данным института SIPRI (Стокгольм), «в 2001—2011 годах Израиль контролировал 41 % мирового рынка БПЛА». Таким образом, Израиль стал крупнейшим экспортером беспилотников в мире.

Израильские фирмы продают беспилотники в 49 стран. 80 % произведенных в Израиле беспилотников идут на экспорт.

Список производителей и их моделей

Aeronautics Defense Systems
МодельНазначениеНачалоэксплуатацииПостроеноТип двигателяПримечаниеВнешний вид
Aerostarмногоцелевой разведывательный БПЛА
Aerolightмногоцелевой лёгкий разведывательный БПЛА
Aeroskyмногоцелевой лёгкий разведывательный БПЛА
Dominator
Orbiter
BlueBird Aero Systems
МодельНазначениеНачалоэксплуатацииПостроеноТип двигателяПримечаниеВнешний вид
MicroB
Boomerang
SpyLite
Elbit Systems // (Silver Arrow) 
МодельНазначениеНачалоэксплуатацииПостроеноТип двигателяПримечаниеВнешний вид
Darterтактический разведывательный БПЛА ближнего радиуса действия«Silver Arrow» — дочерняя фирма компании «Elbit Systems»
Hermes 90многоцелевой разведывательный БПЛА
Hermes 180
Hermes 450
Hermes 900многоцелевой разведывательный БПЛА
Hermes 1500
Micro-Veeмногоцелевой разведывательный БПЛА ближнего радиуса действия
Skylarkтактический разведывательный БПЛА
Sniperтактический разведывательный БПЛА
E.M.I.T. Aviation 
МодельНазначениеНачалоэксплуатацииПостроеноТип двигателяПримечаниеВнешний вид
Butterfly
Horizon I
Horizon II
Sparrow
Israel Aircraft Industries
МодельНазначениеНачалоэксплуатацииПостроеноТип двигателяПримечаниеВнешний вид
Bird-Eye 400легкий переносной комплекс
Delilah
E-Hunterтактический разведывательный БПЛА
Эйтан (Eitan)
Ghost
Harop
Harpyпротиворадиолокационный БПЛА
Heronразведывательный БПЛА
I-View MK150
Impact
Panther
RQ-2 Pioneerсовместная разработка AAI Corporation (США) и IAI
RQ-5 Hunter
Rangerтактический разведывательный БПЛА
RUAG, Oerlikon ADS 95 RANGERразведывательный БПЛА
Scoutтактический разведывательный БПЛА
Searcherтактический разведывательный БПЛА
Searcher 2тактический разведывательный БПЛА
Innocon Innovative Controllers Ltd.
МодельНазначениеНачалоэксплуатацииПостроеноТип двигателяПримечаниеВнешний вид
Falcon Eye
Micro Falcon (англ.)русск.
Mini Falcon I
Mini Falcon II
Spider
Rafael
МодельНазначениеНачалоэксплуатацииПостроеноТип двигателяПримечаниеВнешний вид
Skylite A, Skylite B«Skylite B» — совместная разработка с компанией «BlueBird Aero Systems»
Tadiran
МодельНазначениеНачалоэксплуатацииПостроеноТип двигателяПримечаниеВнешний вид
Mastiff
Top I Vision
МодельНазначениеНачалоэксплуатацииПостроеноТип двигателяПримечаниеВнешний вид
Casper 250Тактический беспилотный самолёт
Casper 420Тактический беспилотный самолёт
Casper 650Тактический беспилотный самолёт
Casper 800Тактический беспилотный самолёт
AerostatБеспилотный аэростат
Urban Aeronautics
МодельНазначениеНачалоэксплуатацииПостроеноТип двигателяПримечаниеВнешний вид
AirMule
Centaur
X-Hawk
UAS Technologies
МодельНазначениеНачалоэксплуатацииПостроеноТип двигателяПримечаниеВнешний вид
UAS-20

[править] Примечания

  1. История и перспективы российской беспилотной авиации. 3 мая 2015
  2. Беспилотники России: современные и перспективные модели
  3. Беспилотники России: современные и перспективные модели
  4. Госиспытания беспилотников «Орлан» трех серий пройдут в 2015 году. 21 декабря 2014
  5. Сирийский полигон: какое оружие Россия впервые применила в Сирии. 19 ноября 2015
  6. Спецназ ЗВО получит новейшие беспилотные летательные аппараты «Гранат-1». 28 октября 2015
  7. Спецназ ЗВО получит новейшие беспилотные летательные аппараты «Гранат-1». 28 октября 2015
  8. ЦВО России: БПЛА «Груша» обеспечивают корректирование огня артиллерии в ходе боевых стрельб. 27 марта 2014
  9. ЦВО России: БПЛА «Груша» обеспечивают корректирование огня артиллерии в ходе боевых стрельб. 27 марта 2014
  10. ЦВО России: БПЛА «Груша» обеспечивают корректирование огня артиллерии в ходе боевых стрельб. 27 марта 2014
  11. Ту-243
  12. Ту-243
  13. Ту-243
  14. Беспилотники: сто лет в воздухе. 11 сентября 2009
  15. Пчела-1Т
  16. Пчела-1Т
  17. УЗГА прекратит выпускать легкие самолеты и займется беспилотниками. 31 мая 2011
  18. БЛА «Корсар». 9 сентября 2015
  19. БЛА «Корсар». 9 сентября 2015
  20. Беспилотники России: современные и перспективные модели
  21. Российский «Дозор» поступит на вооружение в 2017—2018 годах. 17 февраля 2015
  22. Российский «Дозор» поступит на вооружение в 2017—2018 годах. 17 февраля 2015
  23. Беспилотники России: современные и перспективные модели
  24. Что представляет собой российский беспилотник «Дозор-600»? 19 февраля 2015
  25. Российский «Дозор» поступит на вооружение в 2017—2018 годах. 17 февраля 2015
  26. Российский «Дозор» поступит на вооружение в 2017—2018 годах. 17 февраля 2015
  27. В России создадут ударные БПЛА, развивающие скорость 800 км/ч. 9 октября 2015
  28. В России создадут ударные БПЛА, развивающие скорость 800 км/ч. 9 октября 2015
  29. В России создадут ударные БПЛА, развивающие скорость 800 км/ч. 9 октября 2015
  30. В России создадут ударные БПЛА, развивающие скорость 800 км/ч. 9 октября 2015
  31. История и перспективы российской беспилотной авиации. 3 мая 2015
  32. Беспилотники России: современные и перспективные модели
  33. История и перспективы российской беспилотной авиации. 3 мая 2015
  34. История и перспективы российской беспилотной авиации. 3 мая 2015
  35. История и перспективы российской беспилотной авиации. 3 мая 2015
  36. История и перспективы российской беспилотной авиации. 3 мая 2015
  37. Беспилотники России: современные и перспективные модели
  38. Беспилотники России: современные и перспективные модели
  39. Беспилотники России: современные и перспективные модели
  40. Российская беспилотная авиация: история и перспективы. 30 апреля 2015
  41. Сборка БЛА «Форпост» и «Застава» на УЗГА. 13 ноября 2013
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий