Беспилотники на страже родины
Несмотря на популярность в повседневной жизни, коптеры остаются прерогативой военных ведомств.
Боевые беспилотники используются военными и силовыми структурами. Они носят на борту летальное оружие, например, ракеты земля-воздух или воздух-воздух, выполняют функции авиаразведки и корректировки огня. В армии их используют для слежения за неприятелем, в ударных целях, для транспортировки грузов.
Современные беспилотники трудно обнаружить. Они проводят операции в тылу противника глубиной до 100 км, что позволяет держать в напряжении большие площади передовой. По оценкам военных экспертов, в будущем роль БПЛА на поле боя будет только возрастать.
Решаемые задачи
Можно классифицировать на четыре основные группы:
- обнаружение ЧС;
- участие в ликвидации ЧС;
- поиск и спасение пострадавших;
- оценка ущерба от ЧС.
В таких задачах старший оператор должен оптимальным образом выбрать маршрут, скорость и высоту полета ДПЛА, чтобы охватить район наблюдения за минимальное время или количество пролетов с учетом секторов обзора телевизионной и тепловизионной камер.
При этом необходимо исключать двукратный или многократный пролет одних и тех же мест с целью экономии материальных и людских ресурсов.
Дополнительный материал доступен по кнопке «Скачать» после статьи.
Какие бывают беспилотники
По способу управления | По весовой категории |
неуправляемые | микро |
дистанционно управляемые | малые |
автоматические | средние |
тяжелые |
В неуправляемых БПЛА человек принимает участие только при запуске и введении параметров полета перед взлетом дрона. Как правило, это бюджетные беспилотники, не требующие для их эксплуатации особой подготовки оператора и специальных площадок приземления.
В дистанционно управляемых дронах предусмотрена их корректировка траектории полета, а автоматические роботы выполняют задачу полностью автономно. Успех выполнения миссии здесь зависит от точности и правильности введения предполетных параметров оператором в стационарный компьютерный комплекс, находящийся на земле.
Вес аппаратов микро не более 10 кг., и они могут находиться в воздухе не более часа, дроны группы мини весят до 50 кг., и способны выполнять задачу 3…5 часов без перерыва, у средних вес некоторых образцов достигает 1 тонны и их время работы составляет 15 часов. Что касается тяжелых БПЛА, которые весят больше тонны — эти дроны могут беспрерывно летать больше 24 часов, а некоторым из них под силу межконтинентальные перелеты.
Операторы
Карта с операторами RQ-20 синим цветом
- Бельгия
Бельгийская армия – Взят в аренду у армии США в 2017 году.
- Египет
Египетская армия – БПЛА RQ-20B Puma AE II, поставка должна быть завершена до 2020 года.
- Эстония
Эстонская армия – Неизвестное количество БПЛА RQ20B Puma AE II, приобретенных в сентябре 2018 года. Доставка ожидается к марту 2019 года.
- Германия
ВМС Германии – на вооружении 3 системы RQ-20B Puma AE II.
- Латвия
Латвийская армия – 3 системы Puma RQ-20A
- объединенное Королевство
Авиация флота
- Соединенные Штаты
- Командование специальных операций США
- Армия США – 325 систем, по одной на пехотную роту и 18 на бригаду
- Корпус морской пехоты США
- ВМС США
- ВВС США
- Национальное управление океанических и атмосферных исследований
Тактико-технические характеристики
В технических характеристиках комплекса БПЛА «Орион» есть некоторые противоречивые сведения, которые будут уточнены со временем. Во-первых, Министерство обороны опубликовало ТТХ для Орион-Э, то есть для экспортной версии аппарата. Во-вторых, некоторые параметры были усреднены и требуют более детального измерения. На данный момент таблица ТТХ для Орион-Э выглядит так:
- Длина – 8 м;
- Размах крыльев – 16,3 м;
- Высота – 3,2 м;
- Взлетная масса – 1000 кг;
- Масса полезной нагрузки – 200 кг;
- Радиус применения с БЛА-ретранслятором: 300 км;
- Продолжительность полета с полезной нагрузкой 60 кг – 24 часа;
- Мощность двигателя (Rotax 914): 86 кВт (115 л. с.);
- Высота полета – 7,5 км;
- Крейсерская скорость – 120 км/ч.
Противоречия встречаются даже на официальном сайте Министерства обороны. В разных таблицах указана разная масса полезной нагрузки. Она варьируется от 200 кг до 250 кг, а крейсерская скорость от 120 км/ч до 200 км/ч. Скорее всего, приведены усредненные и максимальные значения для указанных параметров. Прогнозируется, что показатели для моделей, поставляемых в ВС РФ, будут более высокими.
Украина
М-6 Жайвир
М-10 «Око»
UAV «Sparrow» “Sparrow” UAV/UAC — Разведывательный БПЛА, тип “поле боя «Спарроу»
UAC «Columba» “Columba” UAV/UAC — Тактический многоцелевой разведывательный БпАК «Колумба»
- М-6 «Жайвир»
- М-7 «Небесный патруль»
- М-10 «Око»
- Сокол-2 (БПЛА)
- Стрепет (БПЛА)
- А-3 «Ремез» — тактический разведывательный БПЛА
- А-4К-«Альбатрос» — многоцелевой разведывательный БПЛА
- А-5 «Орлан» — тактический разведывательный БПЛА
- А-6 «Беркут» — многоцелевой тактический разведывательный БПЛА
- А-10 «Феникс» — стратегический разведывательный БПЛА
- А-11 «Стриж» — тактический разведывательный реактивный БПЛА или мишень
- А-12 «Ураган» — разведывательный БПЛА вертикального взлёта и посадки
- SMIC Aerospace
- Observer SM 1
- Supervisor SM 2
- Supervisor SM 2B
- Supervisor SM 2D
- Viper SM 3
- Microvisor SM 7
- Microvisor SM 7М
Гиперзвуковая «Стрела»: догнать и перегнать «Кинжал» России
Военно-воздушные силы США провели успешное испытание перспективной гиперзвуковой крылатой ракеты AGM-183A ARRW. Пуск состоялся 14 мая у южного побережья штата Калифорния. Скорость ракеты в пять раз превысила скорость звука (6125 км/ч). На первый взгляд AGM-183A можно назвать условным аналогом российской ракеты Х-47М2 «Кинжал».
С 2021 года американские военные трижды пытались провести лётные испытания этого гиперзвукового боеприпаса, но каждый раз терпели неудачу. Сейчас американцы реализуют несколько программ для сухопутных сил, ВМС и ВВС. Ближе всех к поставленной цели приблизился проект военно-воздушных сил AGM-183A ARRW (созвучно «Стреле», Air Launched Rapid Response Weapon. – Ред.), упоминаемый иногда как Arrow («Стрела». – Ред.).Система имеет ряд особенностей, отличающих её от других прочих гиперзвуковых комплексов. После запуска ракеты с самолёта и достижения ею заданной точки происходит отделение гиперзвукового блока – небольшого глайдера, который должен поразить цель.
topwar.ru
На бомбардировщик B-52 установлена ракета AGM-183A ARRW. Всего он может нести четыре таких боеприпаса.
Бомбардировщик В-52Н сможет нести на внешних держателях четыре таких ракеты: по две под каждым внешним держателем, при этом габариты Arrow позволяют разместить ракеты внутри самолёта. В апреле 2020 года The Drive сообщило, что один стратегический бомбардировщик B-1B сможет нести до 31 такой ракеты. Речь идёт о внешних и внутренних держателях. Правда, такие возможности самолёты получат лишь после модернизации.
США всё активнее говорят про свои гиперзвуковые ракеты, напрямую связывают с испытанием опытно-боевой эксплуатацией . Так называемое успешное испытание перспективной гиперзвуковой крылатой ракеты AGM-183A ARRW американские эксперты уже представили как возможность американцев «догнать Россию».
Но насколько их желания совпадают с их же возможностями? И как в такие короткие сроки они смогли перейти на гиперзвук? Сами они не смогли бы, кто им помог?
Карборунд – суперкомпозит аэрокосмической отрасли
Российские учёные приступили к созданию нового поколения орбитальных сканирующих устройств, которыми будут оснащаться отечественные спутники дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ).
Основа разработки – уникальные оптические технологии, разработанные в холдинге «Швабе». Карборунд (карбид кремния) является одним из самых перспективных композитов для аэрокосмической отрасли – материал обладает высокой термической, химической и радиационной стойкостью, а по твёрдости уступает только алмазу (9,4 балла из 10). На Земле карбид кремния встречается редко, однако в скоплениях звёздной пыли за пределами нашей Солнечной системы он содержится в огромных количествах. Благодаря своим уникальным свойствам карбид кремния используется в различных отраслях, в том числе и в атомной – из карборунда изготавливают пеналы для длительного хранения и захоронения ядерных отходов.
В Зеленограде началось строительство завода, который будет выпускать микропроцессоры по техпроцессу 28 нм. Считается, что сейчас в России выпускается микроэлектроника по техпроцессам 180 нм, 90 нм и 65 нм. Процессоры, которые будет выпускать новый завод, будут применяться для сборки отечественных электронных устройств разных типов.
Предположительно, завод будет заниматься выпуском чипов Baikal-T1 (на его базе работают различные сетевые устройства и маршрутизаторы, защищённые от хакерских атак), Эльбрус-8С/Эльбрус-8СВ (устанавливается на персональные компьютеры и серверы как для мирного, так и для военного использования)
В случае с процессорами семейства «Эльбрус» решение о возведении завода крайне важно, поскольку современные версии до недавнего времени производились на фабрике TSMC в Синьчжу (Тайвань), а СВО на Украине стала предлогом для приостановки поставки процессоров, разработанных в МЦСТ
fishki.net.
Строительство завода по производству микрочипов «Эльбрус» крайне важно с точки зрения импортозамещения. Окончание строительства назначено на 2024 год, а с 2030 года в рамках национального проекта запустится производство чипов
Одновременно с этим идёт подготовка к серийному выпуску 16-нм процессоров Эльбрус-16С, который является первым российским чипом с базовой частотой 2 ГГц и имеющим аппаратную поддержку виртуализации. В новом процессоре, в отличие от предыдущих моделей, реализована поддержка восьми каналов оперативной памяти DDR4-3200 с протоколом коррекции ошибок (ECC). Этот протокол повышает надёжность устройства, так как происходит автоматическое распознавание и исправление ошибок памяти, что критически важно при работе с большими объёмами данных
Окончание строительства назначено на 2024 год, а с 2030 года в рамках национального проекта запустится производство чипов. Одновременно с этим идёт подготовка к серийному выпуску 16-нм процессоров Эльбрус-16С, который является первым российским чипом с базовой частотой 2 ГГц и имеющим аппаратную поддержку виртуализации. В новом процессоре, в отличие от предыдущих моделей, реализована поддержка восьми каналов оперативной памяти DDR4-3200 с протоколом коррекции ошибок (ECC)
Этот протокол повышает надёжность устройства, так как происходит автоматическое распознавание и исправление ошибок памяти, что критически важно при работе с большими объёмами данных
Мультироторные (вертолетные) системы¶
Одним из наиболее массовых БПЛА является мультикоптер. К этой группе
относятся БПЛА, имеющие больше двух несущих винтов. Реактивные моменты
уравновешиваются за счет вращения несущих винтов попарно в разные
стороны или наклона вектора тяги каждого винта в нужном направлении.
Беспилотные мультикоптеры, как правило, относятся к классам мини- и
микро-БПЛА.
Основное назначение мультикоптеров – это фото- и видеосъемка различных
объектов, поэтому они, как правило, оснащаются управляемыми подвесами
для камер. Мультикоптеры также используются в качестве устройств для
оперативного мониторинга ситуации, проведения сельскохозяйственных работ
(например, опрыскивание), для доставки грузов небольшого веса.
Рисунок 8 –“Tricopter” Рисунок 9 –
“+Copter Рисунок 10 – “XCopter”
Рисунок – “Y4Copter” Рисунок – “HexaCopter” Рисунок – “H6Copter”
Рисунок 14 – “Y6Copter” Рисунок 15 – “OctoCopter” Рисунок 16 –
“ButterflyCopter”
Трикоптер – самая простая схема построения мультикоптеров (рисунок –
17). Обычно трикоптер движется двумя винтами вперед, а третий является
хвостовым. Первые два винта имеют противоположные направления вращения и
взаимно компенсируют реактивные закручивающие моменты, у хвостового же
винта пары нет, поэтому для компенсации его реактивного момента ось
вращения этого винта немного наклоняют в сторону, противоположную
направлению закручивания. Это делают с помощью специального сервопривода
и тяги, которые используются для стабилизации или управления положением
аппарата по курсу.
Рисунок – Пример Трикоптера
Квадрокоптер – самая распространенная схема построения мультикоптеров.
Наличие четырех жестко зафиксированных роторов дает возможность
организовать довольно простую схему организации движения. Существуют две
таких схемы движения: схема «+» и схема «х». В первом случае один из
роторов является передним, противоположный ему – задним, и два ротора
являются боковыми. В схеме «х» передними являются одновременно два
ротора, два других являются задними, а смещения в боковом направлении
также реализуются одновременно парой соответствующих роторов (рисунок
18) Алгоритм управления частотами вращения винтов для схемы «+»
несколько проще и понятнее, чем для схемы «х», однако последняя
используется все же чаще из-за конструктивных преимуществ: при такой
схеме проще разместить фюзеляж, который может иметь вытянутую форму,
бортовая видеокамера имеет более свободный обзор.
Рисунок – Геоскан 401
Гексакоптеры и октокоптеры, имеющие соответственно по 6 (рисунок – 19) и
8 (рисунок – 20) моторов обладают гораздо большей грузоподъемностью по
сравнению с квадрокоптерами. Они также способны сохранять устойчивый
полет при выходе из строя одного двигателя
Такие аппараты отличаются
также гораздо меньшим уровнем вибраций, что особенно важно для
видеосъемки
Рисунок – Октокоптер
Варианты
- RQ-20A Пума
- Военное обозначение варианта Puma All Environment.
- Улучшенная пума
- Модернизация RQ-20A Puma AE с более мощной силовой установкой и новыми батареями, увеличивающими срок службы на 75 процентов до 3,5 часов, дополнительным отсеком для полезной нагрузки для интеграции полезной нагрузки при сохранении видеокамеры, точной навигационной системой с дополнительным GPS, а также переработанный прочный фюзеляж с усиленной конструкцией и улучшенной аэродинамикой. Доступен в начале 2014 года.
- Солнечная Пума
- Puma AE с ультратонким солнечные батареи что увеличивает выносливость до 9 часов. Серийная версия запланирована на начало 2014 года.
- RQ-20B
- Блок 2 Puma AE включает в себя более мощную и легкую силовую установку, более легкий и прочный планер, аккумулятор с увеличенным сроком службы, точность инерциальная навигационная система улучшенный пользовательский интерфейс и новый комплексный сенсор подвеса Mantis i45.
- LRTA Puma
- Puma AE модернизирована антенной слежения дальнего действия (LRTA), которая увеличивает дальность до 60 километров (37,28 миль). Доступно весной 2018 г.
- Puma LE (Long Endurance)
- Puma с увеличенным временем автономной работы до 5,5 часов, представленная в мае 2019 года.
История развития военных беспилотных летательных аппаратов
Проекты по созданию летательных аппаратов, которые бы управлялись дистанционно или автоматически, появились еще на заре прошлого столетия, но существующий уровень техники не позволил воплотить их в жизнь.
Первым БПЛА считается дистанционно управляемый самолет Fairy Queen, который был построен в Англии в 1933 году. Его использовали в качестве самолета-мишени для тренировок истребителей и зенитчиков.
Первым беспилотным летательным аппаратом, который выпускался серийно и принимал участие в боевых действиях, стала немецкая крылатая ракета Фау-1. Немцы называли этот БПЛА «чудо-оружием», успели изготовить около 25 тыс. штук и активно применяли для обстрелов Англии.
Ракета Фау-1 имела импульсный реактивный двигатель и автопилот, в который вводились данные о маршруте. За годы войны Фау-1 убила более 6 тыс. англичан.
В послевоенные годы беспилотные разведывательные системы разрабатывались и в СССР, и в США. Советские конструкторы создали целый ряд беспилотных самолетов-разведчиков, а американцы активно использовали БПЛА во Вьетнаме. Они проводили аэрофотосъемку, вели радиоэлектронную разведку, использовались в качестве ретрансляторов.
Огромный вклад в развитие беспилотных летательных аппаратов внес Израиль. В 1978 году израильтяне продемонстрировали свой первый боевой беспилотник IAI Scout на авиавыставке в Париже.
В ходе ливанской войны 1982 года армия Израиля с помощью беспилотников полностью разгромили систему ПВО Сирии, которая была создана советскими специалистами. В результате тех боев сирийцы потеряли 18 батарей ПВО и 86 самолетов. Эти события заставили военных многих стран мира по-новому посмотреть на беспилотные летательные аппараты.
Дроны активно применялись американцами в ходе операции «Буря в пустыне». Использовали разведывательные БПЛА и в ходе нескольких военных кампаний в бывшей Югославии. Примерно с 90-х годов лидерство в разработке беспилотных боевых систем перешло к США, в 2012 году на вооружении ВС США находилось почти 7,5 тыс. единиц БПЛА различных модификаций. По большей части это были небольшие разведывательные дроны для сухопутных подразделений.
Первым ударным дроном стал американский БПЛА MQ-1 Predator. В 2002 году он нанес ракетный удар по автомобилю, в котором находился один из лидеров Аль-Каиды. С тех пор использование дронов для уничтожения объектов противника или его живой силы стало привычным явлением для ведения боевых действий.
Американцы с помощью дронов устроили настоящее «сафари» на верхушку Аль-Каиды в Афганистане и в других странах Ближнего Востока. Часто они добивались поставленных целей, но бывали и трагические промахи, когда вместо боевиков беспилотник уничтожал свадебный кортеж или похоронную процессию. Подобные инциденты обычно получают широкую огласку. В последние годы на Западе даже появились общественные организации, которые призывают отказаться от использования дронов в военных целях. Дескать, они часто промахиваются, что приводит к жертвам среди мирного населения.
Россия пока серьезно отстает в области создания беспилотных боевых систем, этот факт неоднократно признавали представители МО РФ. Особенно очевидным это стало после грузинского конфликта в 2008 году.
В 2010 году российское военное ведомство подписало контракт с израильской компанией IAI, который предусматривал создание на территории РФ завода по лицензионной сборке израильских беспилотников Searcher (у нас они называются «Форпост»). Этот БПЛА трудно назвать современным, он был создан еще в 1992 году.
Существует и несколько других проектов, которые находятся в разной степени реализации. Однако в целом российский ВПК пока не способен предложить вооруженным силам беспилотные системы, сравнимые по характеристикам с зарубежными аналогами.
Операторы
Карта с операторами RQ-20 синим цветом
- Бельгия
Бельгийская армия – Взят в аренду у армии США в 2017 году.
- Египет
Египетская армия – БПЛА RQ-20B Puma AE II, поставка должна быть завершена до 2020 года.
- Эстония
Эстонская армия – Неизвестное количество БПЛА RQ20B Puma AE II, приобретенных в сентябре 2018 года. Доставка ожидается к марту 2019 года.
- Германия
ВМС Германии – на вооружении 3 системы RQ-20B Puma AE II.
- Латвия
Латвийская армия – 3 системы Puma RQ-20A
- объединенное Королевство
Авиация флота
- Соединенные Штаты
- Командование специальных операций США
- Армия США – 325 систем, по одной на пехотную роту и 18 на бригаду
- Корпус морской пехоты США
- ВМС США
- ВВС США
- Национальное управление океанических и атмосферных исследований