Беспилотник H10 Poseidon II

Сходство и различие Т-15 и «Посейдон»

Не так давно академик Ш. Алиев говорил о средстве «Посейдон» как о развитии идей торпеды Т-15 на более высоком технологическом уровне. Доступные данные об этих двух разработках позволяют считать, что это определение может соответствовать действительности. Но более детальное рассмотрение последней разработки показывает, что она во многом отличается от предшественника как технологическим совершенством, так и определенными его последствиями.

Согласно данным, «Посейдон» и Т-15 имеют похожие размеры, и не исключено, одинаковые цели. Эти оба изделия могут использоваться для скрытой доставки мощной боевой части к береговой или морской цели. Но новый подводный аппарат наделен серьезными преимуществами по сравнению с торпедой прошлого.

Т-15 – прямоидущая торпеда, имеющая ограниченную дальность хода – не более 50 километров в самой последней комплектации. Для «Посейдона» был создан новый компактный реактор, который преодолевает тысячи километров. Так, новое оружие нельзя было относить к разряду торпед, так как оно напоминает малогабаритную автономную подлодку.

Раньше было сказано, что «Посейдон» может нести разную боевую нагрузку. По информации 2015 года, она должна представлять собой мощный и крупный термоядерный боезаряд. Но теперь стало известно, что на борту подводного беспилотника могут быть и другие изделия. Например, он может стать носителем торпед какого-то типа. Возможность использования отдельного оружия или разных боезарядов делает «Посейдон» эффективным инструментом решения многих боевых задач.

Так, на уровне общей концепции новой подводной беспилотный аппарат на самом деле отчасти напоминает старую модель торпеды Т-15. «Посейдон», как и она, способны выполнять атаки береговых и наносить им существенный ущерб в результате взрыва боевой части, так и с помощью, образуемой при этом высокой волны. Но на этом схожие черты заканчиваются, а все наблюдаемые отличия связаны технологическим и техническим превосходством нового проекта.

https://youtube.com/watch?v=CxyigFDskEo

Одна из важных технических характеристик Т-15 – невозможность создания компактной и мощной ядерной энергической установки. Без этой системы торпеде не удавалось пройти даже 50 км, не говоря уже о большом расстоянии. К тому же, системы управления того времени были далеки от совершенства, что, собственно, не было серьезной проблемой, если учитывать наличие сто мегатонной боевой части. Но как бы там ни было, именно технические проблемы заставили свернуть все работы по довольно перспективному направлению.

Через пару десятилетий науке и технике наконец-то удалось реализовать смелые идеи, необходимые для разработки оружия схожего на Т-15. Причем процесс других областях позволил получить абсолютно новые возможности и серьезно увеличить потенциал современной разработки. Аппарат «Посейдон» оборудован современными агрегатами и может развивать высокую скорость и доставлять боевой заряд на рекордное расстояние. В зависимости от поставленных целей, он может работать как носитель морских вооружений, так и как сверхмощная торпеда.

Ни для кого не секрет, что прогресс последний десятилетий позволил браться за выдающиеся проекты и получать смелые результаты. Одно из проявлений этого – реальная возможность улучшения и доработки старых идей, от которых в прошлом отказались по тем или иным причинам. В этом плане «Статус-6» и новый проект «Посейдон» действительно выглядит как дальнейшее развитие торпеды Т-15.

Но на этот раз наука и техника позволили проработать концепцию и найти способы для ее практической реализации. К тому же, с получением серьезных преимуществ перед разработками прошлого. После существенной переработки концепция перешла из разряда бесполезных и невозможных в категорию перспективных и реальных.
 

RQ-11В Raven

Беспилотник RQ-11В Raven был принят в армии США в далеком 2007 году. Он был создан для использования на уровне батальона, но впоследствии стал активно применяться спецназом.

Этот дрон имеет массу всего 1,9 килограмма. Он оснащен двухлопастным винтом, который приводится во вращение с помощью электрического двигателя Aveox 27/26/7-AV. Ширина крыльев составляет 1,5 метра. Максимальная скорость дрона – 90 км/ч, а крейсерская составляет 30 км/ч. БПЛА может пребывать в воздухе до полутора часов.ВВС США активно применяли беспилотники RQ-11А и RQ-11В на территории Афганистана и Ирака. Кроме того, эти дроны сегодня используются в боевых действиях на территории Украины. Украинские военные говорили о высоких для дрона такого класса характеристиках и простоте применения. Среди недостатков БПЛА выделяют уязвимость каналов управления.

БПЛА Raven

Беспилотники: достоинства и недостатки

Преимуществами беспилотных летательных аппаратов являются:

  • Существенное уменьшение габаритов в сравнении с обычными летательными аппаратами (ЛА), ведущее к уменьшению стоимости, повышению их живучести;
  • Потенциал по созданию малых БПЛА, которые могли бы выполнять самые разнообразные задачи в местах ведения боевых действий;
  • Способность проведения разведки и передачи информации в реальном времени;
  • Отсутствие ограничений по использованию в крайне тяжелой боевой обстановке, связанной с риском их утраты. При проведении важнейших операций легко можно принести в жертву несколько беспилотников;
  • Снижение (не на один порядок) летного эксплуатирования в мирное время, которое потребовалось бы традиционным ЛА, подготавливая летный состав;
  • Наличие высокой боеготовности и мобильности;
  • Потенциал по созданию малых, несложных мобильных комплексов беспилотников для формирований неавиационного характера.

К недостаткам БПЛА можно отнести:

  • Недостаточную гибкость использования в сравнении с традиционными ЛА;
  • Сложности решения вопросов со связью, посадкой, спасением аппаратов;
  • По надежности дроны все еще уступают обычным ЛА;
  • Ограничение полетов беспилотников в мирный час.

Новый разведывательно-ударный БПЛА НОАК «Птеродактиль-10»

По данным китайских источников, с 1 ноября 2020 г. на вооружение подразделений беспилотной авиации ВВС НОАК приняты высотные разведывательно-ударные беспилотные летательные аппараты «Птеродактиль-10» (Wingloong-10), которые на выставках в г.Чжухай фигурировали под обозначением «Облачная тень». Данный БПЛА разработан конструкторами Чэндусской авиапромышленной корпорации (Sichuan province, Chengdu city).

Разведывательно-ударный БПЛА «Птеродактиль-10» (Wingloong-10)

Представляется возможным указать следующие ТТХ:

  • длина: 9,05 м;
  • размах крыльев 17,8 м;
  • максимальная взлетная масса: 3000 кг;
  • максимальная масса топлива: 1000 кг;
  • максимальная масса боевой нагрузки: 400 кг;
  • максимальная продолжительность полета: 6 часов;
  • максимальная скорость: 620 (670) км/ч;
  • максимальная дальность полета: 3600 (4000) км;
  • радиус боевого патрулирования 1000 км;
  • практический потолок: 14000 (14500) м;
  • максимальная дальность действия системы радиосвязи с наземным пунктом управления: 290 км.

Рассматриваемый БПЛА НОАК изготовлен с применением двух типов углеволокна M70J и T1000, которые обуславливают малую массу фюзеляжа и его высокие прочностные характеристики. Кроме композитных материалов китайские конструкторы применили специальное лакокрасочное покрытие, которое снижает оптическую и радиолокационную заметность

Необходимо обратить внимание, что воздухозаборник S-образного профиля расположен на верхней плоскости фюзеляжа, что исключает радиолокационное засвечивание лопаток вентилятора двигателя. Также для снижения радиолокационной заметности хвостовое оперение выполнено в форме буквы «V»

В целях увеличения дальности и продолжительность полета БПЛА «Птеродактль-10» могут быть оснащены двумя дополнительными топливными баками.

V-образное хвостовое оперение и сопло БПЛА «Птеродактль-10»

Указанная дальность полета обеспечена за счет применения двух турбовентиляторных двигателей (turbofan engine WP-11C, 10KN power) модели WP-11C (тяга около 1000 кгс/см.кв), которые отличаются высокой топливной экономичностью при полетах на малых высотах. Китайские источники указывают, что данные двигатели обеспечивают возможность полета на высотах до 17800 м, т.е.  БПЛА «Птеродактиль-10» (Wingloong-10) может выполнять полет вне зоны поражения большого количества средств ПВО. Следует отметить, что двигатель WP-11C (обозначение гражданской версии – ZF-850) отличается небольшим ресурсом – межремонтный интервал составляет 150 часов.

Специалисты 31 научно-исследовательского отдела 3 НИИ Китайской аэрокосмической научно-промышленной корпорации работают над целой серией двигателей WP-11 (WP-11D, WP-11F) в сотрудничестве с Пекинским аэрокосмическим университетом и НИИ проектирования физических процессов горения Академии Наук КНР. Для совершенствования конструкции данного двигателя китайским специалистам необходимо содействие сотрудников КНААПО (Комсольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А.Гагарина).

Авиационные средства поражения БПЛА “Птеродактиль-10”

Под крыльями БПЛА «Птеродактиль-10 (Wingloong-10) на четырех внешних точках подвески можно разместить до 6 единиц вооружения за счет применения специальных сдвоенных кронштейнов. В номенклатуру авиационных средств поражения входят компактные противокорабельные ракеты «Инцзи-9Е»; противотанковые управляемые ракеты AR-1, AR-2, а также «Синяя стрела-21»; авиационные оперенные корректируемые (по лазерному лучу) осколочно-фугасные бомбы GB100 и GB50. Дальность пуска указанных видов вооружения варьируется от 60 до 88 км в зависимости от модели.

Кроме выполнения ударных задач БПЛА НОАК «Птеродактиль-10» (Wingloong-10) может вести оптико-электронную и радиотехническую (радиолокационная, в радиусе 200 км) разведку, а также обеспечивает наведение для батарей и дивизионов РСЗО. Достоверно известно, что для наблюдения за обстановкой по курсу полета БПЛА оснащен многорежимной телевизионной камерой высокого разрешения (встроена в переднюю часть  фюзеляжа), а также оптико-электронной системой разведки и наведения, которая размещена в поворотном полусферическом корпусе. Максимальная высота полета при ведении оптической разведки составляет 10000 м. 

БПЛА«Птеродактиль-10» (Wingloong-10) позволяет выполнять перехват данных на каналах радиосвязи противника в радиусе до 400 км.

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 августа 2012г. N 518 г. Москва

п/пКатегория земельСредняя квадратическая ошибка местоположения характерных точек, не более, м
1Земли населенных пунктов0,10
2Земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на землях населенных пунктов и землях сельскохозяйственного назначения0,20
3Земли сельскохозяйственного назначения2,50
4Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения0,50
5Земли особо охраняемых природных территорий и объектов2,50
6Земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса5,00

Для получения необходимого качества и геометрии съемки населенных пунктов и промышленных объектов необходимы модели БПЛА с размером и весом, позволяющим использовать высокоточные приборы (GPS/INS) и камеры с большой матрицей и центральным затвором

Очень важно, чтобы алгоритмы автопилота моделей были адаптированы под съемку со строго заданными параметрами.
Для решения таксационных или мониторинговых задач сельскохозяйственных земель или земель лесного, водного фонда можно использовать модели меньшего веса и размера и пренебречь более точными приборами, однако возникает вопрос производительности, т.к. подобные категории земель занимают большие территории

Здесь важно, чтобы модели БПЛА имели высокую устойчивость к погодным условиям.

Внимание. Сводные таблицы характеристик БПЛА разных типов можно получить по ссылкам ниже

(Информация получена лично от разработчиков каждой модели)

ЧТО СЕГОДНЯ МОГУТ БЕСПИЛОТНИКИ

Главной задачей военных беспилотников по-прежнему остаётся разведка. Дроны изучают территорию, корректируют огонь и наводят на цель

Вместе с тем, современные БПЛА обладают достаточной мощностью для того, чтобы нести полноценное вооружение, а значит, быть важной боевой единицей вооруженных сил

В производстве дронов лидирующую позицию занимает США. Причём превосходство американцев столь высоко, что по прогнозам, к 2028 году ВВС США будут иметь на вооружении беспилотных летательных аппаратов больше, чем все остальные армии мира, вместе взятые.

В российскую армию начиная с 2012 года было поставлено около 900 беспилотников. Предназначение этих дронов — разведка, корректировка огня, перехват различных сигналов. В 2021 году российская армия получила семь отечественных беспилотных летательных аппаратов «Орион», которые совмещают в себе разведывательные и ударные функции.

Беспилотники США MQ1 PREDATOR

131

MQ1 Predator – многоцелевой беспилотник (беспилотный
Беспилотники США MQ-9 REAPER

160

Военный беспилотник MQ-9 Reaper: обзор особенностей.
Беспилотники США GLOBAL HAWK

183

Использование беспилотных летательных аппаратов для
Беспилотники США MQ 1c Grey Eagle

100

MQ 1c Grey Eagle, передать нельзя оставить.
Беспилотники США BLACK HORNET NANO

199

Black hornet nano – это военный беспилотник микроскопических

Какие бывают БПЛА

Беспилотные летательные аппараты создаются для решения задач в разных сферах человеческой деятельности. Отсутствие требований со стороны авиационных чиновников к оснащению, конфигурации и компонентам беспилотников дает свободу фантазии производителям. Поэтому классифицировать устройства, различающиеся габаритами, назначением, дальностью полетов, уровнем автономности и другими характеристиками, весьма сложно.

Условно все БПЛА делятся на 3 группы:

  1. Неуправляемые: легкие и бюджетные, простые в эксплуатации модели, не требующие обустроенной поверхности для приземления. Человек участвует только при вводе параметров полета и запуске.
  2. Дистанционно управляемые: для них возможна корректировка траектории полета с земли.
  3. Автоматические: выполняют миссию автономно, по предполетным параметрам, введенным оператором в стационарный компьютерный комплекс, находящийся на земле.

Навигационное оборудование

Для навигации БПЛА используются дешевые одночастотные приборы GPS/IMU (Global Positioning System/Inertial Measurement Unit). Так же их используют для элементов внешнего ориентирования снимков. В последнее время некоторые разработчики используют двухчастотные GPS приемники и уравнивают их измерения с данными от базовых GNSS станций. Т.к. большинство моделей БПЛА не имеют возможности использовать стабилизирующие платформы для камер из-за недостаточной грузоподъемности, рекомендовано использовать точные инерциальные системы INS, которые позволят определять элементы ориентирования съемки с удовлетворительной точностью.
Для связи с БПЛА во время полета используются радиоканалы. Частоты таких каналов варьируют от 433 МГц до 2,4 ГГц. Связь необходима для контроля оператором выполнения задания в режиме реального времени и корректировки задания. Иногда с помощью радиоканала передают видео и фотоматериалы, полученные во время съемки.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий