БДК типа «Иван Рогов» – большой десантный корабль

Большой десантный корабль (БДК) проекта 775

В начале 1970-х годов ВМФ СССР сформулировал требования к новому десантному кораблю, призванному занять промежуточное положение между массовыми средними десантными кораблями проектов 770/771/773 и большими десантными кораблями проекта 1174 («Иван Рогов»).

Имеющиеся в этом классе корабли проекта 1171, хотя и были сравнительно новыми, не полностью устраивали военных. Созданные на основе корпуса гражданского сухогруза, они считались недостаточно живучими. Проектирование нового десантного корабля поручили польским конструкторам, завоевавшим хорошее реноме своими средними десантными кораблями.

ВООРУЖЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ

Советские десантные корабли традиционно несли вооружение двух классов: артиллерийские установки для самообороны от воздушных и малых надводных целей, а также реактивные системы залпового огня для поддержки десанта. Не стал исключением и проект 775. Корабли получили по две 57-мм спаренные артустановки АК-725, установленные в передней и задней частях надстройки. А перед надстройкой расположены две 40-зарядные 122-мм пусковые установки МС-73, использующие те же типы неуправляемых ракет, что и РСЗО «Град». Перезарядка пусковых установок механизирована, а общий боекомплект составляет 320 реактивных снарядов (четыре полных залпа).

Читать: Пулемет ДШК в боях Великой Отечественной войны

На трех последних кораблях серии (обозначаются как проект 775/111) артиллерийское вооружение подвергли изменениям: вместо носовой 57-мм артустановки смонтирована 76-мм одноствольная артустановка АК-176, а вместо кормовой – две 30-мм шестиствольные АК-630М. Дополнительно корабли (не все) оборудованы двумя (реже четырьмя) четырехзарядными пусковыми установками МТУ-4 для зенитных ракет «Стрела» и «Игла».

Корабли проектов 775 и 775/II оборудованы системой управления артиллерийским огнем МР-103 «Барс», a 775/III – МР-123/176 «Вымпел». Для управления огнем РСЗО установлена система ПС-73 «Гроза». Также корабли оборудуют радиолокационной станцией общего обнаружения МР-302 «Рубка» (дальность действия до 100 км), а на кораблях проекта 775/111 установлен более совершенный радар МР-352 «Позитив». Имеется и две навигационные РЛС МР-212/201 с дальностью действия до 64 км. В ходе постройки и модернизации на корабли могли устанавливать также другие типы навигационных радаров – «Дон», «Вайгач», «Миус».

ПОСТРОЙКА И СЛУЖБА

С 1974 по 1991 годы верфь имени Героев Вестерплятте в Гданьске построила 28 больших десантных кораблей: 12 проекта 775,13 – 775/II и три – 775/III. Все они вошли в состав ВМФ СССР, правда, один из кораблей базового проекта сразу после вступления в строй в 1979 году передали Южному Йемену. Один корабль – «Константин Ольшанский» (проекта 775/II) в результате раздела Черноморского флота отошел Украине.

Читать: Т-34 — лучший средний танк Второй мировой войны

В настоящее время в составе ВМФ России остаются 15 «Ропух», в том числе лишь три корабля базового проекта 775: «Оленегорский горняк», «Кондопога» и «Александр Отраковский» (все в составе Северного флота). Также на Севере служит один корабль проекта 775/II – «Георгий Победоносец». На Балтике несут службу «Минск», «Калининград», «Александр Шабалин» (проекта 775/II) и «Королев» (проекта 775/III). В состав Черноморского флота входят также три корабля проекта 775/II («Цезарь Куников», «Новочеркасск», «Ямал») и один – 775/III («Азов»). Наконец, Тихоокеанский флот располагает тремя «Ропухами» – «Ослябя», «Адмирал Невельской» (проекта 775/II) и «Пересвет» (проекта 775/III).

С 2012 года корабли проекта 775 из состава трех флотов (Черноморского, Балтийского и Северного) принимают участие в так называемом «Сирийском экспрессе» – регулярных рейсах в Сирию, куда доставляют грузы военного назначения – как для российских войск, так и для сирийской армии. От Черноморского флота в «Сирийском экпсрессе» задействованы все четыре корабля проекта 775, от Балтийского – также все четыре, от Северного – «Георгий Победоносец» и «Александр Отраковский». Таким образом не менее двух третей всех БДК этого проекта, находящихся в составе ВМФ Российской Федерации, совершают рейсы в Сирию.

Читать: Корабельный многоцелевой вертолет Ка-27

БДК «Константин Ольшанский» в ночь с 5 на 6 марта 2014 года был заблокирован Черноморским флотом путем затопления на входе в бухту Донузлав своих старых кораблей. Через 18 дней «Константин Ольшанский» перешел к ВМФ России. В настоящее время корабль находится на хранении в небоеспособном состоянии.

История разработки[ | ]

Тактико-техническое задание на проектирование большого десантного корабля проекта 1174 «Носорог» было выдано в сентябре 1964 года. Как и в БДК проекта 1171, в новом проекте по требованию Главкома ВМФ СССР адмирала С. Г. Горшкова было заложено требование непосредственной высадки десанта на урез воды.

Модель из музея крейсера «Аврора» Автор модели — А. Богданов

Разработкой занималось Невское проектно-конструкторское бюро. Главным конструктором был назначен П. П. Милованов, а главным наблюдающим от ВМФ — капитан 2 ранга А. В. Бехтерев. В процессе проектирования появились сведения о программе строительства в США УДК типа «Тарава». Поэтому по указанию Главкома в проект вносились изменения. Появилась доковая камера и был увеличен состав авиагруппы. Эти изменения привели к созданию оригинального универсального десантного корабля при сравнительно небольшом водоизмещении. В разработке корабля принимали участие ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова, Первый ЦНИИ МО СССР и другие организации. В октябре 1965 года был утверждён эскизный проект. А в мае 1968 года был утвержден технический проект.

Из-за постоянного изменения проекта головной БДК проекта 1174 «Иван Рогов» был построен на ССЗ «Янтарь» в городе Калининград только в 1978 году, через 14 лет после выдачи ТТЗ.

В окончательном варианте новый БДК мог высаживать десант с помощью носового высадочного устройства на необорудованное побережье или воду. Выход на воду боевой техники или морских пехотинцев на десантных катерах осуществлялся из доковой камеры с помощью кормового высадочного устройства. С помощью носовой сходни БДК был способен выполнять высадку на 17 % побережья, а с помощью катеров — до 40 %. Также высадка могла осуществляться четырьмя вертолётами типа Ка-29 (каждый может нести до 16 десантников) в любом месте.

Оружие

Артиллерийско-ракетное вооружение десантных кораблей служит двум главным целям. Во-первых, оно должно обеспечить относительную безопасность самой боевой единицы с погруженными на нее войсками и боевой техникой. Во-вторых, во время высадки десанта и в последующий период корабль оказывает ему огневое содействие. Конечно, БДК-1174 «Носорог» трудно назвать сверхмощной плавучей батареей, но кое-что он все же может. Установка типа АК-726 – самое мощное артиллерийское средство, находящееся на борту, его калибр составляет 76,2 мм. Еще есть две скорострельные артустановки АК-630 по четыре ствола калибра 30 мм, назначение которых состоит в защите от быстроходных надводных и воздушных средств поражения противника. ПВО усиливают четыре компактных зенитно-ракетных комплекса «Стрела-3» и одна «Оса-М» (с боезапасом в 20 реактивных снарядов). Огневое прикрытие и предварительная подготовка плацдарма высадки – задача двух РСЗО «Град», смонтированных на надстройке. Авиакрыло представлено четырьмя вертолетами Ка-29, обеспечивающими противолодочную оборону и разведку.

Конструкция

Вид с кормы на палубу и вертолетную посадочную площадку БДК «Иван Грен».

За основу был взят проект корпуса БДК проекта 1171, так как он зарекомендовал себя очень хорошо за десятилетия службы в советском, а позже и в российском флоте. Большая часть конструкции претерпела серьёзные изменения. Главным образом это коснулось надстройки и внутренних помещений. В проекте используются самые современные технологии, в особенности, снижение заметности за счёт использования современных материалов и технических решений

Также большое внимание было уделено условиям обитания экипажа и десанта. Главная энергоустановка состоит из двух двухвальных дизель-реверс-редукторных агрегата ДРРА-6000 на базе двух дизелей 16Д49 «Коломенский завод» по 6000 л.с., двух редукторов «Звезда», локальная система управления НПО «Аврора».

Водоизмещение полное — 6600 тонн

Длина наибольшая — 135,0 метров

Ширина — 16,5 метров (по КВЛ)

Погрузка техники на корабль выполняется либо самостоятельно по аппарелям, либо кранами. Погрузка техники и грузов в десантное отделение осуществляется через четырёхстворчатый грузовой люк в верхней палубе с помощью крана грузоподъёмностью 16 тонн. Для погрузки шлюпок, моторных лодок и техники на борт используются два шлюпочных крана. Также грузовой люк используется для вентиляции выхлопных газов техники с подпалубного пространства (десантное отделение).

На корабле смонтирован палубный ангар для вертолётов корабельного базирования: двух транспортно-боевых типа Ка-29, или одного разведывательно-ударного типа Ка-52К. На борту имеются три моторные лодки.

Бортовая проекция кораблей базового проекта 11711.

Десантовместимость

Высадка бронетехники с борта БДК «Иван Грен», 16 августа 2021 года.

Боевая техника размещается на БДК на танковой палубе. Это могут быть как основные боевые танки массой до 60 т (до 13 единиц), так и бронетранспортёры или боевые машины пехоты (до 36 машин), грузовики (до 30 машин), либо до 300 морских пехотинцев десантников.

Вооружение

По первоначально принятому к строительству проекту, на кораблях предусматривалась установка одной 100 мм АУ А-190, двух зенитно-артиллерийских комплексов «Палаш» и двух пусковых установок реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М».

В связи с тем, что концепция использования БДК проекта 11711 стала считаться устаревшей, а также в целях экономии средств и уменьшении времени постройки, в 2010 году главнокомандующим ВМФ России адмиралом В. С. Высоцким было принято решение об изменении состава вооружения. По новому проекту вооружение кораблей включает в себя:

  • радиолокационную систему управления огнём 5П-10-03, обеспечивающую одновременное управление артиллерийскими установками:
  • 1 × 2 × 6 — 30 мм АК-630М-2 «Дуэт»,
  • 2 × 6 — 30 мм АК-630М;
  • 2 × 1 — 14,5 мм установки МТПУ «Жало»;
  • комплекс выстреливаемых пассивных помех КТ-308-04 «Просвет-М».

Что в будущем ждет «Митрофана Москаленко» и «Александра Николаева»?

Если Россия действительно откажется от «Мистралей», французская сторона окажется в серьезном затруднении. В условиях мирового экономического кризиса остаться при двух очень дорогих вертолетоносцах, которые самим не нужны (а покупателей не предвидится), да еще выплачивать неустойку – перспектива не из лучших. Но и России предстоят проблемы. Ниша в боевом составе действующего флота должна быть заполнена. По всей видимости, будет строиться новый большой десантный корабль. БДК проекта 1174 «Носорог» может временно его заменить, но большие деньги на его ремонт тратить вряд ли будет целесообразно. Разработка нового проекта, отвечающего всем современным требованиям, займет несколько лет, потом монтаж, спуск на воду, отладка. Все это не дешево, но тут-то и пригодятся французские миллиарды. Часть средств – на модернизацию «Носорогов», остальное – на новые корабли. Это, конечно, предположение, а как оно все сложится – время покажет.

Разработка нового поколения

На стенде Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) впервые представлена экспортная версия большого десантного корабля (БДК) проекта 11711Э «Кайман». Помимо обеспечения десантных операций, эта уникальная платформа предназначена для перевозки разнообразного вооружения, постановки минных и сетевых заграждений, а также гидроакустических буёв.

Также по теме

«Ставка на универсальность»: какими возможностями будет обладать российский вертолёт нового поколения для ВМФ

Отечественные специалисты завершили эскизно-техническое проектирование перспективного морского вертолёта Ка-65 «Минога». Об этом…

Изначально проект 11711 создавался с целью обновления российского флота БДК. В прошлом году состав ВМФ пополнил «Иван Грен», до конца текущего года Андреевский флаг должен подняться над вторым серийным кораблём — «Пётр Моргунов». Кроме того, в апреле на калининградском заводе «Янтарь» были заложены ещё два судна — «Василий Трушин» и «Владимир Андреев».

Эти корабли частично заменят БДК проекта 775 и проекта 1171, которые были построены в 1970—1980-х годах. Главные достоинства новых судов — увеличенная вместимость, более высокий уровень автоматизации, современные двигатели.

БДК проекта 1171 может перебрасывать на театр военных действий батальон морской пехоты (до 400 человек), 13 танков и более 30 единиц бронетехники. Палуба экспортной версии корабля предназначена для размещения нескольких вертолётов и беспилотников. Кроме того, на «Каймане» предусмотрена возможность перевозки 12 штурмовых и десантных катеров.

Полное водоизмещение БДК составляет 8 тыс. т, длина — 150 м, ширина — 19,5 м, высота — 11,8 м, скорость — до 18 узлов (33 км/ч), экипаж — 120 человек. Для самообороны корабль проекта 11711 может использовать ракетно-артиллерийскую установку и зенитный комплекс.

Макет универсального десантного корабля (УДК) «Прибой»

На МВМС вновь представлен проект универсального десантного корабля (УДК) «Прибой». Минобороны РФ планирует принять на вооружение две таких платформы. Как полагают в Крыловском научном центре, опыт сирийской операции продемонстрировал достаточно острую потребность Военно-морского флота в УДК.

Ключевые задачи «Прибоя» — войсковая перевозка и обеспечение десантной операции. УДК способен вместить до 900 морских пехотинцев, 50 единиц бронетехники, десять танков, 12 вертолётов и дюжину штурмовых и десантных катеров.

Водоизмещение корабля составляет 23 тыс. т, длина — 200 м, ширина — 34 м, осадка — 7,5 м, дальность плавания — 6 тыс. миль (9,6 тыс. км), автономность — 30 суток, экипаж — 400 человек. «Прибой» оснащён комплексами зенитного и радиоэлектронного вооружения, позволяющего обеспечить противовоздушную и противолодочную оборону.

Помимо десантных кораблей, ОСК продвигает на зарубежном рынке фрегат «Гепард-3.9», сконструированный на основе сторожевика проекта 11611. Он предназначен для борьбы с надводными, подводными и воздушными средствами противника. Также фрегат способен заниматься постановкой минных заграждений и участвовать в охране экономической морской зоны.

Водоизмещение «Гепарда» составляет 2,5 тыс. т, длина — 102 м, ширина — 15 м, осадка — 5,7 м, скорость полного хода — 29 узлов (53,7 км/ч), автономность — 20 суток, экипаж — 94 человека. Фрегат может выполнять задачи на дальности до 4 тыс. миль (6,4 тыс. км) и выдерживать волнение в пять баллов.

  • Ракетный корабль проекта 11661К (справа)
  • РИА Новости

На вооружении «Гепарда» находятся ракетный комплекс для пуска ракет X-35 или экспортных модификаций «Калибра» (3М-54ТЭ1 и ЗМ-14ТЭ), 100-мм пушка А-190-01, 76-мм артиллерийский комплекс А-176МА, система ПВО «Пальма» с управляемыми ракетами «Сосна-Р», малогабаритный торпедный аппарат «Пакет-Э».

Состав серии

БДК этого проекта строились с 1974 года по 1985 год. За этот период на верфи «Stocznіa Polnocna» в Польше было произведено 25 кораблей проекта 775 и 3 корабля модернизированного проекта (отличаются вооружением) 775М (775/III), которыми была завершена серия. Головной корабль СДК-47 (заводской № 775/1) проекта был построен в 1974 году. Один корабль в 1979 году был экспортирован в Йемен.

Цвета таблицы:
Белый — не достроен или утилизирован не спущенным на воду Зелёный  — действующий в составе ВМФ Жёлтый  — действующий в составе иностранных ВМС или как гражданское судно Красный  — списан, утилизирован или потерян Серый  — находится на хранении

Название б/н Зав. №В строюФлотСостояниеПримечания
Проект 775 — 12
СДК-47 (БДК-47)134775/1 01.07. ДКБФСписан 17.12.
СДК-48 (БДК-48) 061775/2 30.06. КТОФСписан 05.07.
СДК-63 (БДК-63) 083775/3 30.06. КТОФСписан 05.07.
СДК-90 (БДК-90)058775/4 30.11. КТОФСписан 05.07.
СДК-91 (БДК-91)012775/5 30.06. КСФВ ремонтес 07.05. — «Оленегорский горняк»
СДК-181 (БДК-181)083775/6 09.10. КТОФСписан 05.07.
СДК-182 (БДК-182)027775/7 30.11. КСФВ строюс 09.02. — «Кондопога»
СДК-183 (БДК-183)035775/8 15.03.КСФСписан 22.06.с 10.04. — «Котлас»
СДК-197 (БДК-197)055775/9 21.09. КТОФСписан 05.07.
СДК-200 (БДК-200)011775/101977 КСФСписан 30.06.
СДК-55 (БДК-55)031775/11 30.07. КСФВ строюс 09.05. — «Александр Отраковский»
СДК-119 (БДК-119)н/д775/12 27.02. КТОФ, ВМС ЙеменаВ эксплуатацииВ 1979 передан Йемену; списан в 2002 году; с 2002 года — сухогруз
Проект 775/II — 13
БДК-14070775/13 31.08. КТОФСписан 03.05.
БДК-101066775/14 19.12. КТОФВ строюс 24.01. — «Ослябя»
БДК-105125775/15 02.03. ДКБФСписан 10.04.
БДК-98055775/16 28.09. КТОФВ строюc 25.07. — «Адмирал Невельской»
БДК-32039775/171982 КСФСписан 10.04.
БДК-43127775/18 30.05. ДКБФВ строюс 16.09. — «Минск»
БДК-58102775/19 09.12. ДКБФВ строюс 30.04. — «Калининград»
БДК-45016775/20 05.03. КСФВ строюс 27.07. — «Георгий Победоносец»
БДК-56402775/211985 КЧФВМС Украины, интернирован Россиейс 1991 года — «Константин Ольшанский»
БДК-60110775/22 31.12. ДКБФВ строюс 12.11. — «Александр Шабалин»
БДК-64158775/23 30.09. КЧФВ строюс 10.05. — «Цезарь Куников»
БДК-46142775/24 30.11. КЧФВ строюс июля 2002 года — «Новочеркасск»
БДК-67156775/25 30.04. КЧФВ строюс 03.01. — «Ямал»
Проект 775/III — 3
БДК-54151775/26 12.10. КЧФВ строюс 23.11. — «Азов»
БДК-11077775/27 10.04. КТОФВ строюс 24.01. — «Пересвет»
БДК-61130775/28 10.07. ДКБФВ строюс 30.08. — «Королёв»

Танковый трюм и доковая камера

БДК типа “Иван Рогов” –
многопалубный корабль с полубаком и развитой
кормовой надстройкой. В носовой его части
имеется танковый трюм (длина 54 м, ширина 12.3 м,
высота около 5 м), а в кормовой – доковая камера
(длина 67.5 м, ширина 12.3 м, высота около 10 м).
Стапель-палуба расположена на один твиндек ниже
танковой палубы.

“Митрофан
Москаленко” у причала…

Нормальное водоизмещение
корабля составляет 8260 т, полное – около 14000 т,
наибольшая длина – 157 м, ширина – 23,8 м, осадка –
около 6 м. Корабль может перевозить и высаживать
десант до мотострелкового батальона,
включающего 440 человек и 79 единиц техники
(бронетранспортеры, боевые машины пехоты, танки,
автомобили и т.п.) или танковое подразделение с 46
боевыми танками.
В танковый
трюм, доковую камеру (при отсутствии в ней
плавсредств) и на верхнюю палубу может
приниматься либо около 50 танков, либо до 80 БТР и
БМП, либо до 120 автомашин или подвижная техника в
любых других сочетаниях. Личный состав десанта
размещается в нескольких кубриках и 4-местных
офицерских каютах. Носовое высадочное
устройство включает носовые ворота и выдвижную
сходню длиной около 32 м, которая в походном
положении находится под верхней палубой и
выдвигается с помощью гидравлического привода.

Высадка десанта на побережье…
Носовое высадочное устройство
включает носовые ворота и выдвижную сходню
длиной около 32 м, которая в походном положении
находится под верхней палубой и выдвигается с
помощью гидравлического привода. Высадка
десанта с не плавающей техникой может
осуществляться непосредственно на
необорудованное побережье с минимальным уклоном
дна 2 – 3 градуса (в зависимости от суммарной массы
принятых на корабль грузов) при глубине брода на
ноке сходни не более 1,2 м.

Ракетное
вооружение

Ракетное вооружение корабля
включает зенитный ракетный комплекс самообороны
“Оса-М” (одна
спаренная пусковая установка, наклонная
дальность действия до 10 км, боекомплект 20 ЗУР), на
Западе известен как Geko. А также две скрытых
ракетных комплекса, Стрела –
3M,
на Западе известна как
– Grail. Каждая
система, имеет счетверенную пусковую установку.

Кроме того, для поражения
береговых целей БДК оснащен пусковой установкой
одной реактивной системы залпового огня
“Град-М” (калибр – 122 мм, боезапас – 320 ракет,
дальность действия около 20 км).

Пусковая установка ЗРК
“Оса-М”…

Артиллерийское
вооружение

Артиллерийское вооружение
включает спаренную 76,2-мм артустановку АК-726 с
радиолокационной системой управления стрельбой
типа МР-105, дальностью стрельбы до 16 км и
боекомплектом в 1 000 снарядов. Скорострельность –
100 выстрелов в минуту. Снаряды могут быть
оснащены как контактными, так и бесконтактными
взрывателями. Стрельба может вестись в
автоматическом режиме, в полуавтоматическом с
применением оптического прицела “Призма” и
в ручном режиме под управлением оператора.

Артиллерийская
установка “АК-726″…
И четыре 30-мм автомата
типа АК-630 с двумя радиолокационными системами
управления стрельбой типа МР-123 (по два на каждом
борту).

АК – 630 …

Вертолеты

На корабле возможно
базирование четырех транспортно-боевых
вертолетов Ка-29, способных принимать по 16
десантников. Вертолет способен оказывать
огневую поддержку десанту. Ангар для вертолетов
размещен в надстройке между двумя
взлетно-посадочными площадками.

Радиолокационное
вооружение

Корабль оборудован РЛС
обнаружения воздушных целей типа МР-310А, двумя
навигационными РЛС и развитыми средствами
радиосвязи. Предусмотрены также пассивные
системы радиоэлектронной борьбы и средства
обнаружения и уничтожения подводных
диверсантов.

Силовая
установка

Главная энергетическая
установка (ГЭУ) включает два газотурбинных
агрегата мощностью до 18000 л.с., работающих на два
гребных винта. ГЭУ размещена эшелонно в двух
бортовых отсеках, а вспомогательные механизмы
располагаются между ними под стапель палубой.
Источниками электроэнергии служат шесть дизель
генераторов мощностью до 500 кВт.
Дальность плавания корабля скоростью хода 18 уз.
при нормальном запасе топлива составляет около
4000 миль, а при максимальном запасе – почти в 1,8
раза больше. Автономность корабля (по запасам
провизии) достигает 15-30 суток (при 500 и 250
десантников, соответственно). Экипаж насчитывает
около 250 чел.
Корабль оснащен
системой приема жидких и твердых грузов в море.

Силовая и энергетическая установки

В состав силовой установки входят две газовые турбины мощностью по 18 тыс. л. с., расположенные вдоль бортов эшелонным образом. При разработке проекта не удалось решить задачу их цельноагрегатной замены из-за сложных технических требований, предъявляемых к общей архитектуре корабля, поэтому ремонтные работы, в случае принятия решения о восстановлении боеспособности единиц, могут стать проблематичными, хотя и выполнимыми. За время эксплуатации («Александр Николаев» — 15, «Митрофан Москаленко» — 12 лет) двигатели подверглись износу, их нужно либо капитально восстанавливать, либо вообще менять на более современные. Разбирать турбины придется на месте, внутри корпуса, а это дороже.

Источниками электроснабжения БДК «Носорог» служат бортовые генераторы (их на корабле шесть) по полмегаватта каждый, всего 3 мВт.

Тактико-технические элементы (ТТЭ) больших десантных кораблей

Проект117111171775МТип 072-III (Китай)
Год выпуска20181964–19751974–19912003–2005
Водоизмещение – стандартное – полное5000*3040 43602768 40803430 4170
Размерения – длина – ширина – осадка120 6,5 3,6113 15,6 4,15(6,15)112,5 15 3,7119,5 16,4 2,8
Скорость181617,518
Дальность3500 (на скорости 16 уз.)4800 (12 уз.)3500 (16 уз.) 4000 (12 уз.)3000 (14 уз.)
Автономность, сут.30203030
Экипаж, чел. (офицеров)10069 55 (5)87(8)104
ГЭУ2 Д × 5200 л.с.2 Д × 4500 л.с.2 Д × 9600 л.с.2 Д × 4745 л.с.
Вооружение1 30-мм ЗАК АК-630М-2 «Дуэт»; 2×6 30-мм АК-630; 2 × 14,5 мм МТПУ «Жало»1 × 2 57-мм АУ ЗИФ-31Б, 2 × 2 25-мм автомата 2M-3M; 2 ПЗРК Стрела-3 (24 ЗУР); 2×40 РСЗО А-215 «Град-М» (160 НУРС)1 АК-176; 2 × АК-630М; 2 × РСЗО А-215 «Град-М» (320 НУРС); 2 × ПЗРК «Стрела-3»1×2 37-мм АУ Tип 76F; ПЗРК
Десантовместимость: – ОБТ / БТР – десантников13 / 36 30020 / 47 44010 /12 34010/н.д. 120
Авиация2 Ка-29 / 1 Ка-52К «Катран»нетнетверт. площадка
Построено114289
В строю14169

* В западной прессе указывается полное водоизмещение проекта до 6000–6600 т.

От своих «одноклассников» БДК типа «Иван Грен» отличаются бо̀льшим водоизмещением. Однако это существенно не отражается на его десантных возможностях. Указанное количество десантников (300 чел.) не соответствует ни роте (как для проекта Тип 072-III), ни батальону (пр. 1171).

Предположительно, БДК «Иван Грен» все-таки рассчитан на высадку батальона морской пехоты (более 400 чел.). Или сможет высаживать полноценный десант только совместно с другими десантными кораблями.

По своему вооружению БДК «Иван Грен» существенно слабее своих отечественных аналогов, но близок к зарубежным.

Силовая и энергетическая установки

В состав силовой установки входят две газовые турбины мощностью по 18 тыс. л. с., расположенные вдоль бортов эшелонным образом. При разработке проекта не удалось решить задачу их цельноагрегатной замены из-за сложных технических требований, предъявляемых к общей архитектуре корабля, поэтому ремонтные работы, в случае принятия решения о восстановлении боеспособности единиц, могут стать проблематичными, хотя и выполнимыми. За время эксплуатации («Александр Николаев» — 15, «Митрофан Москаленко» — 12 лет) двигатели подверглись износу, их нужно либо капитально восстанавливать, либо вообще менять на более современные. Разбирать турбины придется на месте, внутри корпуса, а это дороже.

Источниками электроснабжения БДК «Носорог» служат бортовые генераторы (их на корабле шесть) по полмегаватта каждый, всего 3 мВт.

Конструкция

БДК «Николай Вилков» имеет внешний вид, схожий с сухогрузом. Предназначен для переброски морем войск, грузов и высадки морских десантов на необорудованное побережье, может использоваться как транспорт боеприпасов, в том числе и для перевозки ракет в контейнерах. Способен с экспедиционным батальоном морской пехоты на борту длительно нести боевую службу в удаленных районах.

Надстройка, смещённая к корме, была изменена по сравнению с предшествующими кораблями проекта. В ней располагаются: ходовой мостик и помещения управления кораблём; каюты экипажа; камбуз; два кубрика со спальными местами для 400 морских пехотинцев, под первым и четвёртым твиндеками и т. д. На крыше надстройки — мачта с размещенными на ней антенными постами различных систем радиотехнического вооружения.

На БДК имеются герметичные откидные лацпорты, которые в опущенном положении служат для погрузки техники с пирса или побережья, при уклоне не более 30 град, своим ходом через носовую или кормовую аппарель. Для погрузки техники и грузов с воды или берега в танковый трюм через люки в верхней палубе имеются собственные краны. Также кормовой лацпорт используется для приема и выгрузки плавсредств в доковую камеру. Через носовую аппарель лацпорта с танковой палубы можно производить высадку легкой техники на воду.

Дальность плавания составляет 10000 миль при скорости 14~15 узлов, полное водоизмещение — 4650 тонн.

Десантные возможности

  • до 20 танков и 200 морских пехотинцев.
  • до 45 бронетранспортёров и 300 морских пехотинцев.
  • до 50 грузовых автомобилей и 400 человек десанта.
  • корабль может нести до 1500 тонн различных грузов.

Вооружение

АУ ЗИФ-31 в техническом музее Тольятти

На заводе реактивная система залпового огня «Град-М» не устанавливалась, а монтировалась специальная площадка под неё. Пусковую установку с пороховым погребом установили во время докования корабля.

  • две пусковые установки реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М» (160 снарядов).
  • универсальная спаренная корабельная артиллерийская установка ЗИФ-31Б калибра 57-мм.
  • две двухствольные автоматические корабельные 2М-3М калибра 25-мм
  • два корабельных гранатомётных комплекса МРГ-1 «Огонёк» калибра 55-мм
  • три пусковые турельные установки МТУ-4У для одновременной установки 4-х ПЗРК «Стрела-3» (24 ракеты)
  • две навигационные радиолокационные станции «Дон»
  • радио ответчик опознавания свой-чужой «Хром-КМ»
  • прибор управления стрельбой «Гроза-1171»
  • комплекс средств радиоэлектронной борьбы «Слябинг»

Современное состояние

В настоящее время пригодны к восстановлению боеспособности два из трех кораблей. Первый из серии БДК «Носорог», давший ей название по классификации НАТО, то есть головной, называвшийся «Иван Рогов» (1977 года постройки), подвергся списанию и разборке на металл в 1996 году. Второй, «Александр Николаев» (спущен на воду осенью 1982-го), годом позже был списан из боевого состава и законсервирован. Та же судьба постигла «Митрофана Москаленко», но позже — в 2002 году. Этот корабль хотели продать. В числе возможных покупателей назывался Китай, в свое время уже использовавший списанный крейсер «Киев» в качестве плавучего отеля в Макао, но сделка по каким-то причинам «не срослась». Вполне возможно, что по внешнему виду БДК проекта «Носорог» недостаточно привлекателен, чтобы стать приманкой для туристов, а ремонтировать его для флота КНР сочли делом трудным, сложным и дорогостоящим. Техническое состояние плавсредств после долгого стояния у причальной стенки еще предстоит оценить специалистам.

Построенные корабли

Большие десантные корабли проекта 1714
№п/п Название Зав. № Бортовой номер ВерфьДата закладки Дата спускана воду Дата вступления в состав флота Статус Примечание
1 «Иван Рогов» 101 556(1977), 111, 120(1978), 884, 110, 050(1978), 132(1979), 099(1981), 113(1986), 084(1995) ССЗ «Янтарь», Калининград 09.1973 31.05.1977 15.06.1978 Исключён в декабре 1995 г. Входил в состав ТОФ.
2 «Александр Николаев»102 110(1983), 050(1985), 084, 067, 074(1987), 057(1990) ССЗ «Янтарь», Калининград 03.1976 1982 30.12.1982 Исключён из состава флота в октябре 1999 г. Входил в состав ТОФ.
3 «Митрофан Москаленко»103 016(1989), 107(1991), 028(1992), 020(1995) ССЗ «Янтарь», Калининград 05.1984 1988 23.09.1990 Исключён в 2006 г. Весной 2019 года отправлен на утилизацию. Входил в состав СФ.

Первая Мировая война

SS River Clyde, у мыса Геллес, Галлиополи 1915.

Вплоть до Первой мировой войны для высадки морских десантов использовались, обычные корабли самого разного назначения. Но во время Первой Мировой появились специально приспособленные для перевозки и высадки десанта корабли.

Одной из наиболее ярких десантных операций Первой Мировой была «Высадка на мысе Геллес» (англ. Landing at Cape Helles). Эта десантная операция была осуществлена силами британской армии 25 апреля 1915 года. При поддержке флота британские войска провели десантирование на побережье протяженностью 9,7 км. Планировалось, что после высадки десантов, они захватят береговые батареи и продвинутся вглубь полуострова. Специально для этой операции британский угольщик SS River Clyde был переоборудован в десантно-транспортное средство.

Исходя из опыта довоенных десантных манёвров, с началом Мировой войны для обеспечения планируемых десантных операций в состав Черноморского флота были введены два базных транспорта: пароходы «Тревориан» и «Бурдейль». Каждый из них нёс по 10 катеров на шлюпбалках и палубных блоках, а также по 40 ботов в трюмах.

Проект

ВМФ СССР нужен был новый десантный корабль для замены стареющих БДК проекта 1171. Корабль должен был стать специально спроектированным для десантных операций, иметь более мощное вооружение и живучесть, в отличие от проекта 1171, сделанных на основе сухогруза. Корабли проекта должны были занимать промежуточное значение между «Носорогами» и СДК. Проектирование осуществлялось в Польше. Главным конструктором был польский инженер-кораблестроитель О. Высоцкий, а главным наблюдателем от ВМФ СССР был сначала капитан 1-го ранга Б. Н. Молодожников, потом — гражданский специалист М. И. Рыбников.

В качестве английского пациента

Способен ли керченский «Залив», при украинской власти специализировавшийся на мирной тематике, выполнить заказ Министерства обороны России беспрекословно и в срок? Оснований для опасений нет, поскольку в ноябре 2020 года заводчане уже сдали Черноморскому флоту новый патрульный корабль «Павел Державин» (проект 22160). И это был один из самых сложных заказов для предприятия, поскольку с модульными конструкциями завод прежде не сталкивался. Теперь в Керчи планируется построить ещё один модульный корвет водоизмещением около 1.700 тонн и развивающий скорость хода до 30 узлов. Что может означать только одно: «вертолётоносец» нового поколения «Заливу» под силу, и то доверие, которое оказано крымчанам, они, безусловно, оправдают. В программе перевооружения армии и флота, рассчитанной до 2027 года, керченский завод занял достойное место.

mil.ru
В ноябре 2020 года Черноморскому флоту был сдан новый патрульный корабль «Павел Державин» (проект 22160).

По сути, тогда мощности стратегического предприятия использовали сразу две страны НАТО – Великобритания и Норвегия. При этом они делали всё, чтобы завод методично умирал.

Сегодня на производственных мощностях «Залива» ежегодно ремонтируются более 20 судов. Кроме того, предприятие приняло участие в строительстве Крымского моста – изготовило 500 тонн габаритных конструкций для автодорожной части знакового сооружения и 1.430 тонн мостовых металлоконструкций для железнодорожных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив. Ну а с появлением военного заказа керченский «Залив» выходит в число ведущих судостроительных предприятий России.

Общие сведения

Универсальный БДК пр. 1174 (шифр «Носорог») разработан Невским ПКБ в период с 1964 г. по 1975 г. под руководством П.П. Милованова. Корабль предназначен для переброски морем и высадки войск морского десанта на необорудованное побережье, а также оказания им огневой поддержки.

Этим кораблям были доступны множество способов высадки войск:

  • непосредственно на берег с помощью носового высадочного устройства с выдвижной сходней;
  • на воду через кормовую аппарель;
  • с помощью трех ДКАВП пр. 1206 или шести ДКА пр. 1176, размещаемых в доковой камере;
  • с помощью четырёх транспортно-десантных вертолетов Ka-29.

По универсальности способов высадки корабль пр. 1174 не имел аналогов в мировой практике.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий