Поиск

Первый в мире самолет невидимка и его создатель Бартини Роберт Людвигович

Физик и философ

Бартини прежде всего известен как выдающийся авиаконструктор, которого газета «Красная Звезда» даже назвала «Гением предвидения». Но он также, после ряда согласований и поддержки со стороны академика Б. Понтекорво, опубликовал статью по теоретической физике в журнале «Доклады Академии наук СССР» в 1965 году, стиль и содержание которой были необычными и казались настолько бессмысленными, что научное сообщество посчитало её юмористическим розыгрышем.

В частности, выдающийся математик В. И. Арнольд пишет в своих воспоминаниях (несколько неверно цитируя первое предложение статьи Бартини):

Как математику, мне особенно приятно вспоминать представленную Бруно Понтекорво в ДАН (Доклады Академии наук СССР) статью «О размерностях физических величин» Ораса де Бартини. Она начиналась словами: «Пусть A есть унарный и, следовательно, унитарный объект. Тогда A есть A, поэтому…», а заканчивалась благодарностью сотруднице «за помощь в вычислении нулей пси-функции». Эту зло пародирующую псевдоматематический вздор статью (опубликованную, помнится, около 1 апреля) студенты моего поколения знали давно, так как её автор — замечательный итальянский авиаконструктор, работавший в России совсем в другой области науки, — пытался опубликовать её в Докладах уже несколько лет. Но академик Н. Н. Боголюбов, которого он об этом просил, не решился представить эту заметку в ДАН, и только избрание Бруно Понтекорво действительным членом Академии сделало эту очень полезную публикацию возможной.

После публикации статьи Бартини Бруно Понтекорво получил письма сразу от нескольких «сумасшедших», упрекавших его в том, что он украл у них идеи, а также ему позвонили из Отдела науки ЦК КПСС и стали интересоваться, не является ли эта статья розыгрышем — с такой жалобой обратились некоторые математики, посчитавшие оскорблением помещать розыгрыш в журнале Доктор физико-математических наук Б. Штерн в статье от 2008 года считает статью Бартини либо остроумным розыгрышем, или же грустной историей, «когда талантливый в своей области человек „теряет ориентиры“ и с головой погружается в бредовые изыскания в поисках основ Мироздания». Он же упоминает многочисленные попытки «расшифровать» статью, приписывая смысл формулам и фразам, домысливают «опущенные для краткости» фрагменты.

Впрочем, не все учёные столь категоричны, в частности, физик-теоретик Михаил Шифман считает статью недооценённой и имеющей смысл с точки зрения теории струн, тем не менее, очень путанно написанной.

Тем не менее, полноценная научная оценка статье пока не дана, а публикуется она в основном на сайтах российских последователей Рериха и «Академии тринитаризма».

В 1974 году посмертно была опубликована статья в тематическом сборнике докладов семинара, соавторстве с П. Г. Кузнецовым, представляла она расширение идей автора:

P. O. ди Бартини, П. Г. Кузнецов. Множественность геометрий и множественность физик. // Моделирование динамических систем. Теоретические вопросы моделирования. вып. 2. Труды семинара «Кибернетика электроэнергетических систем». Брянск. — 1974.

Современные последователи Бартини утверждают, что им была создана «уникальная теория шестимерного мира пространства и времени, которая получила название Мир Бартини» По их словам, в противоположность традиционной модели с 4 измерениями (три измерения пространства и одно времени), этот мир построен на шести ортогональных осях. По утверждению последователей этой теории, все физические константы, которые Бартини аналитически (а не эмпирическим путём, как это было сделано для всех известных констант) вычислил для этого мира, совпадают с физическими константами нашего реального мира. Также, по утверждению последователей теории, Бартини занимался анализом размерностей физических величин — прикладной дисциплиной, начало которой положил в начале XX века Н. А. Морозов. Бартини, по утверждению современных его последователей, опирался на исследования Дж. Бурнистона Брауна по теории размерности.

Его самолёты опережали своё время минимум на сто лет

Самолёты, которые конструировал Бартини, было невозможно построить в те годы. Впрочем, остались свидетельства, что одна из его невероятных задумок была воплощена в 1935 году — на одном из военных аэродромов был испытан самолёт-невидимка. Об этом испытании стало известно только спустя два десятилетия, и то случайно.

По словам очевидцев, после того, как заработал мотор, самолёт задрожал и… исчез.

После этого был слышен только звук взлетающей и удаляющейся машины, который становился всё тише, потом исчез, потом стал нарастать снова. Невидимый самолёт подлетел к аэродрому и после этого «проявился» — снова возник из пустоты.

В 1935 году в СНИИ, где Бартини работал главным конструктором, был создан 12-местный пассажирский самолёт «Сталь-7» с крылом «обратная чайка». В 1936 году он представлялся на Международной выставке в Париже, а в августе 1939 на нём был установлен международный рекорд скорости на дистанции 5000 км — 405 км/ч. Это был первый разработанный Бартини проект, который был реализован. Первый  – и на долгие годы единственный. 

Во время войны на базе спроектированного Бартини пассажирского самолёта «Сталь-7» был разработан дальний бомбардировщик ЕР-2. Без преувеличения, этот самолёт внёс огромный вклад в победу СССР, поскольку был единственной машиной, преодолевающей большие расстояния. Только ЕР-2, например, был способен долететь с подмосковного аэродрома до Берлина и вернуться обратно.

Бартини разработал проекты ещё нескольких самолётов, совершенно революционных для того времени, но ни один из проектов не был принят в производство — тогда ещё просто не существовало таких технологий. Американцы сделали самолёт с  похожими характеристиками — знаменитую «Валькирию» — только спустя 12 лет.

Но лавров и благодарности гениальный конструктор и бывший миллионер Роберт Людвигович так и не дождался.

К истории вопроса

С давних пор человечество воспринимало окружающую действительность как сочетание объектов, имеющих длину, ширину и глубину. Учёные древности знали о существовании двухмерных плоских объектов: прямоугольников, квадратов, окружностей и других. Затем, в более позднюю эпоху, у первых мыслителей возникли идеи, что в основе всех окружающих тел лежат более мелкие тела, и они начали спорить об их природе. Такие философы, как, например, Демокрит и Эпикур, полагали, что всё в мире состоит из атомов, которые имеют все характеристики трёхмерных объектов: длину, ширину и глубину, а также свойства, которые могли различаться у атомов разного типа: твёрдость, мягкость, массу и т.д. Были среди учёных и так называемые пифагорейцы. Их школа получила своё имя от основателя — Пифагора, сформулировавшего знаменитую теорему. Они учили, что в основе всего лежат геометрические фигуры, которые по сути являются двухмерными, но, накладываясь друг на друга, они каким-то образом создают всё богатство трёхмерных тел. В последующие века проходили споры о существовании пустого пространства, атомов и их природе, но в основе всегда лежала понятная обыденному сознанию трёхмерная реальность.

Теоретик науки

Разработанный Бартини метод получил название «И — И» от принципа соединения взаимоисключающих требований: «И то, И другое». Бартини прямо и недвусмысленно утверждает, «… что возможна математизация рождения идей». Бартини не оставляет места озарению, случайности в таких заведомо неустойчивых системах, как самолёты; только строгий расчёт. Впервые об этом своём логико-математическом исследовании Бартини доложил на совещании в ЦК ВКП (б) в (!) году

Показательна одна из прогностических разработок Бартини, (внешнее сходство с морфологическим анализом). После того, как все сколько-нибудь значимые характеристики всех видов транспорта были сведены в три обобщённых показателя и на их основе был построен трёхмерный «морфологический ящик». С чрезвычайной наглядностью выяснилось, что нынешние виды транспорта занимают ничтожную часть объёма «ящика». Выяснилась предельная степень совершенства (идеальности) транспорта, основанного на известных принципах. Оказалось, что наилучшим соотношением всех характеристик способны обладать только экранолёты (или экранопланы) с вертикальным взлётом и посадкой. Так был получен ничуть не утративший своей актуальности и поныне прогноз развития транспортных средств. По словам американских специалистов благодаря этому СССР лет на 10 ушёл вперёд по части экранопланов (Алексеев Р. Е., Назаров В. В.), добившись неправдоподобной грузоподъёмности

Атмосфера тотальной секретности в советском авиастроении ограничила пользование этим методом прогнозирования только узкой группе «допущенных» специалистов. Впрочем, известны работы Бартини по ключевым проблемам физики, опубликованные в «Докладах Академии наук» (1965 г., т. 163, № 4), и в сборнике «Проблемы теории гравитации и элементарных частиц» (М., Атомиздат, 1966 г., стр. 249—266). С 1972 года материалы о Р. Л. Бартини изучаются в Институте истории естествознания и техники АН СССР и в Научно-мемориальном музее Н. Е. Жуковского. Более подробно об этом человеке можно прочитать в книге И. Чутко «Красные самолёты» (М. Изд. полит. литературы, 1978 г.) и в сборнике «Мост через время», (М., 1989 г

После войны прикладная диалектическая логика была повторно и независимо открыта бакинским флотским инженером Генрихом Сауловичем Альтшуллером и опять-таки применительно к изобретательству. Метод получил название ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. В отличие от «И — И» ТРИЗ была полностью открыта. По ней изданы десятки книг («Творчество как точная наука», «Найти идею…» и д.р.), проведены сотни учебных семинаров. Огромная практика показала высочайшую прогностическую способность ТРИЗ

ТРИЗ опирается на принцип подчинения развития технических систем объективным законам, которые можно познать и использовать для сознательного — без множества «пустых» проб — решения изобретательских задач. Она построена на материале сотен тысяч патентов с целью выяснения истории развития отдельных технических систем и выявления общих для них последовательностей одинаковых событий (закономерностей). Знание этих последовательностей позволяет уверенно предсказывать судьбу новых технических систем. То есть, предсказывать новые изобретения, новые открытия

Последствия аварии

Точной информации, сколько именно СССР заплатил Канаде за расходы, понесенные при сборе и утилизации обломков спутника, ни у кого нет. Вернее, эти сведения засекречены. По данным А.Б. Железнякова, сумма компенсации могла составить от 3 до 7,5 миллиона долларов.

Естественно, американские спецслужбы не упустили представившуюся им возможность изучить секретные советские космические технологии. Именно сотрудники различных силовых ведомств США собрали и увезли с собой большую часть обломков «Космоса-954» – в рамках помощи канадским коллегам.

Советские спецслужбы (в частности ГРУ) рассматривали варианты отправки в Канаду нескольких диверсионных групп с целью сбора обломков, которые не должны достаться стратегическому противнику. Но в руководстве страны все-таки сочли, что риск слишком велик, учитывая огласку в прессе и возможность усугубления международного скандала в случае еще и задержания в Канаде советских шпионов.

После аварии и последовавшей истерии в СМИ Советский Союз приостановил запуски спутников данной серии, но ненадолго. И тут без эксцессов не обошлось. Например, 7 февраля 1983 года «Космос-1402», также оснащенный ядерной энергоустановкой, упал в районе Южной Атлантики. Запуски подобных космических аппаратов прекратились лишь в 1989 году. До сих пор 29 из них находятся на орбите нашей планеты, представляя собой потенциальную угрозу.

Кстати, американская космическая техника тоже время от времени выходила из строя. Например, упомянутый в заметке газеты «Правда» спутник «Транзит-5В», оснащенный ядерной энергоустановкой SNAP-9A, неудачно стартовал 21 апреля 1964 года. В результате аварии, как считают отечественные специалисты, в земной атмосфере рассеялись 950 граммов плутония-238. А 18 мая 1968 года случилась авария американской ракеты-носителя «Тор-Аджена-Д», которая должна была вывести на орбиту метеорологический спутник «Нимбус-В» с ядерной энергетической установкой SNAP-19B2 на борту.

Теоретик технологии

Разработанный Бартини метод изобретения получил название «И — И» от принципа соединения взаимоисключающих требований: «И то, И другое». Он утверждал, «… что возможна математизация рождения идей». Бартини не оставлял места озарению, случайности в таких заведомо неустойчивых системах, как самолёты; только строгий расчёт. Впервые об этом своём логико-математическом исследовании Бартини доложил на совещании в ЦК ВКП(б) в 1935 году.

Показательна одна из прогностических разработок Бартини, имеющая внешнее сходство с морфологическим анализом. После того, как все сколько-нибудь значимые характеристики всех видов транспорта были сведены в три обобщённых показателя и на их основе был построен трёхмерный «морфологический ящик», с чрезвычайной наглядностью выяснилось, что нынешние виды транспорта занимают ничтожную часть объёма «ящика». Выяснилась предельная степень совершенства (идеальности) транспорта, основанного на известных принципах. Оказалось, что наилучшим соотношением всех характеристик способны обладать только экранолёты (или экранопланы) с вертикальным взлётом и посадкой. Так был получен ничуть не утративший своей актуальности [источник не указан 2512 дней] и поныне прогноз развития транспортных средств. По словам американских специалистов благодаря этому СССР лет на 10 ушёл вперёд по части экранопланов (Алексеев Р. Е., Назаров В. В.), добившись неправдоподобной грузоподъёмности.

В литературе по аэродинамике встречается термин «эффект Бартини».

Летательные аппараты Р. Л. Бартини

Гидросамолет Бартини ДАР.

Бе-1 — лёгкая амфибия.

ВВА-14, Центральный музей ВВС, Монино, 1998.

На счету Роберта Бартини свыше 60 проектов самолётов, в том числе:

  • МТБ-2 (1930) — морской тяжёлый бомбардировщик (проект)
  • Сталь-6 (1933) — экспериментальный истребитель (опытный)
  • Сталь-7 (осень 1935) — 12-местный пассажирский самолёт (опытный)
  • ДАР (конец 1935) — дальний арктический разведчик (опытный)
  • Сталь-8 (1934) — истребитель на базе Сталь-6 (проект)
  • Ер-2 (ДБ-240) (лето 1940) — дальний бомбардировщик на базе Сталь-7 (серия(428))
  • Ер-4 (1943) — дальний бомбардировщик (опытный)
  • Р — сверхзвуковой одноместный истребитель (проект)
  • Р-114 (1942) — зенитный истребитель-перехватчик (проект)
  • Т-107 (1945) — пассажирский самолёт (проект)
  • Т-108 (1945) — лёгкий транспортный самолёт (проект)
  • Т-117 (1948) — магистральный транспортный самолёт (не достроен)
  • Т-200 (1947) — тяжёлый военно-транспортный и десантный самолёт (проект)
  • Т-203 (1952) — сверхзвуковой самолёт с оживальным крылом (проект)
  • Т-210 — вариант Т-200 (проект)
  • Т-500 — тяжёлый транспортный экранолёт (проект)
  • А-55 (1955) — бомбардировщик — летающая лодка средней дальности (проект)
  • А-57 (1957) — стратегический бомбардировщик — летающая лодка (проект), дальность 14000 км
  • Е-57 — (проект) гидросамолёт-бомбардировщик, носитель крылатой ракеты К-10 и ядерной бомбы. Экипаж — 2 человека. По конструкции самолёт был идентичен А-57. Бесхвостка. Дальность — 7000 км.
  • Р-57(Ф-57) — сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик (проект), развитие проекта А-57
  • Р-АЛ (1961) — дальний разведчик с ядерной силовой установкой (проект), развитие проекта А-57
  • Бе-1 (1961) — лёгкая амфибия (опытный — для исследования экранного эффекта)
  • МВА-62 (1962) — проект самолёта-амфибии с вертикальным взлётом и посадкой.
  • ВВА-14М-62 (1972) — вертикально взлетающая амфибия — противолодочный экранолёт (модификация 14М1П)

Париж – центр русской эмиграции

Единого мнения об общей численности русской эмиграции в науке не существует. Зачастую приводятся существенно различающиеся цифры. Например, американский Красный Крест оценивал количество русских эмигрантов во Франции и ее североафриканских колониях в 175 тысяч человек в конце 1920 года и в 250 тысяч в середине 1921-го. Другие источники дают цифры, не превышающие 30 с небольшим тысяч. О количестве русских во Франции перед Великой Отечественной войной можно судить по сведениям казачьего генерала Михаила Граббе, приведенным в отчете для парижской полиции в январе 1941 года.

«Можно оценить число русских, проживающих во Франции, цифрой в 65 тысяч человек. Та же цифра фигурировала в прессе накануне войны в 1939 году», – сообщал престарелый (умер в июле 1942-го) военачальник и один из создателей Русского корпуса.

При этом, согласно французской переписи населения, в середине 1930-х годов в стране проживали более 91,5 тысячи русских беженцев. Эта статистика не учитывала прибывших нелегально и имевших паспорта Франции или третьих стран. По данным Министерства труда, накануне войны во Франции насчитывалось около 100 тысяч русских, из них 26 тысяч – в парижском округе. В основном это были бывшие царские чиновники, члены их семей и их потомки, а также высокопоставленные военные – например, знаменитые участники Белого движения генералы Антон Деникин и Сергей Улагай.

Подавляющее большинство состоятельных господ выбирали в качестве постоянного места жительства Париж, который превратился в политический и культурный центр русского зарубежья. Другие облюбовали Лазурный берег — прежде всего, Ниццу и Марсель. Солидная диаспора, оцениваемая в 3-5 тысяч человек, проживала в Лионе.

Он отказался от миллионов, стал коммунистом и сбежал из Италии в СССР

Окончив офицерскую школу в 1916 году, Бартини попал на Восточный фронт, где в ходе Брусиловского прорыва был пленён вместе с ещё 417 тыс. солдат и офицеров Центральных держав и попал в лагерь под Хабаровском. Там его очаровали революционные идеи и, вернувшись на родину, он отказался дальше жить в доме отца и пользоваться его привилегиями.

Он работал разнорабочим, разметчиком, шофёром, параллельно сдал в течение двух лет экстерном экзамены авиационного отделения Миланского политехнического института и получил диплом авиационного инженера, а  в 1921 году вступил в компартию Италии.

Сделка с дьяволом

В 1939 году самолет «Сталь-7» конструкции Бартини установил новый мировой рекорд: пролетел 5000 километров со средней скоростью 405 км/час. Однако авиаконструктор об этом не узнал. Его обвинили в шпионаже в пользу Муссолини. От верной смерти Бартини спас Климент Ворошилов, заявивший Сталину: «Уж больно голова хорошая».

Конструктора перевели тюремное конструкторское бюро ЦКБ-29 НКВД.

Однажды, в начале войны, Бартини встретил Берию и попросил его отпустить. Лаврентий Павлович поставил ему условие: «Сделаешь лучший в мире перехватчик, отпущу». Вскоре Роберто Бартини предоставил проект сверхзвукового реактивного истребителя. Однако Туполев поставил на этой разработке крест, заявив, что «наша промышленность не потянет этот самолет». Он считал Бартини гением, который, однако, не доводит свои идеи до конца. По другой версии, разговор Берии с Бартини состоялся до войны и касался переделки пассажирского самолета «Сталь-7» в дальний бомбардировщик ДБ-240.

Он был осуждён «тройкой» на 15 лет и в тюрьме разработал перехватчик с реактивными двигателями и скоростью, равной двум звуковым. И это в 1942 году!

14 февраля 1938 года Роберт Бартини был арестован НКВД СССР. Ему предъявили обвинение в связях с «врагом народа» Тухачевским и шпионаже в пользу Муссолини. Решением внесудебного органа — так называемой «тройки» Бартини приговорили к обычному для таких дел сроку — 10 лет лишения свободы и пять — «поражения в правах». 

Так талантливый конструктор сменил место жительства — из крохотной комнатушки в Мерзляковском переулке он переехал в «шарагу» — камеру спецтюрьмы при закрытом авиационном КБ тюремного типа.

В заключении Бартини начал работать в КБ под руководством Туполева (тоже осуждённого «тройкой»). Cтиль работы конструктора был очень необычным. Он сидел по несколько часов с закрытыми глазами, не шевелясь, и, казалось, даже не дыша, а потом приходил в себя и выдавал фантастические идеи, большинство из которых на тот момент реализовать было невозможно.

Когда началась война, КБ эвакуировали в Омск, а зимой 1942 года Бартини вдруг вызвали к начальству, помыли, побрили, переодели, и отвезли в Москву — к самому Берии. 

Лаврентий Павлович Берия

Лаврентий Павлович принял конструктора радушно и доверительным тоном сказал, что стране нужен истребитель-перехватчик. Бартини пообещал, а потом набрался смелости и попросил освободить его из заключения, потому что никакого преступления он не совершал.

У него появилась надежда. Вернувшись под конвоем в место заключения, Бартини начал работать и уже к лету появился проект зенитного перехватчика Р-114 со стреловидным крылом, четырьмя жидкостно-реактивными двигателями и невиданной в 1942 году скоростью, равной двум звуковым. Но разве можно было тогда построить такое чудо? Надежды на освобождение рухнули и Бартини продолжил «мотать срок».

В 1946 году из омской «шараги» он переехал в таганрогскую и встретил свою жену – женщину по имени Валентина, которая работала на заводе инженером-конструктором

Вскоре его перевели в Институт аэродинамики Новосибирского отделения Академии наук СССР. Начальника НИИ предупредили: «Вы проследите, чтобы он там вам какой-нибудь самолёт не нарисовал»

К счастью, уследить ему не удалось и Бартини «нарисовал» первый в мире межконтинентальный вертикально взлетающий бомбардироващик ВВ-14. И его удалось построить!

Рассказывают, что когда Бартини шёл к нему по взлётному полю, он плакал — это был второй реально построенный самолёт по его проекту. Самолёт с невероятными, фантастическими характеристиками. Он мог взлетать и садиться где угодно, обладал невероятной грузоподъемностью и весовой дальностью. 


ВВА-14, построенный по проекту Бартини в 1972 году. Центральный музей ВВС, Монино

Физик и философ

Файл:Bartini World.png
«Мир Бартини».

Бартини, конечно, более известен как выдающийся авиаконструктор, которого газета «Красная Звезда» даже назвала «Гением предвидения», , но теперь он становится все более известным своими научными достижениями. Помимо авиации, Р. Л. Бартини занимался космогонией и философией. Есть у него труды по теоретической физике. Им была создана уникальная теория шестимерного мира пространства и времени, которая получила название «мир Бартини» В противоположность традиционной модели с 4 измерениями (три измерения пространства и одно времени), этот мир построен на шести ортогональных осях. По утверждению сторонников этой теории, все физические константы, которые Бартини аналитически (а не эмпирическим путем, как это было сделано для всех известных констант) вычислил для этого мира, совпадают с физическими константами нашего реального мира , что показывает, что наш мир скорее является 6-мерным, чем 4-мерным

Бартини также занимался анализом размерностей физических величин — прикладной дисциплиной, начало которой положил в начале XX века Н. А. Морозов. Одна из наиболее известных работ — «Множественность геометрий и множественность физик» в книге «Моделирование динамических систем», написанная в соавторстве с П. Г. Кузнецовым. Работая с размерностями физических величин, он построил матрицу всех физических явлений, основанную только на двух параметрах: L – пространство, и T – время. Это позволило ему увидеть законы физики как клетки в матрице (снова морфологический анализ

Dim.L–1LL1L2L3L4L5L6
T–6       Скорость переноса мощности (мобильность)
T–5      Мощность 
T–4  Удельный вес
Градиент давления
Давление
Напряжение
Поверхностное натяжение
Жесткость
СилаЭнергияСкорость переноса момента импульса (тран)
T–3  Массовая скоростьВязкостьМассовый расходИмпульсМомент импульса 
T–2 Угловое ускорениеЛинейное ускорениеПотенциал гравитационного поляМасса Динамический момент инерции 
T–1 Угловая скоростьЛинейная скоростьСкорость изменения площади    
TКривизнаБезразмерные величины (радиан)ДлинаПлощадьОбъемМомент инерции площади плоской фигуры  
T1 Период      
T2        

Так же как Дмитрий Иванович Менделеев открыл Периодическую таблицу элементов в химии, Бартини открыл периодическую таблицу законов в физике. Когда он обнаружил, что известные фундаментальные законы сохранения располагаются по диагонали в этой матрице, он предсказал и затем открыл новый закон сохранения — закон сохранения мобильности. Это открытие, по мнению сторонников теории, ставит Бартини в ряд таких имен, как Иоганн Кеплер (два закона сохранения), Исаак Ньютон (закон сохранения импульса), Джулиус Роберт фон Майер (закон сохранения энергии), Джеймс Клерк Максвелл (закон сохранения мощности) и т. д. В 2005 году, примерно через 50 лет после опубликования на русском, благодаря усилиям доктора Д. Рабунского, вышел английский перевод одной из статей Бартини. Достижения Бартини в науке к настоящему времени стали настолько очевидны[неавторитетный источник?], что одну из новых единиц физики было предложено назвать “Барт” в честь Бартини.[неавторитетный источник?] Более того, на основе матрицы Бартини, используя ту же самую логику и те же эвристические принципы, группа исследователей открыла новые законы сохранения.[неавторитетный источник?]

Теория, однако, была не замечена научным сообществом, а также подверглась критике со стороны математиков

Как математику, мне особенно приятно вспоминать представленную Бруно Понтекорво в ДАН (Доклады Академии наук СССР) статью «О размерностях физических величин» Ораса де Бартини. Она начиналась словами: «Пусть A есть унарный и, следовательно, унитарный объект. Тогда A есть A, поэтому…», а заканчивалась благодарностью сотруднице «за помощь в вычислении нулей пси-функции».
Эту зло пародирующую псевдоматематический вздор статью (опубликованную, помнится, около 1 апреля) студенты моего поколения знали давно, так как её автор — замечательный итальянский авиаконструктор, работавший в России совсем в другой области науки, — пытался опубликовать её в Докладах уже несколько лет. Но академик Н. Н. Боголюбов, которого он об этом просил, не решился представить эту заметку в ДАН, и только избрание Бруно Понтекорво действительным членом Академии сделало эту очень полезную публикацию возможной.

Требования Канады

Разумеется, точка зрения властей Канады на данный инцидент отличалась от официальной версии СССР. 2 апреля 1981 года после напряженной дипломатической переписки и препирательств в ООН стороны приняли документ «Урегулирование претензий Канады к Союзу Советских Социалистических Республик по поводу ущерба, нанесённого спутником «Космос-954» (Settlement of Claim between Canada and the Union of Soviet Socialist Republics for Damage Caused by «Cosmos 954»). Свои подписи под ним поставили заместитель министра иностранных дел СССР Никита Рыжов и посол Канады Джеффри Пирсон.

В этом документе, который был подписан в Москве, говорится о готовности СССР выплатить за причиненный ущерб компенсацию в размере 3 миллионов канадских долларов, в то время как пострадавшая сторона требовала 6 миллионов 41 тысячу 174 доллара США и еще 70 центов. А в случае отказа СССР от выплаты заявленной компенсации канадское правительство грозило требованием процентов за просроченное время, оставляя за собой право взыскать дополнительную плату за ущерб, который может возникнуть в будущем по причине радиоактивного заражения.

По уверениям канадцев, обломки советского спутника были обнаружены не только в пустынных районах северо-западных территорий страны, но также в провинциях Альберта и Саскачеван. При этом некоторые фрагменты космического аппарата оказались смертельно опасными, высокорадиоактивными. На это указывали результаты научного анализа, проведенного центром ядерных исследований Whiteshell (г. Пинава).

Цитаты

  • Королёв скульптору Файдыш-Крандиевскому: «Мы все обязаны Бартини очень и очень многим, без Бартини не было бы спутника. Его образ вы должны запечатлеть в первую очередь»[источник не указан 2621 день]
  • Яковлев: «Что это мы тут шумим? У нас же есть Бартини — вот и поручим проблему ему! Уж если он её не решит, значит, она принципиально нерешаема…»[источник не указан 2621 день]
  • В 60-летнем возрасте Бартини отличался внешней привлекательностью: классические черты лица, спортивная, подтянутая фигура. Поэтесса Н. В. Образцова, работавшая в ТРТИ (ныне ТТИ ЮФУ), говорила о нём: «Это был настоящий римлянин».[источник не указан 2621 день]
  • Как-то Бартини спросил М. П. Симонова: может ли одна отстающая система догнать ушедшую далеко вперёд другую? Речь шла о США и СССР. Симонов признался, что в подобное не верит. Бартини же сказал: «А если бежать наперерез?!»

Его усыновил собственный отец

Роберто Бартини родился на Адриатике в 1897 году в семье губернатора провинции Фиуме барона Лодовико Ороса ди Бартини. Его мать, некая молодая дворянка, состояла во внебрачной связи с Лодовико и, родив ребёнка, подкинула его садовнику барона.

Малыш прожил в семье садовника три года, пока не попался на глаза законной жене барона. Она была бездетна, ей понравился смышлёный малыш, и она уговорила мужа взять Роберто на воспитание. Так Лодовико Ороса ди Бартини усыновил собственного сына.

Роберто оказался удивительно одарённым ребёнком. Он мог рисовать двумя руками одновременно, быстро научился говорить и читать на шести европейских языках, увлекался спортом, физикой, математикой, сочинял стихи, играл на фортепиано. Мальчик постоянно удивлял взрослых телепатическими способностями — он часто отвечал на вопрос, который ему только собирались задать.

В 1912 году Роберто, будучи уже гимназистом, увидел в Фиуме демонстрационные полёты русского авиатора Харитона Славороссова. Они поразили его воображение и перевернули судьбу. Бартини страстно увлёкся авиацией на всю жизнь.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий