Требования к составу перспективных комплексов БРЭО БЛА
Развитие функциональной совместимости, надежности, эффективности и живучести компонентов БЛА является сегодня необходимым условием для радиоэлектронных систем, размещаемых на борту в ограниченном пространстве. Предполагается, что перспективные комплексы БРЭО БЛА будут состоять из следующих взаимосвязанных узлов и систем:
1. Информационно-управляющая система:
1.1. бортовой вычислитель;
1.2. система автоматического управления;
1.3. аппаратура сопряжения с общеобъектовым оборудованием;
1.4. система контроля и диагностики бортового оборудования;
1.5. аппаратура коммутации и преобразования информации.
2. Навигационное оборудование:
2.1. инерциально-спутниковая навигационная система;
2.2. система воздушных сигналов;
2.3. радиовысотомер;
2.4. система автономной навигации по физическим полям Земли;
2.5. система датчиков малой высоты.
3. Бортовые средства радиосвязи:
3.1. радиолиния управления;
3.2. широкополосная радиолиния;
3.3. аппаратура спутниковой связи.
4. Системы целевой нагрузки:
4.1. оптико-электронная система;
4.2. радиолокационная система;
4.3. система технического зрения;
4.4. лазерный радар.
5. Система радиолокационного опознавания.
Примеры массового применения дронов
Боевое нападение в Хмеймим
В ночь на 6-е января 2022 года БПЛА атаковали российские подразделения в Сирии, так впервые было зафиксировано первое боевое применение стаи беспилотников. От экспериментов к практике перешли суровые сирийские оппозиционеры, в качестве мишеней выбравшие российскую авиабазу Хмеймим и пункт обеспечения ВМФ в Тартусе. Группа из 13-ти штук вполне подошла для тренировки РЭБ и зенитчиков. 7 штук было сбито комплексом «Панцирь-С1», а оставшиеся 6 – посажены. При контакте с землёй 3 БПЛА взорвались. Изучение оставшихся показало, что запуск был произведён из зоны деэскалации «Идлиб». Для этого беспилотникам пришлось преодолеть более 50-ти километров.
На наиболее популярном из опубликованных фото, стоящий на столе беспилотник террористов действительно выглядит как кустарная модель
Но обращает на себя внимание несколько моментов: возможности батареи и удаленность управления (напомним о расстоянии в 50км до атаки), вес полезной нагрузки ( на фото ниже можно увидеть количество бомб на каждом крыле) и массовость использования. Сегодня любая кустарная мастерская в состоянии наладить мелкосерийный выпуск беспилотников и силами небольшого инженерного коллектива превратить их в серьёзную проблему
Поэтому столь активно обсуждаются опасения от развития данной технологии и продолжается создание оружия для уничтожения БПЛА.
Как отправить заявление?
Предоставить заявление в ФАВТ можно несколькими способами:
- Самостоятельно или через курьерскую службу
- Почтовое отправление
- Портал Госуслуг
- Портала учёта БВС
По завершению процесса постановки на учёт, беспилотнику будет присвоен учётный номер.
Цитата: «Пункт 28 Правил. Учётный номер беспилотного воздушного судна, присвоенный в порядке, установленном настоящими Правилами, подлежит нанесению на элементы конструкции беспилотного воздушного судна до начала выполнения им полётов».
Подытожим: После предоставления указанной выше информации о регистрируемом беспилотнике в Федеральное агентство воздушного транспорта, одним из доступных способов, устройству будет присвоен учётный номер, который должен будет находиться на борту БВС на время выполнения полётов.
Бланк заявления
Заявления о постановке БВС на учёт:
- Заявление о постановке БВС на учёт (для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).
- Заявление о постановке БВС на учёт (для юридического лица).
- Заявление о постановке БВС на учёт (для индивидуального предпринимателя).
Рекомендательные требования к фото БВС.
Фотография БВС должна быть цветной на светлом однотонном фоне. Размер БВС, изображенного на фото, должен занимать не менее 70% от общего размера снимка и содержать изображение всех элементов конструкции БВС. Ракурс съёмки, должен обеспечивать отображение всей видимой площади БВС, позволяющий провести его идентификацию.
*2020: Увеличение в 2 раза дальности действия комплекса «Атака-DBS»
Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех 20 августа 2020 года сообщил о проведении испытаний модернизированного комплекса противодействия гражданским беспилотникам «Атака-DBS» с применением нового типа антенн. Результаты показали, что дальность действия комплекса увеличилась почти в 2 раза в части обнаружения и в 2,5 раза в части подавления.
Ростех удвоил дальность действия системы противодействия дронам «Атака-DBS»
Комплекс «Атака-DBS» показал бесперебойную работу в условиях имитированных атак дронов с ближнего и дальнего расстояния. Максимальная дальность обнаружения БПЛА составила 2900 м при заявленных 1500 м, а максимальная дальность подавления – 2500 м при заявленных 1000 м. Испытания проходили в сложных погодных условиях – при сильных порывах ветра до 15-20 м/с и пыльных бурях.
«Атака-DBS» показал бесперебойную работу в условиях имитированных атак дронов с ближнего и дальнего расстояния
Оборудование в автоматическом режиме в течение 0,1 секунды обнаружило беспилотник, идентифицировало объект по принципу «свой-чужой» и произвело блокировку канала связи и навигации коптера.
«Структуры Ростеха выпускают широкую линейку средств противодействия беспилотникам – это мобильные, стационарные и переносные системы, которые могут действовать как автоматически, так и управляться вручную. При этом мы непрерывно совершенствуем характеристики средств борьбы с БПЛА, повышая дальность их работы, надежность, автономность, улучшаем алгоритмы определения беспилотников и методы их подавления. Модернизированная система позволяет накрыть защитным «куполом» большую территорию. При этом она не нарушает работу окружающего коммуникационного и навигационного оборудования, что позволяет использовать ее в аэропортах, городских условиях, на территории высокотехнологичных объектов», − отметил индустриальный директор радиоэлектронного комплекса Ростеха Сергей Сахненко. |
Автоматизированный комплекс «Атака-DBS» обнаруживает и подавляет каналы управления в диапазоне частот, который используется БПЛА общегражданского применения − от 2 ГГц до 6 ГГц. Основой комплекса являются модули радиочастотного обнаружения и подавления. По информации «Росэлектроники», система может использоваться как в виде автономной ячейки подавления, так и в виде комплекса взаимосвязанных ячеек, закрывающих заданный периметр. Необходимое количество модулей и места их расположения определяются в зависимости от характеристик охраняемого объекта.
Решаемые задачи
Можно классифицировать на четыре основные группы:
- обнаружение ЧС;
- участие в ликвидации ЧС;
- поиск и спасение пострадавших;
- оценка ущерба от ЧС.
В таких задачах старший оператор должен оптимальным образом выбрать маршрут, скорость и высоту полета ДПЛА, чтобы охватить район наблюдения за минимальное время или количество пролетов с учетом секторов обзора телевизионной и тепловизионной камер.
При этом необходимо исключать двукратный или многократный пролет одних и тех же мест с целью экономии материальных и людских ресурсов.
Дополнительный материал доступен по кнопке «Скачать» после статьи.
Чем отличается БПЛА Форпост и Орион
Как вы уже наверняка поняли из характеристик обоих беспилотников, они принадлежат разным классам. Размах крыльев «российского Байрактара» составляет 16,3 м, а взлетный вес — 1000 кг. Беспилотник способен нести боевое оснащение весом 200 кг. Аппарат может находиться в воздухе в течение суток.
Форпост, как мы выяснили, вдвое меньше Ориона. Соответственно, каждый аппарат хорош для решения своих задач. То есть в ситуациях, когда решить боевые задачи может БПЛА Форпост, привлекать для этого Орион не целесообразно.
БПЛА Орион считается более перспективной платформой
В целом же Орион является более технологичной и перспективной платформой. Его весь потенциал еще не раскрыт. Об этом говорит тот факт, что для БПЛА продолжают разрабатываться новые системы вооружения и разведки. Как утверждают сами специалисты, у беспилотника Орион также есть потенциал для постоянной модернизации.
Форпост же принимался на вооружение как временная мера, когда отсутствовали собственные легкие БПЛА. Однако машина оказалась весьма удачной, поэтому была создана российская версия аппарата с ударным вооружением.
Напоследок отметим, что эра беспилотников в России только начинается. Функции этих машин постоянно расширяются. Причем это происходит не только в России, но и во всем мире. В настоящее время беспилотники не могут занять только нишу штурмовиков. Однако существуют летающие снаряды и дроны-камикадзе, которые справляются и с задачей штурмовиков, но это уже отдельная тема для разговора. Вообще, использование современных беспилотников называют шагом к внедрению в армии роботов. Но «восстания машин» опасаться не стоит. Хотите знать почему? Переходите по этой ссылке.
История создания БПЛА Форпост
БПЛА Форпост, в отличие от того же Ориона, не является самостоятельной разработкой российских инженеров. Он создан на базе израильского беспилотника Searcher Mk II, созданного концерном IAI.
Впервые БПЛА Searcher был представлен в далеком 1990 году, а спустя два года его приняла на вооружение Армия обороны Израиля. Он имел массу 207 кг, длину 5,15 м и размах крыльев 7,22 м. Его крейсерская скорость составляла 194 км/ч, а радиус действия — 220 км. На тот момент это была действительно передовая разработка.
В 1998 году появилась обновленная модель — Searcher Mk II. Беспилотник стал легче почти в два раза — его масса составляет 120 кг. При этом грузоподъемность стала выше, так как размах крыльев увеличился до 8,55 метров. Также он получил более мощный двигатель. Максимальная скорость увеличилась со 194 до 200 км/ч, правда, крейсерская скорость понизилась до 146 км/ч.
Израильский БПЛА Searcher II, на базе которого создан российский Форпост
В 2009 году Россия закупила два израильских беспилотника Searcher II общей стоимостью 12 млн долларов, а спустя год заключила контракт на сборку этих БПЛА на Казанском вертолётном заводе. В 2012 году на одном из заводов гражданской авиации было запущено производство разведывательных комплексов Форпост, которые включали в себя БПЛА и машины управления.
Список литературы
1. Мировое воздушное пространство беззащитно перед БПЛА, считают эксперты. URL: https://ria.ru/20181221/1548394586.html (дата обращения: 20.10.2020).
2. Hofmann-Wellenhof B., Lichtenegger H., Wasle E. GNSS – global navigation satellite systems: GPS, Glonass and more, 1st ed. SpringerVerlag Wien, 2008.
3. Аджахунов Э. А. Комплекс перехвата управления и спуфинга сигналов ГНСС БАС: дипломный проект. Томск: ТУСУР, 2020.
4. Кудряков С. А. Радиотехнические цепи и сигналы. СПб., 2015.
5. Artix-7. URL: https://www.xilinx.com/products/silicon-devices/fpga/artix-7.html (дата обращения: 21.11.2020).
Классификация UVS International¶
Международной ассоциацией по беспилотным летательным системам UVSI
(Association for Unmanned Vehicle Systems International, до 2004 года
она называлась Европейской ассоциацией по беспилотным системам – EURO
UVS) была предложена универсальная классификация БПЛА (Таблица 1),
которая объединяет многие из названных критериев.
Таблица 1
Группа | Категория | Взлетная масса, кг | Дальность полета, км | Высота полета, м | Продолжительность полета, ч |
Малые БПЛА | Nano БПЛА | < 0,025 | < 1 | 100 | < 0,5 |
Micro БПЛА | < 5 | < 10 | 250 | 1 | |
Mini БПЛА | 20 – 150 | < 30 | 150 – 300 | < 2 | |
Легкие БПЛА для контроля переднего края обороны | 25- 150 | 10 – 30 | 3000 | 2 – 4 | |
Легкие БПЛА с малой дальностью полета | 50 – 250 | 30 -70 | 3000 | 3 – 6 | |
Средние БПЛА | 150 – 500 | 70 – 200 | 5000 | 6 – 10 | |
Тактические | Средние БПЛА с большой продолжительностью полета | 500-1500 | >500 | 8000 | 10 – 18 |
Маловысотные БПЛА для проникновения в глубину обороны противника | 250 2500 | >250 | 50 – 9000 | 0,5 – 1 | |
Маловысотные БПЛА с большой продолжительностью полета | 15 – 25 | >500 | 3000 | >24 | |
Средневысотные БПЛА с большой продолжительностью полета | 1000-500 | > 500 | 5000-8000 | 24 – 48 | |
Высотные БПЛА с большой продолжительностью полета | 2500-5000 | > 2000 | 20000 | 24 – 48 | |
Стратегические | Боевые (ударные) БПЛА | >1000 | 1500 | 12000 | 2 |
БПЛА, оснащенные боевой частью (летательного действия) | 300 | 4000 | 3 – 4 | ||
БПЛА – ложные цели | 150 – 500 | 0 – 500 | 50 – 5000 | < 4 | |
Специального назначения | Стратосферные БПЛА | > 2500 | > 2000 | > 20000 | > 48 |
Экзостратосферные БПЛА | > 30500 |
Зачем нужна защита от дронов и квадрокоптеров? Какие угрозы они представляют?
По оценкам экспертов в 2018 году граждане Российской Федерации имели в пользовании более 110 000 дронов. С каждым годом тенденция к росту только увеличивается.
Дроны могут затруднять воздушное движение. Это относится как к воздушным судам в зоне федеральных аэропортов, так и к гражданской авиации (вертолеты, планеры, дельтапланы). Столкновение летательного аппарата даже с небольшим дроном может создать риск падения воздушного судна или его повреждения.
Также беспилотники могут повреждать исторические памятники, архитектурные объекты при целенаправленном воздействии, либо при авариях. Более того, дроны являются эффективным инструментом в руках грабителей, воров и мошенников. С их помощью злоумышленники устанавливают защищенность периметра, планируют налеты, осуществляют мониторинг ситуаций в режиме реального времени для обхода постов охраны.
Дополнительной угрозой использования беспилотных летательных аппаратов является транспортировка запрещенных грузов. С этими целями злоумышленники могут осуществлять пересечение границ, проникать на территории мест лишения свободы, либо на производственные предприятия.
Защита от беспилотных летательных аппаратов необходима крупным инфраструктурным объектам (стадионам, вокзалам, аэропортам), а также частным секторам – для защиты от покушений на жизнь, здоровье и имущество.
Зачастую дроны применяются для шпионажа за государственными и коммерческими компаниями, а также военными объектами и строительными площадками.
Проверено в небе войны
В ходе сирийской войны Россия и сирийская армия применяли против БПЛА в основном традиционные средства – ЗРК С-125, «Бук», «Тор», ЗРПК «Панцирь», а также, нельзя исключить, ПЗРК и зенитную артиллерию. При этом российский военный контингент при обороне своих баз и пунктов базирования использовал против вражеских БПЛА средства РЭБ – «Житель», «Красуха» и др. Считается, что в целом эффективность ПВО в данном случае была весьма высока, однако, по-видимому, этот вариант борьбы с БПЛА достаточно затратен экономически: многие сбитые беспилотники исламских боевиков и ВС Турции дешевле, чем затраченные для их уничтожения российские ЗУР.
В значительной степени именно на борьбу с беспилотниками ориентирована 57-мм ЗСУ «Деривация», которая создаётся сейчас в России. С той же целью разрабатываются малоразмерные дешёвые ЗУР для ЗРПК «Панцирь».
uralvagonzavod.ru
Именно на борьбу с беспилотниками ориентирована 57-мм ЗСУ «Деривация».
Израиль, в свою очередь, многократно применял средства наземной ПВО против палестинских и иранских беспилотников, имели место даже случаи стрельбы ЗРС «Пэтриот» по коммерческим квадрокоптерам (в этом случае ЗУР вообще на несколько порядков дороже цели). При этом главным средством поражения малоразмерных целей в армии Израиля является ЗРС «Железный купол», но и её зенитно-управляемая ракета «Тамир» стоит 40 тысяч долларов, и сами израильтяне признают, что данный вариант неэффективен как с военной, так и с экономической точки зрения.
В США разрабатывается малогабаритная ЗУР МНТК (до 60 таких ЗУР устанавливают на ПУ ММL). Также создаётся система ПВО MADIS, включающая РЛС, средства оптического наблюдения, средства РЭБ, ПЗРК «Стингер», 30-мм пушку и 7,62-мм пулемёт. В Европе для борьбы против БПЛА создаются зенитные артиллерийские комплексы (немецкий «Мантис», англо-французский «Рапидфайр», немецкая ЗСУ на шасси БТР «Боксер»).
Система направленного/триангуляционного радиочастотного обнаружения беспилотников «СТОПДРОН-ПЕЛЕНГ»
Антенна сканирования радиоэфира «СТОПДРОН-ПЕЛЕНГ» позволяет обнаруживать источники радиосигнала на объекте и вокруг него. Благодаря специализированной базе данных определяется принадлежность радиосигнала к цели класса «беспилотник», происходит идентификация марки и протокола беспилотника. При использовании одной антенны система определяет направление на дрон. При установке двух и более антенн методом триангуляции засекается и отслеживается в режиме реального времени местоположение беспилотника. Радиочастотный способ обнаружения позволяет оповещать о появлении дрона в момент его включения на земле, при его полёте за препятствиями (деревьями, техническими сооружениями), а также при нахождении дрона над объектом на углах, близких к зениту — то есть в ситуациях, когда обнаружение радаром или оптической/тепловой камерой затруднено.
Дальность обнаружения дрона класса DJI Phantom | до 7 км |
Охват по азимуту (горизонталь) | 360° |
Охват по углу места (вертикаль) | 60° |
Вес | 8 кг |
Размер | 50 см х 50 см х 40 см (без штатива) |
Зарубежные беспилотники
Одним из направлений в развитии БПЛА является уменьшение их габаритов без существенного ущерба для технических характеристик. Норвежская разработала микро дрон ПД-100 Блэк Хорнет вертолетного типа.
Данный беспилотник может работать около четверти часа на расстоянии до 1 км. Этот робот применяется в качестве индивидуального разведывательного средства солдата и оснащен тремя видеокамерами. Используется некоторыми регулярными подразделениями США в Афганистане с 2012 года.
ТТХ Блэк Хорнет | |
Длина | 100 мм. |
Вес | 120 гр. |
Дальность полета | 1000 м. |
Время работы | 25 мин. |
Оснащение | 3 оптические видеокамеры с разрешением в 3 МП |
Самый распространенный беспилотник армии США — РКью-11 Рэйвен. Его запуск производится с руки солдата и для его приземления не требуется специальной площадки, он может летать как в автоматическом режиме, так и находясь под управлением оператора.
Этот легкий беспилотник солдаты США применяют при решении задач ближней разведки на уровне роты.
ТТХ РКью-11 Рэйвен | |
Длина, мм | 790 |
Вес, гр. | 1800 |
Размах крыла, м | 1.5 |
Дальность полета, км | до 5 |
Силовая установка | Электродвигатель |
Время работы, мин | 45…60 |
Оснащение | цифровая видеокамера дневного обзора, камера ночного видения |
Более тяжелые БПЛА американской армии представляют РКью-7 Шэдоу и РКью-5 Хантер. Оба образца предназначены для производства разведки местности на уровне бригады.
Беспрерывное время работы в воздухе этих беспилотников существенно отличается от более легких образцов. Существуют множественные их модификации, некоторые из которых включают в себя функции подвешивания на них небольших управляемых бомб массой до 5.4 кг.
МКью-1 Предатор — это самый известный американский дрон. Изначально его основной задачей, как и у многих других образцов, была разведка местности. Но вскоре, в 2000 году, производители внесли в его конструкцию ряд модификаций, позволяющих ему выполнять боевые задачи, связанные с непосредственным уничтожением целей.
Помимо подвешиваемых ракет (Хеллфайр-С, созданные специально для этого беспилотника в 2001 году), на борту робота установлены три видеокамеры, инфракрасная система и своя бортовая радиолокационная станция. Сейчас существуют несколько модификаций МКью-1 Предатора для выполнения задач самого различного характера.
В 2007 году появился еще один ударный БПЛА—американский МКью-9 Рипер. По сравнению МКью-1 Предатор его показатель продолжительности полета был намного выше, а также помимо ракет мог нести на борту управляемые авиабомбы и имел более современную радиоэлектронику.
Вид БПЛА | МКью-1 Предатор | МКью-9 Рипер |
Длина, м | 8.5 | 11 |
Скорость, км/ч | до 215 | до 400 |
Вес, кг | 1030 | 4800 |
Размах крыла, м | 15 | 20 |
Дальность полета, км | 750 | 5900 |
Силовая установка, двигатель | поршневой | турбовинтовой |
Время работы, ч | до 40 | 16-28 |
Ракетная/бомбовая нагрузка | до 4-х ракет Хеллфайр-С | бомбы до 1700 кг |
Практический потолок, км | 7.9 | 15 |
Самым большим БПЛА в мире по праву считается РКью-4 Глобал Хоук. В 1998 году он впервые поднялся в воздух и по сей день выполняет задачи разведывательного характера.
Этот дрон — первый в истории робот, который может использовать воздушное пространство и воздушные коридоры США без разрешения органа управления воздушным движением.
ТТХ РКью-4 Глобал Хоук | |
Длина, м | 13.3 |
Размах крыла, м | 35 |
Дальность полета, км | 22 000 |
Вес, т | 15 |
Силовая установка | Турбовентиляторный двигатель |
Оснащение | ИК-система, комплекс для веденияразведки, РЛК-комплекс |
Время работы, ч | 36 |
Практический потолок, км | 18 |
Перспективные атаки с использованием технологий программно-определяемого радио
Эти атаки занимают особое место, поскольку развитие технологий программно-определяемого радио дает возможность получить доступные для широкого круга лиц средства, позволяющие проводить следующие преднамеренные воздействия.
1. Считывание и передача сигнала на любой частоте от 100 МГц до б ГГц, благодаря доступности универсальных радиопередатчиков. Речь идет об уязвимости практически всех частотных диапазонов, которые используются для передачи данных, будь то 3G, Wifi, FM, GPS, полицейское радио, радиоключ от BMW или RFID-метка на проездном в метро. Подобные радиопередатчики могут настраиваться на любую частоту, мгновенно записывать и воспроизводить сигнал. Подключив к компьютеру данный передатчик, теоретически имеется возможность программно эмулировать модем любого стандарта.
2. Использование универсального передатчика для перехвата и расшифровки радиосигналов, в том числе для «инъекций трафика». Любой незащищенный протокол радиосвязи может быть скомпрометирован. Например, на конференции Defcon хакеры продемонстрировали, как можно перехватывать и подменять радиопередачи от диспетчерского центра аэропорта, так что пилот будет получать неверную информацию от диспетчера. Теоретически, таким способом можно перехватывать управление БЛА.
3. Извлечение секретных ключей шифрования аппаратно-программного средства при проведении экономичной электромагнитной атаки с замером побочных электромагнитных излучений в течение нескольких секунд. Такая возможность была продемонстрирована инженерами лаборатории экспериментальной информационной безопасности (Laboratory for Experimental Information Security) Тель-Авивского университета.
Отметим, что подобные атаки могут быть проведены с использованием доступного оборудования: потребительского радиоприемника или USB-модуля с программно-определяемой радиосистемой (Software-defined radio).
Угрозы кибербезопасности для БЛА
Беспилотные летательные аппараты уже сейчас являются серьезными автоматизированными комплексами. Их дальнейшее развитие предполагает необходимость рассматривать перспективные комплексы БРЭО как совокупность взаимосвязанных автоматизированных систем, решающих вышеуказанные и новые функциональные задачи. При этом особо выделим задачу обеспечения безопасности эксплуатации БРЭО БЛА, решение которой сейчас, в основном, ограничивается применением организационных мер, несмотря на то, что современная информационная защита процессов их функционирования крайне необходима.
Отметим еще раз, что требования к защите от информационных воздействий пока не закладываются на этапе проектирования комплексов БРЭО, хотя потребность в этом сегодня существует и обуславливается возросшим числом кибератак в отношении БРЭО. Косвенным подтверждением этому служит интенсификация публикаций на тему деструктивных информационных воздействий на воздушный транспорт в 2013-2014 годах.
К основным факторам риска в отношении БРЭО БЛА следует отнести:
- разрушающие радиоэлектронные воздействия на информационно-управляющую систему;
- несанкционированный доступ к основным узлам на программном уровне и, как следствие, нарушение технологических циклов работы;
- блокирование управления из-за деструктивного воздействия программных вирусов;
- человеческий фактор (свободный доступ к элементам БРЭО, ошибки программистов и т.п.);
- использование штатных операционных систем и аппаратных средств с имеющимися недекларированными возможностями.
Подчеркнем, что борьба с несанкционированными воздействиями требует внедрения не только организационно-правовых, но и комплексных технологических решений на всех этапах разработки, внедрения и сопровождения радиоэлектронных информационных систем, таких как БРЭО БЛА.
Новый высокоскоростной разведывательный БПЛА Sky Saker FX500 новой РСЗО НОАК
По данным китайских источников, с августа 2020 г. разведывательные подразделения артиллерийских бригад (PLA Army artillery brigades) Западного Военного Округа (Western Military Region), укомплектованные мобильными реактивными системами залпового огня (MLRS) калибра 122 и 300 мм применяют скоростные разведывательные БПЛА (high speed recom UAV) под обозначением Sky Saker FX500 в рамках учений проводимых на полигонах в Тибете (used during exercises in Tibet and Xinjiang) и Синьцзян-уйгурском автономном районе.
БПЛА НОАК Sky Saker FX500
Данные БПЛА разработаны конструкторами из Нанкинского аэрокосмического университета (Nanjing Aerospace University) по заказу корпорации «НОРИНКО» (NORINCO Corp) на основе образцов и документации от разведывательных БПЛА американского производства, а именно BQM-145 и «Scarab». Вероятно, стартовая масса БПЛА Sky Saker FX500 составляет около 500 кг.
Разработка китайских специалистов отличается крайне малой радиолокационной и оптической заметностью. Это достигается за счет применения композитных материалов и специальной маскировочной краски, а также конструктивным расположением S-образного воздухозаборника на верхней плоскости БПЛА и использованием V-образное хвостового оперения. Кроме того, фюзеляж аппарата имеет минимальное количество антенн и выступающих частей, что также положительно сказывается на его скрытности.
БПЛА Sky Saker FX500 оснащен турбовентиляторным двигателем, который обеспечивает максимальную скорость около 800 км/ч. Продолжительность полета не превышает двух часов, что обусловлено небольшим запасом топлива. Практический потолок составляет 9000 м, боевой радиус – 300-350 км.
Поскольку данный аппарат предназначен исключительно для выполнения оперативных задач артиллерийской разведки, т.е. обнаружение и лазерная подсветка целей, визуальный контроль результатов с последующим уходом из района обстрела – масса полезной нагрузки не превышает 50 кг.
Запуск БПЛА обеспечивает твердотопливный ракетный ускоритель и наклонная рампа, установленная на грузовом автомобиле с колесной формулой 6х6. Длина БПЛА 4 м, размах крыльев не более 6 м. Возвращение обеспечивает специальная сеть для ловли беспилотника, который лишен колесного или лыжного шасси.
300мм РСЗО PHL-03 НОАК
Sky Saker FX500 оснащается оптико-электронной системой разведки и наведения (в поворотном корпусе полукруглой формы). В состав оборудования входят цифровая видеокамера высокого разрешения и лазерный целеуказатель. Применение последнего позволило снизить коэффициент вероятного отклонения для РСЗО калибра 300мм практически до 0 (very high precision strike). Именно благодаря БПЛА Sky Saker FX500 китайские артиллеристы могут поражать одной установкой РСЗО PHL-03 до 12, а PHL-16 (калибра 370 мм) до 8 одиночных стационарных наземных целей.
Одна группа БПЛА состоит из 3-х аппаратов, размещенных на мобильных пусковых. В состав подразделения также входят одна машина управления, одна машина для перевозки личного состава, один генератор, ремонтная мастерская и одна автоцистерна с авиационным топливом. Все автомобили установлены на шасси с колесной формулой 6х6 серии SX2190.
Продолжение следует…
По материалам военно-технических изданий Китая
Какие бывают беспилотники
По способу управления | По весовой категории |
неуправляемые | микро |
дистанционно управляемые | малые |
автоматические | средние |
тяжелые |
В неуправляемых БПЛА человек принимает участие только при запуске и введении параметров полета перед взлетом дрона. Как правило, это бюджетные беспилотники, не требующие для их эксплуатации особой подготовки оператора и специальных площадок приземления.
В дистанционно управляемых дронах предусмотрена их корректировка траектории полета, а автоматические роботы выполняют задачу полностью автономно. Успех выполнения миссии здесь зависит от точности и правильности введения предполетных параметров оператором в стационарный компьютерный комплекс, находящийся на земле.
Вес аппаратов микро не более 10 кг., и они могут находиться в воздухе не более часа, дроны группы мини весят до 50 кг., и способны выполнять задачу 3…5 часов без перерыва, у средних вес некоторых образцов достигает 1 тонны и их время работы составляет 15 часов. Что касается тяжелых БПЛА, которые весят больше тонны — эти дроны могут беспрерывно летать больше 24 часов, а некоторым из них под силу межконтинентальные перелеты.
«Ловушка» Skylord Griffon
Еще одна израильская компания — XTEND Networks — привезла для демонстрации на полигон в Аризону свою систему Skylord Griffon. Она тоже основана на использовании беспилотного квадрокоптера. Система портативная, легкая и недорогая, как и другие беспилотные системы, предлагаемые данным разработчиком.
По информации компании, предлагаемое решение объединяет передовые технологии с когнитивными возможностями, ориентированными на человека. Оно позволяет развертывать несколько команд, оснащенных беспилотниками для обнаружения и перехвата дронов противника.
В отличие от «сетеметателей» здесь перехват осуществляется оригинальной «ловушкой» для дронов. В ее качестве выступает раскрытая сеть на T-образном каркасе. При обнаружении цели Skylord Griffon пролетает над ней, фактически захватывает аппарат, опутывая винты дрона-нарушителя. Впоследствии пойманный таким образом дрон может быть сброшен в указанном оператором месте.
Это уже проверенная в реальных боевых действиях разработка. Ранние образцы системы Skylord Griffon успешно выполнили свыше 2500 перехватов малых беспилотников в Израиле на границе с сектором Газа.
iamskylord.com
Беспилотный «перехватчик» Skylord Griffon с сетью.