Mark 23 Grog[править | править код]
Управляемая по проводам модификация Mark 20. Принята на вооружение в 1971 году, уже будучи устаревшей, состояла на вооружении до принятия Tigerfish.
На Mark 23 была установлена забортная катушка с проводом длиной 10 000 м. В 1973 все торпеды этого типа в Королевском флоте были временно сняты с вооружения из-за отказов системы управления на больших дистанциях.
После нескольких месяцев расследования выяснилось, что причина неполадок кроется в блоке наведения фирмы . Согласно инструкции Королевского флота, все германиевые диоды в электронной части устройства были заменены на кремниевые. В результате различия характеристик диодов перестала работать система автоматического управления усилением. Обратная замена диодов решила эту проблему.
См. также[править | править код]
- Торпедная атака
- Ракета-торпеда
- Морская мина (изначальное определение торпеды — «самодвижущаяся мина») буксируемая мина — первое вооружение первых минных катеров (морская мина, буксируемая в атаку при помощи троса)
- шестовая мина — мина, закреплённая на шесте перед минным катером, и взрывающаяся при ударе о препятствие
- метательная мина
Противокорабельная ракета
Противолодочная ракета
самолёты:
- Торпедоносец
- Воздушная торпеда Кеттеринга
корабли:
- Подводная лодка
- Торпедный катер
- Миноносец
- Эсминец
другое:
- Torpedo Data Computer — один из ранних аналоговых компьютеров, применялся на американских подводных лодках Второй мировой для расчёта курса торпеды.
- Бангалорская торпеда
Устройство
Торпеда представляет собой самоходный снаряд, движущийся в толще воды под воздействием энергии собственной силовой установки. Все узлы расположены внутри удлиненного стального корпуса цилиндрического сечения.
В следующем отсеке расположен запас топлива, вид которого зависит от типа установленного ближе к корме двигателя. В хвостовой части установлен гребной винт, рули глубины и направления, которые могут управляться автоматически или дистанционно.
Принцип работы силовой установки парогазовой торпеды основан на использовании энергии парогазовой смеси в поршневой многоцилиндровой машине или турбине. Возможно использование жидкого топлива (в основном керосин, реже спирт), а также твердого (пороховой заряд или любое вещество, выделяющее значительный объем газа при контакте с водой).
При использовании жидкого топлива на борту имеется запас окислителя и воды.
Поскольку при сгорании смеси температура достигает 3,5-4,0 тыс. градусов, то имеется риск разрушения корпуса камеры сгорания. Поэтому в камеру подается вода, снижающая температуру горения до 800°C и ниже.
Основным недостатком ранних торпед с парогазовой силовой установкой стал хорошо различимый след выхлопных газов. Это стало причиной появления торпед с электрической установкой. Позднее в качестве окислителя стали использовать чистый кислород или концентрированную перекись водорода. Благодаря этому отработавшие газы полностью растворяются в воде и след от движения практически отсутствует.
При использовании твердого топлива, состоящего из одного или нескольких компонентов, не требуется использование окислителя. Благодаря этому факту снижается вес торпеды, а более интенсивное газообразование твердого топлива обеспечивает увеличение скорости и дальности хода.
В качестве двигателя применяются паротурбинные установки, оснащенные планетарными редукторами для снижения частоты вращения вала гребных винтов.
Примечания[ | ]
- ↑ 123 П. Я Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка. 1994. Москва. «Русский язык». ISBN 5-200-02282-7
- ↑ 123 [wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/MO_01/chap02.html Ю. Л. Коршунов, Г. В. Успенский. Торпеды Российского флота]
- Анекдотическая исторія текущей войны: Апрѣль, Май, Іюнь и Іюль 1877 года (неопр.) .
- Термин «торпеда» в Google Books (неопр.) .
- ↑ 12 Online Etymology Dictionary
- Latin Via Proverbs
- Documents related to the manning, maintenance and development of the US Navy in the Antebellum Period
- Торпеды Фултона (англ.)
- А. Тарас . История подводных лодок 1624—1904 , с.205 ISBN 985-13-1108-1
- словарь, 2002, с. 1256.
Боевое применение
(ссылка)
Пуск торпеды Mark 13
Чтобы кратко описать боевое применение данного типа торпед, приведём цитату из труда Фридмана «US Naval Weapons»: «При обзоре боевого применения этой торпеды необходимо упомянуть 1287 атак (именно столько было выпущено с самолётов, еще 150 – торпедными катерами), 514 из которых (это 40%) попали по целям, включая то, что 50% этих попаданий пришлось на линкоры и авианосцы (всего 322 атаки, считая Мидуэй), 31% — на эсминцы (179 атак), а 41% из 445 атак — на торговые суда». И хотя господин Фридман не отметил в своей работе, но мы скажем, что, по крайней мере, восемь японских крейсеров были торпедированы Mk. 13 за время войны. Это процентное отношение попаданий, скорее всего, немного завышено, но, тем не менее, иллюстрирует общие успехи пилотов ВМС США за время войны.
Судьба проекта АТ-1
Первый экземпляр самоходной установки АТ-1 был передан на испытания в апреле 1935 года. По своим ходовым качествам он ничем не отличался от серийного танка Т-26. Проведение огневых испытаний показало, что скорострельность орудия без исправления наводки достигает 12-15 выстрелов в минуту при наибольшей дальности ведения огня в 10,5 км., вместо требуемых 8 км. В отличие от испытываемой ранее установки СУ-1, ведение огня во время движения прошло в целом успешно. При этом были выявлены и недостатки машины, которые не позволили передать АТ-1 на войсковые испытания. Относительно орудия ПС-3 военинженер 3 ранга Соркин написал в своем письме на имя наркома обороны следующее:
«Ствол № 23 был смонтирован на АТ-1 и прошел с ним полный цикл полигонных испытаний… Орудия №№ 4 и 59 многократно проходили испытания на НИАПе и дали удовлетворительные результаты, при этом полностью бесперебойной работы автоматики добиться так и не удалось. До устранения данного дефекта передавать систему АТ-1 на войсковые испытания не представлялось возможным …».
Второй экземпляр САУ АТ-1 преследовали те же неудачи, что и первый. В первую очередь они были связаны с работой артиллерийской установки. Для того чтобы «спасти» свой проект специалисты Кировского завода выступили с предложением об установке на САУ собственного орудия Л-7. В отличие от пушки ПС-3, данное орудие создавалось не с нуля, его прототипом стало 76,2 мм орудие системы Тарнавского-Лендера, благодаря чему орудие Л-7 имело схожую с ним баллистику.
Хотя конструкторы заявляли о том, что данное орудие превосходит все имеющиеся танковые пушки, на деле Л-7 также обладала достаточно большим количеством недостатков. Попытка вооружить АТ-1 данным орудием не привела к успеху из-за ряда конструктивных особенностей, а заниматься проектированием новой бронерубки сочли нецелесообразным. Сопоставив все имеющиеся данные по проекту АБТУ решилось на выпуск небольшой предсерийной партии из 10 САУ АТ-1, которые оснащались пушками ПС-3, а также улучшенным шасси. Данную партию хотели использовать на расширенных полигонных и войсковых испытаниях.
Производство пушек ПС-3 планировалось наладить на Кировском заводе, корпуса САУ должны были производиться на Ижорском заводе, поставками ходовой части должен был заниматься завод №174. При этом, вместо того чтобы готовит машину к серийному выпуску и заниматься устранением выявленных недостатков артсистемы ПС-3, «кировцы» занимались усиленным продвижением своих конструкций. После неудачи с орудием Л-7 на заводе предложили попробовать ее улучшенный вариант, который получил обозначение Л-10. Однако и это орудие в рубку АТ-1 установить не получилось. Усугублялось положение тем, что завод №174 был загружен выпуском серийных танков Т-26, поэтому даже выпуск 10 шасси для САУ АТ-1 стал для него непосильной задачей.
В 1937 году ведущий конструктор по самоходным установкам завода № 185 П. Сячентов был объявлен «врагом народа» и репрессирован. Данное обстоятельство послужило причиной прекращения работ по многим проектам, которые он курировал. Среди этих проектов оказалась и САУ АТ-1, хотя Ижорский завод к тому моменту уже успел произвести 8 бронекорпусов, а завод №174 начал осуществлять сборку первых машин.
Одному из произведенных корпусов АТ-1 нашлось применение лишь 3 года спустя, во время советско-финской войны. В январе 1940 года по просьбе командиров и бойцов 35-й танковой бригады, которая вела боевые действия на Карельском перешейке, завод №174 принялся за работы по созданию «санитарного танка», который предназначался для эвакуации раненых с поля боя. Данная инициатива была одобрена начальником АБТУ РККА Д. Павловым. В качестве базы для создания машины был использован один из имеющихся на заводе корпусов АТ-1, который на месте, без каких-либо чертежей, был переделан под эвакуацию раненых. Заводчане планировали подарить санитарный танк танкистам к празднику 23 февраля, но из-за задержек с изготовлением машина на фронт так и не попала. После окончания боевых действий санитарный танк Т-26 (так он именовался в заводских документах) был отправлен в Приволжский военный округ, о дальнейшей судьбе этой разработки ничего не известно.
Возможные модификации
Модернизация гидрореактивной торпеды относится к важнейшим задачам конструкторов оружия для российских военно-морских сил. Поэтому работы по улучшению Шквала не сворачивались полностью даже в кризисные девяностые.
В настоящее время существует не менее трех модифицированных «сверхзвуковых» торпед.
- Прежде всего, это упомянутая выше экспортная вариация Шквал-Э, спроектированная специально для производства с целью реализации за рубеж. В отличие от стандартной торпеды, «Эшка» не рассчитана на оснащение ядерной боеголовкой и поражение подводных военных объектов. Кроме того, эта вариация характеризуется меньшей дальностью – 10 км против 13 у модернизированного Шквала, который производится для ВМФ России. Шквал-Э применяется только с пусковыми комплексами, унифицированными с российскими кораблями. Работы по конструированию модифицированных вариаций под пусковые системы отдельных заказчиков пока «в процессе»;
- Шквал-М – усовершенствованная вариация гидрореактивной торпедо-ракеты, завершенная в 2010 году, с лучшими показателями дальности и веса боевой части. Последняя увеличена до 350 килограммов, а дальность составляет чуть более 13 км. Проектировочные работы по совершенствованию оружия не прекращаются.
- В 2013 году сконструирована еще более совершенная – Шквал-М2. Обе вариации с литерой «М» строго засекречены, сведений о них почти нет.
Ракета 9М33 ЗРК «Оса-М»
Ещё один экспонат с интересной историей – зенитная ракета, подписанная “РЗ-13”. Рассказ о ней начнём с необычного упражнения: представим, что на дворе – 1960-ый год. На основе эксплуатации первых ЗРК и осмысления опыта локальных военных конфликтов, в СССР начинается разработка автономного самоходного армейского комплекса «Оса». К его созданию подталкивало три момента. Во-первых, появившиеся ЗРК загоняли авиацию на предельно малые высоты. Во-вторых, эти комплексы не были мобильными, т.е. не могли перемещаться вместе с войсками. Конструкторам и промышленности предстояло решить вопросы, характерные для армейской ПВО, но сильно отличавшиеся от задач прикрытия объектов. В-третьих, ВВС получили сверхзвуковые машины, например, Су-7, бороться с которыми армии было нечем.
Примерьте на себя ситуацию: в 1957 году в войсковую ПВО пошёл первый ЗРК СА-75 «Двина» с ЗУР В-750. Его огневой дивизион – это десятки единиц техники (кабины управления, антенные посты РЛС, пусковые установки и т.д.). Одна только аппаратура станции наведения ракет перевозится на пяти автомобилях ЗИЛ-157. А ведь всё это хозяйство надо состыковать кабелями, запитать от возимых дизельных электростанций, настроить и связать с остальными элементами комплекса. Нормативное время на перевод СА-75 из походного положения в боевое составляло 6 часов. Только значительно позже, по мере освоения ЗРК норматив на развёртывание сократили до 4, а затем и до 2 часов.
И вот три года спустя, в 1960 году, вам дают интересную инженерную задачу. Все боевые средства нового комплекса «Оса-М» нужно совместить на одной боевой машине. Соберите вместе РЛС разведки и наведения, пусковую установку, четыре ракеты, средства связи и топопривязки. Да, и чтоб не было слишком легко – источники электропитания нельзя выносить на прицеп, а РЛС СОЦ должна продолжать работать в движении. Массо-габаритные требования – жесточайшие, иначе шасси просто не увезёт всё это хозяйство. Кстати, шасси пока не существует. А ещё заказчики хотят, чтобы получившаяся у вас боевая машина было плавающей, умещалась в самолёт военно-транспортной авиации и не отставала на марше от прикрываемой танковой дивизии. Про всякие мелочи, типа размеров зоны поражения воздушных целей и говорить не стоит. Время развёртывания – менее 5 минут, а время реакции комплекса – не более 30 секунд. Срок исполнения – три года. И раз уж вы всё равно будете решать эту задачку, то заодно сделайте и морской вариант. Всё тоже самое, отличие только в одной букве: «Оса-М». Но чтоб он работал, заливаемый солёной водой, на качающейся палубе движущегося корабля. Нет, на морской модификации, в отличии от армейской, вариант пуска ракет с коротких остановок корабля не возможен.
От процветания до выживания
Вначале «Дагдизель» выпускал парогазовые торпеды, а с 60-х годов XX века главным направлением работы завода стало производство электрических торпед. В последующем здесь изготовлялись широкополосные минные комплексы и тепловые торпеды на унитарном топливе, причем «Дагдизель» являлся единственным предприятием СССР, на котором осуществлялось их крупносерийное производство.
В послевоенный период основными изготовителями торпед для ВМФ СССР были , завод им. Кирова (Алма-Ата, Казахстан), (Ленинград), завод им. 50-летия Киргизской ССР (ныне корпорация «Дастан», Кыргызстан).
Разработкой торпед занимались НИИ-400 (будущий ЦНИИ «Гидроприбор»), КБ завода им. Кирова (торпеда 53-65К 1970 года и работы 80-х по теме «Магот»), филиал НИИ-400 в Ломоносове (будущий ОАО «Мортеплотехника»).
Коллаж Андрея Седых
В 1973 году разработчиков и изготовителей торпед объединили в специализированное НПО «Уран». С позиций нынешнего дня это было весьма неоднозначное решение. Если в 50–60-х годах наши торпеды в сравнении с зарубежными аналогами смотрелись весьма достойно (ряд образцов, разработанных в то время, до сих пор стоит на вооружении и востребован на экспорт), то итоги работы НПО «Уран» 70–80-х удручают. На момент распада СССР ни в каких других видах и образцах ВВТ Советский Союз не отставал столь значительно от вероятного противника, как в области морского подводного оружия.
После декабря 1991 года НПО «Уран» прекратило свое существование. На территории РФ остались «Дагдизель», «Двигатель», «Гидроприбор» и «Мортеплотехника». В тот сложный период каждое предприятие «выплывало» самостоятельно.
90-е годы для «Дагдизеля» прошли крайне тяжело. Во всей остроте для завода встал вопрос развертывания собственных НИОКР – как условие выживания и развития предприятия.
Происхождение термина[ | ]
В русском языке слово «торпедо» встречается уже в 1864 году, ещё до изобретения И. Ф. Александровского. Но тогда оно ещё обозначало не самодвижущееся устройство, а морскую мину (в оригинале — «подводная машина, употребляемая для взрыва судов»).
В 1865 году (за год до патентования торпеды Уайтхедом) И. Ф. Александровский относительно своего изобретения употребляет термин «самодвижущееся торпедо». Позже этот термин не прижился, и, вплоть до 1917 года и реформирования армии, торпеды на русском флоте именуют «самодвижущимися минами», «минами Уайтхеда», а торпедистов — «минёрами».
В обрусевшей форме «торпеда
» термин употребляется в печати как минимум с 1877 года.
По поводу первого употребления этого термина в английском языке единого мнения нет. Некоторые авторитетные источники утверждают, что первая запись этого термина относится к 1776 году и в оборот его ввёл Дэвид Бушнелл, изобретатель одного из первых прототипов подводных лодок — «Черепахи». По другой, более распространённой версии первенство употребления этого слова в английском языке принадлежит Роберту Фултону и относится к началу XIX века (не позднее 1810 года)
И в том, и в другом случае термин «torpedo» обозначал не самодвижущийся сигарообразный снаряд, а подводную контактную мину яйцеобразной или бочонкообразной формы, которые имели мало общего с торпедами Уайтхеда и Александровского.
Изначально в английском языке слово «torpedo» обозначает электрических скатов, и существует с XVI века и заимствовано из латинского языка (лат. torpedo), которое, в свою очередь, первоначально обозначало «оцепенение», «окоченение», «неподвижность». Термин связывают с эффектом от «удара» электрического ската.
Ссылки
- Ресурсы World of Tanks
- Танковедение
- Тема на официальном форуме
- Записи боев на АТ-1
- В сети Интернет
- АТ-1 // Википедия
- АТ-1 – прерванный полет инженерной мысли // Военно-исторический портал Warspot
- АТ-1 76-мм самоходная артиллерийская установка // Поговорим о танках
- Техника Победы // Техника Победы
Техника СССР
Лёгкие танки | I МС-1 • II БТ-2 • II Т-45 • II Т-26 • II Т-60 • II Тетрарх • III БТ-СВ • III ЛТП • III М3 лёгкий • III БТ-7 артиллерийский • III Т-116 • III БТ-5 • III Т-127 • III Т-46 • III Т-70 • IV БТ-7 • IV Т-80 • IV Валентайн II • V А-20 • V Т-50 • VI МТ-25 • VI Т-50-2 • VII ЛТГ • VIII ЛТТБ • VIII ЛТ-432 • IX Т-54 облегчённый • X Т-100 ЛТ |
Средние танки | III Т-29 • IV А-32 • IV Т-28Э с Ф-30 • IV Т-34 с Л-11 • IV Т-28 • V Матильда IV • V Т-34 экранированный • V M4-85 • V Т-34 • VI А-43 • VI Т-34-85М • VI Т-34-85 Rudy • VI М4-А2 Шерман Лозы • VI Т-34-85 • VII А-44 • VII КВ-13 • VII Т-43 • VII Т-44-122 • VIII Объект 416 • VIII Т-54 первый образец • VIII Т-44-100 Игровой • VIII Т-44-100 (Р) • VIII СТГ • VIII СТГ Гвардеец • VIII Объект 274а • VIII Т-44 • IX Объект 430 Вариант II • IX Объект 430 • IX Т-54 • X Объект 140 • X Объект 907 • X Т-22 ср. • X К-91 • X Объект 430У • X Т-62А |
Тяжёлые танки | V Черчилль III • V КВ-220-2 • V КВ-220-2 Бета-Тест • V КВ-1 • V КВ-1 экранированный • VI КВ-1С • VI КВ-2 • VI КВ-2 (Р) • VI КВ-85 • VI Объект 244 • VI Т-150 • VII ИС • VII КВ-3 • VII КВ-122 • VII ИС-2М • VII ИС-2 экранированный • VII ИС-2 • VIII ИС-3 • VIII ИС-6 • VIII ИС-6 Ч • VIII КВ-5 • VIII КВ-4 • VIII ИС-5 (Объект 730) • VIII ИС-3 с МЗ • VIII ИС-3А Сапсан • VIII Кировец-1 • VIII КВ-4 Креславского • VIII Объект 252У Защитник • VIII Объект 252У • VIII ИС-М • VIII Объект 703 Вариант II • VIII ИС-2-II • IX Т-10 • IX Объект 777 Вариант II • IX Объект 257 • IX Объект 705 • IX ИС-3-II • IX СТ-I • X ИС-4 • X ИС-7 • X Объект 260 • X Объект 705А • X Объект 277 • X Объект 279 ранний • X СТ-II • X Объект 780 |
ПТ-САУ | II АТ-1 • III СУ-76И • IV СУ-85А • IV СУ-76М • V СУ-85 • V СУ-85И • VI СУ-100 • VI СУ-100Y • VII ИСУ-122С • VII СУ-152 • VII СУ-100М1 • VII СУ-122-44 • VIII ИСУ-152 • VIII ИСУ-130 • VIII КВ-4 КТТС • VIII Т-103 • VIII СУ-130ПМ • VIII ИСУ-152К • VIII СУ-101 • IX К-91-ПТ • IX Объект 704 • IX Объект 263 • X Объект 268 • X Объект 268 Вариант 5 • X Объект 268 Вариант 4 |
САУ | II СУ-18 • III СУ-26 • IV СУ-5 • V СУ-122А • VI СУ-8 • VII С-51 • VII СУ-14-1 • VIII СУ-14-2 • IX 212А • X Объект 261 |
Противотанковые САУ
Техника СССР | II АТ-1 • III СУ-76И • IV СУ-85А • IV СУ-76М • V СУ-85 • V СУ-85И • VI СУ-100 • VI СУ-100Y • VII ИСУ-122С • VII СУ-152 • VII СУ-100М1 • VII СУ-122-44 • VIII ИСУ-152 • VIII ИСУ-130 • VIII КВ-4 КТТС • VIII Т-103 • VIII СУ-130ПМ • VIII ИСУ-152К • VIII СУ-101 • IX К-91-ПТ • IX Объект 704 • IX Объект 263 • X Объект 268 • X Объект 268 Вариант 5 • X Объект 268 Вариант 4 |
Техника Германии | II Panzerjäger I • III Marder II • IV StuG III Ausf. B • IV Pz.Sfl. IC • IV Jagdpanzer 38(t) Hetzer • IV Marder 38T • V StuG IV • V Pz.Sfl. IVc • V StuG III Ausf. G • VI Dicker Max • VI Jagdpanzer IV • VI Nashorn • VII E 25 • VII Krupp-Steyr Waffenträger • VII Jagdpanther • VII Sturer Emil • VIII Ferdinand • VIII Kanonenjagdpanzer 105 • VIII Rheinmetall Skorpion G • VIII Rheinmetall Skorpion • VIII Jagdpanther II • VIII 8,8 cm Pak 43 Jagdtiger • VIII Rhm.-Borsig Waffenträger • IX Jagdtiger • IX Waffenträger auf Pz. IV • X Grille 15 • X Jagdpanzer E 100 • X Waffenträger auf E 100 |
Техника США | II T3 HMC • III T56 GMC • IV M8A1 • IV T40 • V M10 Wolverine • V T67 • VI T78 • VI M18 Hellcat • VI M36 Jackson • VII M56 Scorpion • VII T28 Concept • VII Super Hellcat • VII T25/2 • VII T25 AT • VIII TS-5 • VIII T28 • VIII T28 Prototype • IX T30 • IX T95 • X T110E3 • X T110E4 |
Техника Франции | II Renault FT AC • III FCM 36 Pak 40 • III Renault UE 57 • IV Somua SAu 40 • V M10 RBFM • V S35 CA • VI ARL V39 • VII AMX AC mle. 46 • VIII AMX AC mle. 48 • VIII AMX Canon d’assaut 105 • IX AMX 50 Foch • X AMX 50 Foch (155) • X AMX 50 Foch B |
Техника Великобритании | II Universal Carrier 2-pdr • IV Valentine AT • IV Alecto • V Archer • V AT 2 • VI Churchill Gun Carrier • VI Achilles • VI AT 8 • VI Excalibur • VII Challenger • VII AT 15A • VII AT 7 • VIII GSOR 1008 • VIII AT 15 • VIII Charioteer • VIII Turtle Mk. I • IX Tortoise • IX FV4004 Conway • X FV215b (183) • X FV4005 Stage II • X FV217 Badger |
Техника Китая | II T-26G FT • III M3G FT • IV SU-76G FT • V 60G FT • VI WZ-131G FT • VII T-34-2G FT • VIII WZ-111-1G FT • VIII WZ-120-1G FT • IX WZ-111G FT • IX WZ-120G FT • X WZ-113G FT • X 114 SP2 |
Техника Чехословакии | VIII ShPTK-TVP 100 |
Техника Швеции | II Pvlvv fm/42 • III Ikv 72 • IV Sav m/43 • V Ikv 103 • VI Ikv 65 Alt II • VII Ikv 90 Typ B • VIII UDES 03 • VIII Strv S1 • IX Strv 103-0 • X Strv 103B |
Техника Италии | V Semovente M41 • VI Semovente M43 Bassotto • VII SMV CC-56 • VIII SMV CC-64 Vipera • VIII SMV CC-67 • IX Controcarro 1 Mk. 2 • X Controcarro 3 Minotauro |
Великобритания
Обозначение | Тип | Калибр, кг | Масса взрывчатого вещества, кг | Год разработки | Носители |
---|---|---|---|---|---|
Mk.I, II, III, IV, V, VI,VII, VIII, IX, X, XII | Фугасные | 227 | 113 |
Обозначение | Назначение | Диаметр, мм | Масса взрывчатого вещества, кг | Максимальная скорость хода, узлов | Максимальная дальность, м / Скорость, узлов | Год разработки | Носители |
---|---|---|---|---|---|---|---|
18″ Mark VII | Противокорабельная | 450 | 150 | 2300 / 35 | 1913 | Sopwith Cuckoo | |
18″ Mark VIII | Противокорабельная | 450 | 150 | 2300 / 35 | 1913 | Blackburn Dart, Blackburn Ripon и пр. | |
18″ Mark IX | Противокорабельная | 450 | – | – | – | – | Blackburn Ripon, Blackburn Baffin и пр. |
18″ Mark XI | Противокорабельная | 450 | 211 | 2300 / 35 | 1934 | Fairey Swordfish и пр. | |
18″ Mark XII | Противокорабельная | 450 | 176 | 3200 / | 1935 | Fairey Swordfish, Bristol Beaufort и пр. | |
18″ Mark XIV | Противокорабельная | 450 | 170 | 2600 / | 1938 | Самолеты | |
18″ Mark XV | Противокорабельная | 450 | 247 | 3200 / | 1942 | Bristol Beaufort, Bristol Beaufighter | |
18″ Mark XVII | Противокорабельная | 450 | 270 | 2300 / 40 | 1944 | Blackburn Firebrand | |
18″ Mark 30 | Противолодочная | 450 | 270 | 2300 / 19 | 1946 | Hawker-Siddeley Nimrod, Avro Shackleton | |
Sting Ray | Противолодочная | 325 | 45 | 3000 / 45 | 1977 | Hawker-Siddeley Nimrod, AgustaWestland AW101 ́ |
Обозначение | Калибр, мм | Боевая часть | Масса, кг | Масса боевой части, кг | Дальность, км | Год разработки | Носители |
---|---|---|---|---|---|---|---|
RP-3 60 lb | 76 | Фугасная / Полубронебойная | 22,31 / 27,27 | 1,36 / 5,45 | 1,6 | 1942 | Fairey Firefly, Fairey Swordfish и др. |
Обозначение | Тип | Система самонаведения | Масса, кг | Масса боевой части, кг | Дальность, км | Максимальная скорость полета, км/ч | Год разработки | Носители |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Firestreak | Малой дальности | Инфракрасная | 136 | 22,7 | 6,4 | 3672 | 1951 | De Havilland DH.110 Sea Vixen |
Red Top | Малой дальности | Инфракрасная | 154 | 31 | 12 | 3917 | 1957 | De Havilland DH.110 Sea Vixen |
Обозначение | Тип | Наведение | Боевая часть | Масса, кг | Масса боевой части, кг | Дальность, км | Максимальная скорость полета, км/ч | Год разработки | Носители |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Lightweight Multirole Missile | Многоцелевая | Лазерное и инфракрасная ГСН | Осколочно-фугасная | 13 | 3 | 8 | 1836 | 2008 | Вертолеты, БПЛА |
Обозначение | Тип ГСН | Боевая часть | Масса , кг | Масса боевой части, кг | Дальность, км | Максимальная скорость полета, км/ч | Год разработки | Носители |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Sea Eagle | Инерциальная и активная радиолокационная | Полубронебойная | 580 | 230 | 110 | 1038 | 1976 | Blackburn Buccaneer, British Aerospace Sea Harrier и др. |
Sea Skua | Полуактивная радиолокационная | Полубронебойная | 147 | 39 | 25 | 979 | 1972 | Westland Lynx |
Примечания
- Согласно правилам орфографии того времени — «Чесьма»
- 29 мая 1877 во время битвы в бухте Пакоча английский фрегат Shah атаковал торпедой перуанский монитор Huascar, но не попал в цель.
- позже — завод «Красная Заря», Санкт-Петербург.
- У биротативного двигателя ротор и статор имеют противоположные направления вращения, что позволяет подключать к нему винты с разнонаправленным вращением без применения редуктора.
- Циркулирующая торпеда отличается от обычной возможностью движения по заранее заданной сложной траектории, в простейшем случае — по кругу или спирали с небольшой скоростью.
- Жидкостно-реактивный двигатель.
Первые пусковые торпедные установки
В 1866 году во время испытаний первых образцов своих торпед Роберт Уайтхед (англ. Robert Whitehead) использовал максимально упрощенную пусковую установку, которая представляла из себя наклонный желоб, в который устанавливалась торпеда и после пуска двигателя происходил ее сброс в воду. Такая конструкция могла быть использована во время испытаний и экспериментов, но была слишком ненадежна для применения в боевых условиях. Поэтому Уайтхед параллельно с работами над самой торпедой был вынужден заниматься разработкой торпедных пусковых устройств. В 1870 году, во время демонстрации своих торпед в Великобритании, Уайтхед оснастил колесный пароход Oberon тремя типами пусковых установок: одним рамочным и двумя трубными, для подводного и надводного пусков. Рамочная пусковая установка представляла из себя пространственную конструкцию, к которой подвешивалась торпеда. Для пуска освобождались замки крепления торпеды, которая погружалась в воду и с помощью фала происходил запуск двигателя. Трубные пусковые установки были спроектированы на основе систем пневматического сброса морских мин. Они представляли собой трубы, снабженные передней и задней крышками и курковым зацепом. Торпеда перед пуском помещалась в трубу, в случае использования устройства для подводного пуска труба затапливалась забортной водой. Для пуска в казенную часть трубы подавался сжатый воздух, который выталкивал торпеду. Перед пуском было необходимо произвести раскрутку гироскопа торпеды, который обеспечивал курсовую устойчивость при автономном ходе.
В 1881 году американский изобретатель Джон Эрикссон (англ. John Ericsson), ранее сконструировавший метательную мину, разработал пороховое пусковое устройство. Благодаря использованию устройства Эрикссона безмоторная мина могла выбрасываться более чем на 250 метров по поверхности и на 40 метров в подводном положении. Помимо пороховых и воздушных пусковых устройств, были разработаны паровые и механические трубчатые устройства для пуска торпед.
К началу ХХ века установки для пуска торпед приобрели современный вид и их конструктивные особенности и принцип действия стали определяться параметрами самих торпед и особенностями несущих кораблей.