Характеристики
Ан-8
- Первый полет, год 1956
- Начало серийного производства, год 1958
- Размах крыльев, м 37,0
- Длина самолёта, м 30,744
- Высота, м 10,045
- Площадь крыла, м² 117,2
- Размеры грузовой кабины, м
- длина 11,0
- ширина (в зоне ниш шасси) 3,6 (2,5)
- высота (в районе центроплана) 2,9 (2,42)
- Тип двигателя 2 х АИ-20Д
- Тяга двигателя (э.л. с.) 2 х 5180
- Масса пустого, т 24,3
- Нормальная взлётная масса, т 38,0
- Максимальная взлётная масса, т 41,0
- Максимальная полезная нагрузка, т 11,0 (или 40 парашютистов)
- Дальность полёта, км
- с максимальной нагрузкой 850
- перегоночная 4410
- Максимальная скорость, км/ч 520
- Крейсерская скорость, км/ч 450
- Практический потолок, м 9600
- Разбег, м 775
- Пробег, м 590
- Экипаж, чел 5-6
Катастрофы
Всего было потеряно 27 самолётов типа Ан-8.
Дата | Бортовой номер 8340205 | Место катастрофы | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
14.10.1959 | н.д. | близ Тулы | н.д. | Борт № 8340205 ВВС СССР. Разбился при заходе на посадку близ села Рыдомо. При посадке не вышла одна из опор шасси. АН −8 (зав. № 9340407) 374-го ВТАП, в которой погиб экипаж командира эскадрильи майора Ф. Л. Парфенова (спастись удалось только хвостовому стрелку ефрейтору А. М. Фесюну). Причиной этой трагедии стало самопроизвольное стопорение руля высоты при заходе самолёта на посадку в момент выпуска закрылков. Памятник жертвам авиакатастрофы находится на Всехсвятском кладбище Тулы, ул. Льва Толстого, рядом с Братскими захоронениями 1941. |
14.08.1963 | н.д. | близ Укурея | н.д. | Борт ВВС СССР. Разбился при заходе на посадку днём в сложных метеоусловиях, по неустановленной схеме снижения. Столкнулся с сопкой. |
04.10.1963 | н.д. | близ Новгорода | 5/6 | Борт ВВС СССР. Экипаж выполнял полёт на десантирование с пятиминутным интервалом между самолётами на одной высоте. В результате ошибки догнал и столкнулся с впереди летящим самолётом. Самолёт упал в районе деревни Высокое Чудовского р-на. |
13.04.1964 | 41 | близ Кировабада | 6/6 | Борт ВВС СССР. Разбился при пересечении Главного Кавказского хребта во время ночных полётов в сложных метеоусловиях. |
16.09.1964 | 55517? | Гостомель | 7/7 | Опытный Ан-8РУ с реактивными ускорителями. Разбился при взлёте в ходе испытаний. |
25.01.1965 | н.д. | Кировабад | 6/6 | Борт ВВС СССР. Разбился. При заходе на посадку потеря продольной управляемости при довыпуске закрылков при обледеневшем стабилизаторе. |
23.01.1966 | н.д. | Аэродром Лахта | 25/25 | Борт ВВС ВМФ. Разбился при заходе на посадку из-за обледенения. |
16.12.1966 | 22 | близ Чирчика | 6/7 | Борт ВВС СССР. При заходе на посадку ночью в условиях плохой видимости столкнулся с землёй с выпущенными шасси с недолётом до ВПП и загорелся. Самолёт перевозил груз боеприпасов. Выжил бортмеханик, получивший ожоги. |
10.10.1975 | 69316 | Свердловск | н.д. | Пожар двигателя при взлёте, потерял управление. |
20.01.1976 | н.д. | Азербайджан | н.д. | Борт ВВС СССР. Разбился. Пункт вылета — Аджикабул (Кази-Магомед). Пункт назначения — Баку (Насосная). Обрыв части левого закрылка. |
30.08.1977 | 48094 | близ Братска | 7/7 | Отказ авиагоризонтов в ночном полёте, вошёл в пике и разрушился в воздухе. |
30.03.1978 | 20 | близ Ступино | 6/6 | Борт ВВС СССР. Разбился при взлёте. Учебно-тренировочный полёт. |
09.08.1979 | 69314 | Домодедово | 2/10 | При посадке разрушились шасси, самолёт загорелся. |
03.1980 | 27205 | Арсеньев | н.д. | При рулении отказали тормоза, выкатился с лётного поля. |
15.06.1983 | 69336 | близ Харькова | н.д. | Пожар двигателя в полёте. Разбился при попытке посадки на аэродром Сокольники. |
27.09.1988 | 48101 | близ Козельска | 5/5 | Пожар двигателя в ночном полёте из-за утечки топлива, самолёт упал в лес. |
20.11.1988 | 26183 | Ереван | н.д. | После посадки экипаж по ошибке убрал шасси. |
11.11.1990 | 69320 | Новосибирск | 9/10 | Останов двух двигателей на предпосадочном планировании |
16.05.1991 | 13330 | Иркутск | 1/7 | При заходе на посадку самопроизвольно зафлюгировался винт двигателя № 1. |
29.10.1992 | 69346 | Чита | 14/14 | Остановились оба двигателя при заходе на посадку — на 19 и 13 км (кончился керосин — взяли больше груза за счёт меньшего кол-ва топлива — экипаж знал и молчал), упал в 1,6 км от ВПП. |
29.10.1992 | 13323 | Ереван | 0/8 | Приземлился за 150 метров до ВПП. |
29.09.1994 | 59504 | Элиста | 0/24 | Пожар в грузовом отсеке, повреждение гидросистем. Аварийная посадка. |
30.09.1994 | 27209 | Чайбуха | 8/20 | Не смог оторваться от ВПП и упал в овраг в 2,5 км от неё. Ошибка экипажа. |
06.12.1994 | D2-FVA | Дундо | 0/6 | На разбеге самолёт снесло с ВПП и он врезался в ЛЭП. |
12.03.1998 | EL-ALE | Могадишо | н.д. | Повреждён до степени списания. |
19.04.2000 | TL-ACM | Пепа | 24/24 | Борт ВВС Руанды. Разбился после столкновения с птицами. Экипаж из России. |
22.01.2005 | EL-WVA | Конголо | 0/10 | Во время захода на посадку врезался в дом за 100 м до ВПП. |
Ан-8 Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок
Ан-8 был первым в нашей стране специализированным транспортным самолетом и первым турбовинтовым в ОКБ O.K. Антонова. В то время самолет поражал своим видом: широкий фюзеляж, приземистое шасси, грузовой люк большого размера. Генеральный конструктор А.Н. Туполев, впервые увидев его на поле аэродрома, выразил свое отношение в свойственной ему манере: «Хороший сарай!»
При начальном проектировании особую сложность вызвала хвостовая часть фюзеляжа с большим грузовым люком. Пришлось даже построить модель хвостовой части в масштабе 1:10 и только тогда выбрать окончательный вариант люка. Всего за год — с января по декабрь 1954 г. — сотрудники ОКБ справились со сложнейшей задачей и спроектировали Ан-8.Самолет представляет собой цельнометаллический моноплан с высокорасположенным крылом, приподнятой хвостовой частью фюзеляжа, вертикальным оперением и трехопорным шасси. Фюзеляж самолета был разделен на четыре отсека, передний с экипажем и кормовой со стрелком были герметичными. Пол и борта пилотской кабины оснащены броней толщиной 8 мм, а кресла летчиков имеют бронеспинки и бронезаголовники. Четырехколесные тележки основных стоек шасси упрятаны в обтекаемые гондолы, находившиеся в нижней части фюзеляжа. Низкое давление в пневматике колес позволяет эксплуатировать самолет на грунтовых аэродромах. Оборонительное вооружение состоит из двух кормовых пушек АМ-23 с прицельно-вычислительным блоком. Разгрузка и погрузка самоходной техники производится своим ходом, а несамоходной — с использованием тягача или электролебедки, находящейся вне борта самолета.
Серийный самолет Ан-8 оснащался двумя турбовинтовыми двигателями АИ-20Д с четырехлопастным винтом изменяемого в полете шага, флюгерным, диаметром пять метров. В начале февраля 1955 г. самолет был построен и передан на испытания. 11 февраля 1955 г. самолет, пилотируемый экипажем во главе с летчиком-испытателем ЛИИ Я.И. Верниковым, совершил первый полет. Первый опытный самолет Ан-8 был оснащен двумя турбовинтовыми двигателями ТВ-2Т мощностью 6500 э.л.с. Прошедшие испытания закончились благополучно, и машину запустили в серийное производство. Серийно самолет строился на Ташкентском авиационном заводе с 1958 по 1961 г., где была выпущена 151 машина.Одна из серийных машин в 1963 г. прошла модификацию для установки двух пороховых ускорителей СПРД-159 с тягой по 4300 кгс. Ускорители устанавливались в хвостовой части фюзеляжа под люком кормовой кабины. Они автоматически включались в работу при отказе одного из двигателей. Модифицированный Ан-8РУ прошел государственные испытания, но 16 сентября 1964 г. при взлете с имитацией отказа одного из двигателей самолет потерпел катастрофу, погибли все члены экипажа.
Особенности конструкции самолета Ан-8
Ан-8, как и американские коллеги – транспортные самолеты С-123 и С-130 – представлял собой цельнометаллический высокоплан. Первый Ан-8 превосходил за счет современных турбовинтовых двигателей, на C-123 Provider, который совершил первый полет еще в 1949 году, устанавливались два поршневых двигателя. А вот С-130 был более крупным самолетом, который при схожей компоновочной схеме и внешнем облике, являлся гораздо более грузоподъемным самолетом.
Максимальная взлетная масса Ан-8 не превышала 41 тонны, а у Lockheed C-130 Hercules доходила до 70 тонн. К тому же силовая установка «американца» включала в себя четыре турбовинтовых двигателя. Наиболее близким к «Геркулесу», взлетевшему на два года раньше Ан-8, был советский военно-транспортный самолет Ан-12, отличающийся схожими транспортными возможностями и наличием четырех ТВД.
С-123 Provider в полете
Серийное производство нового транспортного самолета доверили Ташкентскому авиационному заводу, на котором до этого собирались самолеты Ил-14. При этом Ан-8 по конструкции отличался от собираемого в Ташкенте предшественника принципиальным образом.
Для выпуска нового транспортника на заводе пришлось расширить производственные помещения сборочных цехов, а в 1957 году специально для выпуска самолета Ан-8 открыли новый цех, предназначенный для выпуска длинномерных и крупногабаритных деталей. Помимо этого рабочим пришлось осваивать новые технологические процессы, к примеру ковки и штамповки крупногабаритных деталей, с которыми сотрудники предприятия ранее не сталкивались.
Главными отличительными особенностями конструкции Ан-8 от предшественников являлись три вещи:— транспортная кабина с большим грузовым люком, расположенным в хвостовой части самолета;— новые турбовинтовые двигатели;— наличие современного радиолокационного прицела РБП-3.
В совокупности это выводило первый советский специализированный транспортный самолет на новый уровень, позволяя конкурировать с самолетами, которые в эти же годы поступали на вооружение американских ВВС.
Наличие большого люка в хвостовой части самолета существенно облегчало процесс погрузки и выгрузки военной техники и грузов. По сравнению с Ли-2, Ил-12 и Ил-14 – это был настоящий прорыв. Теперь самолет мог перевозить в грузовом отсеке различную боевую технику, которая заезжала на борт Ан-8 своим ходом по специальным грузовым трапам (перевозились на борту самолета) или несамоходным способом, когда использовалась тросовая система и электролебедки.
Новые одновальные форсированные авиационные турбовинтовые двигатели АИ-20Д выдавали максимальную мощность 5180 л.с. Этого хватало, чтобы разогнать самолет до 520 км/ч, крейсерская скорость полета составляла 450 км/ч. По этим показателям Ан-8 превосходил более легкий двухдвигательный С-123 Provider (с более слабыми поршневыми двигателями, максимальная скорость 398 км/ч), но предсказуемо проигрывал тяжелому четырехдвигательному C-130 Hercules (максимальная скорость до 590 км/ч).
По грузоподъемности новый советский транспортник находился посередине между своими американскими одногодками. Ан-8 брал на борт максимальную нагрузку примерно 11 тонн, «Геркулес» перевозил до 20 тонн грузов, а С-123 Provider – чуть меньше семи тонн.
Lockheed C-130E Hercules
К особенностям машины, которые отличали Ан-8 от советских транспортных самолетов прошлых лет, относился радиолокационный прицел, который позволял экипажу определять местоположение транспортника, угол сноса, скорость полета и силу ветра. Установленный на самолете прицел РБП-3 позволял обнаружить крупный промышленный центр на удалении до 80-120 км (при полете на высоте 5-8 тысяч метров). К примеру, отметки таких городов как Иваново, Ярославль появлялись на радарах в кабине экипажа за 80-110 км, а большие водные объекты – за 80 км.
vnaina@mail.ru
участники Парада 24.06.1945 г. (53 гв.аддд)
Участники Парада Победы 24.6.1945 г. в г.Москве, 53 гв.аддд. (слева направо): 1 ряд: 1-й Губин П.Ф., 3-й Бычков И.Н., 4-й Слепцов С.П., 8-й Кузнецов Л.Б.; 2 ряд: 4-й Корунов И.М., 5-й Чистяков В.М., 7-й Боднар А.Н., 8-й Севастьянов К.П., 9-й Воеводов И.И.
04.05.2020 г. Имеются обновления на страницах: «Документы и артефакты 117 оап РЭБ» и в ссылках
Обновление по 194 гв втап (1 гв.апдд)
Обновление по 117 втап (6 дбап)
1 июня 2019 года Военно-транспортная авиация России отметила 88-ю годовщину своего создания.
История военно-транспортной авиации неразрывно связана с развитием отечественной и зарубежной транспортной авиации. Она прошла сложный путь от отдельных транспортных авиационных подразделений 30-х годов до оперативно-стратегического объединения Верховного Главного командования в настоящее время.
В период между двумя мировыми войнами Советский Союз первым в мире создает Воздушно-десантные войска, отрабатывает на крупных учениях и маневрах теорию и практику применения воздушных десантов и авиации для их доставки в глубокий тыл противника. Воздушно-десантные войска, продемонстрировали высокий боевой потенциал и эффективность на крупных учениях, маневрах, в локальных войнах и конфликтах предвоенного периода.
В эти же годы одновременно получают развитие вопросы перевозки войск, боевой техники и грузов по воздуху в особых условиях.
2 августа 1930 года на учениях под Воронежем по инициативе начальника ВВС КА командарма 2-го ранга Петра Ионовича Баранова впервые было продемонстрировано десантирование группы летно-технического состава 11 авиабригады ВВС МВО под руководством и при участии старшего летчика Леонида Григорьевича Минова.
В Ленинградском военном округе был сформирован первый Опытный воздухо-десантный отряд, который положил начало развития нового вида нашей авиации – Военно-транспортной авиации. На основании директивы штаба РККА № 1\013295 был создан опытный воздухо-десантный отряд в составе тяжелой бомбардировочной эскадрильи из 12-ти самолетов ТБ-1 и корпусного авиаотряда из десяти самолетов-разведчиков Р-5. Его командиром стал Евгений Дмитриевич Лукин. Дата завершения формирования отряда 1 июня 1931 года утверждена как День создания военно-транспортной авиации.
Фактически военно-транспортная авиация была сформирована уже после Великой Отечественной войны из бомбардировочных авиационных полков Дальней авиации сначала в составе десантно-транспортной авиации ВДВ (1946 год) и в 19 55 году прошлого столетия как самостоятельная структура — Военно-транспортная авиация ВВС СССР.
Изначально выброска десанта составляла главную боевую задачу для военно-транспортной авиации, наряду с этим одновременно отрабатывались вопросы перевозки войск, боевой техники и грузов по воздуху в особых условиях. ВТА неоднократно доказывало свою значительную роль при ликвидации последствий экологических и техногенных катастроф.
Оборудование
Бомбардировочное вооружение включает в себя осветительные авиабомбы: четыре ФОТАБ-100-80 на кассетных держателях в носовой части обтекателей шасси и шесть ЦОСАБ-10 на держателях в хвостовой части. В состав пушечного вооружения входят: кормовая башня с двумя 23-мм пушками АМ-23, электродистанционная система управления башней и прицельно-вычислительный блок.
В состав оборудования входили фотокамеры для дневных и ночных съёмок.
Десантно-транспортное оборудование обеспечивает размещение личного состава в грузовой кабине и парашютное десантирование, а также крепление грузов и техники и их сброс. Погрузка и разгрузка самоходной техники производятся своим ходом с использованием грузовых трапов (перевозятся на борту), несамоходной — с использованием тросовой системы при помощи тягача или электролебёдки, находящейся вне самолёта.