Ан-225 – огромная «Мечта»

История создания

Несмотря на кажущуюся масштабность проекта, на его создание и реализацию ушло совсем мало времени. Первые чертежи появились в 1985 году, и спустя три года самолет уже был построен.

Как же удалось завершить работу по созданию нового летательного аппарата в такие сжатые сроки? Это достаточно легко объяснить. Самолет Ан-225 технические характеристики имеет почти такие же, что и Ан-124 «Руслан», потому что «Мрию» создавали на его базе.

Сравнительная характеристика моделей

  1. Фюзеляж лайнера Ан-225 несколько длиннее, чем у его предшественника, но при этом он имеет такие же поперечные габариты.
  2. Каждое крыло «Мрии» выполнено на основе той же конструкции, что и крылья «Руслана», но при этом имеет дополнительные секции. За счет этого увеличился общий размах и площадь крыльев Ан-225.
  3. Шасси «Мрии» имеет семь стоек, а шасси «Руслана» – пять.
  4. Самолет Ан-225 получил пару дополнительных двигателей и видоизмененный грузовой отсек.

Существуют также другие сходства и отличия между «Мрией» и «Русланом». Но необходимо отметить, что улучшенные характеристики Ан-225 позволяют ему справляться с решением более сложных задач.

Из-за большого количества сходств между двумя моделями самолетов, многие задаются вопросом: какой самолет больше Мрия или Руслан? Оба авиалайнера отличаются громадными размерами. В некоторых источниках их даже называют воздушными тяжеловесами без будущего, так как производство этих машин требует больших капиталовложений и грамотной организации строительства. По факту можно сказать, что Мрия несколько больше своего предшественника, но Руслан заслуживает звание самого большого в мире серийного воздушного судна.

Ан-225 всегда справлялся с решением разных трудновыполнимых задач

От мечты до реализации

«Мрия»

Одной из причин постройки Ан-225 стала необходимость перевозки различных компонентов ракеты-носителя и космического корабля от места производства и сборки к месту запуска в рамках создания советской многоразовой транспортной космической системы (МТКС) «Энергия — Буран». Она должна была стать ответом на аналогичную многоцелевую военно-гражданскую программу США «Спейс шаттл».

Также на этом самолете планировалась доставка космического челнока на космодром в случае приземления его на запасных аэродромах в Багерово в Крыму и Восточный в Приморье, а также еще на 14 запасных местах посадки, в том числе вне территории СССР, в частности на Кубе и даже в Ливии.

Ан-225 был разработан в АНТК им. О. К. Антонова, которым в то время руководил генеральный конструктор Петр Балабуев. Главным конструктором стал В. И. Толмачев. А самолет был построен и собран в единственном экземпляре на Киевском механическом заводе.

Для убыстрения создания самолета в основу конструкции был взят другой советский тяжеловес Ан-124 «Руслан». По ряду характеристик эти два самолета ничем не отличаются друг от друга. Это и помогло построить Ан-225 в сравнительно короткие сроки.

Ан-225 создавал в прямом смысле весь Советский Союз. Двигатели изготовлялись на Запорожском моторостроительном заводе, многие части фюзеляжа делались в Ульяновске, производством крыльев и центроплана самолета занимались в Ташкенте, а детали для управления Ан-225 изготовлялись в Москве, шасси — в Нижнем Новгороде, а покраску самолета осуществляли рабочие из Воронежа.

Виктор Толмачев / В. Путин, П. Балабуев и Е. Шапошников у самолета

На всех заводах, участвующих в кооперации и поставляющих комплектующие, шла очень тяжелая, напряженная работа, так как сроки были очень жесткие.

Первый полет Ан-225 был совершен 21 декабря 1988 года. В создании, постройке, летных испытаниях и сертификации непосредственно и косвенно участвовали сотни тысяч ученых, конструкторов, инженеров, военных, летчиков, рабочих и других специалистов СССР. И теперь когда говорят, что этот самолет разработан на Украине, то это прямая ложь и подтасовка фактов.

Тем не менее и здесь находилось место юмору. Строители порой шутили, расшифровывая название самолета. «Мрия» — это Миша, Рая и я. Под этими именами подразумевались последний генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев, его жена Раиса и все остальные рабочие, инженеры и технологи, принимавшие участие в реализации проекта.

Предназначение и функционал Ан-225

Планировалась полномасштабная эксплуатация воздушного судна для реализации целей космической отрасли СССР. Грузоподъемность самолета Мрия позволила организовать особую транспортную систему, способную обеспечить транспортировку грузов, отличающихся немалыми размерами и весом. В число таких грузов вошли части космического корабля «Буран» и ракеты «Энергия». Необходима была организация надежной транспортировки этих грузов с той точки, где они производились до пункта завершения сборки. Мрии для этого требовалось преодолеть расстояние от центральных районов СССР до Казахстана, где как раз расположился космодром Байконур.

Первая демонстрация самолета широкой публике произошла в феврале 1989 года. А уже весной Мрия совершил беспосадочный перелет из Байконура в Киев, осуществив транспортировку «Бурана», весил который 60 тонн. Чуть позже авиалайнер был отправлен с тем же грузом в парижский авиасалон, где стал сенсацией. Летательный аппарат установил более 200 мировых рекордов, связанных с перевозками тяжеловесного и крупногабаритного груза.

Перед Мрией всегда стояло много благородных целей, связанных с реализацией космических проектов, но он также используется для выполнения более общих задач:

  • осуществления грузоперевозок широкого назначения;
  • беспосадочных грузоперевозок внутри континента;
  • транспортировки грузов между континентами;
  • грузоперевозки на внешней подвеске;
  • используется для организации воздушного старта космических аппаратов.

Лайнер выполнил огромное количество рейсов и справился с транспортировкой очень сложных грузов. Большую часть операций, произведенных самолетом, можно назвать уникальными. С большинством из них за всю историю авиации не смог справиться ни один другой авиалайнер.

Модернизация пошла Ан-225 на пользу

Самый большой в мире самолет поднялся в небо после капитального ремонта

По сообщению портала FlightRadar24.com , карго-гигант Ан-225, крупнейший в мире транспортный самолет, поднялся в небо после полуторагодичного перерыва, вызванного капитальным ремонтом. По данным авиационного онлайн-трекера, это произошло 25 марта в окрестностях Киева.

фото: FLIGHTRADAR24

Для всех любителей авиации это, бесспорно, прекрасная новость, поскольку еще прошлым летом не было оснований для оптимизма. Стоимость капитального ремонта, после которого «Мрия» мог вновь вернуться в строй, составляла около 340 миллионов долларов.

Машина была построена в середине 1980-х в конструкторском бюро Олега Антонова. Сегодня его величают не иначе как «отец советской транспортной авиации». Самолет получил индекс Ан-225 , но более он известен как «Мрия» — «Мечта». В огромных ангарах Киевского механического завода было заложено два экземпляра. Один был закончен и поднялся в воздух в конце 1989 года. Второй был построен на 2/3, затем «отложен» в ангаре и ждал своего часа. И вот после более чем 30-летнего долгостроя взлетел несколько дней назад.

Даже сейчас, спустя несколько десятилетий, ясно, каким богатейшим потенциалом наделена «Мрия». Взлетевшая в воздух практически на излете существования Советского Союза, она могла принять на борт практически любой груз. Напомним, изначально Ан-225 создавался для доставки супергабаритных элементов ракеты-носителя «Буран» и космического корабля многоразового использования «Буран».

Габариты и технические характеристики самолета:

• Размах крыла: 88,4 м• Длина: 84 м• Высота: 18,2 м • Площадь крыла: 905 м²• Максимальная взлетная масса: 640 т • Нефорсажная тяга: 1377 кН• Экипаж: 6 человек

Сегодняшняя «Мрия» — это сплав советской школы и современных инноваций. Он включает в себя компьютеризованную систему управления и тройную резервную гидравлику. Основное шасси состоит из 32 колес, а уникальная подвижная конструкция носового грузового люка с рампой обеспечивают быстрое и удобное проведение погрузочно-разгрузочных работ.

Ан-225 на рулежке 19 марта 2020 года

По данным зарубежных источников, в результате финальных доработок «Мрия» обзавелась новым двигателем украинского производства («Ивченко-Прогресс»), а также улучшенной авионикой.

фото: CHRIS NIEDENTHAL

Самолет Ан-225 в киевском аэропорту, 1989 год

Обновленная и доработанная «Мрия» вновь вступает в работу — нелегкую работу по перевозке уникальных грузов, габаритных и очень тяжелых. Даже спустя более 30 лет, этот самолет-богатырь никому не удалось обойти, сделать лучше, грузоподъемней. Уникальное явление советской авиационной школы продолжают улучшать, ведь предел прочности был заложен такой, что его исчерпать вряд ли удастся даже за полвека!

Есть ли жизнь после смерти?

«Мрия» и «Буран»

К сожалению, свой первый и единственный космический полет орбитальный космический корабль-космоплан системы «Буран» совершил в беспилотном режиме 15 ноября 1988 года, а вся программа была закрыта в 1993-м.

Дело в том, что этот проект оказался неподъемным для экономики СССР. По разным сведениям, программа «Энергия» — «Буран» обошлась бюджету в 14 миллиардов рублей (не считая еще 400 миллионов на постройку «Бурана» и сам запуск), что составляло примерно 2 триллиона по курсу 2019 года.

Единственный летавший в космос «Буран» был уничтожен в 2002 году при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с ракетой-носителем «Энергия».

А что же «Мечта»? Единственный Ан-225 продолжает летать. На его счету свыше 200 удачных транспортировок крупногабаритных грузов. Этот воздушный исполин является собственностью авиакомпании «Авиалинии Антонова» и на сегодняшний день считается воздушным транспортным средством № 1 в мире, позволяющим перевозить грузы весом до 250 тонн.

На счету Ан-225 более 200 мировых рекордов. Например, перевозка мощного генератора весом более 180 тонн из Франкфурта в Ереван. В 2010 году этим самолетом был перевезен самый длинный в истории груз — две лопасти ветряка по 42 метра в длину.

Правда, полеты «Мечты» не обходятся по-прежнему без скандалов. При визите в Австралию местные газеты назвали АН-225 «русским самолетом»! Представители украинских властей очень возмутились и потребовали опровергнуть эту информацию. Журналисты пошли им навстречу и исправили название самолета с русского на советский.

МТКС МАКС

Несмотря на то, что «Мрия» построен уже достаточно давно, до сих пор никому не удалось создать аналогичный самолет. На сегодняшний день лишь два воздушных судна могут соперничать с Ан-225. Это A3ХХ-100 F компании «Аэробус» и Боинг-747, правда их грузоподъемность сравнительно уступает и составляет 150 тонн.

Существуют и другие варианты использования Ан-225, например в Многоцелевой авиационно-космической системе (МАКС), которая состоит из этого самолета и орбитального космического корабля-ракетоплана.

Важным преимуществом этой системы воздушного старта является отсутствие необходимости в космодроме. МАКС базируется на обычных аэродромах 1-го класса, дооборудованных необходимыми для нее средствами заправки компонентами топлива, наземного технического и посадочного комплекса, и вписывается в основном в существующие средства наземного комплекса управления космическими системами.

2 место: Hughes H-4 Hercules

Хьюз H-4 Геркулес (англ. Hughes H-4 Hercules) — транспортная деревянная летающая лодка, разработанная американской фирмой Hughes Aircraft под руководством Говарда Хьюза. Этот 136-тонный самолёт, первоначально обозначенный как НК-1 и получивший неофициальное прозвище Spruce Goose («Щёголь, Пижон», дословно «Еловый гусь»), был самой большой когда-либо построенной летающей лодкой, а размах его крыла и поныне остаётся рекордным — 98 метров. Он был предназначен для транспортировки 750 солдат при полном снаряжении.

В начале Второй мировой войны правительство США выделило Хьюзу 13 миллионов долларов на изготовление прототипа летающего судна, но к окончанию военных действий летательный аппарат готов не был, что объяснялось нехваткой алюминия, а также упрямством Хьюза, стремившегося создать безупречную машину.

Технические характеристики

  • Экипаж: 3 человека
  • Длина: 66,45 м
  • Размах крыла: 97,54 м
  • Высота: 24,08 м
  • Высота фюзеляжа: 9,1 м
  • Площадь крыла: 1061,88 м²
  • Максимальная взлётная масса: 180 тонн
  • Масса полезной нагрузки: до 59 000 кг
  • Запас топлива: 52 996 л
  • Двигатели: 8× воздушного охлаждения Pratt&Whitney R-4360-4A по 3000 л. с. (2240 кВт) каждый
  • Пропеллеры: 8× четырёхлопастных Hamilton Standard, диаметром 5,23 м

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 351 миль/ч (565,11 км/ч)
  • Крейсерская скорость: 250 миль/ч (407,98 км/ч)
  • Дальность полёта: 5634 км
  • Практический потолок: 7165 м.

Несмотря на своё прозвище, самолёт построен практически полностью из берёзы, точнее из выклеенной по шаблону берёзовой фанеры.

Самолёт Hercules, пилотируемый самим Говардом Хьюзом, совершил свой первый и единственный полёт только 2 ноября 1947 года, когда поднялся в воздух на высоту 21 метр и покрыл приблизительно два километра по прямой над гаванью Лос-Анджелеса.

После длительного хранения (Хьюз поддерживал самолёт в рабочем состоянии до своей смерти в 1976 году, тратя на это до 1 млн долларов США в год) самолёт был отправлен в музей Лонг-Бич, Калифорния.

Самолёт ежегодно посещают около 300 000 туристов. Биография создателя самолёта Говарда Хьюза и испытания самолёта показаны в фильме Мартина Скорсезе «Авиатор».

В настоящее время является экспонатом музея Evergreen International Aviation в Макминнвилле (Орегон), куда был перевезён в 1993 году.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий