Эксплуатация
Факт существования самолёта F-117 впервые был официально признан 10 ноября 1988 года, когда Пентагон выпустил пресс-релиз с описанием истории создания самолёта и обнародовал одну ретушированную фотографию. Первый публичный показ двух F-117 состоялся 21 апреля 1990 года. В 1991 году после войны в Персидском заливе «Найт Хок» был продемонстрирован на Парижском авиасалоне.
Поначалу все F-117 находились на вооружении 4450-й тактической группы на авиабазе Тонопа, Невада, Tonopah Test Range Airport. В 1989 году группа вошла в состав 37-го тактического истребительного крыла. В 1992 году все самолёты были переведены на авиабазу Холломэн в 49-е истребительное крыло. Они состояли на вооружении трёх эскадрилий: двух боевых (8-я истребительная «Чёрная овца», 9-я истребительная «Летающие рыцари») и одной учебной (7-я эскадрилья боевой подготовки «Кричащие демоны»).
Пилоты F-117 называли себя «Бандитами» (Bandit). Каждый из 558 «бандитов», когда-либо летавших на «Найт Хоке», имел свой порядковый номер; таким образом, например, бригадный генерал Грегори Фист (Gregory Feest) «Бандит 261» был 261-м пилотом, допущенным к полётам.
Аварии и катастрофы
- За всю историю эксплуатации самолётов F-117, по официальным данным, было потеряно 7 машин (чуть более 10 % от общего числа построенных), в том числе один F-117 был сбит в ходе боевых действий. «Найтхоки» налетали в общей сложности около 220 000 часов, то есть налёт на одну потерю составил около 31 000 часов.
- 20 апреля 1982 — F-117A (сер. номер 80-0785), подполковник Боб Райденауэр (Bob Ridenhauer) «Бандит 102». Самолёт разбился на взлёте из-за неправильно настроенной на заводе системы управления полётом. Пилот не успел катапультироваться, получил тяжёлые травмы и был списан с лётной работы.
- 11 июля 1986 — F-117A (сер. номер 81-0792), майор Росс Малхэйр (Ross Mulhare) «Бандит 198». Самолёт столкнулся с землёй в районе Бейкерсфилд, Калифорния, во время ночного полёта. Причина — дезориентация пилота, имевшего малый налёт на F-117. Майор Малхэйр погиб.
- 14 октября 1987 — F-117A (сер. номер 83-0815), майор Майкл Стюарт (Michael Stewart) «Бандит 231». Самолёт столкнулся с землёй в районе Тонопы во время ночного полёта. Причина — дезориентация пилота, имевшего малый налёт на F-117. Майор Стюарт погиб.
- 4 августа 1992 — F-117A (сер. номер 85-0801), капитан Джон Миллз (John Mills) «Бандит 402». Самолёт загорелся во время ночного вылета возле авиабазы Холломэн и взорвался в воздухе. Причина — ошибка наземного технического персонала при обслуживании. Капитан Миллз благополучно катапультировался.
- 10 мая 1995 — F-117A (сер. номер 85-0822), капитан Кеннет Левенс (Kenneth Levens) «Бандит 461». Самолёт столкнулся с землёй в районе Зуни, Нью-Мексико, во время ночного полёта. Предполагаемая причина — дезориентация пилота, имевшего малый налёт на F-117. Капитан Левенс погиб.
- 14 сентября 1997 — F-117A (сер. номер 81-0793), майор Брайан Найт (Bryan Knight) «Бандит 437». Самолёт разрушился в воздухе и врезался в здание во время авиационного шоу в Чесапик, Мэриленд. Авария произошла по технической причине, которая привела к утрате пилотом управления. На земле пострадали 4 человека. Майор Найт благополучно катапультировался.
Тактико-технические характеристики F-117 Найт Хок
Экипаж F-117 Найт Хок
– 1 человек
Размеры F-117 Найт Хок
– Длина самолёта: 20,08 м- Высота самолёта: 3,78 м- Размах крыла: 13,2 м- Площадь крыла: 73 м²
Вес F-117 Найт Хок
– Масса пустого: 13380 кг- Масса нормальная: 21150 кг- Масса максимальная: 23815 кг- Боевая нагрузка: 2270 кг (2500 кг при уменьшении запаса топлива)- Топливо: 5500 кг
Двигатель F-117 Найт Хок
– Тип двигателя: 2 х ТРДД General Electric F404-F1D2- Тяга максимальная: 2 x 4850 кгс
Тяговооруженность F-117 Найт Хок
– при нормальной взлётной массе: 0,46- при максимальной взлётной массе: 0,41
Скорость F-117 Найт Хок
– Максимальная скорость: 993 км/ч (М=0,91)- Крейсерская скорость: 905 км/ч (М=0,83)
Дальность полета F-117 Найт Хок
– 1720 км
Боевой радиус F-117 Найт Хок
– 860 км
Практический потолок F-117 Найт Хок
– 13700 метров
Максимальная перегрузка F-117 Найт Хок
+6 G
Вооружение F-117 Найт Хок
– боевая нагрузка – 2268 кг.- УР воздух-земля AGM-88 HARM, AGM-65 Maveric, AGM-137 TSSAM, AGM-154 JSOW, AGM-154 JASSM.- 2х 907кг бомбы с оптическим наведением GBU-10, GBU-12, GBU-27 Paveway или или BLU-109 c лазерным или ядерные бомбы B-61(100/500 килотонн) или 2 бомбы Mk.84или Mk.61 или GBU-30 (31,32) JDAM – 2 боеприпаса WCMD
Самолеты на дисплее
Соединенные Штаты
79-10781 Scorpion 2 в Национальном музее ВВС США
- YF-117A
- 79-10780 скорпион 1 – на дисплее на пьедестал Nellis Boulevard, на входе в Air Force Base , Неллис , штат Невада ( ). Она была введена в действие 16 мая 1992 года первый F-117 , чтобы быть в ворота опекуна.
- 79-10781 Scorpion 2 – Национальный музей авиации США на базе ВВС Райт-Паттерсон вне Дейтоне, штат Огайо . Он был доставлен в музей 17 июля 1991 года.
- 79-10782 Scorpion 3 – Holloman Air Force Base , Нью – Мексико . Он был перекрашен , чтобы походить на первый F-117A используется уронить оружие в бою. Этот самолет использовался для акустики и тестирования навигационной системы. В то время как носить флаг окрашены на ее нижней поверхности, этот самолет показал существование типа, чтобы высокопоставленных чиновников Грум Лэйк 14 декабря 1983 года, первый полуобщественная обнародование самолета. Он был помещен на выставке Холломан AFB 5 апреля 2008 года.
- 79-10783 Scorpion 4 – Он был ранее на выставке в в военно – воздушных силах завода 42 , Палмдейл, штат Калифорния . В июне 2012 года Scorpion 4 был перевезен из Blackbird Эйрпарк на авиабазе Эдвардс для восстановительных работ; запланировано на самолет , который будет отображаться на Air Force Center Test Flight Museum .
Сербия
- F-117A
82-0806 Кое – что Злое – сбито над Сербией; остатки отображаются в музее авиации в Белграде недалеко от Белграда аэропорта Никола Тесла .
Конструкция[править]
Конструкция самолёта основана на стелс-технологии. Сам самолёт построен по аэродинамической схеме «летающее крыло» с V-образным оперением. Совершенно не характерное для дозвуковых самолётов крыло большой стреловидности (67,5°) с острой передней кромкой, очерченный прямыми линиями профиль крыла, гранёный фюзеляж, образованный плоскими трапецевидыми и треугольными панелями расположены таким образом друг относительно друга, чтобы отражать электромагнитные волны в сторону от РЛС противника. Такая форма самолёта, построенного по концепции «плоскостей-отражателей», получила название «фасеточной» (от фр. facette — грань). Расположенные над крылом с обеих сторон фюзеляжа плоские воздухозаборники имеют продольные перегородки из радиопоглощающих материалов. Часть потока холодного воздуха отделяется на входе в воздухозаборники и, минуя двигатели, попадает в экранируемые крылом плоские сопла, имеющие размеры 165 х 25 см, нижние панели которых покрыты теплопоглощающими керамическими плитками, что значительно снижает ИК-заметность самолёта. Самолёт не имеет внешних подвесок, всё вооружение размещено внутри фюзеляжа.
Контуры щелей, образующихся в местах соединения фонаря кабины с фюзеляжем, створки отсеков шасси и вооружения имеют пилообразную форму, что также обеспечивает эффективное рассеяние электромагнитной энергии и предотвращает её прямое отражение в направлении приёмопередающей антенны РЛС противника.
В конструкции самолёта широко применены полимерные композиционные материалы и радиопоглощающие материалы и покрытия. В конструкции планера на долю металлических сплавов приходится только 10 процентов массы. В результате этих мер, эффективная поверхность рассеяния самолёта при облучении его локатором спереди была снижена, по некоторым данным, до 0,025 м², что в несколько десятков раз меньше, чем ЭПР обычных самолётов схожих размеров.
Гранёная форма фюзеляжа и необычный профиль крыла значительно ухудшают аэродинамические характеристики самолёта. В процессе проектирования был достигнут компромисс, при котором требования малой радиолокационной заметности возобладали над требованиями аэродинамики — аэродинамическое качество самолёта равно 4 (это немного лучше, чем у ), в результате оказывается невозможным полет на сверхзвуковой скорости, ограничивается радиус действия, уменьшается боевая нагрузка и маневренность.
Следует заметить, что, несмотря на такие радикальные решения, конструкторам не удалось достигнуть конечной цели — построить самолёт, неуязвимый для противника. Во-первых, из-за ухудшенной аэродинамики F-117 был плохо защищён от атак истребителей противника, если бы им удалось его обнаружить. Во-вторых, заложенные в конструкцию идеи могли снизить видимость лишь до определённого предела, а также не обеспечивали очень низкого ЭПР для радиолокационных систем, в которых приёмник и передатчик были разнесены по разным точкам. Например, при налётах на Югославию F-117 был сбит с помощью модернизированного (позже от заявлений о модернизации комплекса отказались обе стороны) комплекса С-125 3-й батареи 250-й бригады ПВО.
Самолёт управляется при помощи ЭДСУ с четырёхкратным резервированием каналов управления. Поскольку F-117 нестабилен по тангажу и рысканию, используется автоматическая система обеспечения устойчивости. С 1991 года в дополнение к ней устанавливался автомат тяги.
На самолёте не установлена РЛС. За исключением лазера подсветки цели, все системы прицеливания и навигации пассивные. Для наведения используется система ИК-камер, для навигации — инерциальная система и приёмник системы спутниковой навигации. Активных систем РЭБ нет.
Отсек вооружения — двухсекционный, длиной 4,7 м и шириной 1,75 м, с системой выдвигающихся балочных держателей. Типовое вооружение — две управляемые авиационные бомбы GBU-10 или GBU-27 калибром 907 кг. Возможна установка ракет AGM-88 HARM, AGM-65 «Maverick», атомных бомб В-61 или В-83 (по две), бомбы GBU-15 или контейнера BLU-9 для суббоеприпасов. На балку возможна установка рельсовых направляющих для AIM-9 «Sidewinder».
Боевое применение
Самолет эксплуатировался с 1983 года по 2008, он успел принять участие в нескольких региональных конфликтах. За время эксплуатации было потеряно семь самолетов, только один из которых был сбит зенитным огнем противника. Остальные разбились в катастрофах, случившихся по вине пилотов или из-за технических неисправностей.
Боевым крещением F-117 стало вторжение американцев в Панаму в 1989 году.
Впервые массировано эти самолеты были использованы во время операции «Буря в пустыни» в 1991 году. F-117 во время этого конфликта показали весьма высокую эффективность: за одну ночь они уничтожили практически все иракские Ту-22.
Следующим конфликтом, в котором американцы массировано применили этот самолет, стала война в Югославии в 1999 году. Именно тогда был сбит «самолет-невидимка». Его уничтожила сербская зенитная батарея, вооруженная устаревшим советским зенитным комплексом С-125. Сербы заявляли об уничтожении еще одной или двух машин, но эти данные довольно спорны.
Последним значительным конфликтом, в котором был задействован F-117, стала вторая иракская кампания США (2003 год).
Изначально данный самолет планировали использовать до 2017 года, но высокие затраты на программы F-22 Raptor и F-35 заставило американских военных отказаться от него почти на десятилетие раньше.
Уже в середине прошлого десятилетия «Ночной ястреб» являлся морально устаревшей машиной. Из-за стремительного развития средств обнаружения летательных аппаратов, он утратил свое основное достоинство — звание «самолета-невидимки», а конструкционные недостатки, заложенные в него изначально, превращали F-117 в весьма дорогую и крайне уязвимую машину. Да и стоимость обслуживания «Ночного ястреба» была довольно высока, так что данное решение выглядит вполне естественным.
F-117 стал настоящим стендом на котором американцы отрабатывали все нюансы использования технологии «стелс». Этот самолет можно без преувеличения назвать уникальной машиной, F-117 был первым в своем классе, поэтому ему можно простить многие огрехи. Во многом благодаря «Ночному ястребу» в небо поднялись «самолеты-невидимки» пятого поколения: F-22 Raptor и F-35.
[править] В теории
«Бандит» на Хромом гоблине
Радиолокационная малозаметность самолета (и F-117 в частности) подразумевает, что при его облучении радиолокационной станцией противовоздушной обороны бо́льшая часть излучения рассеивается и отражается куда угодно, только не обратно в антенну-приемник, часть излучения поглощается специальным покрытием и/или материалом планера самолета и только малая часть возвращается назад. То есть засветка на экране оператора локатора-то будет, но гораздо слабее и ближе к РЛС, чем, например, от Су-25. И пока вражеские ПВО соображают кто такой (свой-чужой / НЛО / кукурузник/Ту-154), передают данные зениткам / наводят ракеты / заряжают рогатку, F-117 подлетает на расстояние тактического удара, скидывает подарки и валит в ебеня.
Дело в том, что снижение заметности самолета было достигнуто за счет использования фасеточных форм и наклонных плоскостей, соответственно планер стал похож на фигуру из музея кубизма. Если нормальные самолеты сначала учат летать, а потом подмазывают / подгибают, чтоб ещё и на радаре не сильно заметный был, то этот сначала сделали «невидимым», а потом хоть как-то учили летать.
[править] Про распил бюджетных денег
Ымперский пафос пиндосских поцреотов
Анонимус, знаешь ли ты, сколько ушло денег, чтобы создать F-117? Программа обошлась в 6,56 млрд. USD, включая НИОКР. Итогом стало создание угловатого ведра с ниибически дорогой эмалировкой, которое еле летало, зато стоило 42,6 млн. USD. Но для того ли компания Lockheed пробивалась к бюджетной кормушке, чтоб так просто отступить? Ответственные лица убедили кого надо, что эта фантасмагорическая хрень и есть та самая вундервафля, в которой остро нуждается USAF. Правда, на F-117 надо было не только летать, но и воевать. Потому был проведен ряд апгрейдов, увеличивших стоимость стелса до 111,2 млн. USD за штуку. А всего F-117 было построено 59 (вот и 6,56 млрд. USD). Плюс запчасти. Плюс реклама компании, как создателя самого крутого в мире самолета. Представляешь, сколько всего поимели локхиды за продвижение самолета, на котором можно было сражаться лишь с гондурасами, при условии полного господства в воздухе? Теперь прикинем стоимость базы в Неваде для «хромых гоблинов», их обслуживание, производство боеприпасов (стоимость одной бомбы GBU-27 — 55 тыс. USD) и т. д. Короче, все были при деле. А ты говоришь Булава…
Но это не предел для бездонного кошелька пиндосского налогоплательщика — один Northrop B-2 Spirit стоил в ценах 97-го года около 2 млрд. USD (с тех пор цена золота увеличилась в 5 раз, цена нефти — также, примерно в 5 раз, то есть в 2012-м году эта вундервафля стоила бы все $10 млрд, что, к слову, примерно в 3 раза превышает стоимость 75 тонн золотых слитков, по массе примерно равных массе этой вашей вундервафли), а их всего 20 штук построено, что в сумме примерно равно капитализации таких компаний, как IBM, Газпром или Microsoft (этот ваш Роспил и откат отдыхает).
Для ориентира — стоимость одного Су-27 около 30 млн. USD в экспортном варианте. F-117 на экспорт вообще не поставлялся.
Вообще, гипотетически, освоить столько денег и не попилить их, а по пофигизму дурости именно что спустить на дело тоже реально. Для этого нужно:
- купить по полигону для испытаний и Локхиду, и Нортропу
- построить там жильё для специалистов
- посорить деньгами, дабы подтянулись коммерсы торговать ширпотребом для персонала полигона же!
- ??????
- ПРОФИТ в виде оставшихся в собственности полигонов и созданные рабочие места (для любителей бороться с безработицей таки плюс)
Проще говоря, налогоплательщик платит за стройку чуть ли не нового города.
Помимо этого, всегда есть вариант, что часть денег попилена на ВНЕЗАПНО правительственные же нужды — а именно, на всяческий TOP SECRET, CLASSIFIED и прочие ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ.
[править] Примечания
- Босния и Герцеговина
F-117 Nighthawk — залог победы! | ||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
F-117 — гордость авиастроения. | ||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Sources and Resources
- F-117 @ Elevon
- Lockheed Martin Skunkworks
- F-117A Nighthawk @ Holloman AFB
- F-117 @ CyberBob’s Low Observables Page
- Stealth Secrets of the F-117 Nighthawk By Don Hollway
F-117 @ Aircraft Defense Information Center
- PILOT OPERATIONAL PROCEDURES—F-117A – AIR COMBAT COMMAND INSTRUCTION 11-F117A
VOLUME 3 – 3 MARCH 1995 — [122kb PDF] This instruction, with its complementary Chapter 8, Local Operating Procedures, prescribes standard operational and weapons employment procedures to be used by ACC pilots when operating USAF F-117A aircraft. - ANNEX F Common Solution/Concept List (U) Air Force Mission Area Plan (MAP) – Detailed and comprehensive Air Combat Command descriptions of weapon system modernization efforts required to satisfy known needs.
F-117A Squadrons FY98 R&D Budget Request
- Placing Steel On Target Airman Magazine October 1996 –Overview of Nighthawk and stealth fight performance the Persian Gulf War.
- F-117A crashes near Baltimore
Sept. 15, 1997 – An Air Force F-117A Nighthawk crashed Sept. 14, at 3 p.m. (EST) while performing a fly-by demonstration for an airshow at Martin State Airport, 12 miles northeast of Baltimore. - Stealth fighters resume flying operations
Oct 8, 1997 (AFNS) — The Air Force resumed F-117 Nighthawk stealth fighter flying operations Oct. 2 after initiating a fleetwide safety inspection. The commander of Air Combat Command had directed a precautionary fleet stand down following the F-117 mishap at the Chesapeake Air Show, Maryland, Sept 14. Physical evidence found in the crash debris revealed a significant defect in a support structure in the left wing of the accident aircraft. - F-117 accident investigation report released
Dec 15, 1997 (AFNS) — Air Combat Command released the accident investigation report Dec. 12 on the F-117A stealth fighter from Holloman Air Force Base, N.M., that crashed Sept. 14 near Baltimore, Md. - F-117 stealth fighter logs 150,000 hours USIA 28 Aug 1998
- F-117 testers evaluate real-time information capability — 04 August 1998 (AFNS) – IRRCA, or the Integrated Real-time Information into the Cockpit/Real-time Information Out of the Cockpit for Combat Aircraft flight test project, will greatly enhance the F-117’s flexibility in combat.
- Downing
a Stealth Jet: Shrewd Tactics or a Lucky Shot? By ERIC SCHMITT
The New York Times April 11, 1999 — A secret Air Force inquiry
believes a combination of tactics, quick learning and luck came
together in one brilliant moment. Serbian spotters in Serbia, and
perhaps in Bosnia and along the Montenegrin coast, may have patched
together enough quick glimpses of the warplane from scattered radars
to track the elusive aircraft, however briefly, to fire an SA-3
missile from a battery near Belgrade.
FAS |
Military |
DOD 101 |
Systems |
Aircraft |||| Index |
Search |
Join FAS
В произведениях культуры
Крайне своеобразный внешний вид самолёта стал источником вдохновения для некоторых дизайнеров, в результате чего появились, например, концепт Lamborghini F-117, стилизованный тюнинг для Ferrari 458 Italia и ноутбук ASUS ROG G73Jh.
Кинематограф
- Захват 2: Тёмная территория
- «Перехватчик»
- «Воздушный охотник» (1999)
- «Стелс» (2005)
- Приказано уничтожить — используется вымышленная десантная модификация. С её помощью команда спецназа проникает на захваченный террористами самолет.
- Филадельфийский эксперимент 2 — самолет попадает в прошлое, в 1945 год. Доставленную на этом самолете атомную бомбу фашистская Германия сбрасывает на Вашингтон и побеждает во второй мировой войне. Начинается альтернативная реальность.
- Чёрный гром
Компьютерные игры
Авиасимулятор Nighthawk F-117A Stealth Fighter 2.0 (1991 год) и аркадный авиасимулятор F-117A Stealth Fighter для NES (1992 год) от компании Microprose, также на F-117A можно полетать в авиасимуляторах TFX (1993 год), Jane`s Fighters Anthology, Jane`s USAF, а также в игре Over G Fighters для X-Box 360 и F-117 Night Storm для Sega Mega Drive, так же F-117 можно использовать в аркадной компьютерной игре Ace Combat: Assault Horizon.
Прозвища
Официальное название самолета является «Night Hawk», однако альтернативная форма «Nighthawk» часто используется.
Как приоритет скрытности над аэродинамикой, он получил прозвище «Wobblin’ Гоблин» из – за его предполагаемую нестабильность на низких скоростях. Тем не менее, F-117 пилоты заявили прозвище незаслуженно. «Wobblin’ (или ИРМ) Гоблин», скорее всего , пережиток раннего голубые / Старший Trend (ФСД) дней проекта , когда нестабильность была проблема. В USAF, «Леший» (без шаткого) сохраняется в качестве псевдонима из – за появлением самолета. Во время операции Буря в пустыне , саудовцы назвали самолет «Шаба», которое в переводе с арабского «Призрак». Некоторые пилоты также называют самолетом «Stinkbug».
Варианты
F-117N “Seahawk”
ВМС США испытали F-117 в 1984 году , но решили , что она не подходит для носителей использования. В начале 1990 – х годов, Lockheed предложил модернизированную, несущей способный вариант F-117 дублировал «Seahawk» на флоте в качестве альтернативы отмененной программы A / FX. Незапрашиваемое предложение было получено плохо Министерство обороны, который был мало заинтересована в отдельных возможностях миссии такого воздушного судна, в частности , как это было бы брать деньги от Joint Advanced программы Забастовки Technology, которая эволюционировала в Joint Strike Fighter . Новый самолет отличался бы от наземных F-117 несколько способов, включая добавление «лифты, пузырек навес, менее резко стреловидное крыло и перенастроить хвост». Вариант «N» также может быть повторно двигателем будет использовать General Electric F414 турбовентиляторных вместо старых General Electric F404s . Самолет будет опционально оснащен узлов подвески, что позволяет в течение еще 8000 фунтов (3600 кг) полезной нагрузки, а также новый штурмовой радар с возможностью воздух-воздух. В этой роли F-117N может нести AIM-120 AMRAAM ракет класса ” воздух-воздух ” .
F-117B
После того , как отвергнуты ВМС, Lockheed представила обновленное предложение, включающее способность дожига и больший акцент на F-117N в качестве самолета мульти-миссии, а не просто штурмовик. Для того, чтобы повысить интерес, Lockheed также предложил F-117B наземного вариант , который разделил большинство возможностей F-117N. Этот вариант был предложен ВВС США и ВВС . Несколько офицеров обмена RAF летели F-117 во время его службы, два пилота RAF официально оценил самолет в 1986 году в качестве награды за британскую помощь с американской бомбардировкой Ливии в этом году, а англичане отклонили предложение во время администрации Рейгана , чтобы купить самолет. Это возобновление предложение F-117N также известный как A / F-117X . Ни F-117N , ни F-117B были заказаны.
операторы
22 F-117A самолет с 37 – го тактического истребительного крыла в Лэнгли AFB , штат Вирджиния, до развертывается в Саудовскую Аравию для операции Щит пустыни
Соединенные Штаты
- Air Command Tactical
- 4450th тактической группы – Tonopah Test Range , Невада
- 4450th Тактический Эскадрон (1981-1989)
- 4451st Tactical Squadron (1981-1989)
- Тест 4453rd и оценка Squadron (1985-1989)
- Тридцать седьмого Tactical Fighter Wing / Fighter Wing – Tonopah Range Test
- Tactical четыреста пятнадцатый истребительная эскадрилья (1989-1992)
- Tactical четыреста шестнадцатого истребительная эскадрилья (1989-1992)
- Тактический истребитель четыреста семнадцатом Training Squadron (1989-1992)
- 4450th тактической группы – Tonopah Test Range , Невада
- Air Combat Command
- Сорок девятый истребительный авиаполк – Holloman AFB , Нью – Мексико
- 7 – я истребительная эскадрилья (1992-2006)
- Восьмая истребительная эскадрилья (1992-2008)
- Девятая истребительная эскадрилья (1993-2008)
- Сорок девятый истребительный авиаполк – Holloman AFB , Нью – Мексико
- ВВС Центр летных испытаний
- Test Wing 412 – Эдвардс , Калифорния
Летные испытания четыреста десятого Squadron (1993-2008)
- Test Wing 412 – Эдвардс , Калифорния
Снятие с вооружения
ВВС США собирались эксплуатировать F-117 по крайней мере до 2018 года, однако нехватка денег на закупку новых многоцелевых истребителей F-22 заставила их начать процесс снятия «Найт Хока» с вооружения гораздо раньше. Официально об этом было объявлено осенью 2006 года. В том же году была закрыта школа подготовки пилотов F-117, её последний выпуск состоялся 13 октября 2006 года.
Первые десять F-117 были сняты с вооружения в декабре 2006 года. К марту 2008 года ВВС США продолжали эксплуатировать 15 самолётов этого типа. Формально процедура снятия с вооружения завершилась 22 апреля того же года, когда четыре F-117 в последний раз поднялись в воздух, совершив перелёт на авиабазу Тонопа.
Снятые с вооружения самолёты по состоянию на 2014 год находятся на хранении в специальном «хранилище 1000» и поддерживаются в полётопригодном состоянии. В 2016 году Конгресс США принял решение отправить имеющиеся F-117 на авиабазу Девис-Монтен в штате Аризона для хранения на открытой площадке. В феврале 2019 года в соседнем штате Невада наблюдались полёты четырёх самолётов этой модели.
История создания[править]
Был разработан только проект F-117 наземного базирования — F-117A.
Предлагавшиеся фирмой Локхид проекты F-117B, F-117N (палубного базирования) и A/F-117X были отвергнуты.
Обозначение и названиеправить
Официальное название F-117 в ВВС США — «Найт Хок» (Night Hawk — англ. Ночной Ястреб), хотя встречается и слитное написание «Найтхок». Согласно системе обозначений авиатехники в вооружённых силах США, литера F присваивается истребителям. Причина того, почему «Найт Хок» был классифицирован как истребитель и состоял на вооружении истребительных эскадрилий, остаётся неясной; вопреки сложившемуся в популярной культуре образу «истребителя Стелс» (Stealth Fighter), F-117 является тактическим ударным самолётом (бомбардировщиком/штурмовиком) и никогда не предназначался для выполнения истребительных задач. Аналогичная ситуация имела место с тактическим/стратегическим бомбардировщиком F-111, также носившим «истребительное» обозначение.
Боевое применение[править]
F-117 в Кувейте, 1998 год
- Вторжение США в Панаму (1989)
- Война в Персидском заливе (1991)
- См. также Бомбардировка бомбоубежища Амирия
- В первую ночь войны уничтожили почти весь парк иракских дальних бомбардировщиков Ту-22.
- Операция «Лиса пустыни» (1998)
- Война НАТО против Югославии (1999)
- Иракская война (2003)
Потериправить
Обломки сбитого F-117 в Белградском музее
27 марта 1999 года — F-117A (серийный № 82-0806), подполковник Дэйл Зелко (Dale Zelko). Самолёт сбит в районе деревни Буджановцы в ходе военной операции НАТО против Югославии. Пилот благополучно катапультировался и был эвакуирован поисково-спасательной группой. Согласно сербской версии, F-117 был сбит зенитно-ракетным комплексом С-125 (ракета 5В27Д производства завода им. XX партсъезда (ныне АВИТЕК) 1976 года) 3-й батареи 250-й бригады ПВО (командир батареи — Золтан Дани). Цель была поражена двумя ракетами (первая оторвала крыло, а вторая попала в сам самолёт), через 17 секунд после команды «огонь».
Существовали версии об участии ЗРК «Куб» или истребителей МиГ-29 и МиГ-21: по утверждению некоторых источников (в частности, российского автора Владимира Ильина и аргентинского Диего Зампини), F-117 был сбит истребителем МиГ-29, пилотировавшимся подполковником Гвозденом Дюкичем (в то же время сербская газета «Политика» сообщает, что «Гвозден Дюкич» (Gvozden Đukić) — это боевой псевдоним, использовавшийся Золтаном Дани в ходе войны). Пилотом F-117 иногда ошибочно указывается капитан Кен Двили, поскольку он летал на этой машине в США и на её фюзеляже было написано его имя.
30 апреля 1999 года — был повреждён F-117A, возможно зенитно-ракетным комплексом С-125.
Неподтверждённые потери и поврежденияправить
- 5 апреля 1999 года — F-117A, по информации российского автора Владимира Ильина со ссылкой на сербские данные, был уничтожен во время атаки телебашни «Црвени Кот», однако потеря данного самолёта американцами не подтверждается.
- 1 апреля 1999 года — F-117A, по информации российского автора Владимира Ильина, был повреждён и совершил вынужденную посадку
- 20 мая 1999 года — F-117A, по информации российского автора Владимира Ильина со ссылкой на некие сербские данные, был уничтожен истребителем МиГ-29 над Косово. Аргентинский автор Диего Зампини в своей статье, посвящённой действиям сербских МиГ-29, эту победу не упоминает, и она отсутствует в приводимом им итоговом списке побед сербских лётчиков. По данным украинского автора Михаила Жирохова, последний боевой вылет МиГ-29 в ходе войны был совершён 4 мая.
Примечания
- По курсу 1990 года, из них около 2 млрд. на НИОКР, 4,27 млрд. на закупки, 295,4 млн. на создание наземной инфраструктуры
- Aronstein and Piccirillo 1997, стр. 267
- Журнал «Авиация и Время» № 01 2002 год.
- ↑
- ↑ (англ.) .См. Figure 1.
- ↑
- ↑
- Flying Safety Magazine, January/February 2009, p. 39.
- Машиностроительное предприятие «АВИТЕК» // Энциклопедия земли Вятской / отв. В. Ситников. — Киров: «О-Краткое», 2008. — Т. 10. Книга вторая. Промышленность. Энергетика. Строительство. Транспорт. — 560 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-91402-040-5.
- Александр Гасюк. . Российская газета (24-03-2014). Дата обращения 24 марта 2014.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 13 марта 2016.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 15 марта 2008.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 25 апреля 2008.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 15 апреля 2015.