ЯК – 130

Особенности конструкции учебного самолета Як-130

Важнейшее качество учебных версий Як-130 – возможность имитировать поведение абсолютного большинства боевых самолетов. Особые аэродинамические свойства обеспечивают Як-130 высокую маневренность на предельно низких скоростях, большую скороподъемность. Этот учебный самолет может точно работать по целям как в воздухе, так и на земле.

Имитация динамики и поведения самолетов обеспечивается системой КСУ-130. Благодаря этой уникальной разработке на Як-130 отрабатываются маневры истребителей и штурмовиков:

  • российских: МиГ-29, Су-30;
  • зарубежных: F-15, F-16, F-22, «Мираж», «Хариер», JSF.

На самолете можно имитировать воздушный бой, а также работу по наземным мишеням. Функционал Як-130 дает возможность на одной машине совершать до 80% программы практики молодых пилотов. Иными словами, летчики могут получать как азы управления боевым самолетом, так и более продвинутые знания.

Но по мере профессиональной закалки, обучение становится все более приближенным к реальности, что обеспечивает хорошую подготовку. Система управления хорошо защищена от ошибочных действий в управлении. На Як-103 используется цифровые инструменты анализа действий пилотов.

Як-130 наиболее точно имитирует запуск ракет и бомб. При этом сам процесс происходит виртуально, но фиксирует все неточности и ошибки в работе пилота.

Для учебных машин характерна хорошо проработанная система катапультирования пилотов. В ходе предсерийных испытаний были случаи, когда на Як-130 отказывало управление и пилоты успешно покидали самолет.

Пилоты покидают кабины через передний фонарь. Отличительная черта Як-130 – возможность успешно и безопасно проводить катапультирование при нулевой скорости, а также на малой высоте (вплоть до нулевого уровня).

Сравнение с аналогами

Як-130 Aermacchi M-346 BAE Hawk T2 (Mk. 128) LIFT Hongdu L-15 Aero L-159 ALCA KAI T-50 Golden Eagle
Внешний вид
Стоимость единицы, USD~15 млн (на экспорт) ~7 млн (для ВС РФ)~30—35 млн29—33 млн~10 млн10—12 млн~25 млн
Принят на вооружение, год201020112009201320012007
Годы производстваc 2009с 2010н/дc 20121997—2003c 2005
Размах крыла, м9,849,729,949,489,549,45
Длина, м11,4911,4912,4312,2712,7213,14
Масса пустого, кг460046004480496043506470
Макс. взлётная масса, кг10 29010 20091009500800012 300
Боевая нагрузка, кг300030003000300027003740
Практический потолок, м12 50013 70013 50016 00013 20014 630
Макс. скорость, км/ч960 (1060 без подвесок)1060103014799361640
Дальность без ПТБ, км200020002500310016001851
Двигатель2 × ТРД АИ-222-252 × ТРД Honeywell/ITEC F124-GA-2001 × ТРД Rolls-Royce Adour Mk. 9512 × ТРД АИ-222-25Ф1 × ТРД Honeywell F124-GA-1001 × ТРД General Electric F404
Макс. тяга двигателя, кН2 × 24,72 × 27,81 × 29,02 × 24,7 (41,2)1 × 28,21 × 53,07 (78,7)
Произведеноболее 160497299
Заказаноболее 16057

Оценки и критика

По мнению National Interest, Як-130 — это зарекомендовавший себя учебный истребитель, который обладает боевыми возможностями и может использоваться в войне против повстанцев.

В рейтинге учебно-боевых самолётов мира издания Military Watch, Як-130 занял последнее место, уступив таким самолётам как Hongdu L-15, Guizhou JL-9 и KAI T-50. Из недостатков Як-130 названы: более низкие лётные характеристики по сравнению с конкурентами, очень низкая скорость набора высоты, посредственная манёвренность, малая эксплуатационная высота и дозвуковая скорость. При этом был отмечен высокий боевой потенциал Як-130.

Сравнивая Як-130 и Aermacchi M-346 эксперты National Interest отмечают что Як-130 проигрывает М-346 по аэродинамическим характеристикам, скорости и манёвренности, благодаря установленным на М-346 лучшим двигателям Honeywell F124-GA-200. Также эксперты указывают на более высокий успех М-346 на международном рынке.

Особенности конструкции учебно-боевой машины

Як-130 собран по обычной аэродинамической схеме — это моноплан со средним расположением крыла, двумя двигателями АИ-222–25 и традиционным расположением хвостового оперения. Прочный планер полностью выполнен из алюминиево-магнево-литиевых сплавов, разработчики отказались от композиционных материалов для лучшей ремонтопригодности машины.

Наплывы на передней кромке и винглеты на законцовках крыла вкупе с несущей конструкцией фюзеляжа придают машине совершенные аэродинамические качества необходимые для лучшей управляемости и высокой маневренности.

Предусмотрена защита от попадания посторонних предметов в воздухозаборники силовой установки: на рулении, взлёте и посадке перекрываются каналы забора воздуха, размещённые под корневыми наплывами крыла, а находящиеся сверху наплывов входы — остаются открытыми. Силовая установка Як-130 включает в себя два турбореактивных двигателя АИ-225–25 с высокими техническими показателями, кроме них самолёт располагает и ВСУ, при помощи которой осуществляется запуск основных двигателей, подаётся воздух в кабину и обеспечивается автономное электропитание на земле.

Кабина пилота

Кабина пилотов просторная с хорошим обзором, на заднем кресле находится инструктор, впереди располагается курсант. У каждого пилота выведена электронная индикация на трёх жидкокристаллических индикаторах с информацией о полёте, навигационной обстановке, работе двигателей и систем самолёта. На самолёте установлены катапультируемые кресла, обеспечивающие надёжное покидание на любой высоте и скорости.

Многофункциональные дисплеи и цифровая авионика разрешают Як-130 имитировать именно тот самолёт, к полётам на котором готовится обучаемый пилот, а способность машины к маневрированию с перегрузкой 8G и углам атаки до 400 делают её идеально подходящей для подготовки лётчиков на самолёты четвёртого и пятого поколения.

Топливные баки размещены в крыльях и корпусе машины, запас топлива позволяет выполнять полёты на дальность 2000 км без подвесных баков. Конструкция прочного шасси с одной передней и двумя основными опорами предполагает эксплуатацию самолёта с грунтовых ВПП.

Компоновка Як-130 делает возможным разместить на девяти точках подвески боевую нагрузку в различном ассортименте до 3 тыс. кг.

Як-130

Особенности конструкции учебного самолета Як-130

Важнейшее качество учебных версий Як-130 – возможность имитировать поведение абсолютного большинства боевых самолетов. Особые аэродинамические свойства обеспечивают Як-130 высокую маневренность на предельно низких скоростях, большую скороподъемность. Этот учебный самолет может точно работать по целям как в воздухе, так и на земле.

Имитация динамики и поведения самолетов обеспечивается системой КСУ-130.

Благодаря этой уникальной разработке на Як-130 отрабатываются маневры истребителей и штурмовиков:

  • российских: МиГ-29, Су-30;
  • зарубежных: F-15, F-16, F-22, «Мираж», «Хариер», JSF.

На самолете можно имитировать воздушный бой, а также работу по наземным мишеням. Функционал Як-130 дает возможность на одной машине совершать до 80% программы практики молодых пилотов. Иными словами, летчики могут получать как азы управления боевым самолетом, так и более продвинутые знания.

Но по мере профессиональной закалки, обучение становится все более приближенным к реальности, что обеспечивает хорошую подготовку. Система управления хорошо защищена от ошибочных действий в управлении. На Як-103 используется цифровые инструменты анализа действий пилотов.

Як-130 наиболее точно имитирует запуск ракет и бомб. При этом сам процесс происходит виртуально, но фиксирует все неточности и ошибки в работе пилота.

Для учебных машин характерна хорошо проработанная система катапультирования пилотов. В ходе предсерийных испытаний были случаи, когда на Як-130 отказывало управление и пилоты успешно покидали самолет.

Пилоты покидают кабины через передний фонарь. Отличительная черта Як-130 – возможность успешно и безопасно проводить катапультирование при нулевой скорости, а также на малой высоте (вплоть до нулевого уровня).

↑ Краткие технические характеристики Як-130

В замечательном романе о лётчиках защищавших небо блокадного Ленинграда автор создал мыслями главного героя такое описание истребителя И-16: «Самолёт сразу же поразил его широкой бульдожьей мордой и короткими плоскостями. “У этого цепкая хватка, это настоящая боевая машина”. Так потом и оказалось».

Если поставить в ряд использующиеся в ВКС России самолёты, то учебно-тренировочный ЯК-130 полностью подойдёт под приведённое описание. Коренастый силуэт сравнительно короткого планера дополняет высокое рулевое оперение и короткие, «мускулистые» крылья. Создававшийся в качестве летающего тренажёра, по тех. заданию, самолёт может выполнять и вполне реальные боевые задачи.

Перепрограммируемый из истребителя в штурмовик, в мирное время, ЯК-130 отлично справляется с боевым амплуа лёгкого штурмовика. На фотографиях с установленным навесным оборудованием он и вправду похож на ощетинившегося ежа, или скалящего зубы бульдога.

Требования к характеристикам аэродрома поистине спартанские – Як-130 взлетает с ВПП длинной от 500 до 1000 метров и садится на такой же отрезок. Причём взлётка может быть даже грунтовой, что становится очень интересным фактором среди тех, о которых хотелось бы упомянуть дополнительно.

  • Длина самолета – 11,49м;
  • Высота самолета – 4,76м;
  • Размах крыла – 9,72м;
  • Экипаж – 2 человека.

Производство Як-130

Серийное производство самолета планировалось проводить на заводах в Иркутске и Нижнем Новгороде. Производство на заводе «Сокол» запустили в конце 2008 г., самолет также будет создаваться на иркутском авиационном заводе (производство направлено на экспортные поставки).

Олег Демченко, президент «Иркута» 4 июня 2008 года заявил, что иркутский авиационный завод взял заказ на производство 62 учебно-боевых истребителей данной модели, которые пойдут на вооружение ВВС РФ. По его словам, «есть объемный заказ на выпуск Як-130, бюджет по которому уже подтвержден». Планируется, что первый Як-130 будут выпускать до конца 2008 г., а поставки для ВВС начнутся в 2009 году.

Серийный Як-130 совершил первый полет 19 мая 2009 года. Он входил в число заказанных самолетов для ВВС.

В газете «Коммерсантъ» 23 сентября 2011 года появилась новость, ссылавшаяся на анонимный источник, что тендер на поставку самолетов Як-130 для ВВС был признан несостоявшимся.

Корпорация «Иркут» и Министерство обороны РФ 16 ноября 2011 г. подписали контракт на поставку Як-130. До 2015 года, согласно документу, ВВС России должна получить 55 новых самолетов, которые будут направлены на подготовку военных летчиков.

Минобороны в конце января 2012 г. сообщило, что число заказанных самолетов планируется увеличить на 10 единиц.

История создания

В 70-е годы прошлого столетия основным учебным самолётом для стран социалистического лагеря была машина чехословацкого производства L-39 с двигателями из Советского Союза. Не одно поколение будущих пилотов прошло обучение на этом весьма надёжном и простом в пилотировании самолёте. Но с появлением таких самолётов, как МиГ-29 и Су-27, стало понятно, что L-39 устарел и совершенно не пригоден для подготовки лётчиков современных авиационных комплексов.

Маршал авиации Ефимов в 1990 году поставил задачу перед ОКБ им.Микояна — создать учебно-тренировочный самолёт пригодный для подготовки курсантов и переучивания пилотов на машины четвёртого и пятого поколения. Позднее в 1991 году на конкурсной основе такую задачу поставили перед всеми ведущими КБ страны, выиграли конкурс ОКБ им. Микояна и КБ А.С. Яковлева.

Як-130 в небе

В связи с распадом Советского Союза и недостатком финансирования конструкторских бюро и Министерства Обороны в 90-е годы, ОКБ А.С. Яковлева разрабатывала машину совместно с итальянской фирмой Aermacchi и в процессе определения проекта итальянцы настояли на создании не учебного, а учебно-боевого самолёта, способного нести 3 тонны вооружения.

К 1996 году были построены три самолёта демонстратора технологий Як-130Д и уже 26 апреля демонстрационная машина впервые поднялась в воздух. В 1999 году итальянцы отказались от дальнейшего сотрудничества, сосредоточившись на разработке своего самолёта М346, который взял блестящие аэродинамические качества российской машины, но оборудование получил от западных фирм.

Предсерийный экземпляр Як-130 впервые испытал в небе Герой России Р. Таскаев в 2004 году после выбора его российскими ВВС в качестве учебно-боевой машины. В строевые части Як-130 начал поступать в 2010 году. Серийный самолёт немного отличался от Як-130Д, размах крыла стал на один метр меньше и корпус короче на 41 см.

Самолёт Як-130

Кабина

Двухместная кабина Як-130 выполняется по типу тандема, то есть одно рабочее место расположено за другим. Как правило, во время учебного полета, инструктор садится сзади, а курсант спереди. Просторная и вполне удобная кабина имеет катапультируемые кресла, которые обеспечивают дополнительную уверенность экипажу на любых скоростях и при любых режимах полета.

Модель оснащается системой электронной индикации, базирующейся на трех жидкокристаллических многофункциональных цифровых индикаторах (МФЦИ) размером 15х20 см, на каждого пилота. Электромеханические приборные панели отсутствуют. В передней кабине один из индикаторов проецируется на лобовое стекло.

Як-130 – видео

https://youtube.com/watch?v=SfEb3E6Ivpg

Интерес к проекту проявила одна из старейших итальянских авиационных фирм — «Аэрмаки», которая имеет огромный опыт в создании, продаже и сопровождающей эксплуатации двух поколений учебно-тренировочных самолетов МВ-326 и МВ-329. С итальянцами заключено долгосрочное соглашение о сотрудничестве, одним из важнейших результатов которого уже явилось сближение технических требований ВВС РФ и международного рынка. Конструкторы должны были решить две основные задачи: удовлетворение потребностей отечественного заказчика и успешный выход самолета на международный рынок.

Современная аэродинамическая компоновка самолета Як-130 позволяет получить максимально приближенные характеристики полета современных самолетов. Высокомеханизированное крыло с развитыми наплывами, цельноповоротный стабилизатор и расположение воздухозаборников позволяют выполнять маневры на больших углах атаки

Это очень важно для овладения полным потенциалом боевых маневренных возможностей таких, например, самолетов, как Су-27 и МиГ-29. Дает возможность безопасно возвращаться к нормальному режиму полета при случайном выходе на большие углы на реж^ах взлета и посадки, что является довольно частой курсантской ошибкой

Совершенная аэродинамика сочетается с применением полностью дистанционной, по трем каналам четырехкратно резервируемой системы управления полетом с ограничением опасных режимов, которая не позволяет выходить за пределы разрешенных параметров полета.

Принципиально новым для УТС является предварительная репрограммированность характеристик устойчивости и управляемости — можно имитировать поведение более тяжелой машины (например, штурмовика) или легкого высокоманевренного истребителя.

Двухместная кабина летчиков Як-130 достаточно просторна, в ней установлены облегченные катапультные кресла с аппаратурой предупреждения о резерве времени для пилотов. Катапультирование возможно на нулевых высоте и скорости. Осуществляется оно, как на самолете вертикального взлета и посадки Як-141 (где и опробовано), через фонарь.
Силовая установка состоит из двух двигателей РД-35 и является модификацией серийно выпускаемого двигателя ДВ-2, разработанного по заказу российских ВВС запорожским КБ «Прогресс» и переданного для производства в Словению. В государственных интересах вернуть этот двигатель в Россию, для чего к работе по его дальнейшей модификации и производству привлечено КБ им. В.Я. Климова.

Первый полет самолета состоялся 25 апреля 1996 г. после контрольной скоростной пробежки, совершенной с защитными сетками на воздухозаборниках, пилотировал машину летчик-испытатель А. Синицын. Полет продолжался 32 минуты при достигнутой скорости 350 км/ч и высоте полета 2000 м с имитацией захода на посадку, с выпуском тормозного щитка, а также проходом на высоте 200 м над аэродромом.

Интересные исторические факты

Необходимость использования учебно-боевых авиасудов привела к вынужденному производству известных чехословацких моделей L-39 (начало 1972-го года). Спустя почти 8—9 лет специалисты летного дела пришли к выводу, что данная авиаконструкция устарела по многим параметрам, и требуются машины более современные, с улучшенным оснащением.

Руководство вооруженных сил страны поставило перед ОКБ задачу по созданию такого авиасудна и объявило конкурс на лучшее предложение. Все, что успели сделать на тот период (начало 1990-х годов), так это выбрать два варианта разработки от нескольких ОКБ. В связи с резким изменением политической обстановки в стране и распадом СССР работы были приостановлены, так как средств на реализацию проекта не было.

Немного позже созданием самолета начали заниматься отечественные авиаконструкторы вместе с заграничными партнерами в лице компании из Италии Alenia Aermacchi и представителей французского предприятия

К сожалению, и эти усилия не увенчались успехом, так как итальянцы вышли из проекта вместе с частью важной техдокументации. Как выяснилось впоследствии, именно она позволила им создать учебный авиалайнер собственного производства. Если посмотреть на фото самолета ЯК-130 и итальянского аналога, то можно найти явные сходства, хотя по оснащению есть существенные различия. Далее последовал ряд важных событий:

Если посмотреть на фото самолета ЯК-130 и итальянского аналога, то можно найти явные сходства, хотя по оснащению есть существенные различия. Далее последовал ряд важных событий:

  • свой первый полет ЯК-130 совершил только в 1996, параллельно ОКБ имени Микояна подняло в воздух свой истребитель МИГ/АТ;
  • в начале XXI века ЯК-130 был признан госкомиссией победителем соревнования среди лучших образцов учебного назначения;
  • активная эксплуатация и серийный выпуск начался с 2004 года после внесения ряда доработок и изменений.

На тот момент его окончательно признали самолетом учебно-боевого назначения. Ниже можно посмотреть технические характеристики ЯК-130:

По мнению современных авиаконструкторов, это штурмовик довольно легкий и способен выполнять одновременно несколько функций связанных с разведыванием, осуществлением борьбы радиоэлектронного характера и бомбардировкой.

Разведчик-бомбардировщик Як-2.

Як-2

В 1938г. ОКБ Яковлева получает задание на проектирование двухмоторного боевого самолета с максимально-возможной скоростью полета. В начале 1939г. на испытание выходит опытный экземпляр, показавший скорость 572км/ч.

Вас может заинтересовать — «Самолеты Лавочкина».

После прохождения ГИ самолет принимают на вооружение и организовывают серийное производство, выпустив 111 бомбардировщиков Як-2. Такое маленькое количество было обусловлено тем, что серийные самолеты не развивали скорости, которую показал опытный образец, также бомбовая нагрузка оказалась слишком маленькой для самолета такого типа.

Происшествия

В авариях на апрель 2014 года потерпели крушение три Як-130, настораживает то, что в двух лётных происшествиях причиной называют отказ системы управления.

В Рязанской области в полёте 26 июня 2006 года отказала система управления самолёта прототипа Як-130, машина разбилась, лётчики покинули самолёт, жертв нет.

Предсерийный Як-130, выполняя плановое задание 29 мая 2010 года, рухнул на взлёте, оба пилота моментально среагировали и катапультировались, причина аварии не публикуется.

Недалеко от Ахтубинска возле села Батаевка потерпел крушение Як-130, машина потеряв управление, врезалась в землю, один пилот погиб, второй успел катапультироваться. Причиной происшествия стал выход из строя системы управления.

Обладая лётными характеристиками современных и перспективных истребителей, учебно-боевой самолёт Як-130 за последние несколько лет стал эталом для машин своего класса во всем мире. Он позволяет готовить лётчиков самолётов четвёртого и пятого поколений. Серийный выпуск Як-130 налажен на Иркутском авиационном заводе. Самолёт успешно используется ВВС РФ и за рубежом.

Як-130

Технические параметры

Рассмотрим основные летные и технические характеристики Як-130.

Общие данные:

  1. Экипаж – 2 человека.
  2. Габариты: длина – 11,493 м, высота – 4,643 м, размах крыльев – 9,84 м.
  3. Масса пустого самолета – 4,6 т.
  4. Взлетная масса: нормальная – 7,7 т, максимальная – 10,29 т.
  5. Тяга мотора – 2500 кгс.
  6. Цена – 7,7 млн долларов.
  7. Ресурс – 10 000 часов.

Летные данные:

  1. Максимальная скорость – 1050 км/ч.
  2. Практический потолок – 12,5 км.
  3. Скороподъемность – 12,5 км за 4 минуты и 49 секунд.
  4. Длина разбега/пробега – 510-940/610-880 м.
  5. Скорость сваливания – 160-180 км/ч.

Вооружение:

  1. Боевая нагрузка – 3 т.
  2. Управляемые ракеты Р-73 – 2-4 шт.
  3. Неуправляемые ракеты С-8, С-13 или С-25ОФМ – 2-4 шт.
  4. Корректируемые и простые авиационные бомбы весом до 500 кг – 2-4 шт.

Из истории Иркутского авиазавода

В 2006 году совместным решением Министерства обороны и Министерства промышленности и экономики РФ иркутскому авиазаводу было поручено производство самолёта поколения четыре плюс Як-130.

В декабре 2009 года были успешно завершены Государственные испытания опытного Як-130 с вооружением.

17 июля 2009 года на Иркутском авиазаводе из цеха окончательной сборки в летно-испытательное подразделение был передан первый серийный учебно-боевой Як-130.

21 августа 2009 года состоялся первый полет серийного Як-130. Начато серийное производство на ИАЗ.

С 2011 года ведется экспортная поставка самолетов Як-130 в Алжир.

В октябре 2012 года начата поставка самолетов ВВС России. В рамках Гособоронзаказа 2012 г. завод выпустил и передал авиационным частям России 15 Як-130. Контрактом между Министерством обороны России и ОАО “Корпорация “Иркут” в период до 2015 года предусмотрена поставка ВВС России 55 самолетов Як-130.

В феврале 2013 года научная корпорация “Иркут” начала создание высокотехнологичного штурмовика на базе учебно-боевого Як-130 в связи со стабильно высоким спросом в России и за рубежом на легкие штурмовики.

Конструкция и задачи Як-130

Конструкция Як-130 получилась настолько удачной, что он способен выполнять задачи не только учебного самолета (для чего изначально и задумывался), но в той же мере и штурмовика (используется в регулярных частях). Кроме того, он может выполнять задачи истребителя, машины радиоэлектронной борьбы – в качестве создателя помех для самолетов и кораблей противника.

Вполне возможно, что он будет широко использоваться в будущей армии России и стран-союзников.

Конструктивно Як-130 представляет собой моноплан, в середине которого расположено крыло стреловидной формы. Крылья, в массовых версиях, получили возможность размещать дополнительное вооружение (ракеты типа «воздух-воздух») или средства радиолокационной борьбы.

Достаточно большое место в носовой части занимает остекленная кабина экипажа. Она рассчитана на двух пилотов. Приборные панели для каждого из них оснащены жидкокристаллическими дисплеями.

Для имитации полета любого истребителя на лобовое стекло может выводиться информация в виде коллиматорной индикации. Еще одна особенность, которая чаще всего характерна для учебной авиации – место второго пилота находится выше, что позволяет увеличить угол обзора (чаще всего там находится инструктор).

На Як-130 ставятся два двигателя Аи-222-25. Но они в перспективе будут меняться на другие из-за разрыва связей с Украиной, где они выпускались. По уровню тяги эти силовые установки не превышают показатели зарубежных аналогов, а даже существенно им уступают на данный момент времени.

Шасси стандартное, на трех опорах. Ключевая особенность – возможность садиться на грунтовых аэродромах. Баки разместили в крыле и фюзеляже самолета. Есть возможность увеличить дальность полета за счет установки подвесных баков на крыльях.В носовой части фюзеляжа располагается РЛС.

Самолет делается полностью из алюминия, а не композитных материалов. Данный выбор продиктован решением разработчиков упростить ремонт машин. Кстати, итальянский брат самолета использует в производстве современные композитные материалы, что делает его дороже более чем в два раза. Обслуживание итальянского M-346 тоже обходится существенно дороже.

Сравнение с конкурентами

Главным конкурентом стал итальянский учебный M-346, выпущенный компанией, которая сотрудничала с ОКБ имени Яковлева при разработке Як-130. Оба производителя имели одну основу, из-за чего самолеты оказались очень схожими. Италия представила свой M-346 в 2008 году. Он отличался от российского сниженной на 700 кг массой, что повышало его летные качества.

Также конструкторы изменили форму его носовой части и установили оборудование для дозаправки в воздухе. Работает их самолет на двух двигателях F124-GA-200, выдающих по 2835 кгс. По скоростным показателям машины практически идентичны. Но скорость 1060 км/ч достигается M-346 даже при полной боевой нагрузке, а Як способен развить ее только будучи пустым.

Самолет предназначен для обучения летчиков истребителей J-10 и J-11. Так как сверхзвук требует установку двигателей с форсажной камерой, задняя часть L-15 значительно отличается от исполнения Як-130. На самолете также размещаются пушка калибра 23 мм и цифровая ЭДСУ. Он может достигать скорости 1715 км/ч, что недостижимо для российского или итальянского аналога.

Он превосходит их также по практическому потолку. Но радиус применения у него меньше – 550 км против 680 км. При этом он обходится намного дороже.

Также конкуренцию могут составить самолеты BAE Hawk T2 британского производства, чешские Aero L-159 и корейские KAI T-50. Первые два во многом схожи с Як-130 и превосходят его только в дальности полета без дополнительных баков. Последний же относится к сверхзвуковым и может разгоняться до 1640 км/ч. Он способен продемонстрировать больше возможностей, но по части маневренности уступает российскому самолету.

Тактико-технические характеристики Як-130

– Главный конструктор: К. Ф. Попович- Первый полёт: 25 апреля 1996 года- Годы производства: с 2009 года- Единиц произведено: более 130 (на 2017 год)

Стоимость Як-130

~ $15 млн (экспорт), $7.5 млн (для ВВС РФ)

Экипаж Як-130

– 1 или 2 человека

Размеры Як-130

– Длина: 11,493 м- Размах крыла: 9,84 м- Высота: 4,643 м

Вес Як-130

– Масса пустого: 4600 кг- Нормальная взлётная масса: 7700 кг- Максимальная взлётная масса: 10 290 кг- Силовая установка: 2 × ТРДД АИ-222-25- Тяга: 2 × 2500 кгс- Тяговооружённость: 0,8

Скорость Як-130

– Максимальная скорость: 1050 км/ч- Скорость сваливания: 160—180 км/ч

Практический потолок Як-130

– 12 500 м (ограничение по кислородной системе)

Скорость взлета Як-130

– 4 мин. 49 сек. — 12500 м- Длина разбега: 510—940 м- Длина пробега: 610—880 м

Вооружение Як-130

– Боевая нагрузка: 3000 кг- Управляемые ракеты: класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-73, — 2-4 шт. (5, 6, 7, 8 точки подвески).- Неуправляемые ракеты: блоки Б8М-1 с неуправляемыми ракетами С-8, блоки Б-13Л с неуправляемыми ракетами С-13, – неуправляемые ракеты С-25ОФМ, – 2-4 шт. (1, 2, 3, 4 точки подвески).- Бомбы: корректируемые и обычные авиационные бомбы калибром до 500 кг, 2-4 шт. (1, 2, 3, 4 точки подвески).

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий