Планирование миссии
Планирование миссии Global Hawk было разработано GDE Systems Inc (теперь BAE Systems, Electronics & Integrated Solutions). Наземная станция управления полетами Raytheon Intelligence & Information Systems включает в себя укрытие размером 8 футов (244 см) × 8 футов (244 см) × 24 фута (732 см), в котором размещаются компьютеры связи, управления и контроля, планирования миссии и обработки изображений с четырьмя рабочими станциями для персонала управления полетами и офицеров. Центр управления полетами имеет восходящие и нисходящие каналы связи с БПЛА Global Hawk напрямую, а также через спутник Ku и спутниковые системы УВЧ.
Беспилотник-разведчик нового поколения RQ-4B
Компания Northrop Grumman разработала следующее поколение RQ-4B с увеличенной на 50% полезной нагрузкой, большим размахом крыла (39,9 метров) и более длинным фюзеляжем (14,51 метра), а также новым генератором, обеспечивающим на 150% большую электрическую мощность. Первоначально были заказаны три летательных аппарата RQ-4B, а еще пять – в ноябре 2005 года. Первый БПЛА нового поколения Global Hawk совершил первый полет в апреле 2007 года, а доставлен ВВС США, уже в июне 2008 года.Global Hawk с многоплатформенной программой внедрения радиолокационных технологий (MP-RTIP) был выбран НАТО для программы наземного наблюдения (AGS) альянса. Первоначальное предложение включало пилотируемые и беспилотные элементы, но в сентябре 2007 года Североатлантический союз решил продолжить программу только БПЛА. Производство первого самолета НАТО AGS Global Hawk началось в 2013 году, и первый из пяти самолетов совершил успешный полет. в ноябре 2019 года.Global Hawk, оснащенный MP-RTIP, совершил свой первый полный системный полет в июле 2011 года.Силы обороны Австралии планируют закупить эскадрилью БПЛАGlobal Hawk для замены нескольких морских патрульных самолетов P-3C Orion.
Управление полетом и навигацией
Управление полетом беспилотника, программное обеспечение управления воздушным судном и навигационные функции управляются двумя интегрированными компьютерами управления полетом (IMMC), разработанными Vista Controls Corporation, Калифорния. IMMC интегрирует данные навигационной системы и использует алгоритмы фильтрации Калмана*.
*Фи́льтрКа́лмана — эффективный рекурсивный фильтр, оценивающий вектор состояния динамической системы, используя ряд неполных и зашумленных измерений.Основная система навигации и управления состоит из двух систем KN-4072 INS/GPS (инерциальная навигационная система/система глобального позиционирования), поставляемых Kearfott Guidance & Navigation Corporation из Уэйна, Нью-Джерси.
KN-4072 включает в себя монолитный кольцевой лазерный гироскоп (MRLG), который работает в сочетании со встроенным дифференциальным GPS-приемником с C/A-кодом для улучшения навигационных характеристик и более быстрого захвата спутников. На полезной нагрузке IR/TV/SAR установлена навигационная система Northrop Grumman (Litton).
Технические харрактеристики
Экипаж: 0 человек на борту (3 удаленных: пилот элемента запуска и восстановления (LRE); пилот элемента управления полетом (MCE) и оператор датчика)Вместимость: 3000 фунтов (1360 кг)Длина: 47 футов 7 дюймов (14,5 м)Размах крыла: 130,9 футов (39,9 м)Высота: 15,3 фута (4,7 м)Вес пустого: 14 950 фунтов (6 781 кг)Полная масса: 32 250 фунтов (14 628 кг)Силовая установка: 1 турбовентиляторный двигатель Rolls-Royce F137-RR-100, тяга 7600 фунтов силы (34 кН).Максимальная скорость: 391 миль/ч (629 км/ч, 340 узлов)Крейсерская скорость: 357 миль/ч (570 км/ч, 310 узлов)Дальность: 14 200 миль (22 800 км, 12 300 миль)Время полета: 34+ часаПрактический потолок: 60 000 футов (18 000 м)
Характеристики многих БПЛА — военная тайна
Достоверно известно только о тех БПЛА, испытания которых проводились официально. Информация о других засекречена. Как на самом деле показывают себя в воздухе секретные машины, пока никто, кроме самих разработчиков, не знает.
К примеру, Китай не ведет сейчас никаких вялотекущих или гибридных войн и не демонстрирует свои возможности в этой сфере, однако в будущем он способен серьезно изменить характер боевых действий. Пока же об истинных успехах большинства китайских БПЛА можно судить только по данным разведки или на примере тех немногих моделей, которые поставляются на экспорт. По опубликованным параметрам, китайские дроны — идеальные машины. Правда, как и многое в Китае, они созданы «по мотивам» западных разработок.
Китайский БПЛА CH-4
В частности, на экспорт поставляются дешевые аналоги американских MQ-1 Predator MQ-9 Reaper — разведывательно-ударные CH-4. При цене вдвое ниже американских прототипов покупателями CH-4A/B стали Алжир, Иордания, Ирак, Пакистан, Туркменистан, Мьянма, ОАЭ и Саудовская Аравия.
Что еще может предложить Россия?
По последним данным, с 2012 года в российскую армию на вооружение принято 900 беспилотников. В основном это разведчики, корректировщики огня, перехватчики различных сигналов противника. В 2021 году российские военные получат сразу семь первых отечественных беспилотных авиационных комплексов «Орион» (он же «Иноходец») разведывательно-ударного назначения.
«Орион» — средневысотный беспилотник большой продолжительности полета. Размах крыльев — 16 м, длина — 8 м, взлетная масса — 1 т. Крейсерская скорость заявлена на уровне 120 км/ч, максимальная же скорость неизвестна. Аппарат способен работать на высотах до 7,5 км. Максимальное время полета — 24 часа.
Беспилотник может нести управляемые ракеты и авиабомбы нескольких типов. Специально для него изготовлены боеприпасы малых калибров, чтобы «Орион» мог поднять груз в воздух.
В апреле 2021 года на авиабазе ВВС США впервые провели запуск беспилотника Kratos UTAP-22 с помощью искусственного интеллекта. Система Skyborg подняла аппарат, управляла им и посадила. До сих пор, когда речь шла о боевых дронах, имелось в виду противостояние людей. Весной 2021 года, возможно, началась другая история — о противостоянии машин.
Запуск беспилотника Kratos UTAP-22 с «компьютерным мозгом» на борту
(Фото: ВВС США)
History of ADCOM Systems United 40
In the military-focused drone space, the Gulf states of the United Arab Emirates (UAE) are entering with their ambitious ADCOM Systems United 40 unmanned aerial vehicle (UAV). United 40 is currently envisioned as an intelligence gathering, reconnaissance and communications relay platform capable of supporting a variety of operations including special forces, regular armed forces and humanitarian relief efforts.
It is conceivable that the system will also evolve along a more direct combat platform route, capable of carrying ammunition into combat and self-targeting – currently four featured underwing hardpoints will be used to carry mission pods (100kg per station) wear. Total payload capacity (including interior) is said to be 2,200 pounds.
Perhaps the most unique physical feature of the United 40 is its serpentine hull, which curves down behind the front to create a prominent valley. The tail is then raised slightly to complete the shape, installing a vertical tail without the tail. At the very end of the design, a three-bladed propeller blade can be seen, arranged in a “propeller” configuration. The air intakes are also located on the rearmost sides of the fuselage. The main wing unit of the Joint 40 is also of particular importance as there are two single main aircraft – one at the front and the other at the rear.
Viewed from the side, the front is taller than the rear, and both have a low-aspect-ratio design similar to a glider. Dimensionally, the United 40 measures 11 meters in length, with a wingspan of 20 meters and a height of 4.4 meters.
The undercarriage is a retractable tricycle arrangement that confines the United 40’s operation to a ready escape. The vehicle has an empty weight of 1,150 pounds and a maximum takeoff weight of 3,300 pounds.
For now, the United 40 will be powered by a twin-engine unit, the main engine unit being a conventional unit rated at 115 hp. This will be combined with an electrical system up to 80 hp.
All told, the United 40 is said to have a speed of between 75 and 200 km/h – a range based on available marketing materials from ADCOM Systems. In addition, its service ceiling is expected to reach approximately 7,000 meters (23,000 feet), while mission durations are expected to reach approximately 120 hours of continuous operation.
United 40 also known as Yabhon Smart Eye 2.
Особенности камер и принцип работы
К функциональным характеристикам камеры фиксации «Скат» относятся:
- Повсеместный контроль с фотофиксацией всего транспорта.
- Фотоматериалы отличаются высокой доказательностью.
- Регистрационные знаки различных стран распознаются автоматически.
- Возможность видеотрансляции контролируемой зоны в режиме реального времени.
- Сбор статистики.
- Мониторинг на расстоянии.
- FTP- и MySQL-серверы.
- Информация выгружается на внешний носитель.
- Встроен модуль охраны.
- Невысокий уровень энергопотребления.
- Классификация транспортных средств.
- Наличие системы диагностики.
Подробно о радаре «Стрелка» мы рассказывали в этой статье.
Размеры аппарата составляют 21 см в длину, 25 см в ширину и 35 в высоту. Масса не более 8 кг. Срок службы камеры — 6 лет, средняя наработка на отказ — 35 тыс. Исправно работать аппарат может при температуре окружающего воздуха от -40 до +50 °С.
Различаются 3 вида комплекса:
- стационарный с внешним питанием «Скат-с» (устанавливается на опоре сбоку либо сверху относительно участка, подлежащего контролю);
- стационарный с автономным питанием (размещается в защитном кожухе на опоре аналогично предыдущему);
- передвижной «Скат-п» (предусматривает установку на обочине на треногу).
Данное устройство также является камерой для контроля скорости.
Принцип работы радарного комплекса довольно прост: скорость и факт нарушения определяются по фотоснимкам с помощью несложных математических вычислений. Система дважды фотографирует одно и то же транспортное средство. Между точками фиксации определяется расстояние и время, которое было затрачено на его преодоление. Затем вычисляется скорость движения путем деления расстояния на время, и, если она превышает установленную, данные пересылаются в ГИБДД для формирования штрафа. Но некоторые водители используют глушилки против камер ГИБДД.
Потери БПЛА
29 марта 1999 г .: ВВС США RQ-4A 95-2002 разбился в военно-морском центре вооружений Чайна-Лейк.30 декабря 2001 г .: RQ-4A 98-2005 ВВС США разбился при возвращении на авиабазу Аль-Дафра, ОАЭ.10 июля 2002 г .: ВВС США RQ-4A 98-2004 разбился недалеко от Шамси, Пакистан, из-за отказа двигателя.21 августа 2011 г .: EQ-4B ВВС США потерпел крушение к юго-востоку от Джелалабада, Афганистан.11 июня 2012 г .: USN RQ-4A, предназначенный для программы BAMS ВМФ, потерпел крушение возле военно-морской авиабазы Патаксент-Ривер, штат Мэриленд, США.21 июня 2017 г .: RQ-4B ВВС США разбился недалеко от Лоун-Пайн, Калифорния, США.26 июня 2018 г .: RQ-4B ВВС США потерпел крушение в море у военно-морской базы Рота, Испания.Август 2021 г .: RQ-4B ВВС США разбился возле базы ВВС Гранд-Форкс, Северная Дакота, США.
Возможности беспилотной разведки
Global Hawk может выполнять разведывательные задачи во всех видах операций. Дальность действия 14 000 морских миль и 42-часовая автономность летательного аппарата в сочетании со спутниковыми каналами связи и линиями прямой видимости с наземными войсками позволяют использовать систему во всем мире.«Global Hawk — это высотная, долговечная беспилотная система воздушной разведки».Сенсоры с высоким разрешением, в том числе электронно-оптические системы видимого и инфракрасного диапазона и радар с синтезированной апертурой, будут вести наблюдение на площади 40 000 квадратных миль на высоте 65 000 футов за 24 часа.Шесть демонстрационных машин Global Hawk были развернуты в поддержку операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане с 2002 года и операции «Иракская свобода» с 2003 года, налетав более 4300 часов.Два бывших демонстрационных корабля Global Hawk ВВС США были переданы в Исследовательский центр Драйдена НАСА на авиабазе Эдвардс в Калифорнии в январе 2008 года для использования в качестве бортовых научных исследовательских платформ.
Новый разведывательно-ударный БПЛА НОАК «Птеродактиль-10»
По данным китайских источников, с 1 ноября 2020 г. на вооружение подразделений беспилотной авиации ВВС НОАК приняты высотные разведывательно-ударные беспилотные летательные аппараты «Птеродактиль-10» (Wingloong-10), которые на выставках в г.Чжухай фигурировали под обозначением «Облачная тень». Данный БПЛА разработан конструкторами Чэндусской авиапромышленной корпорации (Sichuan province, Chengdu city).
Разведывательно-ударный БПЛА «Птеродактиль-10» (Wingloong-10)
Представляется возможным указать следующие ТТХ:
- длина: 9,05 м;
- размах крыльев 17,8 м;
- максимальная взлетная масса: 3000 кг;
- максимальная масса топлива: 1000 кг;
- максимальная масса боевой нагрузки: 400 кг;
- максимальная продолжительность полета: 6 часов;
- максимальная скорость: 620 (670) км/ч;
- максимальная дальность полета: 3600 (4000) км;
- радиус боевого патрулирования 1000 км;
- практический потолок: 14000 (14500) м;
- максимальная дальность действия системы радиосвязи с наземным пунктом управления: 290 км.
Рассматриваемый БПЛА НОАК изготовлен с применением двух типов углеволокна M70J и T1000, которые обуславливают малую массу фюзеляжа и его высокие прочностные характеристики. Кроме композитных материалов китайские конструкторы применили специальное лакокрасочное покрытие, которое снижает оптическую и радиолокационную заметность
Необходимо обратить внимание, что воздухозаборник S-образного профиля расположен на верхней плоскости фюзеляжа, что исключает радиолокационное засвечивание лопаток вентилятора двигателя. Также для снижения радиолокационной заметности хвостовое оперение выполнено в форме буквы «V»
В целях увеличения дальности и продолжительность полета БПЛА «Птеродактль-10» могут быть оснащены двумя дополнительными топливными баками.
V-образное хвостовое оперение и сопло БПЛА «Птеродактль-10»
Указанная дальность полета обеспечена за счет применения двух турбовентиляторных двигателей (turbofan engine WP-11C, 10KN power) модели WP-11C (тяга около 1000 кгс/см.кв), которые отличаются высокой топливной экономичностью при полетах на малых высотах. Китайские источники указывают, что данные двигатели обеспечивают возможность полета на высотах до 17800 м, т.е. БПЛА «Птеродактиль-10» (Wingloong-10) может выполнять полет вне зоны поражения большого количества средств ПВО. Следует отметить, что двигатель WP-11C (обозначение гражданской версии – ZF-850) отличается небольшим ресурсом – межремонтный интервал составляет 150 часов.
Специалисты 31 научно-исследовательского отдела 3 НИИ Китайской аэрокосмической научно-промышленной корпорации работают над целой серией двигателей WP-11 (WP-11D, WP-11F) в сотрудничестве с Пекинским аэрокосмическим университетом и НИИ проектирования физических процессов горения Академии Наук КНР. Для совершенствования конструкции данного двигателя китайским специалистам необходимо содействие сотрудников КНААПО (Комсольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А.Гагарина).
Авиационные средства поражения БПЛА “Птеродактиль-10”
Под крыльями БПЛА «Птеродактиль-10 (Wingloong-10) на четырех внешних точках подвески можно разместить до 6 единиц вооружения за счет применения специальных сдвоенных кронштейнов. В номенклатуру авиационных средств поражения входят компактные противокорабельные ракеты «Инцзи-9Е»; противотанковые управляемые ракеты AR-1, AR-2, а также «Синяя стрела-21»; авиационные оперенные корректируемые (по лазерному лучу) осколочно-фугасные бомбы GB100 и GB50. Дальность пуска указанных видов вооружения варьируется от 60 до 88 км в зависимости от модели.
Кроме выполнения ударных задач БПЛА НОАК «Птеродактиль-10» (Wingloong-10) может вести оптико-электронную и радиотехническую (радиолокационная, в радиусе 200 км) разведку, а также обеспечивает наведение для батарей и дивизионов РСЗО. Достоверно известно, что для наблюдения за обстановкой по курсу полета БПЛА оснащен многорежимной телевизионной камерой высокого разрешения (встроена в переднюю часть фюзеляжа), а также оптико-электронной системой разведки и наведения, которая размещена в поворотном полусферическом корпусе. Максимальная высота полета при ведении оптической разведки составляет 10000 м.
БПЛА«Птеродактиль-10» (Wingloong-10) позволяет выполнять перехват данных на каналах радиосвязи противника в радиусе до 400 км.
Датчики
Raytheon Space & Airborne Systems поставляет комплект интегрированных датчиков (ISS)Global Hawk, который включает в себя радар с синтезированной апертурой, электрооптическую и инфракрасную сенсорную систему третьего поколения.10-дюймовый телескоп-рефлектор обеспечивает общую оптику для инфракрасных и электрооптических датчиков. Электрооптический/инфракрасный датчик работает в видимом диапазоне волн от 0,4 до 0,8 микрон и в инфракрасном диапазоне от 3,6 до 5 микрон. В режиме точечного сбора охват составляет 1900 точек в день с размером пятна 2 км² с геологической точностью 20-метровой круговой ошибки вероятности. В режиме глобального поиска полоса обзора составляет 10 км, а охват составляет 40 000 квадратных миль в день.Радар с синтезированной апертурой и индикатор движущихся целей (GMTI – Ground Moving Target Indication) работает в X-диапазоне с полосой пропускания 600 МГц и пиковой мощностью 3,5 кВт. Система может получать изображения с разрешением 3 фута в режиме поиска по широкой области и разрешением 1 фут в точечном режиме.Raytheon* заключила контракт на поставку одного усовершенствованного комплекта интегрированных датчиков (EISS), который, как утверждается, увеличивает дальность действия как SAR, так и инфракрасной системы на 50%.
*Raytheon – Американская военно-промышленная компания, один из крупнейших поставщиков вооружения и военной техники для вооружённых сил США, экспортирует вооружение в другие страны. В апреле 2020 года объединилась с United Technologies, образовав Raytheon Technologies.Наземная станция Raytheon получает высококачественные изображения, полученные с помощью комплекта датчиков летательного аппарата. Наземная система передает изображения военным командирам и пользователям в полевых условиях.Northrop Grumman была генеральным подрядчиком, а Raytheon – основным субподрядчиком программы ВВС США по внедрению много-платформенных радиолокационных технологий (MP-RTIP – Multi-Platform Radar Technology Insertion Program). MP-RTIP — это радар с активной решеткой с электронным сканированием (AESA – Active Electronically Scanned Array), размер которого можно масштабировать для разных платформ.Три системы MP-RTIP были построены для Global Hawk и три для много-сенсорного самолета управления и контроля E-10A(MC2A)*.
*Northrop Grumman E-10 MC2A планировался как многоцелевой военный самолёт на замену построенным на базе Boeing 707 самолётам E-3 Sentry, Boeing E-8 JSTARS и RC-135 Rivet Joint, состоящим на вооружении ВВС США. Самолёт планировалось строить на базе пассажирского авиалайнера Boeing 767-400ER.
В январе 2006 года новый Бюджет ВВС США предусматривал значительный пересмотр программы E-10 и отмену программы разработки и демонстрации SDD. Было оставлено лишь финансирование и тестирование одного прототипа; программа получила наименование E-10ATechnology Development Program (TDP). Программа предусматривала лётные испытания радиолокационного оборудования и системы защиты от крылатых ракет. Сокращение финансирования проекта стало частью более широкой программы реорганизации ВВС, которая, помимо прочего, предусматривает снятие с вооружения самолётов Boeing E-4, F-117 и значительной части B-52.
Прототип E-10 (Boeing 767-400ER) некоторое время хранился на стоянке в г. Эверетт на заводе Boeing, а затем в январе 2009 был продан в Бахрейн для переоборудования в VIP-вариант.В январе 2006 года Global Hawk совершил свой первый полет с блоком конфигурации системы высокочастотного диапазона (HBS PCU – High Band Production Configuration Unit) компании Northrop Grumman, который является частью полезной нагрузки бортовой радиотехнической разведки ВВС США.В ноябре 2003 года Global Hawk завершил серию летных испытаний в США и Германии с полезной нагрузкой электронной разведки (ELINT – Electronic Intelligence) EADS (EuropeanAeronauticDefence and SpaceCompany). Euro Hawk был предложен ВВС Германии в качестве замены платформы SIGINT – Signals intelligence.В феврале 2007 года ВВС Германии заключили контракт с Eurohawk GmbH (совместное предприятие, созданное Northrop Grumman и EADS) на разработку Euro Hawk.В 2016 году Northrop заключила с Raytheon контракт на сумму 104 миллиона долларов на модернизацию наземного управления БПЛА Global Hawk ВВС США.
Беспилотники или истребители?
В кабине БПЛА никого нет, оператор управляет машиной из наземного центра, находясь в десятках, сотнях и даже тысячах километров от самого беспилотника. В этом основное преимущество БПЛА перед самолетом с летчиком.
Основные преимущества беспилотников
- Пилот не рискует жизнью, он не погибнет и не попадет в плен. Государство не будет вызволять своего гражданина из неволи, что по политическим причинам может быть сложно и не всегда реально;
- Терять беспилотники не так жалко, как истребители. Они дешевле реального истребителя почти в 20 раз: $5-6 млн против $100 млн за навороченный американский F-35. Сюда же нужно добавить стоимость подготовки высококлассного летчика. В России подготовка пилота военного самолета обходится в $3,4-7,8 млн и занимает 7-12 лет. Тогда как за навыки оператора беспилотника государство платит $200 тыс. и учится он год;
- Экономия сил и топлива. Находиться в воздухе средневысотный БПЛА может очень долго — больше суток. Беспилотники с турбореактивным двигателем при скорости меньше 200 км/ч потребляют относительно мало топлива. Они добираются до нужного места дольше, чем истребитель, но разведывают все более обстоятельно, чем он.
Однако некоторые военные эксперты уверены, что час беспилотников еще не пробил и БПЛА эффективны лишь против стран, у которых практически отсутствует ВВС и ПВО, либо существующие системы обнаружения давно устарели.
Основные недостатки беспилотников
- БПЛА не могут самостоятельно принимать решения, они полностью зависят от человека. Причем оператор может просто не увидеть грозящую дрону опасность. Он получает картинку с камеры на носу устройства или под фюзеляжем, что ограничивает радиус обзора. Живой пилот же судит об опасности лично и моментально среагирует;
- БПЛА не такие прочные и маневренные, как истребители. Часто вместо металлов используются композитные материалы, которые умеют поглощать лучи РЛС, чтобы беспилотник был максимально незаметным для систем ПВО;
- Не всякий беспилотник может поднять тяжелый груз. На большинство моделей не повесить, к примеру, мощные авиабомбы;
- К минусам беспилотников относят также слабую автоматизацию, неавтономность и низкую скорость. Попасть в медленную мишень куда проще, чем в скоростную. Препятствием к полету может стать даже плохая погода.
Строительство воздушных транспортных средств
Крылья и оперение самолета изготовлены из композитного графита. V-образная конфигурация хвостового оперения, разработанная Aurora Flight Sciences, обеспечивает низкую радиолокационную и инфракрасную заметность. Крылья, построенные Vought Aircraft Industries, имеют размах 116,2 фута (35,42 метра), с жесткими точками для внешних гондол до 1000 фунтов (450 кг) каждая.Vought и ATK изготавливают усовершенствованное крыло, одно из ряда системных усовершенствований, позволяющих Global Hawk нести увеличенную полезную нагрузку.
Алюминиевый фюзеляж содержит герметичные отсеки полезной нагрузки и авионики. Honeywell Aerospace, Торранс, Калифорния, поставила системы контроля микроклимата.
Шасси поставлено компанией Heroux Inc. из Квебека, Канада. Носовая опора, которая является производной от конструкции F-5, регулируется по высоте в соответствии с характеристиками взлетно-посадочной полосы. Шасси автоматически убирается на высоте 4000 футов. (1200 метров)Global Hawk оснащен турбовентиляторным двигателем AE 3007H, поставляемым Rolls-Royce North America. Двигатель установлен на верхней поверхности хвостовой части фюзеляжа с выхлопом двигателя между V-образными хвостовыми крыльями. Компания Smiths Aerospace предоставила новую систему электрогенератора, позволяющую более чем удвоить электроэнергию.