VIP-авиация
За границей такой вид давно уже занял лидирующие позиции и обладает высокой подачей сервиса. В России он определяется как деловой и только начал набирать скорость в своем развитии. К этой же категории относят и бизнес-авиацию. Обычно под таким видом понимают использование малогабаритных самолетов в частном порядке.
Самым популярным бортом на данный момент остается Gulfstream G500. Такие воздушные суда чаще всего находятся в частном владении одного хозяина либо снимаются в аренду у определенных компаний, занимающихся предоставлением исключительно VIP-сервиса. Самолет заказывается с персоналом в виде пилотирующего состава и обслуживающего проводника. Все нюансы обговариваются непосредственно с заказчиком (включая обстановку салона).
История и перспективы проекта[править]
Проектирование самолёта началось в первой половине 1990-х годов. Первоначально самолёт был представлен в качестве пассажирского. Было создано АО «Ил-Башкирия» для финансирования подготовки производства самолёта. Финансирование программы Ил-112 должно было проводиться от выручки от продажи башкирской нефти. Серийное производство Ил-112 планировалось организовать на Кумертауском АПО с 1994 года (с частичным его перепрофилированием за счёт снижения мощностей, задействованных на производстве вертолётов «Ка»). Но эти планы не были реализованы. Впоследствии было принято решение о развертывании серийного производства Ил-112 в Воронежском акционерном самолётостроительном обществе.
Макет машины и эскизный проект были предъявлены Министерству обороны ещё в декабре 2004 года, а в мае 2005 года командующий 61-й воздушной армией генерал-лейтенант Виктор Денисов сообщил СМИ, что первый Ил-112 поднимется в воздух уже в 2006 году, а в 2007 году будет выпущена установочная партия. Однако в дальнейшем реализация проекта замедлилась.
Самолёт поначалу разрабатывался на деньги конструкторского бюро (АК им. С. В. Ильюшина), затем проект был учтен в плане гособоронзаказа и программе вооружения до 2015 года. Руководство авиазавода в Воронеже (ВАСО) сообщало, что до конца 2010 года будет собран опытный образец, а в 2011 году — организован серийный выпуск.
Однако в августе 2010 года генеральный заказчик самолёта — Минобороны РФ — приостановил финансирование и предложил разработчикам (АК им. С. В. Ильюшина) изыскать внебюджетные средства на создание четырёх опытных образцов; работы приостановлены на стадии подготовки производства — построены стапели и оснастка. Для сборки четырёх первых самолётов необходимо около 800 миллионов рублей.
Всего ВАСО должно собрать четыре опытных образца, два из них — лётных. В перспективе планируется довести темп производства до 18 таких самолётов в год.
В мае 2011 года Министерство обороны России приняло решение отказаться от военно-транспортной версии Ил-112 и приобрести 7 самолётов Ан-140 грузовой модификации.
20 июля 2011 года сборка первого образца легкого военно-транспортного самолета Ил-112В на ВАСО была остановлена.
10 января 2013 года стало известно, что Главкомат Военно-воздушных сил (ВВС) России в конце декабря представил министру обороны Сергею Шойгу обоснование для возобновления проекта Ил-112. 24 июня стало известно, что Ил-112 рассматривается как замена Ан-26, а 26 июня — что ОКБ Ильюшина направил в ОАО «Климов» заявку на создание нового турбовинтового двигателя. В августе 2013 года генеральный конструктор ОАО «Ил» Виктор Ливанов подтвердил, со ссылкой на источник в Министерстве Обороны, что работы по этому самолету возобновлены и к 2018 году Россия должна получить два первых экземпляра.
23 декабря 2014 года пресс-служба ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» сообщила про заключение контракта с Министерством обороны РФ на разработку военно-транспортного самолета Ил-112В.
В декабре 2015 года было озвучено, что ПАО «ВАСО» планирует модернизировать свои цеха для предстоящей сборки Ил-112В на общую сумму более чем 1,3 млрд руб. В ближайшее время на предприятии планируется изготовить первый опытный Ил-112В, а начало испытаний запланирована на 2017 год. Старт серийного производства — на 2019 год.
Январь 2016 года, на АО «Авиастар-СП» ведется конструкторско-технологическая проработка и подготовка производства. Завод уже приступил к изготовлению первых деталей. Согласно установленным срокам, комплекты агрегатов на два опытных самолета (летный и ресурсный) должны быть поставлены в этом году. В 2017 году планируется передать первый лётный образец Ил-112В на первый этап государственных совместных испытаний.
Боевая техника российской авиации
Самолёты дальней и стратегической авиации
Один из ярких представителей дальней авиации является Ту-160, носящий ласковое имя «Белый лебедь». Эта машина выпущена во времена Советского Союза, развивает сверхзвуковую скорость и имеет крыло изменяемой стреловидности. Ту-160 по замыслу разработчиков способен на сверхмалой высоте преодолеть ПВО противника и нанести ядерный удар. В российских ВВС всего 16 таких самолётов и стоит вопрос – сумеет ли наша промышленность наладить производство таких машин?
Ту-95 Медведь
Самолёт Ту-95 КБ Туполева впервые поднялся в воздух ещё при жизни Сталина и с тех пор находится в строю. Четыре турбовинтовых двигателя позволяют выполнять дальние перелёты вдоль всей границы нашей страны. Прозвище «Медведь» заслужил из-за басовитого звука этих моторов, способен нести крылатые ракеты и ядерные бомбы. В ВВС России осталось в строю 30 этих машин.
Стратегический ракетоносец Ту-22М дальнего действия с экономичными двигателями способен совершать полёты на сверхзвуке, оснащён крылом изменяемой стреловидности, выпуск этих самолётов был налажен ещё в прошлом столетии в 60-х годах. Находятся в строю 50 машин, сотня самолётов Ту-22М законсервированы.
Самолёты истребители
Фронтовой истребитель Су-27 выпущен в советское время, относится к первым машинам четвёртого поколения, в строю находятся поздние модификации этого самолёта числом около 360 единиц.
На базе Су-27 выпущена машина Су-30, имеющая РЭО, способное выделять цели на земле и в воздухе на большом удалении и передавать целеуказания другим экипажам. Всего в наличии 80 таких самолётов.
Ещё более глубокой модернизацией Су-27 стал истребитель Су-35, этот самолёт относится к поколению 4++, он обладает высокой маневренностью и оснащена новейшей электроникой.
Эти самолёты поступили в строевые части в 2014 году, в составе военно-воздушных сил находится 48 самолётов.
Су-35
Четвёртое поколение российских самолётов началось с МиГ-27, модифицированных моделей этой машины выпущено более двух десятков, всего в строю 225 боевых единиц.
Ещё один истребитель-бомбардировщик, о котором нельзя не упомянуть – это Су-34 новейшая машина, находящаяся на вооружении ВВС в количестве 75 единиц.
Штурмовики и перехватчики
Су-24 – это точная копия F-111 самолёта ВВС США, который давно уже не летает, его советский аналог пока ещё в строю, но к 2022 году все машины будут списаны, сейчас на вооружении около сотни подобных машин.
Су-25 Грач
Легендарный штурмовик Су-25 «Грач», обладающий высокой живучестью, был разработан в 70-е годы настолько удачно, что после стольких лет эксплуатации его собираются модернизировать, так как не видят пока достойной замены. На сегодня боеспособных машин 200 единиц и 100 самолётов находится на консервации.
Перехватчик МиГ-31 развивает высокую скорость в считаные секунды и рассчитан на большой радиус действия. Модернизация этой машины к двадцатому году будет выполнена, всего насчитывается в частях 140 таких самолётов.
Военно-транспортная авиация
Основной парк транспортных самолётов – это машины КБ Антонова и несколько модификаций конструкторского бюро Ильюшина. Среди них лёгкие транспортники Ан-26 и Ан-72, машины средней грузоподъёмности Ан-140 и Ан-148, солидные большегрузы Ан-22, Ан-124 и Ил-86. Около трёх сотен транспортников выполняют задачи по доставке грузов и боевой техники.
Учебные самолёты
Спроектированный после развала Союза, пошёл в серию единственный учебный самолёт Як-130 сразу завоевавший репутацию прекрасной машины для обучения с программой имитации самолёта, на который переучивается будущий пилот. Кроме него, имеются чешский учебный самолёт L-39 и самолёт для подготовки лётчиков транспортной авиации Ту-134УБЛ.
L-39
Армейская авиация
Этот вид авиации представлен в основном вертолётами Миля и Камова да ещё машиной Казанского вертолётного . После снятия с производства Ка-50, армейская авиация России пополнилась сотней Ка-52 и таким же количеством Ми-28. Большинство вертолётов, находящихся в строевых частях – это проверенные Ми-8 и Ми-24. Восьмёрок, находящихся в строю – 570 единиц, а Ми-24 – 620 единиц. Надёжность этих советских машин не вызывает сомнений.
Беспилотные ЛА
Этому виду вооружения в СССР придавали мало значения, но технический прогресс не стоит на месте и в нынешние времена беспилотники нашли достойное применение. Эти летательные аппараты ведут разведку и съёмку позиций неприятеля, осуществляют уничтожение командных пунктов без риска для жизни людей, осуществляющих управление этими беспилотникамми. В штате ВВС несколько видов БПЛА – это «Пчела-1Т» и «Рейс-Д», ещё остался до сих пор в строю устаревший израильский беспилотник «Форпост».
Пчела-1М
АПР-2 Ястреб
ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)АПР-2 “Ястреб” / “Ястреб-М” АПР-2Е “Ястреб-Э”
Конструкция – в состав торпеды (см.рисунок) входят головной обтекатель (1), приборный отсек с приборами системы наведения и управления (2, 4), боевая часть (3), двигатель (5), рулевой отсек (6) и тормозная система (7). В ходе эксплуатации контроль торпед осуществляется станцией автоматического контроля АКИПС-1.
На АПР-2 применена гидроакустическая система самонаведения (ССН) с использованием комбинации корреляционно-фазового метода обработки гидроакустической информации с методами согласованной фильтрации и амплитудной селекции. Примененные технические решения позволяют работать системе обнаружения и пеленгования (СОП) при работающем двигателе. Боевая часть для ракеты была создана в НИИМаше, в отличие от ракеты АПР-1 “Кондор”, новая БЧ имела более мощный состав ВВ, что позволило снизить массу БЧ при сохранении эффективности. Вероятность поражения цели при среднеквадратичной ошибке целеуказания 300-500 метров составляет 0,7-0,85.
Принцип наведения ракето-торпеды – после приводнения под углом 17 град ракета планирует погружаясь с циркуляцией, без включения двигателя (максимум до глубины в 150 м). В это время ССН ракеты осуществляет поиск и обнаружение ПЛ-цели при минимальном уровне собственного шума ракето-торпеды в пассивном режиме. Обнаружив ПЛ-цель, ССН фиксирует (пеленгует и запоминает) направление на нее. После обнаружения цели включается двигатель ракеты, при этом резко возрастает собственный шум – ходовая помеха – и ССН “глохнет”; за счет работы инерциальной системы управления ракето-торпеда движется в направлении на определенное ранее положение цели, и, подойдя на близкое расстояние, ССН повторно обнаруживает ПЛ-цель и осуществляет наведение на нее.
Радиус реагирования ССН в активном режиме:– по подводным лодкам – 1500 м– по надводным кораблям – 1000 мРадиус реагирования ССН в пассивном режиме – 500 мСектор поиска целей гидроакустической ГСН – 45 гр. по горизонту и 90 град. по вертикалиРазрешающая способность пеленгования – до 0.4-0.5 сиганл/шумТочность пеленгования – 2 град.
Калибр – 350 ммДлина – 3700 мм
Масса – 575 кг Масса БЧ – 80 кг (тротиловый эквивалент – 100 кг)
Высота сброса с носителя – 300-2000 мСкорость носителя при применении – до 800 км/чВремя выполнения задачи – 1-2 минВремя самоликвидации – 15-20 мин
Тип БЧ – фугасная, взрыватель неконтактный акустический. Новый состав ВВ. Разработка БЧ – ГосНИИМаш, производство – Новосибирский завод искусственного волокна.Глубина снятия предоханения – 20 м
Модификации:АПР-2 “Ястреб” / “Ястреб-М” – базовая модель;
АПР-2Е “Ястреб-Э” – экспортная модификация, выпущена в 1984 г. Поставлялась на экспорт.
Носители: – противолодочные вертолеты Ка-27ПЛ, Ка-28, Ми-14ПЛ– самолеты Ил-38, Ту-142М
голоса
Рейтинг статьи
История
Самолет выполнен по схеме свободнонесущий низкоплан. Крыло с удлинением более 8 имеет щелевые закрылки большого размаха, щелевые элероны и специальные законцовки крыла. Вся конструкция самолета, за исключением стабилизатора и рулей, выполнена из стеклопластиковых трехслойных панелей. Оперение крестообразное, подкосное, металлическое. Все рули имеют весовую балансировку. Шасси с хвостовым колесом рассчитано на эксплуатацию самолета с неподготовленных площадок. Высота стоек шасси позволяет подвешивать под фюзеляж химаппаратуру и различные грузы, а так же применять винт большого диаметра. Кабина экипажа имеет панорамное остекление. Козырек фонаря кабины имеет одинарную кривизну, что позволяет уменьшить искажения. Компоновка кабины спроектирована для размещения пилотов, ростом до 1,95м. Кресла пилотов регулируемые по высоте.
Самолет имеет комплект приборного оборудования для визуальных полетов, СПУ, систему спутниковой навигации GPS и УКВ-радиостанцию. Возможна установка второго комплекта приборов для инструктора. Предусмотрена противокапотажная рама и установка спассистемы. Привод выпуска закрылков- электромеханический. Самолет оборудован системой управления хвостовым колесом и системой раздельного торможения основных колес с гидравлическими тормозами. На руле высоты установлен триммер с механическим приводом. Управление самолетом дублированное. Возможна установка дополнительных топливных баков, фар, и другого оборудования. В случае установки винта изменяемого шага ожидается значительный прирост летных характеристик.
Литература
- Г. Холявский. Гусеничные боевые машины: 1919—2000 гг. — Мн.: Харвест, 2001. — 655 с. — (Энциклопедия бронетехники). — 11 000 экз. — ISBN 978-9-85-130035-4.
- «Зарубежное военное обозрение», 2009 г., № 3, с.35-36.
Это заготовка статьи о бронетехнике. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Это заготовка статьи о Великобритании. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Тяжёлые танки | Конкэрор |
Средние и основные боевые танки | Центурион · Виккерс · Чифтен · Челленджер · Челленджер 2 · COMRES 75 ·MBT-80 ·MBT-90/95 |
Бронеавтомобили | Феррет · Саладин · Фокс · Снэтч · CavCat · Оцелот |
Боевые машины ПТРК | FV438 · FV102 Страйкер |
Истребители танков | Чариотир |
Самоходные гаубицы | Эббот · AS-90 |
Бронетранспортёры | Сарацин · Пиг · FV420 · FV432 · Спартан · Штормер · Саксон · BvS 10 |
Боевые машины пехоты | Уорриор · ACAVP · Ajax |
БРЭМ | FV222 · FV106 |
Танковые мостоукладчики | Титан |
Инженерные машины | FV180 · Троян · Терьер · JSFU |
Курсивом выделены опытные и не пошедшие в серийное производство образцы |
Дальнемагистральный авиалайнер CR 929
Авиалайнер CR929
Предварительное соглашение о разработке нового современного дальнемагистрального самолета CR929 российская ОАК и китайская COMAC подписали еще в 2014-м, а спустя 2 года и основной договор. В 2021 году на заводе COMAC в Китае началась сборка первого образца лайнера. По первоначальному плану поставить первый серийный самолет планировалось в 2027 году.
Этот самолет позиционируют как конкурент пассажирским самолетам Boeing-777 и A330, способный пролететь 12 тысяч км. Он должен получить два двигателя: проект предполагает установку американских General Electric или британских Rolls-Royce. Однако, с изменением в геополитике эти планы могут не осуществиться. Поэтому, скорее всего, этот проект будет оснащаться российскими двигателями ПД-35, когда они будут приняты в эксплуатацию.
Кроме двигателей, российская сторона в этом проекте отвечает за механизацию крыла, центроплан и консоли крыла. В зоне ответственности Китая находились вертикальное и горизонтальное оперение, фюзеляж и обтекатель.
Идея совместного проекта дальнемагистрального лайнера родилась на основании потребностей российсих и китайских авиакомпаний в недорогом, надежном дальнемагистральном лайнере, эксплуатация которго бы не зависела от политической воли стран-производителей
Кроме того, новый игрок на олигополическом рынке гражданской дальней авиации мог привлечь внимание авиакомпаний из стран, не входящих в «западный» блок: те с удовольствием бы перешли на использование не-американской и не-европейской авиатехники.Однако пока что дела по проекту CR 929 продвигаются медленно: стороны соглашения конфликтуют, выясняя кто и что должен делать
Сравнительные данные актуальных турбореактивных двигателей для гражданской авиации
Тип двигателя | CFM-56-7 | CFM-56-5 | LEAP-1B | LEAP-1A | PW1400G | SaM.146 | ПС-90А1 | ПС-90А2 | ПД-14 |
Разработчик и производитель | CFM International (США и Франция) | CFM International (США и Франция) | CFM International (США и Франция) | CFM International (США и Франция) | Pratt&Whitney (США) | PowerJet (Франция и Россия) | «Авиадвигатель» “ОДК-Пермские моторы” | «Авиадвигатель» “ОДК-Пермские моторы” | «Авиадвигатель» “ОДК-Пермские моторы” |
Тяга на взлетном режиме, тонн | 12,38 | 12,25 | 12,66 | 14,92 | 14 | 7,9 | 17,4 | 16 | 14 |
Диаметр вентилятора, м | 1,613 | 1,735 | 1,763 | 1,98 | 2,057 | 1,224 | 1,9 | 1,9 | 1,9 |
Степень двухконтурности | 5,1 | 5,7 | 8.5 | 11 | 12 | 4,4 | 4,5 | 4,5 | 8,5 |
Степень повышения давления | 32,7 | 32,6 | 43 | 45 | 45 | 28 | 38 | 39,6 | 41 |
Температура на входе в турбину, град. Кельвина | 1830 | 1820 | 1610 | 1640 | 1718 (до 1800) | 1760 (до 1800) | |||
Удельный расход топлива, кг/кгс*ч | 0,62 | 0,6 | 0,53 | 0,51 | 0,51 | 0,629 | 0,604 | 0,6 | 0,525 |
Сухая масса, кг | 2370 | 2380 | 2858 | 1708 | 3100 | 2950 | 2870 | ||
Поставочная масса, кг | 3400 | 4030 | 4080 | 4305 | 4220 | 3970 | |||
Количество ступеней компрессора | 13 | 14 | 14 | 14 | 12 | 10 | 16 | 16 | 12 |
Количество ступеней турбины | 5 | 5 | 7 | 9 | 5 | 4 | 6 | 6 | 8 |
Суммарное число ступеней лопаточных машин | 18 | 19 | 21 | 23 | 17 | 14 | 22 | 22 | 20 |
Начало коммерческой эксплуатации, год | 2007 | 2007 | 2017 | 2016 | 2016 (GTF на A320neo и A220) | 2010 | Сертификация 2007, эксплуатация в АК «Полет» с 2011 | Сертификация 2009, серийно не выпускался | Сертификация 2021, начало эксплуатации по плану 2022 |
Применение | Boeing 737NG | Airbus A320 | Boeing 737MAX | Airbus A320neo | МС-21-300 | SSJ100 | Ил-96-400Т | Разработан для Ту-204СМ | МС-21-300 |
Модификации
Базовый вариант обладает тягой 16 тыс. кгс, расход горючего составляет 0,595 кГ/кгс*ч. Данный агрегат используется на самолетах Ту-204, Ту-214, Ил-96-300 и Ил-96-300ПУ (президентский). Иные версии:
- ПС-90А1 официально принят в эксплуатацию в 2007 году, соответствует всем стандартам ИКАО, обладает повышенной тягой до 17400 кгс, устанавливается на «транспортник» Ил-96-400Т
- более экономичный (разница 18-19 %) и менее шумный ПС-90А-76 заменил использовавшийся ранее Д-30КП на лайнере Ил-76
- ПС-90АЕ, ПС-90АЕ1 и ПС-90АЕ-76, сертифицированные в 2011 году, отличаются более широким эксплуатационным температурным диапазоном (до -30 С°)
О следующей версии ПС, в разработке которой принимали участие несколько стран, стоит рассказать отдельно.
Автосигнализация А93 – лидер продаж
Явным фаворитом среди охранных систем Starline А90-96 является модель А93. Она привлекает покупателя наличием всех необходимых функций, а также возможностью выбрать дополнительные опции, такие как GPS модуль, CAN+LIN-системы и дополнительное блокировочное реле.
Модель имеет несколько различных модификаций: автосигнализация starline a93 gsm, с функцией управления с помощью мобильного телефона, CAN+LIN или 2CAN+2LIN, которые имеют возможность интеграции в электрическую систему автомобиля, а также вариант ECO, который обладает несколько урезанной комплектацией и стоит дешевле.
Рассмотрим характеристики, присущие всем вариантам противоугонной системы А93:
- Трехуровневая защита автомобиля: индивидуальный пин-код, иммобилайзер, охранная система
- Автозапуск двигателя. Включить мотор можно вручную, по команде с пульта или телефона, а также в заданное время с помощью специальной программы.
- Датчик удара и перемещения. Если грабители решат поднять автомобиль на домкрате или перевезти его с помощью эвакуатора, датчик тут же сработает, включит сирену, и пришлет оповещение хозяину.
- Оборудованная модулями CAN+LIN автосигнализация starline a93 2can 2lin eco позволяет с легкостью интегрировать ее в штатную электропроводку и максимально синхронизировать действия блока управления машины и противоугонной охраны.
- Подключение дополнительных возможностей, таких как управление световыми сигналами, поднятие стекол или складывание зеркал, возможно благодаря дополнительным каналам
Радиус действия автосигнализации starline a93 достигает 2000 метров и даже больше ( в зависимости от наличия помех в эфире и особенностей рельефа).
Самолет для малых авиалиний ЛМС-901 «Байкал»
Самолет ЛМС-901 «Байкал» //Фото sgnorilsk.ru
Самолет ЛМС-901 создан частной компанией «Байкал Инжиниринг» в рамках контракта с Минпромторгом России на создание легкомоторного 9-местного самолета для региональных линий малой и средней протяженности. В соответствии с опубликованными техданными аэроплана ЛМС-901 «Байкал», самолет может принять на борт до 2000 кг груза или 9 пассажиров и перевезти их на расстояние до 1500 км с средней скоростью до 300 км/ч. После сертификации «Байкал» заменит работающие сегодня аэропланы Ан-2.
Примечательно, что несколько лет назад имя «Байкал» было присвоено глубокой модификации самолета Ан-2 разработки разработанного ФГУП «СибНИА им. С.Чаплыгина» под индексом ТВС-2ДТС. Сообщалось, что проектнадя документация этого самолета была передана на Улан-Удэнский авиационный завод, должна была начаться серийная сборка самолетов. Однако в 2020 году Минпромторг забраковал этот вариант самолета и провел тендер на разработку новой модели легкомотроного пассажирского воздушного судна.
Так или иначе, но обновленный «Байкал» завершает прохождение испытаний. Первым его коммерческим эксплуатантом станет региональная авиакомпания «КрасАвиа». «Наша стратегическая задача — регулярные перевозки в Красноярском крае, от Приангарья до самого севера: Эвенкийского и Таймырского районов. Будем использовать самолеты для полетов в отдаленные поселки вместо вертолетов; это позволит удешевить перевозки и увеличить частоту сообщения», — пояснил Андрей Егоров, гендиректор «КрасАвиа», в беседе с АТО.ру.
В начале августа 2022 года авиакомпания подписала контракт на поставку 10 таких самолетов с Уральским заводом гражданской авиации, на котором будет вестись производство этого самолета.
С канистрой между самолетами
Дозаправка в воздухе позволяет самолетам пополнять баки топливом без посадки, прямо во время полета. Сегодня это будничный процесс для военных летчиков, который, тем не менее, требует серьезной подготовки. Попробуйте представить, что вам нужно на большой скорости заправить свой автомобиль от едущей рядом автоцистерны. По словам пилотов, дозаправка в воздухе, в особенности ночная – технически более сложный процесс, чем стыковка космических кораблей.
Уже на заре авиации конструкторы задумывались, как увеличить дальность полета крылатых машин, и самой очевидной мыслью было увеличить запас топлива. Считается, что первым идею дозаправки аэропланов в небе при помощи шланга высказал российский ас и изобретатель Александр Прокофьев-Северский в 1917 году. С приходом к власти большевиков он эмигрировал в США, где в 1921 году получил патент на свое изобретение.
Александр Прокофьев-Северский
В том же году в США была зафиксирована первая попытка переправить топливо с одного самолета на другой. Проделана она была в оригинальной манере: американец Уэсли Мэй с канистрой горючего, привязанной у него за спиной, перебрался в воздухе с одного аэроплана на другой и залил топливо в бак. Очевидно, что это был не самый практичный способ.
В 1923 году армией США были проведены испытания дозаправки уже по методу, предложенному Северским: 15-метровый шланг спускался с одного самолета к другому, пилот заправляемой машины ловил шланг и прикреплял к баку, под воздействием силы тяжести горючее перетекало из бака в бак. Для безопасности шланг оснащался клапаном, который перекрывал ход горючего, если шланг отсоединялся раньше времени. Благодаря этой технике в 1923 году американцы установили несколько мировых рекордов продолжительности полетов.
Особые возможности самолета
Самолет был построен на авиационном заводе в Воронеже. При проектировании конструкторы учитывали десятки факторов, которые могли бы стать важными при эксплуатации. Ключевой возможностью, которая была реализована на авиалайнере Путина, стала уникальная радиоэлектронная начинка.
Она позволяет отправлять сообщения во время полета в любую точку мира, шифруя их сложным кодом, взломать который практически невозможно. Президент может передавать приказы на землю любым государственным структурам, но основной целью связи считаются военные на случай непредвиденного конфликта. Поэтому шифрование имеет особое значение.
ПС-90А2
Изначально создавался совместно с Pratt & Whitney (США), часть компонентов поставляли предприятия Швейцарии, Швеции, ФРГ и Франции. В итоге удалось увеличить КПД турбины на 3%, расход горючего соответственно снизился, а срок службы лопаток вырос до 10 тыс. часов. Система управления силовой установкой получила новую современную элементную базу. Газы перед турбиной разогреваются до 1546 С°, а тяга увеличилась до 18 тыс. кгс.ПС-90А2 соответствует жестким стандартам не только по уровню шума и выбросам. Мотор удовлетворяет требованиям ETOPS 180, разработанными для двухдвигательных лайнеров. Это значит, что при поломке одного из агрегатов самолет продержится в воздухе не менее 3-х ч. Трудоемкость ТО мотора снизилась в 2 раза, а значит и затраты на обслуживание стали меньше на 38 %. Новый агрегат поставили на ТУ-204СМ. Договорились с Ираном на поставки самолета. Но увы! Участие американцев в создании авиамотора затруднило выполнение контракта. Они посчитали, что ПС-90А2 имеет двойное назначение и наложили (через международные организации) запрет на экспорт лайнеров в Сирию и Иран.
Взаимодействие с Pratt & Whitney прекратилось в 2011-м, права на технологии, а также контрольный пакет акций были переданы и проданы российской Объединенной двигателестроительной корпорации.
Положение создалось крайне неприятное и выход был найден оригинальный – в РФ приступили к созданию ПС-90А3. По основным характеристикам этот двигатель идентичен предшественнику, но отличается от него установкой вентилятора от ПС-90А. Узел нужен для локализации разрушений при поломке верхней части турбинной лопатки. Это дало возможность сертифицировать ПС-90А3 по нормам годности РФ (НЛГС-3), а не жестким требованиям международных правил АП-33. Т. е. ПС-90А3 может устанавливаться вместо ПС-90А2, если эксплуатанты посчитают замену нужной. Понятно, что поставили модифицированные моторы и самолеты пошли на экспорт.
Дизайн и развитие
С появлением нового поколения российских авиалайнеров « Авиадвигатель» разработал ПС-90, удовлетворяющий требованиям экономичности, производительности и выбросов выхлопных газов. Он представляет собой огромный шаг вперед по сравнению с предыдущими поколениями советских двигателей 1960-х годов. ПС-90 почти вдвое эффективнее этих двигателей и вполне конкурентоспособен с западными двигателями 1980-х годов, такими как Pratt & Whitney PW2000 .
Особенности дизайна
Он включает в себя многие новинки российского двигателя с передовыми технологическими функциями, такими как
- Конструкция ТРДД с большим байпасом для экономии
- Встроенный выхлоп с выхлопным смесителем для хорошей эффективности
- Выхлопной канал с акустической обработкой для снижения шума
- Полнофункциональное цифровое управление двигателем ( FADEC )
- Длительный срок службы благодаря техническому обслуживанию по состоянию
- Модульная конструкция для простоты обслуживания
Впервые он был сертифицирован в 1992 году и с тех пор находится в эксплуатации.
Bombardier (Canadairs CL-415)
В декабре 1986 года компания «Canadair Ltd» была куплена фирмой «Bombardier Inc.», а в августе 1988 года образовалась группа «Canadair Group of Bombardier Inc.». Эти исторические события произошли в период, когда «Canadair» вела разработку турбовинтового варианта летающей лодки-амфибии CL-215. Замена поршневых моторов турбовинтовыми двигателями обещала повышение летных данных, увеличение тяговооруженности и облегчала снабжение самолета топливом и запасными частями. В 1991 году улучшенный вариант амфибии получил обозначение CL-415, чтобы не путать с турбовинтовой конверсией CL-215T поршневого самолета. Официальная презентация новой модификации состоялась в октябре 1991 года – после получения первого заказа от Франции.
Первый CL-415 поднялся в воздух 6 декабря 1993 года, канадский сертификат летной годности был получен в июне, а сертификат США – в октябре 1994 года. В декабре 1994 года первую машину передали Франции. Изначально предполагалось построить 50 самолетов первой производственной серии, но к маю 2009 года заказчики получили 67 самолетов, к этому времени компания получила заказы на 71 машину.
CL-415 унаследовал проверенный планер амфибии CL-215, хотя в конструкцию самолета внесли ряд изменений, самым важным из которых стала установка двух турбовинтовых двигателей Pratt & Whitney Canada PW123AF, гондолы которых разместили над крылом, чтобы поднять выше ось вращения новых четырехлопастных винтов Hamilton Standard. К другим заметным внешним отличиям относятся небольшие винглеты на концах крыла, установленные для повышения поперечной устойчивости. С целью компенсации потери путевой устойчивости из-за перемещения вверх двигателей, доработали хвостовое оперение. Также была увеличена мощность приводов поверхностей управления, установлена система централизованной заправки топливом под давлением, приборное оборудование выполнено по принципу «стеклянной кабины», заменена электросистема, установлен кондиционер кабины. Конструкция планера усилена с целью увеличения максимальной взлетной массы, установлены четыре бака для воды или противопожарной смеси суммарной емкостью 6140 л.
Bombardier (Canadairs CL-415) (общий вид)
В стандартном варианте амфибия CL-415 предназначена для тушения пожаров, а также перевозки грузов и пассажиров. Обычно самолет обозначают просто «415» или «415 Superscooper». Противопожарный самолет может быть достаточно легко переоборудован в транспортный. Даже в противопожарном варианте самолет способен перевозить до восьми пассажиров, после переоборудования пассажировместимость возрастает до 30 человек. Если установленные над полом кабины баки для воды не демонтируются, то самолет способен перевозить груз и до 11 пассажиров, кресла для пассажиров ставятся перед и за баками. «Canadair» также предлагает вариант CL-415M, предназначенный для патрулирования морских акваторий, выполнения поисково-спасательных и специальных задач. На CL-415M предусмотрена возможность установки РЛС, современной навигационной системы и другого специального оборудования. В серию самолет запущен как Bombardier 415MP.
Всего на 2014 год построено 88 самолетов, из которых в эксплуатации находятся порядка 70 машин. Самолет занимает довольно узкий рынок специальных самолетов, но в этой области он хорошо распространен в Европе и Северной Америке.
Технические характеристики Bombardier (Canadairs CL-415)
Наименование показателя | Значение |
Экипаж, чел. | 2 |
Размах крыла, м | 28,63 |
Длина самолета, м | 19,82 |
Высота самолета, м | 8,98 |
Площадь крыла, м2 | 100,33 |
Масса пустого самолета, кг | 12860 |
Максимальная взлетная, кг: | |
– с воды | 17230 |
– с суши | 19890 |
Внутреннее топливо, л | 5800 |
Тип двигателя | 2 ТВД Pratt Whitney Canada PW123AF |
Мощность, л.с. (кВт) | 2 х 2380 (1774) |
Максимальная скорость, км/ч | 359 |
Крейсерская скорость, км/ч | 333 |
Скорость сваливания, км/ч | 126 |
Дальность действия, км | 2443 |
Практический потолок, м | 4500 |
Скороподъёмность, м/с | 8,1 |
Полезная нагрузка | 26-30 пассажиров или 3864 кг груза, или 6,12 т огнетушащего вещества |
Среднемагистральный авиалайнер Ту-214
Авиалайнер Ту-214 авиакомпании «Россия» //Фото ОАК
Возобновление производства советского среднемагистрального авиалайнера Ту-214 началось на Казанском авиастроительном заводе им. Горбунова в апреле 2022 года. Как сообщают СМИ, там заложили серию из 20 таких самолетов, первые из которых будут готовы уже в начале 2023 года.
«Мы действительно запускаем в производство партию в 20 машин на ближайшие несколько лет совместно с нашими партнерами по кооперации… В стапелях агрегатной сборки находится первый самолет этой партии. В цехах ведется изготовление деталей для последующих самолетов. Программа предусматривает сдачу первых самолетов в 2023 году», — пояснил генеральный директор «Объединенной авиастроительной корпорации» Юрий Слюсарь. Всего до 2030 года планируется построить не менее 70 таких авиалайнеров.
Самолет советской разработки перед запуском на производственные линии модернизировали. Как рассказал Юрий Слюсарь, самолеты будут довольно комфортными для пассажиров: их оснастят новым светотехническим оборудованием, креслами, изготовленными по международным стандартам, полками для багажа, системой кондиционирования. В правительстве России уверены, что Ту-214 в ближайшие годы станет основным самолетом в пяти российских авиакомпаниях. Однако сами авиакомпании не спешат делиться планами его приобретения: на сегодня о том, что Ту-214 появится в их флоте заявили только «Аэрофлот» и Azur Air.
Ту-214 совершил первый коммерческий полет в 2001 году для авиакомпании «Дальавиа». Это двухмотроный низкоплан с пассажирским салоном на 210 человек в одноклассной компоновке, двигателями ПС-90А, способный в максимальной загрузке совершать полеты дальностью до 3600 км. В Российских авиакомпанийх в 2001 — 2016 годах эксплуатировалось почти 45 самолетов этого типа.