ИЛ-76МД «СКАЛЬПЕЛЬ» — летающая больница

Самолет-госпиталь (СССР)

«Скальпель-МТ» построен на базе легендарного Ил-76

ИЛ-76МД Скальпель» изготовлен Ташкентским авиационным заводом в 1983 году. Машина впервые поднялась в воздух 23 июля 1983 года, еще через год поступила на вооружение.

В салоне самолета специальным медицинским оборудованием оснащены три кабины: операционная, реанимационная и интенсивной терапии. Для питания оборудования имеются еще два электросиловых модуля. Модули с медицинским оборудованием могут использоваться и отдельно от самолета, то есть составленный из них полевой госпиталь можно развернуть на земле.

Автономность работы госпиталя рассчитана на 14 дней. В сутки госпиталь может принять до 120 пострадавших. «Летающий госпиталь» применялся на последнем этапе Афганской войны, а в 1988 году вывозил больных и раненых из Армении, пострадавшей от землетрясения. Участвовал он ив чеченской войне.

Всего на базе транспортной машины Ил-76МД было изготовлено два таких самолета. Еще один переоборудовали в гражданский медицинский комплекс, получивший название Ил 76ТД-С «Айболит».

Специальные самолеты

К специальной авиации относят:

  • заправщики ИЛ-78;
  • самолеты радиолакационной службы А-50;
  • разведчики Ту-214;
  • самолеты наблюдения Ан-30.

Заправщики ИЛ-78 (Ил-78М) способны осуществлять заправку других летательных аппаратов в воздухе. Ил-78М перевозит до 35 тонн топлива при дальности полета 4000 км, а при дальности полета 1800 км он способен перевезти до 65 тонн топлива.

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 применяется для обнаружения летательных аппаратов и кораблей противника, передачи сведений командным центрам, наведения на цели самолетов. Все авиакомплексы базируются на аэродроме Северный в г. Иваново. Постоянно выполняют боевые задачи 10 самолетов (из них 4 модернизированы до А-50У).

Самолет воздушного наблюдения и фотосъемки Ан-30 был создан для обнаружения замаскированных целей, фотографирования районов военных действий, инфраструктуры. Развитие спутниковых технологий слежения и высокая уязвимость Ан-30 от средств ПВО противника приводят к тому, что он постепенно выводится из эксплуатации. Сейчас в ВКС числится менее 10 самолетов этого типа.

МиГ-35

Новый российский легкий истребитель. Относится к поколению 4++, с характеристиками, максимально приближенными к 5 поколению. Предназначен для установления господства в воздухе и использования высокоточного оружия для нанесения эффективных ударов по надводным и наземным целям за пределами зоны ПВО противника.

Введен в эксплуатацию в 2022 г. Разработан путем модернизации МиГ-29М/М2 и МиГ-29К/КУБ, модель получила улучшенные эксплуатационные характеристики, повысились ее универсальность и боевая эффективность. Самолет стал более экономичным, дешевым, улучшилась малозаметность.

ИЛ-80 — сверхсекретный командный центр

Воздушный командный пункт (Россия)

Западная разведка впервые обнаружила существование данного воздушного командного пункта лишь в 1992 году

Воздушный командный пункт Ил-80 создан на базе транспортного самолета Ил-86. Машина предназначена для оперативного управления войсками в случае вооруженного конфликта с применением ядерного оружия.

Внешне самолет отличается от Ил-86 крупным отсеком наверху фюзеляжа для специального радиоэлектронного оборудования. Ил-80 лишился иллюминаторов, зато на крыльях появились особые устройства — пилоны — для крепления дополнительного электрооборудования.

На вооружении ВВС России находятся три Ил-80

В хвостовой части установлена специальная антенна очень низких частот, которая применяется для связи с подводными лодками. Для питания многочисленных бортовых радиоэлектронных систем самолет оснащен дополнительным турбогенератором.

Первый полет машина совершила 29 мая 1985 года. Впоследствии было построено еще три таких самолета. В 1992 году они поступили в эксплуатацию. Машины постоянно находятся на аэродроме Чкаловский под Москвой.

Какая-либо другая информация о них остается закрытой. Это один из немногих до сих пор засекреченных образцов военной техники. Ил-80 принял участие в параде Победы 9 мая 2010 года, пролетев над Красной площадью.

Под крыльями видны большие сигарообразные обтекатели со спецоборудованием

НАТО дало этому самолету кодовое название «Максдом»

Прорывные технологии

— На этот раз я хотел побеседовать с вами об очередном замечательном достижении нашей армии, промышленности и науки. Речь идет о самолёте А-100 “Премьер”. Это “летающий штаб”, ДРЛОиУ (самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления), который поднят в воздух в новой версии 10 февраля 2022 года, в серийном доработанном виде. Его испытания проходили в 2015-2016 годах. Предполагается, что до 2024 года должно быть произведено 36 бортов.

Это самолёт на базе Ил-76МД-90А. Ил-76 — очень хорошая схема. Даже натовцы за Ил-76 гонялись, потому что он превосходит возможности их “Геркулеса” — американского военно-транспортного самолёта. Но, естественно, отношение к классическому Ил-76МД наш А-100 “Премьер” имеет весьма отдалённое. Сохраняется его длина корпуса — 47 метров, размах крыла — 51 метр, то есть классическая аэродинамическая схема для этого самолёта.

Но у него на борту “супермозг”. Этот компьютер — бортовой радиоэлектронный комплекс, который способен обрабатывать любую информацию, притекающую в центр принятия решения с земли, в том числе со спутников. Информация обрабатывается в “мозгу” весом 20 тонн. Для сравнения, у Су-57 бортовой комплекс весит 500 кг.

Он был модернизирован пару раз. Но тем не менее это базово управляющий центр эпохи 1978 года. Кто-то скажет, что мы отстали. Нет, мы не отстали, а опередили. Потому что американский AWACS — Boeing E-3 поднялся в воздух в 1975 году. И с тех пор не претерпел значительных изменений. Пару раз был тоже модернизирован. Но тем не менее уступает нашему А-100.

Это детище под эгидой Ростеха, “ТАНТК имени Бериева” (находится в Таганроге) и знаменитого НПО “Вега”, включая КБ “Вега”, которое отвечало за суперкомпьютер на борту. На нашей базовой платформе — классические двигатели ПС-90А-76. Главные особенности тут в сравнительном анализе с западными AWACS. Сравнительный анализ — это действительно сложная работа, так как любое государство засекречивает боевой режим работы подобных аппаратов. А внешне — самолёт и самолёт, Ил-76 и Ил-76. Но кое-что удалось выудить из открытых и полуоткрытых источников.

А-100 “Премьер” сопровождает при помощи двухдиапазонного локатора, снабжённого АФАР (фазированной антенной решеткой), до 300 целей. По некоторым данным, возможности нашего локатора гораздо выше — до 600 целей. А Е-3 в центре AWACS, боинговский, действительно ведёт только 300 целей.

Дальше смотрим. Истребители на малой высоте. Наш А-100 берёт их за 600 км, а AWACS боинговский — за 400 км. Наши стратегические бомбардировщики видят за 900 км, а AWACS — за 650 км. Разница очень большая, когда надо принимать решение, и счёт идёт на минуты. Групповую цель на земле А-100 видит за 450-500 км, а AWACS — за 300 км.

Зачем вообще подобная техника нужна? Радиолокационный комплекс, стоящий на земле, в среднем видит цель за 20-25 км. А в случае с А-100 “Премьер” — в 2-3 раза больше, потому что он наблюдает сверху. С расстояния лучше наблюдать:

  • землю,
  • нижнюю полусферу,
  • верхнюю полусферу.

Поэтому важно, что наш борт работает со спутниками. Для него открыто наблюдение на 360 градусов

Старенький А-50 вёл 40-50 целей — несравнимо с 300, а уж тем более с 600.

GPU Tesla A100

GPU Tesla A100 обеспечивает непревзойденное ускорение для задач ИИ, анализа данных и для решения самых сложных вычислительных задач. A100 представляет собой самую производительную комплексную платформу для ИИ и HPC, позволяя получать результаты в реальном времени и разворачивать масштабируемые решения.

При тренировке алгоритмов глубокого обучения, тензорные ядра с поддержкой Tensor Float (TF32) повышают производительность в 20 раз, не требуя изменений в коде, и в 2 раза ускоряют автоматическую функцию работы с различной точностью и FP16.

Тензорные ядра с двойной точностью обеспечивают самую большую производительность для высокопроизводительных вычислений с момента появления GPU. HPC-приложения также могут использовать TF32 для достижения до 11 раз большей пропускной способности для точных операций.

Специалистам по data science необходимо анализировать, визуализировать большие наборы данных и извлекать из них ценную информацию. Чтобы справиться с рабочими нагрузками, серверы укомплектованные графическими ускорителями A100 обеспечивают необходимую вычислительную мощь благодаря большим объемам высокоскоростной памяти с высокой пропускной способностью.

Ракетоносец Ту-160 aka «Белый лебедь»

Основная особенность Ту-160 – крыло с изменяемой геометрией. Данная конструкция придает преимущества и при взлете, и при посадке. Максимально отведенные от фюзеляжа консоли дают возможность взлетать с очень короткой для такой массы взлетно-посадочной полосы. Когда в полете консоли прижимаются к фюзеляжу, самолет достигает сверхзвуковых скоростей. Эта совершенная аэродинамическая схема сохранена в новой версии самолета – Ту-160М.

Фото: Кирилл Науменко / wikimedia.org

Сегодня Ту-160 является основным самолетом дальней авиации. Чтобы подчеркнуть ценность каждой машины, по инициативе дальней авиации самолетам были даны имена, например, «Валерий Чкалов» или «Илья Муромец». А еще это один из самых красивых самолетов в мировой авиации, поэтому летчики прозвали его «Белым лебедем».

Правда, существует и менее лиричное объяснение этого имени. По мнению некоторых экспертов в основу прозвища легло белое блестящее отражающее покрытие. Это своего рода защита для экипажа – Ту-160 может нести ядерное вооружение, а тепловая энергия взрывов огромна и отражение части этой энергии способно обезопасить экипаж.

Истребители

Истребитель Су-27. Всепогодный истребитель 4-го поколения, состоящий на вооружении с 1982 года. Именно на основе этого самолета были разработаны новейшие Су-30, Су-34 и Су-35. По состоянию на 2017 год ВКС имели 119 самолетов Су-27, из них более половины прошли глубокую модернизацию.

Истребитель-бомбардировщик Су-30 предназначен для завоевания господства в воздухе. К сентябрю 2018 года военная авиация России располагает 103 единицами Су-30СМ и 20 единицами Су-30М2. Все самолеты произведены не ранее 2010 года.

Истребитель МиГ-29. Самый массовый из действующих истребителей отечественного производства, производящийся с 1982 года. По состоянию на 2016 год в строю числилось 168 истребителей разных модификаций. Из них более 70 самолетов прошли модернизацию после 2009 года. Планируется постепенная замена на МиГ-35.

РАСПЕЧАТАННЫЕ ДЕТАЛИ И МОНОКРЫЛО

Проектировался Ил-112В с использованием передовых цифровых технологий и оснащен самыми современными бортовыми системами полностью отечественного производства. Современные требования к авиастроению предполагают передачу конструкторской документации в электронном виде, но на момент защиты технического проекта самолета в 2015 году «переход на цифру» в ОАО «Ил» еще не закончился – поэтому часть документации пришлось передать на завод-производитель в виде бумажных чертежей. К началу серийного производства Ил-112В всю конструкторскую документацию оцифруют.

При создании самолета применялись также и современные аддитивные технологии – к примеру, для первого летного образца Ил-122В на 3D-принтере распечатали макет воздухозаборника сложной конструкции – такие приемы ускоряют процесс создания самолета и доработки ряда узлов.

– рассказывал первый заместитель гендиректора Авиационного комплекса имени С. В. Ильюшина Павел Черенков.

Силовую установку для Ил-112В разработали и произвели на АО «ОДК-Климов» – это новейшая версия турбовинтовых двигателей ТВ7-117СТ. В Объединенной двигателестроительной корпорации подчеркивают, что двигатели в ходе первого полета нового самолета для ВТА отработали штатно. Мощность ТВ7-117СТ на максимальном взлетном режиме составляет 3100 л.с., повышенном чрезвычайном режиме – 3600 л.с.. В составе силовой установки двигатель ТВ7-117СТ работает совместно с воздушным винтом АВ-112 (разработки ПАО «НПП Аэросила»), обладающим большой производительностью и позволяющим увеличить лобовую тягу.

– отмечают в ОДК. Двигатели отличаются модульностью и экономичностью расхода топлива – одной из лучших в своем классе.

Двигатель ТВ7-117СТ на испытательном стенде

Бортовой комплекс обороны для Ил-112В позволит защитить Ил-112В от ракет класса «поверхность – воздух» и «воздух – воздух». Имея защиту от всех видов средств противовоздушной обороны и переносных зенитно-ракетных комплексов, самолет сможет действовать вблизи линии соприко­сно­вения с противником и участвовать в контртеррористических операциях. Разрабатывает его российский Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ госкорпорации «Ростех»).

У Ил-112В есть свои особенности, например – впервые в России для транспортного самолета производится «монокрыло», вместо двух отдельных консолей, которые обычно крепятся к центроплану, входящему в силовой набор фюзеляжа. Здесь центроплана вовсе нет: крыло «садится» на фюзеляж сверху и крепится к проушинам на двух силовых шпангоутах с помощью специальных креплений и расчалок – аналогичный подход применен и в конструировании элементов крепления шасси к фюзеляжу. Узлы, на которые навешиваются стойки основного шасси, не являются частью силового набора фюзеляжа, а крепятся к нему извне.

В процессе разработки у военных был ряд претензий к машине, одна из них – перетяжеление планера. Этот нюанс признает главный конструктор ПАО «Ил» Николай Таликов, поясняя распро­страненность подобных сложностей:

– говорил он телеканалу «Звезда».

После первого полета самолет предстоит доработать – на это уйдут ближайшие месяцы. По словам главного конструктора Таликова, после двух-трех полетов в Воронеже самолет перегонят в Жуковский для продолжения летно-конструкторских испытаний.

«БОИНГ E-4» — командный пункт президента США

Воздушный командный пункт (США)

E-4B оборудован надфюзеляжным обтекателем, в котором расположены антенны спутниковой и сверхвысокочастотной связи для радиообмена по каналам, защищенным от прослушивания

В 1973 году ВВС США объявили о начале работ по созданию самолетов — воздушных командных пунктов. Первые из них были сделаны на базе пассажирского авиалайнера «Боинг 747-200В» и имели обозначение Е-4А.

Затем появились машины Е-4В, отличавшиеся от первых более совершенными средствами связи, обработки и передачи информации, новыми способами предупреждения о ракетном нападении, а также возможностью дозаправки в воздухе. Время полета увеличилось до одной недели.

Е-4В в международном аэропорту «Эльдорадо» в Боготе (Колумбия)

Впервые Е-4А поднялся в воздух 13 июля 1973 года. Местом его дислокации стала военно-воздушная база в городе Эндрюс (штат Мэриленд), в 24 км от центра Вашингтона. В мае и сентябре 1974 года были изготовлены еще два таких самолета. В 1982 году начались работы по приведению всех этих машин к варианту Е-4В.

Модернизация была закончена к 1985 году. Один из четырех таких самолетов несет боевое дежурство на авиабазе «Эндрюс» в состоянии 15-минутной готовности к взлету. Постоянная численность военнослужащих на нем составляет 30 человек.

Полная вместимость машины — 114 человек. В начале 2000-х годов все четыре построенных самолета продолжали находиться на вооружении ВВС США. В январе 2006 года тогдашний глава Пентагона Дональд Рамсфелд объявил о предстоящем выводе их из эксплуатации с заменой двумя машинами «Боинг С-32».

Так как E-4B может дозаправляться в воздухе, то продолжительность его полета ограничена только емкостью маслобаков двигателей

Для идеальной всесторонней связи на борту E-4B установлено более 50 антенн

МиГ-31

Советский и впоследствии российский всепогодный сверхзвуковой истребитель-перехватчик. Первый боевой самолет СССР 4 поколения, разработанный еще в 1970-х г. на базе МиГ-25. В отличие от прототипа МиГ-31 стал 2-местным.

Предназначение самолета – перехват и уничтожение воздушных целей на разной высоте, в любое время суток, в любых погодных условиях, при применении противником ложных тепловых целей и радиолокационных помех.

Истребитель разрабатывали для перехвата авиационных ракет при любых скоростях и высоте, для уничтожения низколетящих спутников и дрейфующих аэростатов, которые с 50-х годов запускали над территорией Советского Союза НАТО. Вооружение: 6-ствольная автоматическая пушка, с комплектом из 260 снарядов, 4 управляемые ракеты большой дальности (120 км).

Символика ВВС РФ

Что касается символики военно-воздушных сил, шеврон ведомства имеет щитообразную форму. На синем фоне изображаются те или иные предметы, что зависит от того, к какому подразделению относится отдельный служащий. Швейное производство Obtex занимается профессиональной вышивкой шевронов, при желании Вы можете заказать шевроны ВВС РФ на нужное количество человек на официальном сайте нашего производства.

На флаге военно-воздушных сил Российской Федерации изображены полукрылья самолетов, перекрещивающиеся друг с другом, по бокам от которых изображены птичьи крылья. Это все находится на фоне из синих и желтых полос, расположенных вперемежку.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий